МЕТОДИКА:
Активность повседневной жизни
(Activities of Daily Livinq)
(ADL)
(Н. Lehfeld, В. Reisberg, S. Finkel et al.).
ОЦЕНКА НАРУШЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Оценка Activities of Daily Living (ADL) — «активности повседневной
жизни», «функции повседневной жизнедеятельности», «повседневная актив-
ность» — показывает степень зависимости/независимости клиента в его пов-
седневной жизни. Она позволяет эрготерапевтам и социальным работникам оце-
нить способности человека к самостоятельному существованию. Это дает воз-
можность дифференцировать виды и объемы социальной помощи в зависимости от
состояния здоровья и функционального статуса клиента.
Активность повседневной жизни (ADL) — это действия и виды деятельнос-
ти, которые человек совершает ежедневно в течение всей жизни.
Активность повседневной жизни условно разделяется на персональную
(PADL) и инструментальную (IADL).
Персональная активность повседневной жизни включает в себя выполнение
задач, связанных с самообслуживанием — прием пищи, одевание, туалет и дру-
гие гигиенические мероприятия, причесывание, поддержание функциональной
мобильности, коммуникация.
Инструментальные активности повседневной жизни связаны с независимым
функционированием человека дома, в школе или на работе, в обществе.
Активность в повседневной жизни включает в себя:
мероприятия по личной гигиене (уход за волосами, умывание, использо-
вание туалета и др.);
одевание;
прием пищи;
соблюдение правил, необходимых для поддержания и сохранения здоровья;
социализацию;
функциональную коммуникацию и подвижность;
возможность быть мобильным в обществе;
удовлетворение сексуальных потребностей.
Активность в работе и продуктивной деятельности:
выполнение домашних обязанностей (уход за одеждой, уборка квартиры,
приготовление еды, поддержание чистоты и безопасное проживание в кварти-
ре);
заботу о других людях;
возможность обучаться чему-либо новому;
исследовательские виды деятельности (выбор специальности, поиск рабо-
ты,
выполнение работы, планирование ухода на пенсию, добровольное участие
в чем-либо).
Активность в игре, отдыхе и увлечениях:
возможность выбора игры, отдыха, увлечений;
возможность выполнять необходимые действия во время отдыха и игры.
Группы тестов, измеряющие нарушение жизнедеятельности (disability)
делятся на
1 — измеряющие независимость клиента в повседневной жизни, или, сог-
ласно дословному переводу с английского, измеряющие «активности повседнев-
ной жизни» (Activities of Daily Living, или ADL), под которыми обычно по-
нимают «элементарное телесное» самообслуживание.
2 — измеряющие, помимо телесного самообслуживания, еще и возможность
пользования предметами обихода, что необходимо для проживания в обычных
условиях (extend ADL, или расширенные активности повседневной жизни).
3 — измеряющие локально функции, расстройство которых приводит к на-
рушению жизнедеятельности клиента (focal disability) (например, баланс,
ходьбу, функцию кисти и др.).
4 — совмещающие измерение повседневной активности и ролевых ограниче-
ний.
Необходимая информация может быть получена или путем самостоятельного
заполнения клиентом специальных опросников, или в результате наблюдения за
клиентом, либо опросом клиента или ухаживающего за ним лица.
Общим требованиям к шкалам ADL является регистрация действительного
состояния клиента, а не его предполагаемых возможностей.
Все шкалы ADL обладают рядом общих недостатков:
эти шкалы часто включают пункты, которые соответствуют уровню «пов-
реждение» (impairment) — например, пункты, отражающие состояние функций
тазовых органов;
многие пункты таких шкал не являются независимыми друг от друга;
шкалы ADL не отражают многих аспектов нарушения жизнедеятельности та-
ких, как ориентация, общение и др.;
по результатам тестирования невозможно узнать, каким способом достиг-
нута независимость в повседневной жизни: за счет восстановления утраченных
функций клиента, либо за счет улучшения условий окружающей обстановки;
почти все шкалы ADL относятся к ординальным, поэтому неправомерно
проводить сравнение результатов, достигнутых в различных реабилитационных
учреждениях, основываясь лишь на динамике оценок, которые получены при по-
мощи данных шкал.
Независимость в повседневной жизни (ADL).
В основе методов измерения нарушений жизнедеятельности чаще всего ле-
жит оценка независимости индивидуума от посторонней помощи в повседневной
жизни, при этом анализируются не все ежедневные действия, а только наибо-
лее значимые, наиболее общие из рутинных действий человека. Под ADL обычно
понимают основные физические функции, которые лежат в основе нормальной
жизни. Представления о том, какие функции следует относить к основным, мо-
гут несколько расходиться.
Если опросник, помимо основных (базовых) функций, отражает еще и воз-
можность использования клиентом предметов обихода, то его называют расши-
ренной шкалой или опросником нарушения жизнедеятельности (extend disabili-
ty).
Опросник Activities of Daily Livinq содержит 20 вопросов.
Два вступительных вопроса (1-й, 2-й) оценивают способность индивида
справляться с повседневными делами и заботиться о себе. Оба эти вопроса
призваны дать первое впечатление об общей компетентности пациента в реше-
нии проблем повседневной жизни.
Другие вопросы позволяют оценить и проанализировать те проблемы, ко-
торые пациент испытывает, начиная, выполняя и заканчивая какую-либо дея-
тельность. Отмеченные затруднения не должны быть результатом соматических
расстройств.
Вопросы с 3-го по 20-й непосредственно оценивают проблемы, с которыми
сталкивается пациент в повседневной жизни. Они затрагивают следующие сфе-
ры: прием лекарств (3-й), гигиена (4-й), чтение (6-й), участие в беседе
(8-й), пользование телефоном (9-й), покупки (12-й), приготовление пищи
(13-й), обращение с деньгами и решение финансовых дел (14-й и 15-й), поль-
зование домашними приборами (17-й), транспортом (19-й), реализация досуго-
вой активности (20-й). Из них три вопроса оценивают успешность решения
повседневных задач, требующих сохранной кратковременной и долговременной
памяти (5-й, 7-й, 10-й). Другие три — способность к ориентации в знакомом
и незнакомом месте (11-й, 16-й, 18-й).
Пять последних вопросов шкалы не затрагивают какой-либо конкретный
вид деятельности, а рассматривают когнитивные функции, оказывающие непо-
средственное влияние на успешность повседневного функционирования пожилого
человека. 21-й вопрос оценивает компетентность в выполнении задачи, кото-
рую надо продолжить после короткого перерыва, например телефонного разго-
вора или звонка в дверь. 22-й вопрос затрагивает трудности, с которыми
пожилой человек сталкивается, выполняя два дела одновременно, т.е. оцени-
вает функцию переключаемости произвольного внимания. 23-й вопрос оценивает
способность пожилого человека справиться с незнакомой или новой ситуацией
или приспособиться к ним, что требует от человека адекватной обработки но-
вой информации. 24-й вопрос связан с аспектом безопасности в процессе вы-
полнения повседневных дел. 25-й (последний) вопрос адресован людям, имею-
щим затруднения при выполнении какого-либо дела под давлением обстоя-
тельств.
Как известно, стресс в значительной степени оказывает неблагоприятное
воздействие на когнитивное функционирование пожилых людей. 25-й вопрос
оценивает способность пациента понимать, что нужно предпринять в данной
ситуации, в какой последовательности выполнять необходимые действия для
того, чтобы успешно довести решение задачи до конца.
Инструкция.
В рамках выявления самооценки респондент должен отвечать на вопросы
шкалы с помощью следующих градаций:
1 — никогда,
2 — иногда,
3 — часто,
4 — всегда,
0 — не подходит,
0 — неизвестно.
В рамках осуществления внешней оценки на вышеописанные вопросы шкалы
ADL должен ответить родственник, знакомый, социальный или медицинский ра-
ботник, довольно близко знающий пожилого испытуемого и способный дать бо-
лее объективную оценку.
Самооценка.
Есть ли у вас затруднения в том, чтобы…
Внешняя оценка. Есть ли у человека затруднения в том, чтобы…
Обработка результатов.
Для подсчета общей суммарной оценки необходимо суммировать оценки,
полученные по всем вопросам. Ответы, данные в категориях «не подходит» и
«неизвестно», не суммируются. В связи с этим обстоятельством полученная
сумма затем делится на число вопросов, ответы на которые даны в рамках
градаций от 1 до 4.
Интерпретация.
Средняя величина зачетных ответов рассматривается как интегральный
показатель тяжести нарушений всего спектра отдельных форм повседневной ак-
тивности. Эта средняя величина будет находиться между значениями 1 и 4,
где 1 означает отсутствие затруднений в процессе выполнения «активностей»
повседневной жизни, а 4 выявляет максимальные затруднения в процессе пов-
седневного функционирования респондента.
Методика состоит из 25 пунктов оценки.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
—
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Активность повседневной жизни.
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диагностическая шкала:
╟─░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓──────────────────╢>
<───[-]───><───[=]───><───[+]───><───[!]───>
Тестовый показатель — «Ак» = 2.48
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Затруднения в процессе повседневного функционирования.
Внешняя оценка.
1. Никогда не возникающие затруднения:
Участвовать в беседе.
Пользоваться телефоном.
Активно заниматься чем-либо в свободное время.
2. Иногда возникающие затруднения:
Принимать лекарства без постороннего наблюдения.
Соблюдать личную гигиену.
Принять сообщение для кого-то.
Не заблудиться на прогулке.
Делать покупки.
Пользоваться домашними приборами.
Находить дорогу в незнакомом месте.
Продолжить дело после короткого перерыва.
Делать два дела одновременно.
Не создавать опасных ситуаций во время занятий повседневными
делами.
3. Часто возникающие затруднения:
Справляться с повседневными делами.
Заботиться о себе.
Сосредоточиться при чтении.
Описать увиденное или услышанное.
Готовить еду.
Ответить на вопрос, как пройти куда-то.
Самостоятельно пользоваться транспортом.
Справляться с непривычными ситуациями.
Выполнять задание, когда давят какие-либо обстоятельства.
4. Всегда возникающие затруднения:
Помнить о важных датах или событиях.
Правильно отсчитать деньги.
Самому улаживать свои финансовые дела.
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
тяжести нарушений всего спектра отдельных форм
повседневной активности:
повышенный.