Болит зуб а у меня астма

Болит зуб а у меня астма thumbnail

Сильная зубная боль доставляет массу неприятностей: не только портит настроение, не дает заснуть, полноценно принимать пищу, работать, но и может сопровождаться другими болезненными проявлениями. Боль в зубах зачастую сопровождается повышением температуры, воспалением щеки, десен, общим ухудшением самочувствия. Все эти сигналы свидетельствуют о том, что необходимо срочно обратиться к стоматологу. В случае острой зубной боли вас должны принять в клинике вне очереди и бесплатно.

Назовем наиболее вероятные причины зубной боли

  1. Зубной кариес. На ранних стадиях разрушения зуба боль незначительна и даже почти незаметна, проявляется чаще всего во время приема холодной или горячей пищи и напитков, а также кислых или сладких продуктов. Когда кариес более глубокий, боль возникает каждый раз во время еды и чистки зубов.
  2. Истончение зубной эмали или трещины на ней, способствующие повышению чувствительности зубов.
  3. Пульпит. При воспалении пульпы (мягкой ткани зуба с расположенным в ней нервом) боль может возникать спонтанно (чаще ночью) и отдавать в висок или ухо.
  4. Пародонтит — воспаление тканей, окружающих верхушку зуба. Боль чаще носит пульсирующий характер, усиливается при прикосновении к зубу, десне. Может сопровождаться воспалением десны, расшатыванием зуба.
  5. Периодонтит — воспаление околозубной костной ткани, чаще вызываемое проникновением инфекции, может сопровождаться образованием кисты.

Средства и способы избавления от зубной боли

Можно указать пять основных методов, позволяющих устранить зубную боль:

  • принятие анальгетиков и НПВС (нестероидных противовоспалительных средств);
  • применение «народных» средств;
  • точечный массаж;
  • стоматологическое лечение;
  • удаление зуба.

Отметим, что первые три метода приносят лишь временное облегчение при зубной боли и требуют осторожности во время применения при наличии ряда противопоказаний, в частности, при индивидуальной непереносимости и при беременности. Удаление зуба является крайней мерой и применяется обычно в случае острого периодонтита, серьезных травм челюсти.

Что делать при острой зубной боли

  1. Обезболивающие фармацевтические препараты являются самым доступным средством от зубной боли.
    • Наиболее эффективным НПВС при боли в зубах считаются препараты, содержащие кетопрофен («Кетанов», «Кеторол», «Кеторолак» и так далее) или декскетопрофен («Дексалгин»). Эти лекарства могут убрать зубную боль на пять–шесть часов и одновременно проявляют противовоспалительную активность. В этой группе производных пропионовой кислоты следует также отметить ибупрофен («Нурофен», «МИГ», «Фаспик» и другие), напроксен («Санапрокс», «Наприос») и флурбипрофен («Флугалин»).
    • Довольно мощными обезболивающими и противовоспалительными средствами остаются диклофенак и ацеклофенак, принадлежащие к группе производных фенилуксусной кислоты, однако в стоматологии они не получили широкого применения.
    • Одним из популярных и эффективных препаратов при зубной боли является нимесулид («Найз»), который располагается в ряду некислотных производных, а именно сульфонамида. К распространенным препаратам, применяющимся при зубной боли, можно отнести индометацин, который дает ярко выраженный противовоспалительный и анальгезирующий эффекты.
    • Самыми доступными лекарственными средствами при зубной боли являются анальгин и парацетамол, но они могут помочь только при слабой боли.

    Указанные препараты противопоказаны при беременности (будущим мамам со второго триместра можно употреблять парацетамол), детям младшего возраста (можно только анальгин и парацетамол), нежелательны к применению у пожилых людей. Так как большая часть подобных лекарств относятся к кислотным НПВС, они раздражают слизистую желудочно-кишечного тракта. Поэтому употреблять их следует лишь в умеренных количествах, а также лишь в случае отсутствия эрозивно-язвенных проявлений в желудке, тяжелых заболеваниях печени и почек, бронхиальной астмы и ряда других заболеваний.
    В любом случае следует принимать то лекарство, которое одобрил для вас лечащий врач и ни в коем случае не заниматься самолечением. Для избавления ребенка от зубной боли нужно соблюдать особые указания педиатра по применению обезболивающих средств.
    Напомним, что медицинские препараты, содержащие кодеин, были запрещены к свободной продаже в России год назад. Анальгетики, содержащие слабый наркотик кодеин, могут быть выписаны вам только лечащим врачом и проданы по рецепту.

  2. Методы народной медицины оказывают более мягкое и, что важно, местное воздействие при зубной боли:
    • Лед помогает от зубной боли на непродолжительное время. Приложив кусочек льда к больному зубу, вы получите эффект, сравнимый с действием местного наркоза, только он исчезнет через пять минут.
    • Еще один несложный способ — полоскание рта раствором соды: одна чайная ложка на стакан воды. В раствор можно добавить чайную ложку соли и несколько капель йода.
    • Популярным средством против зубной боли является отвар шалфея для полоскания рта. Готовят его так: 1/2 чайных ложки травы заливают кипятком и настаивают 15–20 минут на водяной бане. Отвар готов к употреблению, когда после снятия с «бани» становится теплым.

      Важно!

      Горячие полоскания, напротив, лишь усиливают боль, так как увеличивают приток крови к больному зубу. Противовоспалительный эффект дают также полоскания с ромашкой и зверобоем, душицей, мелиссой, мятой.

    • Позволяют успокоить зубную боль масляные аппликации, для которых могут применяться масла гвоздики, чайного дерева, пихты. Можно смачивать в масле ватный тампон и прикладывать к больному месту. Если нет масел, то настойка валерианы, эвкалипта, прополиса найдется практически в каждой домашней аптечке.
  3. Точечный массаж как метод альтернативной медицины тоже помогает временно убрать зубную боль. Обезболивающий эффект оказывает воздействие на следующие точки:
    • Точка в углублении между фалангами большого и указательного пальцев. При поздних сроках беременности массировать эту точку не рекомендуется, так как считается, что это может спровоцировать преждевременные роды.
    • Точка у основания мочки уха с противоположной больному зубу стороны. Ее следует зажимать большим и указательным пальцами.
    • Точка в углублении между нижней челюстью и скулой. Надавливание на нее большим пальцем позволяет снять боль в зубах верхней челюсти. Точка на углу нижней челюсти. Ее массаж помогает облегчить боль нижних зубов.
    • Точка, находящаяся на ребре указательного пальца (со стороны большого) на 2–3 мм ниже основания ногтя.

    Согласно китайской традиционной медицине, массирование данных точек может не только облегчить боль, но и полностью снять ее, воздействие на точки осуществляется не дольше двух–трех минут. К такому методу следует подходить осторожно и прекращать массаж при любых признаках ухудшения самочувствия.

Следует учитывать, что ни народная медицина, ни точечный массаж, ни таблетки не избавляют от причин зубной боли. Использовать эти методы следует с большой внимательностью и осмотрительностью и только лишь как доврачебную процедуру успокоения зубной боли.

Зубная боль при беременности

При планировании беременности стоматологи советуют женщинам заранее посетить зубного врача, чтобы не возникало неприятных сюрпризов во время созревания плода. Однако гормональные изменения в организме, недостаток витаминов и минеральных веществ, токсикоз все же могут привести к болезням зубов и десен во время беременности.

Пожалуй, самым безопасным средством избавления от зубной боли будет полоскание полости рта или использование примочек, изготовленных по домашним рецептам. Разумеется, к употреблению различных травяных отваров и настоек следует относиться осторожно, так как они могут вызвать аллергическую реакцию.

Из обезболивающих таблеток в женских консультациях, как правило, рекомендуют парацетамол. Это средство действует исключительно на источник боли, не затрагивая другие органы. Компоненты парацетамола могут проникать через плаценту, но при этом не оказывают негативного действия на плод. Правда, и в должной мере обезболить это лекарство не может, но его применение позволит немного облегчить зубную боль.

Беременным может быть разрешен анальгин, но лишь в небольших количествах, потому что при длительном применении он может нанести вред будущему ребенку и привести к изменениям в составе крови. Даже в малых дозах анальгин нельзя принимать в первые три месяца и последние пять недель беременности.

«Нурофен» противопоказан в третьем триместре, так как способствует уменьшению количества околоплодной жидкости. На более ранних сроках он может быть использован в незначительных дозах.

Важно обращать внимание и на другие противопоказания при применении данных препаратов: это заболевания ЖКТ, печеночная и почечная недостаточность, бронхиальная астма. Принимать нужно только те обезболивающие, которые назначил врач. Лечение и удаление зубов при беременности не противопоказано, стоматологи в такой ситуации используют ограниченный ряд разрешенных средств для анестезии.

Так что будущим мамам при зубной боли не следует медлить с обращением к специалисту, и, даже если ничего не беспокоит, лучше один или два раза во время беременности пройти осмотр всей полости рта.

Источник

В то время, когда астматикам удается победить симптомы, такие как одышка, мучительный кашель и свистящее дыхание, они могут стать жертвами другого заболевания — кариеса. Исследования связи между астмой и здоровьем полости рта проводили в разное время ученые из Австралии, Финляндии, Великобритании и Америки. Все пришли к тем же выводам — люди, страдающие астмой, гораздо чаще получают проблемы со здоровьем зубов и десен. Почему? Виноваты оказались лекарственные препараты, принимаемые даже несколько раз в день.

Астма и кариес зубов: как эти болезни связаны между собой

Наиболее распространенные ингаляционные препараты для астмы с противовоспалительным действием содержат кортикостероиды, побочным эффектом которых может быть кандидоз рта и горла. Такую информацию каждый пациент прочитает в буклете препарата.

Лишай полости рта — это неприятная и опасная болезнь, вызываемая, как правило, Candida albicans. Ее нужно обязательно лечить, потому что она может поразить весь организм. Нужно принимать антигрибковые препараты. Поможет полоскание рта с дезинфицирующим хлоргексидином. Стоит также изменить свой рацион, исключая из него белую муку, простые сахара, сладкие фрукты и алкоголь. Желательно есть натуральные йогурты, молочные продукты, грубого помола хлеб, овощи, которые доставят не только благоприятную бактериальную флору, но также и необходимые витамины.

Лекарства от астмы растворяют зубную эмаль?

Исследование, проведенное учеными в Университете Бирмингема показало, что у 2/3 обследованных больных астмой выявлены эрозии эмали. Было установлено, что люди с астмой гораздо чаще имеют эту проблему. Этот процесс не связан непосредственно с самой болезнью. Причина эрозии не найдена также в рационе испытуемых.

Оказалось, что это низкий уровень pH-фактора лекарств может повредить твердую ткань зубов. О неблагоприятном pH во рту говорим, если она составляет менее 5,5. Порошкообразные лекарства от астмы имеют уровень намного ниже. Проблема начинается тогда, когда часть из них остается на зубах длительное время, отрицательно воздействуя на эмаль и облегчая бактериям проникновение в более глубокие ткани зуба. Однако это не означает, что сразу после нанесения лекарства нужно начать чистить зубы. Это может привести к еще больше проблеме.

После приема такого рода лекарств рекомендуется произвести полоскание рта водой. Важно, чтобы воду не глотать, а выплюнуть. С чисткой зубов ждем 15-30 минут. В это время можем выпить молока или съесть кусочек твердого сыра. Эти продукты восстанавливают pH во рту. Сообщите своему стоматологу о препаратах, которые принимаете и контролируйте состояние зубов и десен регулярно.

Сухость во рту

Стоматологи из Чикаго обнаружили, что астматики гораздо чаще, чем здоровые люди, страдают от сухости во рту. Более того, ингаляционные препараты, а также антигистаминные противоаллергические препараты обладают дополнительными свойствами сушить оболочки. Отсутствие достаточного количества слюны в сочетании с нейтральным pH делает так, что бактерии естественным образом вымываются из полости рта. Слюна нейтрализует вредное воздействие кислот, защищает зубы от развития кариеса. Ее отсутствие вызывает трудности в глотании, разговоре, жевании. Губы начинают печь и трескаться. Если принимаете антигистаминные препараты или лекарства от астмы и замечаете подобные симптомы у себя, сообщите своему дантисту. Врач назначит использование заменителей слюны в виде спрея, жидкости для полоскания рта или таблеток для сосания. Важна будет также соответствующая диета. Избегайте пряных и соленых блюд. Запрещен никотин, алкоголь и кофе. Рекомендуются желтые сыры и жевательная резинка без сахара, например, с березовым сахаром или ксилитом.

Источник

 ýïîõó äîñòóïíîñòè èíôîðìàöèè, ìû ìîæåì óçíàòü âñ¸ ïðî ëþáóþ áîëåçíü ñ íàó÷íîé òî÷êè çðåíèÿ, íî ãîðàçäî èíòåðåñíåå ïîñëóøàòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé ñòîëêíóëñÿ ñ áîëåçíüþ è, òåì áîëåå, èìååò îïûò ïî áîðüáå ñ íåé.
Ìîÿ òåòÿ óæå 37 ëåò áîëååò áðîíõèàëüíîé àñòìîé è çà âñ¸ ýòî âðåìÿ îíà íàêîïèëà ñîîòâåòñòâóþùèå çíàíèÿ, ñ êîòîðûìè îíà ïîäåëèëàñü ñî ìíîé, à ÿ õî÷ó ïîäåëèòüñÿ ñ Âàìè.
 ýòîì ïîñòó âû íå óâèäèòå íàó÷íûå è ìåäèöèíñêèå òðàêòàòû. ß íàïèøó ïðîñòûìè ñëîâàìè î òîì, ê ÷åìó ïðèøëà ìîÿ òåòóøêà.

Íà÷íó ñ ñàìîãî íà÷àëà — êàê è ïî÷åìó îíà çàáîëåëà?.
1)  30 ëåò ìîÿ òåòóøêà èìåëà ñëîæíóþ æèçíåííóþ ñèòóàöèþ: ìóæ ïîäíèìàë ðóêó íà íå¸, íà ðàáîòå òðàâëÿ, íà ðóêàõ äâîå ìàëåíüêèõ äåòåé, à áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ, êòî ìîã áû å¸ ïîääåðæàòü, ðÿäîì íå áûëî.  îáùåì, ó ò¸òóøêè íà äóøå áûëà áîëüøàÿ îáèäà è ÷óâñòâî áåçûñõîäíîñòè.
Êàê âñïîìèíàåò ñàìà òåòóøêà, â îäèí èç òàêèõ äíåé ìóæ ñíîâà íà÷àë ïîäíèìàòü ðóêó íà íå¸ è îíà, ÷òîáû îáåçîïàñèòü ñåáÿ, âûáåæàëà íà óëèöó. Íî êóäà èäòè? Èäòè íå êóäà, à äîìà å¸ æäàë íàñèëüíèê. È âîò îíà èä¸ò ïî óëèöå, íå çíàÿ êóäà, â ãîëîâå îáèäà, à íà ëèöå ñë¸çû…äåëàåò î÷åðåäíîé âäîõ…. à äûøàòü íå ìîæåò. Îíà îáðàòèëàñü ê âðà÷ó è åé ïîñòàâèëè äèàãíîç — áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.

Òàêèì îáðàçîì, ê ïîÿâëåíèþ áîëåçíè ïîñëóæèë ñòðåññ, ïðè÷åì äëèòåëüíûé.
2) Ïîçæå âûÿñíèëîñü, ÷òî àñòìîé áîëåëà å¸ áàáóøêà. Çíà÷èò, íàñëåäñòâåííîñòü òàêæå èìååò ìåñòî áûòü.
3) Íà òîò ñàìûé ïåðèîä å¸ æèçíè îíà êóðèëà. Íî ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè ñêàæó, ÷òî ñòàæ áûë ìàëåíüêèé — 3 ãîäà.
Íåèçâåñòíî — ÷òî èìåííî ñïðîâîöèðîâàëî íà áîëåçíü. Âîçìîæíî, ÷òî- òî îäíî, à ìîæåò, è âñ¸ ñðàçó.
Íî ôàêò â òîì, ÷òî íà ìîìåíò ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêà:
Áûëà â äëèòåëüíîé ñòðåññîâîé ñèòóàöèè.
Èìåëà íàñëåäñòâåííîñòü.
Êóðèëà.

Ïîñëå ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêó íàïðàâèëè ê ïóëüìîíîëîãó. Òîò ïîêàçàë êàê ïîëüçîâàòüñÿ èíãàëÿòîðîì (ýòî òàêîé ïðèáîð, êîòîðûì ïîëüçóþòñÿ àñòìàòèêè, êîãäà çàäûõàþòñÿ) è âåëåë ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàòüñÿ ó âðà÷à.
Ñëåäóþùèå 15 ëåò òåòóøêà òàê è äåëàëà. È å¸ æèçíü áûëà âïîëíå íîðìàëüíîé è ïîëíîöåííîé. Êîãäà çàäûõàëàñü, òî áðàëà èíãàëÿòîð, ïøèê…è ïðèñòóïû óõîäèëè. Ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàëàñü ó ïóëüìîíîëîãà.

Êñòàòè, îòìå÷ó îäèí íåìàëîâàæíûé ìîìåíò. ß íå ìåäèê, íî êàê ÿ ïîíÿëà ñî ñëîâ ò¸òè:
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà- ýòî çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà ðàçäðàæèòåëè, ÷òî òî âðîäå àëëåðãèè. Ðàçäðàæèòåëåì ìîæåò áûòü ïûëüöà, öâåòåíèÿ, øåðñòü êîòîâ, ïûëü.
Íî, îêàçûâàåòñÿ, åñòü åù¸ îäèí ðàçäðàæèòåëü, î êîòîðîì ìîÿ òåòÿ äîëãèå ãîäà íå çíàëà. Ïðî íåãî ÿ ðàññêàæó ïîçæå.

Èòàê, ò¸òÿ óáðàëà âñå öâåòû, êîòîâ íå çàâîäèëà, ïîëêè ïðîòèðàëà îò ïûëè, íî ïðèñòóïû âñ¸ ðàâíî áûëè. Ïðè÷èíà áûëà íåèçâåñòíà, íî îíà íå ïðèäàâàëà ýòîìó áîëüøîãî çíà÷åíèÿ, òàê êàê ïîä ðóêîé âñåãäà áûë èíãàëÿòîð.

Òàê îíà æèëà ìíîãî ëåò. Íî îäíàæäû, êîãäà åé ñòóêíóëî îêîëî 50 ëåò, åé ïåðåñòàë ïîìîãàòü èíãàëÿòîð. Î÷åðåäíîé ïðèñòóï, íî «âîëøåáíàÿ øòó÷êà» íå ïîìîãàåò. Îíà âûçâàëà ñêîðóþ ïîìîùü. Òå, ïðèåõàâ, âêîëîëè åé â âåíó êàêîå- òî ëåêàðñòâî (ïðåäíèçîëîí, íî ìîãó îøèáàòüñÿ) è äûøàòü ñòàëî ñâîáîäíåå.
Âñ¸, îòíûíå è ñ òåõ ïîð ïðè êàæäîì î÷åðåäíîì ïðèñòóïå áûëà íåîáõîäèìîñòü â ñêîðîé ïîìîùè. Ïðèñòóïû ïîðîé ìîãëè áûòü ïî äâà ðàçà â íåäåëþ. Ýòî ìîæåò ïðîçâó÷èò æóòêî, íî òåòèíû ðóêè áûëè âñå îáêîëîòû.
È òàê îíà æèëà. Âðà÷è ñêîðîé ïîìîùè å¸ óæå çíàëè, çíàëè íàèçóñòü àäðåñ äîìà.
Òàêæå äîáàâëþ, ÷òî ò¸òÿ ñàìà ïî õàðàêòåðó ÷óâñòâèòåëüíàÿ, ìíîãî ïåðåæèâàåò, ñî÷óâñòâóåò. Íî íèêòî ýòîìó íå ïðåäàâàë çíà÷åíèÿ, òàê êàê îíà âñåãäà òàêîé áûëà.

×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ, îäèí âðà÷ åé âñ¸ òàêè ïîñîâåòîâàë íå õîäèòü ê ïóëüìîíîëîãó, à ñõîäèòü ê ïñèõîòåðàïåâòó. È ýòî áûëî òî÷íîå ïîïàäàíèå â ÿáëî÷êî. È âîò ïî÷åìó…
Âûñëóøàâ ò¸òóøêó, ïñèõîòåðàïåâò íàçíà÷èë óñïîêîèòåëüíîå è àíòèäåïðåññàíòû.
Ò¸òÿ íà÷àëà ïðèíèìàòü ýòè ïèëþëè….è ÷òî âû äóìàåòå? Ïðèñòóïû áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðîøëè!

Âûÿñíèëîñü, ÷òî ðàçäðàæèòåëåì îêàçàëèñü….íåðâû! Äà- äà…íè öâåòû, íè ïûëü, íè êîòû, à èìåííî íåðâû.
Òåòóøêà ðèñêíóëà, çàâåëà êîøêó, óåõàëà íà äà÷ó, ãäå óõàæèâàëà çà êëóìáîé, ïðèíèìàëà àíòèäåïðåññàíòû è ïðèñòóïîâ íå áûëî.
Òàê îíà è æèëà. Âñ¸ áûëî çàìå÷àòåëüíî, ò¸òÿ áûëà âñåãäà â ïðèïîäíÿòîì íàñòðîåíèè è ñîâñåì íå íåðâíè÷àëà. Íî òóò îíà çàìåòèëà, ÷òî íà÷èíàåò ïî- òèõîíüêó òóïåòü: ÷òî — òî çàáûâàåò, ãëóáîêî ìûñëèòü óæå òÿæåëî.
Òîãäà îíà ðåøèëà áðîñèòü ïèòü àíòèäåïðåññàíòû. Óæ î÷åíü íå õîòåëà áûòü òóïîé. Íî òóò áûëà îäíà ïðîáëåìà. Ðåøèâ áðîñèòü ïèòü òàáëåòêè, îíà íå ïîñîâåòîâàëàñü ñ âðà÷îì. Äåëî â òîì, ÷òî àíòèäåïðåññàíòû íåëüçÿ áðîñàòü ñðàçó, íóæíî óõîäèòü ïîñòåïåííî, èíà÷å áóäåò ñèëüíàÿ äåïðåññèÿ. À ò¸òÿ, åñòåñòâåííî, áðîñèëà ïèòü ñðàçó.
È òóò íà÷àëàñü æóòü….íàì ïîçâîíèëè ñîñåäè (èç äà÷è, ãäå áûëà ò¸òÿ) è ñêàçàëè, ÷òîáû ìû ñðî÷íî ïðèåõàëè è çàáðàëè ò¸òóøêó äîìîé, òàê êàê òà ñîáèðàåòñÿ âåøàòüñÿ.
Ìû ïðèåõàëè, ñòàëè ðàçãîâàðèâàòü, ñïðàøèâàòü — â ÷åì äåëî?
È ò¸òÿ íà÷àëà: «ß íèêîìó íå íóæíà, çà÷åì æèòü, ÿ õîòåëà ïîâåñèòüñÿ, íî ïîêà íå ïðèäóìàëà êàê ýòî ñäåëàòü, ÷òîáû âû íå óâèäåëè ìî¸ òåëî ïîòîì, òàê êàê íå õî÷ó âàñ òðàâìèðîâàòü«.

 îáùåì, ìû å¸ çàáðàëè äîìîé, ïî î÷åðåäè ñèäåëè ñ íåé, íå îñòàâëÿëè îäíîé. Äà, áûëî òÿæåëî, ïîòîìó÷òî ïîñòîÿííî ïðèõîäèëîñü ñëóøàòü äåïðåññèâíûå ðàçãîâîðû. Òàê ïðîäîëæàëîñü íåêîòîðîå âðåìÿ è, âñêîðå, âñ¸ ïðîøëî. Òåòóøêà ïåðåäóìàëà âåøàòüñÿ è ñòàëà áîëåå æèçíåðàäîñòíîé, ñòàëà òàêîé æå, êàê è áûëà äî ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ.

Íî òóò ïîÿâèëàñü ñòàðàÿ ïðîáëåìà. Òàê êàê îíà îòêàçàëàñü îò àíòèäåïðåññàíòîâ, êîòîðûå íå äàâàëè ïðîÿâëÿòüñÿ ðàçäðàæèòåëþ — íà÷àëèñü ïðèñòóïû àñòìû.
Ò¸òÿ íà÷àëà îïÿòü ïåðåæèâàòü çà êàêóþ-òî ôèãíþ. Ñíîâà ñêîðàÿ ïîìîùü, ñíîâà ëåêàðñòâî â âåíó (âðîäå, ïðåäíèçîëîí) è òàê ïî êðóãó.

Íî îäíàæäû íàì ïîçâîíèëà ñîñåäêà ïî ïîäúåçäó è ñêàçàëà, ÷òî íàøó ò¸òþ âûíåñëè ñîòðóäíèêè ñêîðîé ïîìîùè èç êâàðòèðû è óâåçëè.

×åñòíî ñêàæó, â òîò ìîìåíò ïî òåëó ïðîáåæàë õîëîäîê. ×òîáû ò¸òþ óâîçèëè — íèêîãäà òàêîãî íå áûëî ïðåæäå.
Ìû ïðèøëè â áîëüíèöó è óâèäåëè êàðòèíó: ò¸òÿ ëåæèò, íà âåíàõ ðóê êàòåòîðû, âî ðòó è â íîñó òîæå êàêîé-òî àïïàðàò.
Ê ñ÷àñòüþ, ò¸òÿ áûëà â ñîçíàíèè è ðàññêàçàëà:
«ß ñìîòðåëà òåëåâèçîð. Øëà äîêóìåíòàëüíàÿ ïåðåäà÷à ïðî ôèíñêèå êîíöëàãåðÿ âî âðåìÿ ÂÎÂ, ðàññêàçûâàëè êàê óáèâàëè äåòåé. ß íà÷àëà ïåðåæèâàòü, ñî÷óâñòâîâàòü. È ó ìåíÿ íàñòóïèë ïðèñòóï. Òàêîé ñèëüíûé, ÷òî ÿ íå áûëà íå â ñîñòîÿíèè äàæå âûçâàòü ñêîðóþ. Òîãäà ÿ ïîäîøëà ê îêíó, îòêðûëà åãî è íà÷àëà êðè÷àòü íà óëèöó ïðîõîæèì: «Ïîìîãèòå, âûçîâèòå ñêîðóþ». È òóò ñðàçó íà÷àëà ÷óâñòâîâàòü ñëàáîñòü, â ãëàçàõ ïîìóòíåíèå… â ýòîò æå ìèã ïîíèìàþ, ÷òî ÿ ïàäàþ íàçàä íà ïîë. À ÷òî äàëüøå áûëî — íå çíàþ.
Ïîòîì, ãäå-òî äàëåêî â ïîäñîçíàíèè, åëå óëîâèìî, ñëûøó ãîëîñà âðà÷åé, îíè ÷òî- òî ãîâîðÿò, íî ðàçîáðàòü íå ìîãó. È ñíîâà òèøèíà, ãîëîñà ïðåêðàòèëèñü. Ïðîñûïàþñü, îòêðûâàþ ãëàçà, à ÿ ãîëàÿ ëåæó â ðåàíèìàöèè
. ×òî ñî ìíîé áûëî- íå çíàþ».

Ñîáñòâåííî, âðà÷è òîæå íè÷åãî íå ñêàçàëè — ïðèñòóï àñòìû è âñ¸. Ïî÷åìó áûëî ïîìóòíåíèå è ñëàáîñòü, ïî÷åìó óïàëà è âûðóáèëîñü? Íå ÿñíî. Íî ôàêò â òîì, ÷òî òàêîãî ðàíüøå ñ òåòåé íèêîãäà íå áûëî.

Ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ íàñ æäàëà ïëîõàÿ íîâîñòü îò âðà÷åé. Äåëî â òîì, ÷òî òî ëåêàðñòâî, êîòîðîå åé ìíîãî ëåò êîëîëà ñêîðàÿ — áîëüøå ò¸òè íå ïîìîãàåò. À ýòî çíà÷èò, ÷òî êàæäûé ïîñëåäóþùèé ïðèñòóï áóäåò çàêàí÷èâàòüñÿ ðåàíèìàöèåé.

Îêàçûâàåòñÿ, âûÿñíèëîñü, ÷òî âñå òå ëåêàðñòâà, ÷òî ðàíüøå ïðèíèìàëà ò¸òÿ — ãîðìîíàëüíûå. À ãîðìîíàëüíûå ñðåäñòâà îïàñíû òåì, ÷òî îðãàíèçì ê íèì ïðèâûêàåò è âñêîðå îíè ïåðåñòàþò äåéñòâîâàòü. ×òî è ïðîèçîøëî ó òåòè. Åé áîëüøå íè÷åãî íå ïîìîãàåò è íå ïîìîæåò. Òîëüêî ðåàíèìàöèÿ.

Íî íå ñïåøèòå îãîð÷àòüñÿ, ïîòîìó÷òî ôèíàë ìîåãî ðàññêàçà áóäåò äðóãèì.
Ìîÿ ò¸òÿ äîñòàòî÷íî ñìåëûé ÷åëîâåê (âû ýòî óæå ïîíÿëè, êîãäà ÿ ðàññêàçàëà êàê ò¸òÿ ðåøèëà áðîñèòü àíòèäåïðåññàíòû, íå ïîñîâåòîâàøèñü ñ âðà÷îì).
Îíà ðåøèëà áîðîòüñÿ ñ áîëåçíüþ ñâîèìè ñèëàìè.
Ê ýòîìó âðåìåíè îíà óæå çíàëà, ÷òî å¸ ðàçäðàæèòåëü- ýòî ñòðåññ, íåãàòèâíûå ìûñëè è ïåðåæèâàíèÿ. À òàêæå, çíàëà, ÷òî å¸ ëåêàðñòâà ãîðìîíàëüíûå, êîòîðûå åé ïèòü íåëüçÿ.

È ÷òî îíà òîãäà ñäåëàëà?
Îíà îãðàíè÷èëà ñâîé êðóã îáùåíèÿ ñ ëþäüìè, îòêëþ÷èëà òåëåâèçîð è îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ. Âåðíåå, îòêàçàëàñü îò âñåõ, êðîìå óñïîêîèòåëüíûõ. Âåñü å¸ äåíü- ýòî ðàçãàäûâàíèå êðîññâîðäîâ è ðàçãîâîðû ñ êîøêîé. Èíîãäà îíà îòêðûâàåò èíòåðíåò, ÷òîáû ïîñëóøàòü ñîâåòñêèå ïåñíè ñâîåé ìîëîäîñòè. È âñ¸.

Õîòèòå âåðüòå, õîòèòå íåò, íî ïðèñòóïû áîëüøå íå ñëó÷àþòñÿ (òüôó-òüôó-òüôó).
Åù¸ ðàç ïîâòîðþñü, îíà îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ, îãðàíè÷èëà êðóã îáùåíèÿ è ïåðåñòàëà ñìîòðåòü òåëåâèçîð. Åñëè ÷óâñòâóåò, ÷òî íà÷èíàåò íåðâíè÷àòü — ïüåò óñïîêîèòåëüíîå. È âñ¸.

Îäíàæäû ò¸òÿ ñî ìíîé ïîäåëèëàñü äâóìÿ ìûñëÿìè:
1) «ß æàëåþ òîëüêî î òîì, ÷òî êîãäà èìåëà ñòðåññîâûå ñèòóàöèè â 30 ëåò ïåðåä òåì, êàê ìíå ïîñòàâèëè äèàãíîç, ÿ íå ïðèíèìàëà óñïîêîèòåëüíîå. ß áîëüøå ÷åì óâåðåííà, ÷òî åñëè áû ÿ ïèëà óñïîêîèòåëüíîå, òî ñîêðàòèëà áû ñåáå ñòðåññîâîå ïðåáûâàíèå è òîãäà, âîçìîæíî, è àñòìû áû íå áûëî.»
2) «Êîãäà ìû çàäûõàåìñÿ, ìû õîòèì áîëüøå âçÿòü âîçäóõà è, ïîýòîìó, äåëàåì ãëóáîêèé âäîõ — ýòî íå ïðàâèëüíî. Äåëî â òîì, ÷òî íàøè ë¸ãêèå ïîäîáíû ãóáêå. ×åì ñèëüíåå íà ãóáêó íàæì¸øü, òåì áîëüøå îíà âîçüì¸ò â ñåáÿ. Ñîîòâåòñòâåííî, åñëè õî÷åøü âçÿòü áîëüøå âîçäóõà, íóæíî âûäîõíóòü íàñòîëüêî ñèëüíî, íàñêîëüêî âîçìîæíî.»

Òàêèì îáðàçîì, èìåÿ îïûò ìîåé ò¸òè, ÿ äåëàþ âûâîä:
1) Áûòü îñòîðîæíûì ñ ãîðìîíàëüíûìè.
2) Åñëè âû ðàâíîäóøíû ê ïûëüöå, ïûëè è êîòàì (äëÿ àñòìàòèêîâ) ïîïðîáóéòå ïîäëå÷èòü íåðâû.
3) Ñàìîå ãëàâíîå…áåðåãèòå íåðâû è ëèøíèé ðàç íå ïåðåæèâàéòå. Èçáåãàéòå íåãàòèâ.

È åù¸ íåñêîëüêî ñîâåòîâ îò ò¸òóøêè, ïðî êîòîðûå âûøå ÿ íè÷åãî íå ïèñàëà, íî îíè èìåþò ìåñòî áûòü.
4) Íèêîãäà íåëüçÿ ïðîãëàòûâàòü ìîêðîòó. Îòõàðüêèâàéòåñü.
5) Áóäüòå îñòîðîæíû, êîãäà áîëååòå ãðèïïîì. Ïðîëå÷èâàéòåñü äî êîíöà. Ñóùåñòâóåò òàêàÿ âåðñèÿ, ÷òî àñòìà — ýòî íåäîáèòûé ìèêðîá ïîñëå áîëåçíè, êîòîðûé îñòà¸òñÿ â ë¸ãêèõ íàâñåãäà.

Ýòî íå íàó÷íûé ïîñò è, âîçìîæíî, ìåäèêè áóäóò âîçðàæàòü ïî êàêèì òî ïóíêòàì. Íî ÿ ðàññêàçàëà ôàêòû…ñî ñëîâ àñòìàòèêà. Ýòî îïûò.
Áóäüòå çäîðîâû.

Источник