Астма при физической нагрузке как лечить

Астма при физической нагрузке как лечить thumbnail

Астма, вызванная физической активностью, — это приступ в дыхательных путях, который происходит при занятиях спортом или активных действиях по дому/на прогулке и т.д.  Симптомы могут включать кашель, одышку, стеснение в груди и усталость.

Большинство людей с хронической астмой переживают симптомы приступа, когда они тренируются. Однако есть множество людей без хронической астмы, у которых симптомы развиваются только при физической нагрузке.

Что происходит в дыхательных путях

Во время нормального дыхания воздух, которым мы дышим, сначала нагревается и увлажняется в носовых ходах. Одной из причин возникновения астмы физического усилия является то, что во время тренировок люди, как правило, дышат через рот, что означает, что они вдыхают более холодный и более сухой воздух. При  такой астме, мышечные полосы вокруг дыхательных путей чувствительны к этим изменениям во вдыхаемом воздухе. Мышцы реагируют сокращением (или спазмом), что сужает дыхательные пути. Это приводит к симптомам астмы.

Симптомы астмы физического усилия

Симптомы астмы, вызванные физической нагрузкой, включают:

  • Кашель
  • Чувство сдавленности в груди
  • Свистящие хрипы
  • Необычная усталость при занятиях спортом
  • Ощущение одышки во время тренировки

Другими факторами, которые могут влиять на степень выраженности симптомов при физической нагрузке, являются наличие пыльцы и загрязняющих веществ в воздухе или инфекции верхних дыхательных путей.

Симптомы астмы, вызванной физическими упражнениями, обычно начинаются через 5-20 минут после начала физической активности или через 5-10 минут после того, как прекратился комплекс коротких упражнений на разогрев.

Если вы испытываете какие-либо из этих симптомов при физической нагрузке, сообщите об этом своему врачу.

При каких видах спорта симптомы возникают чаще?

Это вопрос очень индивидуальный. Для некоторых людей активность с короткими периодическими нагрузками, как при волейболе, гимнастике, ходьбе и борьбе, может привести к появлению симптомов. В других случаях недопустимы занятия, связанные с длительными нагрузками или спортивные состязания в холодную погоду — хоккей, бег на лыжах, катание на коньках. К активностям с длительными нагрузками можно отнести футбол, бег на длинные дистанции, баскетбол или хоккей на траве. 

Плавание, хоть и является видом спорта, требующего и силы и выносливости, как правило, хорошо переносится. Этому помогает  теплая и влажная воздушная среда помещения с бассейном. Однако есть люди, которые и в таких условиях могут испытывать симптомы астмы физического усилия.

Как контролировать приступы и оставаться активным?

Несмотря на ограничения, люди с астмой, могут в полной мере оставаться активными и даже участвовать в спортивных мероприятиях. Для этого важно оценить состояние и правильно подобрать меры предосторожности. Для этого необходима консультация врача. Он может назначить применение ингаляционных препаратов.

Ингаляционные препараты, принимаемые перед тренировкой, могут контролировать и предотвращать симптомы астмы, вызванные физической нагрузкой. Предпочтительными лекарственными средствами являются ингаляторы бета2-агониста короткого действия, которые предназначены для борьбы с приступом. Эти препараты, принимаемые за 15-20 минут до тренировки, могут препятствовать сокращению дыхательных путей и могут контролировать астму, вызванную физической нагрузкой, в течение 4-6 часов. Обратите внимание, что бронхорасширители короткого действия не рекомендуется использовать больше 4 раз в день. Обязательно обсудите со своим врачом правила использования назначенного ингалятора.

Если у вас сохраняются симптомы, расскажите об этом лечащему врачу. Возможно, понадобится ингалятор более длительного действия. 

В дополнение к лекарствам, фаза разминки перед физической нагрузкой и период охлаждения после нее могут помочь предотвратить астму, вызванную физической нагрузкой. Упражнения на улице должны быть ограничены в дни высокой концентрации аллергенов или при очень низких температурах и высоких уровнях загрязнения воздуха. Наличие вирусных инфекций верхних дыхательных путей также может усиливать симптомы, поэтому вам следует ограничить физические упражнения, во время болезни.

Прогнозы при астме физической нагрузки 

Целью лечения астмы, вызванной физическими упражнениями, является обеспечение полного участия в занятиях спортом и активной повседневной жизни. Важно общаться с врачом, если план лечения не позволяет эффективно контролировать астму, вызванную физическими упражнениями. 

Правильное лечение позволит вам в полной мере заниматься любимыми активностями. Постарайтесь адаптировать среду, где вы занимаетесь спортом,а также придерживайтесь здорового образа жизни. 

На фоне астмы физической нагрузки, необходимо выявить какие триггеры могут усугублять симптомы. Например, пройти диагностику на аллергены, чтобы знать чего стоит избегать. Это также позволит уменьшить проявление астмы.

Источник

Нередко в медицинской практике встречается такое заболевание, как астма физического усилия. Бронхиальная астма является очень распространенным заболеванием во всем мире. От данного недуга страдают как взрослые мужчины и женщины, так и дети. Распространенность среди взрослого населения составляет от 2 до 7%. Что же касается детей, то этот показатель приближается к 10%. Астма — это хроническое заболевание органов дыхания, обусловленное повышенной чувствительностью слизистой бронхов к различным раздражающим факторам. На фоне этого происходит сужение просвета бронхов, что приводит к нарушению вентиляции легких. При астме больные испытывают периодические приступы удушья. В настоящее время часто диагностируется астма, симптомы которой появляются на фоне физической нагрузки. Какова этиология, клиника и лечение астмы физического напряжения?

Проблема астмы физического усилия

Особенности астмы

Удушье — основное проявление этого заболевания. При простой форме астмы приступ удушья могут спровоцировать следующие факторы:

  • прием лекарственных препаратов (НПВС);
  • вдыхание пыли;
  • вдыхание грибков;
  • контакт с шерстью животных;
  • резкие запахи;
  • низкая температура окружающей среды.

Удушье при астмеПриступ астмы физического напряжения возникает вследствие бронхоспазма на фоне физической нагрузки. Это может быть бег, быстрая ходьба, занятия различными видами спорта. Приступ может возникать в момент нагрузки или через незначительное время после нее. Данная патология чаще всего выявляется у молодых. Предрасполагающими факторами развития этой формы астмы являются:

  • наличие вирусной инфекции;
  • перенапряжение;
  • наследственная предрасположенность;
  • курение;
  • воздействие на организм сухого или холодного воздуха.

У здоровых людей также может наблюдаться сужение просвета бронхов и одышка после нагрузки, но это временное состояние. Другое дело, если у человека диагностирована астма, а приступы возникают после физического напряжения.

Патогенез заболевания

Патогенез астмы физического усилия У детей и взрослых механизм развития астмы одинаковый. В основе появления симптомов заболевания лежит гиперреактивность бронхов. Это повышенная реакция бронхов на различные воздействия. Такая реактивность возникает на фоне нарушения работы вегетативной нервной системы. Немаловажную роль в развитии обструкции имеют медиаторы воспаления. При астме сужение бронхов является периодическим. При этом увеличивается сопротивляемость поступающему в дыхательные пути воздуху, происходит перерастяжение легочной ткани. Все это вызывает снижение насыщаемости крови кислородом и нарушение вентиляции. При бронхиальной астме активируются различные клетки (макрофаги, эозинофилы, тучные клетки, T-лимфоциты).

Механизм же развития приступа на фоне физической нагрузки до конца не изучен. Имеется теория о том, что приступ провоцирует высыхание и охлаждение слизистой дыхательных путей. Это объясняет то, что вдыхание теплого и влажного воздуха во время приступа улучшает состояние больного. Кроме того, в ходе исследований было обнаружено, что выполнение физических упражнений после первого приступа зачастую не приводит к нарушению дыхания.

Клинические проявления

Симптомы астмы физического напряжения немногочисленны. В начале заболевания одышка исчезает после отдыха в течение 30-40 минут. Затем для купирования приступа требуется прием лекарственных препаратов, расширяющих бронхи. Основными проявлениями бронхиальной астмы являются:

Ощущение нехватки кислорода при астме физического усилия

  • приступообразный кашель;
  • одышка;
  • ощущение нехватки кислорода;
  • наличие хрипов при дыхании и кашле.

Во время приступа чаще всего больные предъявляют жалобы на нехватку воздуха. Нередко такие люди принимают вынужденную позу (сидя с наклоном вперед). При бронхиальной астме физического усилия, как и при других формах этой патологии, наблюдается одышка экспираторного типа. Человек при этом делает быстрый вдох, а выдох более продолжительный. Нередко у больных появляется боль в груди. При дыхании определяются хрипы.

Иногда до приступа появляются катаральные симптомы, чихание, кашель. Кашель сухой или характеризуется выделением небольшого объема мокроты. В отличие от типичной формы астмы, при астме физического напряжения кашель длительный. Он исчезает самостоятельно через 30-40 минут. В тяжелых случаях при выраженном бронхоспазме может возникать цианоз. Это указывает на острую дыхательную недостаточность.

Диагностические мероприятия

Для выявления астмы при физической нагрузке требуется тщательное обследование пациента.

Основной метод диагностики астмы физического напряжения — беговой тест.

Консультация врача при астме физического усилияЭто функциональный нагрузочный тест. Обструкция может наступить через любое время с момента нагрузки (2, 5 или 8 минут). Приступ выражается в появлении одышки и невозможности выполнения упражнений. Вместо бега может использоваться велоэргометрия или степ-тест. Одышка — это субъективный признак. Для постановки точного диагноза требуются объективные критерии, поэтому сразу после ухудшения состояния испытуемого проводится исследование функции внешнего дыхания. Врач должен оценить объем форсированного выдоха, пиковую скорость выдоха, максимальную объемную скорость.

Дополнительными методами диагностики заболевания являются:

  • сбор анамнеза жизни и самого заболевания;
  • внешний осмотр;
  • выслушивание легких;
  • проведение аллергических проб;
  • анализ крови;
  • исследование мокроты;
  • пикфлоуметрия;
  • спирометрия;
  • рентгенологическое исследование легких;
  • проведение лекарственных проб с бронхолитиками.

В ходе опроса пациента большое значение имеет уточнение связи приступов удушья с физической нагрузкой. При аускультации легких обнаруживаются неспецифические признаки обструкции (жесткое дыхание, хрипы). Хрипы можно услышать и без фонендоскопа. Зачастую они сильные и свистящие. В крови могут выявляться иммуноглобулины E, признаки аллергической реакции.

Лечебная тактика

Лечение данного заболевания имеет некоторые особенности. Больным следует избегать больших физических нагрузок. Это необходимо для предупреждения повторных приступов. Бронхиальную астму невозможно вылечить полностью. Лечение направлено на предупреждение осложнений, профилактику приступов и улучшение качества жизни больного. Базисными препаратами, которые применяются постоянно в межприступный период, являются:

  • кромоны;
  • антагонисты лейкотриеновых рецепторов;
  • моноклональные антитела.

В случае развития приступа применяются бета-адреномиметики («Сальметерол», «Сальбутамол»). Такие препараты, как глюкокортикостероиды для ингаляционного применения, не всегда эффективны, поэтому они используются редко. Это относится и к ксантинам («Эуфиллину» и «Теофиллину»). Для предупреждения приступа бронхоспазма лекарства можно принимать перед выходом на улицу в холодную погоду, так как провоцирующим фактором спазма бронхов является вдыхание холодного воздуха. В морозную погоду необходимо дышать только через нос. В носовой полости происходит увлажнение и согревание воздушных масс, что снижает вероятность приступа.

Дозирование нагрузки

Важным аспектом терапии является предупреждение приступа. Достигается это дозированием физической нагрузки. Лучше всего переносятся больными следующие виды спорта: волейбол, гимнастика, бейсбол, реслинг. При этих видах спорта периоды мышечного напряжения и расслабления непродолжительные, они чередуются между собой. Полный отказ от физической нагрузки недопустим, так как гиподинамия является пусковым фактором развития многих других заболеваний, в частности, сердечно-сосудистой системы, органов ЖКТ.

Хорошо переносится больными астмой плавание. Больным астмой рекомендуются те виды физической нагрузки, которые направлены на тренировку дыхательной мускулатуры. Это может быть надувание шаров, диафрагмальное дыхание. Лицам с повышенным аллергическим фоном требуется избегать физического напряжения во время цветения растений и перепадов температуры воздуха. Таким образом, бронхиальная астма физического напряжения диагностируется очень часто. При появлении первых симптомов заболевания требуется обратиться к врачу и пройти обследование для исключения другой патологии органов дыхания.

Источник

Астма физического усилия развивается во время или после выполнения физической нагрузки. Как самостоятельный вариант заболевания наблюдается у 3-5% больных бронхиальной астмой, у которых только субмаксимальная физическая нагрузка вызывает обструкцию бронхов, при отсутствии признаков аллергии, инфекции, нарушении функции эндокринной и нервной систем.

Механизм развития астмы физического усилия представлен на рисунке 2.

Лечебная программа при астме физического усилия включает следующие направления:

1. Применение р2-адреномиметиков — по 1-2 ингаляции за 5-10 мин до физической нагрузки.

2. Лечение стабилизаторами тучных клеток (интал, тайлед). Интал ингалируется в суточной дозе 40-166 мг, тайлед — 4-6 мг. Эти препараты могут применяться как средства патогенетического лечения гиперреактивности бронхов (курс 2-3 месяца), а также в профилактических целях за 20-30 мин до физической нагрузки.

3. Лечение антагонистами кальция (нифедипин). Этот препарат может применяться в целях патогенетического лечения (30-60 мг/сутки в течение 2-3 месяцев) или как профилактическое средство за 45 мин до физической нагрузки. Таблетированные формы антагонистов кальция разжевывают, держат во рту 2-3 мин и проглатывают.

4. Ингаляция магния сульфата (разовая доза — 0.3-0.4 г, курс 10-14 ингаляций).

5. Эрготерапия — использование тренировочного режима физических нагрузок нарастающей мощности с помощью эргометрических установок (велоэргометр, тредбан, степпер и др.). Двухмесячный курс эрготе-рапии при 3-4 занятиях в неделю на велоэргометре полностью устраняет посленагрузочный бронхоспазм у 43% больных и уменьшает его выраженность у 40% больных (М. Д. Дидур, 1996).

6. Волевое управление дыханием в покое и при физической нагрузке. Дыхание в режиме управляемой гиповентшшции при частоте дыханий 6-8 в мин в течение 30-60 мин 3-4 раза в сутки устраняет или значительно уменьшает выраженность посленагрузочного бронхоспазма.

7. Ингаляции Холинолитиков беродуала, тровентола в виде курсового и профилактического лечения.

8. Курсовое лечение ингаляциями гепарина.

Установлено, что ингаляции гепарина предупреждают развитие приступа астмы после физического усилия (Ahmed, 1993). Гепарин действует как специфический блокатор инозитолтрифосфатных рецепторов (рис. 3) и блокирует высвобождение кальция в тучных и других клетках (рис. 2).

9. Применение точечного массажа. Он купирует обструктавные реакции на уровне крупных бронхов, устраняет гипервентиляцию в ответ на физическую нагрузку. Используют тормозной метод, время массажа одной точки — 1.5-2 мин, для процедуры используют не более 6 точек.

10. Профилактика бронхоспазма, индуцированного холодным воздухом и физической нагрузкой:

• дыхание через специальную кондиционирующую маску, при этом образуется тепломассообменная зона, в равной степени уменьшающая потерю тепла и влаги бронхами (М. Д. Двдур, 1996);

вибрационное воздействие на организм в целом механическими колебаниями инфр а- и низкозвуковой частот в течение 6-8 мин перед физической нагрузкой.

Механизм действия заключается в уменьшении запаса медиаторов в тучных клетках.

Читать далее: 8. Лечение аспириновои астмы

Источник

 ýïîõó äîñòóïíîñòè èíôîðìàöèè, ìû ìîæåì óçíàòü âñ¸ ïðî ëþáóþ áîëåçíü ñ íàó÷íîé òî÷êè çðåíèÿ, íî ãîðàçäî èíòåðåñíåå ïîñëóøàòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé ñòîëêíóëñÿ ñ áîëåçíüþ è, òåì áîëåå, èìååò îïûò ïî áîðüáå ñ íåé.
Ìîÿ òåòÿ óæå 37 ëåò áîëååò áðîíõèàëüíîé àñòìîé è çà âñ¸ ýòî âðåìÿ îíà íàêîïèëà ñîîòâåòñòâóþùèå çíàíèÿ, ñ êîòîðûìè îíà ïîäåëèëàñü ñî ìíîé, à ÿ õî÷ó ïîäåëèòüñÿ ñ Âàìè.
 ýòîì ïîñòó âû íå óâèäèòå íàó÷íûå è ìåäèöèíñêèå òðàêòàòû. ß íàïèøó ïðîñòûìè ñëîâàìè î òîì, ê ÷åìó ïðèøëà ìîÿ òåòóøêà.

Íà÷íó ñ ñàìîãî íà÷àëà — êàê è ïî÷åìó îíà çàáîëåëà?.
1)  30 ëåò ìîÿ òåòóøêà èìåëà ñëîæíóþ æèçíåííóþ ñèòóàöèþ: ìóæ ïîäíèìàë ðóêó íà íå¸, íà ðàáîòå òðàâëÿ, íà ðóêàõ äâîå ìàëåíüêèõ äåòåé, à áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ, êòî ìîã áû å¸ ïîääåðæàòü, ðÿäîì íå áûëî.  îáùåì, ó ò¸òóøêè íà äóøå áûëà áîëüøàÿ îáèäà è ÷óâñòâî áåçûñõîäíîñòè.
Êàê âñïîìèíàåò ñàìà òåòóøêà, â îäèí èç òàêèõ äíåé ìóæ ñíîâà íà÷àë ïîäíèìàòü ðóêó íà íå¸ è îíà, ÷òîáû îáåçîïàñèòü ñåáÿ, âûáåæàëà íà óëèöó. Íî êóäà èäòè? Èäòè íå êóäà, à äîìà å¸ æäàë íàñèëüíèê. È âîò îíà èä¸ò ïî óëèöå, íå çíàÿ êóäà, â ãîëîâå îáèäà, à íà ëèöå ñë¸çû…äåëàåò î÷åðåäíîé âäîõ…. à äûøàòü íå ìîæåò. Îíà îáðàòèëàñü ê âðà÷ó è åé ïîñòàâèëè äèàãíîç — áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.

Òàêèì îáðàçîì, ê ïîÿâëåíèþ áîëåçíè ïîñëóæèë ñòðåññ, ïðè÷åì äëèòåëüíûé.
2) Ïîçæå âûÿñíèëîñü, ÷òî àñòìîé áîëåëà å¸ áàáóøêà. Çíà÷èò, íàñëåäñòâåííîñòü òàêæå èìååò ìåñòî áûòü.
3) Íà òîò ñàìûé ïåðèîä å¸ æèçíè îíà êóðèëà. Íî ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè ñêàæó, ÷òî ñòàæ áûë ìàëåíüêèé — 3 ãîäà.
Íåèçâåñòíî — ÷òî èìåííî ñïðîâîöèðîâàëî íà áîëåçíü. Âîçìîæíî, ÷òî- òî îäíî, à ìîæåò, è âñ¸ ñðàçó.
Íî ôàêò â òîì, ÷òî íà ìîìåíò ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêà:
Áûëà â äëèòåëüíîé ñòðåññîâîé ñèòóàöèè.
Èìåëà íàñëåäñòâåííîñòü.
Êóðèëà.

Ïîñëå ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêó íàïðàâèëè ê ïóëüìîíîëîãó. Òîò ïîêàçàë êàê ïîëüçîâàòüñÿ èíãàëÿòîðîì (ýòî òàêîé ïðèáîð, êîòîðûì ïîëüçóþòñÿ àñòìàòèêè, êîãäà çàäûõàþòñÿ) è âåëåë ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàòüñÿ ó âðà÷à.
Ñëåäóþùèå 15 ëåò òåòóøêà òàê è äåëàëà. È å¸ æèçíü áûëà âïîëíå íîðìàëüíîé è ïîëíîöåííîé. Êîãäà çàäûõàëàñü, òî áðàëà èíãàëÿòîð, ïøèê…è ïðèñòóïû óõîäèëè. Ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàëàñü ó ïóëüìîíîëîãà.

Êñòàòè, îòìå÷ó îäèí íåìàëîâàæíûé ìîìåíò. ß íå ìåäèê, íî êàê ÿ ïîíÿëà ñî ñëîâ ò¸òè:
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà- ýòî çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà ðàçäðàæèòåëè, ÷òî òî âðîäå àëëåðãèè. Ðàçäðàæèòåëåì ìîæåò áûòü ïûëüöà, öâåòåíèÿ, øåðñòü êîòîâ, ïûëü.
Íî, îêàçûâàåòñÿ, åñòü åù¸ îäèí ðàçäðàæèòåëü, î êîòîðîì ìîÿ òåòÿ äîëãèå ãîäà íå çíàëà. Ïðî íåãî ÿ ðàññêàæó ïîçæå.

Èòàê, ò¸òÿ óáðàëà âñå öâåòû, êîòîâ íå çàâîäèëà, ïîëêè ïðîòèðàëà îò ïûëè, íî ïðèñòóïû âñ¸ ðàâíî áûëè. Ïðè÷èíà áûëà íåèçâåñòíà, íî îíà íå ïðèäàâàëà ýòîìó áîëüøîãî çíà÷åíèÿ, òàê êàê ïîä ðóêîé âñåãäà áûë èíãàëÿòîð.

Òàê îíà æèëà ìíîãî ëåò. Íî îäíàæäû, êîãäà åé ñòóêíóëî îêîëî 50 ëåò, åé ïåðåñòàë ïîìîãàòü èíãàëÿòîð. Î÷åðåäíîé ïðèñòóï, íî «âîëøåáíàÿ øòó÷êà» íå ïîìîãàåò. Îíà âûçâàëà ñêîðóþ ïîìîùü. Òå, ïðèåõàâ, âêîëîëè åé â âåíó êàêîå- òî ëåêàðñòâî (ïðåäíèçîëîí, íî ìîãó îøèáàòüñÿ) è äûøàòü ñòàëî ñâîáîäíåå.
Âñ¸, îòíûíå è ñ òåõ ïîð ïðè êàæäîì î÷åðåäíîì ïðèñòóïå áûëà íåîáõîäèìîñòü â ñêîðîé ïîìîùè. Ïðèñòóïû ïîðîé ìîãëè áûòü ïî äâà ðàçà â íåäåëþ. Ýòî ìîæåò ïðîçâó÷èò æóòêî, íî òåòèíû ðóêè áûëè âñå îáêîëîòû.
È òàê îíà æèëà. Âðà÷è ñêîðîé ïîìîùè å¸ óæå çíàëè, çíàëè íàèçóñòü àäðåñ äîìà.
Òàêæå äîáàâëþ, ÷òî ò¸òÿ ñàìà ïî õàðàêòåðó ÷óâñòâèòåëüíàÿ, ìíîãî ïåðåæèâàåò, ñî÷óâñòâóåò. Íî íèêòî ýòîìó íå ïðåäàâàë çíà÷åíèÿ, òàê êàê îíà âñåãäà òàêîé áûëà.

×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ, îäèí âðà÷ åé âñ¸ òàêè ïîñîâåòîâàë íå õîäèòü ê ïóëüìîíîëîãó, à ñõîäèòü ê ïñèõîòåðàïåâòó. È ýòî áûëî òî÷íîå ïîïàäàíèå â ÿáëî÷êî. È âîò ïî÷åìó…
Âûñëóøàâ ò¸òóøêó, ïñèõîòåðàïåâò íàçíà÷èë óñïîêîèòåëüíîå è àíòèäåïðåññàíòû.
Ò¸òÿ íà÷àëà ïðèíèìàòü ýòè ïèëþëè….è ÷òî âû äóìàåòå? Ïðèñòóïû áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðîøëè!

Âûÿñíèëîñü, ÷òî ðàçäðàæèòåëåì îêàçàëèñü….íåðâû! Äà- äà…íè öâåòû, íè ïûëü, íè êîòû, à èìåííî íåðâû.
Òåòóøêà ðèñêíóëà, çàâåëà êîøêó, óåõàëà íà äà÷ó, ãäå óõàæèâàëà çà êëóìáîé, ïðèíèìàëà àíòèäåïðåññàíòû è ïðèñòóïîâ íå áûëî.
Òàê îíà è æèëà. Âñ¸ áûëî çàìå÷àòåëüíî, ò¸òÿ áûëà âñåãäà â ïðèïîäíÿòîì íàñòðîåíèè è ñîâñåì íå íåðâíè÷àëà. Íî òóò îíà çàìåòèëà, ÷òî íà÷èíàåò ïî- òèõîíüêó òóïåòü: ÷òî — òî çàáûâàåò, ãëóáîêî ìûñëèòü óæå òÿæåëî.
Òîãäà îíà ðåøèëà áðîñèòü ïèòü àíòèäåïðåññàíòû. Óæ î÷åíü íå õîòåëà áûòü òóïîé. Íî òóò áûëà îäíà ïðîáëåìà. Ðåøèâ áðîñèòü ïèòü òàáëåòêè, îíà íå ïîñîâåòîâàëàñü ñ âðà÷îì. Äåëî â òîì, ÷òî àíòèäåïðåññàíòû íåëüçÿ áðîñàòü ñðàçó, íóæíî óõîäèòü ïîñòåïåííî, èíà÷å áóäåò ñèëüíàÿ äåïðåññèÿ. À ò¸òÿ, åñòåñòâåííî, áðîñèëà ïèòü ñðàçó.
È òóò íà÷àëàñü æóòü….íàì ïîçâîíèëè ñîñåäè (èç äà÷è, ãäå áûëà ò¸òÿ) è ñêàçàëè, ÷òîáû ìû ñðî÷íî ïðèåõàëè è çàáðàëè ò¸òóøêó äîìîé, òàê êàê òà ñîáèðàåòñÿ âåøàòüñÿ.
Ìû ïðèåõàëè, ñòàëè ðàçãîâàðèâàòü, ñïðàøèâàòü — â ÷åì äåëî?
È ò¸òÿ íà÷àëà: «ß íèêîìó íå íóæíà, çà÷åì æèòü, ÿ õîòåëà ïîâåñèòüñÿ, íî ïîêà íå ïðèäóìàëà êàê ýòî ñäåëàòü, ÷òîáû âû íå óâèäåëè ìî¸ òåëî ïîòîì, òàê êàê íå õî÷ó âàñ òðàâìèðîâàòü«.

 îáùåì, ìû å¸ çàáðàëè äîìîé, ïî î÷åðåäè ñèäåëè ñ íåé, íå îñòàâëÿëè îäíîé. Äà, áûëî òÿæåëî, ïîòîìó÷òî ïîñòîÿííî ïðèõîäèëîñü ñëóøàòü äåïðåññèâíûå ðàçãîâîðû. Òàê ïðîäîëæàëîñü íåêîòîðîå âðåìÿ è, âñêîðå, âñ¸ ïðîøëî. Òåòóøêà ïåðåäóìàëà âåøàòüñÿ è ñòàëà áîëåå æèçíåðàäîñòíîé, ñòàëà òàêîé æå, êàê è áûëà äî ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ.

Íî òóò ïîÿâèëàñü ñòàðàÿ ïðîáëåìà. Òàê êàê îíà îòêàçàëàñü îò àíòèäåïðåññàíòîâ, êîòîðûå íå äàâàëè ïðîÿâëÿòüñÿ ðàçäðàæèòåëþ — íà÷àëèñü ïðèñòóïû àñòìû.
Ò¸òÿ íà÷àëà îïÿòü ïåðåæèâàòü çà êàêóþ-òî ôèãíþ. Ñíîâà ñêîðàÿ ïîìîùü, ñíîâà ëåêàðñòâî â âåíó (âðîäå, ïðåäíèçîëîí) è òàê ïî êðóãó.

Íî îäíàæäû íàì ïîçâîíèëà ñîñåäêà ïî ïîäúåçäó è ñêàçàëà, ÷òî íàøó ò¸òþ âûíåñëè ñîòðóäíèêè ñêîðîé ïîìîùè èç êâàðòèðû è óâåçëè.

×åñòíî ñêàæó, â òîò ìîìåíò ïî òåëó ïðîáåæàë õîëîäîê. ×òîáû ò¸òþ óâîçèëè — íèêîãäà òàêîãî íå áûëî ïðåæäå.
Ìû ïðèøëè â áîëüíèöó è óâèäåëè êàðòèíó: ò¸òÿ ëåæèò, íà âåíàõ ðóê êàòåòîðû, âî ðòó è â íîñó òîæå êàêîé-òî àïïàðàò.
Ê ñ÷àñòüþ, ò¸òÿ áûëà â ñîçíàíèè è ðàññêàçàëà:
«ß ñìîòðåëà òåëåâèçîð. Øëà äîêóìåíòàëüíàÿ ïåðåäà÷à ïðî ôèíñêèå êîíöëàãåðÿ âî âðåìÿ ÂÎÂ, ðàññêàçûâàëè êàê óáèâàëè äåòåé. ß íà÷àëà ïåðåæèâàòü, ñî÷óâñòâîâàòü. È ó ìåíÿ íàñòóïèë ïðèñòóï. Òàêîé ñèëüíûé, ÷òî ÿ íå áûëà íå â ñîñòîÿíèè äàæå âûçâàòü ñêîðóþ. Òîãäà ÿ ïîäîøëà ê îêíó, îòêðûëà åãî è íà÷àëà êðè÷àòü íà óëèöó ïðîõîæèì: «Ïîìîãèòå, âûçîâèòå ñêîðóþ». È òóò ñðàçó íà÷àëà ÷óâñòâîâàòü ñëàáîñòü, â ãëàçàõ ïîìóòíåíèå… â ýòîò æå ìèã ïîíèìàþ, ÷òî ÿ ïàäàþ íàçàä íà ïîë. À ÷òî äàëüøå áûëî — íå çíàþ.
Ïîòîì, ãäå-òî äàëåêî â ïîäñîçíàíèè, åëå óëîâèìî, ñëûøó ãîëîñà âðà÷åé, îíè ÷òî- òî ãîâîðÿò, íî ðàçîáðàòü íå ìîãó. È ñíîâà òèøèíà, ãîëîñà ïðåêðàòèëèñü. Ïðîñûïàþñü, îòêðûâàþ ãëàçà, à ÿ ãîëàÿ ëåæó â ðåàíèìàöèè
. ×òî ñî ìíîé áûëî- íå çíàþ».

Ñîáñòâåííî, âðà÷è òîæå íè÷åãî íå ñêàçàëè — ïðèñòóï àñòìû è âñ¸. Ïî÷åìó áûëî ïîìóòíåíèå è ñëàáîñòü, ïî÷åìó óïàëà è âûðóáèëîñü? Íå ÿñíî. Íî ôàêò â òîì, ÷òî òàêîãî ðàíüøå ñ òåòåé íèêîãäà íå áûëî.

Ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ íàñ æäàëà ïëîõàÿ íîâîñòü îò âðà÷åé. Äåëî â òîì, ÷òî òî ëåêàðñòâî, êîòîðîå åé ìíîãî ëåò êîëîëà ñêîðàÿ — áîëüøå ò¸òè íå ïîìîãàåò. À ýòî çíà÷èò, ÷òî êàæäûé ïîñëåäóþùèé ïðèñòóï áóäåò çàêàí÷èâàòüñÿ ðåàíèìàöèåé.

Îêàçûâàåòñÿ, âûÿñíèëîñü, ÷òî âñå òå ëåêàðñòâà, ÷òî ðàíüøå ïðèíèìàëà ò¸òÿ — ãîðìîíàëüíûå. À ãîðìîíàëüíûå ñðåäñòâà îïàñíû òåì, ÷òî îðãàíèçì ê íèì ïðèâûêàåò è âñêîðå îíè ïåðåñòàþò äåéñòâîâàòü. ×òî è ïðîèçîøëî ó òåòè. Åé áîëüøå íè÷åãî íå ïîìîãàåò è íå ïîìîæåò. Òîëüêî ðåàíèìàöèÿ.

Íî íå ñïåøèòå îãîð÷àòüñÿ, ïîòîìó÷òî ôèíàë ìîåãî ðàññêàçà áóäåò äðóãèì.
Ìîÿ ò¸òÿ äîñòàòî÷íî ñìåëûé ÷åëîâåê (âû ýòî óæå ïîíÿëè, êîãäà ÿ ðàññêàçàëà êàê ò¸òÿ ðåøèëà áðîñèòü àíòèäåïðåññàíòû, íå ïîñîâåòîâàøèñü ñ âðà÷îì).
Îíà ðåøèëà áîðîòüñÿ ñ áîëåçíüþ ñâîèìè ñèëàìè.
Ê ýòîìó âðåìåíè îíà óæå çíàëà, ÷òî å¸ ðàçäðàæèòåëü- ýòî ñòðåññ, íåãàòèâíûå ìûñëè è ïåðåæèâàíèÿ. À òàêæå, çíàëà, ÷òî å¸ ëåêàðñòâà ãîðìîíàëüíûå, êîòîðûå åé ïèòü íåëüçÿ.

È ÷òî îíà òîãäà ñäåëàëà?
Îíà îãðàíè÷èëà ñâîé êðóã îáùåíèÿ ñ ëþäüìè, îòêëþ÷èëà òåëåâèçîð è îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ. Âåðíåå, îòêàçàëàñü îò âñåõ, êðîìå óñïîêîèòåëüíûõ. Âåñü å¸ äåíü- ýòî ðàçãàäûâàíèå êðîññâîðäîâ è ðàçãîâîðû ñ êîøêîé. Èíîãäà îíà îòêðûâàåò èíòåðíåò, ÷òîáû ïîñëóøàòü ñîâåòñêèå ïåñíè ñâîåé ìîëîäîñòè. È âñ¸.

Õîòèòå âåðüòå, õîòèòå íåò, íî ïðèñòóïû áîëüøå íå ñëó÷àþòñÿ (òüôó-òüôó-òüôó).
Åù¸ ðàç ïîâòîðþñü, îíà îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ, îãðàíè÷èëà êðóã îáùåíèÿ è ïåðåñòàëà ñìîòðåòü òåëåâèçîð. Åñëè ÷óâñòâóåò, ÷òî íà÷èíàåò íåðâíè÷àòü — ïüåò óñïîêîèòåëüíîå. È âñ¸.

Îäíàæäû ò¸òÿ ñî ìíîé ïîäåëèëàñü äâóìÿ ìûñëÿìè:
1) «ß æàëåþ òîëüêî î òîì, ÷òî êîãäà èìåëà ñòðåññîâûå ñèòóàöèè â 30 ëåò ïåðåä òåì, êàê ìíå ïîñòàâèëè äèàãíîç, ÿ íå ïðèíèìàëà óñïîêîèòåëüíîå. ß áîëüøå ÷åì óâåðåííà, ÷òî åñëè áû ÿ ïèëà óñïîêîèòåëüíîå, òî ñîêðàòèëà áû ñåáå ñòðåññîâîå ïðåáûâàíèå è òîãäà, âîçìîæíî, è àñòìû áû íå áûëî.»
2) «Êîãäà ìû çàäûõàåìñÿ, ìû õîòèì áîëüøå âçÿòü âîçäóõà è, ïîýòîìó, äåëàåì ãëóáîêèé âäîõ — ýòî íå ïðàâèëüíî. Äåëî â òîì, ÷òî íàøè ë¸ãêèå ïîäîáíû ãóáêå. ×åì ñèëüíåå íà ãóáêó íàæì¸øü, òåì áîëüøå îíà âîçüì¸ò â ñåáÿ. Ñîîòâåòñòâåííî, åñëè õî÷åøü âçÿòü áîëüøå âîçäóõà, íóæíî âûäîõíóòü íàñòîëüêî ñèëüíî, íàñêîëüêî âîçìîæíî.»

Òàêèì îáðàçîì, èìåÿ îïûò ìîåé ò¸òè, ÿ äåëàþ âûâîä:
1) Áûòü îñòîðîæíûì ñ ãîðìîíàëüíûìè.
2) Åñëè âû ðàâíîäóøíû ê ïûëüöå, ïûëè è êîòàì (äëÿ àñòìàòèêîâ) ïîïðîáóéòå ïîäëå÷èòü íåðâû.
3) Ñàìîå ãëàâíîå…áåðåãèòå íåðâû è ëèøíèé ðàç íå ïåðåæèâàéòå. Èçáåãàéòå íåãàòèâ.

È åù¸ íåñêîëüêî ñîâåòîâ îò ò¸òóøêè, ïðî êîòîðûå âûøå ÿ íè÷åãî íå ïèñàëà, íî îíè èìåþò ìåñòî áûòü.
4) Íèêîãäà íåëüçÿ ïðîãëàòûâàòü ìîêðîòó. Îòõàðüêèâàéòåñü.
5) Áóäüòå îñòîðîæíû, êîãäà áîëååòå ãðèïïîì. Ïðîëå÷èâàéòåñü äî êîíöà. Ñóùåñòâóåò òàêàÿ âåðñèÿ, ÷òî àñòìà — ýòî íåäîáèòûé ìèêðîá ïîñëå áîëåçíè, êîòîðûé îñòà¸òñÿ â ë¸ãêèõ íàâñåãäà.

Ýòî íå íàó÷íûé ïîñò è, âîçìîæíî, ìåäèêè áóäóò âîçðàæàòü ïî êàêèì òî ïóíêòàì. Íî ÿ ðàññêàçàëà ôàêòû…ñî ñëîâ àñòìàòèêà. Ýòî îïûò.
Áóäüòå çäîðîâû.

Источник