Бронхиальная астма у детей тактика фельдшера

Содержание

Введение………………………………………………………………….………3

Глава 1. Бронхиальная астма……………………………………………..…….6

1.1.
Этиология, патогенез, клиническая картина
и осложнения бронхиальной астмы……………………………………………….……….6

1.2. Принципы оказания 
первичной медицинской помощи…………….10

1.3. Лечение, профилактика, реабилитация и прогноз

бронхиальной астмы………………………………………………….……12

Глава 2. Тактика фельдшера при бронхиальной
астме у детей…..………….21

       2.1. Основы ухода и самоухода ребенка
с бронхиальной астмой……….21

2.2. Манипуляции, выполняемые фельдшером……………………………24

2.3. Особенности сестринского процесса
при бронхиальной астме…….27

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы……………………………………………30

Введение

Изучение бронхиальной астмы обусловленное
широкой распространенностью, отчетливой
тенденцией к росту частоты и тяжести
заболевания. Эпидемиологические исследования
последних лет показывают, что от 10 до
20% детей всего мира страдают бронхиальной.
Более того, астма не только ведущая причина
заболеваемости, но и одна из главных причин
инвалидизации детей.

Воздействие, которое эта болезнь оказывает
на детей и их семьи, позволяет говорить
о бронхиальной астме как о медико-социальной
проблеме. Частые периоды обострения,
сопровождающиеся гипоксией, преимущественно ночной характер
приступов, особенности диеты, приводят
к нарушению роста и развития, ограничению
подвижности, ухудшению нейропсихологических
характеристик и, в конечном счете, к снижению
успеваемости в школе. Следовательно,
ограничивается возможность получения
дальнейшего образования, профессий, которые
могут доступны больному с бронхиальной
астмой. Больные дети постоянно ощущают
себя вне сообщества сверстников, так
как не могу вести обычный образ жизни,
в связи с чем, у них изменяется поведенческая
реакция. Снижается также производственная
и непроизводственная активность родителей.
Забота о больном ребенке требует дополнительных
временных и экономических затрат (частые
госпитализации, посещения врача, недосыпание,
точное выполнение режима приема лекарств,
высокая стоимость лечения). Общая сумма
прямых и непрямых расходов па бронхиальную
астму составила в 2010 году в США 6,2 млрд.
долларов.

Кроме того, выраженный стресс на фоне
астмы, включая панические расстройства
во время обострений заболевания, напряжение во внутрисемейных
отношениях, трудности, связанные с необходимостью
смириться с наличием астмы, могут также
служить причиной выраженной психосоциальной
дисфункции, которая, в свою очередь, способна
значительно ухудшить как результаты
лечения, так и качество жизни ребенка
и целом.

Научное обоснование и разработка более
эффективных форм организации медицинской помощи детям с бронхиальной астмой возможны
лишь при условии использования новых
технологий научного поиска. Таковыми
являются медико-организационные подходы
к решению проблемы на основе изучения
факторов, играющих большую роль в предрасположенности
к заболеванию, их воздействию на организм
ребенка, способствующих постенному течению
болезни и, в определенной степени, предопределяющих
исход.

Бронхиальная
астма является одним из наиболее распространенных
заболеваний в современном мире. По последним
данным, число больных астмой в России
составляет 7 миллионов человек. Среди
взрослого населения болезнь регистрируется
более чем в 5% случаев, а у детей встречается
около 10%. Больные бронхиальной астмой сегодня
могут жить комфортно, практически не
замечая своей болезни. Научиться жить
с этим диагнозом помогут в школе бронхиальной
астмы.

Заболевание может развиться в любом
возрасте. У половины больных бронхиальная астма
развивается в возрасте до 10 лет, еще у
трети – до 40 лет.

Учитывая социальную значимость в соответствии
с Правительства Российской Федерации от 30.07.94 №890 пациент
с бронхиальной астмой имеет право на
бесплатное получение лекарственных средств.

Правительство регионов России приняло
на ближайшие годы региональную целевую
программу по лечению и профилактике бронхиальной
астмы. Целями этой программы является – увеличение продолжительности, улучшение
качества жизни больных, снижение инвалидизации
и смертности населения от бронхиальной
астмы и ее осложнений, организация системы
профилактики бронхиальной астмы ее осложнений,
обеспечение своевременного, эффективного
лечения больных бронхиальной астмой.

Эффективность внедрения Программы можно оценить по
уровню госпитализации больных с бронхиальной
астмой. Появилась тенденция к снижению
госпитализации больных с бронхиальной
астмой, сокращение сроков лечения в стационаре
больных с данным заболеванием.

Цель исследования: рассмотреть тактику фельдшера
при бронхиальной астме у детей.

Для достижения данной цели исследования
необходимо изучить следующие задачи:

  • этиологию и предрасполагающие факторы
    бронхиальной астмы;
  • клиническую картину и особенности диагностики бронхиальной астмы;
  • принципы оказания первичной медицинской
    помощи при бронхиальной астме;
  • методы обследований и подготовку к ним;
  • принципы лечения и профилактики данного
    заболевания (манипуляции, выполняемые
    медицинской сестрой).

Глава 1. Бронхиальная астма

1.1.
Этиология, патогенез, клиническая картина
и осложнения бронхиальной астмы

Бронхиальная
астма – это заболевание, в основе которого
лежит воспаление дыхательных путей, сопровождающееся
изменением чувствительности и реактивности
бронхов и проявляющееся приступом удушья.
При бронхиальной астме бронхи воспалены,
вследствие аллергического, инфекционного
или нейрогенного воздействия.

Словосочетания
«тяжелое дыхание» и «задыхаться» впервые
встречаются в древнегреческой литературе
в поэмах Гомера, работах Гиппократа. Более
подробную и точную клиническую картину
астмы описал Аретемий Каппадокийский.
Ибн Сина (Авиценна) в своей работе «Канон
врачебной науки» дал описание астмы,
как хроническая болезнь, сопровождающуюся
внезапными приступами удушья, сходными
своим спастическим характером.

В качестве этиологических факторов рассматриваются
внутренние и внешние факторы. Семейный
анамнез свидетельствует о том, что кровные
родственники больных бронхиальной астмой
больны различными аллергическими заболеваниями,
в том числе и бронхиальной астмой.

Врожденная предрасположенность формирует
внутренние причины болезни – наследственный фактор.

Причины бронхиальной астмы связаны с развитием воспаления бронхов, которое
может быть:

  • аллергическим,
  • инфекционным,
  • нейрогенным

с последующим формированием обструкции бронхов, которая проявляются
клиническими признаками бронхиальной
астмы.

В формировании иммунного (аллергического)
воспаления бронхов при бронхиальной
астме участвуют иммунные реакции. Растворимые
антигены взаимодействуют с антителами
в жидкостных системах с образованием иммунных
комплексов, что сопровождается активацией
системы комплемента, агрегацией тромбоцитов
с последующим повреждением тканей, на
которых фиксировались иммунные комплексы.

В этиологии бронхиальной астмы участвуют
эндокринные нарушения, нарушения функционирования
нервной системы, нарушения мембрано-рецепторных
комплексов клеток бронхов и легких.

Факторы, предрасполагающие
к развитию бронхиальной астмы

  • аллергены (аллергены животных,
    домашняя пыль и др.);
  • инфекция верхних дыхательных путей;
  • медикаменты (аспирин, β-адреноблокаторы);
  • факторы внешней среды (изменение
    погодных условий);
  • профессиональные факторы (эмоциональный
    стресс, физические нагрузки, гипервентиляция
    и др.);
  • генетический фактор.

Патогенез

В зависимости от вида аллергена, вызвавшего сенсибилизацию
организма (инфекционный или неинфекционный),
различают три формы бронхиальной астмы:

  • атоническая (неинфекционно – аллергическая);
  • инфекционно-аллергическая;
  • смешанная.

При выявлении сенсибилизации как к инфекционным, так и к неинфекционным
аллергенам говорят о смешанной форме
заболевания.

В зарубежной литературе топическую
форму бронхиальной астмы принято называть
экзогенной, инфекционно-аллергическую
форму – эндогенной бронхиальной астмой.

Клиническая картина

В центре клинической картины бронхиальной
астмы – приступ удушья.

Чаще приступы удушья беспокоят
больного по ночам. В случаях средней тяжести
приступы удушья наблюдаются утром.

В развитии приступа бронхиальной
астмы принято различать три периода:

  • период предвестников,
  • период разгара,
  • период обратного развития
    приступа.

Период предвестников (продромальный период) чаще
встречается у больных с инфекционно-аллергической
формой бронхиальной астмы и проявляется
вазомоторными реакциями слизистой оболочки
носа (чиханье, обильные водянистые выделения),
кашлем, одышкой. В дальнейшем (иногда
внезапно, без периода предвестников)
у больных появляется ощущение заложенности
в грудной клетке, мешающее им свободно
дышать. Вдох становится коротким. А выдох,
наоборот, продолжительным, шумным, сопровождающимся
громкими свистящими хрипами, слышными
на расстоянии. Появляется кашель с трудноотделяемой
вязкой мокротой. С целью облегчения дыхания
больной принимает вынужденное положение
(чаще сидя) с наклоном туловища вперед,
опираясь локтями на спинку стула или
колени.

В период разгара (во время приступа)
лицо становится одутловатым, в фазу выдоха
может наблюдаться набухание вен шеи.
Грудная клетка как бы застывает в положении
максимального вдоха.

При перкуссии грудной клетки
отмечают коробочный звук, смещение вниз нижних границ
легких и резкое ограничение их подвижности.
Над легкими выслушивают ослабленное
везикулярное дыхание с удлиненным выдохом
и большое количество распространенных
сухих (преимущественно свистящих) хрипов.

В период обратного развития. Улучшается отхождение
мокроты, в легких уменьшается количество
сухих хрипов, удушье постепенно проходит

Течение бронхиальной астмы протекает обычно с чередованием
периодов обострения и ремиссии. При этом
тяжесть ее течения может быть различной.

При легком течении обострения
заболевания возникают не чаще 2 – 3 раз
в год и хорошо поддаются амбулаторному
лечению.

При среднетяжелом течении обострения
бронхиальной астмы возникают 3 – 4 раза
в год и уже требуют стационарного лечения.

Тяжело течение бронхиальной астмы характеризуется
частыми (более 5 раз в год) и длительными
обострениями заболевания с кратковременными
периодами ремиссии или их полным отсутствием.
При тяжелом течении могут возникнуть
гормонозависимые и гормоно – резистентные
формы заболевания.

Осложнения

Бронхиальная астма часто осложняется
возникновением эмфиземы легких с присоединением
вторичной легочно-сердечной недостаточности.

Очень серьезным осложнением
бронхиальной астмы является астматическое
состояние, или астматический статус (status asthmaticus). К его развитию могут
привести передозировка β-адреностимуляторов,
слишком быстрое уменьшение дозы глюкокортикостероидов,
контакт с массивной дозой аллергена и
т.д. В развитии астматического статуса
выделяют три стадии:

  • Стадия I (начальная, или стадия относительной компенсации) представляет собой затянувшийся свыше 12 ч и некупирующийся приступ удушья. У больных развивается резистентность к бронхолитическим препаратам, перестает отходить мокрота. В следствие гипервентиляции
    возникают гипокапния и компенсированный
    алкалоз.
  • Стадия II (стадия декомпенсации) характеризуется резким нарушением дренажной функции бронхов. Просвет их забивается вязкой слизью, в связи с чем исчезают прежде хорошо выслушиваемые сухие хрипы (стадия, или синдром, «немого легкого»). Нарушается
    газовый состав крови, возникают гипоксемия
    (Рао2 снижается до 50 – 60 мм рт. ст.), гиперкапния (РаСО2 возрастает до 60 – 80 мм рт. ст.).
  • При отсутствии эффективных
    лечебных мероприятий развивается III стадия астматического статуса – стадия гиперкапнической
    комы. В результате прогрессирования гипоксемии,
    гиперкапнии и ацидоза (РаО2 падает ниже
    40 мм рт. ст., РаСО2 становится
    выше 90 мм рт. ст.) возникают тяжелые
    неврологические, в том числе церебральные,
    расстройства, гемодинамические нарушения
    и может наступить смерть больного.

1.2. Принципы оказания
первичной медицинской помощи

  • При первичном осмотре
    больного оценивается тяжесть приступа.
  • Удаление причинно-значимых
    аллергенов; уточнение ранее проводимого
    лечения: количество доз бронхоспазмолитического
    препарата, путь введения; время, прошедшее
    с момента последнего приема бронхолитика.
  • Оказание неотложной
    помощи в зависимости от тяжести
    приступа.
  • Наблюдение в динамике
    за клиническими симптомами.
  • Обучение больного
    или родственников пользованию аэрозольным
    ингалятором.

Источник

в) сделать глубокий выдох;

г) взять в рот мундштук ингалятора, плотно обхватив его губами; голову при этом
слегка запрокинуть назад;

д) сделать глубокий вдох через рот и одновременно нажать на дно баллончика;

е) извлечь мундштук ингалятора изо рта,
задержать дыхание на 5–10 с (акцентировать на этом внимание
пациента!);

ж) сделать спокойный выдох.

6. Информировать пациента: после каждой
ингаляции мундштук промыть водой с мылом
и вытереть насухо

Количество ингаляций и временной промежуток
между ними определяет врач.

Завершение процедуры

  1. Закрыть защитным колпачком ингалятор
    после промывания и убрать его.
  2. Вымыть руки
  3. Сделать запись о результатах обучения,
    выполненной процедуре и реакции на нее пациента в «Медицинской
    карте».

2.3. Особенности сестринского
процесса при бронхиальной астме

Перед сестринскими вмешательствами
необходимо провести опрос пациента или
его родственников, провести объективное
исследование – это позволит медицинской сестре оценить физическое
и психическое состояние пациента, а так
же своевременно выявить его настоящие
и потенциальные проблемы, удовлетворять
нарушенные жизненно важные потребности
пациента, оказывать психологическую
помощь ему и родителям. Сформировать
план ухода.

Возможные проблемы пациента:

  • нарушение дыхания из – за отека слизистой,
    бронхоспазма, гиперсекреции слизи, гипоксии;
  • дефицит жидкости из – за гипервентиляции
    легких и недостаточного ее потребления;
  • нарушение аппетита;
  • нарушение сна;
  • дискомфорт, связанный с необходимостью
    длительного лечения, нежелание принимать
    препараты;
  • беспокойство, чувство тревоги, страх
    перед приступом;
  • снижение переносимости нагрузок вследствие
    несоответствия поступления кислорода
    в организм его потребностям;
  • дефицит самоухода;
  • социальная изоляция, вызванная вынужденным
    длительным пребыванием дома или госпитализацией;
  • ограничение в выборе профессии;
  • присоединение тяжелых осложнений.

Целью сестринского процесса является подготовка больного к дополнительным
методам исследования, забора биологического
материала (кровь, мокрота) для лабораторного
исследования, выполнение врачебных назначений
лечения больного, оказания доврачебной
неотложной помощи, подготовки больного
для консультации других специалистов.

Заключение

Бронхиальная астма —
одно из самых распространенных аллергических
заболеваний у детей. Эпидемиологические
исследования последних лет свидетельствуют,
что в детской популяции ее распространенность
составляет 5%. Астма, как и другие хронические
заболевания, часто создает определенные
трудности в жизни больного. Повторяемость
симптомов болезни, угрожающих жизни,
формирует эмоциональное напряжение,
психологические проблемы. Определенный
стиль жизни не только ребенка, но и всей
семьи, предполагает ряд ограничений. 

Роль инвазивных методов диагностики
и лечения бронхиальной астмы у детей будет возрастать.
Это обязывает медицинских сестер скрупулезно
изучать имеющиеся и вновь поступающие
технические средства, осваивать инновационные
методики их применения, а так же соблюдать
деонтологические принципы работы с пациентами
на разных этапах лечебно-диагностического
процесса.

Для социальной адаптации детей с бронхиальной
астмой, а значит, и для скорейшей их реинтеграции
в общество, необходимы совместные действия
участкового врача педиатра, педиатра
стационара, врача аллерголога, психолога,
педагогов и родителей.

Родители, учителя, воспитатели, то есть все, кто общается
с детьми, больными бронхиальной астмой,
нуждаются в получении детальных инструкций
об астме, особенно в практическом аспекте.
Программа для обучения родителей, учителей
и воспитателей должна включать детальные
знания о симптомах заболевания, предрасполагающих
факторах, с акцентированием внимания
на социально-гигиенических и социально-психологических
аспектах, факторах, способных вызвать
приступ или обострение заболевания, различиях
между купирующей и базисной терапией.

Список использованной литературы

  1. Детские болезни в 2-х томах: том 1: учебник /
    Под ред. И.Ю. Мельниковой, — 2009 – 254с.
  2. Детские болезни
    в 2-х томах: том 2 : учебник / Под ред. И.Ю. Мельниковой,
    — 2009. –
    324с.
  3. Внутренние болезни в 2-х томах: учебник
    / Под ред. Н.А. Мухина, В.С.

    
Моисеева, А.И. Мартынова — 2010. — 1264 c

  1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»; 2-е издание исп. доп. М.: – ГЭОТАР – Медиа 2009. – 512 с.
  2. Сестринское дело в терапии – ООО «Медицинское информационное агенство»,
    2008. – 544 с.
  3. Шапкин В.Е., Заздравнов А.А., Бобро Л.Н. Пасиешвили – Справочник по терапии с основами реабилитации – М.: – Феникс – 2007. – 275 с.
  4. Медицинская сестра – Научно – практический и публицистический журнал – Издательский дом «Русский врач» – №1–2010, №5–2010. – С. 35
  5. Медсестра – Научно-практический журнал – Медиздат – №2–2011. – С. 24
  6. Медико-биологические факторы риска
    развития бронхиальной астмы у детей // Тезисы
    докладов международной научно-практической
    конференции «Гигиена, экология и репродуктивное
    здоровье подростков). СПб., 2009. — С.135.
  7. Профилактика бронхиальной астмы как
    социальная проблема // Сборник научных
    статей «Современные проблемы медицинской науки и практики». СПб., 2010.-С. 6 — 7.
  8. Качество жизни детей с бронхиальной
    астмой’/ Сборник научных статей «Адаптация
    организма к неблагоприятным условиям
    среды обитания». СПб., 2009.- С. 12 -13.на Allbest.ru

Источник

Правильно спланированные и
выполненные меры по профилактике бронхиальной
астмы являются эффективным средством
предотвращения и лечения этой болезни.
Современная медицинская практика показывают,
что правильное проведение мер профилактики
астмы зачастую достаточно для излечения
болезни либо для значительного уменьшения
потребности больного в противоастматических
лекарствах.

Проблема реабилитации больных
бронхиальной астмой, остается одной из
самых значительных в пульмонологии. Это
заболевание может стать причиной инвалидности,
а иногда и драматичных исходов.

Благодаря санаторно-курортному
лечению осуществляются специальные мероприятия, направленные
на ликвидацию или уменьшение выраженности
аллергических проявлений, восстановление
или улучшение нарушенной функции дыхания,
тренировку адаптационных механизмов
организма, повышение его общей резистентности.

Основой реабилитационных комплексов на курорте
являются климатические процедуры:

  • бальнео- и гидротерапия;
  • лечебная гимнастика;
  • дыхательная гимнастика;
  • массаж;
  • мануальная терапия;
  • ингаляции лекарственных
    средств: бронходилататоров, минеральных
    вод, трав;
  • аппаратные методы
    тренировки дыхания;
  • аэрофитотерапия;
  • лекарственная терапия.

Санаторно-курортное лечение,
воздействуя на различные звенья патогенеза
бронхиальной астмы, запускает механизмы
саногенеза и позволяет достичь устойчивой
ремиссии бронхиальной астмы без угрозы
прогрессирования заболевания и перехода
его в более тяжелые формы.

Характер прогноз заболевания
определяются возрастом, когда возникло
заболевание. У подавляющего большинства
детей с аллергической астмой болезнь
протекает относительно легко. Возможно
возникновение тяжёлых форм бронхиальной
астмы, выраженных астматических статусов
и даже летальные исходы, особенно при
недостаточной дозе базисной терапии.
Отдалённый прогноз бронхиальной астмы,
начавшейся в детском возрасте, благоприятен.
Обычно к пубертатному периоду дети «вырастают»
из астмы. Но у них сохраняется ряд нарушений
легочной функции, бронхиальная гиперреактивность,
отклонения в иммунном статусе.

Если заболевание началось в
зрелом и пожилом возрасте, то характер
развития и прогноз его более предсказуем.
Тяжесть течения заболевания
определяется его формой. Аллергическая
астма протекает легче и прогностически
более благоприятна. «Пыльцевая» астма
протекает легче, чем «пылевая». У заболевших
в пожилом возрасте отмечается первично
тяжелое течение, особенно у больных с
аспириновой бронхиальной астмой.

В целом заболевание является
хроническим и медленно прогрессирующим.
Адекватное лечение может полностью устранять
симптомы, но не влияет на причину их возникновения.
Прогноз для жизни и трудоспособности
при адекватной терапии условно благоприятный.
Периоды ремиссии могут продолжаться
в течение нескольких лет.

Глава 2. Тактика фельдшера при бронхиальной
астме у детей

2.1. Основы ухода и самоухода 
ребенка с бронхиальной астмой

Приступы бронхиальной астмы можно предотвращать! Необходимо создать условия,
при которых больной мог бы их избегать.
Если приступы бронхиальной астмы провоцируются
физической работой, их можно предупредить,
заранее принимая назначенные врачом
лекарства.

Для того, чтобы избежать воздействия
провоцирующих факторов, необходимо:

— изучать, какие внешние факторы способствуют
развитию приступа у данного больного
и предотвращать их;

— избегать контакта с профессиональными
вредностями (древесная пыль, аэрозоли,
химические вещества);

— избегать эмоционального перенапряжения;

— избегать физической нагрузки, особенно
в холодную погоду;

— убрать ковры со стен комнаты, где живет
или находится больной;

— поддерживать в его комнате относительную
влажность воздуха на низком уровне (предпочтительно
ниже 50%);

— отказаться от содержания кошек, собак,
птиц;

— избавиться от перьевых подушек;

— проводить в комнате больного частую
влажную уборку пыли;

— не принимать продукты и пищевые добавки,
на которые у больного аллергия;

— удалить из комнаты больного цветы;

— избегать раздражающих запахов, например,
табачного дыма;

— избегать приема аспирина и других нестероидных
противовоспалительных препаратов.

Ухаживая за больным с бронхиальной
астмой, необходимо:

— рекомендовать больному больше читать
о своем заболевании;

— следить за своевременным приемом больным
назначенных врачом препаратов;

— научить больного пользоваться ингалятором
и буферной насадкой (в 35% случаев причина
неэффективного лечения — неправильное
пользование ингалятором);

— побуждать больного к занятиям дыхательной
гимнастикой и физическими упражнениями;

— напоминать о необходимости носить с
собой карманный ингалятор и следить за
тем, чтобы он был полным;

— начинать как можно раньше активное лечение
приступа заболевания, не дожидаясь развития
тяжелого приступа;

— во время приступа оставайтесь с больным
и старайтесь его успокоить и приободрить;

— старайтесь отвлечь его внимание от ингалятора.
Помните, что больной с удушьем склонен
применять ингаляции гораздо чаще, чем
положено. Это может привести к передозировке
препарата, что приведет к усилению удушья
и снижению реакции пациента на другие
препараты.

Во время приступа удушья:

Больному с приступом удушья необходима
срочная консультация врача. До его прибытия
следует:

— создать атмосферу покоя для больного
и окружающих его близких;

— ухаживающему человеку необходимо самому
сохранять спокойствие, т.к. его страх
и растерянность передаются больному
и усугубляют тяжесть его состояния;

— помочь больному занять положение сидя
или полусидячее положение в кровати,
приподняв ее головной конец или подложив
под больного достаточное количество
подушек;

— освободить от стесняющей одежды, убрать
с верхней части туловища покрывающее
больного тяжелое одеяло;

— обеспечить доступ свежего воздуха, открыв
в комнате форточку или окно и, по возможности,
переместить больного ближе к открытому
окну;

— если есть соответствующее назначение
врача, больному, страдающему бронхиальной
астмой, необходимо дать карманный ингалятор
и проконтролировать правильность его
использования.

Правила пользования ингалятором:

С помощью ингалятора лекарственный
препарат должен попасть глубоко в воздухоносные
пути. Препарат попадает в легкие только
во время вдоха. Необходимо помнить, что
90% препарата не попадает куда должно,
а оседает на слизистой ротоглотки. Существует два способа ингаляций: с открытым
и закрытым ртом.

Ингаляции с открытым ртом:

— Снять колпачок и энергично встряхнуть
ингалятор. Во время ингаляции дно баллончика
должно быть направлено вверх.

— Располагают наконечник ингалятора на
расстоянии 4-5 см от губ.

— Слегка откидывают голову назад и открывают
рот.

— Делают медленный выдох.

— Затем начинают медленно делать вдох
ртом и одновременно резко нажимают на
баллончик.

— Вдыхают медленно, пока легкие не наполнятся
воздухом (это должно занять около 5-6 секунд).
Нельзя вдыхать воздух носом!

— Рот закрывают и задерживают дыхание
на 4-6-10 секунд, затем осторожно выдыхают.

— Спокойно дышат в течение 1 мин, затем
ингаляцию повторяют.

— Если больной использует для ингаляции
аэрозоли гормональных препаратов (глюкокортикоиды),
после ингаляции необходимо прополоскать
рот прохладной водой для профилактики
развития кандидоза полости рта.

— При каждом нажатии на клапан из ингалятора
выделяется 1 доза лекарственного препарата
в виде аэрозоля.

— Количество доз в каждом конкретном случае
определяет лечащий врач.

— Метод ингаляции с закрытым ртом отличается
от предыдущего тем, что наконечник ингалятора
плотно охватывается губами.

Частые ошибки при пользовании
ингалятором:

— Во время ингаляции дно баллончика направлено
вниз.

— Наконечник ингалятора держат слишком
далеко от губ.

— Слишком рано или слишком поздно нажимают
на баллончик, в результате чего в легкие
попадает мало лекарственного препарата.

— Выполняют ингаляцию слишком быстро:
не делают медленного вдоха и не задерживают
дыхание.

— Нажимают на баллончик несколько раз.

— Делают неглубокий вдох.

Самоуход:

Обычно для исчезновения одышки и кашля
при применении дозированного аэрозоля
достаточно 1-2 вдохов каждые 3-4 часа. Если
эта доза не приносит облегчения, необходимо обратиться к врачу.

Во время приступа бронхиальной астмы
можно делать до 6 вдохов аэрозоля.

Слишком частое употребление аэрозольного
ингалятора означает, что другие способы
лечения не слишком эффективны. Это надо
обсудить с лечащим доктором.

2.2. Манипуляции, выполняемые фельдшером

Выполнение внутримышечных инъекций

Оснащение: одноразовый шприц с иглой,
дополнительная одноразовая игла, стерильные
лотки, лоток для использованного материала,
стерильный пинцет, 70° спирт или другой кожный антисептик,
стерильные ватные шарики (салфетки), пинцет
(в штанглазе с дезинфицирующим средством),
ёмкости с дезинфицирующим средством,
для замачивания отработанного материала,
перчатки, ампула с лекарственным средством.

Подготовка к процедуре

1. Подтвердить наличие информированного согласия пациента.

2. Объяснить цель и ход предстоящей 
процедуры.

3. Уточнить наличие аллергической реакции
на лекарственное средство.

4. Вымыть и осушить руки.

5. Приготовить оснащение.

6. Проверить название, срок годности лекарственного
средства.

7. Извлечь стерильные лотки, пинцет из
упаковки.

8. Собрать одноразовый шприц.

9. Приготовить 4 ватных шарика (салфетки),
смочить их кожным антисептиком в лотке.

10. Надпилить ампулу с лекарственным средством,
специальной пилочкой.

11. Одним ватным шариком протереть ампулу
и вскрыть её.

12. Сбросить использованный ватный шарик
с концом ампулы в лоток для использованных
материалов.

13. Набрать в шприц лекарственное средство
из ампулы, сменить иглу.

14. Положить шприц в лоток и транспортировать
в палату.

15. Помочь пациенту занять удобное для
данной инъекции положение (на животе
или на боку).

Выполнение процедуры

  1. Определить место инъекции.
  2. Надеть перчатки.
  3. Обработать ватным шариком (салфеткой),
    смоченным кожным антисептиком, кожу в
    месте инъекции дважды (вначале большую
    зону, затем непосредственно место инъекции).
  4. Вытеснить воздух из шприца, не снимая колпачок, снять колпачок с иглы.
  5. Ввести иглу в мышцу под углом 90°, оставив 2 – 3 мм иглы над кожей.
  6. Перенести левую руку на поршень и ввести
    лекарственное средство.
  7. Извлечь иглу, прижав ватный шарик (салфетку).
  8. Положить использованный шприц в лоток для использованных материалов.

Окончание процедуры.

  1. Сделать легкий массаж места инъекции,
    не отнимая ваты (салфетки) от кожи.
  2. Поместить ватный шарик (салфетку) в лоток
    для использованных материалов.
  3. Помочь пациенту занять удобное для него
    положение.
  4. Уточнить состояние пациента.
  5. Провести дезинфекцию использованного
    оборудования в отдельных ёмкостях на
    время экспозиции.
  6. Снять перчатки, замочить их в растворе
    дезсредства на время экспозиции.
  7. Вымыть и осушить руки.

Алгоритм применение карманного ингалятора

Подготовка к процедуре

1. Уточнить у пациента информированность 
о лекарственном средстве, ходе 
процедуры и согласие.

2. Прочитать название лекарственного
средства.

3. Вымыть руки.

4. Дать пациенту баллончик с лекарственным
препаратом.

Не распыляйте лекарственный препарат в воздух! Это опасно для
вашего здоровья.

5. Предложить пациенту сесть (если его
состояние позволяет, лучше выполнять
процедуру стоя, так как дыхательная
экскурсия легких при этом эффективнее,
но можно проводить ингаляцию сидя):

а) снять с ингалятора защитный колпачок;

б) перевернуть баллончик с аэрозолем
вверх дном и встряхнуть его;

Источник