Бронхиальная астма психологические проблемы

Бронхиальная астма психологические проблемы thumbnail

Психосоматические заболевания — группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов.

Психосоматика — это направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

Психосоматические заболевания привью

Психосоматика помогает разобраться в психологических факторах, послуживших толчком к развитию той или иной болезни. Многие недуги, в том числе и бронхиальная астма, тесно взаимосвязаны с эмоциональной сферой человека. Психосоматика астмы обусловлена страхом быть отверженным самыми близкими людьми. Чтобы облегчить течение болезни, а возможно, и избавиться от нее, прежде всего, следует внимательно изучить все причины астмы.

Психосоматические причины болезни

Бронхиальная астма является наиболее ярким примером психосоматических заболеваний. На развитие болезни влияют несколько факторов.

Астма развивается под влиянием:

  • аллергии;
  • воспалительных процессов;
  • негативных психологических и эмоциональных состояний.

Эмоциональные переживания, стрессы являются благоприятной почвой для обострения заболевания. Несмотря на то, что бронхиальная астма в большинстве случаев переходит по наследству, развивается она не сразу же после рождения. Болезнь может дать о себе знать в любом возрасте, а толчком к ее прогрессированию обычно становится неблагоприятный эмоциональный фон.

Эмоциональные переживания способствуют развитию недуга более, чем физиологические факторы. Психологические перегрузки формируют астматическое состояние.

Эмоции, которые приводят к заболеванию

Бронхиальная астма – это болезнь, которая затрагивает органы дыхания. Именно с этими органами и связана психосоматика бронхиальной астмы – дыхание, первый вздох только родившегося ребенка, крик малыша, который зовет мать. Психотерапевт и психолог Линде Николай Владимирович причину астмы связывает с зависимостью ребенка от матери. Согласно его наблюдениям, астма вызывается эмоциональными причинами, которые касаются неправильных отношений, возникающих между матерью и ребенком.

С помощью крика и плача малыш пытается привлечь к себе внимание, так он ищет защиту и безопасность. Если между матерью и ребенком не возникло психологического контакта, ребенок испытывает тревогу и беспокойство, которая остается с ним на протяжении всей его последующей жизни. По мере взросления, человека потребность в защите выражается астматическими приступами. Таким образом, можно сделать вывод, что люди страдающие астмой испытывают недостаток любви и взаимопонимания от своих близких.

Неумение дать выход своим отрицательным эмоциям, является еще одной психосоматической причиной болезни. Астматики не выплескивают агрессию наружу, поэтому они подвержены депрессиям, им приходится подавлять внутренний негатив, который проявляется бронхоспазмами и вызывает удушье.

Психосоматические заболеванияПсихосоматические заболевания

Психологическая характеристика астматика

По наблюдению психологов, люди, страдающие бронхиальной астмой, могут иметь схожие психологические характеристики. Большинство из них предпочитают уединение и одиночество. И чем тяжелее протекает заболевание, тем больше человек замыкается в себе. Астматикам не хватает решительности, им сложно сделать выбор.

Кроме того характеристику пациента можно дополнить следующими качествами:

  • обидчивость;
  • нервозность;
  • быстрая речь, имеющая некоторый негативный оттенок;
  • подверженность стрессам и депрессиям.

Больные бронхиальной астмой очень чувствительны и эмоциональны, они инфантильны и зависят от мнения окружающих.

Астма на нервной почве

Не каждая стрессовая ситуация приводит к развитию бронхиальной астмы. Это заболевание может появиться на почве сильных переживаний, связанных с проблемами и конфликтными ситуациями в семье. Частые ссоры, враждебная атмосфера в семье, отсутствие взаимопонимания приводит к тому, что у человека начинают все чаще появляться приступы одышки.

Астма на нервной почве возникает по следующим причинам:

  • у детей астматическое состояние может развиться при появлении в семье второго малыша, внимание матери в большей мере направлено в таком случае на новорожденного, первый ребенок страдает от его нехватки в свой адрес;
  • в подростковом возрасте к психологическим причинам бронхиальной астмы относят попытки подавить злобу и агрессию, тревожность, всплеск эмоций.
  • у взрослых спровоцировать болезнь может развод или разрыв отношений, сексуальное искушение, межличностные конфликты;
  • молодая девушка переживает по поводу взросления и отрыва от матери, на нервной почве у нее развивается бронхиальная астма;
  • у юноши болезнь может развиться перед предстоящим браком, когда отношения с матерью меняются на отношение к невесте.

Для того чтобы нервный фактор не оказывал влияние на обострение заболевания, человеку следует работать над собой, учиться преодолевать стрессы, конструктивно решать конфликты. Следует избавиться от привычки обвинять себя и других людей, научиться прощать. Нужно прислушиваться к себе и не поступать против своей воли в угоду окружающим. Не следует все проблем носить в себе, их нужно обсуждать с близкими людьми. При наличии проблем психологического характера не стоит стеснять обращаться за помощью к психологу.

Психосоматика астмы у детей

Пульмонолог слушает дыхание ребенока

Психосоматические причины бронхиальной астмы у детей заслуживают особого внимания. Источник проблемы может зарождаться еще в утробе матери, в случаях, когда женщина вынашивает нежеланного ребенка. Если молодая мама и после рождения малыша не уделяет ему достаточного внимания, это может отразиться на состоянии детского здоровья и спровоцировать бронхиальную астму.

Бывает так, что проблема возникает позже, в возрасте от трех до пяти лет. В этом случае причину следует искать во взаимоотношениях. Возможно, взрослые предъявляют ребенку чересчур завышенные требования, с которыми ребенку трудно справиться.

Чрезмерная опека также является неблагоприятным фактором, который может привести к бронхиальной астме. При такой форме воспитания, ребенок вынужден постоянно находиться под влиянием родителей, он не проявляет собственной инициативы. Это приводит к подавлению чувств, эмоций намерений, которые, в свою очередь со временем обернутся в приступы удушья.

Воспитываясь в неблагоприятных условиях, неполной или неблагополучной семья, малыш будет страдать от недостатка внимание со стороны матери, ребенок любым способом будет стараться обратить на себя внимание. Все это является благоприятной почвой для развития заболеваний, связанных с дыхательной системой.

Психосоматический фактор в развитии болезни у ребенка имеет подчас определяющее значение.

Устранение психосоматических причин

Чтобы избавиться от заболевания или облегчить его течение, нужно будет устранить психосоматические причины, послужившие развитию астмы.

В этом направлении хорошо помогают:

  • психотерапевтические процедуры;
  • иглотерапия;
  • климатотерапия.

Чтобы повысить стрессоустойчивость, можно принимать природные седативные препараты, такие, как пустырник, валериана.

Психотерапия при бронхиальной астме

Психотерапевтические процедуры при лечении бронхиальной астмы должны быть направлены на повышение жизненных сил и возможностей, коррекция эмоциональных расстройств, формирование правильного поведения и реакции на стрессообразующие факторы.

Пациенты с бронхиальной астмой часто замкнуты, они испытывают тревожность и недоверчивость, отрицательные эмоции преобладают над положительными. Для астматиков характерны защитные механизмы:

  • отрицание;
  • вытеснение;
  • регрессия.

Хорошее терапевтическое воздействие оказывают групповые занятия с психологом.

В группах организуют:

  • занятия дыхательной гимнастикой;
  • аутогенную тренировку;
  • занятия по функциональному расслаблению.

Особое значение, как уже было сказано выше, имеет психологическая атмосфера в семье. Поэтому, прежде всего, следует обратить внимание именно на этот фактор. Очень важно пересмотреть психологический климат, сформировавшийся между взрослыми и детьми, а также между супругами. Накаленная атмосфера, конфликты и разлады должны уйти из семейных отношений. Здоровая семья – залог не только психического, но и физиологического здоровья.

Психотерапия при БА

Статистика

Бронхиальная астма в большинстве случаев диагностируется у детей. Чаще всего она начинает свою активность в возрасте от пяти лет. Психологи отмечают, что мальчики страдают этим недугом чаще, чем девочки, поскольку, их воспитывают в более строгих условиях и требования предъявляют более высокие. Многим удается избавиться от астмы в период полового созревания.

Если болезнь поражает взрослого человека, чаще всего, это случается в период от 22 до 35 лет. В этом случае уже женщины находятся в группе риска.

При астме психосоматика играет не последнюю роль. Астма и психосоматика тесно взамосвязаны. Чтобы избавиться от недуга, важно учитывать этот фактор. Следует научиться адекватно оценивать обстановку, отпускать прошлое, забывать неприятные ситуации. Жизненные силы нужно направить на самосовершенствование, процветание, быть более доброжелательным и открытым людям.

Please follow and like us:

Источник

Психологические причины бронхиальной астмы.

Психологические причины бронхиальной астмы.Дыхание — это жизнь. Почему же тогда возникают ситуации, когда наш организм отказывается дышать, попросту лишая нас возможности не просто нормально функционировать, а фактически ставя под угрозу само наше существование? Давайте поподробнее разберемся в том, каковы психологические причины бронхиальной астмы и механизм ее развития. Ведь узнав чуть больше о болезненной ситуации, мы получаем реальный шанс что-то изменить в своей жизни.

Бронхиальная астма представляет собой один из наиболее опасных видов аллергий. Она проявляется в виде приступов удушья, при которых человеку труднее сделать вдох, чем выдох. Т.о. организм как бы отказывается впускать в себя кислород и другие вещества, находящиеся в воздухе. На физиологическом уровне это выражается в сужении просвета бронхиол — мельчайших веточек нашего бронхиального дерева, через которые и поступает в легкие кислород. А просвет сужается благодаря спазму гладкой мускулатуры бронхиального дерева, что сопровождается также отеком слизистой и избыточным выделение мокроты. Как результат — невозможность сделать вдох, или сильные затруднения в этом процессе.

Поводом для запуска подобной реакции могут послужить самые разные причины — присутствие аллергена в воздухе, например пыли, пыльцы, шерсти животных и т.п., резкий запах, холод, физическая нагрузка, сильный стресс. Причина может быть довольно незначительной, но реакция может оказаться весьма серьезной и даже угрожающей жизни. Очень часто приступ удушья может запускаться т.н. якорями, т.е. повторяющимися ситуациями, в которых наблюдается схожий набор условий. И далеко не всегда необходимо физическое присутствие аллергена в воздухе. Аллергическую реакцию вполне можно запустить, просто думая о нем.
____________________________________

Психологические причины бронхиальной астмы:

Психологическая метафора бронхиальной астмы — неспособность дышать полной грудью в этом сложном мире, т.е. затруднение выживания. Дышать самостоятельно мы начинаем лишь тогда, когда появляемся из утробы матери. До тех пор мы получали необходимый для жизни кислород через надежно связывающую нас с нею пуповину. Первый вдох — это первое самостоятельное действие, совершенное нами в жизни. И действие достаточно болезненное, ведь в этот момент наши легкие разворачиваются, чтобы вместить в себя столь необходимый кислород.

До этого момента все наши нужды обеспечивались абсолютно автоматически и мы переживали чувство уюта и безопасности. Впервые попав в новый мир, мы получили возможность действовать более свободно, но уже не можем быть столь гарантированы в удовлетворении своих потребностей, как было раньше. Тогда мы чувствовали любовь и заботу о себе и хотим продолжать ощущать ее и дальше. Если же этой заботы становится для нас недостаточно, если нам мало той любви, которую изливают на нас родители, тогда и начинает сбоить самая первая наша самостоятельная система — дыхание. Хотя может быть и обратная ситуация, когда забота и опека родителей настолько чрезмерна, что ребенок почти не может сделать вдох или выдох самостоятельно, поскольку кто-то постоянно участвует в этом процессе. Т.о., как недостаток заботы, так и ее избыток, в равной степени лишают ребенка возможности дышать свободно.

В связи с этим возникает необходимость найти выход из тягостной для ребенка ситуации. Т.е. нужно изменить ситуацию таким образом, чтобы все получили необходимое им без вышеперечисленных негативных последствий. В результате меняется вся тактика спасения и развивается бронхиальная астма. Ведь демонстрируя симптомы затруднения дыхания, ребенок реализует вполне легальный и эффективный способ получить столь нужную ему заботу и внимание. Да и сверхопекающие родители получают хорошее оправдание своей чрезмерной заботе. Так что все остаются довольны, если бы не побочный эффект в виде затруднения дыхания…

Но почему именно так развивается симптоматика, спросите Вы? Ведь нарушения дыхания могут быть самые разные. Почему именно астма?

Все дело в том, что центральную роль в формировании нервно-психического механизма развития астмы играют отношения с матерью, а именно их нарушения. У ребенка формируется амбивалентное, противоречивое отношение к матери, сочетающее в себе желание нежности и страха перед ней. Иными словами это отношение можно определить словами люблю и ненавижу. Такое отношение ребенка к матери формируется тогда, когда мать по каким-то причинам отвергает его. Причины отвержения ребенка матерью лежат прежде всего в ее собственной эмоциональной незрелости и неразрешенных проблемах, имевших место в ее детстве. Тогда при сближении с ребенком мать чувствует свое раздражение по отношению к нему, что вызывает у нее вполне обоснованное чувство вины. Ведь она не хочет так относиться к своему ребенку, но ничего не может с собой поделать!

Ребенок же в свою очередь ощущает ее отношение и испытывает ответную агрессию по отношению к ней, а также тревогу и страх, поскольку полностью зависит от отвергающей его матери. Открытое проявление этих чувств, которое выражается в рыдании и плаче, запрещается матерью, которая говорит Не плач, Перестань кричать или Когда же все это кончится! В результате ребенок вынужден подавить свой гнев и негодование, чтобы взамен за хорошее поведение получить столь необходимую ему любовь и принятие.

В результате общение между матерью и ребенком переходит на другой уровень, когда формируется телесная коммуникативная связь, где астматические симптомы служат как бы запросом на получение тепла, любви и заботы со стороны матери. Кроме того, эти симптомы также являются доступным способом проявить свою подавленную агрессию в форме управления действиями окружающих. Ведь у близких астматика вся жизнь строится вокруг приступов удушья их чада. Т.о. проявления симптомов астмы становятся способом манипулирования окружающими, заставляющим их поступать выгодным для больного человека образом.

Вообще же, подавленная агрессия весьма характерна для астматиков. Поскольку собственная агрессивность переживается ими как нечто опасное, угрожающее их отношениям с окружающими, то они вынуждены оставлять ее внутри себя, не выпуская наружу. Они не выпускают свой гнев на воздух, что и проявляется в приступах удушья.

Подавляя свою внутреннюю агрессию, астматики также остаются чувствительными к агрессии извне. Поэтому они так остро реагируют на любое сильное воздействие окружающей среды посредством бронхиального спазма. Он служит своего рода защитой от агрессивного агента, пытающегося проникнуть в организм через верхние дыхательные пути. На более поздних этапах реакцию удушья запускает не только само присутствие аллергена, но и просто тревога поп поводу его возможного наличия. А дальше уже всякое тревожное событие может послужить пусковым механизмом для развития бронхоспазма.

Взрослые пациенты с бронхиальной астмой часто забывают свою детскую историю, но реакции, выработавшиеся у них в детстве, остаются, и служат развитию и закреплению заболевания. В более зрелом возрасте обострение их заболевания происходит, как правило, тогда, когда астматикам необходимо проявить смелость, ответственность, независимость или же суметь пережить печаль и одиночество.

Характерными ситуациями, которые способствуют развитию заболевания, становятся те, которые требуют выражения враждебно-агрессивных либо нежных и преданных чувств. Часто одна и та же ситуация порождает в человеке одновременно противоречащие друг другу чувства и переживание, как то презрение и нежность, любовь и неприятие. Типичным для астматиков также является сближение с чувством особого ожидания (т.н. астма первой брачной ночи).

Можно также проследить связь между нарушением у астматика функции дыхания и существенным изменением его способности брать и отдавать. Для астматиков характерна выраженная тенденция к невозвращению, удержанию, сохранению, будь то физических или психологических ценностей. У тяжелых аллергиков также наблюдается стремление идентифицировать себя в общении с другими людьми, как бы быть сплавленным с ними.
______________________________________________

Психологические черты больных бронхиальной астмой:

Характерной чертой астматиков является то, что они переживают и выражают большее количество негативных эмоций, чем другие люди. У них также наблюдается недостаточная устойчивость к стрессам, инфантилизм, т.е. демонстрация детских форм поведения, склонность к блокированию эмоциональных переживаний, низкий уровень осознания себя, своих переживаний, желаний, потребностей. Также для них характерно неадекватное представление о себе, которое выражается в заниженной самооценке и высокой зависимости от мнения окружающих.

У астматиков часто обнаруживается повышенная чувствительность к запахам, которая ничем физиологически не обусловлена. При этом нужно отметить, что такая сверхчувствительность относится, прежде всего, к тем запахам, которые каким-то образом связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью к запахам также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

На этом я закончу свой обзор психологических причин бронхиальной астмы и особенностей людей, страдающих этим заболеванием. Что же касается способов выхода их этой ситуации, то должна отметить, что психотерапия астматиков достаточно сложна и длительна, и может проводиться только профессиональным психологом, специализирующимся на решение такого рода вопросов. Поэтому, если Вы решили избавить жизнь свою и окружающих от зависимости от собственного самочувствия, наберитесь терпения, и у Вас все получится!

Серия сообщений «Психология тела»:

(с) Имейте мужество верить в себя-https://psyholog-praktik.ru/

Часть 1 — Психологические причины пародонтоза.
Часть 2 — Мастопатия, миома. Причины возникновения и лечение
Часть 3 — Язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Психологические предпосылки.
Часть 4 — Психологические причины бронхиальной астмы.
Часть 5 — Энурез у детей как индикатор семейного неблагополучия.
Часть 6 — Эмоциональная диарея. В чем причина?

Часть 38 — Когда человека преследуют болезни, он должен тщательно исследовать свои поступки.
Часть 39 — Жадность дает свои болезни
Часть 40 — Заложенность носа. Нос «плачет». Потеря обоняния

Источник