Цели и задачи школы астмы

Цели и задачи школы астмы thumbnail

Девушка с ингалятором

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Что такое астма-школа

Роль астма-школы

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Кто может посещать занятия

Опрос

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Основные цели и задачи школы

Основные цели школы

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Программа занятий

Обучение в астма-школе

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Где их организуют и как

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Основные направления в обучении

дети в школе астмы

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Особенности работы астма-школ

Критерии оценки эффективности занятий в астма-школах

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В заключение

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

Источник

Врачу, во время осуществления приема больного с бронхиальной астмой довольно трудно подать всю необходимую информацию о заболевании и особенностях его лечения. Ограниченные временными рамками специалисты лишь в общих чертах описывают необходимые для больного мероприятия и ограничения. Именно поэтому астма-школа является достаточно важной формой коллективного образования для пациентов с бронхиальной астмой. Именно здесь астматики имеют возможность научиться эффективно справляться с приступами патологии, а также предотвращать их появление.

Что такое астма-школа?

Школа для больных бронхиальной астмой, а в случае ведения маленьких пациентов и их родителей, представляет собой специализированные образовательные курсы. Программа этих курсов преподается в виде лекций и семинаров, в ходе которых их участникам разъясняется механизм появления и правильного контроля болезни. При этом слушатели курсов обязательно принимают активное участие в образовательном процессе, делясь своим личным опытом, решая ситуационные задачи в ходе ролевых игр.

В большинстве случаев такие астма-школы организовываются в специализированных пульмонологических центрах или иных медицинских учреждениях. В ходе каждого занятия слушатели курса могут задавать интересующие их вопросы и расширять имеющиеся знания. Обычно обучение в астма-школе длится 5-10 занятий по 1-1,5 часа каждый.

Кто может посещать занятия?

Проходить обучение в школе астмы могут больные любой возрастной группы, у которых наблюдается бронхиальная астма, ХОБЛ (хроническая обструктивная болезнь легких). Также занятия в астма-школе могут посещать родственники астматика, независимо от возраста больного.

Астма-школаЗанятия в астма-школе могут посещать любые возрастные группы

Обычно занятия проводятся по группам, в каждой из которых находится по 7-12 человек. Большее количество людей в одну группу не набирают для обеспечения возможности качественного донесения материала и возможности пообщаться со слушателями курса. Чаще всего группы распределяются по возрастному критерию, поскольку такая градация обеспечивает более высокую эффективность занятий.

Для детей астматиков также в астма-школе проводятся отдельные занятия, на которых они присутствуют с родителями и вместе обучаются методам самоконтроля патологии.

Основные цели и задачи астма-школы

Каждое из занятий, проводимых для больных бронхиальной астмой в специальной астма-школе, нацелено на расширение знаний пациента о патологии, и методах борьбы с ней. При этом основными целями обучения являются:

  1. Ознакомление астматиков с принципами и методами проведения самооценки и самоконтроля состояния в домашних условиях. Обучение принципам правильного ведения дневника пациента с бронхиальной астмой.
  2. Обучение правильному и своевременному оказанию доврачебной помощи и самопомощи при возникновении симптомов патологии.
  3. Подробное изучение механизма возникновения болезни, а также факторов, провоцирующих симптомы и усугубляющих течение астмы. Определение возможных рисков развития осложнений патологии.
  4. Прививание пациентам с бронхиальной астмой принципов здорового питания, а также особенностей приема пищи при наличии данного заболевания. Важным моментом является разъяснение астматикам причин запрета отдельных продуктов питания и механизмов их негативного воздействия на организм больного.
  5. Убедить в необходимости бросить курение. При этом пациенты должны учитывать, что колоссальный вред их организму наносит не только активный процесс курения, но и статус пассивного курильщика. Причина этого состоит не только во вдыхании табачного дыма, но и в том, что опасные частицы смол и металлов, высвобождающиеся при сгорании табака, легко оседают на одежде и теле не только самого курильщика, но и окружающих его людей.
  6. Обучение принципам правильного использования пикфлоуметра и самостоятельной оценки и контроля получаемых в ходе исследования результатов.

Главной целью всех занятий в школе астмы является формирование у пациентов стойкого убеждения в необходимости использования любых путей и возможностей к выздоровлению.

Для правильного и точного соблюдения всех рекомендаций врача больной должен знать, что результат терапии во многом зависит именно от его стараний и уверенности в положительном итоге лечения.

Задачами школы астмы являются:

  • Предупреждение прогрессирования заболевания;
  • Профилактика обострений и развития осложнений на фоне астмы или ХОБЛ;
  • Обучение методам здорового образа жизни и самоконтроля состояния, для обеспечения полноценной жизнедеятельности пациента и укрепления его общего здоровья. Это позволит не только предупредить развитие сопутствующих патологий, но и существенно снизит риски возникновения инвалидности и смертности среди больных бронхиальной астмой;
  • Информирование слушателей курсов школы астмы о необходимости регулярного контроля состояния здоровья;
  • Качественное повышение медицинских знаний о пульмонологии;
  • Определение потенциала полного избавления от проявлений бронхиальной астмы, а также его использование для улучшения качества и продолжительности жизни больного.

В результате уроков в школе астмы больной должен ознакомиться со строением дыхательной системы и принципами ее работы в здоровом состоянии и при астме. Астматику необходимо усвоить принципы обеспечения гипоаллергенного режима в условиях дома и мест наиболее частого пребывания. Также пациент должен научиться принципам самодиагностики, методам контроля болезни и безопасной корректировке лекарственной терапии.

Методика организации занятий

В школе бронхиальной астмы занятия носят тематический характер. Каждый последующий урок рассматривает новую тему, постепенно углубляясь от общих сведений о болезни, к методам ее эффективного и безопасного лечения и контроля.

Для обеспечения хорошего усвоения рассматриваемого теоретического материала, каждое занятие условно подразделяется на несколько последовательных частей:

  1. Изложение теоретических основ. Все медицинские данные и факты при этом преподносятся на простом и доступном языке с использованием наглядных рисунков-схем.
  2. Опросная и семинарная часть, в которой слушатели курса отвечают на поставленные врачом вопросы и делятся собственным опытом.
  3. Практическая часть. Предполагает развязывание ситуационных примеров и задач, а также использование необходимых приспособлений, о которых шла речь в теоретической части.

Астма-школаПрактическая часть в астма-школе

По окончании очередного урока слушатели курса могут задать интересующие их вопросы.

Программы и темы обучения

Поскольку школа бронхиальной астмы не является обязательным медицинским или образовательным учреждением, то четкой и урегулированной на государственном уровне учебной программы в нем нет. В большинстве случаев, разработкой образовательного плана, схем и тематики занятий в школе бронхиальной астмы, занимается отдельный ответственный врач или группа специалистов.

Основными тематиками, которые охватывает курс обучения в астма-школе являются:

  • Характеристика заболевания и способов его проявления;
  • Рассмотрение методов и средств для контроля состояния больного;
  • Изучение способов управления астмой с помощью лекарственных препаратов различных форм выпуска. Также здесь могут рассматриваться и принципы использования вспомогательных приспособлений, таких как ингаляторы и спейсеры;
  • Методы проведения эффективной и безопасной лечебной физкультуры;
  • Способы лечения и профилактики простудных заболеваний, как одних из провокаторов обострения астмы;
  • Правила питания и закаливания астматиков.

В большинстве случаев темы занятий в астма-школе излагаются в такой последовательности:

  1. Определение бронхиальной астмы и симптомов ее проявления. Изучение строения бронхов. Рассмотрение причин развития астмы и последствий аллергического воспаления тканей в бронхах.
  2. Взаимосвязь аллергии и астмы. Причины и механизм появления аллергических реакций. Методы предупреждения аллергии и астмы. Основы и важность проведения аллерготестирования, а также особенности различных диагностических методов.
  3. Способы самоконтроля аллергии и астмы с помощью пикфлоуметра. Подробное рассмотрение устройства пикфлоуметра, принципа его работы, методики использования и оценки полученных результатов. Способ определения индивидуальных норм в показателях прибора. Ведение дневника пикфлоуметрии и прогноз течения астмы на основании полученных данных.
  4. Определение понятия триггеров астмы. Влияние вирусных инфекций и отдельных внешних раздражителей на тяжесть состояния больного. Рассмотрение возможностей проведения физических нагрузок для больного бронхиальной астмой. Изучение особенностей постановки диагноза и принципов подбора лечения. Важность предотвращения эмоционального и физического перенапряжения.
  5. Виды ингаляторов, предназначенных для купирования симптомов астмы, принципы их подбора и правильного применения. Гормональные и противовоспалительные лекарственные средства для лечения астмы. Необходимость и способы безопасного использования стероидов и глюкокортикостероидов при терапии бронхиальной астмы.
  6. Профилактические мероприятия и методы эффективного и безопасного лечения простудных заболеваний, а также вирусных инфекций при астме.
  7. Понятие ночной астмы и методы профилактики возникновения приступов, в ходе которой необходимо максимально очистить помещение для отдыха от потенциальных аллергенов.
  8. Профилактика пищевой аллергии.
  9. Эффективные методы лечебной физкультуры и физиотерапии при терапии бронхиальной астмы.
  10. Признаки затяжного обострения астмы. Симптомы недостаточного контроля патологии. Профилактика приступов удушья и методы экстренной помощи при особо тяжелых случаях проявления болезни.

Астма-школаЗанятия в астма-школе

При составлении таких учебных планов обязательно учитываются наиболее современные знания о патологии и методах ее устранения.

Критерии оценки эффективности занятий

Оценка эффективности занятий в школе бронхиальной астмы может проводиться обычно на заключительном занятии курса. При этом учет полученных знаний может проводиться как в форме тестирования слушателей, так и в виде устного опроса. В любом из случаев оценка эффективности занятий выражается в процентном эквиваленте правильных ответов. Положительным итогом является результат, при котором материал группой усвоен более чем на 80%.

По окончанию школы астмы больной становится не только пациентом, но активным участником терапевтического процесса и полноценным партнером лечащего врача в вопросах собственного выздоровления.

Источник