Что делать когда болеешь астмой

Что делать когда болеешь астмой thumbnail

Астма неизлечима, появляется в любом возрасте, может начаться из-за плесени в доме и полностью меняет жизнь.

Что такое астма?

Астма — это болезнь, при которой затрудняется дыхание из-за воспаления в бронхах. Бронхи — это трубки, по которым воздух поступает в лёгкие. Когда бронхи и более мелкие бронхиолы отекают и сужаются, воздуховодные пути не работают и человек начинает задыхаться.

Каждые 10 секунд в мире у кого-то случается приступ астмы . Каждый такой приступ может стать смертельным.

Всемирная организация здравоохранения считает, что 235 миллионов человек (или даже больше) страдают астмой. А среди детей это вообще самое распространённое хроническое заболевание . Настолько распространённое, что появилась даже проблема гипердиагностики: в астматики записывают даже тех детей, которые не нуждаются в лечении, а это точно не способствует здоровью ребёнка .

Откуда берётся астма?

Астма — гетерогенная болезнь. Это значит, что причин у неё много, но выделить какую-то главную не получается. Проще говоря, точно никто не знает, откуда берётся заболевание.

Список демонов, вызывающих астму, начинается с наследственности. Дальше следуют аллергия (она генетически может быть связана с астмой , курение, вредные условия труда или жизни (при загрязнённом воздухе), некоторые виды спорта или инфекции (например, грипп).

Некоторые обвиняют даже современные нормы чистоты , но такие заявления пока не доказаны .

Какие симптомы у астмы?

Астма обычно распознаётся по приступам, которые преследуют человека в течение какого-либо времени. Симптомы астмы такие:

  1. Человеку трудно выдохнуть, поэтому появляется свист при дыхании.
  2. Дыхание учащается.
  3. Становится трудно говорить.
  4. В грудной клетке появляется давящее ощущение, как будто она сжимается.
  5. Появляется кашель. Иногда при кашле отходит прозрачная мокрота.
  6. Иногда человек принимает характерную позу, опираясь на руки, когда старается откашляться. Появляется даже боль в груди.

Давление и боль в груди, свист при кашле и дыхании и словно стеклянная мокрота и помогают отличить астму от других заболеваний.

Но дело в том, что существует ещё обструктивный бронхит — заболевание, которое похоже на астму, но при этом совсем другое и часто встречается у детей. Кроме того, не все симптомы могут проявляться одновременно, астму легко спутать с другими заболеваниями дыхательной системы.

Поэтому при симптомах, напоминающих астму, обязательно надо проконсультироваться с врачом и не ставить диагноз самостоятельно. Врач проведёт ряд тестов и использует спирометр — специальный прибор, который определит дыхательную способность.

Правда, что это психосоматика и всё от нервов?

Не совсем. Астму могут провоцировать стрессы, переживания, депрессии, сильные эмоции. В этом смысле астму можно с натяжкой назвать психосоматическим заболеванием. Но триггеры у астмы не только ментальные. И чтобы реже провоцировать приступы, надо реже встречаться с этими триггерами:

  1. Аллергены. В том числе животные и даже тараканы .
  2. Инфекции и частые ОРВИ.
  3. Стрессы.
  4. Курение, в том числе пассивное (когда курят рядом, а вы только дышите дымом).
  5. Загрязнение воздуха (на работе или в городе).
  6. Плесень, влажность.
  7. Некоторые медикаменты, например обезболивающие.
  8. Занятия спортом.
  9. Некоторые запахи, даже безвредные .

Кажется, у меня приступ астмы. Что делать?

Попробуйте принять удобную позу стоя (опираясь на руки) или сидя. Попробуйте делать равномерные вдохи и выдохи. Главное — не паниковать.

Если такое случилось впервые и у вас нет никаких лекарств, а приступ не проходит через пару минут, вызывайте скорую.

Если у вас уже были приступы и есть лекарство, то примите его так, как вас научил врач. Если после лекарств не становится лучше, вызывайте скорую помощь.

Как вылечить астму?

Устранить саму причину астмы не удастся, потому что никто не знает, что это за причина. Всё, что доступно, — это вовремя предупреждать приступы или сразу их прекращать. У каждого астматика с собой должен быть инхалер , небулайзер, спейсер или ингалятор.

Все эти приборы содержат в себе лекарства, которые подбирает врач: ингаляционные β2-агонисты короткого действия или другие бронхолитики и противовоспалительные препараты.

Вместе с ними используют гормональные препараты — глюкокортикостероиды , быстро действующие на слизистые бронхов. Если глубоко вдохнуть лекарство, просвет бронхов станет больше, а значит, и дыхание восстановится.

Какое именно лекарство покупать конкретному астматику, решает только доктор, поэтому мы сознательно не называем наименования и действующие вещества.

Проблема в том, что каждым видом инхалера, спейсера или ингалятора надо пользоваться правильно, только в этом случае лекарство достигает бронхов и поможет. Поэтому надо внимательно слушать врача и тренироваться в использовании лекарств быстрого действия.

Если приступы астмы случаются два раза в неделю или чаще, больным назначают кортикостероиды в других формах , а также препараты из других групп .

Вредны ли гормоны для лечения астмы?

Астму нельзя вылечить . Бывает, что у детей-астматиков приступы со временем случаются всё реже. Как говорят, дети «перерастают » болезнь. Бывает, что изменения в жизни снижают риск приступа и астма практические никогда больше не напоминает о себе. Но про неё нельзя забывать.

Что касается гормонов — то это терапия по жизненным показаниям. Проще говоря, они спасают больных от смерти.

Конечно, у любого лекарства есть побочный эффект, поэтому и подбором препарата всегда занимается доктор, учитывая множество факторов. Самые распространённые побочки при использовании гормонов для лечения астмы — это раздражения слизистой и молочница в ротовой полости (поэтому после использования лекарств надо полоскать рот).

Применение ингаляционных гормонов может снизить темпы роста детей, но незначительно : на 0,5 см в год по сравнению со сверстниками. Это побочный эффект, но астма гораздо хуже.

Почему не надо бояться лекарств от астмы?

На этот вопрос мы попросили ответить эксперта-пульмонолога.

Что делать когда болеешь астмой

Противоастматические лекарства являются одними из наиболее безопасных препаратов. Соотношение пользы и вреда для них одно из лучших среди всех препаратов, что создало человечество.

Существует достаточно большая вероятность умереть от астматического статуса, но совершенно невозможно представить себе смерть от вдыхания противовоспалительных гормонов.

Василий Штабницкий, пульмонолог клиники «Чайка» и доцент РНИМУ имени Н.И. Пирогова

Однако, по словам доктора, некоторая опасность всё же есть. Если для лечения астмы использовать только сальбутамол или любой другой бронхорасширяющий препарат длинного или короткого действия, то через некоторое время он перестанет действовать. И тогда случится тяжёлый приступ астмы, который будет сложно купировать, так как чувствительность к препарату будет уже совсем другой. То есть риски терапии связаны не с препаратами, а, скорее, с их неправильным использованием.

Какие народные методы лечат астму?

Никакие. Пока у нас боятся использовать гормоны и ингаляторы, поэтому выдумывают разные средства вроде «поставить банки». Василий Штабницкий даёт три совета, как делать не надо:

  1. Не используйте для ингаляций минеральные воды. В них много солей, который полезны, если их пить, но могут вызывать бронхоспазм.
  2. Не используйте мирамистин и хлоргексидин. Эти средства совсем для другого. Какие могут быть реакции на ингаляцию — неизвестно.
  3. Не используйте эфирные масла. Если масло попадёт в лёгкие при глубокой ингаляции, а не при ароматерапии, это может вызвать даже пневмонию.

В общем, приступы не проходят, человек чувствует постоянную усталость, находится в депрессии, вынужден пропускать работу или учёбу из-за частых визитов к доктору (или целителю), простуды заканчиваются пневмониями, значит, астму лечат плохо . Надо менять врача и методы.

Несерьёзное отношение к астме только повышает смертность .

Вы говорите, спорт вызывает астму. Мне нельзя заниматься спортом вообще?

Не всегда спорт является триггером приступа. Чаще всего астму провоцируют занятия на холодном и влажном воздухе, или в плохо вентилируемых помещениях, или там, где используют много хлора — в том же бассейне, например.

Просто подберите спорт и место, которые не мешают вам заниматься. Если правильно использовать инхалеры (например, перед тренировкой ), то риск получить приступ снижается.

Что ещё надо знать больным астмой?

Что для успешного лечения астму надо контролировать.

Будет полезно проводить измерение пиковой скорости выдоха — одного из показателей функции внешнего дыхания. Для измерения необходимо приобрести домашний пикфлоуметр. Снижение пиковой скорости выдоха может указывать на предстоящее обострение или потерю контроля над астмой.

Василий Штабницкий

Стоит завести дневник. В него надо записывать, когда и как случился приступ: утром или вечером, после какого-то события или встречи с триггером. По этому дневнику врач и больной ориентируются в течении болезни, понимают, прогрессирует заболевание или, наоборот, пора переходить на более лёгкое лечение .

Источник

Фото 1При приступе бронхиальной астмы у больного происходит очень резкое сжатие тканей бронхов, начинается выработка большого количества секрета, в результате чего в легкие не поступает необходимое количество кислорода.

Поэтому важно предпринять такие меры помощи, которые будут способствовать подавлению выработки секрета, снимут сильное напряжение мускулатуры бронхов и уберут воспалительные процессы вместе с аллергической реакцией.

Приступ астмы: особенности

Классическим проявление бронхиальной астмы является приступ, который легко диагностируется самим пациентом и врачом. Чтобы быстро его снять, необходимо знать симптомы, которые всегда начинаются перед удушьем. Чаще всего они характерны для всех больных, но могут быть и индивидуальные признаки, на которые больной должен обратить внимание. Это позволит избежать осложнений и помочь самостоятельно или с помощью родных снять удушье на начальном этапе развития.

Приступ невозможно с чем-либо спутать. Он очень бурно протекает. Достаточно нескольких секунд, чтобы перед началом симптомов началось сильнейшее удушение. Больной начинает учащенно дышать, так как не может полноценно выдохнуть из легких воздух. Он испытывает страх и панику, старается найти удобное место, чтобы было легче дышать.

Важно! Заметив симптомы начинающего приступа необходимо незамедлительно приступить к действиям, которые помогут больному сделать удушье минимальным по силе.

Симптомы приступа

  1. Перед началом приступа у больного начинается сильная одышка.
  2. Появляются свистящие звуки и хрипы в легких, которые можно даже услышать с небольшого расстояния.
  3. У больного появляется чувство, что его грудную клетку распирает воздух.
  4. Он не может качественно выдыхать.
  5. Он прилагает усилия, чтобы сделать выдох, наклоняясь вперед или во что-то упираясь.
  6. При выдохе задействуют мышцы плеч.
  7. Возможно частое чиханье.
  8. Кожа бледнеет или становится синюшной.
  9. Из-за затруднения дыхания больной не может разговаривать.
  10. Больной избегает лишний движений и старается продышаться.
  11. Даже после разового приема ингаляции состояние больного не улучшается.
  12. У больного сильный и тяжелый кашель.

Фото 2

Алгоритм действия

Во время приступа до приезда бригады скорой помощи необходимо человеку оказать первую помощь. Существует специальный алгоритм действий, которые необходимо выполнять в точной последовательности.

  1. Если больной на улице, и приступ начался из-за аллергии на пыльцу растений, завести его в помещение.
  2. Если больной дома, открыть окна, чтобы обеспечить человеку большое количество свежего воздуха.
  3. Расстегнуть одежду в зоне груди и снять галстук. Не должно быть никаких стеснений в области груди и шее.
  4. Дать пациенту ингалятор для облегчения приступа.
  5. Убрать из помещения любые аллергены, которые негативно действуют на астматика.
  6. Чтобы убрать страх, панику и нервное возбуждения, дать пациенту любое успокаивающее лекарство: пустырник, валерьяну, корвалол или транквилизатор.
  7. Дать при приступе прописанный врачом бронхорасширяющий препарат в виде аэрозоля.
  8. Если приступ очень тяжелый, как можно быстрей вызвать скорую помощь.

Важно! Алгоритм действия должен знать каждый родственник, чтобы оказать быструю помощь.

Как снять приступ?

Если началось удушье, рекомендуется сесть на стул, повернувшись лицом к спинке. Это позволит с одной стороны расслабиться, а с другой опираться на спинку, чтобы легче было дышать. Так как при удушье всегда начинается паника и присутствует страх, надо постараться успокоиться с помощью дыхания. Для этого надо как можно дольше делать выдохи, чтобы воздух вышел из легких. Если успокоиться не удалось, можно выпить 2 таблетки валерьяны или 20-30 капель корвалола.

Ложиться нельзя, так как такое положение только усугубит ситуацию. Очень хорошо, если есть кто-то рядом, кто сможет аккуратно и не спеша поглаживать спину, разминая мышцы и снимая тем самым напряжение.

Фото 3

Для притока свежего воздуха надо открыть окно. Незамедлительно применить ингалятор, который астматик всегда должен иметь под рукой. Очень важно расширить бронхи. Для этого подойдут препараты короткого действия. Также необходимо принять как можно раньше любой антигистаминный препарат: супрастин, тавегилу или кларетин. Если после принятых мер состояние не стало лучше, рекомендуется принять преднизолон.

Чем снять приступ?

Астматик всегда должен иметь под рукой препараты, которые помогут снять приступ. Прежде всего необходимо использовать ингалятор, который облегчит состояние. Если после двух ингаляций в течение 10-15 минут не стало лучше, можно сделать еще 2 ингаляции. Если нет никаких улучшений, не стоит снова проводить впрыскивание, так как может возникнуть передозировка. В результате может появится тошнота, головная боль, головокружение или тахикардия.

Фото 4

Быстро снять приступ удушья можно с помощью эффективного бронхорасширяющего средства Эуфиллина. Его называют “скорой помощью” при приступе. Чтобы действие препарата было более эффективным применяют препарат в виде инъекций.

Также необходимо принят любой антигистаминный препарат:

  • супрастин;
  • тавегил;
  • димедрол;
  • кларитин.

Важно! Наибольший эффект при применении одного из этих препаратов будет в том случае, если принять таблетку сразу после начала приступа.

Можно использовать также гомеопатические средства: Бенакорт, Дипроспан, Гидрокортизон. Если бронхиальная астма тяжелой формы, можно использовать дексаметазон или преднизолон.

Как снять приступ без лекарств?

Если под рукой нет препаратов, а удушье началось, необходимо освободить грудную клетку. Для этого расстегивают рубашку и снимают галстук. Желательно сесть на твердую поверхность или наклониться вперед, чтобы было легче выдохнуть воздух. Если в доме есть нашатырный спирт, смочить им ватку и несколько раз вдохнуть пары.

Фото 5

Если удушье начинает усиливаться, можно сделать горячую ванночку для ног или кистей рук.

Важно! Категорически нельзя в область груди прикладывать горячее или холодное.

Можно выпить отвар крапивы. Хорошо помогает при удушье сода. Для этого разводят в стакане горячей воды 2 ложечки соды и добавляют в раствор 3 капли йода. Пить по 3-4 глотка через каждые 20-30 минут.

Если удушье прошло, необходимо лечь и выполнить дыхательные упражнения.

Что делать если нет ингалятора?

Если по какой-либо причине нет ингалятора, необходимо подышать над паром с водой, в которой варится картошка в мундирах. Для этого необходимо наклониться над кастрюлей, предварительно накрыв голову махровым полотенцем. Такой способ будет способствовать раскрытию бронхов и выделению мокроты.

Очень хорошо помогает баночный массаж. Для этого необходимо смочить ватку, накрученную на карандаш в спирте и поджечь ее. Огнем опалить банку и закрепить ее на спине. Так сделать до тех пор, пока банки не покроют всю площадь между лопатками. Перед массажем смазывают спину вазелином или любым питательным кремом. Держат банки 1-2 минуты.

На мелкой терке можно натереть 2 луковицы и положить эту смесь на спину.

Фото 6

Первая помощь

  1. Обязательно освободить шею и грудную клетку от стягивающей одежды.
  2. Открыть окно для доступа свежего воздуха.
  3. Применить ингалятор. Если эффекта не будет, применить его снова через 10 минут.
  4. Для ослабления удушья можно принять таблетку Эуфиллина.
  5. Также необходимо принять любой антигистаминный препарат.
  6. Сделать горячую ванночку с горчицей. Для этого в горячей воде разбавить столовую ложку порошка и поместить в воду ноги. Держать их 5-7 минут.
  7. Также можно в стакан горячего молока добавить ложечку соды и выпить этот состав. Это позволит расширить бронхи и облегчить выход мокроты.

Алгоритм оказания помощи

Тот, кто стал свидетелем удушья у человека на улице, должен вызвать скорую помощь. Но до ее приезда человеку необходимо оказать первую помощь. Она подразделяется на следующие этапы.

Фото 7

  1. Обязательно посадить больного на твердую поверхность или придерживать его, наклонив вперед. Это позволит астматику легче дышать.
  2. Если у астматика с собой ингалятор, распылить лекарство в ротовую полость.
  3. Если эффект не наступил через 10 минут, снова повторить действия.
  4. Растереть больному спину, чтобы за счет натирания начался прилив крови к бронхам.
  5. Рекомендуется дать валидол, корвалол или любое другое успокоительное средство.
  6. Сильно растирать руки астматика, чтобы начался правильный кровоток.

Больной обязан изучить симптомы начала приступа, чтобы уменьшить удушье. Лучше заранее использовать ингалятор, чтобы избежать осложнений. Также необходимо запомнить важное правило: всегда иметь при себе все необходимые лекарственные препараты.

Источник

 ýïîõó äîñòóïíîñòè èíôîðìàöèè, ìû ìîæåì óçíàòü âñ¸ ïðî ëþáóþ áîëåçíü ñ íàó÷íîé òî÷êè çðåíèÿ, íî ãîðàçäî èíòåðåñíåå ïîñëóøàòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé ñòîëêíóëñÿ ñ áîëåçíüþ è, òåì áîëåå, èìååò îïûò ïî áîðüáå ñ íåé.
Ìîÿ òåòÿ óæå 37 ëåò áîëååò áðîíõèàëüíîé àñòìîé è çà âñ¸ ýòî âðåìÿ îíà íàêîïèëà ñîîòâåòñòâóþùèå çíàíèÿ, ñ êîòîðûìè îíà ïîäåëèëàñü ñî ìíîé, à ÿ õî÷ó ïîäåëèòüñÿ ñ Âàìè.
 ýòîì ïîñòó âû íå óâèäèòå íàó÷íûå è ìåäèöèíñêèå òðàêòàòû. ß íàïèøó ïðîñòûìè ñëîâàìè î òîì, ê ÷åìó ïðèøëà ìîÿ òåòóøêà.

Íà÷íó ñ ñàìîãî íà÷àëà — êàê è ïî÷åìó îíà çàáîëåëà?.
1)  30 ëåò ìîÿ òåòóøêà èìåëà ñëîæíóþ æèçíåííóþ ñèòóàöèþ: ìóæ ïîäíèìàë ðóêó íà íå¸, íà ðàáîòå òðàâëÿ, íà ðóêàõ äâîå ìàëåíüêèõ äåòåé, à áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ, êòî ìîã áû å¸ ïîääåðæàòü, ðÿäîì íå áûëî.  îáùåì, ó ò¸òóøêè íà äóøå áûëà áîëüøàÿ îáèäà è ÷óâñòâî áåçûñõîäíîñòè.
Êàê âñïîìèíàåò ñàìà òåòóøêà, â îäèí èç òàêèõ äíåé ìóæ ñíîâà íà÷àë ïîäíèìàòü ðóêó íà íå¸ è îíà, ÷òîáû îáåçîïàñèòü ñåáÿ, âûáåæàëà íà óëèöó. Íî êóäà èäòè? Èäòè íå êóäà, à äîìà å¸ æäàë íàñèëüíèê. È âîò îíà èä¸ò ïî óëèöå, íå çíàÿ êóäà, â ãîëîâå îáèäà, à íà ëèöå ñë¸çû…äåëàåò î÷åðåäíîé âäîõ…. à äûøàòü íå ìîæåò. Îíà îáðàòèëàñü ê âðà÷ó è åé ïîñòàâèëè äèàãíîç — áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.

Òàêèì îáðàçîì, ê ïîÿâëåíèþ áîëåçíè ïîñëóæèë ñòðåññ, ïðè÷åì äëèòåëüíûé.
2) Ïîçæå âûÿñíèëîñü, ÷òî àñòìîé áîëåëà å¸ áàáóøêà. Çíà÷èò, íàñëåäñòâåííîñòü òàêæå èìååò ìåñòî áûòü.
3) Íà òîò ñàìûé ïåðèîä å¸ æèçíè îíà êóðèëà. Íî ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè ñêàæó, ÷òî ñòàæ áûë ìàëåíüêèé — 3 ãîäà.
Íåèçâåñòíî — ÷òî èìåííî ñïðîâîöèðîâàëî íà áîëåçíü. Âîçìîæíî, ÷òî- òî îäíî, à ìîæåò, è âñ¸ ñðàçó.
Íî ôàêò â òîì, ÷òî íà ìîìåíò ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêà:
Áûëà â äëèòåëüíîé ñòðåññîâîé ñèòóàöèè.
Èìåëà íàñëåäñòâåííîñòü.
Êóðèëà.

Ïîñëå ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêó íàïðàâèëè ê ïóëüìîíîëîãó. Òîò ïîêàçàë êàê ïîëüçîâàòüñÿ èíãàëÿòîðîì (ýòî òàêîé ïðèáîð, êîòîðûì ïîëüçóþòñÿ àñòìàòèêè, êîãäà çàäûõàþòñÿ) è âåëåë ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàòüñÿ ó âðà÷à.
Ñëåäóþùèå 15 ëåò òåòóøêà òàê è äåëàëà. È å¸ æèçíü áûëà âïîëíå íîðìàëüíîé è ïîëíîöåííîé. Êîãäà çàäûõàëàñü, òî áðàëà èíãàëÿòîð, ïøèê…è ïðèñòóïû óõîäèëè. Ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàëàñü ó ïóëüìîíîëîãà.

Êñòàòè, îòìå÷ó îäèí íåìàëîâàæíûé ìîìåíò. ß íå ìåäèê, íî êàê ÿ ïîíÿëà ñî ñëîâ ò¸òè:
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà- ýòî çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà ðàçäðàæèòåëè, ÷òî òî âðîäå àëëåðãèè. Ðàçäðàæèòåëåì ìîæåò áûòü ïûëüöà, öâåòåíèÿ, øåðñòü êîòîâ, ïûëü.
Íî, îêàçûâàåòñÿ, åñòü åù¸ îäèí ðàçäðàæèòåëü, î êîòîðîì ìîÿ òåòÿ äîëãèå ãîäà íå çíàëà. Ïðî íåãî ÿ ðàññêàæó ïîçæå.

Èòàê, ò¸òÿ óáðàëà âñå öâåòû, êîòîâ íå çàâîäèëà, ïîëêè ïðîòèðàëà îò ïûëè, íî ïðèñòóïû âñ¸ ðàâíî áûëè. Ïðè÷èíà áûëà íåèçâåñòíà, íî îíà íå ïðèäàâàëà ýòîìó áîëüøîãî çíà÷åíèÿ, òàê êàê ïîä ðóêîé âñåãäà áûë èíãàëÿòîð.

Òàê îíà æèëà ìíîãî ëåò. Íî îäíàæäû, êîãäà åé ñòóêíóëî îêîëî 50 ëåò, åé ïåðåñòàë ïîìîãàòü èíãàëÿòîð. Î÷åðåäíîé ïðèñòóï, íî «âîëøåáíàÿ øòó÷êà» íå ïîìîãàåò. Îíà âûçâàëà ñêîðóþ ïîìîùü. Òå, ïðèåõàâ, âêîëîëè åé â âåíó êàêîå- òî ëåêàðñòâî (ïðåäíèçîëîí, íî ìîãó îøèáàòüñÿ) è äûøàòü ñòàëî ñâîáîäíåå.
Âñ¸, îòíûíå è ñ òåõ ïîð ïðè êàæäîì î÷åðåäíîì ïðèñòóïå áûëà íåîáõîäèìîñòü â ñêîðîé ïîìîùè. Ïðèñòóïû ïîðîé ìîãëè áûòü ïî äâà ðàçà â íåäåëþ. Ýòî ìîæåò ïðîçâó÷èò æóòêî, íî òåòèíû ðóêè áûëè âñå îáêîëîòû.
È òàê îíà æèëà. Âðà÷è ñêîðîé ïîìîùè å¸ óæå çíàëè, çíàëè íàèçóñòü àäðåñ äîìà.
Òàêæå äîáàâëþ, ÷òî ò¸òÿ ñàìà ïî õàðàêòåðó ÷óâñòâèòåëüíàÿ, ìíîãî ïåðåæèâàåò, ñî÷óâñòâóåò. Íî íèêòî ýòîìó íå ïðåäàâàë çíà÷åíèÿ, òàê êàê îíà âñåãäà òàêîé áûëà.

×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ, îäèí âðà÷ åé âñ¸ òàêè ïîñîâåòîâàë íå õîäèòü ê ïóëüìîíîëîãó, à ñõîäèòü ê ïñèõîòåðàïåâòó. È ýòî áûëî òî÷íîå ïîïàäàíèå â ÿáëî÷êî. È âîò ïî÷åìó…
Âûñëóøàâ ò¸òóøêó, ïñèõîòåðàïåâò íàçíà÷èë óñïîêîèòåëüíîå è àíòèäåïðåññàíòû.
Ò¸òÿ íà÷àëà ïðèíèìàòü ýòè ïèëþëè….è ÷òî âû äóìàåòå? Ïðèñòóïû áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðîøëè!

Âûÿñíèëîñü, ÷òî ðàçäðàæèòåëåì îêàçàëèñü….íåðâû! Äà- äà…íè öâåòû, íè ïûëü, íè êîòû, à èìåííî íåðâû.
Òåòóøêà ðèñêíóëà, çàâåëà êîøêó, óåõàëà íà äà÷ó, ãäå óõàæèâàëà çà êëóìáîé, ïðèíèìàëà àíòèäåïðåññàíòû è ïðèñòóïîâ íå áûëî.
Òàê îíà è æèëà. Âñ¸ áûëî çàìå÷àòåëüíî, ò¸òÿ áûëà âñåãäà â ïðèïîäíÿòîì íàñòðîåíèè è ñîâñåì íå íåðâíè÷àëà. Íî òóò îíà çàìåòèëà, ÷òî íà÷èíàåò ïî- òèõîíüêó òóïåòü: ÷òî — òî çàáûâàåò, ãëóáîêî ìûñëèòü óæå òÿæåëî.
Òîãäà îíà ðåøèëà áðîñèòü ïèòü àíòèäåïðåññàíòû. Óæ î÷åíü íå õîòåëà áûòü òóïîé. Íî òóò áûëà îäíà ïðîáëåìà. Ðåøèâ áðîñèòü ïèòü òàáëåòêè, îíà íå ïîñîâåòîâàëàñü ñ âðà÷îì. Äåëî â òîì, ÷òî àíòèäåïðåññàíòû íåëüçÿ áðîñàòü ñðàçó, íóæíî óõîäèòü ïîñòåïåííî, èíà÷å áóäåò ñèëüíàÿ äåïðåññèÿ. À ò¸òÿ, åñòåñòâåííî, áðîñèëà ïèòü ñðàçó.
È òóò íà÷àëàñü æóòü….íàì ïîçâîíèëè ñîñåäè (èç äà÷è, ãäå áûëà ò¸òÿ) è ñêàçàëè, ÷òîáû ìû ñðî÷íî ïðèåõàëè è çàáðàëè ò¸òóøêó äîìîé, òàê êàê òà ñîáèðàåòñÿ âåøàòüñÿ.
Ìû ïðèåõàëè, ñòàëè ðàçãîâàðèâàòü, ñïðàøèâàòü — â ÷åì äåëî?
È ò¸òÿ íà÷àëà: «ß íèêîìó íå íóæíà, çà÷åì æèòü, ÿ õîòåëà ïîâåñèòüñÿ, íî ïîêà íå ïðèäóìàëà êàê ýòî ñäåëàòü, ÷òîáû âû íå óâèäåëè ìî¸ òåëî ïîòîì, òàê êàê íå õî÷ó âàñ òðàâìèðîâàòü«.

 îáùåì, ìû å¸ çàáðàëè äîìîé, ïî î÷åðåäè ñèäåëè ñ íåé, íå îñòàâëÿëè îäíîé. Äà, áûëî òÿæåëî, ïîòîìó÷òî ïîñòîÿííî ïðèõîäèëîñü ñëóøàòü äåïðåññèâíûå ðàçãîâîðû. Òàê ïðîäîëæàëîñü íåêîòîðîå âðåìÿ è, âñêîðå, âñ¸ ïðîøëî. Òåòóøêà ïåðåäóìàëà âåøàòüñÿ è ñòàëà áîëåå æèçíåðàäîñòíîé, ñòàëà òàêîé æå, êàê è áûëà äî ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ.

Íî òóò ïîÿâèëàñü ñòàðàÿ ïðîáëåìà. Òàê êàê îíà îòêàçàëàñü îò àíòèäåïðåññàíòîâ, êîòîðûå íå äàâàëè ïðîÿâëÿòüñÿ ðàçäðàæèòåëþ — íà÷àëèñü ïðèñòóïû àñòìû.
Ò¸òÿ íà÷àëà îïÿòü ïåðåæèâàòü çà êàêóþ-òî ôèãíþ. Ñíîâà ñêîðàÿ ïîìîùü, ñíîâà ëåêàðñòâî â âåíó (âðîäå, ïðåäíèçîëîí) è òàê ïî êðóãó.

Íî îäíàæäû íàì ïîçâîíèëà ñîñåäêà ïî ïîäúåçäó è ñêàçàëà, ÷òî íàøó ò¸òþ âûíåñëè ñîòðóäíèêè ñêîðîé ïîìîùè èç êâàðòèðû è óâåçëè.

×åñòíî ñêàæó, â òîò ìîìåíò ïî òåëó ïðîáåæàë õîëîäîê. ×òîáû ò¸òþ óâîçèëè — íèêîãäà òàêîãî íå áûëî ïðåæäå.
Ìû ïðèøëè â áîëüíèöó è óâèäåëè êàðòèíó: ò¸òÿ ëåæèò, íà âåíàõ ðóê êàòåòîðû, âî ðòó è â íîñó òîæå êàêîé-òî àïïàðàò.
Ê ñ÷àñòüþ, ò¸òÿ áûëà â ñîçíàíèè è ðàññêàçàëà:
«ß ñìîòðåëà òåëåâèçîð. Øëà äîêóìåíòàëüíàÿ ïåðåäà÷à ïðî ôèíñêèå êîíöëàãåðÿ âî âðåìÿ ÂÎÂ, ðàññêàçûâàëè êàê óáèâàëè äåòåé. ß íà÷àëà ïåðåæèâàòü, ñî÷óâñòâîâàòü. È ó ìåíÿ íàñòóïèë ïðèñòóï. Òàêîé ñèëüíûé, ÷òî ÿ íå áûëà íå â ñîñòîÿíèè äàæå âûçâàòü ñêîðóþ. Òîãäà ÿ ïîäîøëà ê îêíó, îòêðûëà åãî è íà÷àëà êðè÷àòü íà óëèöó ïðîõîæèì: «Ïîìîãèòå, âûçîâèòå ñêîðóþ». È òóò ñðàçó íà÷àëà ÷óâñòâîâàòü ñëàáîñòü, â ãëàçàõ ïîìóòíåíèå… â ýòîò æå ìèã ïîíèìàþ, ÷òî ÿ ïàäàþ íàçàä íà ïîë. À ÷òî äàëüøå áûëî — íå çíàþ.
Ïîòîì, ãäå-òî äàëåêî â ïîäñîçíàíèè, åëå óëîâèìî, ñëûøó ãîëîñà âðà÷åé, îíè ÷òî- òî ãîâîðÿò, íî ðàçîáðàòü íå ìîãó. È ñíîâà òèøèíà, ãîëîñà ïðåêðàòèëèñü. Ïðîñûïàþñü, îòêðûâàþ ãëàçà, à ÿ ãîëàÿ ëåæó â ðåàíèìàöèè
. ×òî ñî ìíîé áûëî- íå çíàþ».

Ñîáñòâåííî, âðà÷è òîæå íè÷åãî íå ñêàçàëè — ïðèñòóï àñòìû è âñ¸. Ïî÷åìó áûëî ïîìóòíåíèå è ñëàáîñòü, ïî÷åìó óïàëà è âûðóáèëîñü? Íå ÿñíî. Íî ôàêò â òîì, ÷òî òàêîãî ðàíüøå ñ òåòåé íèêîãäà íå áûëî.

Ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ íàñ æäàëà ïëîõàÿ íîâîñòü îò âðà÷åé. Äåëî â òîì, ÷òî òî ëåêàðñòâî, êîòîðîå åé ìíîãî ëåò êîëîëà ñêîðàÿ — áîëüøå ò¸òè íå ïîìîãàåò. À ýòî çíà÷èò, ÷òî êàæäûé ïîñëåäóþùèé ïðèñòóï áóäåò çàêàí÷èâàòüñÿ ðåàíèìàöèåé.

Îêàçûâàåòñÿ, âûÿñíèëîñü, ÷òî âñå òå ëåêàðñòâà, ÷òî ðàíüøå ïðèíèìàëà ò¸òÿ — ãîðìîíàëüíûå. À ãîðìîíàëüíûå ñðåäñòâà îïàñíû òåì, ÷òî îðãàíèçì ê íèì ïðèâûêàåò è âñêîðå îíè ïåðåñòàþò äåéñòâîâàòü. ×òî è ïðîèçîøëî ó òåòè. Åé áîëüøå íè÷åãî íå ïîìîãàåò è íå ïîìîæåò. Òîëüêî ðåàíèìàöèÿ.

Íî íå ñïåøèòå îãîð÷àòüñÿ, ïîòîìó÷òî ôèíàë ìîåãî ðàññêàçà áóäåò äðóãèì.
Ìîÿ ò¸òÿ äîñòàòî÷íî ñìåëûé ÷åëîâåê (âû ýòî óæå ïîíÿëè, êîãäà ÿ ðàññêàçàëà êàê ò¸òÿ ðåøèëà áðîñèòü àíòèäåïðåññàíòû, íå ïîñîâåòîâàøèñü ñ âðà÷îì).
Îíà ðåøèëà áîðîòüñÿ ñ áîëåçíüþ ñâîèìè ñèëàìè.
Ê ýòîìó âðåìåíè îíà óæå çíàëà, ÷òî å¸ ðàçäðàæèòåëü- ýòî ñòðåññ, íåãàòèâíûå ìûñëè è ïåðåæèâàíèÿ. À òàêæå, çíàëà, ÷òî å¸ ëåêàðñòâà ãîðìîíàëüíûå, êîòîðûå åé ïèòü íåëüçÿ.

È ÷òî îíà òîãäà ñäåëàëà?
Îíà îãðàíè÷èëà ñâîé êðóã îáùåíèÿ ñ ëþäüìè, îòêëþ÷èëà òåëåâèçîð è îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ. Âåðíåå, îòêàçàëàñü îò âñåõ, êðîìå óñïîêîèòåëüíûõ. Âåñü å¸ äåíü- ýòî ðàçãàäûâàíèå êðîññâîðäîâ è ðàçãîâîðû ñ êîøêîé. Èíîãäà îíà îòêðûâàåò èíòåðíåò, ÷òîáû ïîñëóøàòü ñîâåòñêèå ïåñíè ñâîåé ìîëîäîñòè. È âñ¸.

Õîòèòå âåðüòå, õîòèòå íåò, íî ïðèñòóïû áîëüøå íå ñëó÷àþòñÿ (òüôó-òüôó-òüôó).
Åù¸ ðàç ïîâòîðþñü, îíà îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ, îãðàíè÷èëà êðóã îáùåíèÿ è ïåðåñòàëà ñìîòðåòü òåëåâèçîð. Åñëè ÷óâñòâóåò, ÷òî íà÷èíàåò íåðâíè÷àòü — ïüåò óñïîêîèòåëüíîå. È âñ¸.

Îäíàæäû ò¸òÿ ñî ìíîé ïîäåëèëàñü äâóìÿ ìûñëÿìè:
1) «ß æàëåþ òîëüêî î òîì, ÷òî êîãäà èìåëà ñòðåññîâûå ñèòóàöèè â 30 ëåò ïåðåä òåì, êàê ìíå ïîñòàâèëè äèàãíîç, ÿ íå ïðèíèìàëà óñïîêîèòåëüíîå. ß áîëüøå ÷åì óâåðåííà, ÷òî åñëè áû ÿ ïèëà óñïîêîèòåëüíîå, òî ñîêðàòèëà áû ñåáå ñòðåññîâîå ïðåáûâàíèå è òîãäà, âîçìîæíî, è àñòìû áû íå áûëî.»
2) «Êîãäà ìû çàäûõàåìñÿ, ìû õîòèì áîëüøå âçÿòü âîçäóõà è, ïîýòîìó, äåëàåì ãëóáîêèé âäîõ — ýòî íå ïðàâèëüíî. Äåëî â òîì, ÷òî íàøè ë¸ãêèå ïîäîáíû ãóáêå. ×åì ñèëüíåå íà ãóáêó íàæì¸øü, òåì áîëüøå îíà âîçüì¸ò â ñåáÿ. Ñîîòâåòñòâåííî, åñëè õî÷åøü âçÿòü áîëüøå âîçäóõà, íóæíî âûäîõíóòü íàñòîëüêî ñèëüíî, íàñêîëüêî âîçìîæíî.»

Òàêèì îáðàçîì, èìåÿ îïûò ìîåé ò¸òè, ÿ äåëàþ âûâîä:
1) Áûòü îñòîðîæíûì ñ ãîðìîíàëüíûìè.
2) Åñëè âû ðàâíîäóøíû ê ïûëüöå, ïûëè è êîòàì (äëÿ àñòìàòèêîâ) ïîïðîáóéòå ïîäëå÷èòü íåðâû.
3) Ñàìîå ãëàâíîå…áåðåãèòå íåðâû è ëèøíèé ðàç íå ïåðåæèâàéòå. Èçáåãàéòå íåãàòèâ.

È åù¸ íåñêîëüêî ñîâåòîâ îò ò¸òóøêè, ïðî êîòîðûå âûøå ÿ íè÷åãî íå ïèñàëà, íî îíè èìåþò ìåñòî áûòü.
4) Íèêîãäà íåëüçÿ ïðîãëàòûâàòü ìîêðîòó. Îòõàðüêèâàéòåñü.
5) Áóäüòå îñòîðîæíû, êîãäà áîëååòå ãðèïïîì. Ïðîëå÷èâàéòåñü äî êîíöà. Ñóùåñòâóåò òàêàÿ âåðñèÿ, ÷òî àñòìà — ýòî íåäîáèòûé ìèêðîá ïîñëå áîëåçíè, êîòîðûé îñòà¸òñÿ â ë¸ãêèõ íàâñåãäà.

Ýòî íå íàó÷íûé ïîñò è, âîçìîæíî, ìåäèêè áóäóò âîçðàæàòü ïî êàêèì òî ïóíêòàì. Íî ÿ ðàññêàçàëà ôàêòû…ñî ñëîâ àñòìàòèêà. Ýòî îïûò.
Áóäüòå çäîðîâû.

Источник