Бронхиальная астма ребенка кто ставит диагноз

Бронхиальная астма ребенка кто ставит диагноз thumbnail

Бронхиальная астма представляет собой хроническое заболевание дыхательных путей. Оно характеризуется повышенной чувствительностью бронхов к воздействию факторов окружающей среды. В ответ на влияние, оказываемое средой, в бронхах появляются спазмы, в них активно вырабатывается слизь. В результате этого процесса в бронхах начинает сужаться просвет, что служит поводом для одышки.

Дать толчок бронхиальной астме могут разные возбудители. В большинстве случаев ими являются всевозможные аллергены. Спровоцировать недуг могут инфекции, климатические условия, гормональные изменения в организме.

  • Пульмонолог
  • Аллерголог
  • Отоларинголог и генетик
  • Кардиолог

Кто ставит диагноз?

Какой врач лечит астму? В зависимости от причин, послуживших началом бронхиальной астмы, будет называться список врачей-специалистов, к которым предстоит обратиться больному. Базовый диагноз «бронхиальная астма» обычно выставляет участковый терапевт либо педиатр, если заболевшим является ребенок. Но непосредственно лечением этого недуга занимаются врач-пульмонолог и аллерголог. Кроме того, потребуется консультация некоторых других специалистов.

Для точной диагностики заболевания и назначения курса терапии необходимо получить консультацию нескольких специалистов. На основании результатов комплексного обследования будет составляться план лечения.

Чтобы лечение бронхиальной астмы было эффективным, недостаточно наличия одного лишь диагноза, потребуются дополнительные исследования, которые помогут:

  • Рекомендация врачаопределить причину заболевания,
  • выявить аллерген,
  • определить степень тяжести и много другое.

После осмотра пациента пульмонолог назначает дополнительное исследование у следующих специалистов:

  • аллерголог,
  • отоларинголог,
  • генетик,
  • кардиолог.

Только на основе результатов исследований всех этих специалистов можно будет выявить причину болезни. Комплексное сотрудничество врачей узкой специализации позволит точно определить этиологию и патогенез бронхиальной астмы, а значит, назначить максимально эффективный курс терапии.

Врачи, которых следует посетить

Рассмотрим подробнее помощь этих специалистов.

Пульмонолог

Врач, который занимается диагностикой и терапией бронхиальной астмы, называется пульмонолог.

Лечащий врачЭтот специалист имеет дело с заболеваниями нижних дыхательных путей:

  • бронхитом,
  • бронхиальной астмой,
  • пневмонией и другими заболеваниями, связанными с функцией дыхательной системы.

В области ведения врача-пульмонолога находятся такие органы:

  • легкие,
  • бронхи,
  • трахея,
  • гортань.

При появлении первых характерных для бронхиальной астмы симптомов, таких как длительный сухой кашель и одышка, потребуется записаться на прием к пульмонологу.

Для уточнения диагноза пациенту потребуется пройти полное обследование и сдать анализы, которые назначит врач. Пульмонологическое исследование включает в себя:

  • аускультация (прослушивание при помощи стетоскопа или фонендоскопа),
  • Рентгенперкуссия (простукивание),
  • спирография (измерение дыхательного объема с помощью спирографа),
  • пикфлоуметрия (измерение пиковой активности выдоха),
  • рентген,
  • анализ крови,
  • анализ мокроты.

В качестве дополнительных диагностических мер может быть назначена эхокардиография и компьютерная томография.

По итогам пульмонологического исследования выявляют причины нарушения нормального функционирования легких и бронхов. Анализ крови показывает, какие факторы усугубляют течение недуга. В то же время, на основе результатов обследования пульмонолог имеет возможность оценить состояние легких и бронхов, определить степень тяжести заболевания.

Аллерголог

Бронхиальная астма в подавляющем большинстве случаев имеет аллергическую природу. Поэтому человек, которому уже поставлен диагноз, должен обратиться к аллергологу, для того чтобы определить тип астматического заболевания.

Консультация врачаОн может быть:

  • атопический (приступы возникают при реакции на аллерген),
  • инфекционно-зависимый (возникновение приступов на фоне инфекции, при физической нагрузке или под воздействием холодного воздуха),
  • смешанный (объединяет в себе атопический и инфекционно-зависимый тип астмы).

Основной задачей врача-аллерголога является определение аллергена, ставшего причиной развития недуга.

С этой целью специалист проведет скарификационные пробы, с помощью которых будут определены возбудители аллергии.

Отоларинголог и генетик

Верхние дыхательные пути, к которым относятся нос, носоглотка, гортань, входят в систему дыхательных органов. В этой системе все взаимосвязано. Именно поэтому, потребуется консультация специалиста отоларинголога, который поможет вовремя выявить симптомы формирующейся патологии.

Бронхиальная астма относится к заболеваниям, которые могут передаваться по наследству. Лица, близкие родственники которых имеют это заболевание, входят в группу риска.

Наследственный фактор играет далеко не последнюю роль в развитии этой болезни. Поэтому при возникновении предвестников недуга, потребуется консультация генетика.

Кардиолог

Астму врач-кардиолог обязательно должен дифференцировать от сердечных заболеваний, поскольку их симптомы очень схожи. Для этого необходимо провести дополнительное исследование. Приступы удушья и кашля характерны не только для бронхиальной астмы, они могут возникать и у больных с нарушениями в работе сердечно-сосудистой системы.

В результате аллергологического и пульмонологического обследования, а также на основании консультаций названных выше специалистов будет определена причина развития недуга, выявлен аллерген, провоцирующий обострение бронхиальной астмы и назначено адекватное лечение болезни.

Загрузка…

Источник

Сразу хочу обратить внимание, что моя история не про тех деток, у которых есть очевидные и серьезные показания для постановки такого диагноза. Дай им Бог всем здоровья! Моя история про детей, которые живут обычной жизнью, занимаются активно спортом и просто иногда болеют, как и все.

А горло-то у вас чистое

Воспитатели в садике стали обращать внимание, что ребенок кашляет. «Высаживают» с кашлем, отправляют к участковому врачу за справкой. Мама сбегает с работы, идет с ребенком к участковому в поликлинику и либо в очередной сто первый раз слышит диагноз «ОРВИ» (иногда кажется, что участковые врачи вообще не знают другого диагноза), либо, что более непонятно, говорят: «А горло-то у вас чистое. Можете идти в садик». Мама приносит справку в группу о том, что ребенок «здоров». Далее все более-менее в таком же порядке начинает повторяться.

Даже если мама не работает на пятидневке, находится в декрете, так сказать, «сидит дома», все это рано или поздно начинает надоедать. Вдобавок некоторые родители не стесняются в родительской группе садика «ВКонтакте», совершенно не задумываясь о том, что переходят на личности, публично обсуждать в красках бедного ребенка и его замученную маму, которая якобы умышленно приводит его с утра больным.

Развитие событий

Мама не знает, к кому ей обратиться. Не знает, кого слушать. Информация, полученная от разных специалистов, часто противоречит друг другу. Пути выхода из этого замкнутого круга начинают подсказывать такие же мамы, сами столкнувшиеся с реалиями нашей медицины. Есть пути решения, о которых не сразу узнаешь: можно сдать дополнительные анализы на коклюш или паракоклюш; сходить к кардиологу и проверить сердечную систему; обследоваться у лора на предмет аденоидита. Что там далеко ходить. Участковые врачи редко подсказывают, что в каждом районе находятся (должны находиться) реабилитационные центры, где можно бесплатно, совершенно бесплатно пройти консультацию хорошего пульмонолога, курс массажа, иглотерапии, физиотерапии и даже галокамеры (соляная пещера). В такой центр можно попасть по обычному направлению из поликлиники.

Одновременно с этим мама начинает искать возможность обследования на аллергию. А вдруг действительно аллергия? Тем более что сам город к этому располагает. Не может же кашель на ровном месте каждый раз начинаться. Вдруг дома есть какой-то аллерген? Дальше ищешь возможности, записываешься, опять отпрашиваешься с работы или берешь больничный, если нет бабушек, и бежишь с ребенком в дневной стационар ближайшего аллергоцентра. Там уже на месте маме предлагают пройти всех врачей (лор, кардиолог, окулист и пр., как своего рода профосмотр) и поставить аллергопробы.

У аллерголога

На первом же приеме добрая девушка-аллерголог начинает листать амбулаторную карту. Задает вопросы примерно следующего плана: «Расскажите, как часто вы болели и чем?» Смотрит на количество зафиксированных в карте «ОРВИ» и вдруг спокойно говорит: «Что то вы очень часто болели. Три раза в год бронхит. Давайте я поставлю вам «астму»». А среднестатистическая мама даже не знает, что это такое. Да и не обязана она знать. В поликлинике она вообще такого слова, может быть, не слышала никогда. Замученная, уставшая от переживаний и от многократного бесполезного лечения своего ребенка, траты денег на медикаменты и бесконечных специалистов, она соглашается. Мол, надо значит надо.

Ошибка номер один. В этот момент бы попросить отсрочку, спросить о сути этого диагноза, о том, что такое вообще это страшное слово обозначает, и, что очень важно, о правилах постановки и снятия данного диагноза. Как правило, такие мысли приходят потом. Не в кабинете у этого доктора. В итоге получается: никаких дополнительных обследований, аллергопробы (царапки на руке), и диагноз «астма», по факту поставленный со слов.

Мама относит выписку из аллергоцентра в садик. Ошибка номер два. Почему? Потому что «так положено». После чего на медицинской карте ребенка появляется красная буква «А». Эта самая буква, как оказалось, потом не даст спокойно получить справку в детский лагерь, справку для спортивных занятий, и будет указана третья группа здоровья (ЛФК). Мама бежит обратно к аллергологу, поставившему этот диагноз, и просит дать справку хотя бы о том, что спортивными занятиями можно заниматься без ограничений. Ее ребенок с трех лет ходит в профессиональную спортивную секцию, и эта справка жизненно нужна. Аллерголог пишет справку с формулировкой «спортивные занятия без ограничений. Физкультурная группа обычная».

По рекомендации очередного специалиста мама поменяла подушки, убрала все перьевые. Кашель перестал быть частым, можно сказать, почти прошел. А диагноз остался. Ни у фтизиатра, ни у аллерголога ребенок на учете не состоит просто потому, что нет необходимости. Никакой одышки и тем более приступов не наблюдалось и не наблюдается даже близко. Участковый врач, который знает ребенка с рождения, разводит руками: «А эта астма у вас вообще есть»?

А дальше школа, первый класс. И врач школы определяет ребенка в группу ЛФК, которая проводится уже за рамками школьного времени, когда у ребенка должна быть тренировка. На физкультуру по факту здорового ребенка не пускают. Каждый раз мама слышит вопросы: «А что, со мной что-то не так?» И нет этому конца…

Как же снимается этот диагноз?

Кто-то из врачей будет говорить, что этот диагноз вообще никогда не снять. Но это же абсурд? Оказывается, в настоящее время этот вопрос можно решить только через стационар. И не в каждой детской больнице в действительности есть возможность этот диагноз снять. Необходимо получить направление от аллерголога или участкового врача с формулировкой в направлении: «Для снятия диагноза». По времени в среднем это будет занимать 10–14 дней. Обязательно через это стоит пройти. Все будет хорошо.

Источник

Фото: Legion Media.Ru

• При бронхиальной астме из-за повышенной чувствительности бронхов к действию определенных веществ развивается воспаление. Появляется кашель и приступы удушья.
• Важно выявить факторы, которые вызывают приступ (вещества, на которые у ребенка имеется аллергия, или инфекции, провоцирующее обострение). Иногда для лечения приступов достаточно просто устранить «провокатора». 
• Чтобы не дать приступу развиться или прервать его, врач назначает противовоспалительные препараты разных групп, в том числе гормональные. 

Как проявляется астма у детей

Основной симптом астмы – хронический сухой кашель. При этом у ребенка не повышается температура и не отделяется мокрота.

Второй распространенный симптом – приступы удушья при контакте с определенными веществами, на которые у ребенка имеется аллергия (аллергенами), или по причине развития инфекций дыхательных путей. Во время приступа бронхи отекают и заполняются вязкой слизью.

В зависимости от частоты и тяжести приступов астма у детей бывает легкой, среднетяжелой и тяжелой. Приступ начинается с кашля, затем развивается одышка (ощущение нехватки воздуха).

Дыхание ребенка при этом шумное, свистящее, это слышно даже на расстоянии. Часто перед приступом появляется насморк, заложенность носа, зудящая сыпь на коже. Дети постарше в такие моменты могут жаловаться на чувство сжатия в груди и нехватку воздуха.

Причины бронхиальной астмы

Бронхиальная астма у детей чаще развивается на фоне наследственной предрасположенности к аллергии, но саму болезнь нельзя считать наследственной. Есть два основных провоцирующих фактора для бронхиальной астмы: это аллергия (склонность к ней называют атопией, а такую форму астмы атопической) и воспалительные заболевания дыхательных путей (инфекционно-зависимая астма).

Чаще встречается форма болезни, которая провоцируется аллергией. Вызывающие ее «раздражители» могут быть любыми – пищевые продукты, пыль, пыльца растений, бытовая химия, шерсть животных.

Иногда астма оказывается завершающим звеном в цепочке аллергических проявлений: сначала аллергия у ребенка проявляется крапивницей, экземой (зудящей пузырьковой сыпью), сенной лихорадкой (насморком), и только через некоторое время организм начинает реагировать на аллерген именно астматическим приступом. 

Реже такие приступы появляются после периода частых воспалений дыхательных путей, в основном, бронхитов. И затем при каждой новом эпизоде острого респираторного заболевания (ОРЗ) возникают приступы астмы.

Как диагностируют астму у детей

Врач собирает подробную информацию обо всех деталях жизни ребенка и о том, как развивается приступ. Иногда уже во время беседы удается предположить, какой аллерген вызывает астму. 

После этого наступает следующий этап, когда с помощью серии анализов точно определяется аллерген, провоцирующий развитие приступов.

Старый метод определения аллергии – кожная проба, когда на предплечье наносят растворы разных «раздражителей», и в месте контакта с аллергеном кожа краснеет. Будьте осторожны – такую пробу нельзя проводить в день приступа, можно спровоцировать ухудшение, поэтому лучше сдать анализ крови на аллергены – это безопаснее и информативнее.

Следующий шаг – необходимо установить, какова степень нарушения работы дыхательной системы. Для этого проводится спирометрия (измерение объемов дыхания).

Главные показатели спирометрии – объем форсированного (то есть сделанного с усилием) выдоха и форсированную жизненную емкость легких (объем максимального вдоха плюс объем максимального выдоха). Чем они ниже, тем тяжелее протекает астма.

К сожалению, бронхиальную астму часто диагностируют слишком поздно, через много месяцев после появления симптомов. До этого диагноз может звучать как «обструктивный бронхит» («обструкция» значит «закупорка», в данном случае просвета бронхов слизью).

Отчасти это связано с тем, что родители воспринимают диагноз «бронхиальная астма» как приговор, означающий обязательную инвалидность. Это может побуждать врача до последнего не ставить травмирующий диагноз, при этом назначая те же препараты, что принято давать при бронхиальной астме.

Лечение бронхиальной астмы

Для лечения астмы часто бывает достаточно убрать из окружения ребенка аллерген. Если это не помогает, врач назначает противовоспалительное лечение.

Препараты для лечения этой болезни делятся на две группы: одни останавливают (купируют) приступ, другие предотвращают его развитие. Чтобы родители могли осознанно выполнять рекомендации врача, нужно выяснить у него, для чего нужен каждый препарат. От этого будет зависеть режим его приема.

При нетяжелых формах астмы, как правило, используются препараты из группы стабилизаторов мембран иммунных клеток (кромогликат натрия). Этот препарат не помогает в момент приступа, а именно не позволяет ему развиваться. Под действием лекарства иммунные клетки не выделяют вещества, которые вызывают воспаление и сужают бронхи.

При тяжелых формах для профилактики приступов врач прописывает гормоны кортикостероиды (например, будесонид, флутиказон). Не нужно бояться этих препаратов, потому что они действуют только на слизистой оболочке бронхов. При тяжелой астме риск побочных эффектов гораздо ниже, чем опасность самого заболевания.

Для того, чтобы экстренно снять приступ у ребенка, используют другие препараты, быстро прекращающие спазм бронхов (сальбутамол). Обычно их выпускают в форме спрея, и каждый взрослый, который остается с ребенком, должен уметь правильно провести ингаляцию. 

Важно, чтобы родители малыша, имеющего бронхиальную астму, не считали его тяжелобольным, по возможности давали много двигаться, разумно закаливали. Когда ребенок повзрослеет, приступы станут редкими, будут протекать легче, а у многих они и вовсе прекратятся.

Следует учитывать, что эта перспектива – не повод отказываться от лечения, в том числе, если потребуется, гормональными препаратами. Каждый приступ – это огромный стресс для ребенка, который нужно всеми способами устранить.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

 ýïîõó äîñòóïíîñòè èíôîðìàöèè, ìû ìîæåì óçíàòü âñ¸ ïðî ëþáóþ áîëåçíü ñ íàó÷íîé òî÷êè çðåíèÿ, íî ãîðàçäî èíòåðåñíåå ïîñëóøàòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé ñòîëêíóëñÿ ñ áîëåçíüþ è, òåì áîëåå, èìååò îïûò ïî áîðüáå ñ íåé.
Ìîÿ òåòÿ óæå 37 ëåò áîëååò áðîíõèàëüíîé àñòìîé è çà âñ¸ ýòî âðåìÿ îíà íàêîïèëà ñîîòâåòñòâóþùèå çíàíèÿ, ñ êîòîðûìè îíà ïîäåëèëàñü ñî ìíîé, à ÿ õî÷ó ïîäåëèòüñÿ ñ Âàìè.
 ýòîì ïîñòó âû íå óâèäèòå íàó÷íûå è ìåäèöèíñêèå òðàêòàòû. ß íàïèøó ïðîñòûìè ñëîâàìè î òîì, ê ÷åìó ïðèøëà ìîÿ òåòóøêà.

Íà÷íó ñ ñàìîãî íà÷àëà — êàê è ïî÷åìó îíà çàáîëåëà?.
1)  30 ëåò ìîÿ òåòóøêà èìåëà ñëîæíóþ æèçíåííóþ ñèòóàöèþ: ìóæ ïîäíèìàë ðóêó íà íå¸, íà ðàáîòå òðàâëÿ, íà ðóêàõ äâîå ìàëåíüêèõ äåòåé, à áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ, êòî ìîã áû å¸ ïîääåðæàòü, ðÿäîì íå áûëî.  îáùåì, ó ò¸òóøêè íà äóøå áûëà áîëüøàÿ îáèäà è ÷óâñòâî áåçûñõîäíîñòè.
Êàê âñïîìèíàåò ñàìà òåòóøêà, â îäèí èç òàêèõ äíåé ìóæ ñíîâà íà÷àë ïîäíèìàòü ðóêó íà íå¸ è îíà, ÷òîáû îáåçîïàñèòü ñåáÿ, âûáåæàëà íà óëèöó. Íî êóäà èäòè? Èäòè íå êóäà, à äîìà å¸ æäàë íàñèëüíèê. È âîò îíà èä¸ò ïî óëèöå, íå çíàÿ êóäà, â ãîëîâå îáèäà, à íà ëèöå ñë¸çû…äåëàåò î÷åðåäíîé âäîõ…. à äûøàòü íå ìîæåò. Îíà îáðàòèëàñü ê âðà÷ó è åé ïîñòàâèëè äèàãíîç — áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.

Òàêèì îáðàçîì, ê ïîÿâëåíèþ áîëåçíè ïîñëóæèë ñòðåññ, ïðè÷åì äëèòåëüíûé.
2) Ïîçæå âûÿñíèëîñü, ÷òî àñòìîé áîëåëà å¸ áàáóøêà. Çíà÷èò, íàñëåäñòâåííîñòü òàêæå èìååò ìåñòî áûòü.
3) Íà òîò ñàìûé ïåðèîä å¸ æèçíè îíà êóðèëà. Íî ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè ñêàæó, ÷òî ñòàæ áûë ìàëåíüêèé — 3 ãîäà.
Íåèçâåñòíî — ÷òî èìåííî ñïðîâîöèðîâàëî íà áîëåçíü. Âîçìîæíî, ÷òî- òî îäíî, à ìîæåò, è âñ¸ ñðàçó.
Íî ôàêò â òîì, ÷òî íà ìîìåíò ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêà:
Áûëà â äëèòåëüíîé ñòðåññîâîé ñèòóàöèè.
Èìåëà íàñëåäñòâåííîñòü.
Êóðèëà.

Ïîñëå ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêó íàïðàâèëè ê ïóëüìîíîëîãó. Òîò ïîêàçàë êàê ïîëüçîâàòüñÿ èíãàëÿòîðîì (ýòî òàêîé ïðèáîð, êîòîðûì ïîëüçóþòñÿ àñòìàòèêè, êîãäà çàäûõàþòñÿ) è âåëåë ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàòüñÿ ó âðà÷à.
Ñëåäóþùèå 15 ëåò òåòóøêà òàê è äåëàëà. È å¸ æèçíü áûëà âïîëíå íîðìàëüíîé è ïîëíîöåííîé. Êîãäà çàäûõàëàñü, òî áðàëà èíãàëÿòîð, ïøèê…è ïðèñòóïû óõîäèëè. Ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàëàñü ó ïóëüìîíîëîãà.

Êñòàòè, îòìå÷ó îäèí íåìàëîâàæíûé ìîìåíò. ß íå ìåäèê, íî êàê ÿ ïîíÿëà ñî ñëîâ ò¸òè:
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà- ýòî çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà ðàçäðàæèòåëè, ÷òî òî âðîäå àëëåðãèè. Ðàçäðàæèòåëåì ìîæåò áûòü ïûëüöà, öâåòåíèÿ, øåðñòü êîòîâ, ïûëü.
Íî, îêàçûâàåòñÿ, åñòü åù¸ îäèí ðàçäðàæèòåëü, î êîòîðîì ìîÿ òåòÿ äîëãèå ãîäà íå çíàëà. Ïðî íåãî ÿ ðàññêàæó ïîçæå.

Èòàê, ò¸òÿ óáðàëà âñå öâåòû, êîòîâ íå çàâîäèëà, ïîëêè ïðîòèðàëà îò ïûëè, íî ïðèñòóïû âñ¸ ðàâíî áûëè. Ïðè÷èíà áûëà íåèçâåñòíà, íî îíà íå ïðèäàâàëà ýòîìó áîëüøîãî çíà÷åíèÿ, òàê êàê ïîä ðóêîé âñåãäà áûë èíãàëÿòîð.

Òàê îíà æèëà ìíîãî ëåò. Íî îäíàæäû, êîãäà åé ñòóêíóëî îêîëî 50 ëåò, åé ïåðåñòàë ïîìîãàòü èíãàëÿòîð. Î÷åðåäíîé ïðèñòóï, íî «âîëøåáíàÿ øòó÷êà» íå ïîìîãàåò. Îíà âûçâàëà ñêîðóþ ïîìîùü. Òå, ïðèåõàâ, âêîëîëè åé â âåíó êàêîå- òî ëåêàðñòâî (ïðåäíèçîëîí, íî ìîãó îøèáàòüñÿ) è äûøàòü ñòàëî ñâîáîäíåå.
Âñ¸, îòíûíå è ñ òåõ ïîð ïðè êàæäîì î÷åðåäíîì ïðèñòóïå áûëà íåîáõîäèìîñòü â ñêîðîé ïîìîùè. Ïðèñòóïû ïîðîé ìîãëè áûòü ïî äâà ðàçà â íåäåëþ. Ýòî ìîæåò ïðîçâó÷èò æóòêî, íî òåòèíû ðóêè áûëè âñå îáêîëîòû.
È òàê îíà æèëà. Âðà÷è ñêîðîé ïîìîùè å¸ óæå çíàëè, çíàëè íàèçóñòü àäðåñ äîìà.
Òàêæå äîáàâëþ, ÷òî ò¸òÿ ñàìà ïî õàðàêòåðó ÷óâñòâèòåëüíàÿ, ìíîãî ïåðåæèâàåò, ñî÷óâñòâóåò. Íî íèêòî ýòîìó íå ïðåäàâàë çíà÷åíèÿ, òàê êàê îíà âñåãäà òàêîé áûëà.

×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ, îäèí âðà÷ åé âñ¸ òàêè ïîñîâåòîâàë íå õîäèòü ê ïóëüìîíîëîãó, à ñõîäèòü ê ïñèõîòåðàïåâòó. È ýòî áûëî òî÷íîå ïîïàäàíèå â ÿáëî÷êî. È âîò ïî÷åìó…
Âûñëóøàâ ò¸òóøêó, ïñèõîòåðàïåâò íàçíà÷èë óñïîêîèòåëüíîå è àíòèäåïðåññàíòû.
Ò¸òÿ íà÷àëà ïðèíèìàòü ýòè ïèëþëè….è ÷òî âû äóìàåòå? Ïðèñòóïû áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðîøëè!

Âûÿñíèëîñü, ÷òî ðàçäðàæèòåëåì îêàçàëèñü….íåðâû! Äà- äà…íè öâåòû, íè ïûëü, íè êîòû, à èìåííî íåðâû.
Òåòóøêà ðèñêíóëà, çàâåëà êîøêó, óåõàëà íà äà÷ó, ãäå óõàæèâàëà çà êëóìáîé, ïðèíèìàëà àíòèäåïðåññàíòû è ïðèñòóïîâ íå áûëî.
Òàê îíà è æèëà. Âñ¸ áûëî çàìå÷àòåëüíî, ò¸òÿ áûëà âñåãäà â ïðèïîäíÿòîì íàñòðîåíèè è ñîâñåì íå íåðâíè÷àëà. Íî òóò îíà çàìåòèëà, ÷òî íà÷èíàåò ïî- òèõîíüêó òóïåòü: ÷òî — òî çàáûâàåò, ãëóáîêî ìûñëèòü óæå òÿæåëî.
Òîãäà îíà ðåøèëà áðîñèòü ïèòü àíòèäåïðåññàíòû. Óæ î÷åíü íå õîòåëà áûòü òóïîé. Íî òóò áûëà îäíà ïðîáëåìà. Ðåøèâ áðîñèòü ïèòü òàáëåòêè, îíà íå ïîñîâåòîâàëàñü ñ âðà÷îì. Äåëî â òîì, ÷òî àíòèäåïðåññàíòû íåëüçÿ áðîñàòü ñðàçó, íóæíî óõîäèòü ïîñòåïåííî, èíà÷å áóäåò ñèëüíàÿ äåïðåññèÿ. À ò¸òÿ, åñòåñòâåííî, áðîñèëà ïèòü ñðàçó.
È òóò íà÷àëàñü æóòü….íàì ïîçâîíèëè ñîñåäè (èç äà÷è, ãäå áûëà ò¸òÿ) è ñêàçàëè, ÷òîáû ìû ñðî÷íî ïðèåõàëè è çàáðàëè ò¸òóøêó äîìîé, òàê êàê òà ñîáèðàåòñÿ âåøàòüñÿ.
Ìû ïðèåõàëè, ñòàëè ðàçãîâàðèâàòü, ñïðàøèâàòü — â ÷åì äåëî?
È ò¸òÿ íà÷àëà: «ß íèêîìó íå íóæíà, çà÷åì æèòü, ÿ õîòåëà ïîâåñèòüñÿ, íî ïîêà íå ïðèäóìàëà êàê ýòî ñäåëàòü, ÷òîáû âû íå óâèäåëè ìî¸ òåëî ïîòîì, òàê êàê íå õî÷ó âàñ òðàâìèðîâàòü«.

 îáùåì, ìû å¸ çàáðàëè äîìîé, ïî î÷åðåäè ñèäåëè ñ íåé, íå îñòàâëÿëè îäíîé. Äà, áûëî òÿæåëî, ïîòîìó÷òî ïîñòîÿííî ïðèõîäèëîñü ñëóøàòü äåïðåññèâíûå ðàçãîâîðû. Òàê ïðîäîëæàëîñü íåêîòîðîå âðåìÿ è, âñêîðå, âñ¸ ïðîøëî. Òåòóøêà ïåðåäóìàëà âåøàòüñÿ è ñòàëà áîëåå æèçíåðàäîñòíîé, ñòàëà òàêîé æå, êàê è áûëà äî ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ.

Íî òóò ïîÿâèëàñü ñòàðàÿ ïðîáëåìà. Òàê êàê îíà îòêàçàëàñü îò àíòèäåïðåññàíòîâ, êîòîðûå íå äàâàëè ïðîÿâëÿòüñÿ ðàçäðàæèòåëþ — íà÷àëèñü ïðèñòóïû àñòìû.
Ò¸òÿ íà÷àëà îïÿòü ïåðåæèâàòü çà êàêóþ-òî ôèãíþ. Ñíîâà ñêîðàÿ ïîìîùü, ñíîâà ëåêàðñòâî â âåíó (âðîäå, ïðåäíèçîëîí) è òàê ïî êðóãó.

Íî îäíàæäû íàì ïîçâîíèëà ñîñåäêà ïî ïîäúåçäó è ñêàçàëà, ÷òî íàøó ò¸òþ âûíåñëè ñîòðóäíèêè ñêîðîé ïîìîùè èç êâàðòèðû è óâåçëè.

×åñòíî ñêàæó, â òîò ìîìåíò ïî òåëó ïðîáåæàë õîëîäîê. ×òîáû ò¸òþ óâîçèëè — íèêîãäà òàêîãî íå áûëî ïðåæäå.
Ìû ïðèøëè â áîëüíèöó è óâèäåëè êàðòèíó: ò¸òÿ ëåæèò, íà âåíàõ ðóê êàòåòîðû, âî ðòó è â íîñó òîæå êàêîé-òî àïïàðàò.
Ê ñ÷àñòüþ, ò¸òÿ áûëà â ñîçíàíèè è ðàññêàçàëà:
«ß ñìîòðåëà òåëåâèçîð. Øëà äîêóìåíòàëüíàÿ ïåðåäà÷à ïðî ôèíñêèå êîíöëàãåðÿ âî âðåìÿ ÂÎÂ, ðàññêàçûâàëè êàê óáèâàëè äåòåé. ß íà÷àëà ïåðåæèâàòü, ñî÷óâñòâîâàòü. È ó ìåíÿ íàñòóïèë ïðèñòóï. Òàêîé ñèëüíûé, ÷òî ÿ íå áûëà íå â ñîñòîÿíèè äàæå âûçâàòü ñêîðóþ. Òîãäà ÿ ïîäîøëà ê îêíó, îòêðûëà åãî è íà÷àëà êðè÷àòü íà óëèöó ïðîõîæèì: «Ïîìîãèòå, âûçîâèòå ñêîðóþ». È òóò ñðàçó íà÷àëà ÷óâñòâîâàòü ñëàáîñòü, â ãëàçàõ ïîìóòíåíèå… â ýòîò æå ìèã ïîíèìàþ, ÷òî ÿ ïàäàþ íàçàä íà ïîë. À ÷òî äàëüøå áûëî — íå çíàþ.
Ïîòîì, ãäå-òî äàëåêî â ïîäñîçíàíèè, åëå óëîâèìî, ñëûøó ãîëîñà âðà÷åé, îíè ÷òî- òî ãîâîðÿò, íî ðàçîáðàòü íå ìîãó. È ñíîâà òèøèíà, ãîëîñà ïðåêðàòèëèñü. Ïðîñûïàþñü, îòêðûâàþ ãëàçà, à ÿ ãîëàÿ ëåæó â ðåàíèìàöèè
. ×òî ñî ìíîé áûëî- íå çíàþ».

Ñîáñòâåííî, âðà÷è òîæå íè÷åãî íå ñêàçàëè — ïðèñòóï àñòìû è âñ¸. Ïî÷åìó áûëî ïîìóòíåíèå è ñëàáîñòü, ïî÷åìó óïàëà è âûðóáèëîñü? Íå ÿñíî. Íî ôàêò â òîì, ÷òî òàêîãî ðàíüøå ñ òåòåé íèêîãäà íå áûëî.

Ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ íàñ æäàëà ïëîõàÿ íîâîñòü îò âðà÷åé. Äåëî â òîì, ÷òî òî ëåêàðñòâî, êîòîðîå åé ìíîãî ëåò êîëîëà ñêîðàÿ — áîëüøå ò¸òè íå ïîìîãàåò. À ýòî çíà÷èò, ÷òî êàæäûé ïîñëåäóþùèé ïðèñòóï áóäåò çàêàí÷èâàòüñÿ ðåàíèìàöèåé.

Îêàçûâàåòñÿ, âûÿñíèëîñü, ÷òî âñå òå ëåêàðñòâà, ÷òî ðàíüøå ïðèíèìàëà ò¸òÿ — ãîðìîíàëüíûå. À ãîðìîíàëüíûå ñðåäñòâà îïàñíû òåì, ÷òî îðãàíèçì ê íèì ïðèâûêàåò è âñêîðå îíè ïåðåñòàþò äåéñòâîâàòü. ×òî è ïðîèçîøëî ó òåòè. Åé áîëüøå íè÷åãî íå ïîìîãàåò è íå ïîìîæåò. Òîëüêî ðåàíèìàöèÿ.

Íî íå ñïåøèòå îãîð÷àòüñÿ, ïîòîìó÷òî ôèíàë ìîåãî ðàññêàçà áóäåò äðóãèì.
Ìîÿ ò¸òÿ äîñòàòî÷íî ñìåëûé ÷åëîâåê (âû ýòî óæå ïîíÿëè, êîãäà ÿ ðàññêàçàëà êàê ò¸òÿ ðåøèëà áðîñèòü àíòèäåïðåññàíòû, íå ïîñîâåòîâàøèñü ñ âðà÷îì).
Îíà ðåøèëà áîðîòüñÿ ñ áîëåçíüþ ñâîèìè ñèëàìè.
Ê ýòîìó âðåìåíè îíà óæå çíàëà, ÷òî å¸ ðàçäðàæèòåëü- ýòî ñòðåññ, íåãàòèâíûå ìûñëè è ïåðåæèâàíèÿ. À òàêæå, çíàëà, ÷òî å¸ ëåêàðñòâà ãîðìîíàëüíûå, êîòîðûå åé ïèòü íåëüçÿ.

È ÷òî îíà òîãäà ñäåëàëà?
Îíà îãðàíè÷èëà ñâîé êðóã îáùåíèÿ ñ ëþäüìè, îòêëþ÷èëà òåëåâèçîð è îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ. Âåðíåå, îòêàçàëàñü îò âñåõ, êðîìå óñïîêîèòåëüíûõ. Âåñü å¸ äåíü- ýòî ðàçãàäûâàíèå êðîññâîðäîâ è ðàçãîâîðû ñ êîøêîé. Èíîãäà îíà îòêðûâàåò èíòåðíåò, ÷òîáû ïîñëóøàòü ñîâåòñêèå ïåñíè ñâîåé ìîëîäîñòè. È âñ¸.

Õîòèòå âåðüòå, õîòèòå íåò, íî ïðèñòóïû áîëüøå íå ñëó÷àþòñÿ (òüôó-òüôó-òüôó).
Åù¸ ðàç ïîâòîðþñü, îíà îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ, îãðàíè÷èëà êðóã îáùåíèÿ è ïåðåñòàëà ñìîòðåòü òåëåâèçîð. Åñëè ÷óâñòâóåò, ÷òî íà÷èíàåò íåðâíè÷àòü — ïüåò óñïîêîèòåëüíîå. È âñ¸.

Îäíàæäû ò¸òÿ ñî ìíîé ïîäåëèëàñü äâóìÿ ìûñëÿìè:
1) «ß æàëåþ òîëüêî î òîì, ÷òî êîãäà èìåëà ñòðåññîâûå ñèòóàöèè â 30 ëåò ïåðåä òåì, êàê ìíå ïîñòàâèëè äèàãíîç, ÿ íå ïðèíèìàëà óñïîêîèòåëüíîå. ß áîëüøå ÷åì óâåðåííà, ÷òî åñëè áû ÿ ïèëà óñïîêîèòåëüíîå, òî ñîêðàòèëà áû ñåáå ñòðåññîâîå ïðåáûâàíèå è òîãäà, âîçìîæíî, è àñòìû áû íå áûëî.»
2) «Êîãäà ìû çàäûõàåìñÿ, ìû õîòèì áîëüøå âçÿòü âîçäóõà è, ïîýòîìó, äåëàåì ãëóáîêèé âäîõ — ýòî íå ïðàâèëüíî. Äåëî â òîì, ÷òî íàøè ë¸ãêèå ïîäîáíû ãóáêå. ×åì ñèëüíåå íà ãóáêó íàæì¸øü, òåì áîëüøå îíà âîçüì¸ò â ñåáÿ. Ñîîòâåòñòâåííî, åñëè õî÷åøü âçÿòü áîëüøå âîçäóõà, íóæíî âûäîõíóòü íàñòîëüêî ñèëüíî, íàñêîëüêî âîçìîæíî.»

Òàêèì îáðàçîì, èìåÿ îïûò ìîåé ò¸òè, ÿ äåëàþ âûâîä:
1) Áûòü îñòîðîæíûì ñ ãîðìîíàëüíûìè.
2) Åñëè âû ðàâíîäóøíû ê ïûëüöå, ïûëè è êîòàì (äëÿ àñòìàòèêîâ) ïîïðîáóéòå ïîäëå÷èòü íåðâû.
3) Ñàìîå ãëàâíîå…áåðåãèòå íåðâû è ëèøíèé ðàç íå ïåðåæèâàéòå. Èçáåãàéòå íåãàòèâ.

È åù¸ íåñêîëüêî ñîâåòîâ îò ò¸òóøêè, ïðî êîòîðûå âûøå ÿ íè÷åãî íå ïèñàëà, íî îíè èìåþò ìåñòî áûòü.
4) Íèêîãäà íåëüçÿ ïðîãëàòûâàòü ìîêðîòó. Îòõàðüêèâàéòåñü.
5) Áóäüòå îñòîðîæíû, êîãäà áîëååòå ãðèïïîì. Ïðîëå÷èâàéòåñü äî êîíöà. Ñóùåñòâóåò òàêàÿ âåðñèÿ, ÷òî àñòìà — ýòî íåäîáèòûé ìèêðîá ïîñëå áîëåçíè, êîòîðûé îñòà¸òñÿ â ë¸ãêèõ íàâñåãäà.

Ýòî íå íàó÷íûé ïîñò è, âîçìîæíî, ìåäèêè áóäóò âîçðàæàòü ïî êàêèì òî ïóíêòàì. Íî ÿ ðàññêàçàëà ôàêòû…ñî ñëîâ àñòìàòèêà. Ýòî îïûò.
Áóäüòå çäîðîâû.

Источник