Астма как с этим жить

Астма как с этим жить thumbnail

Можно ли вылечить астму? Как полноценно жить с астмой?

К сожалению, мы начинаем ценить что-то только тогда, когда возникает беспокойство, что его можем скоро потерять. Так и с дыханием. Вдох-выдох, вдох-выдох …. Это процесс нам кажется так естественным, что мы не обращаем внимания на него до тех пор, пока не ощущаем затруднения в дыхании.

В норме по продолжительности вдох должен быть равен выдоху, если же в дыхательных путях имеется воспаление, бронхи резко сужаются, и человек не может сделать полноценный выдох. Такой симптом уже может быть сигналом начала бронхиальной астмы — хронического воспаления бронхов. Однако ставить себе этот диагноз самостоятельно нельзя, даже врач не может быть в этом уверенным без проведения спирографии, клинического анализа крови и мокроты.

По официальной статистике в нашей стране больных бронхиальной астмой насчитывается около 1,5 миллионов человек, но как показали результаты недавних исследований на самом деле их число в 7 раз больше. В проведении исследования участвовали пациенты, которые проходили в своей поликлинике различные обследования по поводу наличия одышки, затрудненного дыхания и мучительного кашля. У каждого 4-го имелись симптомы астмы, но в амбулаторной карте такой диагноз стоял менее чем у 7% обследованных.

Диагноз «бронхиальная астма» у нас ставят слишком поздно, когда болезнь уже «набрала обороты». Причина этого вовсе ни в том, что больные астмой должны получать льготные лекарства, а в том, что во многих поликлиниках в настоящее время нет пульмонологов и аллергологов, а терапевты чаще всего пациентам, которые жалуются на одышку, свистящее дыхание и кашель, ставят диагноз «обструктивный бронхит».

И проблема здесь не только в квалификации участкового терапевта, а в отсутствии стимула. Ведь сегодня врачи этой специальности настолько загружены писаниной, беготней по вызовам и приемом больных, на прием каждого из которых им отводится не более 15 минут, что у них просто не остается времени думать об эффективности лечения. Да и размер зарплаты у них этому никак не способствует…

Мы сами тоже относимся не очень внимательно к своему здоровью, отсюда и многие проблемы. Бронхиальная астма не всегда начинается с приступов удушья, в начале развития болезни могут беспокоить только одышка, кашель, чувство заложенности в горле и свистящее дыхание. Большинство из нас не придает значения этим симптомам и идет к врачу только тогда, когда возникают резкие проявления удушья.

Принято различать три вида астмы: атопическая, инфекционно-аллергическая и лекарственная. Самой распространенной является атопическая астма, вызванная реакцией организма на аллергены. Инфекционно-аллергическая астма развивается на фоне хронической инфекции в дыхательных путях. Это может быть осложнения после бронхита, синусита и тонзиллита. Лекарственная астма возникает после длительного употребления определенных препаратов. Например, аспирина или нестероидных противовоспалительных средств.

Поэтому прежде чем назначить лечение, врач должен выявить первопричину развития астмы и поставить правильный диагноз, и только потом порекомендовать избегать контакта с аллергенами, пролечить инфекцию дыхательных путей или прекратить прием препаратов, способствующих возникновению кашля и приступов удушья.

При атопической астме обязательно нужно делать специальный анализ крови на выявление чувствительности организма к «попавшим под подозрение» аллергенам. Диагностика астмы по анализу крови — один из самых достоверных способов. Если в крови определяются повышение уровня иммуноглобулина Е (IgE) или иммуноглобулина G (IgG), то первый показатель указывает на наличие аллергической реакции, а второй — на непереносимость определенного пищевого аллергена.

Бронхиальная астма — болезнь неизлечимая, но управляемая. Это значит, астму вылечить нельзя, но человек больной астмой может жить полноценно и долго, если будет держать болезнь в узде. Для этого он должен каждый день контролировать свое состояние, принимать лекарства, назначенные врачом и вести обычный образ жизни. В этом случае больные астмой могут даже заниматься спортом, их жизнь ничем не будет отличаться от жизни здоровых людей.

Главное в лечении астмы — не купирование приступов удушья, а их профилактика. Правильное лечение астмы состоит из 3-х схем:

1. Начальный этап развития астмы. Симптомы болезни проявляются не чаще 2-х раз в неделю, а ночные приступы случаются примерно 1 раз в месяц. Для лечения назначаются противовоспалительные негормональные препараты, стабилизирующие мембрану тучных клеток, «запускающих аллергический процесс». На этой стадии болезни нельзя злоупотреблять бронхорасширяющими средствами, такими как эуфиллин и теофиллин.

2. Средняя степень развития астмы. Кашель, одышка и выделение прозрачной мокроты из дыхательных путей уже наблюдается каждый день, а примерно 1 раз в неделю случается и приступы удушья. На этом этапе развития астмы уже необходимо пользоваться и глюкокортикостероидами — ингаляционными гормонами и препаратами группы бета-агонистов. Они улучшают работу легких, расширяют бронхи и снимают одышку.

3. Тяжелая степень развития астмы. Уже наблюдаются частые приступы удушья в ночное время. На этом этапе необходимо добавлять к описанной выше терапии астмы прием глюкокортикостероидов в таблетках, обычно один раз в день.

Этапы лечения бронхиальной астмы

Чем эффективнее будет проводиться лечение противовоспалительными средствами на начальном этапе развития астмы, тем выше шанс вести полноценный образ жизни и реже будет возникать потребность в ингаляционных гормонах и бронхорасширяющих препаратах. Поэтому и важно начать лечение астмы при появлении первых симптомов.

Дополнением ко всем 3-м схемам лечения должно стать постоянный контроль за состоянием своего здоровья — измерение скорости вдоха и выдоха с помощью пикфлоуметра, ведение дневника приема лекарственных средств и реакции на них.

Сегодня в лечении астмы все чаще используют и психотерапию, так как у специалистов уже нет сомнений в том, что приступ удушья или сильного кашля при астме могут вызвать не только встреча с аллергеном, но и испуг и стресс. Ведь отличительная особенность психики больных астмой — глубоко переживать обо всем и за всех. Постоянная напряженность и эмоциональная сверхчувствительность приводят к тому, что любая ссора и неприятная ситуация может стать спусковым крючком для обострения астмы. Поэтому чтобы справиться с астмой, необходимо научиться проще смотреть на жизненные трудности, меньше переживать и быть оптимистом.

Видео-лекция выбора ингалятора (небулайзера) для домашнего использования

При проблемах с просмотром скачайте видео со страницы Здесь

— Вернуться в оглавление раздела «Пульмонология.»

Автор: Искандер Милевски

Рекомендуем ознакомиться с тематичными статьями на нашем сайте:

  • Простуда прошла, а кашель остался? Лечение кашля
  • Что делать, если ребенок кашляет? Лечим кашель у ребенка
  • Неврогенный кашель. Диагностика происхождения кашля
  • Какое лекарство спасет от кашля? Препараты для лечения кашля
  • Как лечить сухой кашель у ребенка? Суприма бронхо и синекод от кашля
  • Замучил обструктивный бронхит у ребенка? Ингаляция — эффективный способ лечения бронхита
  • Кашель как причина эмфиземы легких. Обтурационная эмфизема с бронхиальным стенозом

Источник

Астма как с этим жить

Фото: LEGION-MEDIA

Нередко с приходом весны и началом сезона цветения мы вспоминаем о такой
проблеме, как аллергия, а вместе с ней и об астме. Наш эксперт — Татьяна Неешпапа,
врач-пульмонолог 1 категории и терапевт — рассказывает об особенностях этого
заболевания.

Бронхиальная астма — это заболевание, в результате которого
формируется хроническое воспаление в бронхах, которое ведет к отеку и сужению
дыхательных путей. Природа возникновения астмы многообразна, так как это гетерогенное
заболевание. Другими словами, причин его появления может быть много.

Среди
основных выделим:

  • аллергия (на домашнюю пыль, шерсть животных, продукты питания, пыльцу и др.);
  • наследственная предрасположенность;
  • работа на вредном производстве;
  • курение (активное, пассивное);
  • определенные вирусные инфекции;
  • ожирение.

Миф №1. Астма всегда начинается
в детстве

На самом деле. Эта болезнь может возникнуть в
любом возрасте. В детстве чаще ею страдают мальчики, но затем она также часто
развивается и у женщин. Коварство
болезни заключается в том, что она проявляется по-разному. Часто у детей астму
путают с повторяющимися обструктивными бронхитами, из-за которых тоже
происходит спазм в бронхах, и ребенку становится тяжело дышать.

У детей до 5-7 лет бывают обструкции на фоне ОРВИ, это связано с физиологическими особенностями, и это не астма. Поэтому так важен индивидуальный подход к каждому пациенту, даже когда жалобы
одинаковы.

Что
касается астмы, то у детей первыми ее проявлениями могут быть затяжной кашель, в
том числе ночной, или повторяющиеся бронхиты с бронхообструктивным синдромом на
фоне каждой ОРВИ. Во взрослом возрасте болезнь проявляется эпизодами
затрудненного и свистящего дыхания, одышкой и приступами удушья. Эти симптомы
усиливаются в ночное время и ранние утренние часы. Также эти проблемы могут
возникать при контакте с раздражителями.

В
качестве раздражителей для бронхов могут выступать:

  • аллергены;
  • инфекции;
  • табачный дым;
  • плохие условия окружающей среды;
  • тревожные состояния.

Миф №2. Астма всегда
сопровождается приступами удушья

Бронхиальная астма: кто и почему болеет чаще?

Бронхиальная астма: кто и почему болеет чаще?

ПОДРОБНЕЕ

врач-пульмонолог 1 категории и терапевт Татьяна Неешпапа
врач-пульмонолог 1 категории и терапевт Татьяна Неешпапа

Фото: из личного архива Т. Неешпапа

На самом деле. Как мы уже говорили ранее,
симптомы астмы различны, и удушье является одним из них. Иногда бывает кашлевой вариант бронхиальной астмы, когда нет
характерных приступов удушья, но имеется длительный кашель, который не
поддается «стандартному» лечению у терапевта. При
этом врач исключил остальные возможные причины появления кашля.

Миф №3. Врачи
лечат астму только гормонами, а это опасно

На самом деле. Выделяют 5 степеней тяжести заболевания. Для каждой степени тяжести
рекомендован определённый объём лечения. В терапии
применяются не только гормоны, но и другие противовоспалительные и
бронхорасширяющие средства, которые снимают отек слизистой бронхов, уменьшают
выработку слизи и образование мокроты, а также снижают гиперреактивность
дыхательных путей.

Кроме того, в основном
используются ингаляционные глюкокортикостероиды (гормональные средства),
которые оказывают местное противовоспалительное действие. Они, в отличие от
системных гормональных средств (таблетки и уколы), действуют не на весь
организм, а только на слизистую бронхов.

Поскольку большая часть гормона не
всасывается в кровоток, то развитие возможного системного эффекта будет
минимальным. Ингаляционные гормональные средства, назначенные в адекватных
терапевтических дозах, не вызывают привыкания. При этом отказ от лечения может
привести к обострению заболевания.

Источник

 ýïîõó äîñòóïíîñòè èíôîðìàöèè, ìû ìîæåì óçíàòü âñ¸ ïðî ëþáóþ áîëåçíü ñ íàó÷íîé òî÷êè çðåíèÿ, íî ãîðàçäî èíòåðåñíåå ïîñëóøàòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé ñòîëêíóëñÿ ñ áîëåçíüþ è, òåì áîëåå, èìååò îïûò ïî áîðüáå ñ íåé.
Ìîÿ òåòÿ óæå 37 ëåò áîëååò áðîíõèàëüíîé àñòìîé è çà âñ¸ ýòî âðåìÿ îíà íàêîïèëà ñîîòâåòñòâóþùèå çíàíèÿ, ñ êîòîðûìè îíà ïîäåëèëàñü ñî ìíîé, à ÿ õî÷ó ïîäåëèòüñÿ ñ Âàìè.
 ýòîì ïîñòó âû íå óâèäèòå íàó÷íûå è ìåäèöèíñêèå òðàêòàòû. ß íàïèøó ïðîñòûìè ñëîâàìè î òîì, ê ÷åìó ïðèøëà ìîÿ òåòóøêà.

Íà÷íó ñ ñàìîãî íà÷àëà — êàê è ïî÷åìó îíà çàáîëåëà?.
1)  30 ëåò ìîÿ òåòóøêà èìåëà ñëîæíóþ æèçíåííóþ ñèòóàöèþ: ìóæ ïîäíèìàë ðóêó íà íå¸, íà ðàáîòå òðàâëÿ, íà ðóêàõ äâîå ìàëåíüêèõ äåòåé, à áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ, êòî ìîã áû å¸ ïîääåðæàòü, ðÿäîì íå áûëî.  îáùåì, ó ò¸òóøêè íà äóøå áûëà áîëüøàÿ îáèäà è ÷óâñòâî áåçûñõîäíîñòè.
Êàê âñïîìèíàåò ñàìà òåòóøêà, â îäèí èç òàêèõ äíåé ìóæ ñíîâà íà÷àë ïîäíèìàòü ðóêó íà íå¸ è îíà, ÷òîáû îáåçîïàñèòü ñåáÿ, âûáåæàëà íà óëèöó. Íî êóäà èäòè? Èäòè íå êóäà, à äîìà å¸ æäàë íàñèëüíèê. È âîò îíà èä¸ò ïî óëèöå, íå çíàÿ êóäà, â ãîëîâå îáèäà, à íà ëèöå ñë¸çû…äåëàåò î÷åðåäíîé âäîõ…. à äûøàòü íå ìîæåò. Îíà îáðàòèëàñü ê âðà÷ó è åé ïîñòàâèëè äèàãíîç — áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.

Òàêèì îáðàçîì, ê ïîÿâëåíèþ áîëåçíè ïîñëóæèë ñòðåññ, ïðè÷åì äëèòåëüíûé.
2) Ïîçæå âûÿñíèëîñü, ÷òî àñòìîé áîëåëà å¸ áàáóøêà. Çíà÷èò, íàñëåäñòâåííîñòü òàêæå èìååò ìåñòî áûòü.
3) Íà òîò ñàìûé ïåðèîä å¸ æèçíè îíà êóðèëà. Íî ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè ñêàæó, ÷òî ñòàæ áûë ìàëåíüêèé — 3 ãîäà.
Íåèçâåñòíî — ÷òî èìåííî ñïðîâîöèðîâàëî íà áîëåçíü. Âîçìîæíî, ÷òî- òî îäíî, à ìîæåò, è âñ¸ ñðàçó.
Íî ôàêò â òîì, ÷òî íà ìîìåíò ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêà:
Áûëà â äëèòåëüíîé ñòðåññîâîé ñèòóàöèè.
Èìåëà íàñëåäñòâåííîñòü.
Êóðèëà.

Ïîñëå ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêó íàïðàâèëè ê ïóëüìîíîëîãó. Òîò ïîêàçàë êàê ïîëüçîâàòüñÿ èíãàëÿòîðîì (ýòî òàêîé ïðèáîð, êîòîðûì ïîëüçóþòñÿ àñòìàòèêè, êîãäà çàäûõàþòñÿ) è âåëåë ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàòüñÿ ó âðà÷à.
Ñëåäóþùèå 15 ëåò òåòóøêà òàê è äåëàëà. È å¸ æèçíü áûëà âïîëíå íîðìàëüíîé è ïîëíîöåííîé. Êîãäà çàäûõàëàñü, òî áðàëà èíãàëÿòîð, ïøèê…è ïðèñòóïû óõîäèëè. Ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàëàñü ó ïóëüìîíîëîãà.

Êñòàòè, îòìå÷ó îäèí íåìàëîâàæíûé ìîìåíò. ß íå ìåäèê, íî êàê ÿ ïîíÿëà ñî ñëîâ ò¸òè:
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà- ýòî çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà ðàçäðàæèòåëè, ÷òî òî âðîäå àëëåðãèè. Ðàçäðàæèòåëåì ìîæåò áûòü ïûëüöà, öâåòåíèÿ, øåðñòü êîòîâ, ïûëü.
Íî, îêàçûâàåòñÿ, åñòü åù¸ îäèí ðàçäðàæèòåëü, î êîòîðîì ìîÿ òåòÿ äîëãèå ãîäà íå çíàëà. Ïðî íåãî ÿ ðàññêàæó ïîçæå.

Èòàê, ò¸òÿ óáðàëà âñå öâåòû, êîòîâ íå çàâîäèëà, ïîëêè ïðîòèðàëà îò ïûëè, íî ïðèñòóïû âñ¸ ðàâíî áûëè. Ïðè÷èíà áûëà íåèçâåñòíà, íî îíà íå ïðèäàâàëà ýòîìó áîëüøîãî çíà÷åíèÿ, òàê êàê ïîä ðóêîé âñåãäà áûë èíãàëÿòîð.

Òàê îíà æèëà ìíîãî ëåò. Íî îäíàæäû, êîãäà åé ñòóêíóëî îêîëî 50 ëåò, åé ïåðåñòàë ïîìîãàòü èíãàëÿòîð. Î÷åðåäíîé ïðèñòóï, íî «âîëøåáíàÿ øòó÷êà» íå ïîìîãàåò. Îíà âûçâàëà ñêîðóþ ïîìîùü. Òå, ïðèåõàâ, âêîëîëè åé â âåíó êàêîå- òî ëåêàðñòâî (ïðåäíèçîëîí, íî ìîãó îøèáàòüñÿ) è äûøàòü ñòàëî ñâîáîäíåå.
Âñ¸, îòíûíå è ñ òåõ ïîð ïðè êàæäîì î÷åðåäíîì ïðèñòóïå áûëà íåîáõîäèìîñòü â ñêîðîé ïîìîùè. Ïðèñòóïû ïîðîé ìîãëè áûòü ïî äâà ðàçà â íåäåëþ. Ýòî ìîæåò ïðîçâó÷èò æóòêî, íî òåòèíû ðóêè áûëè âñå îáêîëîòû.
È òàê îíà æèëà. Âðà÷è ñêîðîé ïîìîùè å¸ óæå çíàëè, çíàëè íàèçóñòü àäðåñ äîìà.
Òàêæå äîáàâëþ, ÷òî ò¸òÿ ñàìà ïî õàðàêòåðó ÷óâñòâèòåëüíàÿ, ìíîãî ïåðåæèâàåò, ñî÷óâñòâóåò. Íî íèêòî ýòîìó íå ïðåäàâàë çíà÷åíèÿ, òàê êàê îíà âñåãäà òàêîé áûëà.

×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ, îäèí âðà÷ åé âñ¸ òàêè ïîñîâåòîâàë íå õîäèòü ê ïóëüìîíîëîãó, à ñõîäèòü ê ïñèõîòåðàïåâòó. È ýòî áûëî òî÷íîå ïîïàäàíèå â ÿáëî÷êî. È âîò ïî÷åìó…
Âûñëóøàâ ò¸òóøêó, ïñèõîòåðàïåâò íàçíà÷èë óñïîêîèòåëüíîå è àíòèäåïðåññàíòû.
Ò¸òÿ íà÷àëà ïðèíèìàòü ýòè ïèëþëè….è ÷òî âû äóìàåòå? Ïðèñòóïû áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðîøëè!

Âûÿñíèëîñü, ÷òî ðàçäðàæèòåëåì îêàçàëèñü….íåðâû! Äà- äà…íè öâåòû, íè ïûëü, íè êîòû, à èìåííî íåðâû.
Òåòóøêà ðèñêíóëà, çàâåëà êîøêó, óåõàëà íà äà÷ó, ãäå óõàæèâàëà çà êëóìáîé, ïðèíèìàëà àíòèäåïðåññàíòû è ïðèñòóïîâ íå áûëî.
Òàê îíà è æèëà. Âñ¸ áûëî çàìå÷àòåëüíî, ò¸òÿ áûëà âñåãäà â ïðèïîäíÿòîì íàñòðîåíèè è ñîâñåì íå íåðâíè÷àëà. Íî òóò îíà çàìåòèëà, ÷òî íà÷èíàåò ïî- òèõîíüêó òóïåòü: ÷òî — òî çàáûâàåò, ãëóáîêî ìûñëèòü óæå òÿæåëî.
Òîãäà îíà ðåøèëà áðîñèòü ïèòü àíòèäåïðåññàíòû. Óæ î÷åíü íå õîòåëà áûòü òóïîé. Íî òóò áûëà îäíà ïðîáëåìà. Ðåøèâ áðîñèòü ïèòü òàáëåòêè, îíà íå ïîñîâåòîâàëàñü ñ âðà÷îì. Äåëî â òîì, ÷òî àíòèäåïðåññàíòû íåëüçÿ áðîñàòü ñðàçó, íóæíî óõîäèòü ïîñòåïåííî, èíà÷å áóäåò ñèëüíàÿ äåïðåññèÿ. À ò¸òÿ, åñòåñòâåííî, áðîñèëà ïèòü ñðàçó.
È òóò íà÷àëàñü æóòü….íàì ïîçâîíèëè ñîñåäè (èç äà÷è, ãäå áûëà ò¸òÿ) è ñêàçàëè, ÷òîáû ìû ñðî÷íî ïðèåõàëè è çàáðàëè ò¸òóøêó äîìîé, òàê êàê òà ñîáèðàåòñÿ âåøàòüñÿ.
Ìû ïðèåõàëè, ñòàëè ðàçãîâàðèâàòü, ñïðàøèâàòü — â ÷åì äåëî?
È ò¸òÿ íà÷àëà: «ß íèêîìó íå íóæíà, çà÷åì æèòü, ÿ õîòåëà ïîâåñèòüñÿ, íî ïîêà íå ïðèäóìàëà êàê ýòî ñäåëàòü, ÷òîáû âû íå óâèäåëè ìî¸ òåëî ïîòîì, òàê êàê íå õî÷ó âàñ òðàâìèðîâàòü«.

 îáùåì, ìû å¸ çàáðàëè äîìîé, ïî î÷åðåäè ñèäåëè ñ íåé, íå îñòàâëÿëè îäíîé. Äà, áûëî òÿæåëî, ïîòîìó÷òî ïîñòîÿííî ïðèõîäèëîñü ñëóøàòü äåïðåññèâíûå ðàçãîâîðû. Òàê ïðîäîëæàëîñü íåêîòîðîå âðåìÿ è, âñêîðå, âñ¸ ïðîøëî. Òåòóøêà ïåðåäóìàëà âåøàòüñÿ è ñòàëà áîëåå æèçíåðàäîñòíîé, ñòàëà òàêîé æå, êàê è áûëà äî ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ.

Íî òóò ïîÿâèëàñü ñòàðàÿ ïðîáëåìà. Òàê êàê îíà îòêàçàëàñü îò àíòèäåïðåññàíòîâ, êîòîðûå íå äàâàëè ïðîÿâëÿòüñÿ ðàçäðàæèòåëþ — íà÷àëèñü ïðèñòóïû àñòìû.
Ò¸òÿ íà÷àëà îïÿòü ïåðåæèâàòü çà êàêóþ-òî ôèãíþ. Ñíîâà ñêîðàÿ ïîìîùü, ñíîâà ëåêàðñòâî â âåíó (âðîäå, ïðåäíèçîëîí) è òàê ïî êðóãó.

Íî îäíàæäû íàì ïîçâîíèëà ñîñåäêà ïî ïîäúåçäó è ñêàçàëà, ÷òî íàøó ò¸òþ âûíåñëè ñîòðóäíèêè ñêîðîé ïîìîùè èç êâàðòèðû è óâåçëè.

×åñòíî ñêàæó, â òîò ìîìåíò ïî òåëó ïðîáåæàë õîëîäîê. ×òîáû ò¸òþ óâîçèëè — íèêîãäà òàêîãî íå áûëî ïðåæäå.
Ìû ïðèøëè â áîëüíèöó è óâèäåëè êàðòèíó: ò¸òÿ ëåæèò, íà âåíàõ ðóê êàòåòîðû, âî ðòó è â íîñó òîæå êàêîé-òî àïïàðàò.
Ê ñ÷àñòüþ, ò¸òÿ áûëà â ñîçíàíèè è ðàññêàçàëà:
«ß ñìîòðåëà òåëåâèçîð. Øëà äîêóìåíòàëüíàÿ ïåðåäà÷à ïðî ôèíñêèå êîíöëàãåðÿ âî âðåìÿ ÂÎÂ, ðàññêàçûâàëè êàê óáèâàëè äåòåé. ß íà÷àëà ïåðåæèâàòü, ñî÷óâñòâîâàòü. È ó ìåíÿ íàñòóïèë ïðèñòóï. Òàêîé ñèëüíûé, ÷òî ÿ íå áûëà íå â ñîñòîÿíèè äàæå âûçâàòü ñêîðóþ. Òîãäà ÿ ïîäîøëà ê îêíó, îòêðûëà åãî è íà÷àëà êðè÷àòü íà óëèöó ïðîõîæèì: «Ïîìîãèòå, âûçîâèòå ñêîðóþ». È òóò ñðàçó íà÷àëà ÷óâñòâîâàòü ñëàáîñòü, â ãëàçàõ ïîìóòíåíèå… â ýòîò æå ìèã ïîíèìàþ, ÷òî ÿ ïàäàþ íàçàä íà ïîë. À ÷òî äàëüøå áûëî — íå çíàþ.
Ïîòîì, ãäå-òî äàëåêî â ïîäñîçíàíèè, åëå óëîâèìî, ñëûøó ãîëîñà âðà÷åé, îíè ÷òî- òî ãîâîðÿò, íî ðàçîáðàòü íå ìîãó. È ñíîâà òèøèíà, ãîëîñà ïðåêðàòèëèñü. Ïðîñûïàþñü, îòêðûâàþ ãëàçà, à ÿ ãîëàÿ ëåæó â ðåàíèìàöèè
. ×òî ñî ìíîé áûëî- íå çíàþ».

Ñîáñòâåííî, âðà÷è òîæå íè÷åãî íå ñêàçàëè — ïðèñòóï àñòìû è âñ¸. Ïî÷åìó áûëî ïîìóòíåíèå è ñëàáîñòü, ïî÷åìó óïàëà è âûðóáèëîñü? Íå ÿñíî. Íî ôàêò â òîì, ÷òî òàêîãî ðàíüøå ñ òåòåé íèêîãäà íå áûëî.

Ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ íàñ æäàëà ïëîõàÿ íîâîñòü îò âðà÷åé. Äåëî â òîì, ÷òî òî ëåêàðñòâî, êîòîðîå åé ìíîãî ëåò êîëîëà ñêîðàÿ — áîëüøå ò¸òè íå ïîìîãàåò. À ýòî çíà÷èò, ÷òî êàæäûé ïîñëåäóþùèé ïðèñòóï áóäåò çàêàí÷èâàòüñÿ ðåàíèìàöèåé.

Îêàçûâàåòñÿ, âûÿñíèëîñü, ÷òî âñå òå ëåêàðñòâà, ÷òî ðàíüøå ïðèíèìàëà ò¸òÿ — ãîðìîíàëüíûå. À ãîðìîíàëüíûå ñðåäñòâà îïàñíû òåì, ÷òî îðãàíèçì ê íèì ïðèâûêàåò è âñêîðå îíè ïåðåñòàþò äåéñòâîâàòü. ×òî è ïðîèçîøëî ó òåòè. Åé áîëüøå íè÷åãî íå ïîìîãàåò è íå ïîìîæåò. Òîëüêî ðåàíèìàöèÿ.

Íî íå ñïåøèòå îãîð÷àòüñÿ, ïîòîìó÷òî ôèíàë ìîåãî ðàññêàçà áóäåò äðóãèì.
Ìîÿ ò¸òÿ äîñòàòî÷íî ñìåëûé ÷åëîâåê (âû ýòî óæå ïîíÿëè, êîãäà ÿ ðàññêàçàëà êàê ò¸òÿ ðåøèëà áðîñèòü àíòèäåïðåññàíòû, íå ïîñîâåòîâàøèñü ñ âðà÷îì).
Îíà ðåøèëà áîðîòüñÿ ñ áîëåçíüþ ñâîèìè ñèëàìè.
Ê ýòîìó âðåìåíè îíà óæå çíàëà, ÷òî å¸ ðàçäðàæèòåëü- ýòî ñòðåññ, íåãàòèâíûå ìûñëè è ïåðåæèâàíèÿ. À òàêæå, çíàëà, ÷òî å¸ ëåêàðñòâà ãîðìîíàëüíûå, êîòîðûå åé ïèòü íåëüçÿ.

È ÷òî îíà òîãäà ñäåëàëà?
Îíà îãðàíè÷èëà ñâîé êðóã îáùåíèÿ ñ ëþäüìè, îòêëþ÷èëà òåëåâèçîð è îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ. Âåðíåå, îòêàçàëàñü îò âñåõ, êðîìå óñïîêîèòåëüíûõ. Âåñü å¸ äåíü- ýòî ðàçãàäûâàíèå êðîññâîðäîâ è ðàçãîâîðû ñ êîøêîé. Èíîãäà îíà îòêðûâàåò èíòåðíåò, ÷òîáû ïîñëóøàòü ñîâåòñêèå ïåñíè ñâîåé ìîëîäîñòè. È âñ¸.

Õîòèòå âåðüòå, õîòèòå íåò, íî ïðèñòóïû áîëüøå íå ñëó÷àþòñÿ (òüôó-òüôó-òüôó).
Åù¸ ðàç ïîâòîðþñü, îíà îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ, îãðàíè÷èëà êðóã îáùåíèÿ è ïåðåñòàëà ñìîòðåòü òåëåâèçîð. Åñëè ÷óâñòâóåò, ÷òî íà÷èíàåò íåðâíè÷àòü — ïüåò óñïîêîèòåëüíîå. È âñ¸.

Îäíàæäû ò¸òÿ ñî ìíîé ïîäåëèëàñü äâóìÿ ìûñëÿìè:
1) «ß æàëåþ òîëüêî î òîì, ÷òî êîãäà èìåëà ñòðåññîâûå ñèòóàöèè â 30 ëåò ïåðåä òåì, êàê ìíå ïîñòàâèëè äèàãíîç, ÿ íå ïðèíèìàëà óñïîêîèòåëüíîå. ß áîëüøå ÷åì óâåðåííà, ÷òî åñëè áû ÿ ïèëà óñïîêîèòåëüíîå, òî ñîêðàòèëà áû ñåáå ñòðåññîâîå ïðåáûâàíèå è òîãäà, âîçìîæíî, è àñòìû áû íå áûëî.»
2) «Êîãäà ìû çàäûõàåìñÿ, ìû õîòèì áîëüøå âçÿòü âîçäóõà è, ïîýòîìó, äåëàåì ãëóáîêèé âäîõ — ýòî íå ïðàâèëüíî. Äåëî â òîì, ÷òî íàøè ë¸ãêèå ïîäîáíû ãóáêå. ×åì ñèëüíåå íà ãóáêó íàæì¸øü, òåì áîëüøå îíà âîçüì¸ò â ñåáÿ. Ñîîòâåòñòâåííî, åñëè õî÷åøü âçÿòü áîëüøå âîçäóõà, íóæíî âûäîõíóòü íàñòîëüêî ñèëüíî, íàñêîëüêî âîçìîæíî.»

Òàêèì îáðàçîì, èìåÿ îïûò ìîåé ò¸òè, ÿ äåëàþ âûâîä:
1) Áûòü îñòîðîæíûì ñ ãîðìîíàëüíûìè.
2) Åñëè âû ðàâíîäóøíû ê ïûëüöå, ïûëè è êîòàì (äëÿ àñòìàòèêîâ) ïîïðîáóéòå ïîäëå÷èòü íåðâû.
3) Ñàìîå ãëàâíîå…áåðåãèòå íåðâû è ëèøíèé ðàç íå ïåðåæèâàéòå. Èçáåãàéòå íåãàòèâ.

È åù¸ íåñêîëüêî ñîâåòîâ îò ò¸òóøêè, ïðî êîòîðûå âûøå ÿ íè÷åãî íå ïèñàëà, íî îíè èìåþò ìåñòî áûòü.
4) Íèêîãäà íåëüçÿ ïðîãëàòûâàòü ìîêðîòó. Îòõàðüêèâàéòåñü.
5) Áóäüòå îñòîðîæíû, êîãäà áîëååòå ãðèïïîì. Ïðîëå÷èâàéòåñü äî êîíöà. Ñóùåñòâóåò òàêàÿ âåðñèÿ, ÷òî àñòìà — ýòî íåäîáèòûé ìèêðîá ïîñëå áîëåçíè, êîòîðûé îñòà¸òñÿ â ë¸ãêèõ íàâñåãäà.

Ýòî íå íàó÷íûé ïîñò è, âîçìîæíî, ìåäèêè áóäóò âîçðàæàòü ïî êàêèì òî ïóíêòàì. Íî ÿ ðàññêàçàëà ôàêòû…ñî ñëîâ àñòìàòèêà. Ýòî îïûò.
Áóäüòå çäîðîâû.

Источник