Бронхиальная астма и зима
Аллергия и аллергические заболевания давно вышли за рамки узкоспециализированных дисциплин и представляют серьезную медико-социальную проблему в связи с высокой распространенностью, тяжестью клинического течения и прогноза, большими финансовыми затратами на лечение и реабилитацию пациентов. Лидирующие позиции в структуре аллергических заболеваний занимают респираторные проявления аллергии — бронхиальная астма (БА) и аллергический ринит (АР).
Известно, что в различные сезоны (лето, осень, зима, весна) течение любого аллергического заболевания характеризуется своими особенностями, требующими коррекции терапии и специальных мероприятий, направленных на максимальное снижение негативных сезонных влияний на течение болезни.
Дыхательная система в значительной степени обеспечивает успешную адаптацию человека к условиям окружающей среды, и поэтому ее функциональное состояние может значимо меняться в зависимости от сезона года. Многочисленные исследования подтверждают, что изменения окружающей среды в зимний период оказывают существенное влияние на течение бронхиальной астмы (БА) и аллергического ринита (АР).
Влияние холода на бронхиальную астму
На частоту обострений и степень тяжести бронхиальной астмы в зимний период оказывают влияние многие факторы (см. табл. 1). Характерным признаком холодовой астмы является бронхиальная гиперреактивность (БГР) — бронхоконстрикторная реакция дыхательных путей, развивающаяся при воздействии на слизистую оболочку аллергенов и/или неспецифических провоцирующих факторов, одним из которых является холодный воздух.
По данным Э.А. Доценко и соавторов, около 50% больных бронхиальной астмой (БА) демонстрируют ухудшение легочной функции при проведении холодовой пробы. Холодовая БГР существенно ухудшает течение заболевания и снижает качество жизни у пациентов с БА в зимний сезон.
Е.А. Григорьевой и Л.П. Кирьянцевой было доказано, что теплопотери органами дыхания за счет нагревания вдыхаемого воздуха и насыщения его влагой зимой в 1,5 раза выше, чем в переходные периоды, и в 2 раза выше, чем летом. В исследовании R.D. Farley et al. выявлено, что охлаждение слизистой дыхательных путей — более мощный триггер бронхоконстрикции, чем воздействие сухого воздуха.
В основе бронхиальной гиперреактивности (БГР) при бронхиальной астме (БА) лежат повреждение эпителия дыхательных путей, увеличение его проницаемости для аллергенов, раздражение нервных окончаний различными медиаторами воспаления, что и приводит к развитию бронхоспазма.
В механизмах холодовой бронхиальной гиперреактивности (БГР) существенная роль принадлежит неспецифической дегрануляции тучных клеток. Формирование БГР связано не только с альтерацией эпителия, но и с уровнем IgE в сыворотке крови. Отмечено, что чем выше уровень IgE, тем выше уровень БГР и наоборот.
Важную роль в развитии бронхоспазма в ответ на вдыхание холодного воздуха играют лейкотриены. Это подтверждают исследования, в которых доказывается эффективность антагонистов лейкотриеновых рецепторов в предупреждении бронхоконстрикции при эукапнической гипервентиляции холодным воздухом.
Таким образом, формирование БГР у больных БА обусловлено комплексным воздействием различных факторов: персистирующее воспаление в бронхах, наличие структурных изменений стенки бронхиального дерева, характерных для ремоделинга, нарушение нейрорегуляции бронхомоторного тонуса, высокий уровень IgE в сыворотке крови, изменение функции гладкой мускулатуры бронхов и др.
Клиницистам следует учитывать, что БГР отмечается не только у больных БА, но и при таких аллергических заболеваниях, как аллергический ринит (АР) и атопический дерматит. Транзиторное повышение БГР может сохраняться после бактериальных и вирусных инфекций в течение нескольких недель и даже лет, проявляясь периодами навязчивого кашля и одышки. Даже среди практически здоровых лиц у 4-48% выявляется бронхиальная гиперреактивность (БГР).
Низкая температура окружающей среды оказывает как прямое воздействие на течение бронхиальной астмы, так и опосредованное, связанное с учащением респираторных инфекций, изменением уровня аллергенов и поллютантов, использованием обогревателей и др.
Холодовая астма может проявляться обострением основных симптомов, существенную роль в ухудшении состояния больного (БА) играют колебания температуры, особенно неблагоприятны переходы через ноль. Z. Xu et al. выявили статистически значимую взаимосвязь между колебаниями температуры воздуха в течение дня и частотой госпитализации детей, больных бронхиальной астмой (БА). Наиболее сильное воздействие оказывали колебания температуры воздуха больше 10°С: это сопровождалось учащением госпитализаций на 31%.
Дело в том, что изменение погоды может оказывать влияние на иммунную систему. A. Togias et al. сообщают, что резкое изменение температуры вдыхаемого воздуха ассоциируется с высвобождением провоспалительных медиаторов из тучных клеток. Данная проблема особенно актуальна в связи с современными изменениями климата.
Температура окружающей среды может оказывать и непрямое воздействие на течение бронхиальной астмы через другие триггеры заболевания, такие как вирусная инфекция, уровень аллергенов и поллютантов, использование обогревателей или кондиционеров, количество времени, проводимое на улице, физическая активность. Так, в холодное время года концентрация озона в атмосфере выше, чем в теплое, поэтому возможно причиной ухудшения заболеваний респираторного тракта является сочетанное воздействие озона и низкой температуры.
Каждый сезон характеризуется уникальным сочетанием атмосферных факторов, влияющих на больных БА. В ряде исследований показано, что метеорологическими факторами риска ухудшения течения БА, кроме низкой температуры окружающей среды, являются высокое атмосферное давление, слишком низкая или высокая относительная влажность воздуха, выраженные колебания влажности. Согласно данным Э.А. Доценко и соавторов, к обострению бронхиальной астмы в зимнее время, приводит рост относительной влажности на фоне увеличения колебаний между максимальной и минимальной температурами в течение дня.
Влияние респираторной инфекции на бронхиальную астму
Ведущими причинами снижения контроля над бронхиальной астмой (БА), учащения обострений заболевания в зимний период являются увеличение частоты острых респираторных инфекций и обострение хронических воспалительных заболеваний (вирусных, бактериальных или грибковых).
Согласно результатам многоцентрового исследования, посвященного влиянию простуды на течение БА, около половины (44%) всех случаев острых респираторных инфекций за год приходится на зимний сезон. А поскольку более 80% обострений БА у детей и около 50% обострений БА у взрослых связаны с вирусными инфекциями, увеличение частоты обострений БА в зимний период является закономерным.
Воздействие аллергенов на бронхиальную астму
Если рассматривать спектр аллергенов в различные сезоны, то можно заметить, что любая группа аллергенов может стать причиной обострения аллергического заболевания независимо от времени года, но этиологическая значимость аллергенов в различные сезоны проявляется по-разному (см. табл. 2).
Так, известно, что в летний и весенний периоды отмечается более высокая этиологическая значимость аллергенов пыльцы растений, перепончатокрылых насекомых, плесневых грибов. В осенний период увеличивается этиологическая роль бытовых, эпидермальных, грибковых аллергенов.
В свою очередь, зимний период характеризуется высокой этиологической значимостью всех групп аллергенов. Исключение составляет пыльца растений. Однако обострение поллиноза встречается даже зимой при контакте с пыльцой цветов или комнатных растений. В зимний период значительно увеличивается роль бытовых (особенно постельных клещей) и эпидермальных аллергенов. По данным I.S. Choi et al., выраженность у больных БА клинически значимой сенсибилизации (по приктесту) к клещам домашней пыли различалась в разное время года: 70,4% летом, 88,5% весной/осенью, 95,2% зимой. Корреляционный анализ в рамках того же исследования подтвердил наличие прямой зависимости между сенсибилизацией к клещу домашней пыли и бронхиальной гиперреактивности (БГР) у больных бронхиальной астмой (БА) в зимний период.
Витамин D при астме
Свой вклад в ухудшение течения бронхиальной астмы (БА) вносит и дефицит (недостаток) витамина D, чаще встречающийся в зимнее время года. Связь между дефицитом витамина D и бронхиальной гиперреактивности (БГР), более низкими значениями функции внешнего дыхания и худшим контролем БА подтверждена во многих исследованиях.
Стоит отметить, что эта проблема встречается не только у детей. Так, недавнее исследование M. Columbo et al. у пожилых больных БА, проведенное поздней осенью-зимой, выявило, что у 79% обследованных уровень витамина D в крови был ниже нормы. В рамках того же исследования ученые подтвердили, что уровень витамина D был ниже у пациентов с неконтролируемым течением БА, а курс терапии витамином D в течение 12 недель улучшает показатели АСТ-теста.
Симптомы холодовой астмы
В зимний период отмечается более частое обострение БА — как атопической, так и неатопической форм — и более тяжелое клиническое течение заболевания. По данным S.L. Janson et al., в зимний сезон у больных БА усиливаются симптомы заболевания, увеличивается потребность в применении пероральных стероидов, учащаются обращения за неотложной медицинской помощью.
Согласно результатам 8-летнего исследования Y. Zhang et al., пик госпитализаций пациентов с бронхиальной астмой (БА) приходится на зимний период. По данным Y. Zhang et al., снижение температуры воздуха отсрочено воздействует на увеличение числа госпитализаций пациентов с БА и продолжается около 14-30 дней. Это подтверждают и данные R.A. Covar et al., согласно которым обострения БА у детей достоверно чаще встречаются зимой, чем летом.
При регрессионном анализе было выявлено, что зимний сезон в 2,3 раза увеличивает риск развития обострения БА у детей. Исследователи из Китая выявили прямую зависимость: чем ниже температура окружающей среды, тем выше риск ухудшения бронхиальной астмы (БА) у детей. По данным исследования Н.Л. Перельмана и соавторов, средние показатели качества жизни (по вопросникам SF-36 и AQLQ) у больных бронхиальной астмой ниже зимой, чем в летний период года.
Лечение холодовой астмы
Все больные БА нуждаются в профилактическом обследовании (диспансеризации) врачом аллергологом-иммунологом в зимний период с целью персонификации и оценки контроля за симптомами заболевания, а также в проведении профилактических мероприятий (см. табл. 1).
В зимний сезон у больных бронхиальной астмой усиливаются симптомы заболевания, увеличивается частота госпитализации и применения пероральных глюкокортикостероидов.
По данным S.L. Janson et al., зимой у пациентов с БА более выражена среднесуточная вариабельность пиковой скорости выдоха (по данным пикфлоуметрии), что подтверждает усиление БГР. В рамках того же исследования было доказано, что регулярное измерение пиковой скорости выдоха и ведение дневника пикфлоуметрии, составление индивидуального плана лечения холодовой астмы и регулярный прием пациентами ингаляционных глюкокортикостероидов (ИГКС) позволяют улучшить контроль БА в зимние месяцы.
Для достижения достаточного клинического эффекта и контроля за симптомами бронхиальной астмы (БА) у конкретного пациента в зимний период необходимо выявлять доминирующие факторы, ответственные за особенности клинического течения заболевания, и использовать различные варианты лечения, включающие ИГКС, B2-адреномиметики длительного действия, их различные сочетания или фиксированные комбинации.
Чрезвычайно важно установить, что именно определяет особенности клинического течения холодовой астмы у конкретного пациента, связано ли это с преобладанием аллергического воспаления или бронхоспастического (тканевая назальная и бронхиальная гиперреактивность и чувствительность) синдрома. В таких случаях врач проводит индивидуальную коррекцию терапии. При преобладании аллергического воспаления врач усиливает только терапию ИГКС, не меняя количество бронхолитиков, а в случае усиления бронхиальной гиперреактивности (БГР) возможно увеличение дозы только бронхолитиков.
Следует помнить и разъяснять пациентам, что маски, укрывающие нос и рот (с этой целью может быть использован и шарф), а также предварительный прием B2-адреномиметика уменьшают вероятность развития приступа в ответ на вдыхание холодного воздуха.
© Д.м.н., профессор Л.В. Лусс, К.м.н., врач аллерголог-иммунолог Е.В. Назарова
Источник
 ýïîõó äîñòóïíîñòè èíôîðìàöèè, ìû ìîæåì óçíàòü âñ¸ ïðî ëþáóþ áîëåçíü ñ íàó÷íîé òî÷êè çðåíèÿ, íî ãîðàçäî èíòåðåñíåå ïîñëóøàòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé ñòîëêíóëñÿ ñ áîëåçíüþ è, òåì áîëåå, èìååò îïûò ïî áîðüáå ñ íåé.
Ìîÿ òåòÿ óæå 37 ëåò áîëååò áðîíõèàëüíîé àñòìîé è çà âñ¸ ýòî âðåìÿ îíà íàêîïèëà ñîîòâåòñòâóþùèå çíàíèÿ, ñ êîòîðûìè îíà ïîäåëèëàñü ñî ìíîé, à ÿ õî÷ó ïîäåëèòüñÿ ñ Âàìè.
 ýòîì ïîñòó âû íå óâèäèòå íàó÷íûå è ìåäèöèíñêèå òðàêòàòû. ß íàïèøó ïðîñòûìè ñëîâàìè î òîì, ê ÷åìó ïðèøëà ìîÿ òåòóøêà.
Íà÷íó ñ ñàìîãî íà÷àëà — êàê è ïî÷åìó îíà çàáîëåëà?.
1)  30 ëåò ìîÿ òåòóøêà èìåëà ñëîæíóþ æèçíåííóþ ñèòóàöèþ: ìóæ ïîäíèìàë ðóêó íà íå¸, íà ðàáîòå òðàâëÿ, íà ðóêàõ äâîå ìàëåíüêèõ äåòåé, à áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ, êòî ìîã áû å¸ ïîääåðæàòü, ðÿäîì íå áûëî.  îáùåì, ó ò¸òóøêè íà äóøå áûëà áîëüøàÿ îáèäà è ÷óâñòâî áåçûñõîäíîñòè.
Êàê âñïîìèíàåò ñàìà òåòóøêà, â îäèí èç òàêèõ äíåé ìóæ ñíîâà íà÷àë ïîäíèìàòü ðóêó íà íå¸ è îíà, ÷òîáû îáåçîïàñèòü ñåáÿ, âûáåæàëà íà óëèöó. Íî êóäà èäòè? Èäòè íå êóäà, à äîìà å¸ æäàë íàñèëüíèê. È âîò îíà èä¸ò ïî óëèöå, íå çíàÿ êóäà, â ãîëîâå îáèäà, à íà ëèöå ñë¸çû…äåëàåò î÷åðåäíîé âäîõ…. à äûøàòü íå ìîæåò. Îíà îáðàòèëàñü ê âðà÷ó è åé ïîñòàâèëè äèàãíîç — áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.
Òàêèì îáðàçîì, ê ïîÿâëåíèþ áîëåçíè ïîñëóæèë ñòðåññ, ïðè÷åì äëèòåëüíûé.
2) Ïîçæå âûÿñíèëîñü, ÷òî àñòìîé áîëåëà å¸ áàáóøêà. Çíà÷èò, íàñëåäñòâåííîñòü òàêæå èìååò ìåñòî áûòü.
3) Íà òîò ñàìûé ïåðèîä å¸ æèçíè îíà êóðèëà. Íî ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè ñêàæó, ÷òî ñòàæ áûë ìàëåíüêèé — 3 ãîäà.
Íåèçâåñòíî — ÷òî èìåííî ñïðîâîöèðîâàëî íà áîëåçíü. Âîçìîæíî, ÷òî- òî îäíî, à ìîæåò, è âñ¸ ñðàçó.
Íî ôàêò â òîì, ÷òî íà ìîìåíò ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêà:
Áûëà â äëèòåëüíîé ñòðåññîâîé ñèòóàöèè.
Èìåëà íàñëåäñòâåííîñòü.
Êóðèëà.
Ïîñëå ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêó íàïðàâèëè ê ïóëüìîíîëîãó. Òîò ïîêàçàë êàê ïîëüçîâàòüñÿ èíãàëÿòîðîì (ýòî òàêîé ïðèáîð, êîòîðûì ïîëüçóþòñÿ àñòìàòèêè, êîãäà çàäûõàþòñÿ) è âåëåë ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàòüñÿ ó âðà÷à.
Ñëåäóþùèå 15 ëåò òåòóøêà òàê è äåëàëà. È å¸ æèçíü áûëà âïîëíå íîðìàëüíîé è ïîëíîöåííîé. Êîãäà çàäûõàëàñü, òî áðàëà èíãàëÿòîð, ïøèê…è ïðèñòóïû óõîäèëè. Ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàëàñü ó ïóëüìîíîëîãà.
Êñòàòè, îòìå÷ó îäèí íåìàëîâàæíûé ìîìåíò. ß íå ìåäèê, íî êàê ÿ ïîíÿëà ñî ñëîâ ò¸òè:
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà- ýòî çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà ðàçäðàæèòåëè, ÷òî òî âðîäå àëëåðãèè. Ðàçäðàæèòåëåì ìîæåò áûòü ïûëüöà, öâåòåíèÿ, øåðñòü êîòîâ, ïûëü.
Íî, îêàçûâàåòñÿ, åñòü åù¸ îäèí ðàçäðàæèòåëü, î êîòîðîì ìîÿ òåòÿ äîëãèå ãîäà íå çíàëà. Ïðî íåãî ÿ ðàññêàæó ïîçæå.
Èòàê, ò¸òÿ óáðàëà âñå öâåòû, êîòîâ íå çàâîäèëà, ïîëêè ïðîòèðàëà îò ïûëè, íî ïðèñòóïû âñ¸ ðàâíî áûëè. Ïðè÷èíà áûëà íåèçâåñòíà, íî îíà íå ïðèäàâàëà ýòîìó áîëüøîãî çíà÷åíèÿ, òàê êàê ïîä ðóêîé âñåãäà áûë èíãàëÿòîð.
Òàê îíà æèëà ìíîãî ëåò. Íî îäíàæäû, êîãäà åé ñòóêíóëî îêîëî 50 ëåò, åé ïåðåñòàë ïîìîãàòü èíãàëÿòîð. Î÷åðåäíîé ïðèñòóï, íî «âîëøåáíàÿ øòó÷êà» íå ïîìîãàåò. Îíà âûçâàëà ñêîðóþ ïîìîùü. Òå, ïðèåõàâ, âêîëîëè åé â âåíó êàêîå- òî ëåêàðñòâî (ïðåäíèçîëîí, íî ìîãó îøèáàòüñÿ) è äûøàòü ñòàëî ñâîáîäíåå.
Âñ¸, îòíûíå è ñ òåõ ïîð ïðè êàæäîì î÷åðåäíîì ïðèñòóïå áûëà íåîáõîäèìîñòü â ñêîðîé ïîìîùè. Ïðèñòóïû ïîðîé ìîãëè áûòü ïî äâà ðàçà â íåäåëþ. Ýòî ìîæåò ïðîçâó÷èò æóòêî, íî òåòèíû ðóêè áûëè âñå îáêîëîòû.
È òàê îíà æèëà. Âðà÷è ñêîðîé ïîìîùè å¸ óæå çíàëè, çíàëè íàèçóñòü àäðåñ äîìà.
Òàêæå äîáàâëþ, ÷òî ò¸òÿ ñàìà ïî õàðàêòåðó ÷óâñòâèòåëüíàÿ, ìíîãî ïåðåæèâàåò, ñî÷óâñòâóåò. Íî íèêòî ýòîìó íå ïðåäàâàë çíà÷åíèÿ, òàê êàê îíà âñåãäà òàêîé áûëà.
×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ, îäèí âðà÷ åé âñ¸ òàêè ïîñîâåòîâàë íå õîäèòü ê ïóëüìîíîëîãó, à ñõîäèòü ê ïñèõîòåðàïåâòó. È ýòî áûëî òî÷íîå ïîïàäàíèå â ÿáëî÷êî. È âîò ïî÷åìó…
Âûñëóøàâ ò¸òóøêó, ïñèõîòåðàïåâò íàçíà÷èë óñïîêîèòåëüíîå è àíòèäåïðåññàíòû.
Ò¸òÿ íà÷àëà ïðèíèìàòü ýòè ïèëþëè….è ÷òî âû äóìàåòå? Ïðèñòóïû áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðîøëè!
Âûÿñíèëîñü, ÷òî ðàçäðàæèòåëåì îêàçàëèñü….íåðâû! Äà- äà…íè öâåòû, íè ïûëü, íè êîòû, à èìåííî íåðâû.
Òåòóøêà ðèñêíóëà, çàâåëà êîøêó, óåõàëà íà äà÷ó, ãäå óõàæèâàëà çà êëóìáîé, ïðèíèìàëà àíòèäåïðåññàíòû è ïðèñòóïîâ íå áûëî.
Òàê îíà è æèëà. Âñ¸ áûëî çàìå÷àòåëüíî, ò¸òÿ áûëà âñåãäà â ïðèïîäíÿòîì íàñòðîåíèè è ñîâñåì íå íåðâíè÷àëà. Íî òóò îíà çàìåòèëà, ÷òî íà÷èíàåò ïî- òèõîíüêó òóïåòü: ÷òî — òî çàáûâàåò, ãëóáîêî ìûñëèòü óæå òÿæåëî.
Òîãäà îíà ðåøèëà áðîñèòü ïèòü àíòèäåïðåññàíòû. Óæ î÷åíü íå õîòåëà áûòü òóïîé. Íî òóò áûëà îäíà ïðîáëåìà. Ðåøèâ áðîñèòü ïèòü òàáëåòêè, îíà íå ïîñîâåòîâàëàñü ñ âðà÷îì. Äåëî â òîì, ÷òî àíòèäåïðåññàíòû íåëüçÿ áðîñàòü ñðàçó, íóæíî óõîäèòü ïîñòåïåííî, èíà÷å áóäåò ñèëüíàÿ äåïðåññèÿ. À ò¸òÿ, åñòåñòâåííî, áðîñèëà ïèòü ñðàçó.
È òóò íà÷àëàñü æóòü….íàì ïîçâîíèëè ñîñåäè (èç äà÷è, ãäå áûëà ò¸òÿ) è ñêàçàëè, ÷òîáû ìû ñðî÷íî ïðèåõàëè è çàáðàëè ò¸òóøêó äîìîé, òàê êàê òà ñîáèðàåòñÿ âåøàòüñÿ.
Ìû ïðèåõàëè, ñòàëè ðàçãîâàðèâàòü, ñïðàøèâàòü — â ÷åì äåëî?
È ò¸òÿ íà÷àëà: «ß íèêîìó íå íóæíà, çà÷åì æèòü, ÿ õîòåëà ïîâåñèòüñÿ, íî ïîêà íå ïðèäóìàëà êàê ýòî ñäåëàòü, ÷òîáû âû íå óâèäåëè ìî¸ òåëî ïîòîì, òàê êàê íå õî÷ó âàñ òðàâìèðîâàòü«.
 îáùåì, ìû å¸ çàáðàëè äîìîé, ïî î÷åðåäè ñèäåëè ñ íåé, íå îñòàâëÿëè îäíîé. Äà, áûëî òÿæåëî, ïîòîìó÷òî ïîñòîÿííî ïðèõîäèëîñü ñëóøàòü äåïðåññèâíûå ðàçãîâîðû. Òàê ïðîäîëæàëîñü íåêîòîðîå âðåìÿ è, âñêîðå, âñ¸ ïðîøëî. Òåòóøêà ïåðåäóìàëà âåøàòüñÿ è ñòàëà áîëåå æèçíåðàäîñòíîé, ñòàëà òàêîé æå, êàê è áûëà äî ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ.
Íî òóò ïîÿâèëàñü ñòàðàÿ ïðîáëåìà. Òàê êàê îíà îòêàçàëàñü îò àíòèäåïðåññàíòîâ, êîòîðûå íå äàâàëè ïðîÿâëÿòüñÿ ðàçäðàæèòåëþ — íà÷àëèñü ïðèñòóïû àñòìû.
Ò¸òÿ íà÷àëà îïÿòü ïåðåæèâàòü çà êàêóþ-òî ôèãíþ. Ñíîâà ñêîðàÿ ïîìîùü, ñíîâà ëåêàðñòâî â âåíó (âðîäå, ïðåäíèçîëîí) è òàê ïî êðóãó.
Íî îäíàæäû íàì ïîçâîíèëà ñîñåäêà ïî ïîäúåçäó è ñêàçàëà, ÷òî íàøó ò¸òþ âûíåñëè ñîòðóäíèêè ñêîðîé ïîìîùè èç êâàðòèðû è óâåçëè.
×åñòíî ñêàæó, â òîò ìîìåíò ïî òåëó ïðîáåæàë õîëîäîê. ×òîáû ò¸òþ óâîçèëè — íèêîãäà òàêîãî íå áûëî ïðåæäå.
Ìû ïðèøëè â áîëüíèöó è óâèäåëè êàðòèíó: ò¸òÿ ëåæèò, íà âåíàõ ðóê êàòåòîðû, âî ðòó è â íîñó òîæå êàêîé-òî àïïàðàò.
Ê ñ÷àñòüþ, ò¸òÿ áûëà â ñîçíàíèè è ðàññêàçàëà:
«ß ñìîòðåëà òåëåâèçîð. Øëà äîêóìåíòàëüíàÿ ïåðåäà÷à ïðî ôèíñêèå êîíöëàãåðÿ âî âðåìÿ ÂÎÂ, ðàññêàçûâàëè êàê óáèâàëè äåòåé. ß íà÷àëà ïåðåæèâàòü, ñî÷óâñòâîâàòü. È ó ìåíÿ íàñòóïèë ïðèñòóï. Òàêîé ñèëüíûé, ÷òî ÿ íå áûëà íå â ñîñòîÿíèè äàæå âûçâàòü ñêîðóþ. Òîãäà ÿ ïîäîøëà ê îêíó, îòêðûëà åãî è íà÷àëà êðè÷àòü íà óëèöó ïðîõîæèì: «Ïîìîãèòå, âûçîâèòå ñêîðóþ». È òóò ñðàçó íà÷àëà ÷óâñòâîâàòü ñëàáîñòü, â ãëàçàõ ïîìóòíåíèå… â ýòîò æå ìèã ïîíèìàþ, ÷òî ÿ ïàäàþ íàçàä íà ïîë. À ÷òî äàëüøå áûëî — íå çíàþ.
Ïîòîì, ãäå-òî äàëåêî â ïîäñîçíàíèè, åëå óëîâèìî, ñëûøó ãîëîñà âðà÷åé, îíè ÷òî- òî ãîâîðÿò, íî ðàçîáðàòü íå ìîãó. È ñíîâà òèøèíà, ãîëîñà ïðåêðàòèëèñü. Ïðîñûïàþñü, îòêðûâàþ ãëàçà, à ÿ ãîëàÿ ëåæó â ðåàíèìàöèè. ×òî ñî ìíîé áûëî- íå çíàþ».
Ñîáñòâåííî, âðà÷è òîæå íè÷åãî íå ñêàçàëè — ïðèñòóï àñòìû è âñ¸. Ïî÷åìó áûëî ïîìóòíåíèå è ñëàáîñòü, ïî÷åìó óïàëà è âûðóáèëîñü? Íå ÿñíî. Íî ôàêò â òîì, ÷òî òàêîãî ðàíüøå ñ òåòåé íèêîãäà íå áûëî.
Ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ íàñ æäàëà ïëîõàÿ íîâîñòü îò âðà÷åé. Äåëî â òîì, ÷òî òî ëåêàðñòâî, êîòîðîå åé ìíîãî ëåò êîëîëà ñêîðàÿ — áîëüøå ò¸òè íå ïîìîãàåò. À ýòî çíà÷èò, ÷òî êàæäûé ïîñëåäóþùèé ïðèñòóï áóäåò çàêàí÷èâàòüñÿ ðåàíèìàöèåé.
Îêàçûâàåòñÿ, âûÿñíèëîñü, ÷òî âñå òå ëåêàðñòâà, ÷òî ðàíüøå ïðèíèìàëà ò¸òÿ — ãîðìîíàëüíûå. À ãîðìîíàëüíûå ñðåäñòâà îïàñíû òåì, ÷òî îðãàíèçì ê íèì ïðèâûêàåò è âñêîðå îíè ïåðåñòàþò äåéñòâîâàòü. ×òî è ïðîèçîøëî ó òåòè. Åé áîëüøå íè÷åãî íå ïîìîãàåò è íå ïîìîæåò. Òîëüêî ðåàíèìàöèÿ.
Íî íå ñïåøèòå îãîð÷àòüñÿ, ïîòîìó÷òî ôèíàë ìîåãî ðàññêàçà áóäåò äðóãèì.
Ìîÿ ò¸òÿ äîñòàòî÷íî ñìåëûé ÷åëîâåê (âû ýòî óæå ïîíÿëè, êîãäà ÿ ðàññêàçàëà êàê ò¸òÿ ðåøèëà áðîñèòü àíòèäåïðåññàíòû, íå ïîñîâåòîâàøèñü ñ âðà÷îì).
Îíà ðåøèëà áîðîòüñÿ ñ áîëåçíüþ ñâîèìè ñèëàìè.
Ê ýòîìó âðåìåíè îíà óæå çíàëà, ÷òî å¸ ðàçäðàæèòåëü- ýòî ñòðåññ, íåãàòèâíûå ìûñëè è ïåðåæèâàíèÿ. À òàêæå, çíàëà, ÷òî å¸ ëåêàðñòâà ãîðìîíàëüíûå, êîòîðûå åé ïèòü íåëüçÿ.
È ÷òî îíà òîãäà ñäåëàëà?
Îíà îãðàíè÷èëà ñâîé êðóã îáùåíèÿ ñ ëþäüìè, îòêëþ÷èëà òåëåâèçîð è îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ. Âåðíåå, îòêàçàëàñü îò âñåõ, êðîìå óñïîêîèòåëüíûõ. Âåñü å¸ äåíü- ýòî ðàçãàäûâàíèå êðîññâîðäîâ è ðàçãîâîðû ñ êîøêîé. Èíîãäà îíà îòêðûâàåò èíòåðíåò, ÷òîáû ïîñëóøàòü ñîâåòñêèå ïåñíè ñâîåé ìîëîäîñòè. È âñ¸.
Õîòèòå âåðüòå, õîòèòå íåò, íî ïðèñòóïû áîëüøå íå ñëó÷àþòñÿ (òüôó-òüôó-òüôó).
Åù¸ ðàç ïîâòîðþñü, îíà îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ, îãðàíè÷èëà êðóã îáùåíèÿ è ïåðåñòàëà ñìîòðåòü òåëåâèçîð. Åñëè ÷óâñòâóåò, ÷òî íà÷èíàåò íåðâíè÷àòü — ïüåò óñïîêîèòåëüíîå. È âñ¸.
Îäíàæäû ò¸òÿ ñî ìíîé ïîäåëèëàñü äâóìÿ ìûñëÿìè:
1) «ß æàëåþ òîëüêî î òîì, ÷òî êîãäà èìåëà ñòðåññîâûå ñèòóàöèè â 30 ëåò ïåðåä òåì, êàê ìíå ïîñòàâèëè äèàãíîç, ÿ íå ïðèíèìàëà óñïîêîèòåëüíîå. ß áîëüøå ÷åì óâåðåííà, ÷òî åñëè áû ÿ ïèëà óñïîêîèòåëüíîå, òî ñîêðàòèëà áû ñåáå ñòðåññîâîå ïðåáûâàíèå è òîãäà, âîçìîæíî, è àñòìû áû íå áûëî.»
2) «Êîãäà ìû çàäûõàåìñÿ, ìû õîòèì áîëüøå âçÿòü âîçäóõà è, ïîýòîìó, äåëàåì ãëóáîêèé âäîõ — ýòî íå ïðàâèëüíî. Äåëî â òîì, ÷òî íàøè ë¸ãêèå ïîäîáíû ãóáêå. ×åì ñèëüíåå íà ãóáêó íàæì¸øü, òåì áîëüøå îíà âîçüì¸ò â ñåáÿ. Ñîîòâåòñòâåííî, åñëè õî÷åøü âçÿòü áîëüøå âîçäóõà, íóæíî âûäîõíóòü íàñòîëüêî ñèëüíî, íàñêîëüêî âîçìîæíî.»
Òàêèì îáðàçîì, èìåÿ îïûò ìîåé ò¸òè, ÿ äåëàþ âûâîä:
1) Áûòü îñòîðîæíûì ñ ãîðìîíàëüíûìè.
2) Åñëè âû ðàâíîäóøíû ê ïûëüöå, ïûëè è êîòàì (äëÿ àñòìàòèêîâ) ïîïðîáóéòå ïîäëå÷èòü íåðâû.
3) Ñàìîå ãëàâíîå…áåðåãèòå íåðâû è ëèøíèé ðàç íå ïåðåæèâàéòå. Èçáåãàéòå íåãàòèâ.
È åù¸ íåñêîëüêî ñîâåòîâ îò ò¸òóøêè, ïðî êîòîðûå âûøå ÿ íè÷åãî íå ïèñàëà, íî îíè èìåþò ìåñòî áûòü.
4) Íèêîãäà íåëüçÿ ïðîãëàòûâàòü ìîêðîòó. Îòõàðüêèâàéòåñü.
5) Áóäüòå îñòîðîæíû, êîãäà áîëååòå ãðèïïîì. Ïðîëå÷èâàéòåñü äî êîíöà. Ñóùåñòâóåò òàêàÿ âåðñèÿ, ÷òî àñòìà — ýòî íåäîáèòûé ìèêðîá ïîñëå áîëåçíè, êîòîðûé îñòà¸òñÿ â ë¸ãêèõ íàâñåãäà.
Ýòî íå íàó÷íûé ïîñò è, âîçìîæíî, ìåäèêè áóäóò âîçðàæàòü ïî êàêèì òî ïóíêòàì. Íî ÿ ðàññêàçàëà ôàêòû…ñî ñëîâ àñòìàòèêà. Ýòî îïûò.
Áóäüòå çäîðîâû.
Источник