Бронхиальная астма провокационный тест

О провокационных тестах, их значении и возможностях рассказывалось в соответствующей статье «Провокационные тесты при аллергии». В этой статье мы рассмотрим бронхиальный провокационный тест.

Бронхиальный провокационный тест – это оценка клинической чувствительности нижних дыхательных путей к предполагаемому аллергену с помощью бронхиальной пробы.Данный тест особенно необходим, если отсутствует точное анамнестическое описание на позитивную реакцию кожи или появляются определенные вопросы (например, уточнение обязательств по выплате компенсации при профессионально обусловленной аллергической бронхиальной астмой). Провокационный тест может подтвердить своевременность тестируемого аллергена только тогда, когда исследование было проведено на органе проявления. В данном случае речь идет о бронхах.

Бронхиальный провокационный тест

Цель бронхиального тестирования – определить бронхиальную реактивность и обеспечить информацию о сложности болезни. Учитывая потенциальный риск, бронхиальную пробу нужно делать только при крайней необходимости и выполнять строго в больничных условиях. Рекомендуется держать пациентов под наблюдением за день до нанесения аллергенов, поскольку некоторые пациенты показывают значительные улучшения в функциональности лёгких при госпитализации.

Перед бронхиальным провокационным тестированием рекомендуется провести неспецифическую провокацию, чтобы определить гиперреактивность и задействовать подходящую адаптацию концентрации аллергена. В течение одного дня может быть протестирован только один аллерген. Также допускается провокация с тем же аллергеном с двух-трех часовым интервалом с различной (повышенной) концентрацией раствора до позитивного результата теста.

Способ применения бронхиального провокационного теста.

Из-за физиологического суточного ритма тест желательно делать утром. Для определения исходного значения и для выявления неспецифических реакций на аэрозольный раздражитель позволяется сначала вдохнуть физиологический солевой раствор перед фактическим испытанием ингаляционного провокационного теста. После происходит провокация на конкретные аллергены.  Ингаляция немедленно прекращается, если появляются первые клинические симптомы.

К предпочтительным бронхосуживающим веществам относятся такие вещества, как метахолин и гистамин. Следуя начальным тестам и контролю ОФВ1 (объём форсированного выхода за 1 секунду) повышающиеся дозы метахолина или гистамина вдыхаются каждые 10 минут, а ОФВ1 измеряется, чтобы определить показатель, при котором ОФВ1 снижается на 20% от солевого раствора

Дозировка бронхиального провокационного теста.

Концентрация зависит как от использованного аллергена, так и от уровня чувствительности и бронхиальной гиперреактивности. Дыхательная провокация начинается с самой низкой концентрации. Концентрация провокационного раствора может быть увеличена до появления позитивной реакции. Исходной точкой дозирования может служить следующий ряд разведений:

Уровни разведения провокационного раствора с физиологическим солевым раствором:

  • провокация: 1:10 000 для пациентов с высоким уровнем сенсибилизации, начинать с еще меньшей концентрации;
  • провокация: 1: 1 000;
  • провокация: 1:100;
  • провокация 1:10;
  • провокация: неразведенный провокационный раствор.

Эти разведения готовятся с восстановленного (неразведенного) провокационного раствора с добавлением стерильного физиологического солевого раствора; они должны быть использованы сразу же. В зависимости от типа устройства могут быть введены 1-2 мл раствора в распылитель. Параметр функции легких, как правило, измеряется сразу после окончания ингаляции и спустя 10 и 20 минут, если необходимо – чаще.

Замедленная реакция может проявиться в течении максимум от 1-12 до 24 часов после ингаляции провокационного раствора. Всё это время пациент должен находиться под наблюдением. Перед тем, как он отправится домой, его должен осмотреть врач.

Результаты бронхиального провокационного теста

После начального, контрольного и неспецифического бронхиального провокационного теста, которые измеряют ОФВ1, можно инициировать специфическую бронхиальную провокацию. Обычно раствор экстракта аллергена функционирует как контрольный раствор.

Если снижение показателей ОФВ1 с контрольным раствором составляет более чем 10% от начальных показателей, дальнейшее тестирование должно быть отложено из-за астмы, лежащей в основе. Растворимые аллергены обычно испытывают как аэрозоль при повышенных концентрациях аллергена каждые 15-20 минут. Постоянное снижение ОФВ1 на более чем 20% считается позитивной реакцией и определяет тестирование. Поскольку с последней фазы астматические ответные реакции могут случаться от 6 до 12 часов после тестирования, пациенту нужно пройти обследование и пролечиться системными стероидами или β2-агонистами при необходимости.

Противопоказания к проведению бронхиального провокационного теста

В дополнение к перечисленным противопоказаниям для провокационных проб в целом, следующие дополнительные противопоказания применяются только  для бронхиального провокационного тестирования:

  • соответствующее ограничение функции лёгких;
  • дополнительный риск от воздействия других лекарств, принятие которые невозможно прекратить (например, холинергические препараты);
  • резко выраженная бронхиальная гиперчувствительность.

Источник

В случаях, когда при постановке кожных проб выявляется гиперчувствительность к определенным аллергенам, а в анамнезе не обнаруживаются веские указания на их значение в развитии приступов бронхиальной астмы, а также при отрицательных результатах кожного тестирования при положительных данных анамнеза возникает необходимость в проведении провокационного ингаляционного теста с этими аллергенами.

Провокационный ингаляционный тест может рассматриваться как наиболее достоверный метод аллергологической диагностики бронхиальной астмы. При данной пробе аллергическая реакция на испытуемый аллерген развертывается непосредственно в бронхолегочной аппарате и сопровождается бронхоспазмом разной степени выраженности.

В педиатрической практике ингаляционный провокационный тест используют с диагностической целью при бронхиальной астме, в основном связанной с бытовой, пыльцевой и эпидермальной сенсибилизацией.

В литературе также имеются указания на возможность применения данного метода для определения степени гиперчувствительности бронхов, оценки эффективности специфической гипосенсибилизации и действия противоастматических лекарственных средств [Адо А. Д., Адрианова Н. В., 1976; Spector S., Farr R., 1979].

Принцип ингаляционного провокационного теста основан на том, что при ингаляции больному раствора подозреваемого аллергена в постепенно возрастающих концентрациях в случае положительного результата пробы в связи с развивающимся бронхоспазмом нарушается бронхиальная проходимость — уменьшается общая жизненная емкость легких (ЖЭЛ), объем выдохнутого в первую секунду воздуха (ФЖЕЛ1), процентное отношение ФЖЭЛ1 к ЖЭЛ (коэффициент Тиффно — КТ) и увеличивается коэффициент бронхоспазма (КБ), определяемый по формуле:

КБ = КТ до ингаляции — КТ после ингаляции/КТ до ингаляции * 100

Провокационный ингаляционный тест расценивается как положительный при уменьшении жизненной емкости после ингаляции аллергена не менее чем на 10%, снижении секундного форсированного выдоха не менее чем на 20% и увеличении коэффициента бронхоспазма более 20%.

В случаях высокой чувствительности к испытуемому аллергену возможно развитие приступа бронхиальной астмы, который купируется бронхоспазмолитическими средствами. Провокационный ингаляционный тест обычно проводят при бронхиальной астме у детей старше 4 лет. Использование этого метода не сопряжено с какими-либо существенными осложнениями [Ванюков Н. В., 1971; Aas Kjel, 1974].

«Бронхиальная астма у детей», И.И. Балаболкин

Кожные пробы являются объективным и доступным методом исследования, позволяющим обнаружить сенсибилизацию организма к различного рода аллергенам. Постановка этих проб основана на присутствии в биологических средах его, в том числе и коже, аллергических антител (реагинов) или сенсибилизированных лимфоидных клеток, имеющих сродство к тканям пораженного, «шокового», органа (при бронхиальной астме это прежде всего слизистая оболочка бронхиального дерева)….

Кожная реакция на испытуемые аллергены менее выражена в случаях выполнения проб на фоне лечения антигистаминными, симпатомиметическими, метил-ксантиновыми препаратами и глюкокортикоидами, в связи с чем рекомендуется отменить эти лекарственные средства за 24 — 48 ч до проведения кожных проб. За 2 — 3 дня до постановки кожных проб с грибковыми аллергенами и в день их проведения…

Скарификационные и внутрикожные пробы с неинфекционными аллергенами оценивают с учетом выраженности местной воспалительной реакции. У детей раннего возраста информативным критерием гиперчувствительности к неинфекционным аллергенам является возникновение яркой гиперемии в месте постановки скарификационных проб, диагностическая значимость их подтверждается и положительными результатами внутрикожного тестирования [Ванюков Н. В., Титова С. М., 1971]. При инфекционной аллергии у детей, больных…

Гиперчувствительность к лекарственным препаратам в значительной мере развивается после соединения их или продуктов распада лекарственных соединений с белковыми структурами организма. В связи с этим кожное тестирование непосредственно с лекарственными веществами не всегда дает возможность выявить лекарственную аллергию. У ряда детей бывают отрицательными кожные пробы со стандартными аллергенами домашней пыли, тогда как в анамнезе имеются четкие…

Использование кожных проб и ингаляционных провокационных тестов с учетом данных аллергологического анамнеза позволяет установить причинную значимость тех или иных аллергенов у большинства обследуемых с бронхиальной астмой детей. Однако у части из них применение этих методов аллергодиагностики невозможно в связи с частыми и тяжелыми обострениями болезни, которые требуют продолжительного лечения бронхоспазмолитиками и другими лекарственными средствами. Ограничена…

Источник

Óòðî â îòäåëå ïðîäàæ äèñòðèáüþòîðà ìåäèöèíñêîé òåõíèêè. Ïîíåäåëüíèê, ìåíåäæåðû ëåíèâî ïîòÿãèâàþò êîôå, âïîëãîëîñà äåëÿòñÿ âîñêðåñíûìè ïðèêëþ÷åíèÿìè â îæèäàíèè äåñÿòè÷àñîâîé ïëàí¸ðêè. Çà îêíîì – ñåðåäèíà îñåíè, ïåðâûå íî÷íûå çàìîðîçêè, ñêó÷íûå äîæäè. Íàñòðîåíèå ñîííîå.

È òóò ñòóê, ãðîõîò, è íà ïîðîãå âîçíèêàåò ïàðà ìîëîäöåâàòûõ ìóæ÷èí â âîåííîé ôîðìå. Äâàäöàòèäâóõëåòíèé èíæåíåð Êîëÿ ïðèêèäûâàåòñÿ ïàÿëüíèêîì. Äâà ìåíåäæåðà, áûâøèå îôèöåðû, êàê ïî êîìàíäå íûðÿþò ïîä ñòîëû è òèõîé ñàïîé ïîëçóò â ñòîðîíó çàïàñíîãî âûõîäà. Ãðàæäàíñêèå ïðîâîæàþò èõ óäèâë¸ííûìè âçãëÿäàìè. Áåäû îò âîåííûõ îíè íå æäóò. È çðÿ.

— Êîðíååâ Àëåêñàíäð Íèêîëàåâè÷ çäåñü ðàáîòàåò? – ðóáèò ôðàçû òîò èç ïîñåòèòåëåé, ÷òî ïîñòàðøå ïîãîíàìè.

Íà÷àëüíèê îòäåëà ïðîäàæ Ñàøà ñòàâèò êðóæêó ñ êîôå íà ñòîë è õðàáðî øàãàåò âïåð¸ä:

— Çäåñü. ß – Êîðíååâ.

Óäèâë¸ííûå âîåííûå ïðîòÿãèâàþò åìó ëèñòîê ñ ïàðîé ðàñïëûâ÷àòûõ ïå÷àòåé.

— Ïîëó÷èòå, ðàñïèøèòåñü. Âàñ ïðèçûâàþò íà ó÷åíèÿ «Çàïàä-Âîñòîê».

— Êîãäà? – îñåë ãîëîñîì Ñàøà.

— Òàê ïðÿìî ñåé÷àñ è ïîåäåì! ×åãî òÿíóòü? – óõìûëüíóëñÿ òîò, ÷òî ïîãîíàìè ïîìëàäøå. – Ó íàñ åù¸ ñïèñîê áîëüøîé. Òîëüêî â ýòîì çäàíèè òðîèõ íàäî íàéòè.

 íàñòóïèâøåé òèøèíå áûëî ñëûøíî, êàê èêàåò îò ñòðàõà èíæåíåð Êîëÿ è íà âñÿêèé ñëó÷àé çàïèðàåòñÿ â êàáèíåòå äèðåêòîð.

— Ýòî êàêàÿ-òî îøèáêà, — ìÿìëèò Êîðíååâ. – ß íåãîäåí. È ìíå óæå òðèäöàòü ïÿòü ëåò.

— Ðàçáåð¸ìñÿ, — êîçûðÿåò ñòàðøèé. – Íå òÿíèòå âðåìÿ, ïîåõàëè.

Äåâ÷îíêè âñïëàêíóëè, ñêèíóëèñü Ñàøå ññîáîéêàìè. Ìîë, êòî òåáÿ òàì, áîëåçíîãî, íåñ÷àñòíîãî, íàêîðìèò-ïðèãîëóáèò. Ñèñàäìèí, ñâîëî÷ü áåñ÷óâñòâåííàÿ, âðóáèë íà âåñü îôèñ «Ïðîùàíèå ñëàâÿíêè». Ïðîâîæàòü Ñàøó â êîðèäîð âûøåë ãåíåðàëüíûé.

— Òû ýòî, ïèøè, çâîíè, íà âðåìÿ òâîåãî îòñóòñòâèÿ íàçíà÷èì ÈÎ, òàê ÷òî çà ïðîåêòû íå âîëíóéñÿ, — îí ïîõëîïàë Ñàøó ïî ïëå÷ó è ïîáåæàë ïðÿòàòüñÿ îáðàòíî â êàáèíåò.

Êîðíååâà îòâåçëè ê ðàéîííîìó âîåíêîìàòó, ïîñàäèëè â àâòîáóñ ñ òàêèìè æå âåëèêîâîçðàñòíûìè áåäîëàãàìè. Îñîçíàâ, ÷òî åãî çàòÿãèâàåò â êàêîé-òî âîåííûé âîäîâîðîò, Ñàøà íà÷àë òðåïûõàòüñÿ. Âûñêî÷èë èç àâòîáóñà è ïðèñòàë ê êàêîìó-òî îôèöåðó.

— Ïîñëóøàéòå, ýòî êàêàÿ-òî îøèáêà. ß íåãîäåí. Ó ìåíÿ àëëåðãèÿ è äàâëåíèå. Ìíå íåëüçÿ â àðìèþ.

Âîåííûé ïîñìîòðåë íà äåçåðòèðà óñòàëî è ñ îñóæäåíèåì.

— Äà ÷åãî âû íîåòå? Äâå íåäåëè íà ïðèðîäå, íà ñâåæåì âîçäóõå. Ïîáåãàåòå, ðàñòðÿñ¸òå æèðû.

Ñàøà îöåíèë îáú¸ì æèðîâ ïîä ôîðìåííîé îäåæäîé ñîáåñåäíèêà è ïîêà÷àë ãîëîâîé. Ïîëåâûå óñëîâèÿ ÿâíî íå øëè íà ïîëüçó îôèöåðó.

— Ó ìåíÿ ðàáîòà!

— Ó âñåõ ðàáîòà! À ðîäèíó êòî çàùèùàòü áóäåò? – ñóðîâî ñïðîñèë âîåííûé.

— Òàê âû è áóäåòå, — îãðûçíóëñÿ Ñàøà.

Îôèöåð îáèäåëñÿ.

— Ïèøèòå ðàïîðò âîåíêîìó. Ïîíàáèðàþò òóò èíâàëèäîâ!

Ñàøà îòûñêàë ëèñòî÷åê, ðó÷êó. Òóò æå, íà êîëåíêå íàâàÿë ðàïîðò. Ìîë, òàêîé-òî è òàêîé, ñëóæèòü íå ìîãó, ó ìåíÿ àëëåðãèÿ è âîîáùå ÿ íåãîäåí. Ïîáåãàë ïî êîðèäîðàì â ïîèñêàõ ñòàðøåãî. Ñòàðøèé – õóäîé ñóðîâûé ïîäïîëêîâíèê ïîñìîòðåë íà íåãî áðåçãëèâî.

— Âîò èç-çà òàêèõ êàê âû ðîäèíà â îïàñíîñòè! – ñêàçàë îí.

— Ìíå íèêàê íåëüçÿ íà ó÷åíèÿ, — íîåò Ñàøà. – Ó íàñ ïëàí ïðîäàæ ãîðèò. ß æå çíàþ, ÷òî ó âàñ íà òàêîé ñëó÷àé åñòü äëÿ ïðèçûâà êàíäèäàò íîìåð äâà. Ìîæåò ëó÷øå åãî?

Ïîäïîëêîâíèê ïîêîïàëñÿ â áóìàæêàõ íà ñòîëå.

— Êîðíååâ? Äà, åñòü íîìåð äâà. Àâäååâ Âëàäèìèð Òðîôèìîâè÷.

— Âîò âèäèòå! – îáðàäîâàëñÿ Ñàøà. – Òàê ÿ ïîéäó?

— Ñòîÿòü! Àâäååâà ìû íå íàøëè. Ïîýòîìó çà âàìè è ïðèåõàëè.

— Ìíå íåëüçÿ â àðìèþ. Ó ìåíÿ àëëåðãèÿ.

—  òðåòèé êàáèíåò! – ñóðîâî áóð÷èò âîåííûé. – Çàïîëíèòå òàì àíêåòó, îòäàäèòå ðàïîðò. Òàì ïîñìîòðèì.

Ñàøà ðûñüþ â òðåòèé êàáèíåò. Òàì – æåíñêîå öàðñòâî. Íåñêîëüêî ïîæèëûõ äàì ñ õàðàêòåðíî ïîäæàòûìè ãóáàìè îôèöåðñêèõ æ¸í. Ñìîòðÿò íà Ñàøó, êàê íà ïðåäàòåëÿ.

— Âñ¸ áåãàþò è áåãàþò, — âîð÷èò îäíà. – Íåò, ÷òîá îòäàëè äîëã ðîäèíå.

— ß ðîäèíå íè÷åãî íå äîëæåí, — îãðûçàåòñÿ Ñàøà.

È ñàäèòñÿ àíêåòó çàïîëíÿòü.

Âîïðîñû ñòàíäàðòíî-êàç¸ííûå. «Íå ïðèíèìàë ëè íàðêîòèêè? Åñòü ëè ðîäñòâåííèêè çà ãðàíèöåé? Êîíòàêòèðîâàë ëè ñ ñîòðóäíèêàìè ñïåöñëóæá?»

Ñàøà ñðàçó ïðåäñòàâèë, êàê ñèäèò îí ñ äâîþðîäíûì áðàòîì-ýìèãðàíòîì â Àìñòåðäàìå, âêóøàþò «êåêñèêè», à òóò ïîäõîäèò ê íèì îôèöèàíò, äîñòàåò èç-ïîä ïîëîòåíöà êîðî÷êó è êîìàíäóåò.

— Òîâàðèùè! Íàäî îòäàòü æèçíü çà íàøó âåëèêóþ ñòðàíó!

È â êàôå âõîäèò Øòèðëèö.

Ñàøà äàæå çàõèõèêàë îò òàêèõ ìûñëåé. Ò¸òêè ïîêîñèëèñü íà íåãî ñ ïîäîçðåíèåì.

Êîðî÷å, ñäàë ðàïîðò, àíêåòó, ïîø¸ë îáðàòíî â àâòîáóñ. Òîëüêî óñòðîèëñÿ, âûëåòàåò èç âîåíêîìàòà äàâåøíÿÿ ò¸òêà è òðÿñ¸ò ëèñòêîì àíêåòû.

— ×òî âû òóò ïîíàïèñàëè? Êàêèå íàðêîòèêè? Êàêîé Øòèðëèö?!

— Ñàõàð – òîæå íàðêîòèê, — íàñòàâèòåëüíî ãîâîðèò Ñàøà. – Íå ìîãó áåç íåãî. È êîôåèí. Òîæå äîçà êàæäîå óòðî. Áðàò ó ìåíÿ â Êèåâå – ÷åì íå çàãðàíèöà. À ñîòðóäíèêîâ ñïåöñëóæá âîêðóã ïîëíî, íàâåðíÿêà ïîñòîÿííî êîíòàêòèðóåì.

Àâòîáóñ ðæ¸ò. Ò¸òêà áàãðîâååò.

— Èäèîò! Òóò ñåðü¸çíûé äîêóìåíò! À åù¸ âçðîñëûå ëþäè!

Àâòîáóñû çàâåëèñü. Ó Ñàøè âñ¸ âíóòðè ¸êíóëî. Îí áðîñèëñÿ ê îäíîìó èç ñîïðîâîæäàþùèõ.

— ß òóò ðàïîðò íàïèñàë. Ìåíÿ îñòàâèòü äîëæíû.

— Ñÿäü! – êîðîòêî îòâåòèë âîåííûé. – Ðàçáåð¸ìñÿ.

Íå äîæäàëñÿ Ñàøà ðåøåíèÿ, ïðèøëîñü åõàòü â ÷àñòü. Ïîêà åõàë – äóìàë, êàê æå îíî òàê ïîëó÷èëîñü.

Åãî æå äåéñòâèòåëüíî êîìèññîâàëè åù¸ â þíîñòè, â 1999-ì. Èç-çà òðåêëÿòîé àëëåðãèè, èç-çà êîòîðîé Ñàøà ïî âåñíå ïîêðûâàëñÿ ïÿòíàìè è ÷èõàë. Ïîòîì ïîñòóïèë â ìåäèöèíñêèé, à òàì âñå ïàðíè ïîøëè íà âîåííóþ êàôåäðó. Íó, Ñàøà çà êîìïàíèþ òîæå ïîø¸ë. Î ñâîåé áîëÿ÷êå îí ðåøèë çàáûòü, à íà êàôåäðå è íå ñïðîñèëè, ïîýòîìó îòó÷èëè ïî ïîëíîé ïðîãðàììå. È òîëüêî êîãäà ïðèøëà ïîðà äàâàòü ïðèñÿãó, îïîìíèëèñü.

— Êîðíååâ, òàê òû æ íå ãîäåí?!

— Îãðàíè÷åííî â âîåííîå âðåìÿ!

— Á….! – êîðîòêî âûñêàçàëñÿ çàâêàôåäðó. – Âîò èç-çà òàêèõ, êàê òû âå÷íûå ïðîáëåìû.

Óæå çàäíèì ÷èñëîì ïîäìóòèëè ÷òî-òî è ïîñòàâèëè â êàðòå, ÷òî Ñàøà âñ¸-òàêè íåìíîæêî ãîäåí. Ïîëó÷èë îí ñâîè ëåéòåíàíòñêèå ïîãîíû íà áóìàãå è íàâñåãäà óøåë â çàïàñ. Êòî æå çíàë, ÷òî ÷åðåç äåñÿòü ëåò òàê äåëî îáåðí¸òñÿ.

Ïðèâîçÿò â ÷àñòü, ïå÷àëüíî èçâåñòíóþ ïî÷òè êàæäîìó ñëóæèâøåìó áåëîðóñó. Ñàøà îïÿòü ê ñîïðîâîæäàþùèì.

— Ðàçîáðàëèñü?

— Äà òâîþ æ ìàòü, ÷òî òû ïðèñòàë! – ðÿâêàåò îäèí èç îôèöåðîâ. – Âèäèøü, íå äî òåáÿ òåïåðü. Ïîêà ñòîÿëè, ïîêà ñ ïîñòàìè îïðåäåëÿëèñü, ýòè ñâîëî÷è «ñèíèå» àâòîáóñ çàìèíèðîâàëè. Òåïåðü ãîâîðÿò, ÷òî ìû âñå òðóïû.

— Îòëè÷íî, — îáðàäîâàëñÿ Ñàøà. – Åñëè ÿ ì¸ðòâûé, òî ìîæíî ÿ äîìîé ïîïîëçó?

— Ïîãîäè, — îòìàõèâàåòñÿ ñòàðøèé. – Ìû ñ íèìè ñåé÷àñ äîãîâîðèìñÿ, ÷òî ìèíà íå âçîðâàëàñü.

Ïîêà äîãîâàðèâàëèñü, ïîêà ñóòü äà äåëî, Ñàøà êîðìèë òîâàðèùåé ïî íåñ÷àñòüþ îôèñíûìè ññîáîéêàìè è òðàâèë ìàòåðíûå àíåêäîòû. Ïîçâîíèë æåíå:

— Äîðîãàÿ, ê âå÷åðó íå æäè, ìåíÿ â àðìèþ çàáðàëè!

— Âîò ÷òî òîëüêî íå ïðèäóìàåò, ëèøü áû ñ ðåá¸íêîì íå ñèäåòü! – ôûðêíóëà ñóïðóãà. – Êîãäà âåðí¸øüñÿ?

— ×åðåç äâå, ÷åðåç äâå çèìû! – ïðîïåë Ñàøà.

Ñóïðóãà ïñèõàíóëà è òðóáêó áðîñèëà.

Ïðèøëè êàêèå-òî ñåðæàíòû, âûãíàëè «ïàðòèçàí» èç àâòîáóñà, ïîñòðîèëè âäîëü çàáîðà. Ïîòîì ïîâåëè â êàçàðìó, ïåðåîäåâàòüñÿ â ôîðìó. Ñàøà ñíîâà çààðòà÷èëñÿ, äåðãàåò çíàêîìîãî îôèöåðà.

— Ó ìåíÿ àëëåðãèÿ, ìåíÿ åù¸ â 99-ì êîìèññîâàëè ñ ïîìåòêîé «îãðàíè÷åííî ãîäåí â âîåííîå âðåìÿ». Åñëè ÿ íàäåíó ýòó ôîðìó, êîòîðóþ íåèçâåñòíî êîãäà è íåèçâåñòíî ÷åì ñòèðàëè, òî íå ãàðàíòèðóþ, ÷òî ñåé÷àñ æå íå âûäàì âàì òóò àíàôèëàêòè÷åñêèé øîê.

— Äà ÷òî òû þëèøü! – çëî îòâå÷àåò âîåííûé. – Òåáÿ æå, áëèí, íå ñîëäàòîì ïðèçûâàþò! Âîò, ïî äîêóìåíòàì ñìîòðþ – ìåäèê. Äàäóò â ïîä÷èíåíèå ïàðî÷êó ñàíèíñòðóêòîðîâ, áóäåøü èìè êîìàíäîâàòü.

Ñàøå â àðìèþ åù¸ áîëüøå ðàñõîòåëîñü. Îí ïðåäñòàâèë, ÷òî åìó äâå íåäåëè ïðèä¸òñÿ îòâå÷àòü çà äâóõ íåçíàêîìûõ îáîëòóñîâ äåâÿòíàäöàòè ëåò. È âñ¸ ýòî ñðåäè òàíêîâ, áîåâîãî îðóæèÿ è ñëåãêà íåòðåçâûõ ñîñëóæèâöåâ.

— Âåäèòå ìåíÿ ê âðà÷ó! – çàÿâèë îí îôèöåðó. – Ñ ìîèì äèàãíîçîì – íåëüçÿ â àðìèþ.

Âîåííûé ñäàëñÿ è ïîòàùèë Ñàøó â ìåäïóíêò. Â ìåäïóíêòå ñèäåë òîëüêî ÷òî âûïóùåííûé èç óíèâåðà ìîëîäîé äîêòîð è õëîïàë èñïóãàííûìè ãëàçàìè. Ôóðàæêà íà äâà ðàçìåðà áîëüøå, ñ òðóäîì óäåðæèâàëàñü íà îòòîïûðåííûõ óøàõ.

— Âîò, ëåéòåíàíò. Êîñàðü òóò ó òåáÿ êàêîé-òî! – âîð÷èò ñîïðîâîæäàþùèé. – Àëëåðãèè ó íåãî, øîê! Ãëÿíü.

Ìåäèê ñìîòðèò â Ñàøèíû äîêóìåíòû.

— Íó äà, — ìÿìëèò îí. – È àëëåðãèÿ åñòü. È ãîäåí îãðàíè÷åíî. Âû ðàïîðò â âîåíêîìàòå ïèñàëè?

— Òàê òî÷íî, — îáðàäîâàëñÿ Ñàøà. – Ïèñàë.

— È ÷òî îíè âàì îòâåòèëè?

— Îòâåòèëè – ðàçáåð¸ìñÿ. È ñþäà ïðèâåçëè.

Ëåéòåíàíò íà ñåáÿ îòâåòñòâåííîñòü íå âçÿë. Ïîçâîíèë íà÷ìåäó. ßâèëñÿ öåëûé ìàéîð. Ïðåçðèòåëüíî ïîñìîòðåë íà Ñàøó è ïîãðóçèëñÿ â èçó÷åíèå åãî áóìàã.- Òàê, îãðàíè÷åííî ãîäåí. Ðàïîðò â âîåíêîìàòå ïèñàë?

— Òàê òî÷íî! – óæå ïðèâû÷íî îòçûâàåòñÿ Ñàøà.

— Ðàçáåð¸ìñÿ.

Ìåäèêè ïîñîâåùàëèñü è ïîçâàëè êàêîãî-òî ñàìîãî ñòàðøåãî. Ïðèø¸ë ñåäîé òîâàðèù â ôîðìå, êîòîðîãî Ñàøà òóò æå îêðåñòèë Ãåíåðàëîì.

— Ñëóæèòü íå õî÷åøü? – ïðèùóðèëñÿ Ãåíåðàë.

— Õî÷ó, — âûòÿíóëñÿ ïî ñòðóíêå Ñàøà. – Íî íå ìîãó. Áîëåí!

Ãåíåðàë ïîêîñèëñÿ íà ìåäèêîâ. Òå ñîãëàñíî çàêèâàëè ãîëîâàìè.

— Ðàïîðò â âîåíêîìàòå ïèñàë? – çàäàë çàêîíîìåðíûé âîïðîñ Ãåíåðàë.

— Òàê òî÷íî!

— Ïîíàáèðàþò òóò ñ óëèöû, — ïðîâîð÷àë Ãåíåðàë. – Òàê, ãäå åãî áóìàãè?

Ãåíåðàëó òóò æå ïðèíåñëè âñå áóìàãè.

— ×òî ýòî? – âîåííûé äâóìÿ ïàëüöàìè âûòàùèë èç ïàïêè çëîñ÷àñòíóþ àíêåòó èç âîåíêîìàòà. – Òàê. Íàðêîòèêè. Øòèðëèö. Ñïåöñëóæáû. Äà îí äóðàê êàêîé-òî!

— Òàê òî÷íî! – ñíîâà âûòÿíóëñÿ ïî ñòðóíêå Ñàøà. – À äóðàêè â àðìèè íå íóæíû. Êîðî÷å, ÿ ïîø¸ë.

— À ÿ âîò ñåé÷àñ ïîçâîíþ òåáå íà ðàáîòó, ðàññêàæó, ÷òî òû íàðêîìàí! – ïðèãðîçèë Ãåíåðàë. – Òåáÿ óâîëÿò è áîëüøå íèêóäà íå âîçüìóò.

— Çâîíèòå, — ïîæàë ïëå÷àìè Ñàøà.

— Ðàçáåð¸ìñÿ! – çàêîíîìåðíî ðÿâêíóë Ãåíåðàë è âåëè÷åñòâåííî óäàëèëñÿ.

×åðåç ïÿòü ìèíóò Ñàøå ïîçâîíèë èñïóãàííûé äèðåêòîð.

— Àëåêñàíäð, ìíå òóò êàêîé-òî ãåíåðàë çâîíèò. Æàëóåòñÿ íà òåáÿ. Ãîâîðèò, ÷òî òû íàðêîìàí.

— Äà îíè ñàìè òóò âñå íàðêîìàíû! Ðàçâåëè äåòñêèé ñàä.

— Òû òàì ïîîñòîðîæíåå, — ïðîñèò äèðåêòîð. – Òû íàì æèâîé íóæåí. È íà ñâîáîäå.

Ãåíåðàë âåðíóëñÿ åù¸ ÷åðåç ÷àñ.

— Íó ÷òî? Ãîòîâ ñëóæèòü, äåçåðòèð?

— Íèêàê íåò! – ðÿâêíóë Ñàøà. – Ìîæíî ÿ äîìîé ïîéäó.

Ãåíåðàë ïîñìîòðåë íà íåãî, êàê íà íàñåêîìîå. È øâûðíóë áóìàãè íà ñòîë.

— Îôîðìëÿéòå ýòîãî äåçåðòèðà! Âîéíà íà÷í¸òñÿ – òîæå âñå, êàê òàðàêàíû ðàçáåãóòñÿ.

Äîìîé Ñàøà ïðèåõàë ïîçäíî âå÷åðîì íà òàêñè. Çà ñâîé ñ÷¸ò.

Óòðîì Êîðíååâ âåðíóëñÿ íà ðàáîòó.

— Î, íà÷àëüíèê! Ñ äåìáåëåì òåáÿ! – îáðàäîâàëñÿ ñèñàäìèí. È îïÿòü, ñâîëî÷ü, âðóáèë íà âåñü îôèñ ÷òî-òî òîðæåñòâåííîå è ÷åêàííîå.

Åù¸ íåäåëþ ïîñëå ýòîãî ïðèêëþ÷åíèÿ Ñàøà ãîâîðèë ïîä÷èí¸ííûì:

— ß â àðìèþ óõîäèë – ïîñòàâèë òåáå çàäà÷ó. Âåðíóëñÿ – à çàäà÷à òàê è íå âûïîëíåíà!

— ×òî ñ ëþäüìè àðìèÿ äåëàåò, — íûëè ñîòðóäíèêè. – Ñîâñåì îò ðóê îòáèëñÿ.

À ïîòîì íàñòóïèë ñëåäóþùèé ïîíåäåëüíèê è âñ¸ êàê-òî çàáûëîñü.

Èñòîðèÿ îñíîâàíà íà ðåàëüíûõ ñîáûòèÿõ.  ïðîöåññå ñëóæáû íè îäèí íà÷àëüíèê îòäåëà ïðîäàæ íå ïîñòðàäàë.

Àâòîð Ïàâåë Ãóøèíåö (DoktorLobanov) ðàññêàç èç êíèãè «Ñáîðíèê íîìåð ïÿòü»

Ãðóïïà àâòîðà https://vk.com/public139245478

ÏÑ. Óâàæàåìûå ÷èòàòåëè. Íåäåëþ íàçàä ìíå ïîçâîíèëè ñ îäíîãî èçâåñòíîãî â Áåëàðóñè ðåñóðñà è ïðåäëîæèëè äàòü èíòåðâüþ. Ïðî ìî¸ ïèñàòåëüñêîå òâîð÷åñòâî, ïðî Ïèêàáó, è, êîíå÷íî ïðî ïàðàçèòîâ. Ïî÷èòàòü ìîæíî çäåñü. Äëÿ Ëèãè Ëåíè äîñòóïåí àóäèîâàðèàíò

https://tech.onliner.by/2019/06/27/parazity

Источник