Астма и занятия вокалом

Астма и занятия вокалом thumbnail

«Мне поставили диагноз «бронхиальная астма». Врач, в числе прочих рекомендаций, дал и очень странную – петь. Желательно с преподавателем по вокалу, но можно и в домашнем караоке. Спросить я постеснялась, а теперь думаю, зачем мне пение при таком заболевании?»

Валентина, г. Магнитогорск

Комментирует доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой доказательной медицины РГМУ им. Н.И. Пирогова, заместитель директора НИИ пульмонологии ФМБА Заурбек Рамазанович Айсанов.

– Врач дал вам верную рекомендацию. Дыхательные упражнения, которые человек выполняет на курсах вокала, действительно являются хорошим немедикаментозным методом оздоровления. Поэтому он может применяться в комплексной терапии бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких, сокращенно ХОБЛ.

Более того, сегодня подобные методики широко применяются в ведущих западных клиниках по лечению легочных проблем. Они называются «речевой терапией».

Однако стоит отметить, что занятия вокалом не могут назначаться отдельно. Только в комплексе с лекарствами, назначенными врачом. В этом случае они могут существенно повысить эффективность медикаментов, поскольку положительно влияют на функцию легких. И таким образом – снизить частоту обострений и госпитализаций у пациентов с ХОБЛ и астматиков.

Дело в том, что вокальная практика является разновидностью дыхательной гимнастики. Она учит пациента правильно дышать. Способна увеличить возможности легких по вентиляции и доставке кислорода разным органам и системам. Да и общее состояние организма и качество жизни в целом существенно улучшаются.

Комментирует одна из основателей и директор школы музыки в Москве «Music Story» Ольга Афанасьева.

– В моей работе было много случаев, когда ко мне приходили учиться петь люди, страдающие различными легочными заболеваниями. В том числе – и бронхиальной астмой. И я на своем опыте могу сказать, что вокальные уроки очень развивают дыхательную систему человека. И, что немаловажно, дают понять, как функционируют легкие. И как им помочь, учитывая все нагрузки, присущие болезням и жизни в городе.

Безусловно, если врач назначил лекарства, отказываться от них самовольно ни в коем случае не следует. Но помочь себе избежать приступов астмы можно с помощью тех упражнений, которые мы с учениками выполняем на уроках. К примеру, более глубокое дыхание, которое активизируется только вдохом через нос, помогает наполнить воздухом нижние отделы легких. Это уменьшает стресс, дает релаксацию и успокоение.

Такое дыхание способно также снизить давление, нормализовать пульс, стимулировать иммунитет. Более того, оно даже осуществляет своеобразный массаж сердца и всех внутренних органов за счет движения диафрагмы.

Заниматься пением я бы рекомендовала и людям без заболеваний легких и бронхов. Когда с помощью специальных упражнений вы научитесь дышать «животом», ваша жизнь изменится к лучшему. Как минимум, вы станете спокойнее, что в наше стрессовое время очень важно. А как максимум – еще и укрепите здоровье.

Единственный нюанс – домашнее караоке все же стоит предпочесть здоровым людям. Курсы профессионального вокала нужны именно для постановки правильного дыхания. А просто караоке такого навыка не даст. И эффект, возможно, будет противоположный. Ведь если органы дыхания не в порядке, порой трудно даже просто дышать – не то что петь!

Это интересно!

Эксперимент с пением проводился в одном из госпиталей Лондона. Пациентам с заболеваниями органов дыхания предложили на выбор два варианта проведения досуга: пение и просмотр кинофильмов. При этом и те, и другие получали совершенно одинаковое лечение.

После завершения испытаний выяснилось, что те, кто пел, субъективно лучше стали себя чувствовать. Исследователи полагают, что помогает не само пение, а определенные дыхательные упражнения, которые обязательно присутствуют на уроках вокала. Пациенты учатся регулировать свое дыхание и тем самым снижают частоту и интенсивность приступов.

Марина ФОКИНА

Источник

Челябинские медики и преподаватели рассказывают о пользе вокала для здоровья [справочник: хоровые школы]

Отлично спелись!

Изменить размер текста:

Вокал улучшает цвет лица

— Наша кожа пронизана мельчайшими сосудами, — считает косметолог Ольга Рогожкина. — Во время пения она получает больше кислорода. Поэтому пение улучшает цвет лица. Чтобы избежать раннего старения шеи, надо петь — это помогает держать мышцы в тонусе. Женщиной управляют эндорфины (гормоны счастья). А когда мы поем, идет выброс положительных эмоций. Есть голосовые упражнения для мышц лица: надо просто петь гласные о, а, ы.

Оздоравливает бронхи

— Вдох, пауза на вдохе воздействуют на симпатический отдел нервной системы, который отвечает за активизацию внутренних органов, — объясняет физиологию пения Андрей Васильков. — При бронхиальной астме, пневмонии и бронхитах идет перевозбуждение симпатической системы. Пение снимает приступ бронхиальной астмы. Есть методики лечения бронхиальной астмы с помощью обучения пению и игре на духовых инструментах.

Помогает при сердечном приступе

Буддисты считают, что пение мантр расслабляет мускулатуру, помогает при сердечном приступе, одышке и даже гипертоническом кризе.

Спасает от депрессии

— Человек всегда поет в позитиве, — рассказывает кардиолог Александр Манойлов. — И даже если поет в горе, то испытывает при этом облегчение. Медицина доказала: половина тех, кто перенес инфаркт, чувствуют тревогу. Совет такой: пойте, будьте всегда на позитиве — и убежите от инфаркта!

Переключает мозги

— Можно переключить мозги ребенка пением, — комментирует концертмейстер Ирина Ермишкина. — Сделали задание по математике, прошли на кухню, сыграли джаз на кастрюлях. Вы переключили левое полушарие мозга (отвечает за логику) на правое (отвечает за эмоции). Выполнили домашку по другому предмету, затем сыграли на ладошках-коленках.

Поющие дети лучше учатся

Сольфеджио — это высшая математика. Если ребенок успевает по этому предмету, значит, с математикой у него будет все отлично.

— Доказано, что многие бизнесмены прошли через хоровые школы, — продолжает Ирина Ермишкина. — Здесь они приобрели умение работать в коллективе. Взаимодействовать друг с другом, преодолевать трудности.

Смысл еще в чем? Родителям не хватает времени, а ребенку — внимания. И он его с лихвой получает на сцене. Бедные дети! Им все нельзя. Нельзя шуметь (снизу соседи, бабушка спит), бегать. А в пении — можно! Пение — выход эмоций. Самый оптимальный вариант для родителей гиперактивных детей. Они взяли высокую ноту — будто штангу подняли… А энергетические затраты окупаются аплодисментами.

Массаж мозгов и бронхов

— Вокал нужен, чтобы «прокачивать» все наши трахеи, бронхи, — считает хормейстер хоровой школы мальчиков «Молодость» Ольга Рослякова. — В пении участвует все: даже пятки, ноги и живот! Если человек правильно поет, то вибрирует всем телом. В унисоне участвуют все органы. Выносливость кровеносных сосудов, кровотока повышается.

В концертном хоре у нас избили двух мальчишек. Диагноз: сотрясение мозга. Врачей спрашиваем: можно ли в таком состоянии петь? «Нужно!» — отвечают. Застоя крови при этом не будет. С бронхиальной астмой врачи традиционно направляют в хор.

Почему существует поговорка «наступил медведь на ухо?» Потому что нет координации между слухом и голосом. Человек не слышит, что поет. Пение — это искусство, которое развивает мозги. Оно развивает активное внимание и обостряет умственную работу.

Папу малыш слышит лучше, чем маму

— Заметили: пап дети слышат лучше, чем мам, — объясняет Ольга Рослякова. — Потому что мама говорит высокочастотно. А папа — низко, размеренно. И это на мозг влияет полезнее, информация доходит быстрее. Если вы хотите, чтобы ребенок вас услышал, не переходите на крик, визг, высокие ноты.

НА ЗАМЕТКУ

Где в Челябинске научат вокалу

КСТАТИ

Скрипеть и визжать — полезно!

Когда детей обучают вокалу, в работе используют фонопедический метод развития голоса Виктора Емельянова. Суть его — в возвращении к громкому и пронзительному младенческому крику, в развитии голоса и расширении диапазона с помощью естественных звуков вроде бр-р, ф-ф-ф, а-о-у-э. А еще скрипения, воплей и визга! Еще педагоги по вокалу используют дыхательную гимнастику Александры Стрельниковой, восстанавливая правильное дыхание — через нос.

Научившись всему этому, можно браться за любой репертуар, будь то эстрада, джаз, рок, опера или народный фольклор.

ИСТОЧНИК KP.RU

Источник

Методическое сообщение.

Психологи утверждают, что лучший способ повысит качество своей жизни – просто
начать ей радоваться. Умело подобранная музыка оказывает положительное влияние
на целенаправленную деятельность человека, способствуя такой ритмической
настройке организма, при которой физиологические процессы протекают более
эффективно. Даже простое прослушивание музыки изменяет настроение человека. Одни
произведения успокаивают и умиротворяют, другие поднимают настроение.
Мелодичная, негромкая, умеренно медленная, минорная музыка оказывает
успокаивающее действие. Часто стали использовать музыку для лечения
врачи-психотерапевты, а также довольно часто можно услышать музыкальные
произведения в кабинетах врачей-стоматологов. Положительные эмоциональные
переживания при звучании приятных мелодий усиливает внимание, активизирует
эмоциональную центральную нервную систему и стимулирует интеллектуальную
деятельность.

Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила звуков
произносимых собственным голосом. Современная медицина давно уже обратила
внимание на то, что пение, особенно профессиональное занятие вокалом, оказывает
благотворное влияние на здоровье человека. Пение – тот самый необходимый
инструмент, позволяющий найти не только радость жизни, но и значительно улучшить
свое здоровье. По образному выражению ученых гортань – второе сердца человека.
Голос, оздоравливаясь в процессе вокальной тренировки, оздоравливает весь
организм. Беременным женщинам рекомендуют больше слушать классическую музыку,
спокойные колыбельные песни рекомендуют петь самим будущим мамам. Полезно не
только слушать музыку, но еще полезнее петь самим, так как во время пения
звуковые частоты активизируют развитие ребенка, влияя на его головной мозг.

Пение помогает избавляться от стрессов. Ученые обнаружили, что в мозге во
время пения вырабатываются эндорфин, вещество, благодаря которому человек
ощущает радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышенный жизненный
тонус. Таким образом, с помощью пения можно вызвать и выразить те или иные
чувства. При помощи пения можно привести в порядок легкие улучшить
кровообращение и цвет лица, исправить осанку, улучшить дикцию и постановку
разговорной речи, даже исправить такой дефект, как заикание.

Особенно важно пение для детей. Невозможно переоценить влияние пения на
здоровье ребенка. Работая с голосовым аппаратом ребенка, преподаватель действует
на укрепление здоровья своего ученика. Не случайно в нашей стране так много
детских хоровых коллективов. Практически в каждой школе стараются организовать
хор, так как коллективное пение это не только польза для здоровья, но и
формирование дружеских отношений. Дети, занимающиеся пением, отличаются от своих
сверстников положительной эмоциональностью, самодостаточностью. Удовлетворение
занимающимся делом – стимуляция хорошего настроения, и отсутствие желания
поисков каких либо других стимулирующих средств и поисков опасных удовольствий,
в том числе и наркотиков.

Вибрация и обертоны.

Голос, данный человеку с самого рождения, является уникальнейшим музыкальным
инструментом. Голос человека всегда вибрирует во время звучания, даже если
человек кричит или разговаривает шепотом. Вибрация голоса весьма положительно
влияет на человеческий организм. Когда звучит наш голос, то каждый звук
сопровождается колебаниями более высоких частот – обертонов. Тут свою роль
играет близкое соседство гортани, в которой происходят колебания, и мозга.
Обертоны резонируют с костями черепа и с головным мозгом, отвечающим за иммунную
систему. Благодаря этому стимулируется иммунитет, и поющий ребенок значительно
меньше простужается, чем ребенок, лишенный этого занятия.

Тренированный детский голос охватывает диапазон частот примерно от 70 до 3000
колебаний в секунду. Эти вибрации пронизывают весь организм поющего ученика,
улучшают кровообращение, способствуют очищению клеток. Широкий диапазон частот
колебаний человеческого голоса улучшает кровообращение сосудов любого диаметра.
Высокие частоты способствуют микроциркуляции крови в капиллярах, а низкие –
кровотоку в венах и артериях.

Пение и наши внутренние органы.

Вокал – это уникальное средство самомассажа внутренних органов, который
способствует их функционированию и оздоровлению. Ученые считают, что каждый из
внутренних человеческих органов имеет свою определенную частоту вибраций. При
заболевании частота органа становится другой, вследствие чего и возникает разлад
в работе всего организма. Пением человек вполне может воздействовать на больной
орган, возвращая здоровую вибрацию. Дело в том, что когда человек поет, только
20% звука направляется во внешнее пространство, а 80% внутрь, в наш организм,
заставляя более интенсивно работать наши органы. Звуковые волны, попадая в
резонансные частоты, соответствующие тому или иному органу, вызывают его
максимальную вибрацию, оказывая на этот орган непосредственное воздействие.

Во время пения активно работает диафрагма, тем самым массируя печень и
предотвращая застой желчи. В то же время улучшается работа органов брюшной
полости и кишечника. Воспроизведение некоторых гласных заставляет вибрировать
гланды, железы и помогает очищать организм от шлаков. Есть звуки, которые могут
полностью восстановить кровообращение и устранить застойные явления. Такую
звукотерапевтическую практику давно знали, и до сих пор используют в Индии и
Китае.

Гласные.

“А”– помогает снять боли различного
происхождения, лечит сердце и верхние доли легких, помогает при параличе и
респираторных заболеваниях, оказывает мощное действие на весь организм,
способствуя насыщением тканей кислородом.

“И” – помогает в лечении глаз, ушей, тонкого кишечника. “Прочищает” нос,
стимулирует работу сердца.

“О” – лечит кашель, бронхит, трахеит, воспаление легких, снимает спазмы и
боли, облегчает течение туберкулеза легких.

“У” – улучшает дыхание, стимулирует работу почек,
лечит горло и голосовые связки, а также все органы, расположенные в
области живота.

“Ы” – помогает при лечении ушей, улучшает дыхание.

“Э” – улучшает работу головного мозга.

Согласные.

Научно доказана целебная сила некоторых согласных звуков.

“В”, “Н”, “М” – улучшают работу головного мозга.

“К”, “Щ” – помогают при лечении ушей.

“Х” – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии,
улучшает дыхание.

“С” – помогает при лечении кишечника, полезен для сердца, сосудов, желез
внутренней секреции.

Звукосочетания.

“ОМ” – помогает в снижении артериального давления. Он приводит в баланс тело,
успокаивает ум, устраняя причину повышенного давления. Этот звук распахивает
сердце, и оно становится способным принимать мир, любя, не сжимаясь от страха
или негодования.

“УХ”, “ОХ”, “АХ” – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и
негативной энергетики.

Данные звуки надо не просто произносить, их обязательно необходимо пропевать.
Обязательно следует обращать внимание с какой интенсивностью пропеваются звуки.
Если протекает сердечно – сосудистое заболевание, то не следует делать
упражнение слишком интенсивно; если необходима терапия органов брюшной полости –
наоборот, чем интенсивнее, тем лучше.

Пение и органы дыхания.

Искусство пения – это, прежде всего искусство правильного дыхания, которое
является важнейшим фактором нашего здоровья. Тренируется диафрагмальное дыхание,
дыхательная мускулатура, улучшается дренаж легких. При бронхиальной астме,
пневмонии и бронхитах идет перевозбуждение симпатической системы. Вдох и
последующая задержка на вдохе воздействуют на симпатический отдел нервной
системы, который отвечает за активизацию внутренних органов. Есть методики
лечения бронхиальной астмы с помощью обучения пению и в хоровой практике многих
преподавателей – хоровиков были случаи полного прекращения у больных детей
приступов бронхиальной астмы, и когда при диагнозе “бронхиальная астма” врачи
прямиком направляют ребенка петь в хоре, это уже давно не вызывает ни у кого
удивления. Пение не только снимает приступ бронхиальной астмы, но и излечивает
этот недуг.

Вокальные занятия являются профилактикой в первую очередь простудных
заболеваний. Вокал нужен, чтобы “прокачивать” все наши трахеи и бронхи.
Вокальная работа – отличная тренировка и вентиляция легких. Это очень важно для
растущего организма ребенка. У людей, которые систематически занимаются пением,
увеличивается жизненная емкость легких и добавляет организму запас прочности.

Во время пения человек вдыхает воздух быстро, а выдыхает медленно. В
результате в крови снижается содержание кислорода, и соответственно
увеличивается доза углекислого газа. Углекислый газ в данном случае является
раздражителем, активизирующим внутренние защитные силы организма, которые во
время заболевания начинают работать в усиленном режиме. Таким образом, пения
является отличной профилактикой простудных заболеваний. Американские ученые
провели исследования среди певцов одной оперной группы. Оказалось, что пение не
только хорошо развивает легкие и грудную клетку (как хорошо развита грудная
клетка у профессиональных певцов), но и укрепляет сердечную мышцу.
Продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональных певцов
значительно выше средней. Обратите внимание – хорошие оперные певцы – люди
физически здоровые и, как правило, долгожители.

Пение и легкая форма заикания.

Занятия вокалом совершенствуют речевую функцию организма. Те люди, которые
страдают заиканием, очень полезно начать заниматься пением. Особенно это
касается детей. Чем раньше заикающийся ребенок начнет заниматься пением, тем
больше у него есть шансов избавиться от этого недостатка. Одно из препятствий,
которое стоит перед заикающимся, это произношение первого звука в слове. В пении
одно слово перетекает в другое и как бы льется вместе с музыкой. Ребенок
слушает, как поют другие, и старается попадать в такт. При этом происходит
сглаживание акцента. Уже доказано, что легкая степень заикания может устраниться
полностью, если человек занимается пение регулярно. Во всем мире с помощью
хорового пения детей успешно лечат от легкой формы заикания. Главное – это
регулярные занятия.

Одна из учениц нашей школы, страдающая заиканием с детства, выбрала вокальное
пение своей профессией. Сейчас многие ее друзья отмечают ее необыкновенно
распевную речь, и не подозревают о том, что это всего лишь остаточное
последствие ощутимого когда-то заикания. Для людей страдающих средней или
сильной степенью заикания, пение, к сожалению, не может помочь.

Пение и депрессия.

Положительное действие пения на человека, использовалось нашими предками для
излечения с самыми разнообразными заболеваниями. Известно давно, что пение – как
сольное, так и хоровое – испокон веков использовалось для лечения душевных
недугов. Аристотель и Пифагор рекомендовали пение при лечении душевных
расстройств. На Тибете монахи до сих пор лечат нервные болезни пением. В Древней
Греции с помощью хорового пения лечили от бессонницы. В древности люди
интуитивно угадывали наличии в пении большой оздоровительной силы, но не могли
научно обосновать этот факт.

Петь в любом случае полезно, даже если человек считает, что у него нет ни
голоса, ни слуха. Научившись выражать свои эмоции голосом, человек получает
эффективное средство для снятия стрессов, внутреннего напряжения. Занятия пением
способствуют психическому развитию и укреплению нервной системы.

Пение – отличный способ снятия стрессов, эмоциональной стабильности. Поющий
человек всегда находится в позитиве, и если у него даже произошло горе, то во
время пения испытывает значительное облегчение. В 2009году, после техногенной
аварии на Саяно-Шушенской ГЭС (Черемушки – поселок рабочих на СШ ГЭС), в нашу
школу пришло очень много взрослых людей, желающих петь. Среди этих них были
родственники погибших в катастрофе. С песней они выплескивали те свои
переживания, которые не могли выплакать даже слезами.

Из собственного опыта.

Наша школа искусств находится в небольшом рабочем поселке, в котором
проживает около 9 тысяч человек. В прошлом это был молодежный поселок, с хорошо
поставленной культурной жизнью. Школы, детские сады, великолепный Дворец
Культуры, музыкальная школа. Сейчас население поселка нельзя уже назвать
молодежным, большинство жителей находится в “мудром” возрасте, соответственно
понизилась рождаемость, и наполняемость как групп в детских садах, так и в
школьных классах. Принимаем в школу на музыкальное отделение практически всех
детей, не разделяя на “поющих” и “не совсем поющих”. В хоровом классе обучаются
и “гудошники”, и хорошо интонирующие дети.

Занятия хора и вокала провожу с использованием фонопедического метода
развития детского голоса В.В.Емельянова. Дети, которые обучаются в моем классе,
с 6 до 18 лет, с огромным удовольствием шипят, кричат, шуршат голосом. Выполнять
упражнения вяло, лениво и без опоры у детей просто не получается. Для
правильного выполнения ученики стараются быть более активными, собранными,
внимательными и энергичными. Открывают для себя новые, здоровые, насыщенные
звуки. С удовольствием отслеживают сами, как постепенно раскрываются и крепнут
их голоса. А я, с не меньшим удовольствием, слежу за тем, как все меньше
приносят дети справки о перенесенных заболеваниях. В период с 1го по 5й классы
простудными и инфекционными заболеваниями (ОРЗ, ОРВИ) перестают болеть, до 60%
детей. В 2009 году во II полугодии (январь– май) в старшем хоре вообще не было
ни одного заболевшего ребенка. Это в то время, когда февраль является самым
“гриппозным” месяцем. Как переносятся эти заболевания, я и сама давно уже
забыла. Если и приходит, какой, либо из перечисленных недугов, справляюсь с ним
гораздо быстрее, чем мои коллеги. Занятия вокалом значительно повышают
иммунитет. Теперь я это знаю сама, на своем жизненном и профессиональном опыте.

На Руси люди считали, что поет в человеке сама душа и пение – это ее
естественное состояние. Если у вас плохое настроение, вы часто болеете,
испытываете усталость и напряженность – совет один – пойте! Пойте все, что вы
можете и помните, даже если никогда этому не учились. Пусть научатся ваши дети в
музыкальной школе, и вы будете петь вместе с ними. Гораздо полезнее петь не в
одиночестве, а всей семьей.

Литература.

  1. Буланов В.Г. Как пение способствует развитию различных и весьма
    полезных качеств личности – Екатеринбург 2003г. – с.13–16.
  2. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – Бородулино
    1996 г.
  3.  https://ypoku-siddha.ru/
  4. https://sunshinereiki.ucoz.com/forum/

Источник