Адаптация к бронхиальной астме
Бронхиальная астма – хроническое заболевание, которое может привести к значительным ограничениям в физическом, эмоциональном и социальном аспекте жизни больных.
Эмоциональные факторы и ограничения в социальной сфере могут быть важнее неадекватно контролируемых симптомов. Сама по себе болезнь может вызвать дистресс, особенно если болезнь непредсказуема. Многие больные не замечают влияния бронхиальной астмы на их жизнь и заявляют, что они ведут «нормальный» образ жизни. Это является следствием того, что их понятие «нормальности», возможно, основано на изменениях и ограничениях, которые они уже включили в свой образ жизни, или из-за маскировки этих ограничений, желания «жить как все».
Заболеваемость хроническими неспецифическими заболеваниями легких сейчас составляет 58-60 на 1000 человек, почти достигая распространенности сердечно-сосудистой патологии. Социальная и медицинская значимость бронхиальной астмы сопоставима с такими заболеваниями, как тиреотоксикоз, диабет и язвенная болезнь. Бронхиальная астма обусловливает 0,4% всех обращений населения за медицинской помощью, 1,4% всех госпитализаций, 1,5% от общего числа инвалидов по всем причинам, сокращает среднюю продолжительность жизни больных мужчин на 6,6 лет и женщин – на 13,5 лет.
Рядом авторов обращается внимание на частоту нервно-психических расстройств у больных бронхиальной астмой. В нашем исследовании мы выявили преобладание патологических типов отношения больных бронхиальной астмой к своему заболеванию. В частности, достоверно преобладали паранойяльный и неврастенический типы отношения к болезни. По окончании реабилитации методом кинезитерапии в сочетании с обучающими программами была отмечена гармонизация отношения к своей патологии, устойчиво сохранявшаяся в течение года. Тогда как у больных, прошедших только курс кинезитерапии, достоверных изменений в психологическом отношении к болезни выявлено не было. Это не позволяет объяснить нормализацию психо-эмоционального статуса пациентов активацией синтеза опиоидных гормонов под воздействием кинезитерапии, а, скорее всего, объясняется расширением объема знаний о своем заболевании, методах его лечения и профилактики обострений, появлением уверенности и умения себя вести во время приступов удушья, нахождением в коллективе людей, страдающих одинаковой патологией, возможностью неформального контакта с медицинским персоналом.
Как видно из приведенных выше результатов, обучение, проводимое в условиях астма-школы, имеет для больных бронхиальной астмой большое значение. Расширение объема знаний о своем заболевании, методах его лечения и профилактики обострений, появление уверенности и умения себя вести во время приступов удушья, нахождение в коллективе людей, страдающих одинаковой патологией, неформальный контакт с медицинским персоналом способствует уменьшению психоэмоционального напряжения у больных бронхиальной астмой, приводит к гармонизации отношения к собственному здоровью, окружающей среде, медицинскому обслуживанию без применения специальных психотерапевтических методик.
Нозология Бронхиальная астма
Ведущие синдромы Периодические приступы удушья
Причина развития
Типично заболевание, которое вызывает множество факторов. Так называемое, мультифакторное заболевание.
- аллергия
- инфекция
- наследственная предрасположенность
- психологические причины
Имеется тесная взаимосвязь некоторых форм бронхиальной астмы с ожирением. Характер течения Хроническое длительное течение с периодами обострения и ремиссии.
Основные жалобы: приступы удушья, боли в грудной клетке.
Объективные симптомы:
- хриплое шумное дыхание
- цианоз (синюшность) кожи, слизистых (смотреть надо, прежде всего, на губы)
Методики лечения:
- медикаментозная терапия
- дыхательная гимнастика
- лечебная физкультура
Стратегии Медифита — тренировки начинаются только в период ремиссии — возможно быстрое достижение результата.
Тестирование — базовое фитнес-тестирование: ЭКГ, спирометрия.
Рекомендуемые занятия: дыхательная гимнастика, релаксация, силовые упражнения в сочетании с дыханием.
Показанные упражнения — учитывая общие показания тренировка дыхательной мускулатуры.
Противопоказанные упражнения — учитывая общие противопоказания
Что необходимо контролировать
- пульс
- частоту дыхания
- общее состояние
Особенности диеты — обязателен тест на пищевую непереносимость и аллергию, диета строится исходя из данных обследования.
Примечание. Еще раз хочется обратить внимание на то, что бронхиальная астма – мультифакторное заболевание. Фитнес в данном случае эффективен. Важно добиться правильного состава тела (процент жировой ткани, мышечная масса, вода). Одно это может привести к значительному улучшению состояния.
Читайте так же: Бронхиальная астма, лечение и профилактика
Источник
18 июля 201842115 тыс.
В настоящее время астма (от древнегреч. «задыхаться», «тяжело дышать») рассматривается как хронический неинфекционный воспалительный процесс с патологическим изменением реактивности бронхов. Последним подразумевается иммуноаллергический механизм, который при определенных неблагоприятных условиях вызывает резкое, спастическое сужение воздухоносных просветов, гиперсекрецию слизи и, соответственно, сокращение объема поступающего в легкие воздуха, – что и приводит к развитию характерного для бронхиальной астмы приступа удушья.
Эпидемиологические данные в отношении бронхиальной астмы зависят от ряда факторов. Так, заболевание в большинстве случаев манифестирует у детей и молодых людей, хотя начало возможно в любом возрасте. В младших возрастных категориях преобладают лица мужского пола, в выборках среднего и пожилого возраста это различие нивелируется.
Распространенность бронхиальной астмы оценивается в пределах 5-10%, причем в зависимости от конкретной страны и/или региона эти данные варьируют достаточно широко. В России астмой страдают от 3 до 6-7 процентов населения. В целом, отмечается тенденция к увеличению заболеваемости; с другой стороны, в ряде государств доказана высокая эффективность масштабных профилактических мер, существенно снизивших эпидемиологические показатели.
Причины
Причины, механизмы, закономерности развития бронхиальной астмы, – то есть всё то, что охватывается понятием «этиопатогенез», – к настоящему времени прояснены не до конца. Большинство исследователей склоняются к гипотезе о полиэтиологической природе заболевания: согласно этой концепции, астматический иммуноаллергический воспалительный процесс может быть запущен множеством различных причин, и в действительности триггером выступают различные комбинации таких факторов.
Определенную роль играет наследственность. К факторам риска относят любые раздражения верхних дыхательных путей: агрессивные химические испарения в загрязненном воздухе, аллергические реакции на растительную пыльцу или запах краски, острые респираторные вирусные инфекции, а также пищевые аллергены, бытовая пыль (где всегда в большом количестве присутствуют микроскопические клещи и продукты их жизнедеятельности), продолжительный прием некоторых медикаментов, заболевания верхних отделов желудочно-кишечного тракта. Известно, что очередной приступ астмы может быть спровоцирован резким изменением погоды, сильным ароматом, эмоциональным потрясением, физической нагрузкой или любым другим сенсибилизирующим фактором.
Особую группу риска составляют люди, чьи профессии связаны с химической промышленностью, лакокрасочным производством, парфюмерией, пребыванием в запыленных помещениях и т.п.
Длительное течение астмы, особенно при отсутствии адекватного лечения, приводит к склерозу бронхиальных стенок (замещению паренхимы соединительной тканью), что дополнительно утяжеляет клиническую ситуацию.
Симптоматика
Клиническая картина бронхиальной астмы изучена достаточно хорошо; существует ряд классификаций, построенных на различных критериях (например, в зависимости от особенностей течения различают интермиттирующую и персистирующую формы, выделяют несколько степеней тяжести и терапевтической контролируемости, и т.д.).
Классическая клиника астмы включают следующие симптомы.
Приступ начинается мучительным надсадным кашлем, преимущественно в ночное или утреннее время: человек не может откашляться, при этом нарастает нехватка воздуха, чувство стеснения грудной клетки, удушье и прочие соответствующие симптомы. Пациент старается принять вынужденную позу, в которой дыхание поддерживается дополнительной мускулатурой и несколько облегчается: сесть, наклонившись вперед и упершись руками в колени. Утрачивается ритмичность дыхания, вдох становится коротким, судорожным (больной «хватает губами воздух»), а выдох долгим и трудным. Набухают шейные вены, лицо отекает. В фазе обратного развития приступа мокрота постепенно отходит, несколько приглушаются хрипы, удушье отступает по мере восстановления воздухоносных просветов в бронхах.
Дополнительно отмечается обусловленные гипоксией слабость, головная боль и головокружение, цианотичный оттенок кожи, тахикардия. Хроническим сердечно-легочным заболеваниям сопутствует специфическая деформация конечных пальцевых фаланг и ногтевых пластин (синдром барабанных палочек, синдром часовых стекол).
Однако даже в промежутках между приступами сохраняется характерное астматическое дыхание, – шумное, турбулентное, с хрипами и присвистом.
Типичными осложнениями бронхиальной астмы выступают сердечная и дыхательная недостаточность, эмфизема легких с соответствующим симптомокомплексом. Жизнеугрожающим развитием, особенно на фоне неадекватной терапии или ее отмены, является т.н. астматический статус – состояние практически непрерывного и постоянно усугубляющегося приступа, который без экстренной медицинской помощи может результировать летальным исходом.
Диагностика
Диагностика бронхиальной астмы требует пульмонологического обследования, начиная со сбора жалоб и подробного анамнеза, стандартного осмотра, аускультации, перкуссии. Производятся спирометрические пробы для оценки функций внешнего дыхания. Назначаются клинические и биохимические анализы, исследование газового состава и иммунных факторов крови, анализ мокроты. Из инструментальных методов в данном случае наиболее информативны рентгенография органов грудной клетки, бронхоскопия.
Лечение
Бронхиальная астма относится к числу тех заболеваний, лечение которых требует кардинальной коррекции образа жизни, бдительности пациента к собственному состоянию и постоянного соблюдения особого режима. Курение исключается сразу и безоговорочно, во многих случаях решается вопрос рационального трудоустройства (ряд профессий противопоказан). Необходимо максимально снизить вероятность контакта с любыми известными или предполагаемыми аллергенами.
В последнее время расширяется спектр медикаментозных средств, – не только в виде пресловутых «баллончиков», которые больной бронхиальной астмой должен постоянно иметь при себе, но и в других фармакологических формах, – способствующих купированию астматического приступа, восстановлению просвета и проходимости воздухоносных путей, отхождению гиперсекреторной слизи. Практикуется антигистаминная и десенсибилизирующая терапия, обязательно принимаются меры по профилактике (и антибиотическому лечению, если необходимо) острых и хронических инфекционно-воспалительных заболеваний органов дыхания. Около 25% больных получают противовоспалительные глюкокортикостероидные препараты.
В целом, бронхиальная астма даже в тяжелых формах поддается лечению, и сегодня удается добиться устойчивых длительных ремиссий, – однако необходимым условием этого выступает ответственное отношение пациента к собственному здоровью и комплайентное следование всем рекомендациям лечащего врача-пульмонолога.
Источник
7 мая 20191354,8 тыс.
Бронхиальная астма является хроническим воспалительным заболеванием дыхательных путей. Распространенность патологии составляет более 300 млн. случаев (по данным ВОЗ). В зависимости от страны, болезнью страдают от 1-18% населения.
В чем причина?
Бронхиальная астма — заболевание гетерогенное, так как имеет различные механизмы возникновения на молекулярно-клеточном уровне. В зависимости от причины развития патологии астма
делится на несколько разновидностей: аллергическую, неаллергическую, с поздним началом, ассоциированную с ожирением и т. д. На сегодняшний день не имеется
полной классификации фенотипов заболевания, так как ученые продолжают обнаруживать новые причины возникновения бронхиальной астмы.
Существуют следующие факторы, способствующие развитию заболевания:
1. Наличие у ближайших родственников астмы или других аллергопатологий (особенно у родителей пациента).
2. Наличие у пациента атопического дерматита или аллергического ринита.
3. Наличие в анамнезе симптомов дыхательных заболеваний (возникших в детстве и сохранившихся в более зрелом возрасте).
Отличительные признаки заболевания
Заподозрить бронхиальную астму можно по таким симптомам, как:
- свистящие хрипы при дыхании, возможно дистанционное свистящее дыхание (пациент и его родные слышат свист во время вдоха-выдоха)
- одышка, тяжелое дыхание
- стеснение в груди (сдавливание грудной клетки, чувство нехватки воздуха)
- сухой приступообразный кашель (может отделяться мокрота)
- ограничение скорости потока воздуха при выдохе
Помимо указанных симптомов бронхиальную астму можно определить по некоторым особенностям течения патологии. Так, симптомы астмы непостоянны и могут исчезать самостоятельно (например,
при устранении аллергенов из окружающей среды) или после проведенного лечения. Проявления бронхиальной астмы циклически повторяются (раз в день / неделю
/ месяц / год). При этом у многих пациентов симптомы заболевания появляются в одно и то же время.
Обострения часто возникают во время физических нагрузок — подъема по лестнице, бега, а также плача или смеха. Но появление кашля, одышки,
свистящих хрипов само по себе не может быть основанием для постановки диагноза, так как данное состояние может быть проявлением других
заболеваний дыхательной системы. Акцент необходимо делать на времени и месте появления этих симптомов и реакции на проводимую терапию.
С одной стороны, обострения бронхиальной астмы могут спонтанно проходить сами, после чего симптомы болезни могут отсутствовать неделями и месяцами. С другой стороны — астма является серьезным заболеванием, представляющим витальную угрозу для пациента и ухудшающим его социальную жизнь. Поэтому важна качественная и своевременная диагностика.
Как ставится диагноз?
Диагностика бронхиальной астмы включает в себя:
- исследование истории заболевания
- физикальный осмотр
- оценка функции внешнего дыхания — тест с бронхолитиком, ингаляционный провокационный тест, тест с физической нагрузкой
- оценка дневника пикфлоуметрии
- аллергологическое тестирование — кожные пробы, определение специфических IgE
Для оценки внешнего дыхания в клинических условиях обычно используется метод спирометрии. В домашних условиях пациент может применить метод пикфлоуметрии (измерение пиковой скорости выдыхаемого воздуха).
Постановка диагноза «бронхиальная астма» — сложный процесс, требующий тщательного сбора анамнеза. К тому же, существует ряд диагностических сложностей: пациент не всегда
обращается к специалисту при первых симптомах, на осмотре могут не выявиться какие-то характерные признаки и т. д. Фактически построение диагноза
основывается на рассказе самого пациента, что не всегда объективно.
Дополнительно могут использоваться функциональные методы исследования дыхания. Для подтверждения диагноза и исключения других патологий применяются рентгенологические и эндоскопические методы — КТ, бронхоскопия, гастроскопия и др.
Отметим особенности, которые подтверждают диагноз «бронхиальная астма»:
1. Наличие более чем одного симптома (особенно это касается взрослого населения).
2. Пик проявлений приходится на ночь и раннее утро.
3. Симптомы различаются по длительности и интенсивности.
Проявления появляются под влиянием определенных факторов:
- вирусных инфекций дыхательных путей
- физических нагрузок
- аллергенов
- перемены погоды
- раздражающих веществ — выхлопных газов, табачного дыма и т. д.
Особенности, опровергающие диагноз «бронхиальная астма»:
1. Наличие только одного симптома (например, изолированный кашель).
2. Хроническая продукция мокроты.
3. Одышка, сопровождающаяся головокружениями, бредом, ощущением покалывания.
4. Боли в районе груди.
5. Одышка с шумным вдохом, вызванная физической нагрузкой.
Таким образом, установить диагноз бронхиальной астмы под силу только квалифицированному специалисту. Доктор проводит тщательную дифференциальную диагностику, чтобы исключить заболевания, которые могут проявляться схожей симптоматикой.
Источник
When You Can’t Breathe, Nothing Else Matters.
Когда ты не можешь дышать, ничто другое не имеет значения.
Проблема готовности детей к школе остается актуальной, ведь начало школьного обучения — закономерный и важный этап в жизни каждого ребенка. В последнее время среди детей, поступающих в школу, все чаще встречаются дети с различными хроническими соматическими заболеваниями. По данным многих исследований, у таких детей еще до поступления в школу обнаруживают ряд психологических особенностей и признаки социальной дезадаптации [8]. Впоследствии это приводит к несоответствию предъявляемых к больному ребенку педагогических требований и его возможностей, что в большинстве случаев становится пусковым механизмом психологических проблем, возникающих в школьной жизни.
Большинство исследований, посвященных проблемам психологической адаптации больных детей, уделяют внимание анализу их психологических особенностей и влиянию болезни на развитие личности ребенка (Николаева В.В., Арина Г.А., Михеева А.А., Коваленко Н.А. и др.).
Сведений, касающихся вопросов обучения и адаптации таких детей к школьной жизни, недостаточно, но многие медицинские работники и педагоги отмечают значительные трудности в усвоении учебной программы. Поэтому исследование социально-психологической готовности к школе детей 6–7 лет, имеющих хронические соматические заболевания (бронхиальную астму — БА), является актуальным.
Бронхиальная астма — хроническое рецидивирующее заболевание, в основе которого лежат аллергическое воспаление и бронхообструкция, приводящая к эпизодам гипоксии, что не может не сказываться на центральной нервной системе, наиболее чувствительной к гипоксии.
Учитывая рецидивирующее течение бронхиальной астмы, провоцируемое нередко острыми респираторными инфекциями, родители стараются отдавать ребенка в детский коллектив (детский сад, школу) в более старшем возрасте.
Возраст 6–7 лет характеризуется существенными изменениями в физиологии и психологии, появлением новых интересов, привязанностей, формированием собственных взглядов, адаптацией в новой социальной среде, увеличением умственных нагрузок, что, в конечном счете, формирует понятие «школьная зрелость».
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. На основании выделенных параметров базируются тесты определения школьной зрелости, т.е. готовности ребенка к обучению. Но исследователи чаще интересуются интеллектуальными возможностями детей, что находит отражение в применяемых батарейных тестах, оценивающих развитие мышления, памяти, восприятия и другие психические функции ребенка.
В большинстве европейских стран обучение детей начинают с 6 лет, в Англии — с 5 лет, в Бельгии, Дании, Швеции — с 7 лет. Методология обучения детей 5–7 лет в отечественных детских садах аналогична по форме, условиям, объему знаний обучению детей 2–3-го класса европейской начальной школы.
В современной европейской педагогике придается особое значение детской индивидуальности. Все чаще звучат слова о ценности индивидуальных характеристик ребенка, о необходимости развития его собственного неповторимого потенциала. Введен даже такой термин, как «личностно-ориентированное обучение», то есть обучение, опирающееся на индивидуальные особенности ребенка.
Ряд ведущих систем организма ребенка к 6–7 годам демонстрирует признаки сенситивного (критического) периода. К 6–7 годам у большинства детей отмечается качественное улучшение нервно-мышечной координации. Важнейшим признаком зрелости целого ряда систем становится формирование тонкой моторики кисти ребенка как результат развития мышц и нервных центров. Поступление ребенка в школу сопровождается ломкой целой группы стереотипов дошкольной жизни.
На сегодняшний день, по данным Института возрастной физиологии Российской академии образования, трудности в обучении отмечаются у 15–40 % здоровых школьников [5]. Ребенок, страдающий хроническим соматическим заболеванием, чаще испытывает трудности в усвоении школьной программы, чем его здоровые сверстники.
В настоящее время остро встает вопрос о готовности детей к школьному обучению, другими словами — о школьной зрелости.
Школьная зрелость — это уровень морфологического, психического и социального развития, который обеспечивает детям возможность отвечать требованиям систематического обучения [6].
Чем более организм ребенка готов преодолеть возникшие трудности в связи с поступлением в школу, тем легче протекает у него процесс адаптации. И тут более значимым считается не паспортный, а биологический возраст, т.е. тот уровень функционального и психического развития организма, который сравним со средними возрастными характеристиками группы и для которого поведение ребенка в социальной, познавательной, языковой и физической областях считается типичным.
Выделяют медицинские и психолого-педагогические критерии готовности детей к школе.
Медицинские критерии готовности детей к школе
1. Уровень биологического развития: биологический возраст соответствует паспортному, если физическое развитие нормальное (длина соответствует возрасту, масса — длине), количество постоянных зубов — 2–6 и более у девочек, 2–5 и более у мальчиков; положительный филиппинский тест.
2. Уровень резистентности: хороший — не более 3 острых заболеваний в год, предшествующий поступлению в школу.
3. Состояние здоровья: группа здоровья I, II или III в состоянии компенсации. Отсутствие заболеваний за прошедший год, таких как инфекционный гепатит, пиелонефрит, миокардит неревматический, менингит эпидемический, менингоэнцефалит, туберкулез, ревматизм в активной фазе, болезни крови.
Психолого-педагогические критерии
1. Школьная зрелость по психометрическому тесту Керна — Йерасека от 3 до 5 баллов.
2. Сформированность школьных умений и навыков.
3. Освоение программы воспитания в детском саду в полном объеме.
4. Качество звукопроизношения без дефектов.
5. Уровень психического развития, соответствующий возрасту.
Дети, готовые к обучению в школе, — это дети, успешно осваивающие программу детского сада, имеющие достаточный или хороший уровень психического развития и школьной зрелости (тест Керна — Йерасека от 2 до 5 баллов), положительный результат за выполнение мотометрического теста. Биологический возраст соответствует паспортному, редко болеют, не имеют хронических заболеваний и дефектов произношения. У этих детей, как правило, нет отклонений в биологическом анамнезе.
Условно готовые к обучению в школе — это дети, имеющие хронические компенсированные заболевания, с определенными трудностями справляющиеся с программой воспитания в детском саду, их биологический возраст отстает от паспортного, они имеют начальные отклонения в поведении и нервно-психическом развитии. У них не полностью сформированы навыки школьной зрелости, тест Керна — Йерасека от 6 до 7 баллов — «зреющий» вариант А (прогноз благоприятный); тест Керна — Йерасека от 8 до 9 баллов — «зреющий» вариант Б (прогноз условно благоприятный), положительный результат за выполнение мотометрического теста. Имеют один или два дефекта произношения.
Не готовые к обучению в школе, — это дети, имеющие хронические заболевания в стадии суб- и декомпенсации, выраженные функциональные отклонения, отклонения в поведении, несформированные школьные навыки (тест Керна — Йерасека 10 и более баллов при повторном исследовании). Биологический возраст не соответствует паспортному; нет осознанного отношения к учебе, не справляются с программой детского сада, имеют множественные дефекты звукопроизношения. Как правило, это дети с выраженными отклонениями в биологическом анамнезе.
Ребенок считается «незрелым», если получает 10–15 баллов за тест Керна — Йерасека независимо от выполнения других проб (при первом исследовании). Критериями «незрелости» считаются отставание в нервно-психическом развитии, физические недостатки, невротическое развитие личности, сниженный интеллект [7].
Школьная незрелость связана с неразвитостью такого важного качества поведения, как произвольность, и некоторых свойств внимания: концентрации, распределения, переключения, объема, что будет выражаться в школе неумением внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые именно в устной форме; сознательно подчинять свои действия правилу; организовывать свою деятельность.
Дети, страдающие бронхиальной астмой, находятся в группе риска по социально-психологической адаптации в школе. Проблемы дезадаптации начинаются еще до поступления в школу, поэтому очень важно оценить статус готовности ребенка к школе и контроль над воспалением.
В исследовании J.S. Halterman et al. (2001) проводилась сравнительная оценка здоровых детей и детей, страдающих бронхиальной астмой, дошкольного возраста по моторной, языковой, социально-эмоциональной активности и по навыкам готовности к школе, потребности в дополнительном обучении. Было отмечено, что дети с бронхиальной астмой имели низкие навыки готовности к школе по сравнению с детьми без бронхиальной астмы (2,0 vs 2,5; р < 0,01) и требовали дополнительную подготовку к школе по сравнению со здоровой группой детей (74 vs 56 %; соотношение неравенства 3,2; 95% доверительный интервал 1,5–7,8) [3].
Под нашим наблюдением находилось 106 детей 6–7 лет с неконтролируемой легкой персистирующей впервые выявленной бронхиальной астмой. Проводилось определение готовности детей к школьному обучению по тесту Керна — Йерасека. В результате 45,9 % детей показали средний уровень (7–11 баллов), 27 % показали высокий (1–6 баллов) и низкий уровни (12–15 баллов) готовности к школьному обучению. Средний балл готовности к школьному обучению у детей, страдающих бронхиальной астмой, составил 8,0 ± 0,5, что достоверно ниже данных контрольной группы практически здоровых детей — 4,6 ± 0,3 (p < 0,001). У детей с низким уровнем готовности к школе был и достоверно ниже уровень контролирования бронхиальной астмы по Asthma Control Test и составлял 14,6 ± 0,5 по сравнению с высоким уровнем готовности к школе — 19,06 ± 0,50 (p < 0,05).
Американская академия аллергии, астмы и иммунологии выделяет три главных аспекта (A, B, С) успешного обучения ребенка с бронхиальной астмой в школе.
A (is Attendance) — присутствие. Постоянное ежедневное присутствие в школе максимизирует возможности ребенка в получении информации и раскрытии своего потенциала. Но бронхиальная астма — в значительной степени непредвиденная болезнь, и она часто прерывает обучение, отвлекая или отстраняя детей от школы.
B (is Behavior) — поведение. Бронхиальная астма влияет на социальную и эмоциональную сферы жизни ребенка так же, как и на физическое здоровье. Ребенок чувствует себя не таким как все: не может, например, бегать по классной комнате наравне со сверстниками, т.к. физические нагрузки провоцируют приступ. К тому же дети, имеющие трудности в акте дыхания, часто испытывают беспокойство. Усталость, сонливость могут быть связаны с бессонной ночью, вызванной кашлем. Препараты для лечения бронхиальной астмы могут вызвать такие побочные эффекты, как нервозность, тошноту, гиперактивность и неспособность к концентрации внимания. Любая из этих проблем может стать существенным барьером для обучения.
C (is for Control, but not Cure) — контроль, но не излечение. На сегодняшний день не существует препаратов для полного излечения от астмы. К счастью, доступны возможности длительного контроля над астмой, тем самым сокращение личных, социальных и экономических проблем. Дети, страдающие бронхиальной астмой, могут прожить нормальную жизнь, в которой болезнь будет минимально сталкиваться с их интересами. Такие дети требуют надлежащей поддержки в их обучающем окружении и контроля над болезнью [2].
Кроме того, социально-психологическая адаптация к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями отличается большей длительностью и имеет ряд особенностей, обусловленных комплексом психологических качеств, свойственных таким детям (повышенная тревожность, страхи, чувство беспомощности, неадекватная самооценка, замкнутость, быстрая истощаемость) [10, 11].
По данным А.Ф. Неретина, Т.В. Никулова, Т.П. Кораблева, у детей дошкольных учреждений г. Воронежа при психоневрологическом обследовании выявлен неврозоподобный энурез у 10 %, неврозоподобные страхи и нарушение сна — у 36 %, заикание — у 4 %, тики — у 2 %, гипердинамический синдром — у 24 %. Наряду с неврологическими нарушениями обнаруживалась резидуальная церебрально-органическая недостаточность мозга (у 58 %), фиксация отрицательных эмоций (у 15 %), повышение аффективной возбудимости (у 12 %), а также признаки внутричерепной гипертензии различной степени выраженности (у 45 %) [11].
Характер социально-психологической адаптации к школе больных детей связан с тяжестью и нозологией их заболевания. Одним из факторов, определяющих успешность социально-психологической адаптации к школе детей с бронхиальной астмой, считаются детско-родительские отношения.
Большая роль в формировании развитии личности ребенка принадлежит его семье. Семья, в которой воспитывается ребенок, страдающий бронхиальной астмой, переживает сложные психологические деформации, приводящие к изменению структуры семьи, отношений, складывающихся в ней, стиля семейного воспитания. Психическое благополучие больного ребенка напрямую зависит от того, в каком направлении идут все перечисленные процессы, от функциональных или дисфункциональных позиций, которые заняли все члены семьи. Следовательно, особенности детско-родительских отношений в семьях приобретают ведущее значение в психосоциальной адаптации ребенка.
Выделяются следующие искажения воспитания: страх потери ребенка, доминирующая или потакающая гиперпротекция (гиперопека), воспитательная неуверенность и неустойчивость, тенденция к снижению санкций, требований и запретов, проекция детских качеств. Часто у матерей таких детей очень высокий уровень ограничений действий ребенка и контроля над его деятельностью. Большинство родителей воспитывают в ребенке культ болезни с зависимостью от лекарств, режима, воспитывая с детства чувства слабости, отличия от сверстников.
Кроме того, у родителей детей отмечены такие особенности поведения, как астмафобия — страх, вызванный тяжелым течением заболевания, недооценка влияния домашних аллергенов на течение заболевания, понятие о лечении как об ограниченном во времени, «курсовом» приеме препаратов; негативизм по отношению к применению дозированных аэрозолей (аэрозолефобия); негативизм по отношению к применению ингаляционных глюкокортикостероидов (кортикофобия), что в конечном счете влияет на эффективность лечения [12].
Хронический характер течения бронхиальной астмы, необходимость длительной фармакотерапии, социально-психологическая дезадаптация детей, невозможность выполнения определенных видов физических нагрузок, ограничения в выборе профессии оказывают существенное негативное влияние на качество жизни детей с бронхиальной астмой. Поэтому главной целью терапии астмы сегодня считается достижение и поддержание контроля над заболеванием, повышение качества жизни маленьких пациентов.
Качество жизни пациента играет важную роль в оценке эффективности его лечения, правильного выбора препарата, успешности профилактических мероприятий. В свою очередь, неадекватное лечение БА у детей приводит к сохранению воспалительных изменений в бронхах с персистенцией бронхиальной обструкции, утяжелением течения заболевания.
Таким образом, контроль над заболеванием и качество жизни пациентов, страдающих БА, зависят от правильно подобранной противовоспалительной терапии, что на сегодняшний день рассматривается как главное приоритетное направление в изучении бронхиальной астмы.
Источник