Арт терапия с астмой
Осенью, в период наибольшей активности респираторных вирусов, когда все кругом кашляют и чихают, больные бронхиальной астмой чувствуют себя намного хуже, в этот период у них часто обостряется заболевание и начинаются приступы удушья. Почему так происходит, можно ли вылечить и «перерасти» бронхиальную астму, рассказывает врач аллерголог Андрей Камаев.
— Андрей Вячеславович, как бронхиальная астма связана с респираторными инфекциями?
— Многолетние наблюдения показывают, что классические аллергические заболевания способны обостряться в ответ на неаллергенные провокации. Известно, что астма всегда имеет пики обострения в период подъема заболеваемости респираторными инфекциями – ежегодно в октябре-ноябре и в феврале-марте. И в педиатрической и в терапевтической практике вместе с подъемом заболеваемости вирусными инфекциями наблюдается увеличение частоты обострений бронхиальной астмы.
Это не значит, что больного бронхиальной астмой есть еще и аллергия на вирусы. Основой его заболевания является определенный иммунный механизм, на который оказывает влияние контакт с тяжелыми условиями внешней среды. Вирусные инфекции приводят к нарушению барьерной функции стенки дыхательных путей, которые становятся как решето – более проницаемыми, в том числе для аллергенов. Поэтому даже небольшая концентрация домашней пыли или непродолжительный контакт с домашним животным, который в обычных условиях не вызвал бы аллергического обострения, на фоне вирусной инфекции проникает глубже в дыхательные пути и оказывает более разрушительное воздействие, запускает более выраженное обострение. У части пациентов дебют аллергических реакций может приходиться на период вирусных инфекций.
— У больных, особенно у детей, приступы заболевания часто возникают в ответ на сильные эмоции. Какое влияние стресс оказывает на течение заболевания?
— Стресс, особенно хронический, заметно увеличивает риск формирования аллергического ответа, но не является самостоятельным фактором. Хронический стресс, в том числе нарушение баланса сна и рабочей деятельности, снижает функциональные резервы организма, тем самым повышая готовность человека к формированию хронических, в том числе аллергических, заболеваний.
Некоторые англоязычные исследователи астму у мальчиков-дошкольников называют «плачем по маме», то есть одной из форм невроза. Однако и здесь стресс не выступает причиной болезни, а просто делает картину заболевания более яркой: при объективном исследовании у таких пациентов находят аллергию, например, к животным или клещам домашней пыли. Стресс признан одним из факторов, способствующих формированию астмы, а не ринита при одинаковой выраженности аллергического ответа. У другого пациента, не аллергика, формой ответа на стресс может стать обострение хронического гастрита.
— Применяется ли аллергенспецифическая иммунотерапия в лечении астмы и насколько она помогает облегчить состояние больного?
— Бронхиальная астма сегодня исключена из противопоказаний для алергенспецифической иммунотерапии, но такое лечение проводится только в случае легкой и среднетяжелой астмы, а самое главное — контролируемой. При этом АСИТ не противопоставляется лекарственной терапии, а направлена на снижение лекарственной нагрузки и на долгосрочное достижение контроля над заболеванием.
Аллегенспецифическая терапия – это самая эффективная методика, которая сегодня есть у аллергологов. АСИТ дает возможность вернуть иммунной системе пациента такой способ реагирования, который есть у неаллергика, выработать иммунную толерантность. Поэтому любые фармакологические средства и самая инновационная генно-инженерная терапия, которая потихоньку приходит из исследований в практическую медицину, по перспективности, долгосрочному сохранению ответа проигрывают алергенспецифической иммунотерапии.
С помощью АСИТ можно достичь очень длительного периода ремиссии, до 5 и более лет, когда у пациента нет никаких клинических проявлений заболевания и необходимости в ежедневном приеме лекарств. У части пациентов сохраняется гиперактивность бронхов, которую мы сегодня можем выявить с помощью специальных инструментальных методик обследования, но жалобы при успешной АСИТ уходят действительно надолго.
— А «перерасти» бронхиальную астму после подросткового возраста ребенок может?
— Период полового созревания связан с радикальной перестройкой организма, в том числе иммунной системы. Как правило, возраст от 13-14 лет и до 25-30 лет – это пик биологической формы человека. У значительной части пациентов в это время бронхиальная астма и атопический дерматит выходят в стойкую безмедикаментозную долгосрочную ремиссию. К сожалению, гарантировать пожизненную ремиссию мы не можем, но светлый промежуток наблюдается больше, чем у половины пациентов – это известно совершенно точно. Но не у всех – и это основная проблема. В возрасте 5-6 лет понять у кого будет ремиссия, а у кого нет – пока невозможно. Известно только, что ремиссия чаще наступает у детей, бронхиальная астма у которых носит контролируемый характер. Чем меньше обострений – тем лучше прогноз, в том числе на «перерастание» заболевания.
Источник
Елена Хавшабо
Проект «Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 29»
ПРОЕКТ
на тему:
«Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества«.
Выполнили участники творческой группы
ОО «Художественно –эстетического развития»:
Хавшабо Е. И.
Демченко О. Б.
Карастоянова И. О.
Майкоп 2016 год.
Образовательная область : художественно – эстетическое развитие
Вид проекта: творческо-познавательный, здоровьесберегающий
Место реализации проекта: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 29»
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский.
Проблема: увеличение количества детей с проблемами нервно-психического характера.
Актуальность: Сегодня перед всеми детскими образовательными учреждениями стоит
важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка
мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Её успешная реализация предполагает широкое и грамотное использование разнообразных методик и технологий, начиная уже при организации дошкольного образования. Какие же методики можно применять в области дошкольного образования, чтобы оно могло стать условием благополучного соответствия потребностям и надеждам сегодняшнего дня? На наш взгляд, к категории эффективных методик допустимо отнести арт-терапию.
Термин «Арт-терапия» (art – искусство, arttherapy – терапия искусством)означает «лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психического состояния». [Интернет –энциклопедия «Википедия», wikipedia.dn.ua]
Сегодняшние дети- это наше будущее, это будущее нашей страны.
Арт — терапия в дошкольном возрасте.
Одним из средств ознакомления ребенка с музыкой и искусством в целом является артпедагогика – это синтез областей научного знания (искусства и педагогики) определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано-игровую).
В последнее время это малоизвестное в нашей стране направление привлекает к себе все большее внимание. Причины этого кроются в “мягкости” и привлекательности самого процесса врачевания, в использовании зрительного и пластического выражения своих переживаний и конфликтов.
Арт-терапия для детей действенна там, где другие методы психотерапии трудно применимы из-за младшего возраста и связанного с этим ограничения в вербальном общении, метод просто незаменим.
Арт-терапия нравится детям, поэтому эти занятия лишены элемента принуждения, а воспринимаются скорее как интересное времяпрепровождение. Психотерапия без принуждения гораздо эффективнее.
Назначение арт-терапии: оздоровление психики человека через творчество.
Средства реабилитации: сказкотерапия, куклотерапия, маскотерапия, игротерапия,
изотерапия (рисование, лепка из глины, пластилина, теста, цветотерапия, музыкотерапия,
танцевальная терапия, вокалотерапия, фольклоротерапия, релаксация терапия.
Цель проекта:
• формирование у детей младшего дошкольного возраста основ здоровьесбережения через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий арт-терапии;
Задачи проекта:
для детей:
• учить детей использовать социально приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств через лепку, рисование, музыку;
• развивать у ребенка потребность в саморазвитии;
• повысить (понизить) самооценку, развить самоуважение, способствовать решению психических проблем (страхи, тревожность, агрессивность, гиперреактивность);
• формировать представление детей о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению;
для родителей:
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах применении арт-терапии в повседневной жизни ребенка;
• способствовать заинтересованности родителей в здоровом образе жизни путём просветительской работы и привлечения к участию в мероприятиях направленных на сохранение и укрепление здоровья детей;
• заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
для педагогов:
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
• создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их в уверенность в собственных педагогических возможностях.
Участники проекта:
• педагоги (воспитатели, музыкальные руководители).
• дети средних групп (4-5 лет).
• родители воспитанников группы.
Продолжительность проекта: кратковременный (2 недели).
Основные формы реализации проекта:
С детьми С родителями С педагогами
НОД : «В гостях у песочной Феи» «Изготовление кукольного театра»,
«У бабушки в деревне»;
Беседы о здоровье;
Игры и упражнения : «Песенка –масаж»;
«Пантомина», «Релаксация под музыку», «Виды муз. -ритм. движений», «Детского фольклор:
потешки,
заклички, пестушки, прибаутки», «Танцевальные игры», «Фольклорные подвижные игры»;
Картотеки с детьми раннего возраста :«Агушечки, ладушки, потешки,
прибаутки,
колыбельные»
Чтение художественной литературы К. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр»;
Дни здоровья «Арт-терапии в развитии детей»; развлечения;
Кружки худ-эстет развития: «Семицветик»,«Вокальный»,«Театральный».
Папки-передвижки: «Музыка лечит»;
Тренинг «Место арт-терапии в практике родителей»;
Родительское собрание «Здоровая семья — здоровый ребенок»;
Анкетирование «О здоровом образе жизни»;
Буклеты : «От чего зависит здоровье детей», «Тестопластика как метод арт-терапиив работе педагога ДОУ: Создание сказочной страны»; Муз. зан. с элементами арт-терапии «Весенняя мозайка»
Консультации: «Использование игровых приемов в процессе ритмических движений»,
«Музыка в детстве закладывает жизненые навыки»,
«Арт-терапия для дошкольников», «Арт-терапия лепка из пластилина», «Знакомство с техниками изотерапии», «Танец в наши дни», «Нужен ли танец малышу», «Танцевальные игры».
Участие в праздника «Масленица»;
Оформление наглядно
демонстрационного стенда (газеты) «Арт-терапия в оздоровлении дошкольников»;
Индивидуальные
консультационные.Консультации : «Фольклор как одно из средств –здоровьесберегающих технологий, одна из форм арт-терапи»;
«Арт-терапия как метод работы педагога с дошкольниками.»
(выступление из опыта работы вос-ля Хавшабо Е. И
*Открытые просмотры Мастер-классы: «Тестопластика как метод арт-терапиив работе с детьми и взрослыми : Создание сказочной страны. «; «Звуки музыку рождают.»;Муз. зан. с элементами арт-терапии «Весенняя мозайка»;
«Техника арт-терапии с детьми 5 лет»
Семинар-практикум презентация
Этапы реализации:
осуществление проектарассчитано на 2 недели и включает в себя 4 этапа:
1 этап.
Теоретический этап.
1. анкетирование- привлечение родителей к участию в проекте;
2. диагностика детей на начало проекта;
3. мониторинг для педагогов и родителей;.
4. изучение условий реализации проекта;
5. выявление проблемы, формировка цели, задач;
6. ознакомиться с методами и приемами арт-терапии;
7. планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня, содержания
предметно-развивающей среды;
8. пересмотреть структуру НОД с целью введения в ход НОД арт-терапевтических
упражнений и заданий;
9. определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры,
атрибуты и т. д.)
2 этап.
Методический этап.
1. разработка проекта;
3. составление картотек,папок передвижек и заданий ;
4. разработка НОД ;
5. составить консультации для родителей и педагогов;
6. подготовить обмен опытом на педсовете на тему «Арт-терапия, как метод
оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества»;
7. выпуск тематических газет о методах арт-терапии;
8. изготовление физкультурного оборудования из бросового материала;
9. разучивание массажей.
3этап.
Практический этап.
1. непосредственная реализация проекта: организация деятельности с детьми;
2. совместных мероприятий с родителями и педагогами;
2. применение технологии арт-терапии в НОД детей;
3. мультимедийная презентация инновационного опыта на педагогическом совете МБДОУ
«Детский сад общеразвивающего вида № 29»на тему: «Арт-терапия, как метод
оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества«.
4. мастер –класс: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и
взрослыми: Создание Сказочной страны»;
4 этап.
Аналитическийй (итоговый) этап.
1. анкета для родителей ;
2. диагностика детей на конец проекта;
3. мониторинг для педагогов и родителей;
4. подведение итогов реализации проекта;
2. анализ результатов деятельности по применению арт-терапии, выводы;
4. планирование работы исходя из потребностей родителей, детей, на основании
результатов,проделанной работы;
5. Рефлексия проводимых мероприятий, направленных на здоровье детей.
Обеспечение:
• муз. диски со звуками природы;
• пакет рекомендаций для родителей и воспитателей;
• подбор методической литературы;
• папки передвижки, стенгазеты,газеты;
•учебные пособия: конспекты НОД, картотеки;
• пальчиковый театр, маски, костюмы.
Предполагаемые результаты:
для детей:
• у детей сформируются представления о здоровом образе жизни;
• занятия будут разнообразными по форме организации;
• будет осуществляться индивидуальный подход к детям;
• в группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат;
• музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды;
• цветовой потенциал будет использован как фактор здоровье – сбережения;
• сформируются способности поддерживать свое здоровье при помощи театрализованной деятельности, изо деятельности, фольклора, музыки;
• ежегодная позитивная динамика в улучшении здоровья детей.
для родителей:
• родители вовлечены в единое пространство творческой группой ОО «Художественно –эстетического развития», будут активно принимать участие в педсоветах, оздоровительных и спортивных мероприятиях;
• примут участие в фольклорных, спортивных праздниках
для педагогов:
• повысится компетентность педагогов;
• реализация основной цели проекта. Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта будут одинаково относится к проблеме «человек – образ жизни – образование — здоровье». Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.
Продукт проектной деятельности:
для детей:
• сценарий фольклорного празднике «Масленица»;
• пальчиковый театр «Три поросенка», театр масок «Заюшкина избушка»;
• муз. игрушки шумелки, вертушки, диски;
• «Сказочный домик», деревья «Счастья»;
•костюмы: божьи коровки красные юбки и крылья, маски зверей;
• уголок арт-терапии в группе (изотерапии, сказотерапии, театротерапии, куклотерапии, физтерапии)
для родителей:
• пакет рекомендации применение арт-терапии:Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные виды рисования», «Сказкотерапия в жизни дошкольников» «Знакомство с техниками изотерапии», «Арт-терапия для детей: лепка из теста».
• папка передвижка «Музыка лечит»;
• стенгазета «Арт-терапия в оздоровлении детей»; газета для родителей 2 средней группы
• участие в фольклорном празднике «Масленица» вместе с детьми;
• фотоотчёт о проведенных мероприятиях «Масленица»,» конкурс Спортивного уголка;
• изготовление шумовых инструментов совместно с родителями, дерево «Счастья».
для педагогов:
• презентация проекта «Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества»;
•мастер-классы: «Тестопластика как метод арт-терапиив работе с детьми и взрослыми : Создание сказочной страны», «Техника арт-терапии с детьми средней группы», «Нетрадиционные виды рисования», «Консультация для педагогов посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОС»
•пакет рекомендаций : «Фольклор как одно из средств –здоровьесберегающих технологий, одна из форм арт- терапии.»,:«Арт-терапия как метод работы педагога с дошкольниками». Методическая разработка НОД по сказкотерапии с детьми 4-5 лет, «Фольклор как одно из средств –здоровьесберегающих технологий, одна из форм арт- терапии.», Конспект музыкальной нод с элементами вокалотерапии и музыкотерапии «Весенняя мозаика», «Заюшкина избушка», Консультация для воспитателей «Тестопластика как метод арт-терапии в работе воспитателя ДОУ»;
•учебные пособия: «Картотека нетрадиционных техник рисования», Картотека «Русские народные игры для первой младшей группы», Конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологийи двигательно – игрового фольклора, Конспект НОД с применением методов арт-терапии «Приключение Колобка», Конспект музыкальной нод с использованием песочной терапии и музыкотерапии «В гостях у Песочной феи», Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе «Весна» с использованием нетрадиционных техник.
Размещение объекта инновации.
Процесс познания ребенком окружающего мира и собственных возможностей в нем подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А проводник на этой дороге чуткий и понимающий взрослый. Таким образом, арт-терапия в дошкольных образовательных учреждениях – это не просто метод коррекции и развития посредством художественного творчества, а это процесс от которого он получается удовольствие, а так же является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми.
Данная проектная деятельность повлияет на весь воспитательно-образовательный процесс и станет компонентом, как НОД, так и мероприятий, направленных на оздоровление воспитанников.
Практическая значимость проекта: Практический материал может быть полезным педагогам ДОУ при планировании и осуществлении образовательной деятельности направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Используемая литература:
• Копытин А. И. Основы арттерапии. СПб, 1999
• Хрестоматия. Арттерапия. СПб., 2001.
• Колошина Т. Ю. «Арт-терапия» Методические рекомендации
• Киселева М. В Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов,
педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми
• Щербакова Ирина Юрьевна, учитель – логопед. «Сказкотерапия в коррекционной деятельности с детьми дошкольниками».
• Грабенко Т. Н., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. — Спб.:Изд-во: Детство-Пресс, 2004.-64 с. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. Метод. рекоменд. / Е. А. Антипина. – М., 2009.
• Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В. И. Волынкин. – Ростов н/д: Радуга, 2007.
• Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет / Н. Ф. Губанова. – М.: Детство, 2007.
• Доронова, Т. Н.Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
• Сорокина, Н. Ф.Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». – М.: Пресса, 2009. Балашова С. С., Шенталинская Т. С. Музыкальный фольклор и школа. /составитель Челышева Т. В. / М.: Просвещение, 1993.
• Выходцева В. Н., Романова Н. А. Арт-терапия – исцеляющее творчество. //ресурсы сети Интернет
• Кабилова С. Ф. О роли учителя музыки в становлении творческой личности. //Музыка в школе. 2005, №3.
• Лобанова Е. А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий. //Музыка в школе. 2005, №3.
• Назарова Л. Д. Фольклорная арт-терапия. –С-Пб: Речь, 2002.
• Назарова Л. Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин. – М. Сфера, 2008.
• Информация из интернета.
Приложение:
1. анкеты;
2. конспекты НОД ;
3. папка передвижка;
4. консультации с родителями,;
5. консультации с воспитателями ;
6. мастер-класс;
7. буклеты, картотеки;
8. газета, стенгазета;
9. фотоотчеты праздника «Масленица», конкурса спортивного уголка, пальчиковый театр.
Источник