Алгоритм действий медсестры при приступе бронхиальной астмы у детей
АО «Медицинский Университет
Астана»
Кафедра «Введение в клинику»
Реферат
На тему: «Алгоритм действия
медицинской сестры при приступе бронхиальной
астмы»
Выполнила: студент гр.244ОМ Жумажан
Н.Ж.
Проверила: Балтабаева Ш.А.
Астана, 2014г.
План:
Бронхиальная астма.
Причины возникновения.
Этапы сестринского процесса
при бронхиальной астме.
Сестринское вмешательство.
Манипуляции выполняемые медицинской
сестрой.
Заключение.
Литература.
Бронхиальная астма — это аллергическое заболевание,
которое характеризуется повторными приступами
удушья (бронхоспазма). В основе заболевания
лежит стойкое аллергическое воспаление
дыхательных путей от слизистой оболочки
носа до мельчайших бронхов и бронхиол.
Развитие бронхиальной астмы тесно связано
с воздействием различных факторов.
Предрасполагающие факторы:
Атопия: выработка организмом повышенного
количества иммуноглобулинов Е.
Гиперреактивность бронхов — повышенная
реакция на раздражители в виде легкого
и быстрого развития обструкции.
Причинные факторы:
Аллергены — пищевые, бытовые, эпидермальные,
пыльцевые, грибковые, лекарственные,
вирусы, химические вещества, вакцины.
Под действием аллергенов у детей формируется
сенсибилизация и аллергия. Формирование
различных видов сенсибилизации происходит
в определенной временной последовательности.
У детей грудного возраста вначале формируется
сенсибилизация к пищевым и лекарственным
аллергенам. В возрасте от 1 года и до 5
лет формируется сенсибилизация к бытовым,
эпидермальным, грибковым и пыльцевым
аллергенам. К 5 годам у ребенка уже формируется
бронхиальная астма с поливалентной сенсибилизацией.
Ведущую роль в формировании БА среди
бытовых аллергенов отводят клещам домашней
пыли. Благоприятные условия для их размножения
это влажный воздух, температура воздуха
от 15 до 24 °С. Основными местами их обитания
являются мягкая мебель и постель, но они
распространяются по всей квартире: мягкие
игрушки, паласы, настенные ковры, домашняя
обувь и т. д. Питаются клещи чешуйками
верхнего слоя кожи человека или домашних
животных, плесенью, волосом, пером, растительной
пищей. Аллергенными свойствами обладают
покров и выделения клещей. Живут клещи
около 1 мес. Аллергенность мертвых клещей
сохраняется месяцами и даже годами. Основной
путь проникновения бытовых аллергенов
в организм ингаляционный. Поэтому БА
с бытовой сенсибилизацией характеризуется
круглогодичным обострением, преобладанием
приступов удушья ночью или при уборке
квартиры.
К эпидермальным аллергенам относятся
шерсть, пух, перо, перхоть, выделения,
слюна домашних животных и насекомых (тараканов),
сухой корм для рыбок. Нужно помнить, что
неаллергенных животных не бывает.
Пыльцевая сенсибилизация обусловлена
пыльцой растений (дуб, береза, тополь,
клен, ольха, злаки, сорняки и др.).
Действие причинных факторов
усугубляют:
— Респираторные вирусные инфекции — вирусы
повреждают слизистую оболочку, повышают
ее проницаемость для аллергенов, усиливают
гиперреактивность бронхов.
— Патологическое течение беременности
— контакты с аллергенами, профессиональная
вредность, нерациональное питание, инфекционные
заболевания.
— Недоношенность, нерациональное питание
ребенка — раннее искусственное вскармливание,
ранее введение в рацион ребенка пищевых
продуктов, обладающих сенсибилизирующей
активностью.
— Наличие аллергического дерматита и
других аллергических заболеваний.
— Пассивное или активное курение — 20 % детей
из семей, где курит один родитель, заболевают
БА уже в раннем возрасте.
— Факторы (триггеры), вызывающие обострение
БА: Аллергены, вирусные респираторные
инфекции, физические нагрузки, эмоциональные
стрессы, изменение метеоусловий.
— Варианты течения БА: атопическая, инфекционно-зависимая,
нервно-психическая, паторецепторная
и дисгормональная.
Степени тяжести БА:
— легкая — дневные редкие приступы удушья
1-3 раза в месяц при контакте с конкретным
аллергеном. Снимается однократным использованием
бронхолитика;
— среднетяжелая — приступы днем и ночью,
1 раз в неделю. Снимаются после повторного
применения бронхолитика и гормонов:
— тяжелая — приступы несколько раз в неделю
или ежедневно днем и ночью.
Этапы сестринского
процесса при бронхиальной астме:
1 этап. Сбор информации
— Субъективные методы
обследования:
Жалобы: затрудненное дыхание, кашель.
История (анамнез) заболевания: начало
острое с повышения температуры тела.
История (анамнез) жизни: наличие аллергических
заболеваний у или родственников; сопутствующие
аллергические заболевания у больного.(дерматит,
крапивница, отек Квинке и др.); повторяющиеся
эпизоды свистящего дыхания, экспираторной
одышки; кашель в ночные и утренние часы.
— Объективные методы обследования:
Осмотр во время приступа: самочувствие
больного нарушено, испуган, вынужденная
поза — сидит с приподнятым плечевым поясом,
опираясь на край стула/постели; экспираторная
одышка, дыхание шумное, дистанционные
свистящие хрипы, цианоз носогубного треугольника.
раздувание крыльев носа, набухание шейных
вен; кашель приступообразный с тягучей,
вязкой мокротой. При аускультации — сухие
свистящие и влажные хрипы.
2 этап. Выявление
проблем пациента.
У пациента с БА нарушаются
потребности: поддерживать общее состояние,
дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.
Существующие проблемы, обусловленные
бронхоспазмом. отеком слизистой оболочки,
гиперсекрецией слизи в просвет бронхов:
экспираторная одышка, участие в акте
дыхания вспомогательной мускулатуры.
тахикардия, кашель с вязкой мокротой.
Потенциальные проблемы: риск ателектаза,
эмфиземы, пневмоторакса. сердечной недостаточности.
3-4 этапы. Планирование
и реализация ухода за пациентом
в стационаре
Цель ухода: способствовать
наступлению ремиссии, не допустить развитие
осложнений
Сестринский процесс
при бронхиальной астме.
План ухода
1.Обеспечивать организацию
и контроль над соблюдением режима.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести
беседу с пациентом или родственниками
о причинах развития заболевания, особенностях
лечения и профилактике осложнений. Убедить
в необходимости лечения в стационаре,
выполнении всех рекомендаций.
Мотивация:
Создание режима щажения ЦНС и органов
дыхания. Расширение знаний.
2. Обеспечивать организацию
и контроль питания.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства . Проведение
беседы с пациентом/родственниками об
особенностях гипоаллергенной диеты.
необходимости ее строгого соблюдения
не только в стационаре, но и дома после
выписки.
Мотивация:
Удовлетворение, физиологических, потребностей.
Профилактика обострений.
3. Организация досуга.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Рекомендовать
родственникам принести ребенку любимые
книги, игры и др.
Мотивация:
Создание условий для соблюдения режима
4. Создание комфортных
условий в палате.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Контролировать
проведение влажной уборки и регулярного
проветривания; регулярность смены постельного
белья; соблюдение тишины в палате.
Мотивация:
Удовлетворение физиологических потребностей
во сне. Улучшение дыхания.
5. Оказание помощи
в проведении гигиенических мероприятий,
и приеме пищи.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести
беседу о необходимости соблюдения гигиены.
Рекомендовать родственникам принести
зубную пасту, расческу, чистое сменное
белье.
Мотивация:
Удовлетворение потребности быть чистым.
6. Выполнять назначения
врача.
Реализация ухода:
Зависимое вмешательство: Проведение
базисной терапии.
Независимые вмешательства : Объяснить
пациенту и/или родителям необходимость
приема лекарственных препаратов. Провести
беседу с пациентом и/или родителями о
возможных побочных эффектах препаратов.
Научить пациента и /или родителей правилам
применения ДАИ и других устройств для
ингаляций, методике проведения пиклоуметрии
и ведению дневника самоконтроля.
Контролировать устойчивость практических
навыков у пациента/родителей. Сопровождать
на диагностические исследования, объясняя
цель и необходимость проведения. Обеспечить
психологическую поддержку пациенту и
родителям.
Мотивация:
Нормализация морфологических изменений
в бронхах и функциональных показателей.
Повышение уровня знаний.
Эффективность лечения. Раннее выявление
побочных действий лекарственных препаратов.
7. Обеспечивать динамическое
наблюдение за реакцией пациента на лечение.
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии,
жалобах, измерение температуры тела утром
и вечером; контроль ЧД, ЧСС; наличия и
характера одышки и кашля; контроль физиологических
отправлений. При ухудшении общего состояния
срочно сообщить лечащему или дежурному
врачу.
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения
и ухода. Раннее выявление и профилактика
осложнений.
5 этап. Оценка
эффективности ухода
При правильной организации
сестринского ухода наступает ремиссия,
пациент выписывается под наблюдение
педиатра, аллерголога, пульмонолога в
детской поликлинике. Пациент и его родители
должны знать об особенностях организации
режима, диеты, элиминационных мероприятиях,
о необходимости диспансерного наблюдения
и строгом соблюдении всех рекомендаций.
Помощь при неотложных
состояниях
Доврачебная помощь
при приступе БА:
Сестринское | Обоснование |
| Для предупреждения прогрессирования |
| Для облегчения дыхания. |
| Для облегчения дыхания. |
| Уменьшение гипоксии. |
| Для оказания квалифицированной |
| Для разжижения мокроты и лучшего |
| Для снятия спазма гладкой мускулатуры |
| Для оказания квалифицированной |
| Для контроля эффективности |
Манипуляции,
выполняемые медицинской сестрой
Правила
пользования ДАИ
Цель: лечебная
Показания: заболевания дыхательной системы,
сопровождающиеся обструкцией
Противопоказания: непереносимость лекарственного
средства
Оснащение: дозированный аэрозольный
ингалятор
№ | Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к | ||
1 | Поприветствовал пациента уважительно | Установление контакта с пациентом. |
2 | Объяснил пациенту ход и суть | Мотивация пациента к сотрудничеству. |
3 | Получил согласие пациента. | Соблюдение прав пациента. |
4 | Подготовил оснащение. | Обеспечение быстрого и эффективного |
II. Выполнение | ||
5 | Вымыл и осушил руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
6 | Сообщил пациенту о лекарственном | Соблюдение прав пациента. |
7 | Продемонстрировал пациенту | Для лучшего усвоения методики |
8 | Встал (процедуру лучше выполнить | Более эффективное выполнение |
9 | Снял с ингалятора защитный | Лекарственное средство перемешивается |
10 | Сделал максимальный вдох. | Подготовка дыхательных путей |
11 | Мундштук вставил себе в рот, | Лекарственное средство должно распыляться в ротовой полости. |
12 | Сделал глубокий вдох и одновременно | Распыление лекарственного |
13 | Извлек мундштук ингалятора | Необходимое время для лучшего |
14 | Сделал спокойный выдох через | Нормализация дыхания. |
15 | Попросил пациента имитировать | Обучение пациента. |
III. Завершение | ||
16 | При необходимости повторил | Обучение пациента. |
17 | Вымыл и осушил руки. | Обеспечение инфекционной безопасности |
18 | Отметил реакцию пациента на | Документация оценки и реакции |
Заключение:
Работа в медицине подразумевает
собой ответственность за жизни людей.
Нужно не только помочь пациенту, но и,
в первую очередь, не навредить ему. Осуществляя
сестринский процесс, медицинская сестра
должна быть коммуникабельной, чтобы выявлять
нарушенные потребности и проблемы пациента,
уметь оценить способность к самоуходу.
При бронхиальной астме у пациентов нередко
возникают неотложные состояния, поэтому
медсестра в данной ситуации должна действовать
профессионально, четко и быстро выполнять
сестринские вмешательства, так как от
этого порой зависит не только здоровье,
но и жизнь пациента. В этом и заключается
особенность сестринского процесса при
бронхиальной астмы.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Чучалин А.Г. Бронхиальная
астма. Т.2 – М.: Агар 1997 Руководство
по пульмонологии. Под ред. Путова Н.В.,
Федосеева Г.Б. –Л.: Медицина 1984
2.Милькаманович В.К. Методическое
обследование, симптомы и симптомокомплексы
в клинике внутренних болезней. Справочно-методическое
пособие.– Минск: Полифакт – альфа. 1995
3.Сизых Т.П. Комплексные
методы профилактики и лечения
астматического состояния у больных бронхиальной
астмой (методические рекомендации) . –Иркутск
1990.
4.Бронхиальная астма (очерки
по аллергии и бронхиальной
астме) . Под
ред. Брусиловского Е.С. и Рапопорта
Ж.Ж. – Красноярск 1969.
5.Пыцкий В.И. и др. Аллергические
заболевания. — М.: Медицина 1991.
6. Белоусов Ю.Б., Моисеев
В.С., Лепахин В.К. Клиническая фармакология
и
фармакотерапия. — М.: «Универсум
паблишинг» 1997.
7.Неотложные состояния
в практике врача-терапевта. Под
ред. Сизых Т.П. Иркутск 1994.
8.Гершвин М.Э. Бронхиальная
астма. – М.: Медицина 1984.Лечение
бронхиальной астмы.
9.Ненашева Н.М. Бронхиальная
астма: Карманное руководство для практических
врачей. – М.: Издательский холдинг «Атмосфера»,
2011. – 96 с., ил.
10.Глобальная стратегия
лечения и профилактики бронхиальной
астмы Под ред. Чучалина А.Г. –
М.: Издательский холдинг «Атмосфера»,
2012. – 108 с., ил.
Источник
Проблема приступа бронхиальной астмы у ребенка-астматика довольно актуальна и вызывает стресс у родителей. Приступ БА – это быстрое удушье из-за сужения просвета в бронхах. Не каждый человек знает, как правильно поступить, чтобы облегчить состояние ребенка в такой непростой ситуации.
- Как купировать приступы средней и тяжелой степеней?
- Астматический статус: как помочь?
Как распознать приступ у ребенка?
Бронхиальная астма у детей может обостряться в результате повышенной восприимчивости и обструкции бронхов. Это вызвано усиливающимся воспалением, скоплением излишней мокроты и сужением пропускной способности бронхов.
Одни из самых вероятных причин начала бронхоспазма у детей: аллергическая предрасположенность, острые инфекционные заболевания респираторного характера.
Происходит спазм мышечной стенки бронхов, функция дыхания нарушена, больной испытывает сильные затруднения с движением потока воздуха. При этом образуется много густой слизи, которая не удаляется с кашлем. Это еще больше затрудняет дыхание ребенка. Приступы разделяются по степени тяжести:
- Легкий приступ характеризуется тем, что слышно легкое хрипение в легких и слегка заметное удлинение выдоха, одышка почти не проявляется.
- Средняя тяжесть приступа характеризуется втяжением уступчивых мест грудной клетки, свистящие хрипы хорошо различимы, выдох длиннее вдоха, дыхание учащается на пятьдесят процентов. Наблюдается тахикардия, перкуторный звук имеет коробочный тон. Ребенок инстинктивно занимает сидячее положение.
- При тяжелом приступе БА возникают все признаки недостаточности дыхания. Возникает цианоз мочек ушей, носогубного треугольника, крыльев носа. Еще больше увеличивается длина выдоха, частота дыхания. Свистящие хрипы слышатся на вдохе и на выдохе. Грудная клетка втянута.
При первичном приступе астмы симптомы возникают задолго до удушья. Детей начинает мучить кашель и чихание, возникает небольшая одышка. Повторные приступы характеризуются:
- признаками раздражительности у ребенка,
- сухостью во рту,
- полиурией,
- нарушениями сна,
- снижением аппетита и увеличением жажды.
Возникает приступ у детей обычно ночью. Ребенок принимает вынужденное сидячее положение, заметен цианоз кожных покровов. Откашливание вязкой и густой мокроты у маленьких детей может сопровождаться рвотой. Дыхание со свистом и хрипом, а выдох дается с трудом.
Чтобы вовремя обнаружить приближающийся приступ астмы, нужно наблюдать за дыханием ребенка. Можно делать это во время его сна. Подсчитывается количество вдохов за пятнадцать секунд. Полученное число умножают на четыре и получают частоту дыхания ребенка в минуту. Такой показатель помогает предупредить надвигающийся приступ.
Первая доврачебная и врачебная помощь
Первая помощь при бронхиальной астме должна оказываться без промедления. Сначала необходимо изолировать ребенка от вызвавшего аллергическую реакцию вещества. Если это пыльца растения, то необходимо завести его в помещение и закрыть окна.
Если аллерген пока неизвестен, нужно сделать все возможное, чтобы исключить наличие раздражителя в зоне нахождения ребенка.
Следует убрать из помещения перьевые подушки, ковры, животных. Можно попробовать опрыскать воздух из пульверизатора, чтобы воздух немного очистился от раздражающего вещества. Если приступ спровоцирован пищевыми продуктами, то следует дать больному сорбенты, например, активированный уголь, Энтеросгель.
Хорошо помогает питье воды небольшими порциями. Во время приступа БА организм испытывает обезвоживание, а это еще больше усугубляет состояние бронхов. Рекомендуется делать ванночки для ног с горячей водой и добавлением горчицы. Можно сделать специальные упражнения для расширения бронхов. Следующим шагом будет приведение ребенка в спокойное состояние. Нужно помогать ему сесть удобнее, с опущенными вниз ногами. Ни в коем случае нельзя показывать ему свои переживания, лучше направить все усилия на восстановление его дыхания.
В доме обязательно должны быть купирующие приступ препараты. Для расширения бронхов используют такие медикаменты, как Сальбутамол, Вентолин, Алупент, Фенотерол и другие. Делается ингаляция одной или двух доз с помощью небулайзера. Нужно помочь ребенку сделать два вдоха препарата, выдерживая интервал в 1 или 2 минуты. При отсутствии облегчения ингаляции продолжают делать через пять минут, до восьми раз. Если приступ не купирован, нужно вызвать врача.
Как купировать приступы средней и тяжелой степеней?
При средней тяжести приступа вызывается бригада медиков. До приезда специалистов следует произвести ребенку ингаляцию препаратом, направленным на снятие спазма. Детям в период обострения бронхиальной астмы сначала обязательно применяют Вентолин и Беродуал в виде небулайзерной терапии. Беродуал более эффективен, если причиной обострения БА стала острая респираторная вирусная инфекция.
При отсутствии препарата, или при его неэффективности, нужно произвести внутривенное введение Эуфиллина. Делается медленное вливание в течение пятнадцати минут из расчета четырех или пяти миллиграмм на килограмм.
Приехавшая бригада скорой помощи проведет необходимое лечение:
- При легком приступе применяется Сальбутамол и Ипратропия бромид посредством использования небулайзера. Если спустя двадцать минут улучшения не наступило, нужно повторить процедуру.
- Средняя степень приступа требует добавления к вышеназванным препаратам Пульмикорта (Будесонида). Двадцать минут спустя анализируют состояние ребенка, при необходимости повторяют прием медикаментов.
- Тяжелая степень приступа лечится, как и средняя, но с подкожным введением адреналинсодержащих средств. При угрозе прекращения дыхания вводят гормональные препараты системного действия (Преднизолон).
Приступ астмы у ребенка тяжелой формы требует определенного алгоритма лечения и госпитализации без промедления. В стационаре ребенку будет проведена вентиляция легких для насыщения их кислородом, а также выполнены антиаллергические манипуляции.
Приступ бронхиальной астмы у детей требует особо внимательного отношения и осторожного лечения. Нельзя давать ему антигистаминные препараты, такие как Супрастин, Тавегил и другие. Также не следует применять муколитические средства, седативные и антибиотики. Противопоказаны эфедринсодержащие медикаменты, такие как Бронхолитин. Не следует использовать горчичники и ставить банки.
Астматический статус: как помочь?
Астматический статус, в сущности, является затяжным приступом бронхиальной астмы. Он возникает зачастую от того, что вместо базового лечения применяются лишь препараты для оказания скорой помощи. При отсутствии лечения увеличивается потребность в бронхорасширяющих средствах.
Постоянное искусственное расширение бронхов с помощью медикаментов делает их нечувствительными к препаратам, и больной может умереть даже после получения скорой помощи.
Приступ удушья может также возникнуть из-за
- длительного контакта с раздражителями,
- осложнений в результате инфекционного поражения,
- неадекватного лечения, нарушения его алгоритма,
- ухудшения экологической ситуации, что также увеличивает опасность возникновения астматического статуса.
Поэтому следует незамедлительно обращаться к пульмонологу для назначения базовой терапии, если периодически наблюдаются даже незначительные обострения. Лечение позволяет своевременно убрать воспаление слизистой бронхов, как причину возникновения спазма.
Первая помощь при развитии астматического статуса оказывается в карете скорой помощи или стационаре. Большое значение приобретает интенсивная дыхательная терапия:
- Подается увлажненный кислород через маску или интраназальный зонд.
- Проводится введение в кровь Адреналина.
- Используют такие бронхолитики, как Эуфиллин, Теофилин.
- Применяются повышенные дозы глюкокортикостероидов (Гидрокортизона, Преднизолона, Дексаметазона).
- Обязательны ингаляционные препараты для расширения бронхов, например, Сальбутамол.
- Проводят в обязательном порядке инфузионную терапию против обезвоживания организма ребенка.
Дети, перенесшие приступ бронхиальной астмы, должны обязательно обследоваться у врача и регулярно получать базовую терапию БА во избежание повторных приступов.
Загрузка…
Источник