Бронхиальная астма и вокальной

Бронхиальная астма и вокальной thumbnail

«Мне поставили диагноз «бронхиальная астма». Врач, в числе прочих рекомендаций, дал и очень странную – петь. Желательно с преподавателем по вокалу, но можно и в домашнем караоке. Спросить я постеснялась, а теперь думаю, зачем мне пение при таком заболевании?»

Валентина, г. Магнитогорск

Комментирует доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой доказательной медицины РГМУ им. Н.И. Пирогова, заместитель директора НИИ пульмонологии ФМБА Заурбек Рамазанович Айсанов.

– Врач дал вам верную рекомендацию. Дыхательные упражнения, которые человек выполняет на курсах вокала, действительно являются хорошим немедикаментозным методом оздоровления. Поэтому он может применяться в комплексной терапии бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких, сокращенно ХОБЛ.

Более того, сегодня подобные методики широко применяются в ведущих западных клиниках по лечению легочных проблем. Они называются «речевой терапией».

Однако стоит отметить, что занятия вокалом не могут назначаться отдельно. Только в комплексе с лекарствами, назначенными врачом. В этом случае они могут существенно повысить эффективность медикаментов, поскольку положительно влияют на функцию легких. И таким образом – снизить частоту обострений и госпитализаций у пациентов с ХОБЛ и астматиков.

Дело в том, что вокальная практика является разновидностью дыхательной гимнастики. Она учит пациента правильно дышать. Способна увеличить возможности легких по вентиляции и доставке кислорода разным органам и системам. Да и общее состояние организма и качество жизни в целом существенно улучшаются.

Комментирует одна из основателей и директор школы музыки в Москве «Music Story» Ольга Афанасьева.

– В моей работе было много случаев, когда ко мне приходили учиться петь люди, страдающие различными легочными заболеваниями. В том числе – и бронхиальной астмой. И я на своем опыте могу сказать, что вокальные уроки очень развивают дыхательную систему человека. И, что немаловажно, дают понять, как функционируют легкие. И как им помочь, учитывая все нагрузки, присущие болезням и жизни в городе.

Безусловно, если врач назначил лекарства, отказываться от них самовольно ни в коем случае не следует. Но помочь себе избежать приступов астмы можно с помощью тех упражнений, которые мы с учениками выполняем на уроках. К примеру, более глубокое дыхание, которое активизируется только вдохом через нос, помогает наполнить воздухом нижние отделы легких. Это уменьшает стресс, дает релаксацию и успокоение.

Такое дыхание способно также снизить давление, нормализовать пульс, стимулировать иммунитет. Более того, оно даже осуществляет своеобразный массаж сердца и всех внутренних органов за счет движения диафрагмы.

Заниматься пением я бы рекомендовала и людям без заболеваний легких и бронхов. Когда с помощью специальных упражнений вы научитесь дышать «животом», ваша жизнь изменится к лучшему. Как минимум, вы станете спокойнее, что в наше стрессовое время очень важно. А как максимум – еще и укрепите здоровье.

Единственный нюанс – домашнее караоке все же стоит предпочесть здоровым людям. Курсы профессионального вокала нужны именно для постановки правильного дыхания. А просто караоке такого навыка не даст. И эффект, возможно, будет противоположный. Ведь если органы дыхания не в порядке, порой трудно даже просто дышать – не то что петь!

Это интересно!

Эксперимент с пением проводился в одном из госпиталей Лондона. Пациентам с заболеваниями органов дыхания предложили на выбор два варианта проведения досуга: пение и просмотр кинофильмов. При этом и те, и другие получали совершенно одинаковое лечение.

После завершения испытаний выяснилось, что те, кто пел, субъективно лучше стали себя чувствовать. Исследователи полагают, что помогает не само пение, а определенные дыхательные упражнения, которые обязательно присутствуют на уроках вокала. Пациенты учатся регулировать свое дыхание и тем самым снижают частоту и интенсивность приступов.

Марина ФОКИНА

Источник

Аленчик

Мой сынуля с 4-х лет поет в вокальной группе. В том году нам поставили бронхиальную астму. Петь мы не бросаем, а наоборот разрабатываем легкие. Кто сталкивался с подобной проблемой или знает о совместимости вокала и астмы, подскажите, пожалуйста!

Киреш

Я с бронхиальной астмой пела, учась в пед училище, затем в педвузе. Хор был, и вокал был. И на саксофоне играла. Астма не мешала…

Аленчик

Спасибо Киреш, за Ваш комментарий   У него сам по себе очень грубый голос, бас, и когда он тянет, естественно он начинает задыхаться! я надеюсь он вскоре начнет совладать с собой и астма не будет нам помехой!!!!!!!!!!!!

Киреш

Да не за что ))) С астмой можно справиться, пусть и не до конца, но это реально. Я жила на ингалаторах несколько лет… сейчас практически не пользуюсь.

Аленчик

Здорово! А нам поставили в том году асму, поставили на вторую группу здоровья, в этом году еже третья (ухудшилось состояние). Дома стирильная чистота, животных нет, в чем причина? Не знаю

Киреш

я когда маленькая была, у меня и подушки ватные были — даже в садике своя, ватная. была. Но дома были животные, на них реакции не было. Да и сейчас животные есть. Но появилась аллергия на морских свинок, хотя недавно не было.

Emmabagira

Нам пока не ставят астму. Но мы в бассейн ходим, болеем редко.

Аленчик

Моему летом полегче, вода, солнце и т.д., приступы урежаются, а вот анализы-плохие! Аллергологи говорят, что даже если приступов нет, болезнь продолжает прогрессировать!

Киреш

То есть у вас аллергическая астма? Ой, это ужасно  А анализы на аллергены? Может что-то из мебели у Вас в квартире нехорошее стоит? Может покрывала… обивки диванов, да что угодно (((

Аленчик

Да, у нас аллергия на 6 видов ковровых клещей, шерсть кошек, библиотечную пыль. Мы этой весной поменяли квартиру, сменили ВСЮ мебель, ВСЕ ковры, вплоть до штор и люстр, думали хоть как-то избавится от болезни, а получилось как всегда-один регресс!

Киреш

так а как же…. новая квартира — новый район. Отсюда новая пыль, немного всё же другая, чем прежде. Да и вы же точно не знаете, какие одделочные материалы в квартире, да и какого качества А ковры совсем выбросили?

Аленчик

Совсем!!!!!!! Ему сейчас 6 лет, до 5-ти лет никаких признаков на какую-либо аллергию ВООБЩЕ не было. Откуда она взялась, как появилась, для нас-загадка!

Киреш

Да уж, к сожалению аллергия, штука такая. Она и пройти может. Так же вдруг.

Читайте также:  Школа здоровья астма презентация

Soni4ka

Я сама страдаю БА, но никогда не пела. мне медведь на ухо наступил. Но вот что читала. Певица Пинк, знаете такую наверняка, в детстве очень сильно болела БА. А потом ее родители отвели на пение. С тех пор все пропало, зато появилась вот такая певица.

Киреш

На уроках вокала учат правильному дыханию ))) Как на специальной гимнастике для астматиков.

L4na29

Вокал астме не помеха…её провоцируют аллергены и психика… Вокальное пение наоборот помогает развитию дыхания… Пусть поёт на здоровье…

Киреш

плавание хорошо конечно, но я, например, астматик, а разгар болезни задыхалась, когда плавала ((

L4na29

Плаванием хорошо заниматься не в разгар болезни, а просто для закалки организма…вообще общеукрепляющими процедурами нужно заниматься лишь когда болезнь в пассиве, когда она наступает вам на горло нужно сначала её загнать в угол…У моих детей есть друг, активный теперь уже взрослый МЧ, но я видела как он боролся со своей болезнью с самого детства…Спорт, пение, занятия танцами всегда присутствовали в его жизни, со временем проявления болезни стали реже их почти нет

Киреш

меня ото всего огораживали… даже в садике я сидела на скамейке, когда остальные танцевали. И в школе освобождение от физ-ры было. в 12 лет диагноз сняли. В 20 лет астма вернулась и хорошо в меня впилась. А вела я активный образ жизни, и прекращать так жить не собиралась )) Но вот к 28 годам начало отпускать. Да и сейчас вроде нормально.

Источник

Челябинские медики и преподаватели рассказывают о пользе вокала для здоровья [справочник: хоровые школы]

Отлично спелись!

Изменить размер текста:

Вокал улучшает цвет лица

— Наша кожа пронизана мельчайшими сосудами, — считает косметолог Ольга Рогожкина. — Во время пения она получает больше кислорода. Поэтому пение улучшает цвет лица. Чтобы избежать раннего старения шеи, надо петь — это помогает держать мышцы в тонусе. Женщиной управляют эндорфины (гормоны счастья). А когда мы поем, идет выброс положительных эмоций. Есть голосовые упражнения для мышц лица: надо просто петь гласные о, а, ы.

Оздоравливает бронхи

— Вдох, пауза на вдохе воздействуют на симпатический отдел нервной системы, который отвечает за активизацию внутренних органов, — объясняет физиологию пения Андрей Васильков. — При бронхиальной астме, пневмонии и бронхитах идет перевозбуждение симпатической системы. Пение снимает приступ бронхиальной астмы. Есть методики лечения бронхиальной астмы с помощью обучения пению и игре на духовых инструментах.

Помогает при сердечном приступе

Буддисты считают, что пение мантр расслабляет мускулатуру, помогает при сердечном приступе, одышке и даже гипертоническом кризе.

Спасает от депрессии

— Человек всегда поет в позитиве, — рассказывает кардиолог Александр Манойлов. — И даже если поет в горе, то испытывает при этом облегчение. Медицина доказала: половина тех, кто перенес инфаркт, чувствуют тревогу. Совет такой: пойте, будьте всегда на позитиве — и убежите от инфаркта!

Переключает мозги

— Можно переключить мозги ребенка пением, — комментирует концертмейстер Ирина Ермишкина. — Сделали задание по математике, прошли на кухню, сыграли джаз на кастрюлях. Вы переключили левое полушарие мозга (отвечает за логику) на правое (отвечает за эмоции). Выполнили домашку по другому предмету, затем сыграли на ладошках-коленках.

Поющие дети лучше учатся

Сольфеджио — это высшая математика. Если ребенок успевает по этому предмету, значит, с математикой у него будет все отлично.

— Доказано, что многие бизнесмены прошли через хоровые школы, — продолжает Ирина Ермишкина. — Здесь они приобрели умение работать в коллективе. Взаимодействовать друг с другом, преодолевать трудности.

Смысл еще в чем? Родителям не хватает времени, а ребенку — внимания. И он его с лихвой получает на сцене. Бедные дети! Им все нельзя. Нельзя шуметь (снизу соседи, бабушка спит), бегать. А в пении — можно! Пение — выход эмоций. Самый оптимальный вариант для родителей гиперактивных детей. Они взяли высокую ноту — будто штангу подняли… А энергетические затраты окупаются аплодисментами.

Массаж мозгов и бронхов

— Вокал нужен, чтобы «прокачивать» все наши трахеи, бронхи, — считает хормейстер хоровой школы мальчиков «Молодость» Ольга Рослякова. — В пении участвует все: даже пятки, ноги и живот! Если человек правильно поет, то вибрирует всем телом. В унисоне участвуют все органы. Выносливость кровеносных сосудов, кровотока повышается.

В концертном хоре у нас избили двух мальчишек. Диагноз: сотрясение мозга. Врачей спрашиваем: можно ли в таком состоянии петь? «Нужно!» — отвечают. Застоя крови при этом не будет. С бронхиальной астмой врачи традиционно направляют в хор.

Почему существует поговорка «наступил медведь на ухо?» Потому что нет координации между слухом и голосом. Человек не слышит, что поет. Пение — это искусство, которое развивает мозги. Оно развивает активное внимание и обостряет умственную работу.

Папу малыш слышит лучше, чем маму

— Заметили: пап дети слышат лучше, чем мам, — объясняет Ольга Рослякова. — Потому что мама говорит высокочастотно. А папа — низко, размеренно. И это на мозг влияет полезнее, информация доходит быстрее. Если вы хотите, чтобы ребенок вас услышал, не переходите на крик, визг, высокие ноты.

НА ЗАМЕТКУ

Где в Челябинске научат вокалу

КСТАТИ

Скрипеть и визжать — полезно!

Когда детей обучают вокалу, в работе используют фонопедический метод развития голоса Виктора Емельянова. Суть его — в возвращении к громкому и пронзительному младенческому крику, в развитии голоса и расширении диапазона с помощью естественных звуков вроде бр-р, ф-ф-ф, а-о-у-э. А еще скрипения, воплей и визга! Еще педагоги по вокалу используют дыхательную гимнастику Александры Стрельниковой, восстанавливая правильное дыхание — через нос.

Научившись всему этому, можно браться за любой репертуар, будь то эстрада, джаз, рок, опера или народный фольклор.

ИСТОЧНИК KP.RU

Источник

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что у многих пациентов (25–35%) с бронхиальной астмой, установленной в системе общей врачебной практики, этот диагноз подтвердить не удается. Если бронхиальная астма остается неконтролируемой, а симптомы устойчивы к лечению препаратами базисной терапии (при отсутствии данных о наличии стероид- резистентности и т.д.) ступени 4–5 (GINA, 2018) в течение 6 мес и есть сомнения в правильности диагноза, то необходимо исключить и такое заболевание, как вокальная дисфункция голосовых связок, которое может быть ошибочно принято за астму или сочетаться с ней [1–4]. Сопутствующая дисфункция голосовых связок у пациентов с бронхиальной астмой, по данным некоторых исследователей, наблюдается у 50% пациентов [5].

Читайте также:  Атопическая бронхиальная астма иммунология

Для описания аномального движения голосовых связок в медицинской литературе было использовано свыше 70 терминов, и на сегодняшний день наиболее часто встречающийся из них — «дисфункция голосовых связок».

Индуцированная обструкция голосовых связок — это нарушение функции голосовых связок, при котором структура гортани остается в норме [6]. Пациенты с вокальной дисфункцией обычно жалуются на одышку, появление дисфонии при воздействии различных ароматических веществ, аэрозолей и т.д. Описывая состояние, пациент часто указывает на область шеи, где ему «что-то мешает» при дыхании [3]. При этом ингаляционные β2-агонисты, купирующие симптомы бронхиальной астмы, в данном случае не оказывают должного эффекта [6].

K. Newman и соавт. [7] было проведено проспективное обследование 167 пациентов с трудноизлечимой бронхиальной астмой и сделан вывод о том, что в 30% случаев причиной неудачи лечения является вокальная дисфункция связок: около 1/3 этих пациентов имели только вокальную дисфункцию и около 2/3 ― сочетание бронхиальной астмы с вокальной дисфункцией.

ДИСФУНКЦИЯ ГОЛОСОВЫХ СВЯЗОК В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Впервые дисфункция голосовых связок была описана клинически в 1842 г. как дисфункция гортанных мышц, иногда наблюдаемая у женщин во время истерики [8]. В 1869 г. Джеймс Маккензи (James Mackenzie) во время проведения ларингоскопии впервые поставил диагноз вокальной дисфункции у «истерических» пациентов [9]. В 1902 г. сэр Уильям Ослер (William Osler) описал в учебнике «Принципы и практика медицины» вокальную дисфункцию связок как расстройство, затрагивающее инспираторную и экспираторную фазы дыхательного цикла [10].

Следующее описание вокальной дисфункции было дано в медицинской литературе 70 лет спустя, в 1974 г., Р. Паттерсоном (R. Patterson) и его коллегами: у 33-летней пациентки, имеющей в анамнезе 15 госпитализаций: ученые назвали такое дыхание «стридором Мюнхгаузена» [11]. Синдром Мюнхгаузена — симулятивное расстройство, при котором человек симулирует, преувеличивает на глобальном уровне или искусственно вызывает у себя симптомы болезни, чтобы подвергнуться медицинскому обследованию, лечению, госпитализации, хирургическому вмешательству и т.п. Термин «синдром Мюнхгаузена» (англ. Münchausen syndrome) предложен Ричардом Ашером (Richard Alan John Asher), впервые описавшим в 1951 г. поведение пациентов, склонных выдумывать или вызывать у себя болезненные симптомы. Первоначально это название использовалось для обозначения всех подобных расстройств. На современном этапе «синдромом Мюнхгаузена» называют крайнюю и длительную форму симулятивного расстройства, при которой создание видимости болезни занимает центральное место в жизни человека.

МЕХАНИЗМ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ТРИГГЕРЫ

Основная функция гортани — обеспечение защиты нижних дыхательных путей от воздействия различных триггеров. Механизм, лежащий в основе движения голосовых связок, представляет собой гиперфункциональный гортанный рефлекс, защищающий нижние дыхательные пути от аспирации. При дисфункции голосовых связок наблюдается преходящая обструкция верхних дыхательных путей, связанная с парадоксальной аддукцией (закрытием) голосовых складок (связок), которая может возникать в течение одной или обеих стадий дыхательного цикла [2]. Обычно вокальные связки во время вдоха широко открываются (открываются незадолго до наступления вдоха) и достигают максимальной ширины в середине вдоха.

Эпизоды вокальной дисфункции часто начинаются и заканчиваются внезапно, поэтому конкретные триггеры не всегда идентифицируются [12−14]. Провоцирующими факторами могут выступать инфекции верхних дыхательных путей, профессиональные вредности (аммиак, моющие химикаты, органические растворители), разговор, смех, пение, изжога, кашель, еда, физические нагрузки, постназальный затек, перемена погоды, эмоциональный стресс, воздействие различных запахов и других переносимых по воздуху раздражителей [15, 16]. М. Morris и соавт. предложена классификация расстройств движения гортани при вокальной дисфункции связок и выделены три формы — психогенная, обусловленная физической нагрузкой и ирритантная [17−19].

Возможными триггерами могут быть неврологические заболевания, травмы шейного отдела позвоночника. Острый ларингит или рецидивирующий хронический ларингит могут способствовать первоначальному проявлению заболевания или усиливать предшествующие симптомы. Пациенты с монолатеральными или двусторонними парезами голосовых связок часто страдают не только типичными приступами вокальной дисфункции связок, но и стрессовой одышкой на вдохе, что связано с относительным сужением гортани из-за недостаточного раскрытия голосовых связок [18].

ДИАГНОСТИКА И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

Клиническая картина дисфункции голосовых связок широко варьирует от отсутствия симптомов до легкой одышки и острого респираторного дистресса, который может имитировать приступ астмы [20].

При осмотре врач обычно обращает внимание на то, что пациенты с вокальной дисфункцией при описании респираторных симптомов часто указывают на горло. Связано это с тем, что при вокальной дисфункции сужаются связки, а не бронхи, и неприятные ощущения возникают в области шеи, а не в области груди, как при астме. Именно поэтому назначенная врачом базисная терапия ингаляторами либо не помогает вовсе, либо усугубляет симптомы у пациента [21, 22].

При остром приступе вокальной дисфункции у пациента возникают стридорозное дыхание (свистящий шум на вдохе), реже — хрипы на выдохе, тахипноэ, охриплость голоса, дисфония, кашель; отмечается подергивание мышц шеи или верхней части грудной клетки, появляется выраженное беспокойство или дистресс [23].

Эндоскопическое исследование с прямой визуализацией вокальных складок с помощью гибкой трансназальной волоконно-оптической ларингоскопии во время обострения является «золотым стандартом» в диагностике вокальной дисфункции связок [4, 7, 24]. Наличие стимуляции вдоха является ключом к постановке диагноза [25].

Клиническая картина осложняется, если пациенты страдают бронхиальной астмой и вокальной дисфункцией связок одновременно, так как триггерные механизмы этих заболеваний схожи. Острые астмоподобные симптомы вызывают тревогу у пациентов, а ошибочно выставленный диагноз обусловливает ненадлежащее использование брохолитических препаратов, ненужные визиты к врачам и обращения за неотложной помощью.

У 15% пациентов с вокальной дисфункцией возникает одышка при физической нагрузке, что приводит к многократным обращениям за неотложной помощью (чаще у женщин). Пациенты с вокальной дисфункцией получают лекарства от тревоги и/или депрессии, а это подтверждает, что одной из причин описываемого расстройства является эмоциональный настрой. Проведение у пациентов с вокальной дисфункцией аллергенспецифической иммунотерапии, воздействующей на триггеры, уменьшало частоту симптомов астмы, обострения бронхиальной астмы [26].

Во время обострения заболевания жалобы пациента с вокальной дисфункцией не соответствуют объективным результатам [25]. Дифференциально диагностическое значение имеет соотношение фазы вдоха и выдоха. При бронхиальной астме фаза выдоха доминирует. Если стетоскоп расположить на шее, то при бронхиальной астме можно зафиксировать короткий вдох и продолжительный выдох, а при синдроме дисфункции голосовых связок, напротив, выслушивается продолжительный вдох и короткий выдох. Вдох сопровождается появлением грубого дыхательного шума, а выдох свободен от спастических шумов. В период кризисного ухудшения состояния при внешнем осмотре пациента следует обратить внимание на западение в области ягулярной ямки, которое появляется на высоте вдоха. Этот признак характерен только для больных с дисфункцией голосовых связок. Практическим врачам рекомендуется консультировать таких пациентов у ЛОР-врачей с целью подтвердить факт дисфункции голосовых связок.

Читайте также:  Астма таблетки от давления

Массивная ингаляционная терапия (особенно глюкокортикостероидами), которая проводится у пациентов с бронхиальной астмой, обострила эту проблему. Гормональные препараты способны влиять на функцию голосовых связок, вызывая миопатический эффект или грибковое поражение слизистой оболочки верхнего отдела дыхательных путей, включая и голосовые связки. У некоторых пациентов ингаляционные глюкокортикостероиды вызывают такое побочное действие, как осиплость голоса. Для представителей многих профессий (учителя, певцы, политические деятели и т.д.) назначение ингаляционных стероидных препаратов является серьезной проблемой, так как может привести к развитию слабости голосовых связок, а также более серьезным процессам (таким как грибковая обсемененность слизистых оболочек дыхательных путей).

Точная дифференциальная диагностика астмы и вокальной дисфункции позволяет назначить адекватное лечение и, в частности, может ограничить потенциальное чрезмерное назначение глюкокортикостероидов и бронхолитиков у пациента с вокальной дисфункцией связок [27].

При появлении одышки во время физических нагрузок и неэффективности адренергических бронходилататоров, таких как сальбутамол или тербуталин, врачу следует предположить у пациента вокальную дисфункцию [6].

Так, в 1984 г. у 33-летней спортсменки-бегуньи во время забега появились дистанционные хрипы. В течение 10 лет она лечилась от астмы, симптомы которой появлялись при физической нагрузке. После обследования, включавшего тест с метахолином (отрицательный), спирометрию и анализ кривой поток-объем (выявлено характерное сглаживание кривой инспираторного потока), диагноз астмы был изменен на вокальную дисфункцию [28].

Кроме спирометрии необходимо проводить ларингоскопию. Диагноз ставится в случае выявления инспираторного закрытия голосовых связок при прямой ларингоскопии. Провокационный тест с метахолином при отрицательном результате имеет высокую прогностическую ценность для исключения диагноза астмы [29].

Дифференциальная диагностика проводится в отношении врожденных, аллергических, нервных, нервно-мышечных, злокачественных, посттравматических и острых воспалительных изменений гортани и трахеи [3]. Также известно, что вокальная дисфункция связок часто сочетается с синдромом обструктивного апноэ [29].

С целью отличия симптомов вокальной дисфункции связок от астматических R. Traister и колл. была разработана полезная система подсчета баллов ― индекс вокальной дисфункции связок Питтсбурга. Это простой и легкий в использовании опросник для пациентов, где они оценивают свои симптомы в баллах. Чувствительность опросника составила 83% у пациентов с диагнозом вокальной дисфункции связок [30].

ЛЕЧЕНИЕ

Несмотря на доброкачественное течение заболевания, вокальная дисфункция связок может привести к тяжелым симптомам, развитию тяжелой дыхательной недостаточности и даже необходимости интубации трахеи и трахеостомии. Ведение пациентов с вокальной дисфункцией связок часто требует мультидисциплинарного подхода с участием врачей первичной медико-санитарной помощи, пульмонолога, аллерголога, отоларинголога, гастроэнтеролога, невролога, психиатра или психолога, дефектолога и спортивного тренера [22, 31].

Лечение вокальной дисфункции и бронхиальной астмы различаются. Ранняя диагностика вокальной дисфункции связок может предотвратить неправильное лечение и таким образом свести к минимуму возрастающие расходы на здравоохранение. Препараты, применяемые для лечения астмы, включая ингаляционные бронходилататоры и глюкокортикостероиды, должны использоваться только в том случае, если диагноз однозначен, и пациенты могут давать на них хотя бы минимальный ответ [25].

Обучение пациентов является важнейшим компонентом лечения. Знание нормальной физиологии и функциональных аномалий, вызывающих симптомы, помогает пациентам понять их диагноз и добиться контроля симптомов при вокальной дисфункции связок.

S. Fowler и соавт. [32] разработали опросник симптомов вокальной дисфункции связок (Questionnaire for symptom monitoring in vocal cord dysfunction, VCDQ), содержащий 12 вопросов для мониторинга симптомов вокальной дисфункции связок. Опросник VCDQ и система подсчета по баллам еще не изучены в больших популяциях, но призваны помочь оценить тяжесть заболевания и в дальнейшем обеспечить надлежащее ведение таких пациентов.

ОПРОСНИК VCDQ

  1. Вы чувствуете, что ваши симптомы ограничены горлом или верхней частью груди?
  2. Вы чувствуете, что есть ограничение в горле или верхней части груди, препятствующее прохождению воздуха в определенной точке?
  3. У вас есть одышка при вдохе?
  4. У вас внезапно начинаются приступы?
  5. Чувствуете ли вы что-то в горле, что вы не можете «прочистить»?
  6. Меняется ли ваш голос, когда у вас есть обострение?
  7. Чувствуете ли вы, что ваше дыхание громкое или шумное во время обострения?
  8. Какие конкретные триггеры вызывают ваши обострения?
  9. Чувствуете ли вы, что ваши симптомы не были правильно поняты?
  10. У вас есть трудности с легким давлением: например, мешает плотная одежда, трудно сгибать шею?
  11. Обострения влияют на вашу социальную жизнь?
  12. Помогают ли лекарства от астмы?
  13. Использование ингаляторов от астмы иногда усугубляет симптомы?
  14. Вы когда-нибудь чувствовали головокружение или головокружение во время обострения?
  15. У вас есть онемение или покалывание в руках, ногах или губах во время приступа?
  16. Когда начинаются симптомы, вы обычно кашляете?

Важно, чтобы пациенты знали, что приступы непродолжительны по времени и проходят самостоятельно, к тому же они не опасны для жизни, даже если «выглядят чрезвычайно угрожающими».

Терапия вокальной дисфункции начинается с применения дыхательного аэрозольного ингалятора ипратропия бромида, который предотвращает возникновение вокальной дисфункции голосовых связок. Лечение у врача-логопеда является стандартным для пациентов со спонтанно возникающей вокальной дисфункцией связок. Проводится обучение различным дыхательным техникам, известным как методы быстрого высвобождения, которые способствуют быстрому освобождению голосовых складок от парадоксального движения, ответственного за развитие дисфункциональной симптоматики [23]. Для лечения и предотвращения обострений у пациентов с вокальной дисфункцией связок, особенно с симптомом кашля, бывает эффективен такой метод психотерапии, как гипноз. Показатели пикфлуометрии (пиковая скорость выдоха, л/мин) помогут врачу отличить симптомы гипервентиляции от астмы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вокальная дисфункция связок в настоящее время является по большей части недиагностированным заболеванием, которое без адекватного лечения приобретает тяжелое течение. Пациентам, заболевание которых часто протекает под маской тяжелой или рефрактерной бронхиальной астмы, назначаются массивные дозы глюкокортикостероидов. Специфический и правильно собранный анамнез, проведение обследования в большинстве случаев предотвращают необоснованные госпитализации, способствуют правильной постановке диагноза и назначению эффективного лечения.

Источник