Бронхиальная астма ситуационные задачи и ответы
Ситуационные задачи.
Задача № 1.
Пациентка 43 лет, поступила в стационар с жалобами на ежедневные приступы удушья, особенно затруднен выдох, общую слабость, недомогание. После приступа отходит небольшое количество вязкой стекловидной мокроты. Больна 3 года, указанные жалобы возникают ежегодно в июне, в июле все симптомы исчезают. Свое заболевание связывает с потерей близкого человека.
У матери и бабушки также отмечались приступы удушья. У больной имеется аллергия на клубнику, пенициллин.
Объективно: состояние средней тяжести. Женщина сидит, опираясь руками о край стула. Кожа чистая, с цианотичным оттенком. Грудная клетка бочкообразная, над- и подключичные области сглажены, межреберные промежутки расширены, отмечается набухание шейных вен, участие вспомогательной мускулатуры, втяжение межреберий. Дыхание громкое, со свистом и шумом, 26 раз в мин. При перкуссии отмечается коробочный звук, нижняя граница легких по среднеподмышечной линии определяется на уровне 9 ребра, экскурсия легких по этой линии составляет 2 см. На фоне ослабленного везикулярного дыхания с удлиненным выдохом выслушиваются сухие свистящие хрипы. ЧДД — 24 в мин. Тоны сердца ритмичные, ясные, 92 в мин., АД 110/70 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.
Задания:
(для оценивания ПК 2.1. – Представлять информацию в доступном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств)
1. Установите контакт с пациентом. О каком заболевании идет речь?
(для оценивания ПК 2.2. – Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса)
2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи и обоснуйте каждый этап.
(для оценивания ПК 2.3. (Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами).
3. Обоснуйте необходимость обращения медицинской сестры в клиническую, биохимическую лабораторию, отделение функциональной диагностики.
(для оценивания ПК 2.4. – Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования)
4. Обоснуйте необходимость применения лекарственных препаратов, назначенных врачом.
(для оценивания ПК 2.5. – Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса)
5. Продемонстрируйте технику применения карманного ингалятора.
(для оценивания ПК 2.6. – Вести утвержденную медицинскую документацию)
6. Выпишите рецепт на эуфиллин а ампулах для внутривенного введения.
Задача № 2.
Вы – медсестра приемного отделения стационара. К Вам бригадой скорой помощи доставлен пациент 39 лет с диагнозом «Бронхиальная астма средней степени тяжести, ухудшение течения». Во время заполнения паспортной части истории болезни состояние пациента ухудшилось: ему стало трудно разговаривать, возникла резкая экспираторная одышка, свистящее дыхание, «посинел». Вы успели выяснить, что сегодня пациент пользовался карманным ингалятором более 10 раз.
Объективно: Состояние пациента тяжелое. Кожные покровы и видимые слизистые цианотичны. В легких дыхание ослаблено, выслушиваются сухие свистящие хрипы и участки «немого легкого», ЧДД 34 в мин. Тоны сердца приглушены, ритмичны, пульс удовлетворительно наполнения и напряжения, 110 в мин., А/Д 100/60 мм.рт.ст. Абдоминальной патологии нет.
Задания:
(для оценивания ПК 2.2. – Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса)
1.Определите неотложное состояние пациента. Составьте алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи и обоснуйте каждый этап.
(для оценивания ПК 2.4. – Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования)
2. Окажите содействие прибывшему врачу. Какие лекарственные средства Вы будете вводить по назначению врача?
(для оценивания ПК 2.1. – Представлять информацию в доступном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств, ПК 2.5. – Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса)
3. Установите контакт с пациентом и продемонстрируйте технику выполнения внутривенной инъекции.
(для оценивания ПК 2.6. – Вести утвержденную медицинскую документацию)
4. Выпишите рецепт на дексаметазон в ампулах
Источник
ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ
На тему 7.4.1.Сестринский процесс при бронхиальной астме
ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
Пациентка Веселова Надежда Николаевна, 54 года, экономист. Живет в отдельной квартире с сибирской кошкой, которую очень любит.
В настоящее время находится в пульмонологическом отделении стационара с диагнозом: «Бронхиальная астма II степень тяжести». В отделение поступила впервые по направлению участкового терапевта, в связи с учащением приступов удушья. При осмотре: состояние средней тяжести, экспираторная одышка, ЧДД 32-34 в минуту, участие вдыхании вспомогательной мускулатуры, свистящее дыхание, ЧСС – 96 уд/мин., АД -130/95 мм.рт.ст. В легких дыхание проводиться, надо всей поверхностью выслушиваются сухие свистящие хрипы. Перкуторно коробочный звук. Тоны сердца звучные, тахикардия.
Во время приступа старается занять положение ортопноэ. Считает себя больной в течение 4 лет – приступы бронхиальной астмы начались сразу после смерти мужа.
Обследовалась амбулаторно, назначено лечение:
• Теопек 300 мг – 2 раза в день
• Тайлед 800 мг – 2 раза в день
• Сальбутамол по 2,5 мл в ингаляциях принимать при приступах удушья.
Однако пациентка принимает только Сальбутамол при приступах удушья, возникающих на фоне стресса, т.к. считает его наиболее эффективным, другие препараты принимает редко, часто забывая про них. Врач – пульмонолог поликлиники рекомендовал купить пикфлоуметр и вести дневник самоконтроля. Пикфлоуметр приобрела, но пользоваться им не умеет.
Надежда Николаевна после смерти мужа стала реже бывать на людях, ведет малоактивный образ жизни, считая, что лишние волнения провоцируют астматический приступ. Дома убирается редко, считает, что «это никому не надо». На окнах у Надежды Николаевны тяжелые бархатные портьеры, на полу и стене – ковры. Постельное белье пациентка меняет 1 раз неделю, использует пуховые одеяло и подушку, которые достались ей по наследству. Днем кровать не убирает. Спит плохо, часто просыпается ночью от сильного сухого кашля. Курит дома, на кухне — 1 пачку сигаре т в день.
Выберите один правильный ответ
1. Бронхиальная астма — это заболевание, в основе которого лежит
1. воспаление бронхов, сопровождающееся приступами удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции
2. хроническое воспаление бронхов, сопровождающееся периодическими приступами удушья или затрудненного дыхания в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной спазмом, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов
3. хроническое аллергическое воспаление бронхов, сопровождающееся их гиперреактивностью и периодически возникающими приступами удушья или затрудненного дыхания в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной спазмом, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов
4. воспаление бронхов, сопровождающееся их гиперреактивностью и периодически возникающими приступами удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной спазмом, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов
Выберите все правильные ответы
2. Приступ бронхиальной астмы характеризуется
1. бронхоспазмом
2. отеком слизистой
3. скоплением в альвеолах жидкости
4. скоплением вязкой мокроты
5. накоплением жидкости в плевральной полости
Выберите все правильные ответы
3. Триггерами для данной пациентки могут являться
1. аллергены
2. ОРВИ
3. физическая нагрузка
4. психоэмоциональная нагрузка
5. изменение погоды
6. экологические воздействия
7. непереносимые продукты, лекарства, вакцины
Выберите все правильные ответы
4. Цели лечения пациента с бронхиальной астмой
1. достигнуть исчезновения или уменьшить до минимума симптомы бронхиальной обструкции
2. уменьшить потребность пациента в бронхолитической терапии вплоть до полного отсутствия необходимости в этих препаратах
3. излечить заболевание
4. поддерживать соответствующую возрасту физическую активность и качество жизни
5. нормализовать показатели функции внешнего дыхания
6. предотвратить развитие необратимой обструкции дыхательных путей
7. предотвратить побочное действие лекарств
Выберите все правильные ответы
5. Программа лечения бронхиальной астмы включает:
1. обучение больных
2. постоянный контроль и самоконтроль симптомов и объективных показателей (ПСВ) с помощью пикфлоуметра
3. удаление (элиминацию) или уменьшение воздействия провоцирующих факторов
4. ступенчатую медикаментозная терапию
5. реабилитацию с использованием немедикаментозных методов, санаторно-курортного лечения
6. активную физическую нагрузку
7. регулярное наблюдение врача – аллерголога
Выберите один правильный ответ
6. Для снятия острого приступа бронхиальной астмы применяют
1. глюкокортикоидные гормоны
2. брохорасширяющие препараты
3. кромоны
4. антилейкотриеновые препараты
Выберите все правильные ответы
7. Для профилактики приступа бронхиальной астмы используют препараты «базисной терапии», к которым относятся
1. глюкокортикоидные гормоны,
2. броходилятаторы
3. кромоны
4. антилейкотриеновые препараты
Выберите один правильный ответ
8. Одно из необходимых условий успешного лечения бронхиальной астмы
1. проведение постоянного самоконтроля за проходимостью дыхательных путей
2. контроль врача за приемом лекарственных средств
3. контроль медсестры за физической нагрузкой
4. контроль родственников за соблюдением диеты
Выберите один правильный ответ
9. С целью постоянного самоконтроля за проходимостью дыхательных путей используется
1. спирометр
2. спейсер
3. пикфлоуметр
4. небулайзер
Выберите один правильный ответ
10. Пикфлоуметр позволяет определить
1. объем проходящего воздуха при вдохе в единицу времени
2. объем проходящего воздуха при выдохе в единицу времени,
3. объем проходящего через легкие воздуха в течение одной минуты
4. жизненную емкость легких
Выберите один правильный ответ
11. Частота проведения пикфлоуметрии
1. 4 раза в день, каждые 6 часов
2. 3 раза в день, утром до приема лекарств, днем после еды и вечером после приема лекарств
3. 2 раза в день, утром до приема лекарств, вечером после приема лекарств
4. 1 раз в день в любое время
5. 1 раз в день в одно и то же время
Выберите все правильные ответы
12. Установите правильную последовательность действий при проведении пикфлоуметрии
1. Присоединить мундштук к пикфлоуметру
2. Зафиксируйте значение, на которое укажет стрелка-индикатор на шкале
3. Попросить пациента держать пикфлоуметр горизонтально
4. Попросить пациента занять положение стоя
5. Попросить пациента плотно обхватить мундштук губами
6. Прополощите мундштук и пикфлоуметр под проточной водой
7. Переместить стрелку-указатель на нулевую отметку шкалы
8. Повторите процедуру еще два раза,
9. Снимите мундштук с пикфлоуметра и погрузите все это в теплый мыльный раствор на 2-3 минуты
10. Попросить пациента сделать глубокий вдох, а затем максимально быстрый и сильный выдох через рот
11. Зафиксируйте максимальное из трех измерений в дневнике самоконтроля
12. Аккуратно встряхните пикфлоуметр и мундштук и дайте им просохнуть
Выберите один правильный ответ
13. Небулайзеры – это устройства для преобразования
1. жидких лекарственных препаратов в крупнодисперсный аэрозоль и доставки в дыхательные пути
2. жидких лекарственных препаратов в мелкодисперсный аэрозоль и доставки в дыхательные пути
3. порошкообразных лекарственных препаратов в мелкодисперсный аэрозоль и доставки в дыхательные пути
4. твердых лекарственных препаратов в мелкодисперсный аэрозоль и доставки в дыхательные пути
14. Установите правильную последовательность: алгоритм применения ингалятора
1. спокойно выдохните
2. обхватите мундштук ингалятора губами, немного запрокиньте голову назад
3. сделайте глубокий спокойный выдох
4. задержите дыхание, не выдыхая воздух около 10 секунд
5. снимите колпачок с мундштука ингалятора; встряхните ингалятор
6. нажмите на дно баллончика и одновременно с нажатием сделайте глубокий спокойный вдох ртом
7. правильно держите ингалятор рукой — мундштуком вниз и к себе
Выберите один правильный ответ
15. Спейсер – это
1. порошковый ингалятор
2. туманообразователь
3. приспособление в виде камеры емкостью от 0,3 до 1 литра
4. ингалятор «легкое дыхание»
Выберите все правильные ответы
16. Спейсер позволяет
1. упростить технику использования ингалятора за счет возможности не координировать вдох и нажатие ингалятора
2. уменьшить дозу лекарственного средства
3. глубоко проникать лечебному аэрозолю в легкие
4. задерживать крупные частицы
5. разбивать крупные частицы на более мелкие
17. Установите правильную последовательность: алгоритм применения спейсера
1. Плотно обхватите мундштук спейсера, который находится с противоположной стороны от ингалятора, губами
2. Сделайте спокойный глубокий выдох
3. Снимите колпачок с мундштука вашего обычного ингалятора, встряхните ингалятор, затем вставьте ингалятор в специальное отверстие спейсера
4. Задержите дыхание на 10 секунд, а затем выдохните в мундштук спейсера
5. Начните медленный и глубокий вдох (препарат находится внутри спейсера в течение 2 — 3 секунд и необходимость в одновременном с нажатием на баллончик вдохе отпадает)
6. Нажмите на баллончик, используя одну ингаляционную дозу препарата
7. Вдохните еще раз, но не нажимайте на баллончик
8. Выньте мундштук спейсера изо рта
Выберите все правильные ответы
18. Медсестра должна обучить пациента, что при появлении незначительных симптомов астмы, ухудшении переносимости физической нагрузки, возникновение ночных симптомов, пациент должен
1. убрать провоцирующий фактор или уменьшить его действие
2. срочно вызвать «Скорую помощь»
3. принять бронхолитик, назначенный врачом
4. принять все лекарства назначенные врачом вне плана
5. посоветоваться с врачом.
Выберите все правильные ответы
19. Медсестра должна обучить пациента, что при усиление симптомов астмы как днем, так и ночью, одышке при небольшой физической нагрузке, пациент должен
1. срочно проконсультироваться с врачом
2. принять дополнительно все лекарственный средства
3. 2х кратно принять бронхолитик, назначенный врачом
4. находится под медицинским наблюдением
5. не отказываться от госпитализации
20. Установите правильную последовательность оказания первой помощи при остром приступе бронхиальной астмы
1. По возможности установите причину (триггер) приступа и удалите ее
2. Предложите пациенту принять удобную позу, снять или расстегнуть затрудняющую дыхание одежду
3. Обеспечьте доступ свежего воздуха
4. Помогите пациенту сделать ингаляцию бронхолитика
5. Дайте теплое обильное питье маленькими частыми глотками
6. Помогите пациенту выполнить несколько дыхательных упражнений (диафрагмальное дыхание), если он был обучен им ранее
7. Напомните пациенту о необходимости расслабиться, если он был обучен специальным методикам релаксации ранее
Выберите все правильные ответы
21. Для уменьшения воздействия клещей домашней пыли медсестра посоветует Надежде Николаевне провести следующие мероприятия в отношении штор и ковров
1. сменить шторы на жалюзи
2. заменить тяжелые плотные шторы на легко стирающиеся
3. чаще стирать шторы и занавеси в горячей воде
4. чистить тяжелые портьеры пылесосом или специальной щеткой еженедельно
5. ковры и ковровые покрытия убрать
Выберите все правильные ответы
22. Медсестра посоветует Надежде Николаевне при поведении уборки соблюдать следующие правила.
1. проводить влажную уборку ежедневно вечером
2. проводить влажную уборку ежедневно утром
3. использовать современных пылесосы, оборудованные специальным фильтром
4. использовать освежающие аэрозоли для воздуха
5. провести химическую обработку (акаросан и др.)
Выберите все правильные ответы
23. Для уменьшения воздействия шерсти домашних животных медсестра посоветует Надежде Николаевне провести следующие мероприятия
1. удалить животное из комнаты, если невозможно его отдать
2. содержать подстилку в чистоте
3. регулярно проводить уборку
4. использовать дезодорирующие вещества для подстилки
5. еженедельно мыть животное
24. Определите нарушенные потребности Надежды Николаевны связанные с её заболеванием бронхиальная астма
1____________________________________
2____________________________________
3____________________________________
4____________________________________
5____________________________________
6____________________________________
25. Определите основные проблемы Надежды Николаевны связанные с её заболеванием бронхиальная астма. Составьте план сестринских вмешательств
Выявленные основные проблемы | План сестринских вмешательств |
Источник
СИТУАЦИОННЫЕ
ЗАДАЧИ
1.На прием в поликлинику
обратился мужчина, 65 лет, с жалобами на сухой кашель преимущественно в ночное
и утреннее время. Иногда по утрам откашливается 2-3 плевка светлой мокроты.
Никогда не болел воспалением легких, простудным заболеваниям не подвержен, даже
после значительных охлаждений оставался здоровым. Курит в течение 40 лет по
1-1,5 пачки сигарет в день. Лет 5 назад стал отмечать одышку при нагрузке,
кашель в утреннее время с отделением нескольких плевков слизистой мокроты.
Особенно выраженными одышка и кашель стали в последний год, из-за кашля стал
просыпаться ночью. Объективно : грудная клетка бочкообразной формы, межреберные
промежутки расширены. Нижние границы легких опущены на два ребра. Подвижность
нижнего легочного края по всем линиям ограничена до 2-3 см. Дыхание ослабленое,
“ ватное “, выдох не удлинен, выслушиваются единичные сухие незвучные хрипы.
Частота дыханий в покое 20 в минуту. Границы сердца не изменены, ритм сердца
правильный. ЧСС 70 ударов в минуту. Печень не увеличена , отеков нет.
1.Выделите ведущие клинические
синдромы.
2.Сформулируйте диагноз.
3.Наметьте план обследования.
Ответ к задаче 1 .
1.Синдром бронхита, синдром
обструкции легких, синдром эмфиземы, синдром вентиляционной недостаточности.
2.Диагноз : хронический
катарально-обструктивный бронхит, эмфизема ; ветиляционная недостаточность 1-2
ст.
3.Клинический и биохимические
анализы ( гликопротеиды ) крови, цито-бактериологическое исследование мокроты,
рентгенографяи грудной клетки, фибробронхоскопия, спирограмма, ЭКГ,
эхокардиография.
2.Вызов врача “ скорой помощи “
на дом. У больного, 32 лет, приступ удушья.Он сидит, опершись руками о край
кровати. Кожные покровы влажные, легкий цианоз губ. Дыхание с дистанционными
хрипами. Непродуктивный кашель усиливает удушье. Из анамнеза : подобные
приступы были и раньше, настоящий приступ развился внезапно во время ремонта
квартиры. Объективно : в легких дыхание ослоблено.Число дыханий — 26 в минуту,
масса сухих свистящих хрипов. Тоны сердца ясные .ЧСС 92 в минуту. АД 120/80 мм
рт.ст. Живот мягкий, безболезненный.Печень не увеличеная, отеков нет.
1.Ваш диагноз.
2.Его верификация.
3.Неотложные мероприятия.
Ответ к задаче 2.
1.Атопическая бронхиальная астма,
приступ удушья.
3.Ингаляция беротека или другого b2-
агониста. При отсутствии эффекта ввести внутривенно струйно эуфиллин и
внутримышечно димедрол.
3.У женщины, 40 лет, страдающей
хроническим синуситом развилась острая форма артрита, врач назначил лечение
ацетилсалициловой кислотой. Атопии в анамнезе у больной нет, однако у нее
внезапно развился бронхоспазм.
1.Что явилось причиной обструкции
?
2.Какой системе необходимо
уделить внимание при обследовании ?
Ответы к задаче 3.
1.Гиперчувствительность к
ацетилсалициловой кислоте.
2.ЛОР-органов на предмет
обнаружения полипов.
4.Больная жалуется на приступы
удушья по ночам и в утренние часы. Прослеживается эффект бытовой
элиминации.Больна два года. У матери бронхиальная астма. Год назад амбулаторно
при проведении аллергологического обследования выявлена аллергия на домашнюю
пыль, перо подушки.После замены перьевой подушки на ватную и проведения курса
гистоглобулина приступы удушья исчезли. Однако две недели назад после ОРВИ
приступы возобновились. При аускультации в легких выслушивается масса сухих
хрипов. В аллергологическом отделении начата специфическая гипосенсибилизация
аллергеном из домашней пыли в сочетании с бронхолитиками. Через несколько дней
состояние ухудшилось, приступы стали затяжнее и тяжелее.
1.Сформулируйте диагноз.
2.Объясните причину ухудшения
состояния.
Ответ к задаче 4.
1.Бронхиальная астма атопический
вариант ( аллергия на домашнюю пыль, перо подушки ), обострение.
2.Специфическая
гипосенсибилизация была начата в период обострения болезни, поэтому развилось
осложненение в виде общей реакции ( осложнения местные — отек, гиперемия, зуд;
осложнения общие — насморк, крапивница, приступы удушья вплоть до
астматического состояния; генерализованные осложнения — анафилактический шок ).
5.Больной, по профессии конюх,
жалуется на приступы удушья в течение дня, насморк, чихание. Болен 5 лет. В
отпуске состояние значительно улучшается. При аллергологическом обследовании
выявлена сенсибилизация к перхоти лошадей.
1.Сформулируйте диагноз.
Ответ к задаче 5.
1.Бронхиальная астма атопический
вариант ( аллергия на перхоть лошадей ) легкой степени тяжести. Аллергическая
риносинусопатия.
2.Трудоустройство с исключением
контакта с лошадьми. Проведение неспецифической гипосенсибилизации (
гистоглобулин, противоаллергический иммуноглобулин, интал, кетотифен, задитен,
бронитен, антигистаминные препараты, бронхолитики, дитек ).
6.Больной, 30 лет, поступил в
аллергологическое отделение с жалобами на затяжные приступы удушья, плохо
купирующиеся ингаляциями астмопента, кашель со слизисто-гнойной мокротой. В
анамнезе хронический гнойно-обструктивный бронхит в течение 7-8 лет. В
последние 2 года присоединились приступы удушья независимо от обострения
бронхита. Эффекта бытовой элиминации нет. Ухудшение началось две недели назад.
При аускультации в легких масса грубых и свистящих хрипов. После купирования
обострения при аллергологическом обследовании обнаружена положительная
внутрикожная проба со стафилококком ( +++ ).
1.Сформулируйте диагноз.
Ответ к задаче 6.
1.Бронхиальная астма эндогенная (
аллергия на стафилококк ), средней степени тяжести, обострение. Хронический
гнойно-обструктивный бронхит.
7.Больная много лет страдает
бронхиальной астмой. Течение заболевания в последние три года стало тяжелым,
с частыми обострениями. В течение 2-х лет получает постоянно преднизолон в дозе
10 мг в сутки. Приступы удушья стали редкими и больная самовольно решила
отменить прием глюкокортикостероидов. Спустя 10 дней после отмены развилось
сильное удушье, эффекта от ингаляционных симпатомиметиков, эуфиллина не
наступило и больная была госпитализирована в стационар на следующий день. При
поступлении положение больной вынужденное, опершись руками о край кровати,
кожные покровы влажные, цианотичные, мокрота не отходит, в легких дыхание
проводится по всем полям, но резко ослабленное, масса сухих хрипов. АД 150/100 мм
рт.ст. ЧСС 120 в минуту.
1.Сформулируйте диагноз, оцените
состояние больной.
2.Причины ухудшения состояния.
Ответ к задаче 7.
1.Бронхиальная астма
стероидозависимая, тяжелое течение , обострение, астматическое состояние первой
степени.
2.Отмена глюкокортикостероидов.
8.У больной, 46 лет, страдающей
варикозным расширением вен нижних конечностей, внезапно развилась загрудинная
боль, одышка смешанного характера, свистящие хрипы в проекции среднего
легочного поля справа. На ЭКГ-
S1 и Q3.
1.Что случилось ?
2.Ваша тактика ?
Ответ к задаче 8.
1.ТЭЛА.
2.Тромболизис, анальгетики,
коронаролитики, эуфиллин, консультация кардиохирурга.
9.В легочное отделение поступила
больная с жалобами на постоянный надсадный кашель, чаще сухой, иногда
принимающий приступообразный характер. По утрам после приступа кашля отделяется
3-5 плевков слизисто-гнойной мокроты. Давность заболевания около года. Трижды
за это время после преохлаждения отмечает ухудшение состояния, что выражалось в
повышении температуры до 38 С, недомогании. Кашель в эти периоды усиливается,
количество мокроты не увеличивается, но она становится гнойной. Объективно :
границы легких не изменены, подвижность нижнего легочного края 7 см. Перкуторно
звук легочный. В легких дыхание везикулярное с бронхиальным оттенком, выдох
несколько удлинен, прослушиваются незвучные рассеянные сухие хрипы. Со стороны
сердца изменений не выявлено. Затсойных явлений нет.
1.Выделите ведущие синдромы
2.Сформулируйте диагноз.
3.План обследования.
Ответы к задаче 9.
1.Синдром бронхита, синдром
обструкции мелких бронхов.
2.Хронический
катарально-обструктивный бронхит.
3.Анализ крови, биохимические
анализы ( гликопротеиды ), цито-бактериологическое исследование мокроты,
рентгенография грудной клетки, фибробронхоскопия, спирограмма с брохолитиками.
10.В легочное отделение поступила
больная, 42 лет, с жалобами на удушье, длящееся вторые сутки, отеки ног. Десять
лет назад перенесла двустороннее воспаление легких, после чего кашель не прошел
и беспокоил больную постоянно как сухой надсадный кашель. Часто простывала, в
эти моменты кашель усиливался, появлялась единичными плевками мокрота
слизисто-гнойного характера, одышка. Пять лет назад появились приступы удушья,
во время которых больная садилась, упираясь руками о край кровати. Приступы
сопровождались дистанционными хрипами, к концу приступа отделялась мокрота
слизисто-гнойного характера. Приступы снимались приемом эфедрина. Последние три
года часто наступало астматическое состояние, не снимаемое в течение нескольких
дней.Тогда же появились отеки на ногах, тяжесть в правом подреберье, одышка
стала постоянной. При осмотре обращает на себя внимание диффузный цианоз,
экспираторная одышка. Слизистая глаз инъецирована. Грудная клетка бочкообразной
формы, нижние края легких опущены на 2 ребра. Перкуторно — коробочный звук,
дыхание резко ослаблено, масса сухих хрипов. Правая граница сердца увеличена на
2 см вправо. ЧСС 90 в минуту. Пальпируется печень на 4 см ниже реберного края.
АД 140/90 мм рт.ст.
1.Выделите ведущие синдромы.
2.Сформулируйте диагноз.
3.План обследования.
Ответ к задаче 10.
1.Синдром бронхита, синдром
обструкции мелких бронхов, синдром эмфиземы, синдром вентиляционной
недостаточности, синдром правожелудочковой недостаточности.
2.Бронхиальная астма эндогенная,
тяжелой степени тяжести. Хронический катарально- обструктивный бронхит,
эмфизема, вентиляционная недостаточность третьей степени. Хроническое
декомпенсированное легочное сердце. Сердечная недостаточность 2Б.
3.Анализ крови, биохимический
анализ ( гликопротеиды ), цито-бактериологическое исследование мокроты,
рентгенография в прямой и первой косой проекциях, ЭКГ и эхокардиография,
спирограмма, фибробронхоскопия ( по показаниям ).
Источник: vunivere.ru
Источник