Цели при бронхиальной астме

Цели при бронхиальной астме thumbnail

Ребенок с ингалятором

Бронхиальная астма – неизлечимая болезнь. Ее терапия при обострении проводится в условиях стационара. В таких случаях роль медицинской сестры в лечении бронхиальной астмы – создание необходимых  условий для нормализации состояния пациента.

Особенно это касается детей, которым труднее, чем взрослым, справляться с приступами. Поэтому планомерное выполнение всех этапов сестринского процесса при бронхиальной астме благотворно скажется на общем ходе терапии.

Особенности работы медсестры с пациентами с бронхиальной астмой

Медсестра с пациентом

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме связано с вмешательствами трех видов:

  1. Независимые. Выполняются медсестрой по своему усмотрению. В эту категорию попадают процедуры по измерению давления и пульса, оказание помощи в составлении диетического меню и т. д.
  2. Зависимые. Зависимые сестринские вмешательства осуществляются только по согласованию с врачом, который на этот момент занимается лечением данного пациента (например, назначение определенных лекарственных препаратов).
  3. Взаимозависимые. Вмешательство взаимозависимого типа может осуществляться только в составе бригады медицинских работников. Сюда относится получение консультации от специалиста другого профиля, проведение лабораторных исследований и т. д.

Работа медсестры при взаимодействии с больными бронхиальной астмой осуществляется поэтапно.

Цели и задачи сестринского ухода при астме

Цли сестринского процесса

Основные задачи медицинской сестры при уходе за пациентами с бронхиальной астмой:

  • своевременная реакция на начало приступа;
  • оказание квалифицированной помощи;
  • выявление причин астматических приступов и потребностей больного (информация используется, чтобы обеспечить максимально эффективное решение проблемы пациента);
  • обучение больного навыкам самопомощи, которые позволят справиться с приступом в отсутствие медработников.

Цель при этом лишь одна: всестороннее облегчение состояния астматика и оказание помощи в преодолении астматического приступа.

Этапы сестринского процесса

Этапы сестринского процесса

При бронхиальной астме сестринский процесс включает следующие этапы:

  • сбор сведений;
  • определение проблемных моментов;
  • исключение болезней со схожей симптоматикой;
  • уход за пациентом, проходящим лечение в условиях стационара;
  • выполнение врачебных назначений и отслеживание прогресса в лечении.

Итогом всей работы должна стать оценка эффективности оказываемого ухода.

Сбор информации

Сбор информации

Основной субъективный метод сбора информации на начальных этапах лечения — беседа с пациентом. При этом больные с бронхиальной астмой обычно жалуются на следующие проявления заболевания:

  • затрудненность дыхания;
  • кашель (становящийся особенно сильным утром и вечером);
  • повышенную температуру (начало заболевания проходит остро);
  • одышку;
  • свистящее дыхание (наблюдается периодически).

Также проводится опрос родственников на предмет наличия у них этого недуга, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что появление астмы связано с наследственной предрасположенностью.

Далее медицинская сестра выясняет следующую информацию о приступах удушья:

  • насколько часто они повторяются;
  • при каких обстоятельствах;
  • чем провоцируются;
  • насколько интенсивными могут быть;
  • проходят ли без постороннего вмешательства (если нет, то какие медикаментозные препараты применяются).

Также она уточняет, есть ли у астматика аллергия.

К объективным методам сбора данных относится осмотр больного в момент приступа. В этом случае у пациента наблюдаются следующие симптомы:

  • громкое дыхание, сопровождаемое хрипами и свистами;
  • одышка;
  • раздувание крыльев носа;
  • цианоз (посинение кожных покровов) в области носогубного треугольника;
  • приступообразный кашель;
  • отхождение вязкой мокроты;
  • характерное положение тела (больной сидит, опираясь руками о горизонтальную поверхность).

Также в обязанности сестры входит измерение артериального давления и пульса больного.

В итоге на основании данных, полученных в результате опросов и обследования, медсестра совместно с лечащим врачом должна составить план, в соответствии с которым больному будет обеспечена помощь в решении проблем и необходимый уход.

Обнаружение проблем

Прежде всего речь идет о проблемах с обеспечением жизненных потребностей:

  • ограниченность меню (если было выявлено, что пищевые аллергены повлияли на развитие астмы);
  • приступы удушья и одышки, мешающие нормальному дыханию;
  • нарушения сна, связанные с ночными астматическими приступами;
  • ограничения физической активности (физическая нагрузка может спровоцировать удушье).

Также учитывается социально-психологический аспект:

  • общая подавленность, обусловленная фактом наличия болезни;
  • страхи, связанные с возможностью внезапного начала очередного приступа;
  • проблемы с общением (обусловлены тем, что в процессе разговора усиливается одышка, а сильные эмоции провоцируют приступы удушья);
  • ограничение трудоспособности (работа, связанная физическими или эмоциональными нагрузками, контактом с аллергенами, астматикам противопоказана);
  • развитие депрессии из-за невозможности самореализации.

Кроме того, может наблюдаться уход в болезнь: человек требует особого ухода и помощи, даже если нет приступа или иных проблем, полагает, что из-за заболевания он не может заботиться о себе самостоятельно.

Если говорить кратко, то основная проблема больного при бронхиальной астме – это невозможность в полной мере удовлетворить потребность:

  • в еде;
  • во сне;
  • в дыхании;
  • полноценного отдыха;
  • в общении.

Задача медсестры – помочь больному преодолеть эти сложности.

Наблюдение за пациентами в условиях стационара

Пациент в больнице

В период нахождения больного на стационарном лечении сестринский процесс направлен на стабилизацию состояния пациента. С этой целью контролируется режим дня, питания, досуга астматика и обеспечиваются благоприятные для него условия жизни в палате.

В случае необходимости медсестра осуществляет дополнительный уход за пациентом, когда он ест или выполняет гигиенические процедуры (обычно это касается детей). Также требуется выполнять назначения лечащего врача и отмечать, насколько эффективно лечение.

Организация и контроль над соблюдением режима

Человек смотрит на часы

Данный тип взаимодействия с пациентами относится независимым вмешательствам и включает беседы с самим пациентом (если он взрослый) или его родителями (если речь идет о ребенке).

В ходе бесед пациенту (или его родителям) сообщается информация:

  • о возможных причинах развития астмы;
  • об особенностях терапии;
  • о необходимости выполнять рекомендации врача;
  • о возможных методах профилактики осложнений.

Также часто приходится убеждать астматика и его родных в том, лечение в условиях стационара, выполнение всех правил и назначений действительно необходимо.

Чтобы не допустить ухудшения состояния пациентов, необходимо убедиться, что они и их родственники хорошо осознают, насколько важно соблюдать гипоаллергенную диету не только при нахождении в стенах медицинского учреждения, но и после выписки.

Организация комфортных условий и контроль

Пациентка в стационаре

Медицинская сестра обеспечивает пациенту комфортные условия жизни в палате, отслеживая:

  • своевременность проведения влажной уборки;
  • систематичность проветриваний;
  • регулярность смены постельного белья.

Помимо этого, в помещении должно быть спокойно и тихо. Это позволит нормализовать сон больного.

С пациентом (и его родителями, если это ребенок) проводятся беседы касательно правил и необходимости осуществления гигиенических процедур. Родственников просят принести больному:

  • зубную пасту и щетку;
  • расческу;
  • чистое сменное белье.

Также следует порекомендовать родным астматика, проходящего лечение в условиях стационара, обеспечить его книгами или иными вещами, способными отвлечь и скрасить досуг. Это особенно касается детей, которые должны активно познавать и изучать мир даже в период лечения. Также не следует забывать о потребности больного в общении.

В случае с ребенком наблюдение продолжает осуществляться в тот момент, когда он ест, одевается и т. д., чтобы при возникновении затруднений медсестра могла своевременно оказать ему необходимую помощь.

Выполнение назначений врача

Назначения врача

Важной составляющей сестринского процесса при бронхиальной астме является проведение базисной терапии. Медсестра должна не только сама точно следовать рекомендациям врача, но и обратить внимание подопечного на то, насколько важно принимать медикаментозные препараты. Также его информируют о возможных побочных эффектах лекарственной терапии.

Кроме того, медицинская сестра:

  • обучает пациента навыкам ведения дневника самоконтроля и применения ингаляционных устройств;
  • сопровождает больного на диагностические мероприятия;
  • оказывает посильную психологическую поддержку астматику и его родственникам;
  • внимательно следит за состоянием подопечного, чтобы своевременно распознать побочные эффекты применения лекарственных средств;
  • оповещает лечащего врача о неэффективности назначенной терапии (если это имеет место) и просит откорректировать назначение.

В обязанности медицинской сестры входят регулярные опросы больного касательно его самочувствия. Кроме того, она ежедневно:

  • выслушивает жалобы больного;
  • измеряет его температуру тела;
  • определяет число сердечных сокращений и частоту дыхания;
  • контролирует состояние астматика при приступах одышки и кашля.

Об ухудшении состояния пациента нужно незамедлительно оповестить лечащего доктора.

При правильной организации сестринского ухода лечение завершается улучшением состояния, за которым следует выписка из больницы. Однако во избежание обострений и осложнений, даже оказавшись дома, больной должен следовать всем рекомендациям доктора.

Помощь при приступах и астматическом статусе

Алгоритм неотложной помощи при приступе БА

Один из важных этапов сестринского процесса — оказание помощи во время астматических приступов.

Если пациент ощущает удушье, медсестра должна выполнить следующие действия:

  • устранить аллерген, который вызвал аллергическую реакцию, в данном случае удушье (если он есть);
  • использовать бронхорасширяющее средство;
  • дать больному горячее щелочное питье;
  • сделать горчичную ванну для ног.

Если после всех принятых мер приступ не прекратился, тогда пациенту с бронхиальной астмой дают антигистаминное (противоаллергическое) лекарство и подкожно вводят симпатомиметики.

Среднетяжелые и тяжелые приступы купируют внутривенным введением глюкокортикоидов. Эта манипуляция проводится только в условиях стационара и под наблюдением врача. Данные меры помогут предотвратить возможные тяжелые последствия.

Однако этим сестринская помощь при бронхиальной астме не ограничивается. Иногда терапевтические действия не дают желаемого результата, и приступ непрерывно продолжается на протяжении нескольких дней либо повторяется вновь после кратковременного, но ощутимого облегчения.

Это свидетельствует о том, что бронхи больного закупорены слизью, что может привести к синдрому «немого легкого» и последующему развитию астматического статуса. Последний является тяжелой формой удушья, обусловленного диффузным нарушением проходимости бронхов.

Лицам с астматическим статусом не помогают медицинские препараты, которые ранее были  эффективны. Более того, они могут даже ухудшить состояние больного. Поэтому медсестра должна действовать спокойно и быстро:

  • запретить астматику пользоваться карманным ингалятором;
  • предложить горячее щелочное питье;
  • устроить пациента максимально удобно;
  • обеспечить подачу увлажненного кислорода.

При отсутствии помощи состояние больного будет усугубляться, пока пациент не впадет в кому или не умрет.

Особенности ведения детей с бронхиальной астмой

сестринский процесс при бронхиальной астмы у детей схема

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме у детей имеет ряд особенностей:

  • разговор с пациентом всегда ведется убедительным, но мягким и спокойным тоном (это помогает избежать появления страха, который спровоцирует удушье);
  • между медсестрой и ребенком выстраиваются доверительные отношения;
  • родителей обучают, как справляться с паникой во время приступов астмы у малыша, настраиваться на оперативную помощь и самостоятельно снимать приступ;
  • во время удушья ребенку не только придают сидячее положение, но и дополнительно поддерживают его;
  • для ингаляций используют препараты с сальбутамолом.

Кроме того, медицинской сестре нужно быть особенно внимательной с детьми при приступе гипоксии, которая у них часто сопровождается резким снижением артериального давления. При выявлении такого симптома рекомендуется ввести пациенту внутримышечно стимуляторы ЦНС.

В заключение

Правильный уход за пациентом позволяет быстрее добиться улучшения его состояния. После выписки из стационара астматик все равно должен регулярно наблюдаться у лечащего врача — аллерголога и терапевта (или педиатра, если речь о ребенке).

Подготовленный пациент должен уметь справляться со страхом удушья и знать, какие действия необходимо предпринимать в момент приступа. Также ему должно быть известно, как и когда следует применять медицинские препараты, какое действие (в том числе побочное) они оказывают.

Накануне выписки медсестра дополнительно инструктирует подопечного по вопросам здорового и рационального питания, а также дает рекомендации касательно соблюдения режима дня. Важный момент — проверка умения больного пользоваться карманным ингалятором.

Источник

Бронхиальная астма – неизлечимое хроническое заболевание. Терапия при возникающих обострениях оказывается в условиях стационара. Сестринский уход при бронхиальной астме должен обеспечивать необходимые условия для стабилизации состояния больного. Выполнение каждого из этапов работы, особенно, при работе с детьми, благотворно сказывается на общей картине лечения.

Специфика работы с астматиками

Сестринские вмешательства для пациентов, страдающих от бронхиальной астмы разделяются на три вида:

  • Независимые – выполняющиеся медсестрой на собственное усмотрение (измерение пульса, давления, помощь в составлении диетического меню);
  • Меры, после согласования с лечащим врачом – к ним относится назначение медикаментов;
  • Взаимозависимые – оказание сестринской помощи при бронхиальной астме проходит совместно с бригадой другого медицинского персонала (взятие лабораторных анализов).

Цели и задачи

Сестринский процесс при бронхиальной астме выполняет цели:

  • Сбор сведений о пациенте
  • Понимание потребностей пациента в медицинском обслуживании
  • Обозначение приоритетов в оказании медицинской помощи
  • Составление плана и по уходу за больным и следование ему
  • Определение эффективности ухода и того, достигнута ли его цель

Медицинская сестра выполняет задачи среди которых:

  • Своевременное реагирование при начале приступа бронхиальной астмы
  • Умение оказать квалифицированную медицинскую помощь
  • Установление причины астматического приступа и потребностей больного
  • Обучение астматика по самостоятельному купированию приступа в отсутствии медицинского персонала

Цель – облегчить состояние пациента, преодоление приступа.

Последовательность работы

Сестринский процесс при бронхиальной астме и взаимодействие с пациентами проходит поэтапно:

  • На первом этапе собирается информация;
  • Далее определяются проблемные моменты;
  • Исключаются болезни, имеющие схожую симптоматику;
  • Обеспечение ухода за больными, проходящими стационарное лечение;
  • Выполнение предписаний лечащего врача, отслеживание эффективности лечения.

Сбор информации

Сбор сведений включает методы:

  • Субъективные
  • Объективные
  • Дополнительные

Главный из субъективных методов подразумевает разговор с астматиком, среди жалоб:

  • Затрудненное дыхание
  • Кашель, обостряющийся утром и вечером
  • Повышение температуры тела на начальном этапе заболевания
  • Одышка
  • Периодическое проявление свистящего дыхания

На беседе опрашиваются родственники пациента, чтобы исключить или подтвердить наследственную природу бронхиальной астмы. Медсестра выясняет:

  • Частоту проявлений астматических приступов
  • Обстоятельства, при которых они происходят
  • Провоцирующие факторы
  • Имеет ли место при приступе постороннее вмешательство или прием медицинских препаратов и если да, то какие это медикаменты
  • Наличие или отсутствие у пациента аллергической реакции

К объективному методу относится осмотр больного во время приступа, наблюдается следующая симптоматика:

  • Громкое дыхание, отчетливо различимые хрипы и свистки
  • Одышка
  • Раздутость носовых крыльев
  • Синеватый цвет кожи носогубного треугольника
  • Приступообразный кашель с отхождением вязкой мокроты
  • Астматика легко распознать по положению тела: пациент принимает сидячее положение с упором рук на горизонтальную поверхность

Медсестра обязана измерить артериальное давление и пульс пациента. По данным беседы и обследования она и лечащий врач составляют план базисной терапии и ухода за астматиком.

Нахождение проблем

Приоритетные проблемы для персонала связаны с обеспечением жизненных потребностей пациента, страдающего от бронхиальной астмы:

  • Диета, если аллергическая реакция вызвана пищевыми продуктами
  • Удушающие приступы, нарушающие нормальный ритм дыхания
  • Нарушенный сон в связи с проявлением ночных астматических приступов
  • Ограничение двигательной активности (слишком сильная физическая нагрузка может спровоцировать астматический приступ)

Среди потенциальных проблем вызванных заболеванием:

  • Чувство психологической подавленности из-за факта постановки диагноза
  • Постоянное чувство страха перед внезапным началом удушья
  • Проблемы в общении с окружающими – эмоции провоцируют удушье, а разговор способствует проявлению одышки
  • Депрессивное состояние, вызванное невозможностью самовыражения и самореализации

Астматик не имеет возможности удовлетворить потребности:

  • В употреблении продуктов питания
  • В полноценном сне и отдыхе (астматические приступы проходят в ночное время, нарушают сон)
  • В общении
  • В нормальном дыхании

Сестринский уход при бронхиальной астме должен быть направлен на устранение возникающих сложностей.

Стационарное наблюдение

Когда пациент проходит лечение в стенах стационара, основная задача сестринского процесса – стабилизировать его состояние. Под контроль берется диета, режим дня, времяпрепровождение. В палате организуются условия, обеспечивающие астматику комфортное проживание. Обеспечивается дополнительный уход во время кормления или помощь в гигиенических процедурах (как правило, если пациенты – дети). Медсестра контролирует исполнение врачебных предписаний и отмечает эффективность терапии.

Установление и контроль за соблюдением режима

Метод независимого вмешательства. Беседа проводится лично с пациентом, или с его родителями, если это ребенок. Медицинский персонал обязан проинформировать о:

  • Вероятных причинах развития заболевания
  • Особенностях лечения
  • О том, как и почему важно соблюдать врачебные рекомендации
  • О профилактических методах и возможных осложнениях в ходе лечения
  • Необходимости соблюдать подобранную диету не только в стенах учреждения, но и после выписки
  • Убедить самого пациента и его родственников о необходимости прохождения стационарного лечения (некоторые больные хотят лечиться дома)

Создание комфортных условий, контроль

В обязанности медсестры входит обеспечение человеку, страдающему астмой комфортные условия проживания в палате и отслеживание:

  • Своевременной влажной уборки
  • Постоянного проветривания
  • Регулярную смену постельного белья

Пациента или его родственников просят принести комплект по уходу, в который входят:

  • Паста и щетка
  • Расческа
  • Смена белья

При уходе за ребенком медсестра остается с ним во время переодевания, расчесывания и чистки зубов, чтобы оказать необходимую помощь, если потребуется. Родным рекомендуется принести с собой то, что сможет отвлечь пациента от тяжелых мыслей о болезни (книги, рукоделие).

Выполнение врачебных предписаний

Базисная терапия занимает особое место в сестринском уходе. Медсестра должна не только точно соблюдать инструкции лечащего врача, но и донести пациенту информацию о необходимости приема медикаментов, и побочных эффектах. В обязанности входит выполнение задач:

  • Обучить астматика ведению дневника по контролю за своим состоянием и применению ингаляторов
  • Проводить на диагностику
  • Оказать психологической помощи пациенту и родственникам
  • Проследить состояния больного для своевременного распознавания побочных эффектов от приема медикаментов
  • Оповещение врача что лечение не приносит результатов, информирование о необходимости корректировки

Медсестра проводит регулярный опрос пациента о самочувствии, ежедневно выполняя комплекс мер:

  • Измерение температуры, числа сердечных сокращений
  • Определение частоты дыхания
  • Контроль состояния пациента при одышке и кашле
  • Выслушивание жалоб на самочувствие

Когда уход организован правильно, состояние астматика улучшается и его выписывают. Необходимо соблюдать все предписания, чтобы избежать осложнений.

Оказание помощи при астматическом статусе

Сестринский процесс при бронхиальной астме включает важный момент – помощь пациенту во время приступа:

  • Устранить взаимодействие с аллергеном (если он есть), вызвавшим аллергическую реакцию больного;
  • Использовать препараты, расширяющие бронхи;
  • Обеспечить пациента горячим щелочным питьем;
  • Сделать горчичную ванночку для ног.

Когда купировать приступ не удалось, пациенту дается антигистаминное средство, а также вводят под кожу симпатомиметики. Если приступ имел среднетяжелую или тяжелую степени тяжести, для купирования приступов вводят в вену глюкокортикостероидов. Такая мера обеспечивается в условиях лечебного учреждения, под контролем лечащего врача.

Продолжение приступа в течение нескольких дней, или его повторение после кратковременного улучшения, говорит о большом скоплении слизи в бронхах. Закупоренные бронхи провоцируют синдром «немого легкого» и могут развить астматический статус – тяжелую форму удушья, возникающего в результате диффузного нарушения бронхиальной проходимости.

Если у пациента присутствует астматический статус, применение ранее эффективных препаратов может негативно сказаться на самочувствии. Медсестре важно сохранять хладнокровие и помочь:

  • Запретить использование карманного ингалятора
  • Дать щелочное питье
  • Переместить больного в комфортное положение
  • Обеспечить приток увлажненного кислорода

Если не оказать медицинскую помощь, состояние пациента ухудшится приведет к коме или летальному исходу.

Особенности работы с детьми

Сестринский процесс при бронхиальной астме у детей имеет ряд особенностей:

  • Разговор проводится в спокойном мягком тоне, чтобы не напугать ребенка и не спровоцировать приступ удушья
  • Важно наладить доверительные отношения с маленьким пациентом
  • обучить родителей навыкам помощи ребенку, снятия паники и быстрой помощи при возникающем астматическом приступе
  • Важно посадить ребенка, поддерживать, успокаивать
  • Ингаляции проводятся с помощью препаратов, содержащих сальбутамол.

У детей возникает приступ гипоксии с резким снижением показателей артериального давления. Если симптом проявился, ребенку внутримышечно вводят стимуляторы центральной нервной системы.

Сестринский уход при бронхиальной астме улучшает состояние пациента. Астматик должен быть проинформирован о навыках самопомощи, приеме и дозировке медицинских препаратов, профилактических мерах. Перед выпиской медсестра проводит дополнительный инструктаж о диете, и режиме дня, проверяет, как пациент умеет пользоваться ингалятором.

Предыдущая

АстмаНеотложная помощь при бронхиальной астме: как снять приступ

Следующая

АстмаЛФК при астме – цели, противопоказания, методика

Источник