Детей до кори не считают

Depositphotos

Корью уже никто давно не болеет, эту инфекцию победили

Статистика говорит об обратном. Вспышки кори до сих пор происходят в разных уголках мира. Преимущественно болезнь поражает регионы, где низкий уровень медицины и плохой охват вакцинации. Но не застрахованы и развитые страны. Так, весной 2017 года произошла вспышка в штате Миннесота (США). Среди 75 заболевших 71 не были привиты.

В 2017 году, на фоне снижения количества вакцинированных детей, вирус кори вызвал вспышки в Европе. Распространение инфекции началось с Румынии в феврале. В ряде стран заболеваемость увеличилась в 3-4 раза, в некоторых, например, в Италии – в 10 раз. В июне появились сообщения о вспышке кори в Одессе, в том числе с летальным исходом.

Проблема как всегда — в отказе прививаться. На Украине, к примеру, лишь 45 процентов детей в том году привиты были. А надо бы – не менее 90 процентов. Только тогда это эффективно. У нас тоже есть такая тенденция, к сожалению. Впрочем, не думаю, что сейчас России грозит эпидемия. Даже несмотря на отказы от прививок. Слишком мало факторов располагающих для этого.

Анатолий Петренко

Врач-эпидемиолог, кандидат медицинских наук

Для полной защиты от кори прививку должны получить 94-97% детей в возрасте до 15 месяцев.

Заразиться может только ребенок

Да, корь – преимущественно детская инфекция. Более 95% случаев приходятся на детей в возрасте до 16 лет. Однако, заболеть может любой человек. У взрослых риск заражения ниже, но выше вероятность осложнений.

Лучше переболеть

Многие родители не знают о том, насколько тяжело может протекать корь, и к каким осложнениям она способна приводить. Зато знают, что её относят к группе «детских инфекций» и считают, что это нечто безобидное, наподобие ветрянки (которая, кстати, тоже может протекать очень тяжело, с серьезными осложнениями). Зачем делать прививку, если можно один раз переболеть и получить иммунитет?

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) называют корь одной из основных причин смертности среди детей младшего возраста. В 2015 году во всем мире корь стала причиной 134 200 смертей. Каждый час погибало 15 человек, преимущественно это были дети.

Корь можно лечить витамином A

Довольно распространенный миф, который родители почерпнули из рекомендаций ВОЗ, хотя эксперты говорили немного о другом.

На сайте Всемирной организации здравоохранения есть рекомендация, согласно которой заболевшие дети в течение 24 часов должны получить две дозы витамина A. Эта мера помогает предотвратить повреждение глаз и слепоту. Кроме того, отмечается, что витамин A снижает на 50% риск смерти от кори.

Звучит обнадеживающе, если не учитывать одну оговорку. Эксперты ВОЗ дают такую рекомендацию для развивающихся стран, где корь более распространена и имеет более тяжелое течение, в некоторых регионах не хватает еды. Ученые считают, что эти цифры и рекомендации нельзя переносить на развитые страны. По некоторым данным, гиповитаминоз A имеет лишь каждый пятый ребенок, страдающий корью.

Прививаться не нужно: защитит гигиена

Это заблуждение распространено среди сторонников «теории прививочного заговора», касается оно не только кори, но и других инфекций. Мол, во времена мрачного Средневековья болели все подряд, потому что жили в условиях антисанитарии. Виноваты были тесные города, большая скученность, нечистоты, которые выливали из окон прямо на улицу, и грязная вода. Стоит начать соблюдать гигиену – и никакие инфекции не страшны.

Увы, это не так. Заразиться можно, даже если пить чистейшую воду и мыть руки после каждого рукопожатия. Не существует и «натуральных средств», которые помогли бы защититься от вируса. Возбудитель кори очень заразен, он распространяется воздушно-капельным путем, может сохраняться в воздухе до 2 часов. Единственный эффективный метод профилактики – вакцинация.

Depositphotos

Прививка от кори вызывает аутизм

Корни этого мифа уходят в 1998 год, когда солиднейший научный журнал The Lancet («Ланцет») совершил, вероятно, ужаснейшую в своей истории оплошность. На его страницах была опубликована статья доктора Эндрю Уэйкфилда, в которой автор связывал введение вакцины MMR (против кори, свинки и краснухи) с развитием у детей аутизма и воспаления в кишечнике.

Вскоре СМИ разнесли новость по всему миру. Последовали массовые отказы от вакцинации, результат не заставил себя ждать: в разных странах начали возникать вспышки кори, сопровождавшиеся детскими смертями.

Коллеги из научного сообщества усомнились в достоверности выводов Уэйкфилда. Во-первых, в исследовании приняли участие всего 12 детей, во-вторых, причинно-следственная связь между вакциной и аутизмом показана так и не была. После тщательных и добросовестных проверок руководство The Lancet отозвало злосчастную статью и признало её мошеннической. Однако, слух уже был пущен, загнать джинна обратно в бутылку оказалось не так просто. Некоторые родители до сих пор боятся «поствакцинального аутизма» и отказываются прививать детей.

Миф подпитывается еще и тем фактом, что первое введение вакцины примерно совпадает по времени с появлением симптомов аутизма. Но, как говорят ученые, после – не значит вследствие.

Аллергиков прививать нельзя

Согласно официальной инструкции по применению, введение вакцины Приорикс (против кори, паротита и краснухи) противопоказано детям, страдающим аллергией на неомицин и куриные яйца, а также на другие компоненты препарата. Однако речь идет о тяжелых анафилактических реакциях. Если аллергия неанафилактического характера, прививку делать можно. Американские ученые не считают, что предварительно нужно проводить аллергопробы или какие-либо иные специальные исследования. После процедуры ребенок-аллергик должен некоторое время побыть в больнице, чтобы медработники могли понаблюдать за его состоянием.

Во время введения вакцины (как, собственно, и многих лекарств) может возникнуть серьезная аллергическая реакция, но в прививочном кабинете есть всё необходимое, чтобы оказать помощь. Если первая прививка вызвала анафилаксию, вторая будет противопоказана.

Если переболел один раз — можно заразиться снова

Неправда. В отличие от ветряной оспы корь не возвращается. После того как человек переболел, повторное инфицирование исключено. После прививки иммунитет не такой стойкий. Однако, если вакцинированный человек заболевает, то, как правило, в легкой форме.

Вакцина на 100% защитит от кори

После первой прививки, которую делают в год, иммунитет приобретают только 95% детей, 5% остаются восприимчивы к инфекции. Вторая вакцина помогает выработать иммунитет у 99% привитых. Кроме того, напряженность иммунитета спустя 10-15 лет после вакцинации падает. Эти факты лишний раз показывают, насколько важно прививать всех детей. В таком случае, даже если человек станет восприимчив к вирусу, ему будет неоткуда заразиться.

Прививка не работает

И снова статистика свидетельствует не в пользу «теории прививочного заговора». По данным экспертов ВОЗ, массовая вакцинация в 2000-15 гг. помогла снизить смертность от кори во всем мире на 75%. Прививка спасла 20,3 миллиона детских (и не только) жизней.

На самом деле, «заговор» сторонников вакцинации существует, но его цель – не «уничтожение населения». Правительствами стран движет банальное стремление к экономии: ликвидация вспышек обходится значительно дороже, чем расходы на прививки.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Êàê ãîâîðèòñÿ, áåç ìàòåðíûõ ñëîâ è ìíåíèÿ íå ñôîðìèðóåøü. Ëè÷íî ìíå ñàìèõ àíòèïðèâèâî÷íèêîâ íå æàëêî. Æàëêî èõ äåòåé. È ñòðàøíî çà ñâîèõ, ðÿäîì ñ êîòîðûìè ìîãóò îêàçàòüñÿ äåòè àíòèïðèâèâî÷íèêîâ.

Ïóñòü êàæäûé ñàì ñôîðìóëèðóåò ñâîå ìíåíèå.

Àíòèïðèâèâî÷íûèêè ðàññêàçàëè, êàê ñâÿçàíû âàêöèíû, ïëàí Äàëëàñà è Áèëë Ãåéòñ, — âðà÷-èììóíîëîã ðàçáèëà èõ äîâîäû

 Íîâîñèáèðñê (è íå òîëüêî) âåðíóëàñü êîðü, à âìåñòå ñ íåé — ãîðÿ÷èå ñïîðû î ïðèâèâêàõ. Âðà÷è åäèíîãëàñíî ïðèçûâàþò ãîðîæàí ïîäóìàòü î ñåáå è îêðóæàþùèõ è íå ïëîäèòü ýïèäåìèè èíôåêöèé, çà÷àñòóþ ãðîçÿùèõ ñàìûìè òÿæ¸ëûìè ïîñëåäñòâèÿìè. Íî åñòü è òå, êòî íå ïðîñòî ñòîðîíèòñÿ âàêöèíàöèè, à âñÿ÷åñêè å¸ îòðèöàåò. Êîððåñïîíäåíò ÍÃÑ ïîïðîñèëà òð¸õ îòðèöàòåëåé ïðèâèâîê ïîäðîáíî ðàññêàçàòü, ïî÷åìó îíè îòêàçàëèñü îò âàêöèíàöèè è íå áîÿòñÿ ëè âîîáùå çàáîëåòü èç-çà ñâîèõ óáåæäåíèé. À âðà÷-èììóíîëîã îòâåòèëà íà èõ îñíîâíûå äîâîäû.

Âðà÷è âî âñåõ ñòðàíàõ ìèðà ñòàëêèâàþòñÿ ñ òàê íàçûâàåìûìè àíòèïðèâèâî÷íèêàìè — ëþäüìè, îòêàçûâàþùèìèñÿ îò ïðèâèâîê ïðîòèâ äîâîëüíî ñåðüåçíûõ çàáîëåâàíèé: òóáåðêóëåçà, êîðè, ïíåâìîêîêêîâîé èíôåêöèè, äèôòåðèè, êîêëþøà, ñòîëáíÿêà, ïîëèîìèåëèòà, ãðèïïà, êëåùåâîãî ýíöåôàëèòà è ìíîãèõ äðóãèõ. Íåêîòîðûå ðîäèòåëè äàæå æàëóþòñÿ âëàñòÿì íà òî, ÷òî èõ äåòåé íå ïóñêàþò â øêîëû è äåòñàäû áåç ïðèâèâîê. Äèðåêòîðà æå íå ïðèíèìàþò âî âíèìàíèå àðãóìåíò, ÷òî âàêöèíàöèÿ, ïî ìíåíèþ ýòèõ ðîäèòåëåé, âðåäíà äëÿ çäîðîâüÿ áîëüøå, ÷åì ñàìà èíôåêöèÿ.

×àñòî ñàìèì àíòèïðèâèâî÷íèêàì ñòàâèëè âàêöèíû — â äåòñòâå, íî ñâîåìó ðåá¸íêó äåëàòü ïðèâèâêè îíè îòêàçûâàþòñÿ.

Êîððåñïîíäåíò ÍÃÑ èçó÷èëà ñîîáùåñòâà ëþäåé, îòðèöàþùèõ ïîëüçó ïðèâèâîê, â ñîöèàëüíûõ ñåòÿõ è íà ôîðóìàõ. Êàê ïðàâèëî, îíè ññûëàþòñÿ íà íåñêîëüêèõ àâòîðèòåòíûõ äëÿ íèõ ëþäåé ñ ìåäèöèíñêèì îáðàçîâàíèåì, êîòîðûå çàïèñûâàþò ýìîöèîíàëüíûå âèäåîðîëèêè î âðåäå âàêöèíàöèè è ïèøóò êíèãè. Íåêîòîðûå äî ñèõ ïîð óâàæèòåëüíî ãîâîðÿò î êíèãå àíãëè÷àíèíà Ýíäðþ Óýéêôèëäà, êîòîðûé «äîêàçàë», ÷òî ïðèâèâêè ïðîòèâ êîðè âûçûâàþò àóòèçì ó äåòåé — ïîçæå ýòîò ôàêò îïðîâåðãëè ó÷¸íûå, íî âåðñèÿ Óýéêôèëäà óøëà â íàðîä.

Äàëåêî íå âñåãäà ïîñëåäîâàòåëè îðàòîðîâ-àíòèïðèâèâî÷íèêî⠗ ïðåäñòàâèòåëè íåêèõ ðåëèãèîçíûõ îáùèí, áîëüøàÿ ÷àñòü ó÷àñòíèêîâ òàêèõ ñîîáùåñò⠗ ðîäèòåëè.  Íîâîñèáèðñêå, êñòàòè, äâèæåíèå îòðèöàòåëåé âàêöèí ðàñïðîñòðàíåíî íå òàê ñèëüíî, êàê â äðóãèõ ãîðîäàõ Ðîññèè èëè Óêðàèíû. Íàïðèìåð, â Òþìåíè, Ïåðìè, ×åëÿáèíñêå è Ìîñêâå èíòåðíåò-ñîîáùåñòâà àíòèïðèâèâî÷íèêîâ íàñ÷èòûâàþò ñîòíè ó÷àñòíèêîâ. Ñèáèðÿêè æå íå âûõîäÿò íà ìèòèíãè ïðîòèâ ïðèâèâîê è íå îáúåäèíÿþòñÿ â áîëüøèå ñîîáùåñòâà ïóáëè÷íî, îäíàêî è â Íîâîñèáèðñêå íàõîäÿòñÿ ëþäè, ãîðÿ÷î îòðèöàþùèå âàêöèíàöèþ, — íåêîòîðûå èç íèõ ñîãëàñèëèñü ðàññêàçàòü ÍÃÑ î ñâîèõ óáåæäåíèÿõ.

Ñâåòëàíà Ïîïîâà, 25 ëåò, ìåíåäæåð ïî òóðèçìó:

— Ïðè÷èíà îòêàçà — ýòî âðåäíûé ñîñòàâ è ñåðü¸çíûå ïîáî÷íûå ýôôåêòû, óêàçàííûå â ñàìèõ èíñòðóêöèÿõ ê âàêöèíàì. Òàêæå — îòñóòñòâèå ðàíäîìèçèðîâàííûõ êîíòðîëèðóåìûõ èññëåäîâàíèé, äîêàçûâàþùèõ ïîëüçó (ëèáî îòñóòñòâèå âðåäà) âàêöèí äëÿ ïðèâèòûõ è íåïðèâèòûõ äåòåé. Ñàéò «Ðóñôîíäà», êîòîðûé ïîëîí èñòîðèé ïîñòðàäàâøèõ îò ïðèâèâîê äåòåé, ðîäèòåëè êîòîðûõ ïðîñÿò ïîìîùè. Îòñóòñòâèå äîëæíîãî îáñëåäîâàíèÿ äåòåé ïåðåä âàêöèíàöèåé è íàáëþäåíèÿ ñîñòîÿíèÿ ïîñëå. Îáÿçûâàíèå ðîäèòåëÿ ïîäïèñàòü áóìàãó, â êîòîðîé ñêàçàíî, ÷òî â ñëó÷àå îñëîæíåíèé ïîñëå ïðèâèâêè ðîäèòåëè îòâåòñòâåííîñòü áåðóò íà ñåáÿ. Íó è íååñòåñòâåííûé ñïîñîá âûðàáîòêè àíòèòåë.

ß íå îòðèöàþ ïðèâèâêè; ÿ ñ÷èòàþ âñå ïðèâèâêè îïàñíûìè è áåñïîëåçíûìè.

Ó äî÷åðè ìîåãî ìàñòåðà ïî ðåñíèöàì ïîñëå ÀÊÄÑ çàäåðæêà â ðàçâèòèè, ó íàøåé ñîñåäêè ó äî÷åðè ïîñëå «Ïðåâåíàðà» (âàêöèíà ïðîòèâ ïíåâìîíèè. — Ïðèì. ðåä.) ðåàíèìàöèÿ, ñèëüíåéøàÿ ïíåâìîíèÿ. Ó áðàòà ìóæà ñûí, ïðèâèòûé îò êîêëþøà, ïåðåáîëåë â î÷åíü òÿæ¸ëîé ôîðìå.

Ìíå äåëàëè ïðèâèâêè, íî íå âñå. Õîòåëà áû ýòî èçìåíèòü, òàê êàê áîëåëà î÷åíü ñåðü¸çíî êîêëþøåì — ïîñëå ïðèâèâêè îò íåãî. Õîòåëîñü áû âûâåñòè èç îðãàíèçìà âñ¸ òî, ÷òî âêàëûâàëîñü â íåãî ãîäàìè.

ß çíàþ ñâîè ïðàâà, çàêîí ÐÔ, ïî êîòîðîìó âàêöèíàöèÿ äîáðîâîëüíà, à òàêæå çàêîíû îá îáðàçîâàíèè, íîðìû ÑàíÏèÍ, êîòîðûå ìíîãèå ïðèâèòûå ëþáÿò òðàêòîâàòü â ñâîþ ïîëüçó.

— Çàáîëåâàíèé, îò êîòîðûõ ìû íå ñòàâèì ïðèâèâêè, íå áîþñü, òàê êàê âîêðóã íàñ ñóùåñòâóåò îãðîìíîå êîëè÷åñòâî íå ìåíåå îïàñíûõ çàáîëåâàíèé, îò êîòîðûõ íåò ïðèâèâîê, íî øàíñû çàáîëåòü êîòîðûìè âûøå: ñêàðëàòèíà, áîððåëèîç, ñèáèðñêàÿ ÿçâà, áðþøíîé òèô è òàê äàëåå».

Âèêòîðèÿ Ê., 39 ëåò, áóõãàëòåð:

— Ñòîëêíóëàñü ñ îñëîæíåíèÿìè íà ïðèâèâêó ÀÊÄÑ: â âîçðàñòå 4 ìåñÿöåâ ó ìîåãî ñòàðøåãî ðåáåíêà ïðîèçîøåë îòêàò â ðàçâèòèè. Äî ïðèâèâêè óëûáàëñÿ, àãóêàë, à ïîñëå ïðèâèâêè òðè äíÿ ñìîòðåë â ïîòîëîê è íå ïðîèçíåñ íè çâóêà. Ïîâåçëî, ÷òî îðãàíèçì ñèëüíûé è ñïðàâèëñÿ. Âðà÷ ðåá¸íêà âèäåëà è íà ìîè æàëîáû íå îòðåàãèðîâàëà.  êàðòå íèêàêèõ çàïèñåé íåò. Òîëüêî óêàçàíî ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû, õîòÿ îíà áûëà â íîðìå è ïîñëå ïðèâèâêè íå ïîäíèìàëàñü.

ß íà÷àëà èçó÷àòü ñîñòàâ âàêöèí, èõ âîçäåéñòâèå íà îðãàíèçì. Âèäåëà íà ïðèìåðàõ çíàêîìûõ, ÷òî ïðèâèâêè íå çàùèùàþò îò áîëåçíåé. Ïðè ýòîì ïðè íàëè÷èè ïðèâèâêè äèàãíîç óìûøëåííî ñòàâÿò äðóãîé. Åñëè ïðèâèòûé ðåáåíîê çàáîëåë êîêëþøåì, íè îäèí âðà÷ íå îòïðàâèò åãî íà àíàëèçû è íå íàïèøåò â êàðòó ðåàëüíîå çàáîëåâàíèå. Òîëüêî ïîñëå òîãî, êàê ïîäðóãà ïëàòíî ñäàëà àíàëèç è âûÿâèëè êîêëþø, å¸ ñûíó íàçíà÷èëè âåðíîå ëå÷åíèå. Äî ýòîãî îò áðîíõèòà ëå÷èëè.

Äî ãîäà ìû óñïåëè ïîñòàâèòü åùå íåñêîëüêî ïðèâèâîê. Ìîåìó ðåá¸íêó â ãîä ïîñòàâèëè Ìàíòó. Âðà÷ íàñ âåëà äëèòåëüíîå âðåìÿ, ïðåêðàñíî çíàëà, ÷òî ðåá¸íîê àëëåðãèê. Åìó íåëüçÿ áûëî óïîòðåáëÿòü áîëüøîé ïåðå÷åíü ïðîäóêòîâ, â òîì ÷èñëå ÿéöà. Íå ïðåäóïðåäèâ ìåíÿ î âîçìîæíûõ ïîñëåäñòâèÿõ è ðåàêöèÿõ, íàì ïîñòàâèëè ýòó ïðîáó. Ýòî óæå ïîòîì ÿ óçíàëà, ÷òî Ìàíòó — íà îñíîâå êóðèíîãî áåëêà. Áûëà ãèïåðàëëåðãè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ.

Êîæà ïîä ïðîáîé âçäóëàñü, âûãëÿäåëî âñå î÷åíü ñòðàøíî. Ýòî áûëî ïîñëåäíåé êàïëåé. È ÿ òâåðäî ðåøèëà îòêàçàòüñÿ îò èíúåêöèé. Ñíà÷àëà áûëî ñòðàøíî — à êàê æå ñàäèê, øêîëà?

Ïîòîì îêàçàëîñü, ÷òî âàêöèíàöèÿ äîáðîâîëüíàÿ. Ñ ñàäèêîì ó ñòàðøåãî ðåáåíêà ïðîáëåì íå âîçíèêëî — åäèíñòâåííûé èç ãðóïïû ìàëîáîëåþùèé. Åñëè è áîëåë, òî â ë¸ãêîé ôîðìå è î÷åíü áûñòðî âîññòàíàâëèâàëñÿ.

È òîãäà ÿ äëÿ ñåáÿ ðåøèëà, ÷òî âòîðîìó ðåáåíêó ïðèâèâîê ñòàâèòü íå áóäó, õîòÿ áû ïåðâûå òðè ãîäà. ×òîáû ñâîé èììóíèòåò ñôîðìèðîâàëñÿ. Íè ðàçó íå ïîæàëåëà î ñâîåì âûáîðå.

ß ñ÷èòàþ, ÷òî ïîñëåäñòâèÿ îò âàêöèíàöèè ìîãóò áûòü ãîðàçäî òÿæåëåå, ÷åì ñàìà áîëåçíü. È íå ôàêò, ÷òî íåïðèâèòûé çàáîëååò ýòîé áîëåçíüþ. Âàêöèíà ââîäèòñÿ âíóòðèêîæíî èëè âíóòðèìûøå÷íî, ïîïàäàåò ñðàçó â êðîâîòîê, ìèíóÿ åñòåñòâåííûå áàðüåðû. Ïîìèìî îñëàáëåííîãî âèðóñà â âàêöèíå ìíîãî ñîëåé òÿæåëûõ ìåòàëëîâ, ñ êàæäîé âàêöèíàöèåé îíè íàêàïëèâàþòñÿ â îðãàíèçìå. Ïîñìîòðèòå, ñêîëüêî ñòàëî ó íàñ ðàêîâûõ çàáîëåâàíèé.

Âàêöèíàöèÿ, ìîæåò, è íå âðåäèò, íî ñïîñîáñòâóåò èëè ïðîâîöèðóåò çàáîëåâàíèå, íàïðèìåð ïî íåâðîëîãèè. Íè îäèí âðà÷ íå äàñò íèêàêîé ãàðàíòèè, ÷òî ðåáåíîê áóäåò çäîðîâ ïîñëå âàêöèíàöèè. Îòâåòñòâåííîñòü áåðóò íà ñåáÿ ðîäèòåëè.

ß ñ÷èòàþ è óáåäèëàñü íà ñâîèõ äåòÿõ, ÷òî ó íåïðèâèòûõ èììóíèòåò ñèëüíåå. Ìëàäøèé ñ 2,5 ëåò â ñàäèê õîäèò. Ñåé÷àñ åìó 5 ëåò, ðàçà äâà çà ãîä áîëååò ïî 2–3 äíÿ. Ëåêàðñòâàìè òîæå ñòàðàþñü íå ëå÷èòü. Îáèëüíîå ïèòüå è ïðîâåòðèâàíèå. Ìíå ïî êàëåíäàðþ ïðèâèâêè äåëàëè, âñå äåòñòâî áîëåëà ïðîñòóäàìè. Ðàíüøå è êàëåíäàðü íå òàêîé îáøèðíûé áûë.

Ñåé÷àñ âñåõ êîðüþ ïóãàþò. À ÷åðåç íåñêîëüêî ëåò âåòðÿíêà ñòàíåò îïàñíîé áîëåçíüþ. Âàêöèíó ñäåëàëè, òåïåðü íàäî áþäæåò îñâàèâàòü è ïðèáûëü ïîëó÷àòü.

ß íå àôèøèðóþ, ÷òî íå ïðèâèâàþ äåòåé, è íèêîãî íå àãèòèðóþ. Êàæäûé ñàì äîëæåí âçâåñèòü âñå çà è ïðîòèâ.

Òàòüÿíà Àõðàìååâà, 47 ëåò, àêóøåðêà, ïåðèíàòàëüíûé ïñèõîëîã, ñåìåéíûé ïñèõîòåðàïåâò:

— Áîëüøå 6 ëåò âíèìàòåëüíî èçó÷àëà ýòîò âîïðîñ, àíàëèçèðîâàëà èñòîðèþ ðàçâèòèÿ âàêöèíàöèè, ñòåïåíè ïðÿìûõ è ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ, ìíåíèÿ ýêñïåðòîâ, ïðîôåññèîíàëîâ-âèðóñîëîãîâ <…> Ïðèøëà ê âûâîäàì, ÷òî âðåäà îò ïðèâèâîê ãîðàçäî áîëüøå, ÷åì ïîëüçû.

— Åñòü ëè ó âàñ ñàìîé ïðèâèâêè — ìîæåò áûòü, â äåòñòâå äåëàëè?

— Äà, äåëàëè, íàñèëüíî, îò îñïû.

ß æèëà â ñîâåòñêîå âðåìÿ â äåðåâíå. È â äåðåâíþ ïðèåçæàëè ìåäèêè íàñèëüíî âàêöèíèðîâàòü. ß êàê óâèäåëà èõ ìàøèíó — ïîáåæàëà íà êîñîãîðû. Îíè çà ìíîé âòðî¸ì ì÷àëèñü.

Ìàëåíüêàÿ áûëà, ñèëüíî áûñòðî áåãàòü òîãäà íå óìåëà, ïîýòîìó ÷åðåç 1,5 êèëîìåòðà ïðèìåðíî íàãíàëè è íàñèëüíî íàáðîñèëèñü, ñäåëàëè ïðèâèâêó îò îñïû.  òî âðåìÿ ìíîãèì íàñèëüíî äåëàëè, ïðèìåíÿÿ ãðóáóþ ôèçè÷åñêóþ ñèëó, âûêðó÷èâàÿ íîãè è çàëàìûâàÿ ðóêè.

Äëÿ ìåíÿ ýòà ïðîöåäóðà áûëà ñðàâíèìà ñ øîêîì è áîëüþ, êàê îò êîëëåêòèâíîãî èçíàñèëîâàíèÿ. ß äîëãî ãîðüêî ñèäåëà è ïëàêàëà. Ìíå òîãäà áûëî 5 ëåò. Áûëà î÷åíü ñåðü¸çíàÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ òðàâìà, à òàêæå ñèíÿêè, óøèáû îò ïàäåíèÿ, äàâëåíèÿ è ãðóáîãî îáðàùåíèÿ ñî ìíîé òðîèõ ëþäåé «â áåëûõ õàëàòàõ».

— Çíàåòå ëè âû ðåàëüíûå ïðèìåðû, êîãäà âàêöèíà âðåäèëà çäîðîâüþ?

— Äà, çíàþ ìíîæåñòâî, â òîì ÷èñëå ñëó÷àè ñìåðòåé ïîñëå ÀÊÄÑ â íàøåì ïîñ¸ëêå.

ß çàáîëåòü íå áîþñü. Ñóùåñòâóåò ãîðàçäî áîëüøå îïàñíîñòåé, ÷åì òå áîëåçíè, îò êîòîðûõ ëþäè ïûòàþòñÿ çàùèòèòüñÿ ïðèâèâêàìè. Ïðåáûâàþò â ãëóáîêèõ èëëþçèÿõ, ÷òî ýòî èì ïîìîæåò. Ñî÷óâñòâóþ òàêèì ëþäÿì.

 êà÷åñòâå àðãóìåíòîâ ìîãó ïðèâåñòè è ïîäòâåðäèòü ñâîþ ñòàòèñòèêó, êîòîðàÿ òîëüêî ïîäòâåðæäàåò âûâîäû Àëåêñàíäðà Êîòîêà (àâòîð êíèãè «Áåñïîùàäíàÿ èììóíèçàöèÿ». — Ïðèì. ðåä.) è Ãàëèíû ×åðâîíñêîé (ñîâåòñêèé âèðóñîëîã, ðîññèéñêèé äåÿòåëü àíòèâàêöèíàòîðñêîãî äâèæåíèÿ. — Ïðèì. ðåä.) î ïëàíàõ Äàëëåñà è ïðî÷èõ ìåðàõ ïî íàìåðåííîìó ñîçäàíèþ àóòîèììóííûõ áîëåçíåé ÷åðåç ïðèâèâêè. Äà âû è ñàìè ïðåêðàñíî âèäèòå, êàê îíè ðàñïðîñòðàíèëèñü ïûøíûì öâåòîì â Ðîññèè.

Àóòîèììóííûå áîëåçíè â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïîÿâëÿþòñÿ èç-çà ïðèâèâîê (ðàê, äèàáåò, ðàññåÿííûé ñêëåðîç, ìíîæåñòâåííûé ñêëåðîç, ëåéêåìèÿ, ðåâìàòèçì è òîìó ïîäîáíîå).

È óæ ãîðàçäî ëó÷øå ïåðåáîëåòü êîðüþ, äàæå äèôòåðèåé íà íîãàõ (êàê ìîÿ ìàòü è äðóãèå ðîäñòâåííèêè ïåðåíîñèëè ýòè áîëåçíè, òàê æå êàê âñåãäà ðàáîòàÿ íà îãîðîäå, â ïîëå è ïî õîçÿéñòâó), ÷åì çàáîëåòü è óìåðåòü îò àóòîèììóííîé áîëåçíè, êîòîðóþ ìåäèêè íå ìîãóò âûëå÷èòü.

Ñàìûå ãðàìîòíûå äîêòîðà ñâîèõ äåòåé è âíóêîâ çàùèùàþò îò ïðèâèâîê, íî âûíóæäåíû âêàëûâàòü îñòàëüíîìó íàðîäó, áîÿñü çà ñâîè äîëæíîñòè è êàðüåðíûé ðîñò. Òîëüêî ïîñëå âûõîäà íà ïåíñèþ ìíîãèå íà÷èíàþò ÷åñòíî ïðèçíàâàòüñÿ.

Åù¸ ïîñëóøàéòå è ïðèâåäèòå ïðèìåð Áèëëà Ãåéòñà, — ïî÷åìó Ìèðîâîå Ïðàâèòåëüñòâî âêëàäûâàåòñÿ â ðàçðàáîòêó è âíåäðåíèå âàêöèí âî âñåõ ñòðàíàõ ìèðà. Îïÿòü æå òùàòåëüíî çàùèùàÿ îò ïðèâèâîê ñâîèõ. À ÷óæèõ ìîæíî òðàâèòü ñêîëüêî óãîäíî, ñîâñåì íå æàëêî.

ÍÃÑ ïîïðîñèë âðà÷à àëëåðãîëîãà-èììóíîëîãà âûñøåé êàòåãîðèè öåíòðîâ ñåìåéíîé ìåäèöèíû «Çäðàâèöà» Îëüãó Ñëàâíóþ îòâåòèòü íà îñíîâíûå ïðåòåíçèè àíòèïðèâèâî÷íèêîâ.

— Àêòóàëüíà ëè âîîáùå ïðîáëåìà îòêàçîâ îò ïðèâèâîê?

— Ïðîáëåìà îòêàçîâ îò ïðèâèâîê ÷ðåçâû÷àéíî àêòóàëüíà, ÷òî ïîäòâåðæäàåò, ê ñîæàëåíèþ, âñïûøêà êîðè â Íîâîñèáèðñêå çèìîé-âåñíîé 2019 ãîäà.

— Êàêèìè îñëîæíåíèÿìè ãðîçèò îòêàç îò îñíîâíûõ ïðèâèâîê?

— Ïðè òÿæ¸ëîì òå÷åíèè èíôåêöèîííîãî çàáîëåâàíèÿ — î÷åíü ñåðüåçíûìè, óãðîæàþùèìè äëÿ æèçíè: ñìåðòåëüíûé èñõîä ïðè çàáîëåâàíèè ñòîëáíÿêîì, ïîðàæåíèå ãîëîâíîãî ìîçãà, ãëóõîòà ïîñëå ïåðåíåñåííîé êîðè, ñòîéêèé íåîáðàòèìûé ïàðàëè÷ íîã ïîñëå ïîëèîìèåëèòà, òÿæ¸ëûå ïîðàæåíèÿ ñåðäöà ïîñëå ïåðåíåñåííîé äèôòåðèè è òàê äàëåå.

— Êòî â îñíîâíîì ñåé÷àñ îòêàçûâàåòñÿ îò âàêöèíàöèè — ìàòåðè, ïðî÷èòàâøèå ôîðóìû, ïðåäñòàâèòåëè íåêîòîðûõ ðåëèãèîçíûõ îáùèí èëè åù¸ êàêèå-òî ãðóïïû ëþäåé?

— Ðîäèòåëè, îòêàçûâàþùèåñÿ îò ïðèâèâîê, íå ïðèíàäëåæàò ê êàêîé-òî îïðåäåëåííîé êàòåãîðèè, ïðåæäå âñåãî ýòî îïðåäåëåííûé âçãëÿä íà îêðóæàþùèé ìèð: äëÿ íèõ íå ñóùåñòâóåò «îïàñíûõ èíôåêöèé», à ïåðåáîëåòü ëó÷øå, ÷åì âìåøèâàòüñÿ â èììóíèòåò ðåáåíêà.

— Îíè óòâåðæäàþò, ÷òî âàêöèíû îïàñíåå ñàìèõ áîëåçíåé. Ìîæåò ëè ýòî áûòü â êàêèõ-òî ñëó÷àÿõ ïðàâäîé?

— Íè îäíà èç âàêöèí íå ÿâëÿåòñÿ àáñîëþòíî áåçîïàñíîé. Âñå îíè îáëàäàþò îïðåäåëåííîé ñòåïåíüþ ðåàêòîãåííîñòè, êîòîðàÿ îãðàíè÷åíà íîðìàòèâíîé äîêóìåíòàöèåé íà ïðåïàðàòû. Íî âîçìîæíûå îñëîæíåíèÿ íà âàêöèíû íåñîïîñòàâèìû ñ âîçìîæíûìè îñëîæíåíèÿìè ïåðåíåñ¸ííîãî òÿæåëîãî èíôåêöèîííîãî çàáîëåâàíèÿ. Íàïðèìåð, ïîñòâàêöèíàëüíîå îñëîæíåíèå ïîñëå âàêöèíàöèè ïðîòèâ êîðè — ýíöåôàëîïàòèÿ (ïîðàæåíèå ãîëîâíîãî ìîçãà) — 1 ê 100 000. Òàêèå æå îñëîæíåíèÿ â õîäå çàáîëåâàíèÿ êîðüþ — äî 1 ê 300.

— Åñòü àðãóìåíò, ÷òî ïîñëå òîãî, êàê äåòÿì ñòàâÿò ïðèâèâêè, îíè íà÷èíàþò áîëåòü.

— Äåòè ïðèâèâàþòñÿ â îñíîâíîì íà ïåðâîì ãîäó æèçíè. Åñëè ó ðåáåíêà íåò êîíòàêòîâ ñ áîëüíûìè îñòðûìè ñîñòîÿíèÿìè, òî ðåá¸íîê íå çàáîëååò. Ïîñëå ãîäà ðåá¸íîê íà÷èíàåò áîëåòü, òàê êàê ðàñøèðÿåòñÿ êîíòàêò ñ ñîöèóìîì, îêðóæàþùèå (äåòè è âçðîñëûå) áóäóò áîëåòü ñåçîííûìè âèðóñíûìè èíôåêöèÿìè âñåãäà.

— Ìíîãèå íå óâåðåíû, ÷òî ñîñòàâ âàêöèí äåéñòâèòåëüíî áåçîïàñåí. Åñòü ëè ñïîñîáû ïðîâåðèòü ñîñòàâ?

— Çà÷åì? ×òî âõîäèò â ñîñòàâ âàêöèí, ïðîèçâîäèòåëè íå ñêðûâàþò. Ëþáàÿ èíñòðóêöèè ïî âàêöèííîìó ïðåïàðàòó íà÷èíàåòñÿ ñ ñîñòàâà âàêöèí: â òîì ÷èñëå àêòèâíûå âåùåñòâà, âñïîìîãàòåëüíûå âåùåñòâà, îïèñàíèå, ôàðìàêîëîãè÷åñêàÿ ãðóïïà, èììóíîëîãè÷åñêèå ñâîéñòâà è òàê äàëåå.

— Ìîãóò ëè âîîáùå ïðèâèâêè áûòü ñâÿçàíû ñ àóòèçìîì èëè ïîñòîÿííûìè ÎÐÂÈ ó äåòåé, à òàêæå âîçíèêíîâåíèåì äðóãèõ çàáîëåâàíèé — îò êîêëþøà äî òóáåðêóë¸çà, çàäåðæêàìè â ðàçâèòèè? Êàêèå âîîáùå áûâàþò «ïîáî÷íûå ýôôåêòû» îò âàêöèí, åñëè áûâàþò?

— Íåò äîêàçàííûõ äàííûõ, êîòîðûå áû ñâèäåòåëüñòâîâàëè áû î ñâÿçè àóòèçìà è ïðèâèâîê. Âàêöèíàöèÿ íå ñíèæàåò èììóíèòåò ó ðåá¸íêà. Ôîðìèðîâàíèå èììóíèòåòà çàâèñèò îò ñîñòîÿíèÿ ìèêðîáèîòû êèøå÷íèêà ðåá¸íêà, îò ñîáëþäåíèÿ ðåæèìà ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè, ðàöèîíà ïèòàíèÿ.

Ñàìûå ÷àñòûå ïîáî÷íûå ðåàêöèè íà ââåäåíèå âàêöèíû ïðîÿâëÿþòñÿ â âèäå ïîäú¸ìà òåìïåðàòóðû, êðàòêîâðåìåííîãî áåñïîêîéñòâà ðåáåíêà, ìåñòíûõ ðåàêöèé â âèäå óïëîòíåíèÿ ìÿãêèõ òêàíåé è ãèïåðåìèè êîæè â îáëàñòè ââåäåíèÿ ïðåïàðàòà. Íà íåêîòîðûå âàêöèíû ìîæåò áûòü ðåàêöèè â âèäå ë¸ãêîãî òå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ (íàïðèìåð, êîðè).

— Ïðîáà Ìàíòó âðåäíà èëè íåò?

— Ýòî ñêðèíèíã-òåñò, îäèí èç íåìíîãèõ äèàãíîñòè÷åñêèõ êðèòåðèåâ îöåíêè íàëè÷èÿ òóáåðêóëåçíîé èíôåêöèè â îðãàíèçìå. Ïðîáà Ìàíòó íå ÿâëÿåòñÿ ïðèâèâêîé.  îòëè÷èå îò âàêöèí, òóáåðêóëèí, êîòîðûé ââîäèòñÿ ïðè ïðîâåäåíèè ýòîé ïðîáû, íå ñîäåðæèò ìèêðîîðãàíèçìî⠗ íè æèâûõ, íè óáèòûõ, à ëèøü êîìïîíåíòû ìèêîáàêòåðèé, íåîáõîäèìûå äëÿ «óçíàâàíèÿ» èììóííîé ñèñòåìîé.

Ïðîáà Ìàíòó íå ñïîñîáñòâóåò ôîðìèðîâàíèþ èììóíèòåòà ïðîòèâ òóáåðêóë¸çà, òàê êàê ó íå¸ ñîâñåì äðóãàÿ öåëü — ðàííÿÿ äèàãíîñòèêà òóáåðêóë¸çà. Îíà èìååò íåçíà÷èòåëüíîå ÷èñëî ïðîòèâîïîêàçàíèé è ïðîâîäèòñÿ âñåì äåòÿì íà÷èíàÿ ñ îäíîãî ãîäà.

Âûáîð — äåëàòü èëè íå äåëàòü ïðèâèâêè, êîíå÷íî, ó êàæäîãî ñâîé.

Ëè÷íî ìåíÿ ðàäóåò òî, ÷òî àäåêâàòíûõ ëþäåé âñå æå ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî.

(ñ) ÍÃÑ, ññûëü

Источник