МЕТОДИКА:                                  
                       Активность повседневной жизни                        
                       (Activities of Daily Livinq)                         
                                   (ADL)                                    
                (Н. Lehfeld, В. Reisberg, S. Finkel et al.).                
 
                      ОЦЕНКА НАРУШЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.                   
      Оценка Activities of Daily  Living  (ADL) — «активности  повседневной 
 жизни», «функции  повседневной  жизнедеятельности»,  «повседневная  актив- 
 ность» — показывает степень зависимости/независимости клиента в  его  пов- 
 седневной жизни. Она позволяет эрготерапевтам и социальным работникам оце- 
 нить способности человека к самостоятельному существованию. Это дает  воз- 
 можность дифференцировать виды и объемы социальной помощи в зависимости от 
 состояния здоровья и функционального статуса клиента.                      
      Активность повседневной жизни (ADL) — это действия и виды деятельнос- 
 ти, которые человек совершает ежедневно в течение всей жизни.              
      Активность повседневной жизни  условно  разделяется  на  персональную 
 (PADL) и инструментальную (IADL).                                          
      Персональная активность повседневной жизни включает в себя выполнение 
 задач, связанных с самообслуживанием — прием пищи, одевание, туалет и дру- 
 гие гигиенические мероприятия,  причесывание,  поддержание  функциональной 
 мобильности, коммуникация.                                                 
      Инструментальные активности повседневной жизни связаны с  независимым 
 функционированием человека дома, в школе или на работе, в обществе.        
 
      Активность в повседневной жизни включает в себя:                      
      мероприятия по личной гигиене (уход за волосами, умывание,  использо- 
 вание туалета и др.);                                                      
      одевание;                                                             
      прием пищи;                                                           
      соблюдение правил, необходимых для поддержания и сохранения здоровья;  
      социализацию;                                                         
      функциональную коммуникацию и подвижность;                            
      возможность быть мобильным в обществе;                                
      удовлетворение сексуальных потребностей.                              
 
      Активность в работе и продуктивной деятельности:                      
      выполнение домашних обязанностей (уход за одеждой,  уборка  квартиры,  
 приготовление еды, поддержание чистоты и безопасное проживание  в  кварти- 
 ре);                                                                       
      заботу о других людях;                                                
      возможность обучаться чему-либо новому;                               
      исследовательские виды деятельности (выбор специальности, поиск рабо- 
 ты,                                                                        
      выполнение работы, планирование ухода на пенсию, добровольное участие 
 в чем-либо).                                                               
 
      Активность в игре, отдыхе и увлечениях:                               
      возможность выбора игры, отдыха, увлечений;                           
      возможность выполнять необходимые действия во время отдыха и игры.    
 
      Группы тестов, измеряющие  нарушение  жизнедеятельности  (disability) 
 делятся на                                                                 
      1 — измеряющие независимость клиента в повседневной жизни, или,  сог- 
 ласно дословному переводу с английского, измеряющие «активности повседнев- 
 ной жизни» (Activities of Daily Living, или ADL), под которыми обычно  по- 
 нимают «элементарное телесное» самообслуживание.                           
      2 — измеряющие, помимо телесного самообслуживания, еще и  возможность  
 пользования предметами обихода, что необходимо для  проживания  в  обычных 
 условиях (extend ADL, или расширенные активности повседневной жизни).      
      3 — измеряющие локально функции, расстройство которых приводит к  на- 
 рушению жизнедеятельности клиента (focal  disability)  (например,  баланс, 
 ходьбу, функцию кисти и др.).                                              
      4 — совмещающие измерение повседневной активности и ролевых ограниче- 
 ний.                                                                       
 
      Необходимая информация может быть получена или путем самостоятельного 
 заполнения клиентом специальных опросников, или в результате наблюдения за 
 клиентом, либо опросом клиента или ухаживающего за ним лица.               
      Общим требованиям к шкалам ADL является  регистрация  действительного 
 состояния клиента, а не его предполагаемых возможностей.                   
 
      Все шкалы ADL обладают рядом общих недостатков:                       
      эти шкалы часто включают пункты, которые соответствуют  уровню  «пов- 
 реждение» (impairment) — например, пункты,  отражающие  состояние  функций 
 тазовых органов;                                                           
      многие пункты таких шкал не являются независимыми друг от друга;      
      шкалы ADL не отражают многих аспектов нарушения жизнедеятельности та- 
 ких, как ориентация, общение и др.;                                        
      по результатам тестирования невозможно узнать, каким способом достиг- 
 нута независимость в повседневной жизни: за счет восстановления утраченных 
 функций клиента, либо за счет улучшения условий окружающей обстановки;     
      почти все шкалы ADL относятся  к  ординальным,  поэтому  неправомерно 
 проводить сравнение  результатов, достигнутых в различных реабилитационных 
 учреждениях, основываясь лишь на динамике оценок, которые получены при по- 
 мощи данных шкал.                                                          
 
      Независимость в повседневной жизни (ADL).                             
      В основе методов измерения нарушений жизнедеятельности чаще всего ле- 
 жит оценка независимости индивидуума от посторонней помощи в  повседневной 
 жизни, при этом анализируются не все ежедневные действия, а только  наибо- 
 лее значимые, наиболее общие из рутинных действий человека. Под ADL обычно 
 понимают основные физические функции, которые лежат  в  основе  нормальной 
 жизни. Представления о том, какие функции следует относить к основным, мо- 
 гут несколько расходиться.                                                 
 
      Если опросник, помимо основных (базовых) функций, отражает еще и воз- 
 можность использования клиентом предметов обихода, то его называют  расши- 
 ренной шкалой или опросником нарушения жизнедеятельности (extend disabili- 
 ty).                                                                       
 
      Опросник Activities of Daily Livinq содержит 20 вопросов.             
      Два вступительных вопроса (1-й, 2-й) оценивают  способность  индивида 
 справляться с повседневными делами и заботиться о себе.  Оба  эти  вопроса 
 призваны дать первое впечатление об общей компетентности пациента в  реше- 
 нии проблем повседневной жизни.                                            
      Другие вопросы позволяют оценить и проанализировать те проблемы,  ко- 
 торые пациент испытывает, начиная, выполняя и заканчивая  какую-либо  дея- 
 тельность. Отмеченные затруднения не должны быть результатом  соматических 
 расстройств.                                                               
      Вопросы с 3-го по 20-й непосредственно оценивают проблемы, с которыми 
 сталкивается пациент в повседневной жизни. Они затрагивают следующие  сфе- 
 ры: прием лекарств (3-й), гигиена (4-й), чтение (6-й),  участие  в  беседе 
 (8-й), пользование телефоном (9-й),  покупки  (12-й),  приготовление  пищи 
 (13-й), обращение с деньгами и решение финансовых дел (14-й и 15-й), поль- 
 зование домашними приборами (17-й), транспортом (19-й), реализация досуго- 
 вой активности (20-й). Из них три  вопроса  оценивают  успешность  решения 
 повседневных задач, требующих сохранной кратковременной  и  долговременной 
 памяти (5-й, 7-й, 10-й). Другие три — способность к ориентации в  знакомом 
 и незнакомом месте (11-й, 16-й, 18-й).                                     
       Пять последних вопросов шкалы не затрагивают  какой-либо  конкретный 
 вид деятельности, а рассматривают когнитивные функции,  оказывающие  непо- 
 средственное влияние на успешность повседневного функционирования пожилого 
 человека. 21-й вопрос оценивает компетентность в выполнении задачи,  кото- 
 рую надо продолжить после короткого перерыва, например телефонного  разго- 
 вора или звонка в дверь. 22-й вопрос  затрагивает  трудности,  с  которыми 
 пожилой человек сталкивается, выполняя два дела одновременно, т.е.  оцени- 
 вает функцию переключаемости произвольного внимания. 23-й вопрос оценивает  
 способность пожилого человека справиться с незнакомой или новой  ситуацией 
 или приспособиться к ним, что требует от человека адекватной обработки но- 
 вой информации. 24-й вопрос связан с аспектом безопасности в процессе  вы- 
 полнения повседневных дел. 25-й (последний) вопрос адресован людям,  имею- 
 щим затруднения при выполнении  какого-либо  дела  под  давлением  обстоя- 
 тельств.                                                                   
      Как известно, стресс в значительной степени оказывает неблагоприятное 
 воздействие на когнитивное функционирование  пожилых  людей.  25-й  вопрос 
 оценивает способность пациента понимать, что нужно  предпринять  в  данной 
 ситуации, в какой последовательности выполнять  необходимые  действия  для 
 того, чтобы успешно довести решение задачи до конца.                       
 
      Инструкция.                                                           
      В рамках выявления самооценки респондент должен отвечать  на  вопросы 
 шкалы с помощью следующих градаций:                                        
      1 — никогда,                                                          
      2 — иногда,                                                           
      3 — часто,                                                            
      4 — всегда,                                                           
      0 — не подходит,                                                      
      0 — неизвестно.                                                       
 
      В рамках осуществления внешней оценки на вышеописанные вопросы  шкалы 
 ADL должен ответить родственник, знакомый, социальный или медицинский  ра- 
 ботник, довольно близко знающий пожилого испытуемого и способный дать  бо- 
 лее объективную оценку.                                                    
 
      Самооценка.                                                           
      Есть ли у вас затруднения в том, чтобы…                             
      Внешняя оценка. Есть ли у человека затруднения в том, чтобы…        
 
 
      Обработка результатов.                                                
      Для подсчета общей суммарной оценки  необходимо  суммировать  оценки, 
 полученные по всем вопросам. Ответы, данные в категориях «не  подходит»  и 
 «неизвестно», не суммируются. В связи с  этим  обстоятельством  полученная 
 сумма затем делится на число вопросов, ответы на  которые  даны  в  рамках 
 градаций от 1 до 4.                                                        
 
      Интерпретация.                                                        
      Средняя величина зачетных ответов  рассматривается  как  интегральный 
 показатель тяжести нарушений всего спектра отдельных форм повседневной ак- 
 тивности. Эта средняя величина будет находиться между значениями  1  и  4, 
 где 1 означает отсутствие затруднений в процессе выполнения  «активностей» 
 повседневной жизни, а 4 выявляет максимальные затруднения в процессе  пов- 
 седневного функционирования респондента.                                   
 
      Методика состоит из 25 пунктов оценки.                                
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   —                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Активность повседневной жизни.                                   
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
          ╟─░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓──────────────────╢>                 
 
            <───[-]───><───[=]───><───[+]───><───[!]───>                    
 
                Тестовый показатель — «Ак» = 2.48                           
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
       Затруднения в процессе повседневного функционирования.               
                          Внешняя оценка.                                   
 
               1. Никогда не возникающие затруднения:                       
      Участвовать в беседе.                                                 
      Пользоваться телефоном.                                               
      Активно заниматься чем-либо в свободное время.                        
 
                 2. Иногда возникающие затруднения:                         
      Принимать лекарства без постороннего наблюдения.                      
      Соблюдать личную гигиену.                                             
      Принять сообщение для кого-то.                                        
      Не заблудиться на прогулке.                                           
      Делать покупки.                                                       
      Пользоваться домашними приборами.                                     
      Находить дорогу в незнакомом месте.                                   
      Продолжить дело после короткого перерыва.                             
      Делать два дела одновременно.                                         
      Не создавать опасных ситуаций во время занятий повседневными          
      делами.                                                               
 
                 3. Часто возникающие затруднения:                          
      Справляться с повседневными делами.                                   
      Заботиться о себе.                                                    
      Сосредоточиться при чтении.                                           
      Описать увиденное или услышанное.                                     
      Готовить еду.                                                         
      Ответить на вопрос, как пройти куда-то.                               
      Самостоятельно пользоваться транспортом.                              
      Справляться с непривычными ситуациями.                                
      Выполнять задание, когда давят какие-либо обстоятельства.             
 
                 4. Всегда возникающие затруднения:                         
      Помнить о важных датах или событиях.                                  
      Правильно отсчитать деньги.                                           
      Самому улаживать свои финансовые дела.                                
 
                      ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ                               
           тяжести нарушений всего спектра отдельных форм                   
                      повседневной активности:                              
                            повышенный.