Анализ проблемы бронхиальной астмы
1 Этап. Выявление проблем больного ребенка.
Нарушаются потребности: дышать, есть, спать, отдыхать, общаться, работать, учиться.
Существующие проблемы:
Нарушение дыхания из-за частого бронхоспазма.
Нарушение сна и отдыха из-за отдышки, дискомфорт, трудность дыхания в горизонтальном положении.
Нарушение общения из-за отдышки при разговоре, невозможности адекватно общаться со сверстниками.
Нарушение работоспособности из-за гипоксии, отдышки.
Потенциальные проблемы и риск развития:
— ателектаза
— эмфиземы
— пневмоторекса
— дыхательной недостаточности
— сердечной недостаточности
— смерти во время приступа.
Этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре.
Цель ухода: способствовать наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений
Сестринский процесс при бронхиальной астме.
План ухода
1.Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением режима.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о причинах развития заболевания, особенностях лечения и профилактике осложнений. Убедить в необходимости лечения в стационаре, выполнении всех рекомендаций.
Мотивация:
Создание щадящего режима ЦНС и органов дыхания. Расширение знаний.
2. Обеспечивать организацию и контроль питания.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства. Проведение беседы с пациентом/родителями об особенностях гипоаллергенной диеты, необходимости ее строгого соблюдения не только в стационаре, но и дома после выписки.
Мотивация:
Удовлетворение, физиологических, потребностей. Профилактика обострений.
3. Организация досуга.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др.
Мотивация:
Создание условий для соблюдения режима
4. Создание комфортных условий в палате.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате.
Мотивация:
Удовлетворение физиологических потребностей во сне. Улучшение дыхания.
5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий, и приеме пищи.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены. Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье.
Мотивация:
Удовлетворение потребности быть чистым.
6. Выполнять назначения врача.
Реализация ухода:
Зависимое вмешательство: Проведение базисной терапии.
Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям необходимость приема лекарственных препаратов. Провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах препаратов. Научить пациента и /или родителей правилам применения ДАИ и других устройств для ингаляций, методике проведения пиклоуметрии и ведению дневника самоконтроля.
Контролировать устойчивость практических навыков у пациента/родителей. Сопровождать на диагностические исследования, объясняя цель и необходимость проведения. Обеспечить психологическую поддержку пациенту и родителям.
Мотивация:
Нормализация морфологических изменений в бронхах и функциональных показателей. Повышение уровня знаний.
Эффективность лечения. Раннее выявление побочных действий лекарственных препаратов.
7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение.
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, измерение температуры тела утром и вечером; контроль ЧД, ЧСС; наличия и характера одышки и кашля; контроль физиологических отправлений. При ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу.
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.
Этап. Оценка эффективности ухода
При правильной организации сестринского ухода наступает ремиссия, пациент выписывается под наблюдение педиатра, аллерголога, пульмонолога в детской поликлинике. Пациент и его родители должны знать об особенностях организации режима, диеты, элиминационных мероприятиях, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций
Глава 2. Практическая часть
Организация сестринской помощи при неотложном состоянии, приступе бронхиальной астмы и оказании помощи при обострении болезни.
Проходя практику на базе МАУ ГКБ №14 (ул. 22 партсъезда 15А), в общем терапевтическом отделении где находились пациенты с различными патологиями взрослого возраста – бронхиальная астма (ХОБЛ), являлась часто сопутствующей патологией, я наблюдал за пациентами с бронхиальной астмой и оказывал сестринский процесс. В отделении я видел 2 поста по приему больных, 2 процедурных кабинета, кабинет для проведения небулайзер терапии(ингаляторий).
Наблюдение за больным с приступом бронхиальной астмы.
Больного наблюдал при дежурстве в детской бригаде СМП 09.05.2016г
Вызвана бригада для оказания помощи 11-летней дочери. Жалобы: затрудненное дыхание, чувство нехватки воздуха, кашель с трудно отделяемой мокротой. Из анамнеза известно, что девочка страдает бронхиальной астмой. Состояние ребенка ухудшилось после того, как девочка принесла в дом котенка. Объективно: ребенок сидит, наклонившись вперед, опираясь на край кровати, затруднена речь (общается короткими фразами), взволнована. В дыхании учувствует вспомогательная мускулатура, дыхание шумное, затруднен выдох. Кожа бледная, цианоз носогубного треугольника. А/Д 110-60 мм. рт. ст.,ЧСС-84 в 1 мин. ЧДД-32 в 1мин.
Алгоритм неотложной помощи при приступе Бронхиальной астмы.
Приступ бронхиальной астмы –остро резвившееся и/или прогрессивно нарастающее удушье, при резком снижении показателей пиковой скорости выдоха.
В основе – бронхоспазм, отек слизистой бронхов, скопление слизи, кислородная недостаточность.
Информация, помогающая медицинской сестре заподозрить неотложное состояние:
· Больной страдает бронхиальной астмой
· Спастический кашель
· Экспираторная отдышка (выдох затруднен), участие в дыхание вспомогательной мускулатуры.
· Беспокойство, бледность кожных покровов
· Вынужденное положение пациента
Медицинская сестра должна:
Таблица 1
План сестринских вмешательств | Мотивация |
1. Вызвать бригаду СМП | Состояние, угрожающее жизни больного |
2. По возможности выяснить аллерген и разобщить с ним ребенка (котенок) | Прекратить действие аллергена, раздражителя |
3. Придать удобное положение и расстегнуть стесняющие одежду | Облегчение дыхания |
4. Сделать 1-2 толчка карманным ингалятором (беродуал, беротек, сальбутамол) | Уменьшение бронхоспазма |
5. Успокоить ребенка и родителей | Уменьшение эмоционального напряжения, которое усиливает бронхоспазм |
6. Обеспечить доступ кислорода 7. Дать обильное щелочное питье | Уменьшение гипоксии Для лучшего отхождение мокроты |
8. Приготовить врачу небулайзер (р-р беродуала 20 кап, р-р пульмикорта 1 мг.) Р-р Эуфиллина 2.4%-10 мл, р-р преднизалона 60 мг, шприцы, жгут, систему с р-ром Nacl 250 мл-0.9% для внутривенного капельного вливания. | Спазмолитик |
После врачебной помощи
Оценка: Состояния больного
1.Удушье уменьшилось и прекратилось, свободно отходит мокрота.
После была предложена госпитализация в терапевтическое(педиатрическое) отделение.
Фармакологический анализ применяемых препаратов
Эуфиллин 2.4%-10 мл (одна ампула)
Фармакологическая группа.
Аденозинергические средства
Фармакологическое действие.
Спазмолитическое, диуретическое, бронходилатирующее.
Показание.
Применяют эуфиллин при бронхиальной астме и бронхоспазмах (резком сужении просвета бронхов) различной причины (в основном для снятия приступов)
Противопоказания.
Применение эуфиллина, особенно внутривенно, противопоказано при резко пониженном артериальном давлении, пароксизмальной тахикардии, экстрасистолии, эпилепсии
Побочные действия.
Диспепсические расстройства (расстройства пищеварения), при внутривенном введении головокружение, гипотония (понижение артериального давления), головная боль.
Условия хранения.
Список Б. В защищенном от света месте.
Беродуал
Фармакологическая группа.
Бронхолитический препарат
Фармакологическое действие.
При совместном применении ипратропия бромида и фенотерола бронхорасширяющий эффект достигается путем воздействия на различные фармакологические мишени. Указанные вещества дополняют друг друга, в результате усиливается спазмолитический эффект на мышцы бронхов и обеспечивается большая широта терапевтического действия при бронхолегочных заболеваниях, сопровождающихся констрикцией дыхательных путей.
Показания
Беродуал назначают для профилактики и симптоматического лечения хронических обструктивных болезней дыхательных путей с обратимым бронхоспазмом:
Бронхиальная астма;
Хронический обструктивный бронхит, неосложненный или осложненный эмфиземой.
Противопоказания.
Гипертрофическая обструктивная кардиомиопатия;
Тахиаритмия;
I и III триместры беременности;
Гиперчувствительность к входящим в состав лекарственного средства компонентам.
Побочные действия.
Нервозность, мелкий тремор, головокружение, головная боль, нарушение аккомодации, изменение психики (центральная нервная система);
Сыпь, крапивница, ангионевротический отек губ, языка и лица (аллергические реакции);
Тахикардия, сердцебиение (сердечно-сосудистая система);
Рвота, тошнота (желудочно-кишечный тракт);
Кашель, местное раздражение, парадоксальный бронхоспазм (респираторная система);
Задержка мочи, гипокалиемия, слабость, усиление потоотделения, судороги, миалгия (прочие).
Условия хранения.
Хранить в сухом, темном месте, недоступном для детей, при температуре не выше 30 °C. Препарат нельзя замораживать. Срок годности – 5 лет.
Пульмикорт (будесонид 0.25 мг или 0.5 мг)
Фармакологическая группа.
Глюкокортикостероид для местного применения
Фармакологическое действие.
Глюкокортикоидное, противоаллергическое, противовоспалительное.
Показание.
Бронхиальная астма (в качестве базисной терапии; при недостаточной эффективности бета2-адреностимуляторов, кромоглициевой кислоты и кетотифена; для снижения дозы пероральных ГКС), хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп)
Противопоказания.
Гиперчувствительность; детский возраст до 6 мес. C осторожностью, при тщательном наблюдении, Пульмикорт назначается при таких заболеваниях, как цирроз печени, глаукома, гипотиреоз, бактериальные, грибковые, паразитарные и вирусные инфекции (в т.ч. амебиаз,туберкулез, герпес губ и глаз), остеопороз. Во время беременности в связи с возможностью ухудшения течения бронхиальной астмы следует использовать минимальную эффективную дозу Пульмикорта.
Побочные действия.
Часто: Кандидоз ротоглотки, умеренное раздражение слизистой оболочки горла, кашель, охриплость голоса, сухость во рту.
Редко: Ангионевротический отек; Появление синяков на коже; Бронхоспазм; Нервозность, возбудимость, депрессия, нарушения поведения; Реакции гиперчувствительности немедленного и замедленного типа, включая сыпь, контактный дерматит, крапивницу, ангионевротический отек, бронхоспазм и анафилактическая реакция; Тошнота.
Очень редко (эффекты, связанные с системным дейстием Пульмикорта): Уменьшение минеральной плотности костной ткани, катаракта, глаукома.
Условия хранения.
Препараты Пульмикорт и Пульмикорт Турбухалер следует хранить в сухом прохладном месте с температурой окружающего воздуха не более 30 градусов Цельсия.
Контейнеры с находящейся внутри суспензией нужно хранить только в оригинальном конверте, который защищает препарат от света.
Наблюдение 2.
Девушка 18 лет поступила в МАУ ГКБ №14с хрипящим, свистящим дыханием в ночное время суток; приступы удушья от 0 до 3 раз в сутки, провоцирующим фактором которых являются контакты с шерстью домашнего животного (кошки), резким запахом, холодным воздухом. Приступы удушья сопровождаются кашлем с трудно отделяющейся, тягучей и вязкой мокротой.
Объективно: состояние ср.ст.тяж, положение вынужденное. Кожные покровы бледные, умеренный цианоз носогубного треугольника, при разговоре появляется и усиливается отдышка. экспираторного характера. ЧД-26, ЧСС-110
Предварительный диагноз Врачебной бригады Смп.
Бронхиальная астма средней степени тяжести, обострение.
Результаты обследования:
Биохимический анализ крови.
04.04.16.
Билирубин общий 18,7 мкМоль/л
Амилаза 74 е/л
Мочевина 5,45 мМоль/л
Сахар крови 4,3 мкМоль/л
Белок 53,7 г/л
АСТ 22 е/л
АЛТ 28 е/л
ХС 5,7 ммоль/л
ЛП 380 ед
Общий анализ крови.
04.04.16.
гемоглобин 124 г/л
лейкоциты 4,5
СОЭ 7,3
Лейкоцитарная формула:
Эозинофилы 9 %
Лимфоциты 45 %
Общий анализ мочи.
04.04.16.
Цвет золотисто-желтый
Прозрачная
pH мочи слабокислая 6,3
Удельный вес 1012
Белок — нет
Глюкоза – нет
Билирубин — нет
Лейкоциты 1-2 в поле зрения
Общий анализ мокроты + м/флора + ВК
04.04.16.
Цвет – жёлтый
Характер – гнойный
Консистенция – вязкая
Лейкоциты – 10-15 в поле зрения
Эпителий – 1-3 в поле зрения
ВК – не обнаружено
М/флора – кокковая
Электрокардиограмма
04.04.16.
Сердечный ритм синусовый. ЧСС = 77 уд/мин.
R1>R2>R3, переходная зона — V2, комплекс QRS: 0,20 сек.
Зубец S максимален в AVR.
Зубец R максимален в AVL.
Заключение: Синусовый ритм, НБПНПГ.
Ds клинический.
Основное заболевание: атопическая бронхиальная астма, средней степени тяжести, обострение.
Выявленные нарушенные потребности пациента
1.Потребность спать
2.Потребность работать
3.Потребность быть рядом с семьей
4.Потребность дышать
5.Потребность общаться
6.Потребность двигаться
Выявленные проблемы пациента
1.Настоящие(существующие):
Нарушение дыхания из-за затрудненного выдоха.
Нарушение сна из-за кашля, отдышки, при нагрузке, беспокойстве.
Нарушение работоспособности из-за отдышки, слабости.
Нарушение гигиены из-за несостоятельности, общей слабости организма, потери интереса к общению.
Нарушения движения из-за слабости.
Потенциальные
Риск развития Астматического статуса
Риск развития приступа дыхательной недостаточности
Риск развития частых заболеваний верхних дыхательных путей, пневмонии, бронхообструктивного синдрома.
Цель краткосрочная: Восстановить нарушенные потребности, не допустить осложнений, неотложного состояния.
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Особенности клинических проявлений в детском возрасте
Бронхиальная астма — это заболевание, при котором повышается возбудимость и реактивность бронхов, что приводит к их отеку и спазму, и в результате возникает затруднение дыхания. Приступы удушья чаще развиваются ночью или в предутренние часы и начинаются с мучительного кашля с трудно отходящей мокротой. Появляется одышка, для которой характерен затрудненный выдох. В легких прослушиваются разнообразные сухие и влажные хрипы.
У больного ребенка синеют губы, он принимает вынужденную позу, пытаясь облегчить свое состояние, в дыхании участвуют вспомогательные мышцы. Такими симптомами характеризуется развернутый приступ бронхиальной астмы.
Преобладающей формой бронхиальной астмы у детей является атопическая астма. Аллергеном чаще всего становится домашняя пыль, пыльца растений, шерсть животных. В ряде случаев бронхиальной астме сопутствует пищевая аллергия, особенно у детей первых лет жизни.
Многие дети плохо переносят низкие температуры, бытовую химию и табачный дым. Кроме того, вирусные заболевания резко повышают чувствительность бронхов к разнообразным раздражителям. Определенную роль в развитии болезни принадлежит наследственной предрасположенности.
Особенности развития у детей
При подозрении на астму обратите внимание на следующие признаки:
- * Сильный кашель во время сна или после физических нагрузок.
- * Хрипы в легких, свистящее дыхание, затрудненный выдох.
- * Одышка после занятий спортом.
- * Жалобы на стеснение в груди, нехватку воздуха.
Острые заболевания дыхательных путей (например, бронхит) могут сопровождаться хрипами и даже затруднением дыхания, поэтому иногда непросто поставить правильный диагноз.
Врачу понадобится некоторое время для обследования и установления диагноза. В этот период вас могут попросить записывать симптомы, которые появляются у вашего малыша, и следить за их развитием. Необходимо будет указывать, что в том или ином случае явилось провокацией для их возникновения.
Во время приступа клиническая картина выглядит очень характерно. Для выявления значимых аллергенов в межприступном периоде делают кожные пробы или определяют специфические антитела (Ig E) в анализе крови.
Основные симптомы приступа бронхиальной астмы — одышка, чувство нехватки воздуха, свистящее дыхание, приступообразный кашель с тягучей прозрачной мокротой (мокрота отходит тяжело), экспираторная одышка, вздутие грудной клетки, в наиболее тяжёлых случаях — удушье.
У детей раннего возраста эквивалентами приступа бронхиальной астмы могут быть эпизоды кашля ночью или в предутренние часы, от которых ребёнок просыпается, а также затяжной повторный обструктивный синдром с положительным эффектом бронхолитиков. Бронхиальная астма у детей нередко сочетается с аллергическим ринитом (сезонным или круглогодичным) и атопическим дерматитом.
Следует учитывать, что при обследовании больного аускультативных изменений может и не быть. Вне приступа при спокойном дыхании хрипы выслушивают лишь у небольшой части больных.
Тяжёлый приступ сопровождается выраженной одышкой (ребёнок с трудом говорит, не может есть) с ЧДД более 50 в минуту (более 40 в минуту у детей старше 5 лет), ЧСС более 140 в минуту (более 120 в минуту после 5 лет), парадоксальным пульсом, участием вспомогательной мускулатуры в акте дыхания (у грудных детей эквивалент участия вспомогательной мускулатуры — раздувание крыльев носа во время вдоха). Положение ребёнка в момент астматического приступа вынужденное (ортопноэ, нежелание лежать).
Отмечают набухание шейных вен. Кожные покровы бледные, возможны цианоз носогубного треугольника и акроцианоз. Аускультативно выявляют свистящие сухие хрипы по всем полям лёгких, у детей раннего возраста нередко бывают разнокалиберные влажные хрипы (так называемая «влажная астма»). Пиковая объёмная скорость выдоха (ПОС) составляет менее 50% возрастной нормы. К признакам, угрожающим жизни, относят цианоз, ослабление дыхания или «немое» лёгкое, ПОС менее 35%.
Тяжесть течения астмы (лёгкая, среднетяжелая, тяжёлая) оценивают исходя из клинических симптомов, частоты приступов удушья, потребности в бронхолитических препаратах и объективной оценки проходимости дыхательных путей.
Источник