Астма школа для детей и родителей

Астма школа для детей и родителей thumbnail

Девушка с ингалятором

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Что такое астма-школа

Роль астма-школы

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Кто может посещать занятия

Опрос

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Основные цели и задачи школы

Основные цели школы

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Программа занятий

Обучение в астма-школе

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Где их организуют и как

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Основные направления в обучении

дети в школе астмы

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Особенности работы астма-школ

Критерии оценки эффективности занятий в астма-школах

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В заключение

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

Источник

Школа бронхиальной астмы

Обучение проводится амбулаторно во врачебных или комбинированных астма-школах. Цель обучения родителей в школе бронхиальной астмы — дать необходимую информацию о данном заболевании, чтобы помочь ребенку жить со своей болезнью и управлять ею. Оптимальным является размер группы в 10 человек. Меньшее количество может быть недостаточным для проведения дискуссии по основным вопросам. Большее число обучающихся затрудняет управление группой. Желательно одновременное привлечение обоих родителей.

В структуре цикла обучения могут быть рекомендованы 6 занятий, продолжительностью по 2 ч каждое.

Ниже приведен перечень занятий, их цели, содержание, рекомендуемое оснащение.

Занятие 1. Что такое астма

Цель: изложить основные сведения о строении и функции органов дыхания в норме и при бронхиальной астме, а также сформировать понимание причин астмы, отработать навыки правильной оценки симптомов болезни.

Содержание и структура занятия

1. Строение и функции органов дыхания

Человек для жизни нуждается в кислороде. Дышит человек легкими. В них происходит газообмен: кровь насыщается кислородом и отдает продукт жизнедеятельности организма — углекислый газ. Кислород с вдыхаемым воздухом поступает в легкие через воздухоносные пути. Рассказ о воздухоносных путях: по­лость носа, гортань, трахея, бронхи, а также об альвеолах и кровеносных сосудах, окружающих альвеолы. Сведения о дыхатель­ной мускулатуре: межреберных мышцах, диафрагме.

Газообмен в легких

  • Сокращение дыхательной мускулатуры, вдох, поток воздуха из атмосферы поступает в альвеолы и приносит с собой кислород.
  • Кислород из альвеол поступает в кровь сосудов, окружающих альвеолы. Кровь насыщается кислородом.
  • Углекислый газ из крови сосудов, окружающих альвеолы, поступает в альвеолы. Кровь очищается от углекислого газа.
  • Расслабление дыхательной мускулатуры, выдох, воздух из альвеол, богатый углекислым газом, через воздухоносные пути выходит наружу.

Строение стенки бронха:

  • Слизистый слой (выстилает бронхи изнутри, содержит клетки и железы, вырабатывающие слизь).
  • Мышечный слой (у здорового человека мышцы бронхов находятся в расслабленном состоянии).

Иллюстрации: макет органов дыхания, таблица со строением органов дыхания, рисунки (мелом, фломастером).

2. Изменения в бронхах при астме

При бронхиальной астме в бронхах развивается особое неинфекционное хроническое (продолжающееся длительное время) воспаление. При таком воспалении стенки бронхов наполняются различными клетками, которые попадают туда из крови. Одна из таких клеток — эозинофил. Эти клетки вырабатывают раз­личные вещества. Активные вещества клеток воспаления вызывают следующие изменения в бронхах: отек слизистой оболочки, выделение железами густой вязкой слизи, сокращение мышц бронхов. В результате этих изменений уменьшается просвет бронхов, а следовательно, их проходимость. Нарушается нормальный газообмен.

Иллюстрации: макет или рисунок среза бронха в норме и при бронхиальной астме.

3. Причины бронхиальной астмы

В основе бронхиальной астмы лежит аллергия. Аллергия — это повышенная чувствительность к тому или иному веществу — аллергену. В настоящее время определены гены (частички наследственной информации), которые ответственны за развитие аллергии.

Такие гены имеют люди с бронхиальной астмой. Эти гены кодируют выработку белков особого типа — иммуноглобулинов класса Е. Иммуноглобулины Е находятся в крови и слизистой оболочке бронхов. Образование иммуноглобулинов вызывают аллергены — различные вещества белковой природы.

 При бронхиальной астме аллергенами являются:

  • микроклещи домашней пыли,
  • домашние животные (шерсть и перхоть кошки, собаки, овцы, лошади, морских свинок, кролика и др.),
  • перо птиц,
  • библиотечная пыль,
  • аллергены тараканов.

Реже в качестве аллергенов выступает пыльца деревьев: березы, осины, дуба, ольхи и др.; дикорастущих и культурных злаков: тимофеевки, райграса, ржи и др.; сорняков: лебеды, полыни; рас­тений семейства сложноцветных: одуванчика, подсолнечника.

Аллергенами могут быть пищевые продукты (рыба, цитрусовые и др.), споры микроскопических плесневых грибов, обитающих в сырых помещениях, ванных комнатах и кухнях, где имеется течь систем водоснабжения и канализации.

У каждого больного свой спектр аллергенов. Аллергены вдыхаются. В слизистой оболочке бронхов они взаимодействуют с иммуноглобулинами Е. Это приводит к активации клеток воспаления, выделению ими активных веществ. Последние вызывают отек слизистой оболочки бронхов, сокращение мышц, повышение выделения слизи, приводящие к снижению просвета бронхов и приступу астмы.

Кроме аллергенов, приступ астмы могут вызвать другие раздражители:

  • табачный дым,
  • физическая нагрузка,
  • резкие запахи (парфюмерная, бытовая химия, лакокрасочные изделия),
  • дым костра,
  • эмоции (плач, смех),
  • острые респираторные инфекции.

4. Признаки астмы 

Астма — хроническое аллергическое заболевание, протекающее с периодами обострения и ремиссии. Обострение — наличие приступов и симптомов болезни. Ремиссия — отсутствие : симптомов заболевания, хорошее самочувствие.

Признаки астмы:

  • приступы свистящего дыхания с хрипами, слышными на расстоянии,
  • затрудненный выдох;
  • приступы кашля;
  • чувство сдавления в груди.

Симптомы астмы часто возникают ночью. Обострение болезни развивается при воздействии аллергенов и неспецифических раздражителей. Выраженность симптомов зависит от тяжести болезни. Выделяют легкое, среднетяжелое и тяжелое течение болезни. Есть признаки, свидетельствующие о скором развитии приступа астмы. Их называют предвестниками приступа: нарастающие чиханье и/или насморк, покашливание, беспокойство и др.

Иллюстрации: плакат с перечнем признаков астмы.

Контроль знаний

Выберите правильный ответ:

1. Астма — заболевание: а) инфекционное, б) неинфекционное, в) аллергическое, г) острое, д) хроническое.

2. При астме в бронхах происходят следующие изменения: а) развивается инфекционное воспаление; б) развивается аллергическое воспаление; в) улучшается проходимость бронхов для воздуха; г) ухудшается проходимость бронхов для воздуха.

3. Обострения астмы вызывают: а) микробы; б) аллергены; в) различные неспецифические раздражители.

Иллюстрации: лист для тест-контроля.

Задание на дом

  1. Составьте список симптомов болезни у вашего ребенка. По каким признакам вы можете предугадать приближающийся приступ астмы у ребенка?
  2. Составьте список возможных источников аллергенов в вашей квартире, возможных неспецифических раздражителей в окружении ребенка.

Также Вам помогут следующие статьи по данной теме:

  • Школа бронхиальной астмы: быт, диета и закаливание детей с астмой ( 2 занятие)
  • Школа бронхиальной астмы: лечение бронхиальной астмы ( 3 занятие)
  • школа бронхиальной астмы: контроль и самоконтроль течения астмы (4 занятие)
  • Школа бронхиальной астмы: дыхание и физическая культура при астме (5 занятие)
  • Школа бронхиальной астмы: психологические проблемы при астме ( 6 занятие)

Источник

Почему возникает бронхиальная астма, имеет ли заболевание наследственную природу, как проводится лечение астмы? Какие аллергены наиболее опасны, и что надо предпринимать, если у ребенка началось удушье? На эти вопросы отвечает аллерголог-иммунолог Галина Михайловна Махонина.

Бронхиальная астма — хроническое заболевание, в основе которого лежит аллергическое воспаление дыхательных путей и гиперреактивность бронхов.

Типичный приступ бронхиальной астмы характеризуется затрудненным дыханием (преимущественно на выдохе), сухим кашлем и мучительными приступами удушья. Но бывают проявления и не такими яркими, в этом случае только врач может решить, бронхиальная астма у ребенка или нет, — говорит аллерголог-иммунолог Галина Махонина.

Астма школа для детей и родителей Досье. Галина Михайловна Махонина, аллерголог-иммунолог, педиатр высшей категории. В 2003 году получила звание Заслуженного работника здравоохранения Московской области. В Московском областном детском консультативном центре работает с 1983 года. Ведет консультативный прием детей с аллергопатологией из всех районов Московской области, выезжает в города и районы МО для выявления аллергических заболеваний. В 1997-м году организовала Школу бронхиальной астмы, в течение 14 лет является ее руководителем. Галина Михайловна активно пропагандирует организацию Астма-школ в городах Подмосковья.

Бронхиальная астма — очень распространенное заболевание. В мире насчитывается порядка 300 млн больных. Наиболее подвержены заболеванию дети. Начавшись в детстве, бронхиальная астма у многих больных продолжается и в зрелом возрасте. Если вовремя не взяться за лечение астмы, есть угроза стать инвалидом. У большинства пациентов она передается по наследству, а провокаторами приступов могут стать шерсть животных, пыль, пыльца деревьев и цветов, пищевые продукты, сильные запахи, сигаретный дым и даже переохлаждение и респираторные инфекции.

Обучение в Астма-школе является очень важным для тех людей, у кого в семье есть больные дети.

— Что является признаками бронхиальной астмы? Какую первую помощь должны оказывать родители детям при возникновении приступа?

— Признаки бронхиальной астмы — это приступы затрудненного дыхания и удушье, которые сопровождаются свистящими хрипами, чувством стеснения в груди, кашлем. Приступ бывает особенно мучителен по ночам или ранним утром. До приезда скорой помощи родители, во-первых, должны успокоить ребенка: их спокойствие и уверенность — обязательные условия. Если ребенок маленький, надо его посадить в кроватке или взять на руки, дать питье, имеющее щелочную среду. Во-первых, воспалительная реакция имеет кислую среду и ее надо нейтрализовать, а во-вторых, ребенок отвлекается, когда пьет мелкими глотками. Обязательно в течение первых минут пациенту необходимо принять бронхолитик быстрого действия, рекомендованный лечащим врачом. Обучение методам использования бронхолитика с учетом возраста ребенка тоже осуществляется на занятиях в Астма-школе.

— Какие причины способствуют тому, что у детей возникает астма?

— Причин астмы у детей много. Самым значительным фактором считается генетическая предрасположенность в сочетании со склонностью к аллергическим реакциям. При этом аллергены и раздражители могут быть самыми разными. Это и клещи домашней пыли, и пыльца растений, и вещества, выделяемые домашними животными.

Лечение астмы, ребенок Пищевые аллергены тоже могут быть источниками приступа. Чаще всего он возникает на чужеродные белки — морепродукты, креветки, икру, рыбу. Даже запах морских продуктов у некоторых детей может вызвать проявление тяжелых приступов бронхиальной астмы.

Астматики могут реагировать только на один фактор или на многие. Тут очень важно понять, что вызывает обострение болезни именно у вас. А сделать это может врач с помощью специальных исследований. Лечение астмы в дальнейшем основывается на этих данных.

— Бронхиальная астма — это наследственное заболевание?

— В основном, да. Я расскажу вам историю, которая ярко свидетельствует об этом. У одного моего маленького пациента время от времени возникали приступы бронхиальной астмы. Отмечались они до одного-двух раз в год и родители заметили, что это происходит после посещения цирка. Когда родители впервые привели мальчика на прием, я предложила аллергообследование и папе, и сыну. Отец сказал, что они пройдут обследование, но только после того, как вернутся из Испании. Я не стала настаивать, потому что это было решение взрослого человека, хотя потом об этом пожалела.

По возвращении на родину родители рассказали мне жуткую историю. Они чуть не потеряли ребенка из-за страшнейшего приступа бронхиальной астмы, который случился во время катания на лошадях. Ребенку удалось помочь до приезда «скорой помощи» только потому, что у кого-то из прохожих оказался ингалятор. Родители были напуганы, отдых превратился в пытку, они ждали повторения приступа и сильно нервничали. Вернувшись на родину, они поспешили к врачу.

Я назначила аллергопробы, в результате которых выяснилось, что у ребенка сильнейшая аллергия на перхоть лошади. Отец тоже сдал анализы, и я старательно стала расспрашивать его про наследственность. Взрослый мужчина ничего не вспомнил сразу, но, возвратившись домой, начал проводить расследование, и небезрезультатно. Оказывается, его дедушка был конюхом, а полноценной его работе мешала тяжелейшая бронхиальная астма, развивавшаяся при контакте с животным.

Аллергологи — как детективы, им важно знать все, что происходит в доме: что окружает малыша, как он питается, какая наследственность у ребенка.

Источник