Астма дети и взрослые

Фото: LEGION-MEDIA
Нередко с приходом весны и началом сезона цветения мы вспоминаем о такой
проблеме, как аллергия, а вместе с ней и об астме. Наш эксперт — Татьяна Неешпапа,
врач-пульмонолог 1 категории и терапевт — рассказывает об особенностях этого
заболевания.
Бронхиальная астма — это заболевание, в результате которого
формируется хроническое воспаление в бронхах, которое ведет к отеку и сужению
дыхательных путей. Природа возникновения астмы многообразна, так как это гетерогенное
заболевание. Другими словами, причин его появления может быть много.
Среди
основных выделим:
- аллергия (на домашнюю пыль, шерсть животных, продукты питания, пыльцу и др.);
- наследственная предрасположенность;
- работа на вредном производстве;
- курение (активное, пассивное);
- определенные вирусные инфекции;
- ожирение.
Миф №1. Астма всегда начинается
в детстве
На самом деле. Эта болезнь может возникнуть в
любом возрасте. В детстве чаще ею страдают мальчики, но затем она также часто
развивается и у женщин. Коварство
болезни заключается в том, что она проявляется по-разному. Часто у детей астму
путают с повторяющимися обструктивными бронхитами, из-за которых тоже
происходит спазм в бронхах, и ребенку становится тяжело дышать.
У детей до 5-7 лет бывают обструкции на фоне ОРВИ, это связано с физиологическими особенностями, и это не астма. Поэтому так важен индивидуальный подход к каждому пациенту, даже когда жалобы
одинаковы.
Что
касается астмы, то у детей первыми ее проявлениями могут быть затяжной кашель, в
том числе ночной, или повторяющиеся бронхиты с бронхообструктивным синдромом на
фоне каждой ОРВИ. Во взрослом возрасте болезнь проявляется эпизодами
затрудненного и свистящего дыхания, одышкой и приступами удушья. Эти симптомы
усиливаются в ночное время и ранние утренние часы. Также эти проблемы могут
возникать при контакте с раздражителями.
В
качестве раздражителей для бронхов могут выступать:
- аллергены;
- инфекции;
- табачный дым;
- плохие условия окружающей среды;
- тревожные состояния.
Миф №2. Астма всегда
сопровождается приступами удушья
Бронхиальная астма: кто и почему болеет чаще?
ПОДРОБНЕЕ
врач-пульмонолог 1 категории и терапевт Татьяна Неешпапа
Фото: из личного архива Т. Неешпапа
На самом деле. Как мы уже говорили ранее,
симптомы астмы различны, и удушье является одним из них. Иногда бывает кашлевой вариант бронхиальной астмы, когда нет
характерных приступов удушья, но имеется длительный кашель, который не
поддается «стандартному» лечению у терапевта. При
этом врач исключил остальные возможные причины появления кашля.
Миф №3. Врачи
лечат астму только гормонами, а это опасно
На самом деле. Выделяют 5 степеней тяжести заболевания. Для каждой степени тяжести
рекомендован определённый объём лечения. В терапии
применяются не только гормоны, но и другие противовоспалительные и
бронхорасширяющие средства, которые снимают отек слизистой бронхов, уменьшают
выработку слизи и образование мокроты, а также снижают гиперреактивность
дыхательных путей.
Кроме того, в основном
используются ингаляционные глюкокортикостероиды (гормональные средства),
которые оказывают местное противовоспалительное действие. Они, в отличие от
системных гормональных средств (таблетки и уколы), действуют не на весь
организм, а только на слизистую бронхов.
Поскольку большая часть гормона не
всасывается в кровоток, то развитие возможного системного эффекта будет
минимальным. Ингаляционные гормональные средства, назначенные в адекватных
терапевтических дозах, не вызывают привыкания. При этом отказ от лечения может
привести к обострению заболевания.
Источник
Первые упоминания о ней встречаются в трудах древних врачей, в художественных произведениях (поэмах Гомера).
Тогда любую патологию, связанную с удушьем и проблемами с вдохом или выдохом называли астмой. В 17-м веке болезнь была выделена в отдельную категорию и впервые связана с реакцией организма на внешние раздражители (запахи, пыль).
Причины бронхиальной астмы
Бронхиальная астма — это заболевание дыхательных путей, имеющее длительное хроническое течение. В основе его лежит воспаление в бронхах, которое повышает их реактивность (чувствительность) и обуславливает обструкцию (закупорку) воздухопроводящих путей в ответ на внешние или внутренние раздражители.
У этой болезни сложные и неоднозначные механизмы возникновения. К вызывающим факторам относят: наследственность, профессиональные вредности, плохую экологическую обстановку, применение синтетических моющих средств, особенно аэрозолей, несбалансированность питания с преобладанием белков, жиров, очищенных углеводов. Изучается роль микроорганизмов в развитии патологии.
Классификация заболевания
Выделяют четыре степени астмы.
I — Приступы возникают менее одного раза в неделю, длятся недолго, ночные эпизоды происходят не чаще двух раз в месяц.
II — Симптомы проявляются чаще одного раза в 7 дней, но менее 1 раза в день. Возможно ослабление физической активности, расстройства сна пациента. Ночные эпизоды наблюдаются два раза в месяц и чаще.
III — Характеризуется практически ежедневными приступами. Отмечается снижение физической активности, ухудшение сна. Возникновение ночных приступов более 1 раза в 7 дней.
IV — Приступы происходят каждый день, сильно нарушен сон из-за частых ночных эпизодов, также значительно ограничена физическая активность.
Диагностика болезни
Доктор ставит диагноз, руководствуясь имеющимися у пациента приступами удушья с вынужденным выпрямленным положением тела, кашлем с хрипами свистящего характера, одышкой, ощущением тяжести в грудной клетке. Характерные приступы развиваются после влияния пускового фактора (триггера). Им может стать пыль, газ, дым, вещество с резким запахом. А также физическая активность, кожный эпителий домашних животных, микроскопические грибки, холод, стресс, лекарства (аспирин, НПВС). В конце приступа может наблюдаться боль в нижних отделах грудной клетки, отделение небольшого количества мокроты стекловидного характера.
Для изучения функции внешнего дыхания применяют спирометрию и пикфлоуметрию, также назначаются лабораторные анализы мокроты и крови, определение концентрации иммуноглобулина Е (Ig E). Проводят аллергологические пробы (кожные, ингаляционные и иные). Иногда для исключения других болезней легких и сердца делают рентгенографию грудной клетки или КТ.
Лечение бронхиальной астмы у детей и взрослых
Терапия бронхиальной астмы комплексная, проводится в двух направлениях: базисное и “скоропомощное”. Первое нормализует состояние бронхов, снижает их реактивность на внешние и внутренние стимулы. Второе же является симптоматическим и снимает приступы удушья, то есть борется с закупоркой бронхов.
Препараты для лечение астмы
Для основного (базисного) лечения используют лекарственные средства группы кромонов (недокромил натрия, кромогликат натрия), ингаляционные глюкортикоиды (Бенакорт, Фликсотид, Асмонекс, Беклазон Эко). При неэффективности этой группы препаратов назначают системные глюкокортикоиды (Преднизолон, Гидрокортизон) внутрь непродолжительными курсами. Также применяются антилейкотриены (Зафирлукаст, Сингуляр), моноклональные антитела к Ig E (Клонар).
Существуют комбинированные препараты с высокой эффективностью, содержащие глюкокортикоиды и ß-адреномиметики (Тимбикорд, Серетид).
Вспомогательные средства: отхаркивающие, облегчающие отхождение мокроты, и антибиотики (в случае бактериальных осложнений).
Для борьбы с астматическими приступами созданы препараты, содержащие ß-адреномиметики (сальбутамол, фенотерол, формотерол, тербуталин). Они стимулируют ß-адренорецепторы, в результате чего гладкие мышцы бронхов расслабляются. Их выпускают в форме аэрозолей в ингаляторах, таким образом, лечебное вещество быстро доставляется в воспалительный очаг. Ксантины (теофиллин и эуфиллин) сейчас почти не применяются при приступах, только в случае отсутствия других лекарств.
Лечение бронхильной астмы народными средствами
Применяют настои лечебных трав (легочные сборы). Отмечено, что на восстановление слизистой оболочки бронхиального дерева хорошо влияют такие травы, как багульник, крапива, душица, мать-и-мачеха, мята перечная, чабрец. Для лечения также используются сосновые почки, листья подорожника, цветы шиповника, корень девясила, одуванчика, пыльца ржи или измельченные цветущие колосья ее, трава череды, сухие листья эвкалипта.
Некоторые травы принимают в виде настоек на спирту, отваров. Их употребляют внутрь не менее двух раз в день. Курс лечения длительный, обычно с перерывами. Другие лекарственные растения применяются в виде горячих отваров ингаляционно. Такой же способ введения вещества в организм используют, сжигая лекарственные травы и вдыхая получившийся дым.
Эффективен общий массаж и дыхательная гимнастика. Так, например, есть упражнение, о котором хорошо отзываются пациенты, это надувание воздушных шариков, по 10-20 минут ежедневно.
Успешно применяется водолечение (ванны для ног), лечение ароматическими маслами, точечный массаж.
Профилактика болезни
Профилактики самой болезни не существует, это связано с большим количеством вызывающих факторов и сложным патогенезом. Отказ от курения, избегание известных аллергенов, профилактика гриппа, применение фильтров для воздуха — все это способы удаления факторов риска, снижающие частоту и выраженность приступов.
Частые вопросы
Как оказать экстренную помощь во время приступа?
— Пациенту нужно принять удобную облегчающую дыхание позу. Обеспечить доступ свежего воздуха, открыв окно. Постараться расслабиться, использовать ингаляционный препарат (ß-адреномиметик). Применение его более двух раз с интервалом в 10 минут нецелесообразно и может вызвать побочные эффекты. Если улучшения не наступает, нужно вызвать скорую помощь.
Часто ли бывает бронхиальная астма на фоне аллергии?
— По причине возникновения болезнь делят на экзогенную (аллергическую) и эндогенную (инфекционно-зависимую). Для первого типа характерна предрасположенность к аллергиям и наличие других проявлений излишней реактивности организма (риниты, дерматиты) как у пациента, так и у его родных. Также именно в этих случаях триггерами становятся внешние аллергены.
Вылечивается ли бронхиальная астма?
— Нет. Это хроническая болезнь, можно только контролировать качество жизни пациента путем подбора адекватной терапии.
Могут ли приступы приводить к летальному исходу?
— Могут в случае развития астмастатуса. Это затяжной приступ, неустранимый бронхолитиками, последствиями в отсутствие терапии становятся тяжелые нарушения дыхания, кома и смерть.
Опасна ли болезнь для детей?
— У них отмечается заболеваемость бронхиальной астмой, и у большинства из них течение легкое, а прогноз благоприятен. Обычно после полового созревания диагноз астмы снимается, поскольку характерные проявления исчезают. Могут оставаться только небольшие иммунные отклонения и нарушения легочных функций. Отмечены редкие случаи изначально тяжелого течения астмы у подростков.
Берут ли в армию с бронхиальной астмой?
— На данный момент люди с данным диагнозом к военной службе не призываются.
Таким образом, бронхиальная астма — это болезнь с хроническим течением, вылечить которую полностью невозможно, но которая может пройти сама в конце периода полового созревания. Взрослым людям для того, чтобы бороться с ней, необходимо кардинально менять образ жизни, принимать медикаменты. Но при соблюдении всех условий качество вашей жизни останется на высоте. Никогда не отчаивайтесь!
Источник
 ýïîõó äîñòóïíîñòè èíôîðìàöèè, ìû ìîæåì óçíàòü âñ¸ ïðî ëþáóþ áîëåçíü ñ íàó÷íîé òî÷êè çðåíèÿ, íî ãîðàçäî èíòåðåñíåå ïîñëóøàòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé ñòîëêíóëñÿ ñ áîëåçíüþ è, òåì áîëåå, èìååò îïûò ïî áîðüáå ñ íåé.
Ìîÿ òåòÿ óæå 37 ëåò áîëååò áðîíõèàëüíîé àñòìîé è çà âñ¸ ýòî âðåìÿ îíà íàêîïèëà ñîîòâåòñòâóþùèå çíàíèÿ, ñ êîòîðûìè îíà ïîäåëèëàñü ñî ìíîé, à ÿ õî÷ó ïîäåëèòüñÿ ñ Âàìè.
 ýòîì ïîñòó âû íå óâèäèòå íàó÷íûå è ìåäèöèíñêèå òðàêòàòû. ß íàïèøó ïðîñòûìè ñëîâàìè î òîì, ê ÷åìó ïðèøëà ìîÿ òåòóøêà.
Íà÷íó ñ ñàìîãî íà÷àëà — êàê è ïî÷åìó îíà çàáîëåëà?.
1)  30 ëåò ìîÿ òåòóøêà èìåëà ñëîæíóþ æèçíåííóþ ñèòóàöèþ: ìóæ ïîäíèìàë ðóêó íà íå¸, íà ðàáîòå òðàâëÿ, íà ðóêàõ äâîå ìàëåíüêèõ äåòåé, à áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ, êòî ìîã áû å¸ ïîääåðæàòü, ðÿäîì íå áûëî.  îáùåì, ó ò¸òóøêè íà äóøå áûëà áîëüøàÿ îáèäà è ÷óâñòâî áåçûñõîäíîñòè.
Êàê âñïîìèíàåò ñàìà òåòóøêà, â îäèí èç òàêèõ äíåé ìóæ ñíîâà íà÷àë ïîäíèìàòü ðóêó íà íå¸ è îíà, ÷òîáû îáåçîïàñèòü ñåáÿ, âûáåæàëà íà óëèöó. Íî êóäà èäòè? Èäòè íå êóäà, à äîìà å¸ æäàë íàñèëüíèê. È âîò îíà èä¸ò ïî óëèöå, íå çíàÿ êóäà, â ãîëîâå îáèäà, à íà ëèöå ñë¸çû…äåëàåò î÷åðåäíîé âäîõ…. à äûøàòü íå ìîæåò. Îíà îáðàòèëàñü ê âðà÷ó è åé ïîñòàâèëè äèàãíîç — áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.
Òàêèì îáðàçîì, ê ïîÿâëåíèþ áîëåçíè ïîñëóæèë ñòðåññ, ïðè÷åì äëèòåëüíûé.
2) Ïîçæå âûÿñíèëîñü, ÷òî àñòìîé áîëåëà å¸ áàáóøêà. Çíà÷èò, íàñëåäñòâåííîñòü òàêæå èìååò ìåñòî áûòü.
3) Íà òîò ñàìûé ïåðèîä å¸ æèçíè îíà êóðèëà. Íî ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè ñêàæó, ÷òî ñòàæ áûë ìàëåíüêèé — 3 ãîäà.
Íåèçâåñòíî — ÷òî èìåííî ñïðîâîöèðîâàëî íà áîëåçíü. Âîçìîæíî, ÷òî- òî îäíî, à ìîæåò, è âñ¸ ñðàçó.
Íî ôàêò â òîì, ÷òî íà ìîìåíò ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêà:
Áûëà â äëèòåëüíîé ñòðåññîâîé ñèòóàöèè.
Èìåëà íàñëåäñòâåííîñòü.
Êóðèëà.
Ïîñëå ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêó íàïðàâèëè ê ïóëüìîíîëîãó. Òîò ïîêàçàë êàê ïîëüçîâàòüñÿ èíãàëÿòîðîì (ýòî òàêîé ïðèáîð, êîòîðûì ïîëüçóþòñÿ àñòìàòèêè, êîãäà çàäûõàþòñÿ) è âåëåë ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàòüñÿ ó âðà÷à.
Ñëåäóþùèå 15 ëåò òåòóøêà òàê è äåëàëà. È å¸ æèçíü áûëà âïîëíå íîðìàëüíîé è ïîëíîöåííîé. Êîãäà çàäûõàëàñü, òî áðàëà èíãàëÿòîð, ïøèê…è ïðèñòóïû óõîäèëè. Ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàëàñü ó ïóëüìîíîëîãà.
Êñòàòè, îòìå÷ó îäèí íåìàëîâàæíûé ìîìåíò. ß íå ìåäèê, íî êàê ÿ ïîíÿëà ñî ñëîâ ò¸òè:
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà- ýòî çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà ðàçäðàæèòåëè, ÷òî òî âðîäå àëëåðãèè. Ðàçäðàæèòåëåì ìîæåò áûòü ïûëüöà, öâåòåíèÿ, øåðñòü êîòîâ, ïûëü.
Íî, îêàçûâàåòñÿ, åñòü åù¸ îäèí ðàçäðàæèòåëü, î êîòîðîì ìîÿ òåòÿ äîëãèå ãîäà íå çíàëà. Ïðî íåãî ÿ ðàññêàæó ïîçæå.
Èòàê, ò¸òÿ óáðàëà âñå öâåòû, êîòîâ íå çàâîäèëà, ïîëêè ïðîòèðàëà îò ïûëè, íî ïðèñòóïû âñ¸ ðàâíî áûëè. Ïðè÷èíà áûëà íåèçâåñòíà, íî îíà íå ïðèäàâàëà ýòîìó áîëüøîãî çíà÷åíèÿ, òàê êàê ïîä ðóêîé âñåãäà áûë èíãàëÿòîð.
Òàê îíà æèëà ìíîãî ëåò. Íî îäíàæäû, êîãäà åé ñòóêíóëî îêîëî 50 ëåò, åé ïåðåñòàë ïîìîãàòü èíãàëÿòîð. Î÷åðåäíîé ïðèñòóï, íî «âîëøåáíàÿ øòó÷êà» íå ïîìîãàåò. Îíà âûçâàëà ñêîðóþ ïîìîùü. Òå, ïðèåõàâ, âêîëîëè åé â âåíó êàêîå- òî ëåêàðñòâî (ïðåäíèçîëîí, íî ìîãó îøèáàòüñÿ) è äûøàòü ñòàëî ñâîáîäíåå.
Âñ¸, îòíûíå è ñ òåõ ïîð ïðè êàæäîì î÷åðåäíîì ïðèñòóïå áûëà íåîáõîäèìîñòü â ñêîðîé ïîìîùè. Ïðèñòóïû ïîðîé ìîãëè áûòü ïî äâà ðàçà â íåäåëþ. Ýòî ìîæåò ïðîçâó÷èò æóòêî, íî òåòèíû ðóêè áûëè âñå îáêîëîòû.
È òàê îíà æèëà. Âðà÷è ñêîðîé ïîìîùè å¸ óæå çíàëè, çíàëè íàèçóñòü àäðåñ äîìà.
Òàêæå äîáàâëþ, ÷òî ò¸òÿ ñàìà ïî õàðàêòåðó ÷óâñòâèòåëüíàÿ, ìíîãî ïåðåæèâàåò, ñî÷óâñòâóåò. Íî íèêòî ýòîìó íå ïðåäàâàë çíà÷åíèÿ, òàê êàê îíà âñåãäà òàêîé áûëà.
×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ, îäèí âðà÷ åé âñ¸ òàêè ïîñîâåòîâàë íå õîäèòü ê ïóëüìîíîëîãó, à ñõîäèòü ê ïñèõîòåðàïåâòó. È ýòî áûëî òî÷íîå ïîïàäàíèå â ÿáëî÷êî. È âîò ïî÷åìó…
Âûñëóøàâ ò¸òóøêó, ïñèõîòåðàïåâò íàçíà÷èë óñïîêîèòåëüíîå è àíòèäåïðåññàíòû.
Ò¸òÿ íà÷àëà ïðèíèìàòü ýòè ïèëþëè….è ÷òî âû äóìàåòå? Ïðèñòóïû áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðîøëè!
Âûÿñíèëîñü, ÷òî ðàçäðàæèòåëåì îêàçàëèñü….íåðâû! Äà- äà…íè öâåòû, íè ïûëü, íè êîòû, à èìåííî íåðâû.
Òåòóøêà ðèñêíóëà, çàâåëà êîøêó, óåõàëà íà äà÷ó, ãäå óõàæèâàëà çà êëóìáîé, ïðèíèìàëà àíòèäåïðåññàíòû è ïðèñòóïîâ íå áûëî.
Òàê îíà è æèëà. Âñ¸ áûëî çàìå÷àòåëüíî, ò¸òÿ áûëà âñåãäà â ïðèïîäíÿòîì íàñòðîåíèè è ñîâñåì íå íåðâíè÷àëà. Íî òóò îíà çàìåòèëà, ÷òî íà÷èíàåò ïî- òèõîíüêó òóïåòü: ÷òî — òî çàáûâàåò, ãëóáîêî ìûñëèòü óæå òÿæåëî.
Òîãäà îíà ðåøèëà áðîñèòü ïèòü àíòèäåïðåññàíòû. Óæ î÷åíü íå õîòåëà áûòü òóïîé. Íî òóò áûëà îäíà ïðîáëåìà. Ðåøèâ áðîñèòü ïèòü òàáëåòêè, îíà íå ïîñîâåòîâàëàñü ñ âðà÷îì. Äåëî â òîì, ÷òî àíòèäåïðåññàíòû íåëüçÿ áðîñàòü ñðàçó, íóæíî óõîäèòü ïîñòåïåííî, èíà÷å áóäåò ñèëüíàÿ äåïðåññèÿ. À ò¸òÿ, åñòåñòâåííî, áðîñèëà ïèòü ñðàçó.
È òóò íà÷àëàñü æóòü….íàì ïîçâîíèëè ñîñåäè (èç äà÷è, ãäå áûëà ò¸òÿ) è ñêàçàëè, ÷òîáû ìû ñðî÷íî ïðèåõàëè è çàáðàëè ò¸òóøêó äîìîé, òàê êàê òà ñîáèðàåòñÿ âåøàòüñÿ.
Ìû ïðèåõàëè, ñòàëè ðàçãîâàðèâàòü, ñïðàøèâàòü — â ÷åì äåëî?
È ò¸òÿ íà÷àëà: «ß íèêîìó íå íóæíà, çà÷åì æèòü, ÿ õîòåëà ïîâåñèòüñÿ, íî ïîêà íå ïðèäóìàëà êàê ýòî ñäåëàòü, ÷òîáû âû íå óâèäåëè ìî¸ òåëî ïîòîì, òàê êàê íå õî÷ó âàñ òðàâìèðîâàòü«.
 îáùåì, ìû å¸ çàáðàëè äîìîé, ïî î÷åðåäè ñèäåëè ñ íåé, íå îñòàâëÿëè îäíîé. Äà, áûëî òÿæåëî, ïîòîìó÷òî ïîñòîÿííî ïðèõîäèëîñü ñëóøàòü äåïðåññèâíûå ðàçãîâîðû. Òàê ïðîäîëæàëîñü íåêîòîðîå âðåìÿ è, âñêîðå, âñ¸ ïðîøëî. Òåòóøêà ïåðåäóìàëà âåøàòüñÿ è ñòàëà áîëåå æèçíåðàäîñòíîé, ñòàëà òàêîé æå, êàê è áûëà äî ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ.
Íî òóò ïîÿâèëàñü ñòàðàÿ ïðîáëåìà. Òàê êàê îíà îòêàçàëàñü îò àíòèäåïðåññàíòîâ, êîòîðûå íå äàâàëè ïðîÿâëÿòüñÿ ðàçäðàæèòåëþ — íà÷àëèñü ïðèñòóïû àñòìû.
Ò¸òÿ íà÷àëà îïÿòü ïåðåæèâàòü çà êàêóþ-òî ôèãíþ. Ñíîâà ñêîðàÿ ïîìîùü, ñíîâà ëåêàðñòâî â âåíó (âðîäå, ïðåäíèçîëîí) è òàê ïî êðóãó.
Íî îäíàæäû íàì ïîçâîíèëà ñîñåäêà ïî ïîäúåçäó è ñêàçàëà, ÷òî íàøó ò¸òþ âûíåñëè ñîòðóäíèêè ñêîðîé ïîìîùè èç êâàðòèðû è óâåçëè.
×åñòíî ñêàæó, â òîò ìîìåíò ïî òåëó ïðîáåæàë õîëîäîê. ×òîáû ò¸òþ óâîçèëè — íèêîãäà òàêîãî íå áûëî ïðåæäå.
Ìû ïðèøëè â áîëüíèöó è óâèäåëè êàðòèíó: ò¸òÿ ëåæèò, íà âåíàõ ðóê êàòåòîðû, âî ðòó è â íîñó òîæå êàêîé-òî àïïàðàò.
Ê ñ÷àñòüþ, ò¸òÿ áûëà â ñîçíàíèè è ðàññêàçàëà:
«ß ñìîòðåëà òåëåâèçîð. Øëà äîêóìåíòàëüíàÿ ïåðåäà÷à ïðî ôèíñêèå êîíöëàãåðÿ âî âðåìÿ ÂÎÂ, ðàññêàçûâàëè êàê óáèâàëè äåòåé. ß íà÷àëà ïåðåæèâàòü, ñî÷óâñòâîâàòü. È ó ìåíÿ íàñòóïèë ïðèñòóï. Òàêîé ñèëüíûé, ÷òî ÿ íå áûëà íå â ñîñòîÿíèè äàæå âûçâàòü ñêîðóþ. Òîãäà ÿ ïîäîøëà ê îêíó, îòêðûëà åãî è íà÷àëà êðè÷àòü íà óëèöó ïðîõîæèì: «Ïîìîãèòå, âûçîâèòå ñêîðóþ». È òóò ñðàçó íà÷àëà ÷óâñòâîâàòü ñëàáîñòü, â ãëàçàõ ïîìóòíåíèå… â ýòîò æå ìèã ïîíèìàþ, ÷òî ÿ ïàäàþ íàçàä íà ïîë. À ÷òî äàëüøå áûëî — íå çíàþ.
Ïîòîì, ãäå-òî äàëåêî â ïîäñîçíàíèè, åëå óëîâèìî, ñëûøó ãîëîñà âðà÷åé, îíè ÷òî- òî ãîâîðÿò, íî ðàçîáðàòü íå ìîãó. È ñíîâà òèøèíà, ãîëîñà ïðåêðàòèëèñü. Ïðîñûïàþñü, îòêðûâàþ ãëàçà, à ÿ ãîëàÿ ëåæó â ðåàíèìàöèè. ×òî ñî ìíîé áûëî- íå çíàþ».
Ñîáñòâåííî, âðà÷è òîæå íè÷åãî íå ñêàçàëè — ïðèñòóï àñòìû è âñ¸. Ïî÷åìó áûëî ïîìóòíåíèå è ñëàáîñòü, ïî÷åìó óïàëà è âûðóáèëîñü? Íå ÿñíî. Íî ôàêò â òîì, ÷òî òàêîãî ðàíüøå ñ òåòåé íèêîãäà íå áûëî.
Ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ íàñ æäàëà ïëîõàÿ íîâîñòü îò âðà÷åé. Äåëî â òîì, ÷òî òî ëåêàðñòâî, êîòîðîå åé ìíîãî ëåò êîëîëà ñêîðàÿ — áîëüøå ò¸òè íå ïîìîãàåò. À ýòî çíà÷èò, ÷òî êàæäûé ïîñëåäóþùèé ïðèñòóï áóäåò çàêàí÷èâàòüñÿ ðåàíèìàöèåé.
Îêàçûâàåòñÿ, âûÿñíèëîñü, ÷òî âñå òå ëåêàðñòâà, ÷òî ðàíüøå ïðèíèìàëà ò¸òÿ — ãîðìîíàëüíûå. À ãîðìîíàëüíûå ñðåäñòâà îïàñíû òåì, ÷òî îðãàíèçì ê íèì ïðèâûêàåò è âñêîðå îíè ïåðåñòàþò äåéñòâîâàòü. ×òî è ïðîèçîøëî ó òåòè. Åé áîëüøå íè÷åãî íå ïîìîãàåò è íå ïîìîæåò. Òîëüêî ðåàíèìàöèÿ.
Íî íå ñïåøèòå îãîð÷àòüñÿ, ïîòîìó÷òî ôèíàë ìîåãî ðàññêàçà áóäåò äðóãèì.
Ìîÿ ò¸òÿ äîñòàòî÷íî ñìåëûé ÷åëîâåê (âû ýòî óæå ïîíÿëè, êîãäà ÿ ðàññêàçàëà êàê ò¸òÿ ðåøèëà áðîñèòü àíòèäåïðåññàíòû, íå ïîñîâåòîâàøèñü ñ âðà÷îì).
Îíà ðåøèëà áîðîòüñÿ ñ áîëåçíüþ ñâîèìè ñèëàìè.
Ê ýòîìó âðåìåíè îíà óæå çíàëà, ÷òî å¸ ðàçäðàæèòåëü- ýòî ñòðåññ, íåãàòèâíûå ìûñëè è ïåðåæèâàíèÿ. À òàêæå, çíàëà, ÷òî å¸ ëåêàðñòâà ãîðìîíàëüíûå, êîòîðûå åé ïèòü íåëüçÿ.
È ÷òî îíà òîãäà ñäåëàëà?
Îíà îãðàíè÷èëà ñâîé êðóã îáùåíèÿ ñ ëþäüìè, îòêëþ÷èëà òåëåâèçîð è îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ. Âåðíåå, îòêàçàëàñü îò âñåõ, êðîìå óñïîêîèòåëüíûõ. Âåñü å¸ äåíü- ýòî ðàçãàäûâàíèå êðîññâîðäîâ è ðàçãîâîðû ñ êîøêîé. Èíîãäà îíà îòêðûâàåò èíòåðíåò, ÷òîáû ïîñëóøàòü ñîâåòñêèå ïåñíè ñâîåé ìîëîäîñòè. È âñ¸.
Õîòèòå âåðüòå, õîòèòå íåò, íî ïðèñòóïû áîëüøå íå ñëó÷àþòñÿ (òüôó-òüôó-òüôó).
Åù¸ ðàç ïîâòîðþñü, îíà îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ, îãðàíè÷èëà êðóã îáùåíèÿ è ïåðåñòàëà ñìîòðåòü òåëåâèçîð. Åñëè ÷óâñòâóåò, ÷òî íà÷èíàåò íåðâíè÷àòü — ïüåò óñïîêîèòåëüíîå. È âñ¸.
Îäíàæäû ò¸òÿ ñî ìíîé ïîäåëèëàñü äâóìÿ ìûñëÿìè:
1) «ß æàëåþ òîëüêî î òîì, ÷òî êîãäà èìåëà ñòðåññîâûå ñèòóàöèè â 30 ëåò ïåðåä òåì, êàê ìíå ïîñòàâèëè äèàãíîç, ÿ íå ïðèíèìàëà óñïîêîèòåëüíîå. ß áîëüøå ÷åì óâåðåííà, ÷òî åñëè áû ÿ ïèëà óñïîêîèòåëüíîå, òî ñîêðàòèëà áû ñåáå ñòðåññîâîå ïðåáûâàíèå è òîãäà, âîçìîæíî, è àñòìû áû íå áûëî.»
2) «Êîãäà ìû çàäûõàåìñÿ, ìû õîòèì áîëüøå âçÿòü âîçäóõà è, ïîýòîìó, äåëàåì ãëóáîêèé âäîõ — ýòî íå ïðàâèëüíî. Äåëî â òîì, ÷òî íàøè ë¸ãêèå ïîäîáíû ãóáêå. ×åì ñèëüíåå íà ãóáêó íàæì¸øü, òåì áîëüøå îíà âîçüì¸ò â ñåáÿ. Ñîîòâåòñòâåííî, åñëè õî÷åøü âçÿòü áîëüøå âîçäóõà, íóæíî âûäîõíóòü íàñòîëüêî ñèëüíî, íàñêîëüêî âîçìîæíî.»
Òàêèì îáðàçîì, èìåÿ îïûò ìîåé ò¸òè, ÿ äåëàþ âûâîä:
1) Áûòü îñòîðîæíûì ñ ãîðìîíàëüíûìè.
2) Åñëè âû ðàâíîäóøíû ê ïûëüöå, ïûëè è êîòàì (äëÿ àñòìàòèêîâ) ïîïðîáóéòå ïîäëå÷èòü íåðâû.
3) Ñàìîå ãëàâíîå…áåðåãèòå íåðâû è ëèøíèé ðàç íå ïåðåæèâàéòå. Èçáåãàéòå íåãàòèâ.
È åù¸ íåñêîëüêî ñîâåòîâ îò ò¸òóøêè, ïðî êîòîðûå âûøå ÿ íè÷åãî íå ïèñàëà, íî îíè èìåþò ìåñòî áûòü.
4) Íèêîãäà íåëüçÿ ïðîãëàòûâàòü ìîêðîòó. Îòõàðüêèâàéòåñü.
5) Áóäüòå îñòîðîæíû, êîãäà áîëååòå ãðèïïîì. Ïðîëå÷èâàéòåñü äî êîíöà. Ñóùåñòâóåò òàêàÿ âåðñèÿ, ÷òî àñòìà — ýòî íåäîáèòûé ìèêðîá ïîñëå áîëåçíè, êîòîðûé îñòà¸òñÿ â ë¸ãêèõ íàâñåãäà.
Ýòî íå íàó÷íûé ïîñò è, âîçìîæíî, ìåäèêè áóäóò âîçðàæàòü ïî êàêèì òî ïóíêòàì. Íî ÿ ðàññêàçàëà ôàêòû…ñî ñëîâ àñòìàòèêà. Ýòî îïûò.
Áóäüòå çäîðîâû.
Источник