Астма школа в казахстане
Posted March 15th, 2013 by kaznmu & filed under Английский, Внутренние болезни, Казахский, Категории, Русский, Язык публикации.
УДК. 616.248-053.2.
А.К. Бейсебаева, З.М. Саурова
врачи – интерны 6 курса КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова
Казахстан, Алматы
Бронхиальная астма занимает ведущее место среди заболеваний органов дыхания. Отмечается высокий рост бронхиальной астмы, особенно среди детей. За 5 лет в РК отмечается рост больных с бронхиальной астмой на 18,6%. Лечение бронхиальной астмы в Республике Казахстан проводится в соответствии международных рекомендации и национальных программ РК. Полный контроль над течением болезни у больных БА достигается путем проведения базисной терапии направленной на снятие аллергического воспаления. Больные бронхиальной астмой в Республике Казахстан согласно приказу МЗ РК № 786 от 04 11 2011 года, дополненного в 2012 году приказом МЗ РК за 347 от 18 мая 2012 года, обеспечиваются базисной терапией и препаратами неотложной помощи бесплатно.
Ключевые слова: бронхиальная астма, статистика, лечение бронхиальной астмы в РК
Актуальность. Бронхиальная астма занимает ведущее место среди всех заболеваний органов дыхания.[1]
Бронхиальная астма является серьезной и глобальной проблемой клинической медицины. Люди всех возрастов во всем мире подвержены этому хроническому заболеванию дыхательных путей.
Отмечается высокий рост бронхиальной астмы, особенно среди детей. Сегодня в развитых странах заболевание приобретает характер эпидемии.
По данным ВОЗ в мире страдают бронхиальной астмой около 300 млн человек.
По данным официальной статистики в Республике Казахстан уже на протяжении 5 лет первое место по распространенности занимают болезни органов дыхания, в число которых входят такие заболевания как: пневмония, хронический бронхит и неуточненная эмфизема, бронхиальная астма.
Общее количество больных с болезнями органов дыхания на 100000 населения в РК представлены в таблице№1[3].
Таблица 1 — Общее количество больных с болезнями органов дыхания на 100000 населения в РК
Года | Всего населения | Дети 0-14 |
2008 | 22957,3 | 55972,6 |
2009 | 24535,5 | 60302,1 |
2010 | 23575,3 | 58959,2 |
2011 | 23277,0 | 58308,5 |
Таблица 2 — общее количество больных бронхиальной астмой на 100000 населения в 2008 году
Года | Всего населения | Дети 0-14 |
2008 | 37,0 | 44,4 |
2009 | 40,1 | 46,8 |
2010 | 38,0 | 57,2 |
2011 | 43,9 | 64,8 |
Из таблицы №2 видно, что общее количество больных бронхиальной астмой на 100000 населения составляло в 2008 году 37,0 соответственно в 2009, 2010, 2011 году – 40,1; 38,0; 43,9. как видно, из представленных данных за 5 лет отмечается рост больных с бронхиальной астмой на 18,6%. Из них наибольший удельный вес приходится на детей в возрасте от 0-14 лет и составило соответственно 44,4; 46,8; 57,2; 64,8- 31%.[3]
Бронхиальная астма – заболевание, в основе которого лежит хроническое аллергическое воспаление бронхов, сопровождающееся их гиперреактивностью и периодически возникающими приступами затрудненного дыхания или удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной бронхоконстрикцией, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов. Бронхиальная обструкция (под влиянием лечения или спонтанно) обратима.[2]
При отсутствии надлежащего лечения возникают необратимые процессы в стенках бронхов, которые ведут к ранней инвалидности пациентов.
В Республике Казахстан впервые в 1999 году выпустили программу по бронхиальной астме, которая была утверждена на Международной конференции «Астма и аллергия» и поддержана Министерством здравоохранения. В последующем, 2005, 2011 годах выпущены научно-практические программы по бронхиальной астме.
В последней версии 2011года указано, что бронхиальная астма классифицируется по степени контроля, который показывает эффект лечения (Таблица №3).
Обеспечение контроля над течением бронхиальной астмы является показателем эффективности лечения. [5]
Таблица 3 — Классификация БА по степени контроля[2].
Характеристики | Контролируемая БА | Частично контролируемая | Неконтролируемая |
Дневные симптомы | Отсутствуют или меньше 2-х эпизодов неделю | Больше 2-х эпизодов в неделю | Наличие 3-х и более признаков частично контролируемой БА в течении любой недели |
Ограничение активности | Отсутствуют | Любые | |
Ночные симптомы или пробуждение | Отсутствуют | Любые | |
Потребность в препаратах СП | Отсутствуют или меньше 2-х эпизодов в неделю | Больше 2-х эпизодов в неделю | |
Функции внешнего дыхания ПСВ, ОФВ1 | Показания в пределах N | Меньше 80 % от должного значения или от наилучшего показателя у данного пациента (если он известен) | |
Обострения | отсутствуют | 1 или больше в год | Одно в течении любой недели |
Уровень контроля оценивают на основе анализа показателей астматической симптоматики (дневные и ночные), частоты обострений БА, потребности в ингаляционных бронхолитиках короткого действия и данных вентиляционной функции, полученных методом пикфлуометрии.[6]
Лечение бронхиальной астмы в Республике Казахстан проводится в соответствии международных рекомендации и национальных программРК. Полный контроль над течением болезни у больных БА достигается путем проведения базисной терапии направленной на снятие аллергического воспаления. Больные бронхиальной астмой в Республике Казахстан согласно приказу МЗ РК № 786 от 04 11 2011 года, дополненного в 2012 году приказом МЗ РК за 347 от 18 мая 2012 года «Об утверждении Перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения для бесплатной медицинской помощи на амбулаторном уровне с определенными заболеваниями и специализированными лечебными продуктами» обеспечиваются базисной терапией, куда включаются ИГКС, антилейкотриеновые препараты бесплатно. Кроме того, больные БА обеспечиваются неотложной помощью (B2- симпатомиметики и М-холинолитики) бесплатно.
Особое значение во всех согласительных документах при ведении больных аллергическими заболеваниями придается системе профилактики.
Под профилактикой астмы понимают как предупреждение возникновения заболевания (первичная профилактика), так и предупреждение обострений у тех, кто уже страдает астмой (вторичная профилактика). [6]
Цель первичной профилактики состоит в предотвращении возникновения астмы. Цели вторичной профилактики состоят в предотвращении приступов астмы у тех, кто уже имеет заболевание, и предупреждении ухудшения состояния и смерти больных от астмы.
В Республике Казахстан больные бронхиальной астмой обеспечиваются всеми современными лекарственными средствами базисной терапией,что обеспечивает полный контроль болезни.
Список литературы
1 Научно-практическая программа «Бронхиальная астма». — 2007.
2 Чучалина А.Г. GINA «Global initiative for Asthma» Подред. – Пересмотр. — 2006.- 21 с.
3 Статистический сборник. — Астана: Агентство РК по статистике. – 76 c.
4 Global Strategy for Asthma Management and Prevention, Revised 2006 www.ginasthma.com
5 Чучалина А. Г Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы. Пересмотр 2002г. — М.: Атмосфера, 104 с.
6 Bateman E. et al. Can guideline-defined asthma control be achieved? The Gaining Optimal Asthma Control Study. AmerJ.Respir Crit. Cave. Med. – 2004. – 170. – P. 836-844.
A.K.Beisebayeva, Z.M.Saurova
Asthma in Republic of Kazakhstan
Resume: Asthma is a leader among the diseases of the respiratory system. There is a high increase of asthma, especially among children. For 5 years, the ROK has been an increase of patients with asthma by 18.6%.Treatment of bronchial asthma in Kazakhstan conducted in accordance of international recommendations and national programs of Kazakhstan.Full control over the course of the disease for patients with asthma can be achievedthrough the basic therapy, which aimed to remove allergic inflammation.
Keywords: bronchial asthma, statistics, treatment of bronchial asthma.
БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Поисковые слова:
- инвалидность по астме в казахстане
- статистика астмы в РК за 19 год
- Астма в армии казахстана
- перечень гомк по бронхиальной астме рк
Источник
Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.
Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.
Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.
Что такое астма-школа
Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.
На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.
Кто может посещать занятия
Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.
Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.
Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.
Основные цели и задачи школы
Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.
Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.
Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:
- избежать прогрессирования заболевания;
- получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
- научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
- ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
- изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
- изучить способы профилактики обострений;
- получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
- ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
- научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
- получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
- выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.
Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:
- обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
- понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
- научить практическим приемам;
- убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.
Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.
Программа занятий
Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.
В программе лекций рассказывают о следующем:
- Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
- Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
- Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
- Лечение заболевания немедикаментозными способами.
Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.
План личных занятий при астме будет следующим:
- Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
- Обучение корректному применению ингаляторов.
- Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
- Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.
Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.
Где их организуют и как
Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.
Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.
Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.
Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.
Основные направления в обучении
Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.
Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.
Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.
В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.
Особенности работы астма-школ
Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.
Для качественного обучения необходимо создать такие условия:
- Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
- В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
- Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
- Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
- За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.
Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.
В заключение
В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.
Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.
Источник
Что такое аллергия?
Аллергия — это измененная, повышенная, чувствительность организма к воздействию некоторых факторов среды (химических веществ, микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности, пищевых продуктов и др.). Факторы, вызывающие аллергические реакции, называют аллергенами.
Аллерген — это слово, которое врачи используют для описания вещества в окружающей среде, на которое наш организм иногда реагирует с аллергическими или астматическими реакциями. К распространенным аллергенам относятся пыльца, плесень, пылевые клещи, латекс, некоторые продукты питания, укусы пчел, некоторые растения и лекарства.
Аллергические реакции осуществляются при участии особого класса антител: иммуноглобулинов класса Е.
Иммунитет каждого человека постоянно взаимодействует с бесчисленными факторами внешней среды. Однако аллергические реакции развиваются не у всех.
Наиболее известные симптомы аллергии — кожные высыпания, зуд глаз, горла или кожи, чихание, заложенность носа, сухой кашель, а также затруднение дыхания и одышка.. Самые грозные из них – астматический приступ, отек Квинке ( особенно локализованный в горле) и анафилактический шок.
К распространенным аллергенам относятся: пыльца, плесень, пылевые клещи, латекс, некоторые продукты питания, яд пчел, некоторые лекарства
Как правило, аллергены, попадают в организм несколькими способами:
Соприкосновение с кожей (например, ядовитые растения).
- Вдыхание через рот или нос (к примеру, пыльца растений, пыль).
- Проглатывание (например, лекарства или еда).
- Инъекции (например, укус насекомого).
Что такое астма?
По определению Всемирной Организации Здравоохранения, бронхиальная астма — «хроническое заболевание, основой которого является воспалительный процесс в дыхательных путях с участием разнообразных клеточных элементов, включая тучные клетки, эозинофилы и Т-лимфоциты».
Бронхиальная астма — это состояние, при котором бронхи реагируют на какие-то раздражители воспалительной реакцией. Эта реакция может проявиться сразу после соприкосновения с раздражителем или по истечению нескольких часов.
Причиной развития бронхиальной астмы часто бывают именно аллергические реакции. Но симптомы могут появиться и без участия аллергенов (например, раздражающее действие химических веществ, вирусных инфекций или другие причины).
Приступ астмы может быть спровоцирован воздействием табачного дыма, физической нагрузкой, вдыханием холодного воздуха, вирусной инфекцией, контактом с плесенью или другим значимым аллергеном. К таким аллергенам относятся клещи, плесневые грибы, пыльца растений и перхоть животных. Пищевая аллергия также может вызвать астматический приступ. Триггерами астмы могут быть моллюски, арахис и другие орехи, рыба и многое другое. Эти реакции абсолютно индивидуальны.
Связь аллергии и астмы
Очень часто у людей есть аллергия, но нет бронхиальной астмы или есть астма, но нет аллергии. Однако, часто эти болезни встречаются вместе.
Обратите внимание! В аллергологии известно понятие атопический марш. Это один из типичных сценариев в жизни многих аллергиков. Он развивается на протяжении нескольких лет. Сначала человек проживает этап кожных проявлений аллергии ( например, атопический дерматит), затем развивается поллиноз ( сенная лихорадка), а вслед за ним появляются и астматические приступы.
Нередко на приеме аллерголог сообщает пациенту с аллергией или его родителям, если это ребенок, что это состояние не лечится, что оно требует почти постоянного ( а в случае бронхиальной астмы – постоянного и пожизненного) приема препаратов.
Что можно сделать, чтобы защититься от аллергии
Вот что предлагает классическая аллергология:
Развитие этих заболеваний невозможно остановить, но можно облегчить жизнь больного и снизить частоту приступов. Главное, последовать этим советам.
Бросайте курить и не находитесь в закрытых местах для курения.
С осторожностью, заводите домашних животных.
Контролируйте воздействие пылевых клещей. Для того чтобы сократить их количество нужно:
— Менять все постельное белье не реже раза в неделю.
— Использовать, пластиковые чехлы и наматрасники.
— Проводить влажную уборку ежедневно.
— Сохранять в помещениях влажность не более 50%.
- Исключайте бытовые аллергены: латексные краски, мебель из ДСП, ковры ( они могут выделять химические вещества, которые провоцируют проблемы с дыханием у людей).
- Рассмотрите возможность проживания загородом.
- Обратите внимание на другие источники аллергии: тараканов, грызунов и плесень. Тщательная чистка ванных комнат и ремонт прохудившихся труб может помочь избавиться от плесени.
- Соблюдайте гипоаллергенную диету. (Следует запрет продуктов , одинаковый для всех аллергиков).
Источник