Астма что это за программа

Астма что это за программа thumbnail

Врачи астма центра Астма Сервис — Ирина Викторовна Луничкина и Виктор Николаевич Солопов неоднократно участвовали в передачах на центральном телевидении. Первая большая передача состоялась на первом канале в программе «Здоровье» с Еленой Малышевой.

Елена Малышева:

-Здравствуйте. История, с которой я хочу начать эту программу, может называться и «Историей жизни», и «Историей болезни». «История жизни» — потому что жизнь в этой семье перевернулась, когда трехлетней девочке был поставлен диагноз «бронхиальная астма». Мама Вики Червяковой вспоминает, что ее маленькая дочка, когда надо было идти в школу, расстояние от дома до школы в 500 м шла полтора часа, такой тяжелой была одышка и так трудно было этой девочке сделать каждый шаг. Я хочу сейчас пригласить в нашу студию маму тогда еще совсем маленькой девочки Вики, Ирину Викторовну. Ирина Викторовна, проходите ко мне.

— Я хочу, чтобы вы вспомнили: самым тяжелым в бронхиальной астме что было для вас, родителей?

Мама Вики:

— Тяжелым и самым страшным — когда ребенок задыхается, и это пережить очень тяжело. Вы знаете, когда ребенку три года и нечем дышать, она синеет – страшнее ничего нету, и помочь практически нечем.

Елена Малышева:

— Когда это происходило, вы боялись, что Вика может погибнуть прямо во время такого приступа удушья?

Мама Вики:

— Вы знаете, у нас было две клинические смерти. Мы ее пережили. Вы извините, мне тяжело это вспоминать.

Елена Малышева

— Вот, вы знаете, главный признак бронхиальной астмы, действительно – тяжелые приступы удушья. Я хочу показать нашим зрителям, в чем суть этой болезни.

Итак, при бронхиальной астме поражается все бронхиальное дерево. Вот сейчас вы видите просвет бронха, когда начинается болезнь, он утолщается и в средине этого просвета формируется густая слизь. То есть, все бронхи от самых маленьких до крупных оказываются забиты этой слизью, которую ребенок не может откашлять, воздух не поступает в легкие, и никакого газообмена не происходит и, действительно, ребенок просто задыхается на глазах у родителей.

— Я еще раз хочу повторить, что с этой болезнью сталкивается огромное количество людей, многие из них ищут выходы, многие не знают, есть ли какая-то надежда. Я знаю, что вы нашли врача, который смог вам помочь. Что это за доктор, когда вы с ним встретились?

Мама Вики:

— Солопов Виктор Николаевич. Виктор Николаевич очень строгий врач, я его до сих пор боюсь, честное слово.

Елена Малышева:

-Вы знаете, я хочу сейчас, на самом деле, этого строгого доктора, которого вы боитесь до сих пор, пригласить в нашу студию, потому что действительно, среди тех, кто болен бронхиальной астмой, об этом человеке просто складывают легенды. Встречайте, пожалуйста, у нас в гостях сегодня Виктор Николаевич Солопов, врач пульмонолог, кандидат медицинских наук, руководитель специального центра, который называется «Астма-Сервис». Присаживайтесь. Вот, больные вас боятся, мама говорит «до сих пор боюсь этого доктора», но вы знаете – сколько лет вы уже не видели дочку Ирины Викторовны?

Виктор Солопов:

— Наверное, года три-четыре.

— Я хочу напомнить нашим зрителям, что девочка эта в шесть лет расстояние от школы до дома, которое составляло всего 500 м, проходила полтора часа, такой невероятно тяжелой была одышка. Вот мне сейчас хочется, чтобы эта девочка пришла в нашу студию. Ну что? Встречайтесь с вашей пациенткой! Первое, что мы должны проверить – есть ли одышка.

Вика:

— Нет.

Елена Малышева:

— Ничего нету?

Вика

— Нет.

Елена Малышева:

— Ну что, мне кажется, это лучшее, что может увидеть врач – это своих пациентов через несколько лет, правда? Виктор Николаевич, что за метод, что вы делаете, что это за система работы с больными бронхиальной астмой? Вот, прежде чем вы об этом расскажете, я хочу пригласить в нашу студию одного из героев нашей программы, когда-то мы встречались с Юрием Лозой, с нашим известным певцом и композитором, и оказалось, что в их семье точно такая же беда, как в вашей. Его сын, мальчик, страдал тяжелейшей формой бронхиальной астмы. Я сейчас хочу, чтобы Олег вышел к нам. Выходи, пожалуйста, сюда, садись. И я хочу, чтобы прямо в нашей студии мы обследовали Олега, используя вашу технику и вы сказали, можно ли помочь ему, что можно сделать в случае с ним. Ну что, обследование начинается. Его проводит врач Ирина Викторовна Луничкина, а вас я прошу прокомментировать то, что она будет делать. Во-первых, вся диагностическая система помещается вот в этом чемоданчике, да? То есть, фактически, с этим чемоданчиком вы можете хоть куда приехать, прийти и так далее. Итак, сейчас будет определено состояние дыхательной системы, да?

Виктор Солопов:

— Сейчас будут определены принципиальные вещи, вот они уже слышны – видите? Он захрипел, когда дышит.

— Выдох! До конца, до конца, до конца, спокойное дыхание.

Елена Малышева:

— Вот, первые результаты уже есть, да? Какие, скажите.

Ирина Луничкина:

— Значит, снижена жизненная емкость легких, она составляет 80% от его возрастной нормы. Достаточно выраженная бронхиальная обструкция…

Елена Малышева:

— То есть, спазм, сужение бронхов?

— Просвет дыхательных путей составляет от сорока до пятидесяти процентов от его нормы, то есть половину и меньше того. Вот таково исходное состояние дел.

Елена Малышева:

— А вот у нас еще стоит один прибор, вы сказали. Что это за прибор?

Ирина Луничкина:

— Это ультразвуковой ингалятор, который мы используем для лечения больных с астмой. Такими ингаляторами мы обеспечиваем каждого пациента и так же, как здоровые люди ежедневно чистят зубы, наши пациенты с помощью этих приборов ежедневно, дважды в день, проводят ингаляционные процедуры.

Елена Малышева:

— Что это значит, что это дает? По механизму действия.

Виктор Солопов:

— Ультразвуковой ингалятор позволяет ввести ту дозу, которая нужна для данного пациента. То есть, наливается раствор лекарственного препарата, причем объемы могут достаточно большими быть: от 15 до 30 миллилитров, и только такие объемы позволяют, образно говоря, покрыть всю площадь бронхиального дерева лекарственным препаратом, которая составляет более 5 кв. м.

Елена Малышева:

— То есть, наша дыхательная поверхность, все вот эти бронхиальная разветвления – это 5 кв. м, огромная площадка. Вот сейчас с ультразвуковой частотой идет распыление лекарства в самые мельчайшие и самые тонкие отделы нашей системы дыхания, нашего альвеолярного дерева, нашего бронхиального дерева, все доходит до самых-самых-самых концов. И эти 5 кв. м. полностью орошаются. Облегчение чувствуют сразу ваши пациенты, или какое-то время должно пройти?

Виктор Солопов:

— Первые две недели наша программа предусматривает интенсивное лечение пациента для подготовки его к ингаляциям, и со второй недели наши пациенты начинают ингаляции. После первого месяца они уже не чувствуют никаких симптомов болезни. Для каждого пациента составляется индивидуальная программа лечения, которую он выполняет педантично, аккуратно, под строгим присмотром доктора…

Елена Малышева:

— Строгого врача

Виктор Солопов:

— Безо всякой инициативы. Вы знаете, просто, если общество говорит, что можно жить с астмой, то мы считаем, что лучше жить без астмы!

Елена Малышева

— Я думаю, действительно, аплодисменты нашему доктору. Так, Олег, ты вообще сам веришь, что можно вылечить твою бронхиальную астму, или ты считаешь, что она с тобой на всю жизнь?

Олег Лоза:

— Вот насчет именно «вылечить» я не верю, то, что окончательно вылечить. Я верю, что можно сделать ремиссию великолепную.

Елена Малышева:

— Мне хочется, чтобы через какое-то время вы снова пришли в нашу программу и оказалось, что у этого ребенка совершенно другой взгляд на проблему бронхиальной астмы. Мне очень хочется, чтобы вы ему обязательно помогли. Ну вот давайте спросим у нашей замечательной, красивой девушки, которая сидит сегодня рядом с нами – скажите мне, вы уже самостоятельно полностью справляетесь с болезнью, или вы вообще считаете себя здоровым человеком?

Вика:

— Вообще, я уже считаю себя здоровой, я потому что делаю и вообще ничего не ощущаю, даже никаких признаков, никакого, все, что хочу, то и делаю.

Елена Малышева

— Где же вы сейчас учитесь?

Вика:

— В медицинском колледже.

Елена Малышева:

— И решила стать врачом?

Вика:

— Вообще, да. Мне нравится эта профессия, и тоже хочу, как Виктор Николаевич, помогать людям.

Елена Малышева:

— Ну что, мне кажется, в самом деле – это самый хороший итог развития любой болезни. Спасибо большое Виктору Николаевичу Солопову за то, что вы делаете, во-первых, за такую интересную программу, которая помогает в таких тяжелейших случаях, и всем больным бронхиальной астмой мне хочется сказать, что у вас появилась, по-моему, надежда на то, чтобы эта болезнь действительно вас не мучила. Вам здоровья, всей семье, тебе тоже, и, конечно, здоровья докторам, которые всегда приходят в нашу программу и которыми мы просто гордимся, потому что вы действительно делаете великие дела. Спасибо вам большое

Астма центр ‘Астма Сервис’ — лечение астмы
(495) 472-46-03

Источник

Девушка с ингалятором

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Что такое астма-школа

Роль астма-школы

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Кто может посещать занятия

Опрос

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Основные цели и задачи школы

Основные цели школы

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Программа занятий

Обучение в астма-школе

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Где их организуют и как

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Основные направления в обучении

дети в школе астмы

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Особенности работы астма-школ

Критерии оценки эффективности занятий в астма-школах

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В заключение

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

Источник