Астма школа в спб

Астма школа в спб thumbnail

Бронхиальная астма

Бронхиальная астма — это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, проявляющееся приступами одышки, которые зачастую сопровождаются кашлем и могут перерастать в приступы удушья.

   Астма встречается у людей всех возрастов, однако чаще всего она проявляется у детей — половина из них потом «перерастает» свою болезнь. Сейчас более 300 млн. человек в мире страдает этим заболеванием и число их постоянно возрастает.

   Хроническое воспаление, которое наблюдается у больных бронхиальной астмой, делает дыхательные пути чувствительными к аллергенам, химическим раздражителям, табачному дыму и т.д. При их воздействии возникают отек и спазм бронхов, в этот момент бронхиальная слизь вырабатывается в большом количестве. Это затрудняет нормальное прохождение воздуха по дыхательным путям во время дыхания.

   Выделяют следующие основные типы бронхиальной астмы:

  • Атопическая (связанная с проникновением в бронхи специфического аллергена) и инфекционно-зависимая  (прогрессирующая на фоне инфекционного повреждения дыхательных путей);
  • Гормонально-зависимая  – в этом случае пациенту необходимо длительное, иногда перманентное использование глюкокортикостероидных гормонов;
  • Аспириновая – связана с непереносимостью аспирина, и других НПВП (анальгин, панадол, бутадион, ортофен, индометацин и др.). В большинстве случаев сопровождается полипозом носа.
  • Астма физического усилия – проявление симптомов через несколько минут после физической нагрузки;
  • По тяжести течения – легкая, средняя, тяжелая;

   Факторы развития:

  • Наследственность;
  • Профессиональные вредности (вредные газы, испарения и т.д.);
  • Экологические факторы (питание, алкоголь, моющие средства);
  • Микроорганизмы (инфекционно-аллергическая природа астмы).

   Все вышеперечисленные факторы негативно влияют на защитные силы организма и, безусловно, сказываются на иммунитете. Длительное воздействие вышеперечисленных факторов провоцирует хроническое воспаление бронхов, вследствие чего постепенно сужается просвет, а ткань легких теряет эластичность. Именно поэтому обструкция бронхов, а также накопление в них вязкой, плохо отделяемой мокроты, являются основными звеньями патогенеза бронхиальной астмы.

   Наиболее характерными проявлениями астмы являются:

  • Кашель — может быть частым, мучительным и постоянным. Кашель может ухудшаться ночью, после физического усилия, после вдыхания холодного воздуха;
  • Экспираторная (с преимущественным затруднением выдоха) одышка — дыхание может быть настолько ограничено, что это вызывает страх невозможности выдохнуть;
  • Свистящие хрипы, слышные на расстоянии — вызываются вибрацией воздуха с силой проходящего через суженные дыхательные пути;
  • Приступы удушья.

   Для правильной постановки диагноза необходимо проведение комплексного обследования, основная задача которого — выявление причины, вызывающей бронхиальную астму, установление механизмов развития болезни, выявление сопутствующих заболеваний, в том числе аллергических. 

    В нашей клинике вы можете пройти комплексную диагностику:

  • Исследование функции внешнего дыхания (спирометрия);
  • Определение уровня общего IgE;
  • Определение специфических IgE к 36 аллергенам: бытовым, пыльцевым, эпидермальным, пищевым, грибковым аллергенам);
  • Кожные аллергопробы;
  • Широкая иммунологическая диагностика.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Источник

Большинство «убила» пневмония. Но среди болезней, которые могут завершиться не выздоровлением, а смертью, значится и бронхиальная астма. Это одно из самых распространенных хронических заболеваний, ненамного уступающее по частоте артериальной гипертонии и ишемической болезни сердца.

Три фактора развития болезни

Оно существенно снижает качество жизни человека, приводит к инвалидизации, снижает работоспособность. При этом многие астматики даже не подозревают, что они больны. Накануне Всемирного дня здоровья в Петербурге дали старт общероссийской программе «Здоровые легкие». А эксперты рассказали, что нужно делать, чтобы каждый петербуржец, даже те, кому поставлен диагноз «бронхиальная астма», смог дышать полной грудью.

Справка МК

Бронхиальная астма — хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, которое развивается в следствии вдыхания человеком аллергенов. При этом попадании их на слизистые происходит отек бронха, образуется мокрота, могут начаться спазмы. Просвет бронхов, по которым в легкое поступает воздух, закрывается или суживается.

Симптомы бронхиальной астмы: сначала кашель, хрипы при дыхании. Потом — боль в грудной клетке. В крайних случаях начинается удушье.

— Общая заболеваемость болезнями органов дыхания в нашем городе за последнее десятилетие выросло практически на 40 процентов, — говорит главный внештатный специалист-пульмонолог Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга Ольга ТИТОВА. — В структуре общей заболеваемости львиную долю, конечно, занимают ОРВИ, а на бронхиальную астму приходится чуть больше 3 процентов. Но при этом по распространенности бронхиальной астмы СЗФО занимает 3-е место в России! Ежегодно регистрируется более 5 тысяч случаев заболевания.

Почему это происходит именно в нашем округе и, в частности, в Санкт-Петербурге? Эксперты выделили несколько факторов.

Фактор первый — особенности климата. Он у нас холодный, с малым количеством солнечных дней, высокой влажностью и проливными дождями. Весна же сопровождается сухостью и пылевыми бурями. Все это способствуют снижению иммунитета. А большое скопление людей в мегаполисе приводит к росту заболеваемости гриппом, ОРВИ и бронхиальной астмой. Как уберечься? Один из способов — прививаться от гриппа и пневмококковой инфекции.

Фактор второй — распространенность табакокурения. В нашем городе курильщиков больше, чем в среднем по России. Даже среди астматиков доля курящих до недавнего времени превышала 40 процентов. После выхода антитабачного закона, запрещающего курение в общественных местах, число дымящих больных снизилось до 30 процентов. Но это все равно много. А ведь именно эта вредная привычка способствует обострению заболевания.

Фактор третий — питерские коммуналки. А точнее, живущая и разрастающаяся в них грибковая флора. Именно грибковые аллергены приводят и к развитию, и к обострению заболевания.

Аппаратура есть, работать не умеем?

По словам главного пульмонолога ФМБА России, директора Научно-исследовательского института пульмонологии Александра АВЕРЬЯНОВА, в разных странах мира бронхиальной астмой болеет в среднем до 10 процентов населения. Среди детей эта доля доходит до 15–17 процентов. В то же время в России официально страдают от этого заболевания менее 2,5 процентов населения. С чем это связано?

— К сожалению, с тем, что в нашей стране большинству больных диагноз «бронхиальная астма» просто не ставится. Они ходят, кашляют, похрипывают, посвистывают, но им, как правило, диагностируют бронхит. В итоге люди не получают должного лечения, — говорит Александр Аверьянов. — Наконец, находится фактор, который провоцирует ухудшение в течении болезни, и только тогда устанавливается верный диагноз устанавливается. Мировая статистика говорит о том, что 50–70 процентов выявленных больных страдают легкой формой астмы, без приступов удушья. В России почти 80 процентов пациентов, стоящих на учете у терапевтов и пульмонологов — больные с средне-тяжелой и тяжелой астмой.

При этом, например, Петербург полностью укомплектован оборудованием для выявления этого заболевания. Только вот, как говорят эксперты, либо врач неправильно делает замеры, либо неверно их интерпретирует. Но в итоге болезнь может остаться незамеченной.

Программа «Здоровые легкие» направлена на то, что исправить эту ситуацию и научить, как пациентов, как и врачей правильно бороться с астмой.

— В рамках программы будут проводиться как образовательные мероприятия для пациентов, так и вестись обучение врачей первичного звена, пульмонологов, — сообщил один из авторов программы, президент Российского респираторного общества Андрей БЕЛЕВСКИЙ. — Будут разрабатываться региональные программы улучшения помощи больным с заболеваниями легких, в частности бронхиальной астмой.

Кстати, уже сейчас в России разрабатывается новый стандарт врача-пульмонолога, в котором будет прописано, что он должен знать, что уметь и за что нести ответственность. Это важнейший документ, который изменит в числе прочего программу подготовки врачей по этой дисциплине.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Главный пульмонолог ФМБА России, директор Научно-исследовательского института пульмонологии Александр АВЕРЬЯНОВ:

«Можно сказать, что астма следует за аллергией, а их стало очень много. Существует урбанистическая теория аллергии, согласно которой, из-за того, что дети перестают контактировать с естественными аллергенами во внешней среде, находятся в рафинированном обществе, живут в городах в условиях чистоты, у них при встрече с этими аллергенами в более позднем возрасте и развивается аллергия».

«МК» ИНСТРУКТАЖ

4 наивных вопроса об астме

  • Есть ли генетическая предрасположенность к развитию этого заболевания?

По словам экспертов, у астмы нет прямого генетического наследования. Однако, если родители страдают этим заболеванием, вероятность его развития у ребенка вырастает на 75 процентов. Почему такое происходит? Пока что точного ответа на этот вопрос нет, но исследования ведутся.

  • Проверяют ли на наличие астмы по время диспансеризации?

В Петербурге — да. Спирография предусмотрена на втором этапе диспансеризации. Главное, чтобы на первом терапевт разглядел ее признаки, заподозрил наличие заболевания и направил на исследование.

  • Правда ли, что замена обычных сигарет на электронные или вейпы снизят риск развития болезни?

Нет. Может стать даже хуже.

— Электронные сигареты не менее опасны, чем обычные. Во-первых, некоторые из них содержат никотин и его количество не подвергается никакому учету. Человек с никотиновой зависимостью может выкурить больше этой смеси и получить большую дозу никотина, чем нанесет себе больший вред, — говорит Ольга Титова. — Во-вторых, в паровых смесях имеются вещества, каждый из которых для астматика может стать аллергеном и спровоцировать бронхоспазмы.

  • К кому бежать, если появились симптомы?

Если у вас появились такие симптомы как кашель, посвистывание или похрипывание при дыхании, обратитесь к терапевту. Именно он должен назначить обследование у пульмонолога. Это может быть обследование на аллергию, замер уровня выдыхаемого азота или оценка пиковой скорости выдоха.

Правда, на деле выясняется, что не все терапевты могут распознать первые симптомы бронхиальной астмы, чтобы отправить пациента на дополнительные процедуры. Поэтому сейчас эксперты-пульмонологи готовят для своих коллег из первичного звена практические рекомендации. Этакие «настольные листки», в которых прописаны не только алгоритмы ведения пациентов с астмой, но и их маршрутизация: на какие обследования и к какому специалисту направить человека.

Источник

Девушка с ингалятором

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Что такое астма-школа

Роль астма-школы

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Кто может посещать занятия

Опрос

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Основные цели и задачи школы

Основные цели школы

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Программа занятий

Обучение в астма-школе

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Где их организуют и как

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Основные направления в обучении

дети в школе астмы

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Особенности работы астма-школ

Критерии оценки эффективности занятий в астма-школах

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В заключение

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

Источник