Бронхиальная астма у детей перкуссия

Бронхиальная астма у детей перкуссия thumbnail
Бронхиальная астма у детей

Бронхиальная астма у детей – хроническое аллергическое заболевание дыхательных путей, сопровождающееся воспалением и изменением реактивности бронхов, а также возникающей на этом фоне бронхиальной обструкцией. Бронхиальная астма у детей протекает с явлениями экспираторной одышки, свистящими хрипами, приступообразным кашлем, эпизодами удушья. Диагноз бронхиальной астмы у детей устанавливается с учетом аллергологического анамнеза; проведения спирометрии, пикфлоуметрии, рентгенографии органов грудной клетки, кожных аллергопроб; определения IgE, газового состава крови, исследования мокроты. Лечение бронхиальной астмы у детей предполагает элиминацию аллергенов, использование аэрозольных бронхолитиков и противовоспалительных препаратов, антигистаминных средств, проведение специфической иммунотерапии.

Бронхиальная астма у детей

Бронхиальная астма у детей

Бронхиальная астма у детей – хронический аллергический (инфекционно-аллергический) воспалительный процесс в бронхах, приводящий к обратимому нарушению бронхиальной проходимости. Бронхиальная астма встречается у детей разных географических регионов в 5-10% случаев. Бронхиальная астма у детей чаще развивается в дошкольном возрасте (80%); нередко первые приступы возникают уже на первом году жизни. Изучение особенностей возникновения, течения, диагностики и лечения бронхиальной астмы у детей требует междисциплинарного взаимодействия педиатрии, детской пульмонологии и аллергологии-иммунологии.

Причины бронхиальной астмы у детей

Бронхиальная астма у ребенка возникает при участии генетической предрасположенности и факторов окружающей среды. У большинства детей с бронхиальной астмой имеется отягощенная наследственность по аллергическим заболеваниям — поллинозу, атопическому дерматиту, пищевой аллергии и др.

Сенсибилизирующими факторами окружающей среды могут выступать ингаляционные и пищевые аллергены, бактериальные и вирусные инфекции, химические и лекарственные вещества. Ингаляционными аллергенами, провоцирующими бронхиальную астму у детей, чаще выступают домашняя и книжная пыль, шерсть животных, продукты жизнедеятельности домашних клещей, плесневые грибки, сухой корм для животных или рыб, пыльца цветущих деревьев и трав.

Пищевая аллергия служит причиной бронхиальной астмы у детей в 4-6% случаев. Чаще всего этому способствует ранний перевод на искусственное вскармливание, непереносимость животного белка, продуктов растительного происхождения, искусственных красителей и др. Пищевая аллергия у детей часто развивается на фоне заболеваний ЖКТ: гастрита, энтероколита, панкреатита, дисбактериоза кишечника.

Триггерами бронхиальной астмы у детей могут являться вирусы – возбудители парагриппа, гриппа, ОРВИ, а также бактериальная инфекция (стрептококк, стафилококк, пневмококк, клебсиелла, нейссерия), хламидии, микоплазмы и другие микроорганизмы, колонизирующие слизистую бронхов.

У некоторых детей с бронхиальной астмой сенсибилизация может вызываться промышленными аллергенами, приемом лекарственных средств (антибиотиков, сульфаниламидов, витаминов и др.).

Факторами обострения бронхиальной астмы у детей, провоцирующими развитие бронхоспазма, могут выступать инфекции, холодный воздух, метеочувствительность, табачный дым, физические нагрузки, эмоциональный стресс.

В патогенезе бронхиальной астмы у детей выделяют: иммунологическую, иммунохимическую, патофизиологическую и условно-рефлекторную фазы. В иммунологической стадии под влиянием аллергена продуцируются антитела класса IgE, которые фиксируются на клетках-мишенях (главным образом, тучных клетках слизистой бронхов). В иммунохимическую стадию повторный контакт с аллергеном сопровождается его связыванием с IgE на поверхности клеток-мишеней. Этот процесс протекает с дегрануляцией тучных клеток, активацией эозинофилов и выделением медиаторов, обладающих вазоактивным и бронхоспастическим эффектом. В патофизиологическую стадию бронхиальной астмы у детей под влиянием медиаторов возникает отек слизистой оболочки бронхов, бронхоспазм, воспаление и гиперсекреция слизи. В дальнейшем приступы бронхиальной астмы у детей возникают по условно-рефлекторному механизму.

Симптомы бронхиальной астмы у детей

Течение бронхиальной астмы у детей имеет циклический характер, в котором выделяют периоды предвестников, приступов удушья, послеприступный и межприступный периоды.

Во время периода предвестников у детей с бронхиальной астмой может отмечаться беспокойство, нарушение сна, головная боль, зуд кожи и глаз, заложенность носа, сухой кашель. Продолжительность периода предвестников – от нескольких минут до нескольких суток.

Собственно приступ удушья сопровождается ощущением сдавления в груди и нехватки воздуха, одышкой экспираторного типа. Дыхание становится свистящим, с участием вспомогательной мускулатуры; на расстоянии слышны хрипы. Во время приступа бронхиальной астмы ребенок испуган, принимает положение ортопноэ, не может разговаривать, ловит воздух ртом. Кожа лица становится бледной с выраженным цианозом носогубного треугольника и ушных раковин, покрывается холодным потом. Во время приступа бронхиальной астмы у детей отмечается малопродуктивный кашель с трудноотделяемой густой, вязкой мокротой.

При аускультации определяется жесткое или ослабленное дыхание с большим количеством сухих свистящих хрипов; при перкуссии — коробочный звук. Со стороны сердечно-сосудистой системы выявляется тахикардия, повышение АД, приглушение сердечных тонов. При длительности приступа бронхиальной астмы от 6 часов и более, говорят о развитии у детей астматического статуса.

Приступ бронхиальной астмы у детей завершается отхождением густой мокроты, что приводит к облегчению дыхания. Сразу после приступа ребенок ощущает сонливость, общую слабость; он заторможен и вял. Тахикардия сменяется брадикардией, повышенное АД – артериальной гипотонией.

Во время межприступных периодов дети с бронхиальной астмой могут чувствовать себя практически нормально.

По тяжести клинического течения различают 3 степени бронхиальной астмы у детей (на основании частоты приступов и показателей ФВД).

При легкой степени бронхиальной астмы у детей приступы удушья редкие (реже 1 раза в месяц) и быстро купируются. В межприступные периоды общее самочувствие не нарушено, показатели спирометрии соответствуют возрастной норме.

Среднетяжелая степень бронхиальной астмы у детей протекает с частотой обострений 3-4 раза в месяц; скоростные показатели спирометрии составляют 80-60% от нормы.

При тяжелой степени бронхиальной астмы приступы удушья у детей возникают 3-4 раза в месяц; показатели ФВД составляют менее 60% от возрастной нормы.

Диагностика бронхиальной астмы у детей

При постановке диагноза бронхиальной астмы у детей учитывают данные семейного и аллергологического анамнеза, физикального, инструментального и лабораторного обследования. Диагностика бронхиальной астмы у детей требует участия различных специалистов: педиатра, детского пульмонолога, детского аллерголога-иммунолога.

В комплекс инструментального обследования входит проведение спирометрии (детям старше 5 лет), тестов с бронхолитиками и физической нагрузкой (велоэргометрией), пикфлоуметрии, рентгенографии легких и органов грудной клетки.

Лабораторные исследования при подозрении на бронхиальную астму у детей включают клинический анализ крови и мочи, общий анализ мокроты, определение общего и специфических IgE, исследование газового состава крови. Важным звеном диагностики бронхиальной астмы у детей служит постановка кожных аллергических проб.

В процессе диагностики требуется исключение других заболеваний у детей, протекающих с бронхообструкцией: инородных тел бронхов, трахео- и бронхомаляции, муковисцидоза, облитерирующего бронхиолита, обструктивного бронхита, бронхогенных кист и др.

Лечение бронхиальной астмы у детей

К основным направлениям лечения бронхиальной астмы у детей относятся: выявление и элиминация аллергенов, рациональная медикаментозная терапия, направленная на снижение количества обострений и купирование приступов удушья, немедикаментозная восстановительная терапия.

При выявлении бронхиальной астмы у детей, прежде всего, необходимо исключить контакт с факторами, провоцирующими обострение заболевания. С этой целью может рекомендоваться гипоаллергенная диета, организация гипоаллергенного быта, отмена лекарственных препаратов, расставание с домашними питомцами, смена места жительства и др. Показан длительный профилактический прием антигистаминных средств. При невозможности избавиться от потенциальных аллергенов проводится специфическая иммунотерапия, предполагающая гипосенсибилизацию организма путем введении (сублингвального, перорального или парентерального) постепенно возрастающих доз причинно значимого аллергена.

Основу лекарственной терапии бронхиальной астмы у детей составляют ингаляции стабилизаторов мембран тучных клеток (недокромила, кромоглициевой кислоты), глюкокортикоидов (беклометазона, флутиказона, флунизолида, будезонида и др.), бронхолитиков (сальбутамола, фенотерола), комбинированных препаратов. Подбор схемы лечения, сочетания препаратов и дозировки осуществляет врач. Показателем эффективности терапии бронхиальной астмы у детей служит длительная ремиссия и отсутствие прогрессирования заболевания.

При развитии приступа бронхиальной астмы у детей проводятся повторные ингаляции бронхолитиков, кислородотерапия, небулайзерная терапия, парентеральное введение глюкокортикоидов.

В межприступный период детям с бронхиальной астмой назначаются курсы физиотерапии (аэроионотерапии, индуктотермии, ДМВ-терапии, магнитотерапии, электрофореза, ультрафонофореза), водолечения, массажа грудной клетки, точечного массажа, дыхательной гимнастики, спелеотерапии и др.

Гомеопатическая терапия при бронхиальной астме у детей в ряде случаев позволяет предупредить рецидивы заболевания и снизить дозу гормональных препаратов. Подбор и назначение препаратов осуществляется детским гомеопатом.

Прогноз и профилактика бронхиальной астмы у детей

Проявления бронхиальной астмы у детей могут уменьшиться, исчезнуть или усилиться после полового созревания. У 60-80% детей бронхиальная астма остается на всю жизнь. Тяжелое течение бронхиальной астмы у детей приводит к гормональной зависимости и инвалидизации. На течение и прогноз бронхиальной астмы влияют сроки начала и систематичность лечения.

Профилактика бронхиальной астмы у детей включает своевременное выявление и исключение причинно значимых аллергенов, специфическую и неспецифическую иммунопрофилактику, лечение аллергозов. Необходимо обучение родителей и детей методам регулярного контроля состояния бронхиальной проходимости при помощи пикфлоуметрии.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Pinterest

LiveJournal

LinkedIn

Одноклассники

Мой мир

E-mail

Источник

Îñîáåííîñòè äèàãíîñòèêè áðîíõèàëüíîé àñòìû. Îñíîâíûå æàëîáû áîëüíîãî ïðè ïîñòóïëåíèè. Ñîïóòñòâóþùèå çàáîëåâàíèÿ è îñëîæíåíèÿ. Àíàëèç îáùåãî ñîñòîÿíèÿ. Ïëàí îáñëåäîâàíèÿ äëÿ óòî÷íåíèÿ äèàãíîçà. Äàííûå ëàáîðàòîðíûõ è èíñòðóìåíòàëüíûõ ìåòîäîâ îáñëåäîâàíèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ìîñêîâñêàÿ ìåäèöèíñêàÿ àêàäåìèÿ èì. È.Ì. Ñå÷åíîâà

Êàôåäðà ôàêóëüòåòñêîé òåðàïèè ¹2 ëå÷åáíîãî ôàêóëüòåòà

ÈÑÒÎÐÈßÁÎËÅÇÍÈ

Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà

Ìîñêâà 2007

áðîíõèàëüíàÿ àñòìà äèàãíîñòèêà îñëîæíåíèå

Òîïîãðàôè÷åñêèå

Ëèíèè

Ïðàâîå

Ëåãêîå

Ëåâîå

Ëåãêîå

Îêîëîãðóäèííàÿ

VI ðåáðî

Ñðåäíåêëþ÷è÷íàÿ

VII ðåáðî

Ïåðåäíÿÿ ïîäìûøå÷íàÿ

VIIIðåáðî

VIII

Ñðåäíÿÿ ïîäìûøå÷íàÿ

IX ðåáðî

X

Çàäíÿÿ ïîäìûøå÷íàÿ

X ðåáðî

X

Ëîïàòî÷íàÿ

XI ðåáðî

XI

Îêîëîïîçâîíî÷íàÿ

îñòèñòûé îòðîñòîê XII

ãðóäíîãî ïîçâîíêà

îñòèñòûé îòðîñòîê XII

ãðóäíîãî ïîçâîíêà

Ïîäâèæíîñòü íèæíèõ êðàåâ ëåãêèõ (â ñì)

Òîïîãðàôè÷åñêèå ëèíèè

Ïîäâèæíîñòü íèæíåãî êðàÿ â (ñì)

Ïðàâîãî

Ëåâîãî

Íà âäîõå

Íà âûäîõå

Ñóììàðíî

Íà âäîõå

Íà âûäîõå

Ñóììàðíî

Ñðåäíåêëþ÷è÷íàÿ

1,5 ñì

2,0 ñì

3,5 ñì

_

_

_

Ñðåäíÿÿ ïîäìûøå÷íàÿ

2,0 ñì

3,0 ñì

5,0 ñì

2,0 ñì

3,0 ñì

5,0 ñì

Ëîïàòî÷íàÿ

1,5ñì

2,0 ñì

3,5ñì

1,5ñì

2,0 ñì

3,5ñì

Àóñêóëüòàöèÿ ëåãêèõ: — ïðè àóñêóëüòàöèè íàä ñèììåòðè÷íûìè ó÷àñòêàìè ëåãî÷íûõ ïîëåé ñïðàâà è ñëåâà âûñëóøèâàåòñÿ æåñòêîå äûõàíèå, ðàññåÿííûå ñóõèå ñâèñòÿùèå õðèïû; âëàæíûå ìåëêîïóçûï÷àòûå õðèïû â íèæíåì îòäåëå ñïðàâà.

Ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòàÿ ñèñòåìà

Îñìîòð ïðåêàðäèàëüíîé îáëàñòè.

Îáëàñòü ñåðäöà è êðóïíûõ ñîñóäîâ íå èçìåíåíà. Ïàòîëîãè÷åñêèõ ïóëüñàöèé â ïðåêàðäèàëüíîé îáëàñòè âèçóàëüíî íå îïðåäåëÿåòñÿ.

Îñìîòð ïîâåðõíîñòíûõ ñîñóäîâ: — Îïðåäåëÿåòñÿ ïóëüñàöèÿ ïîâåðõíîñòíûõ àðòåðèé øåè. Ïîäêîæíûå âåíû øåè è êîíå÷íîñòåé íå èçìåíåíû.

Ïàëüïàöèÿ ïðåêàðäèàëüíîé îáëàñòè.

Âåðõóøå÷íûé òîë÷îê ïàëüïèðóåòñÿ â 5 ìåæðåáåðüå ïî ñðåäíåêëþ÷è÷íîé ëèíèè. Äðóãèõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ïóëüñàöèé, ñèñòîëè÷åñêîå è äèàñòîëè÷åñêîå äðîæàíèå ïðè ïàëüïàöèè ïðåêàðäèàëüíîé îáëàñòè íå îïðåäåëÿåòñÿ.

Ãðàíèöû îòíîñèòåëüíîé ñåðäå÷íîé òóïîñòè:

ïðàâàÿ — ïî ïðàâîìó êðàþ ãðóäèíû â IV ìåæðåáåðüå;

ëåâàÿ — íà 2 ñì êíàðóæè îò ëåâîé ñðåäíåêëþ÷è÷íîé ëèíèè, â V ìåæðåáåðüå;

âåðõíÿÿ — íà óðîâíå III ìåæðåáåðüÿ.

Ïîïåðå÷íèê îòíîñèòåëüíîé òóïîñòè ñåðäöà ðàâåí 17 ñì.

Ãðàíèöû àáñîëþòíîé òóïîñòè ñåðäöà: òî÷íî îïðåäåëèòü íåâîçìîæíî èç-çà ÿâëåíèé ýìôèçåìû ëåãêèõ.

Ïðàâàÿ è ëåâàÿ ãðàíèöà ñîñóäèñòîãî ïó÷êà ðàñïîëàãàþòñÿ âî âòîðîì ìåæðåáåðüå ïî ñîîòâåòñòâóþùèì êðàÿì ãðóäèíû.

Ïîïåðå÷íèê ñîñóäèñòîãî ïó÷êà — 5 ñì.

Àóñêóëüòàöèÿ ñåðäöà Òîíû ñåðäöà çíà÷èòåëüíî ïðèãëóøåíû, ðèòì ïðàâèëüíûé. Íà âåðõóøêå I òîí ãðîì÷å, ÷åì II. Øóìû íàä äðóãèìè àóñêóëüòàòèâíûìè òî÷êàìè íå îïðåäåëÿþòñÿ. ×èñëî ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé 92 ìèíóòó.

Èññëåäîâàíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ è àðòåðèàëüíîãî ïóëüñà.

Íà ìîìåíò èññëåäîâàíèÿ àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå (ÀÄ) íà ïðàâîé ðóêå 130/90, íà ëåâîé 130/80 ìì. ðò. ñò.

Ïóëüñ íà ëó÷åâûõ àðòåðèÿõ ðèòìè÷íûé, óäîâëåòâîðèòåëüíîãî íàïîëíåíèÿ, íàïðÿæåí, ðèòìè÷íûé, ÷èñëî ïóëüñîâûõ óäàðîâ 92 â ìèíóòó.

Ïóëüñàöèÿ íà îáùåé ñîííîé àðòåðèè ñèììåòðè÷íà ñ îáåèõ ñòîðîí. Ïóëüñàöèÿ íàä êëþ÷èöåé ó íàðóæíîãî êðàÿ êèâàòåëüíîé ìûøöû (à. subclavia) ñèììåòðè÷íà ñ îáåèõ ñòîðîí. Òàêæå ñèììåòðè÷íà ïóëüñàöèÿ ïîäìûøå÷íûõ è ïëå÷åâûõ àðòåðèé ñ îáåèõ ñòîðîí.

Ïóëüñàöèÿ íà äðóãèõ ïåðèôåðè÷åñêèõ àðòåðèÿõ âèñî÷íûõ (àà. temporalis); áåäðåííûõ (àà. femoralis); ïîäêîëåííûõ (àà. poplitea); çàäíåå-áîëüøåáåðöîâûõ (àà. tibialis posterior); òûëà ñòîïû (àà. dorsalis pedis) íå îñëàáëåíà, ñèììåòðè÷íà ñ îáåèõ ñòîðîí.

Ñèñòåìà îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ

Àïïåòèò ñíèæåí. Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà âíóòðåííåé ïîâåðõíîñòè ãóá, ùåê, ìÿãêîãî è òâåðäîãî íåáà ðîçîâîé îêðàñêè; âûñûïàíèÿ, èçúÿçâëåíèÿ îòñóòñòâóþò. Äåñíû áëåäíî-ðîçîâîé îêðàñêè, íå êðîâîòî÷àò. Çàïàõ îáû÷íûé. Ðîòîâàÿ ïîëîñòü ñàíèðîâàíà. ßçûê íîðìàëüíîé âåëè÷èíû è ôîðìû, ðîçîâîé îêðàñêè, âëàæíûé, ÷èñòûé. Ñîñî÷êè ÿçûêà âûðàæåíû õîðîøî. Çåâ ðîçîâîé îêðàñêè. Íåáíûå äóæêè õîðîøî êîíòóðèðóþòñÿ. Ìèíäàëèíû íå âûñòóïàþò çà íåáíûå äóæêè. Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ãëîòêè íå ãèïåðåìèðîâàíà, âëàæíàÿ, ïîâåðõíîñòü åå ãëàäêàÿ.

Æèâîò íîðìàëüíîé ôîðìû, ñèììåòðè÷åí. Àêòèâíî ó÷àñòâóåò â àêòå äûõàíèÿ. Âèäèìîé íà ãëàç ïàòîëîãè÷åñêîé ïåðèñòàëüòèêè íå îòìå÷àåòñÿ. Ðàñøèðåíèÿ ïîäêîæíûõ âåí æèâîòà íåò. Ïóïîê îáû÷íîé ôîðìû. Ñòóë â íîðìå, çàïîðû è äèñïåïñè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà îòðèöàåò.

Ïîâåðõíîñòíàÿ ïàëüïàöèÿ æèâîòà.

Ïðè ïîâåðõíîñòíîé (îðèåíòèðîâî÷íîé) ïàëüïàöèè — ïåðåäíÿÿ áðþøíàÿ ñòåíêà ìÿãêàÿ, ïîäàòëèâàÿ, áåçáîëåçíåííàÿ. Íàïðÿæåíèÿ ìûøö áðþøíîé ñòåíêè íåò. Ñèìïòîì Ùåòêèíà-Áëþìáåðãà îòðèöàòåëüíûé. Ïàëüïàöèÿ â òî÷êå Ìàê-Áóðíåÿ — áåçáîëåçíåííàÿ. Ïðè èññëåäîâàíèè «ñëàáûõ ìåñò” ïåðåäíåé áðþøíîé ñòåíêè (ïóïî÷íîå êîëüöî, àïîíåâðîç áåëîé ëèíèè æèâîòà, ïàõîâûå êîëüöà) — ãðûæåâûõ âûïÿ÷èâàíèé íå îáíàðóæåíî.

Ïðè ïåðêóññèè æèâîòà îòìå÷àåòñÿ òèìïàíèò ðàçëè÷íîé ñòåïåíè âûðàæåííîñòè. Ìåòîäîì ïåðêóññèè è ôëþêòóàöèè ñâîáîäíàÿ æèäêîñòü â áðþøíîé ïîëîñòè íå âûÿâëÿåòñÿ.

Ïðè ãëóáîêîé ìåòîäè÷åñêîé ñêîëüçÿùåé ïàëüïàöèè æèâîòà ïî ìåòîäó Îáðàçöîâà-Ñòðàæåñêî-Âàñèëåíêî óñòàíîâëåíî:

Ñèãìîâèäíàÿ êèøêà ïàëüïèðóåòñÿ â ëåâîé ïîäâçäîøíîé îáëàñòè íà ãðàíèöå ñðåäíåé è íèæíèõ òðåòåé l. umbilioiliaceae sinistra, íà ïðîòÿæåíèè 15 ñì â âèäå ãëàäêîãî, óìåðåííî ïëîòíîãî òÿæà äèàìåòðîì ñ áîëüøîé ïàëåö ðóêè, ëåãêî ñìåùàþùåãîñÿ ïðè ïàëüïàöèè â ïðåäåëàõ 4-5 ñì; íå óð÷àùåãî.

Ñëåïàÿ êèøêà ïàëüïèðóåòñÿ â ïðàâîé ïîäâçäîøíîé îáëàñòè íà ãðàíèöå ñðåäíåé è íàðóæíîé òðåòåé l. umbilioiliaceae dextra, â âèäå ãëàäêîãî ìÿãêîýëàñòè÷åñêîãî öèëèíäðà äèàìåòðîì â äâà ïîïåðå÷íûõ ïàëüöà, ñ çàêðóãëåííûì äíîì; áåçáîëåçíåííàÿ, óìåðåííî ïîäâèæíîãî, óð÷àùåãî ïðè ïàëüïàöèè. Àïïåíäèêñ íå ïàëüïèðóåòñÿ.

Òåðìèíàëüíûé îòäåë ïîäâçäîøíîé êèøêè: — ïàëüïèðóåòñÿ â ïðàâîé ïîäâçäîøíîé îáëàñòè â âèäå ãëàäêîãî, ïëîòíîãî, ïîäâèæíîãî, áåçáîëåçíåííîãî òÿæà äëèííîé 12 ñì äèàìåòðîì ñ ìèçèíåö. Ïðè ïàëüïàöèè îòìå÷àåòñÿ óð÷àíèå.

Âîñõîäÿùèé è íèñõîäÿùèé îòäåëû îáîäî÷íîé êèøêè ïàëüïèðóþòñÿ â ïðàâîé è ëåâîé áîêîâûõ îáëàñòÿõ (ôëàíêàõ) æèâîòà íà óðîâíå ïóïêà â âèäå îáðàçîâàíèé öèëèíäðè÷åñêîé ôîðìû äèàìåòðîì 2 ñì, ïîäâèæíûõ, óìåðåííî-ïëîòíûõ, áåçáîëåçíåííûõ, ñ ãëàäêîé ïîâåðõíîñòüþ, íå óð÷àùèõ.

Ïîïåðå÷íàÿ îáîäî÷íàÿ êèøêà — ïàëüïèðóåòñÿ â ïóïî÷íîé îáëàñòè, â âèäå óìåðåííî ïëîòíîãî öèëèíäðà, äèàìåòðîì ïðèáëèçèòåëüíî 2,5-3 ñì, ñ ãëàäêîé ïîâåðõíîñòüþ, ãîðèçîíòàëüíî ðàñïîëîæåííîãî, äóãîîáðàçíî èçîãíóòîãî êíèçó, áåçáîëåçíåííîãî, ëåãêî ñìåùàåìîãî ââåðõ è âíèç.

Òîíêàÿ êèøêà íå ïàëüïèðóåòñÿ.

Æåëóäîê: — íèæíÿÿ ãðàíèöà æåëóäêà îïðåäåëåííàÿ àóñêóëüòàòèâíûì ìåòîäîì (àñêóëüòî-ôðèêöèè) ðàñïîëîæåíà íà 3,5 ñì âûøå ïóïêà. Øóì ïëåñêà (ìåòîäîì ñóêóññèè) íàä æåëóäêîì íå îïðåäåëÿåòñÿ.

Áîëüøàÿ êðèâèçíà æåëóäêà ïàëüïàòîðíî îïðåäåëÿåòñÿ â âèäå ìÿãêîãî, ãëàäêîãî âàëèêà èäóùåãî ïîïåðå÷íî ïî ïîçâîíî÷íèêó â îáå ñòîðîíû îò íåãî, îãðàíè÷åííî ïîäâèæíîãî, áåçáîëåçíåííîãî, óð÷àùåãî ïðè ïàëüïàöèè. Ìàëàÿ êðèâèçíà íå ïàëüïèðóåòñÿ. Ïîäæåëóäî÷íàÿ æåëåçà íå ïàëüïèðóåòñÿ. Áîëåçíåííîñòè â çîíå Øîôàðà è ïàíêðåàòè÷åñêîé òî÷êå Äåæàðäåíà íå îòìå÷àåòñÿ. Ïðè àóñêóëüòàöèè æèâîòà — âûñëóøèâàþòñÿ íîðìàëüíûå ïåðèñòàëüòè÷åñêèå êèøå÷íûå øóìû.

Ãåïàòî-áèëèàðíàÿ ñèñòåìà

Ïåðêóññèÿ ïå÷åíè:

Âåðõíÿÿãðàíèöààáñîëþòíîéòóïîñòèïå÷åíè:

ïî ïðàâîé îêîëîãðóäèííîé ëèíèè — V ìåæðåáåðüå,

ïî ïðàâîé ñðåäíåêëþ÷è÷íîé ëèíèè — VI ðåáðî,

ïåðåäíåé ïîäìûøå÷íîé ëèíèè — VII ðåáðî.

Íèæíÿÿãðàíèöààáñîëþòíîéòóïîñòèïå÷åíè:

ïî ïðàâîé ïåðåäíåé ïîäìûøå÷íîé ëèíèè — X ðåáðî;

ïî ïðàâîé ñðåäíåêëþ÷è÷íîé ëèíèè — êðàé ðåáåðíîé äóãè;

ïî ïðàâîé îêîëîãðóäèííîé ëèíèè — íà 2 ñì íèæå êðàÿ ðåáåðíîé äóãè;

ïî ïåðåäíåé ñðåäèííîé ëèíèè íà ãðàíèöå âåðõíåé è ñðåäíåé òðåòè ëèíèè, ñîåäèíÿþùåé îñíîâàíèå ìå÷åâèäíîãî îòðîñòêà ñ ïóïêîì.

Ëåâàÿ ãðàíèöà àáñîëþòíîé ïå÷åíî÷íîé òóïîñòè — ïî ëåâîé îêîëîãðóäèííîé ëèíèè; ïå÷åíî÷íàÿ òóïîñòü âíèç íå âûñòóïàåò çà ïðåäåëû ðåáåðíîé äóãè.

Ðàçìåðûïå÷åíî÷íîéòóïîñòè:

ïî ïðàâîé ïåðåäíåé ïîäìûøå÷íîé ëèíèè — 11 ñì;

ïî ïðàâîé ñðåäíåêëþ÷è÷íîé ëèíèè — 10 ñì;

ïî ëåâîé îêîëîãðóäèííîé ëèíèè — 9ñì.

Ðàçìåðûïå÷åíèïîÌ.Ã. Êóðëîâó:

ïåðâûé ïðÿìîé ðàçìåð (l. media clavicularis) — 9 ñì.

âòîðîé ïðÿìîé ðàçìåð (l. mediana anterior) — 8 cì.

êîñîé ðàçìåð — 7 ñì.

 ãîðèçîíòàëüíîì ïîëîæåíèè ïàöèåíòà — ïå÷åíü íå ïàëüïèðóåòñÿ.

Æåë÷íûé ïóçûðü — íå ïàëüïèðóåòñÿ. Áîëåçíåííîñòü ïðè ïàëüïàöèè â òî÷êå æåë÷íîãî ïóçûðÿ îòñóòñòâóåò.

Ñåëåçåíêà

Ñåëåçåíêà íå ïàëüïèðóåòñÿ. Ïåðêóòîðíî ïåðåäíèé êðàé äëèííèêà ñåëåçåíêè íå âûõîäèò çà ïðåäåëû ïåðåäíåé ïîäìûøå÷íîé, — ëèíèè; çàäíèé — çà ïðåäåëû ëåâîé ëîïàòî÷íîé ëèíèè. Âåðõíÿÿ ãðàíèöà ñåëåçåíî÷íîé òóïîñòè ðàñïîëàãàåòñÿ íà óðîâíå IX ðåáðà, íèæíÿÿ — íà óðîâíå XI ðåáðà. Ïåðêóòîðíî ðàçìåðû äëèííèêà ñåëåçåíêè — 11 ñì, ïîïåðå÷íèêà — 4 ñì.

Ýíäîêðèííàÿ ñèñòåìà

Æàëîá íåò. Ïðè îñìîòðå ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè øåè èçìåíåíèé íå îòìå÷àåòñÿ. Áîêîâûå äîëè ùèòîâèäíîé æåëåçû íå ïàëüïèðóþòñÿ, à ïåðåøååê ïðîùóïûâàåòñÿ â âèäå ïîïåðå÷íî ëåæàùåãî, ãëàäêîãî, áåçáîëåçíåííîãî âàëèêà, ïëîòíîýëàñòè÷åñêîé îäíîðîäíîé êîíñèñòåíöèè. Øèðèíà ïåðåøåéêà íå ïðåâûøàåò øèðèíó ñðåäíåãî ïàëüöà ðóêè. Æåëåçà íå ñïàÿíà ñ êîæåé è îêðóæàþùèìè òêàíÿìè, ëåãêî ñìåùàåòñÿ ïðè ãëîòàíèè.

Ñèìïòîìû Ãðåôå, Ìåáèóñà, Øòåëüâàãà — îòðèöàòåëüíûå.

Îðãàíû÷óâñòâ

Ïàòîëîãèé íå âûÿâëåíî

Íåðâíî-ïñèõè÷åñêàÿ ñôåðà

Áîëüíàÿ õîðîøî îðèåíòèðîâàíà â ïðîñòðàíñòâå, âðåìåíè è ñîáñòâåííîé ëè÷íîñòè. Êîíòàêòíà. Âîñïðèÿòèå íå íàðóøåíî. Âíèìàíèå íå îñëàáëåíî. Ïàìÿòü çíà÷èòåëüíî ñíèæåíà. Ìûøëåíèå íå íàðóøåíî. Íàñòðîåíèå ðîâíîå. Ïîâåäåíèå àäåêâàòíîå. Î÷àãîâîé íåâðîëîãè÷åñêîé ñèìïòîìàòèêè íå îïðåäåëÿåòñÿ.

Ìåíèíãåàëüíûõ ñèìïòîìîâ íåò.

Ïðåäâàðèòåëüíûéäèàãíîç: Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ñìåøàííîé ôîðìû, òÿæåëîé ñòåïåíè òÿæåñòè, â ñòàäèè îáîñòðåíèÿ. Ýìôèçåìà ëåãêèõ. Ïíåâìîñêëåðîç.

Ïëàíîáñëåäîâàíèÿ:

1. Êëèíè÷åñêèé àíàëèç êðîâè

2. Îáùèé êëèíè÷åñêèé àíàëèç ìî÷è

3. Áèîõèìè÷åñêèé àíàëèç êðîâè

4. Îáùèé àíàëèç ìîêðîòû

5. Ðåàêöèÿ Âàññåðìàíà

6. ÝÊÃ

7. Ðåíòãåíîãðàôèÿ îðãàíîâ ãðóäíîé êëåòêè.

8. ÔÂÄ.

9. Ðåàêöèÿ íà HBs ÀÃ

10. Ðåàêöèÿ íà àíòè — ÍÑ ÀÃ

11. Ðåàêöèÿ íà àíòèòåëà ê ÂÈ×

12. Ðåçóëüòàò áàêòåðèîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ èñïðàæíåíèé íà äèñáàêòåðèîç.

Äàííûåëàáîðàòîðíûõèèíñòðóìåíòàëüíûõìåòîäîâîáñëåäîâàíèÿ.

1. êëèíè÷åñêèéàíàëèçêðîâè.

Ïîêàçàòåëè

Ðåçóëüòàò

Íîðìà

Åäèíèöû èçìåðåíèÿ

Ýðèòðîöèòû

4,86

4,3-5,7

*1012ã/ë

Ãåìîãëîáèí

146

130-160

ã/ë

ÑÎÝ

8

2-10

ìì/÷

Ëåéêîöèòû

6,1

4-9

*109/ë

Ïàëî÷êîÿäåðíûå íåéòðîôèëû

1

1-6

%

Ñåãìåíòîÿäåðíûå íåéòðîôèëû

53

47-72

%

Ýîçèíîôèëû

1

0,5 — 5

%

Ëèìôîöèòû

38

19-37

%

Ìîíîöèòû

7

3-11

%

2. áèîõèìè÷åñêèéàíàëèçêðîâè

Ïîêàçàòåëü

Ðåçóëüòàò

Íîðìà

Åäèíèöû

Îáùèé áåëîê

7,2

6,7-8,7

ã/äï

Ìî÷åâèíà

10,62

2,8 — 7,2

ììîëü/ë

Êðåàòèíèí

73

5 — 115

ìêìîëü/ë

Õîëåñòåðèí

4,2

3,6 — 6,2

ììîëü/ë

Áèëèðóáèí îáùèé

12,9

1,7 — 21

ìêìîëü/ë

Ãëþêîçà

5,6

3,9-6,4

ììîëü/ë

Àëàíèíàìèíîòðàíñôåðàçà

24

0 — 41

Åä/ë

Àñïàðòàòàìèíîòðàíñôåðàçà

12

0 — 37

Åä/ë

Ëàêòàòäåãèäðîãåíàçà

357

225 — 480

Åä/ë

Êðåòèíôîñôîêèíàçà

56

24 — 171

Åä/ë

Ñåðîìóêîèä

0,23

0,13 — 0, 20

Ùåëî÷íàÿ ôîñôîòàçà

83

40-130

Åä/ë

À×ÒÂ

33,3

30-40

ñåê

Ãëþêîçà

5,7

3,3 — 6,8

Ììîëü/ë

Ôèáðèíîãåí

4,4

2-4

ã/ë

3. îáùèéàíàëèçìî÷è

Ïîêàçàòåëü

Ðåçóëüòàò

Åäèíèöû èçìåðåíèÿ

Êîëè÷åñòâî

300

ìë

Öâåò

Ñîëîìåííî-æåëòûé

Ïðîçðà÷íîñòü

Ïîëíàÿ

Îòíîñèòåëüíàÿ ïëîòíîñòü

1014

Ðåàêöèÿ

7,0

Áåëîê

Íå îáíàðóæåíî

ã/ë

Ãëþêîçà

Íå îáíàðóæåíî

Êåòîíîâûå òåëà

Íå îáíàðóæåíî

Ðåàêöèÿ íà êðîâü

Íå îáíàðóæåíî

Áèëèðóáèí

Íå îáíàðóæåíî

Óðîáèëèíîèäû

Íå îáíàðóæåíî

Æåë÷íûå êèñëîòû

Íå îáíàðóæåíî

Èíäèêàí

Íå îáíàðóæåíî

Ìèêðîñêîïèÿîñàäêàìî÷è

Ýïèòåëèé ïëîñêèé

Åäèíè÷íî â ïðåïàðàòå

Ýïèòåëèé ïåðåõîäíûé

Åäèíè÷íî â ïîëå çðåíèÿ

Ëåéêîöèòû

1 â ïîëå çðåíèÿ

Ýðèòðîöèòû íåèçìåíåííûå

1 â ïîëå çðåíèÿ

Ñëèçü

Óìåðåííîå êîëè÷åñòâî

4. ÐåàêöèÿÂàññåðìàíàÎòðèöàòåëüíàÿ.

5. ÐåàêöèÿíàHBsÀÃÎòðèöàòåëüíàÿ.

6. ÐåàêöèÿíààíòèHCATÎòðèöàòåëüíàÿ.

7. ÐåàêöèÿíààíòèòåëàêÂÈ×Îòðèöàòåëüíàÿ.

8. ÝÊÃ: Ðèòì ñèíóñîâûé. ×ÑÑ 93 â ìèíóòó. Ãîðèçîíòàëüíîå ïîëîæåíèå ýëåêòðè÷åñêîé îñè ñåðäöà. Çàìåäëåííî ïðîâåäåíèå ïî ïåðåäíåé âåòâè ëåâîé íîæêè ïó÷êà Ãèñà. Ó ìåðåííî âûðàæåííûå èçìåíåíèÿ ìèîêàðäà ñ ïðèçíàêàìè ïåðåãðóçêè âñåõ êàìåð ñåðäöà.

9. Ðåíòãåíîãðàôèÿîðãàíîâãðóäíîéêëåòêè:  ëåãêèõ ñïðàâà â íèæíåé äîëå — íåãîìîãåííàÿ èíôèëüòðàöèÿ. Ëåãî÷íûé ðèñóíîê óñèëåí, äåôîðìèðîâàí. ßâëåíèÿ ïíåâìîñêëåðîçà. Ñèíóñû ñâîáîäíû. Òåíü àîðòû è ñåðäöà ñ âîçðàñòíûìè èçìåíåíèÿìè.

Êëèíè÷åñêèéäèàãíîç:

Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ñìåøàííîé ôîðìû, òÿæåëîé ñòåïåíè òÿæåñòè, â ñòàäèè îáîñòðåíèÿ. Ýìôèçåìà ëåãêèõ. Ïíåâìîñêëåðîç.

ñî÷åòàííûå: ãèïåðòîíè÷åñêàÿ áîëåçíü II ñò., III ñòåïåíü

ñîïóòñòâóþùèå: õðîíè÷åñêèé ãàñòðèò â ñòàäèè ðåìèññèè

îñëîæíåíèÿ: î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ â íèæíåé äîëå ïðàâîãî ëåãêîãî, ÄÍ II ñòåïåíè

Îáîñíîâàíèåêëèíè÷åñêîãîäèàãíîçà

· Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ñìåøàííîé ôîðìû, òÿæåëîé ñòåïåíè òÿæåñòè, â ñòàäèè îáîñòðåíèÿ.

Ñóõèå ñâèñòÿùèå õðèïû ïðè àóñêóëüòàöèè ëåãêèõ. Ïåðèîäè÷åñêèå ïðèñòóïû óäóøüÿ (3-4 ðàçà â ãîä), êóïèðóþùèåñÿ ïðèåìîì áåòà-àäðåíîìèìåòèêîâ, âîçíèêàëè â îòâåò íà äåéñòâèå àëëåðãè÷åñêîãî ôàêòîðà — ïûëüöà ðàñòåíèé, áûòîâàÿ ïûëü. Òàêæå ïðèñòóïû âîçíèêàëè íà õîëîäå. Òàêèì îáðàçîì, ïðèñòóïû óäóøüÿ ñâÿçàíû ñ âîçäåéñòâèåì ðàçëè÷íîãî ðîäà àëëåðãåíîâ, ÷òî ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñìåøàííóþ ôîðìó áðîíõèàëüíîé àñòìû.

· Ýìôèçåìà ëåãêèõ.

Áî÷êîîáðàçíàÿ ãðóäíàÿ êëåòêà, óìåíüøåíèå åå ïîäâèæíîñòè ïðè äûõàíèè, êîðîáî÷íûé ïåðêóòîðíûé çâóê, èñ÷åçíîâåíèå çîíû àáñîëþòíîé ñåðäå÷íîé òóïîñòè, îïóùåíèå íèæíåé ãðàíèöû ëåãêèõ è îãðàíè÷åíèå ýêñêóðñèè ëåãî÷íîãî êðàÿ.

· Ïíåâíîñêëåðîç.

Óñèëåíèå ëåãî÷íîãî ðèñóíêà, ñêëåðîòè÷åñêèå èçìåíåíèÿ íà ðåíòãåíîãðàììå îðãàíîâ ãðóäíîé êëåòêè

· Î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ â íèæíåé äîëå ïðàâîãî ëåãêîãî

Îñíîâûâàÿñü íà æàëîáàõ ïàöèåíòà (ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà äî 38,1 0Ñ, èçìåíåíèå õàðàêòåðà ìîêðîòû íà ñëèçèñòî-ãíîéíûé, áîëü â ïðàâîé ïîëîâèíå ãðóäíîé êëåòêè, îòäûøêà ïðè ìèíèìàëüíîé ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, îáùàÿ ñëàáîñòü, íåäîìîãàíèå) ìîæíî ïðåäïîëîæèòü íàëè÷èå ó íåãî èíòîêñèêàöèîííîãîñèíäðîìà, à òàêæå ñèíäðîìà îáùèõ âîñïàëèòåëüíûõ èçìåíåíèé è âîñïàëèòåëüíûõ èçìåíåíèé ëåãî÷íîé òêàíè, õàðàêòåðíûõ äëÿ ïíåâìîíèè.

Äàííûå îáúåêòèâíîãî îáñëåäîâàíèÿ (ðåíòãåíîãðàôèÿ îðãàíîâ ãðóäíîé êëåòêè: â ëåãêèõ ñïðàâà â íèæíåé äîëå — íåãîìîãåííàÿ èíôèëüòðàöèÿ; ïðèòóïëåíèå ïåðêóòîðíîãî çâóêà, âëàæíûå ìåëêîïóçûð÷àòûå õðèïû â íèæíèõ îòäåëàõ ïðàâîãî ëåãêîãî) ïîäòâåðæäàþò íàëè÷èå ïåðå÷èñëåííûõ ðàíåå ñèíäðîìîâ, à èìåííî ñèíäðîìà âîñïàëèòåëüíûõ èçìåíåíèé ëåãî÷íîé òêàíè, ÷òî ïîçâîëÿåò ñ âûñîêîé äîëåé âåðîÿòíîñòè ïðåäïîëîæèòü íàëè÷èå ó ïàöèåíòà ïíåâìîíèþâíèæíåéäîëåïðàâîãîëåãêîãî.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник