Астма у детей лечение дыханием

Астма у детей лечение дыханием thumbnail

Функция дыхания является основной для поддержания жизни человека. Медики давно заметили, что при нарушении этой функции страдает весь организм. Для восстановления нормального функционирования дыхательной системы применяются различные методы, в том числе и специальные тренировки дыхательных мышц.

Дыхательная гимнастика с успехом используется медиками при лечении заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой системы, способствует быстрейшему восстановлению в послеоперационный период, повышает тонус организма в целом.

Бронхиальная астма – сложное заболевание органов дыхания, которое протекает в хронической форме и имеет в своей природе аллергический компонент. Проявляется заболевание в виде периодически наступающих приступов удушья, также постоянными симптомами астмы являются сухой кашель, чувство тяжести и давления в груди, затруднение дыхания. Терапия бронхиальной астмы должна быть комплексной.

Улучшение состояния и наступление продолжительных ремиссий достигается при совмещении лекарственной терапии, физиотерапевтических методов лечения, лечебной физкультуры и санаторно-курортного лечения. Одним из методов лечебной физкультуры, применяемой при бронхиальной астме, является лечебная дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме является незаменимым средством, дополняющим медикаментозную терапию. Как известно, у астматиков происходят затруднения с выдохом из-за патологических изменений в бронхах: сужение просветов и спазм бронхиального дерева, заполнение бронхов густой мокротой, которой тяжело отхаркивается. При очень глубоком вдохе раздражаются рецепторы на внутренней оболочке бронхов, и происходит спазм бронхов. Поэтому необходимо знать о правильном дыхании тем, кто страдает этим заболеванием. Дыхательная гимнастика для астматиков научит, как правильно дышать при астме, приступы удушья будут появляться реже, улучшиться состояние важных органов и систем.

С помощью регулярных занятий можно добиться улучшения проходимости бронхов и даже снизить количество приступов удушья. Для этого нужно каждый день качественно выполнять упражнения, но не отказываться от приема лекарственных средств.

Дыхательная гимнастика – это дополнительный способ лечения бронхиальной астмы и не способен заменить медикаментозную терапию!

Какой эффект ждать от лечебной физкультуры?

Полного излечения от бронхиальной астмы ждать не нужно. Бронхиальная астма – заболевание хроническое, прогрессирующее, нужно научиться жить с болезнью и постараться уменьшить количество приступов.

При регулярном выполнении комплекса дыхательных упражнений можно добиться следующих результатов:

  1. Мышечный слой в стенках бронхов расслабляется, в результате чего прекращается спазм, просветы бронхов становятся шире.
  2. Легче и быстрее происходит отделение мокроты, дыхательные пути очищаются от слизи, больше воздуха проходит в легкие.
  3. Укрепляются мышцы, непосредственно участвующие в акте дыхания: межреберные, околопозвоночные, диафрагма.
  4. Вы научитесь управлять своим дыханием, что поможет уменьшить количество приступов или предотвратить их появление.
  5. Дыхательная гимнастика благотворно воздействует на сердечно-сосудистую систему, улучшая кровообращение в органах, нормализует артериальное давление, повышает защитные силы организма, снимает стресс.

Преимущества данного метода:

  1. Дыхательную гимнастику может освоить любой человек.
  2. Не требует специальных приспособлений и денежных затрат.
  3. Имеет мало противопоказаний, нет ограничений по возрасту.
  4. При регулярных занятиях можно добиться стойкой ремиссии.

Прежде чем приступить к выполнению дыхательных упражнений, посоветуйтесь со своим врачом. В некоторых случаях лечебной физкультурой заниматься противопоказано.

Противопоказания:

  1. Астматический приступ или приступ сильного кашля.
  2. Не следует проводить упражнения в экстремальных погодных условиях: дождь, ветер, слишком низкая или высокая температура воздуха.
  3. Также занятия противопоказаны в душном не проветриваемом помещении.
  4. Следует отказаться в период острых заболеваний органов дыхания: острый бронхит, пневмония и т.д.
  5. Не заниматься при плохом самочувствии и упадке сил.

Создаем благоприятные условия для занятий

Положительный настрой и нацеленность на хорошие результаты – главные условия в борьбе с заболеванием! Для полноценных занятий нужно соблюдать минимум условий.

  1. Занятия должны проходить на свежем воздухе, не зависимо от времени года. Если нет возможности заниматься на улице, то в комнате необходимо открыть окна. В воздухе должно быть достаточное количество кислорода для насыщения им организма.
  2. Выполнять упражнения нужно в полной тишине, музыка и посторонние шумы не позволят слышать свое дыхание, вы не будете знать, правильно ли делаете упражнение.
  3. Лучше всего заниматься в одиночестве (исключение – специальные группы по лечебной гимнастике), чтобы никто из домочадцев не мешал вам и не сбивал дыхание.
  4. Гимнастика выполняется ежедневно – утром и вечером.
  5. Совмещаем занятия дыхательной гимнастики с физиопроцедурами.

Осваиваем технику

Как уже говорилось, занятия должны быть регулярными и проводиться по возможности 2 раза в день. Начинаем тренировать дыхание, как только проснулись. Для этого не обязательно сразу вставать с постели.

Ноги согнуть в коленных суставах постараться подтянуть к грудной клетке, осуществляя продолжительный выдох ртом. Выполнять до легкого чувства усталости. Упражнение помогает выводить мокроту из бронхов.

Далее переходим к занятиям в положении стоя или сидя.

  1. Вдыхаем резко носом, считаем до трех и делаем выдох ртом, произнося при этом звук «з» или «ш».
  2. Закрываем правую ноздрю и вдыхаем ртом, затем выдыхаем через левую половину носа. Меняем ноздрю и проводим то же самое несколько раз.
  3. Делаем вдох через нос, выдыхаем не торопясь ртом, губы при этом нужно сделать в виде трубочки.
  4. Ежедневно надувать несколько обычных воздушных шариков. Эта методика широко применяется даже для лежачих больных.
  5. Сидя за столом, поставить перед собой стакан с водой и взять трубочку для напитков. Делать вдох через трубочку, а выдыхать в стакан с водой.

Дыхательные упражнения при астме

  1. Руки расположите на талии, во время вдоха постарайтесь надуть живот, чтобы он стал похож на шарик, сделать резкий выдох и втянуть живот.
  2. «Дровосек». Встать на носочки, руки замкнуты в ладонях и подняты над головой. На счет раз меняем положение с носочков на стопы и наклоняемся вперед, имитируя движение руками как при рубке дров. В этот момент происходит резкий выдох. На счет два возвращаем руки.
  3. В положении стоя, руки расположить в нижней части грудной клетки и немного сдавить ее. На медленном выдохе издавать следующие звуки: «ррр», «пфф», «брррох», «дррох», «бррх».
  4. Стоя, руки опущены вниз. Медленно на вдохе поднимаем плечи, медленно опускаем на выдохе и произносим звук «кха».

Подобных комплексов разработано большое количество, не нужно пытаться выполнить сразу все. Положительный эффект достигается лишь при регулярном и качественном выполнении. Для начала выберете несколько особенно понравившихся вам занятий и научитесь правильно их выполнять. В дальнейшем подключайте новые упражнения, овладейте десятком различных техник, ежедневно не забывайте их выполнять, и результат не заставит себя ждать. При появлении неприятных симптомов следует немедленно прекратить занятия.

Гимнастика Стрельниковой при астме

Александра Николаевна Стрельникова – известный отечественный педагог-фониатр, разработала уникальную методику по восстановлению и улучшению голоса. В своей жизни она сама теряла голос и вынуждена была кропотливо работать над его восстановлением. Так появилась гимнастика Стрельниковой. Позже было доказано, что гимнастика по ее методу не только восстанавливает голос, но оказывает очень много положительных эффектов на организм. При регулярных занятиях улучшается дыхательная функция, облегчается состояние при бронхитах, пневмониях, бронхиальной астме; гимнастика оказывает общеукрепляющий эффект, помогает при нарушениях осанки и укрепляет диафрагму; лечит неврозы, помогает справиться с заиканием и улучшает голосовые данные.

Поэтому на сегодняшний день методику Стрельниковой советуют при разнообразных патологиях органов и систем, но в первую очередь это различная патология дыхательной системы. Несомненным плюсом является простота и доступность программы. Для ежедневных занятий не требуется много места и специальных приспособлений.

Гимнастика выполняется сидя или лежа, главное – правильно дышать. При соблюдении всех правил, Стрельниковская гимнастика не имеет ограничений по возрасту. Противопоказания имеются для гипертоников и больных с глаукомой.

При бронхиальной астме лечебная физкультура по Стрельниковой облегчает состояние и помогает даже предотвратить появление приступов удушья. При регулярных выполнениях улучшается вентиляция в легких, бронхи расширяются, мокрота легче выводится, внутренние органы получают больше кислорода, общее состояние значительно улучшается.

Основные принципы, которые необходимо усвоить перед выполнением лечебной физкультуры:

  1. Вдох должен быть коротким и производиться носом. Выполнять его нужно так, будто вы пытаетесь принюхаться к какому-то неприятному запаху.
  2. Выдох производится через рот и должен быть пассивным, то есть происходит сам по себе.
  3. Занятия лечебной гимнастикой производятся в определенном ритме под счет до 4.

Упражнения, эффективные при астме:

  1. «Кулачки».
    Выполняется стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На резком и шумном вдохе носом сжимаем пальцы в кулак, на спокойном выдохе ртом – разжимаем
  2. «Насос».
    Можно выполнять стоя или сидя. Расслабить плечевой пояс, руки опущены, наклонится и представить, что качаете шину ручным насосом. Делать короткий и резкий вдох при наклоне, на выдохе – выпрямляемся. Делаем ритмично.
  3. «Погончики».
    В положении стоя, ноги расставить на ширине плеч. Руки расположить на уровне пояса, сжать в кулаки. На вдохе вытягивать руки резко вперед и вниз, разжимая при этом кулачки и растопыривая пальцы. На выдохе вернуться в изначальное положение.
  4. «Обними плечи».
    Выполняется стоя или сидя. Согнутые в локтях руки поднять до уровня плеч, на вдохе резко попытаться обнять себя за плечи, не допускать перекрещивания рук. На выдохе вернуться в исходное положение.
  5. «Повороты головы».
    На резком и коротком вдохе нужно проводить повороты головы влево-вправо, выдох будет происходить сам по себе, выдыхаем через приоткрытый рот. Можно делать данное упражнение, лежа в постели.

Последние два упражнения способны предотвратить приступ, если начать выполнять их при первых симптомах наступающего удушья.

Заниматься по Стрельниковой легко и интересно, можно подключить к процессу детей, но следует следить за правильным выполнением вдоха и выдоха. Только тогда результаты будут положительными. Конечно же, не стоит надеяться только на тренировку дыхания, лекарственную терапию никто не отменял. Гимнастика является лишь дополнением к медикаментозному лечению и повышает его эффективность.

Видеоупражнения

Поможет ли йога?

Лечение йогой может применяться при бронхиальной астме, если выполняются специально разработанные упражнения, которые улучшают легочное дыхание, способствуют отхождению мокроты. Кроме того, при регулярном и правильном выполнении отмечается улучшения здоровья, симптомы заболевания проявляются реже, приступы становятся единичными или исчезают вовсе. Иногда возможно добиться снижения дозировок лекарственных препаратов против астмы, а в единичных случаях полностью отказаться от медикаментозного лечения.

  1. Сесть в классическую для йоги позу лотоса, если это невозможно, то просто скрестить ноги. Расслабиться, взгляд направлен на кончик носа. Делать равномерно вдох и выдох около 8 раз, затем сделать глубокий вдох и постараться задержать дыхание на пару секунд. Медленно произвести выдох носом. Повторять до чувства легкой усталости. Упражнение насыщает клетки органов кислородом, улучшает газообмен в тканях.
  2. В положении стоя вдохнуть медленно носом, так, чтобы ноздри приклеились к перегородке носа. Выдыхать следует мелкими порциями через губы, сомкнутые в трубочку. Выдох должен быть с усилием, чтобы напрягались мышцы пресса и диафрагма. При этом улучшается дренаж легких, мокрота разжижается и легче выводится.
  3. Следующее положение знакомо нам с уроков физкультуры как «стойка на лопатках» или «березка». Нужно лечь на спину, согнуть ноги в коленях, руки придерживают поясницу. Медленно поднимать ноги вверх, пока они не станут перпендикулярно полу, лопатки должны касаться пола. Постараться задержаться в таком положении некоторое время, затем плавно опустить ноги на пол.

Эффективными являются упражнения, где требуется пропеть различные звуки, а также самомассаж грудной клетки. Пение и массаж приводят в движение мерцательный эпителий бронхов, густая мокрота приходит в движение и направляется к выходу. Бронхи очищаются, через них свободно проходит воздух и насыщает организм кислородом.

Некоторые асаны из йоги противопоказаны при бронхиальной астме, поэтому заниматься йогой следует со специалистом в этой сфере, чтобы избежать ошибок при выполнении и не навредить здоровью.

Если вы не отличаетесь дисциплинированностью, то правильным решением будет посещать специальные группы по лечебной дыхательной гимнастике. Отделения лечебной физической культуры имеются практически в каждой городской больнице.

Проходя занятия в группе, вы не только поправите свое здоровье, но и почерпнете полезную информацию от общения с людьми, страдающими таким же заболеванием.

Вместе с другими пациентами легче будет настраиваться на длительные занятия, в компании занятия проходят веселее и время летит незаметно. Если в группе появятся друзья, то посещать занятия вы будете с удовольствием каждый день, а положительные эмоции помогут победить заболевание.

Йога и астма (Видео)

Источник

Бронхиальная астма у детей

Бронхиальная астма у детей – это хроническое аллергическое заболевание дыхательных путей, сопровождающееся воспалением и изменением реактивности бронхов, а также возникающей на этом фоне бронхиальной обструкцией. Бронхиальная астма у детей протекает с явлениями экспираторной одышки, свистящими хрипами, приступообразным кашлем, эпизодами удушья. Диагноз бронхиальной астмы у детей устанавливается с учетом аллергологического анамнеза; проведения спирометрии, пикфлоуметрии, рентгенографии органов грудной клетки, кожных аллергопроб; определения IgE, газового состава крови, исследования мокроты. Лечение бронхиальной астмы у детей предполагает элиминацию аллергенов, использование аэрозольных бронхолитиков и противовоспалительных препаратов, антигистаминных средств, проведение специфической иммунотерапии.

Общие сведения

Бронхиальная астма у детей – хронический аллергический (инфекционно-аллергический) воспалительный процесс в бронхах, приводящий к обратимому нарушению бронхиальной проходимости. Бронхиальная астма встречается у детей разных географических регионов в 5-10% случаев. Бронхиальная астма у детей чаще развивается в дошкольном возрасте (80%); нередко первые приступы возникают уже на первом году жизни. Изучение особенностей возникновения, течения, диагностики и лечения бронхиальной астмы у детей требует междисциплинарного взаимодействия педиатрии, детской пульмонологии и аллергологии-иммунологии.

Бронхиальная астма у детей

Бронхиальная астма у детей

Причины

Бронхиальная астма у ребенка возникает при участии генетической предрасположенности и факторов окружающей среды. У большинства детей с бронхиальной астмой имеется отягощенная наследственность по аллергическим заболеваниям — поллинозу, атопическому дерматиту, пищевой аллергии и др.

Сенсибилизирующими факторами окружающей среды могут выступать ингаляционные и пищевые аллергены, бактериальные и вирусные инфекции, химические и лекарственные вещества. Ингаляционными аллергенами, провоцирующими бронхиальную астму у детей, чаще выступают домашняя и книжная пыль, шерсть животных, продукты жизнедеятельности домашних клещей, плесневые грибки, сухой корм для животных или рыб, пыльца цветущих деревьев и трав.

Пищевая аллергия служит причиной бронхиальной астмы у детей в 4-6% случаев. Чаще всего этому способствует ранний перевод на искусственное вскармливание, непереносимость животного белка, продуктов растительного происхождения, искусственных красителей и др. Пищевая аллергия у детей часто развивается на фоне заболеваний ЖКТ: гастрита, энтероколита, панкреатита, дисбактериоза кишечника.

Триггерами бронхиальной астмы у детей могут являться вирусы – возбудители гриппа, парагриппа, ОРВИ, а также бактериальная инфекция (стрептококк, стафилококк, пневмококк, клебсиелла, нейссерия), хламидии, микоплазмы и другие микроорганизмы, колонизирующие слизистую бронхов. У некоторых детей с бронхиальной астмой сенсибилизация может вызываться промышленными аллергенами, приемом лекарственных средств (антибиотиков, сульфаниламидов, витаминов и др.).

Факторами обострения бронхиальной астмы у детей, провоцирующими развитие бронхоспазма, могут выступать инфекции, холодный воздух, метеочувствительность, табачный дым, физические нагрузки, эмоциональный стресс.

Патогенез

В патогенезе бронхиальной астмы у детей выделяют: иммунологическую, иммунохимическую, патофизиологическую и условно-рефлекторную фазы. В иммунологической стадии под влиянием аллергена продуцируются антитела класса IgE, которые фиксируются на клетках-мишенях (главным образом, тучных клетках слизистой бронхов). В иммунохимическую стадию повторный контакт с аллергеном сопровождается его связыванием с IgE на поверхности клеток-мишеней. Этот процесс протекает с дегрануляцией тучных клеток, активацией эозинофилов и выделением медиаторов, обладающих вазоактивным и бронхоспастическим эффектом. В патофизиологическую стадию бронхиальной астмы у детей под влиянием медиаторов возникает отек слизистой оболочки бронхов, бронхоспазм, воспаление и гиперсекреция слизи. В дальнейшем приступы бронхиальной астмы у детей возникают по условно-рефлекторному механизму.

Симптомы

Течение бронхиальной астмы у детей имеет циклический характер, в котором выделяют периоды предвестников, приступов удушья, послеприступный и межприступный периоды. Во время периода предвестников у детей с бронхиальной астмой может отмечаться беспокойство, нарушение сна, головная боль, зуд кожи и глаз, заложенность носа, сухой кашель. Продолжительность периода предвестников – от нескольких минут до нескольких суток.

Собственно приступ удушья сопровождается ощущением сдавления в груди и нехватки воздуха, одышкой экспираторного типа. Дыхание становится свистящим, с участием вспомогательной мускулатуры; на расстоянии слышны хрипы. Во время приступа бронхиальной астмы ребенок испуган, принимает положение ортопноэ, не может разговаривать, ловит воздух ртом. Кожа лица становится бледной с выраженным цианозом носогубного треугольника и ушных раковин, покрывается холодным потом. Во время приступа бронхиальной астмы у детей отмечается малопродуктивный кашель с трудноотделяемой густой, вязкой мокротой.

При аускультации определяется жесткое или ослабленное дыхание с большим количеством сухих свистящих хрипов; при перкуссии — коробочный звук. Со стороны сердечно-сосудистой системы выявляется тахикардия, повышение АД, приглушение сердечных тонов. При длительности приступа бронхиальной астмы от 6 часов и более, говорят о развитии у детей астматического статуса.

Приступ бронхиальной астмы у детей завершается отхождением густой мокроты, что приводит к облегчению дыхания. Сразу после приступа ребенок ощущает сонливость, общую слабость; он заторможен и вял. Тахикардия сменяется брадикардией, повышенное АД – артериальной гипотонией.

Во время межприступных периодов дети с бронхиальной астмой могут чувствовать себя практически нормально. По тяжести клинического течения различают 3 степени бронхиальной астмы у детей (на основании частоты приступов и показателей ФВД). При легкой степени бронхиальной астмы у детей приступы удушья редкие (реже 1 раза в месяц) и быстро купируются. В межприступные периоды общее самочувствие не нарушено, показатели спирометрии соответствуют возрастной норме.

Среднетяжелая степень бронхиальной астмы у детей протекает с частотой обострений 3-4 раза в месяц; скоростные показатели спирометрии составляют 80-60% от нормы. При тяжелой степени бронхиальной астмы приступы удушья у детей возникают 3-4 раза в месяц; показатели ФВД составляют менее 60% от возрастной нормы.

Диагностика

При постановке диагноза бронхиальной астмы у детей учитывают данные семейного и аллергологического анамнеза, физикального, инструментального и лабораторного обследования. Диагностика бронхиальной астмы у детей требует участия различных специалистов: педиатра, детского пульмонолога, детского аллерголога-иммунолога.

В комплекс инструментального обследования входит проведение спирометрии (детям старше 5 лет), тестов с бронхолитиками и физической нагрузкой (велоэргометрией), пикфлоуметрии, рентгенографии легких и органов грудной клетки.

Лабораторные исследования при подозрении на бронхиальную астму у детей включают клинический анализ крови и мочи, общий анализ мокроты, определение общего и специфических IgE, исследование газового состава крови. Важным звеном диагностики бронхиальной астмы у детей служит постановка кожных аллергических проб.

В процессе диагностики требуется исключение других заболеваний у детей, протекающих с бронхообструкцией: инородных тел бронхов, трахео- и бронхомаляции, муковисцидоза, облитерирующего бронхиолита, обструктивного бронхита, бронхогенных кист и др.

Лечение бронхиальной астмы у детей

К основным направлениям лечения бронхиальной астмы у детей относятся: выявление и элиминация аллергенов, рациональная медикаментозная терапия, направленная на снижение количества обострений и купирование приступов удушья, немедикаментозная восстановительная терапия.

При выявлении бронхиальной астмы у детей, прежде всего, необходимо исключить контакт с факторами, провоцирующими обострение заболевания. С этой целью может рекомендоваться гипоаллергенная диета, организация гипоаллергенного быта, отмена лекарственных препаратов, расставание с домашними питомцами, смена места жительства и др. Показан длительный профилактический прием антигистаминных средств. При невозможности избавиться от потенциальных аллергенов проводится специфическая иммунотерапия, предполагающая гипосенсибилизацию организма путем введении (сублингвального, перорального или парентерального) постепенно возрастающих доз причинно значимого аллергена.

Основу лекарственной терапии бронхиальной астмы у детей составляют ингаляции стабилизаторов мембран тучных клеток (недокромила, кромоглициевой кислоты), глюкокортикоидов (беклометазона, флутиказона, флунизолида, будезонида и др.), бронхолитиков (сальбутамола, фенотерола), комбинированных препаратов. Подбор схемы лечения, сочетания препаратов и дозировки осуществляет врач. Показателем эффективности терапии бронхиальной астмы у детей служит длительная ремиссия и отсутствие прогрессирования заболевания.

При развитии приступа бронхиальной астмы у детей проводятся повторные ингаляции бронхолитиков, кислородотерапия, небулайзерная терапия, парентеральное введение глюкокортикоидов.

В межприступный период детям с бронхиальной астмой назначаются курсы физиотерапии (аэроионотерапии, индуктотермии, ДМВ-терапии, магнитотерапии, электрофореза, ультрафонофореза), водолечения, массажа грудной клетки, точечного массажа, дыхательной гимнастики, спелеотерапии и др. Гомеопатическая терапия в ряде случаев позволяет предупредить рецидивы заболевания и снизить дозу гормональных препаратов. Подбор и назначение препаратов осуществляется детским гомеопатом.

Прогноз и профилактика

Проявления бронхиальной астмы у детей могут уменьшиться, исчезнуть или усилиться после полового созревания. У 60-80% детей бронхиальная астма остается на всю жизнь. Тяжелое течение бронхиальной астмы у детей приводит к гормональной зависимости и инвалидизации. На течение и прогноз бронхиальной астмы влияют сроки начала и систематичность лечения.

Профилактика бронхиальной астмы у детей включает своевременное выявление и исключение причинно значимых аллергенов, специфическую и неспецифическую иммунопрофилактику, лечение аллергозов. Необходимо обучение родителей и детей методам регулярного контроля состояния бронхиальной проходимости при помощи пикфлоуметрии.

Источник