Детям с бронхиальной астмой показана следующая физкультурная

1. В задачи участкового педиатра входят:

— раннее выявление детей с бронхиальной астмой (БА);

— наблюдение детей с риском развития БА в декретированные сроки: на первом году – ежемесячно первые 6 месяцев, затем в 9 и 12 месяцев, далее ежегодно;

— нередко начальные проявления БА протекают под маской респираторных инфекций, в связи, с чем так называемые ЧБД требуют углубленного обследования и направления к специалистам;

— контроль за детьми с БА осуществляется в соответствии с индивидуальным планом наблюдения: пациенты с лёгкой формой БА осматриваются 1 раз в 12 месяцев, среднетяжёлая и тяжёлая формы БА – не реже 1 раза в 6 месяцев (с исследованием ФВД);

— амбулаторное лечение БА проводится по показаниям или по рекомендациям специалиста;

— оценка эффективности начальной противовоспалительной базисной терапии у детей со среднетяжёлой и тяжёлой формами БА проводится через 1 месяц, далее при эффективности терапии – через 3-6 месяцев. При неэффективности необходима госпитализация в специализированный стационар;

— план диспансерного наблюдения ребёнка страдающего БА необходимо согласовывать с аллергологом и/или пульмонологом. При наличии сопутствующего аллергического ринита, атопического дерматита – с отоларингологом, дерматологом.

2. Сроки наблюдения узкими специалистами:

— аллерголог – при лёгкой и средней тяжести БА – 2 раза в год; при тяжёлой – 4 раза в год;

— пульмонолог – 1 раз в год (по показаниям чаще);

— отоларинголог – 2 раза в год;

— стоматолог – 2 раза в год;

— фтизиатр 1 – 2 раза в год (при сомнительной и положительной пробе Манту);

— врач ЛФК – 2 раза в год;

— физиотерапевт — 1 – 2 раза в год.

— другие специалисты (гастроэнтеролог, кардиолог, офтальмолог) – по показаниям.

3. Уровень лабораторно-инструментального обследования:

— ОАК, ОАМ – 2 раза в год;

— кал на яйца глистов, цисты лямблий, соскоб на острицы – 2 раза в год;

— спирометрия (у детей старше 5 лет) – 1 – 2 раза в год;

— рентгенологическое обследование легких – по показаниям;

— кожные пробы (аллерголог);

— титр уровня общего IgE и специфических IgE-антител.

Детям старше 5 лет пикфлоуметрический мониторинг (функция внешнего дыхания).

4. Оздоровительные мероприятия. Гипоаллергеная диета. Элиминационный режим. Профилактика активного и пассивного курения. Аэрация, профилактика загрязнения воздуха. Витаминизация с учётом возможной реакции. Тщательная санация имеющихся очагов хронической инфекции. Профилактика и лечение гельминтозов.

Необходима известная осторожность в применении лекарственных препаратов, особенно антибиотиков пенициллиновой группы, аспирина и других НПВП.

Санаторно-курортное лечение показано в период ремиссии БА: Белокуриха (Алтайский край), детские курорты Краснодарского края (Анапа, Сочи), курорты Ставропольского края (Кисловодск, Пятигорск), детские санатории «Едел», «Златы горы» (Чехия), Бад Кёзен — Bad Kosen Реа-клиника для детей (Германия), Давос высокогорная клиника (Швейцария) и др.

5. Противорецидивное лечение. ЛФК, респираторная терапия (по методу Бутейко, дыхание через сопротивление, звуковая гимнастика, дыхательные тренажеры, метод интервальной гипоксической тренировки и пр.), массаж и вибромассаж, физиотерапия (магнито- и лазеротерапия), спелеотерапия и горноклиматическое лечение, фитотерапия (корневища и корни солодки голой) с учетом пыльцевой сенсибилизации, психотерапия.

Аллергенспецифическая иммунотерапия (АСИТ) уменьшает выраженность симптомов БА и потребность в лекарственных препаратах, снижает аллергенспецифическую и неспецифическую бронхиальную гиперреактивность (проводится аллергологом).

К препаратам базисной терапии относятся: ингаляционные глюкокортикостероиды (ИГКС) (табл.5,6), антагонисты антилейкотриеновых рецепторов, β2-агонисты длительно действующие в комбинации с ИГКС, кромоны, теофиллины, моноклональные антитела к IgE, системные глюкокортикостероиды, АСИТ. Объем базисной терапии определяется тяжестью и уровнем контроля БА, возрастом больных детей, характером сопутствующей патологии.

Таблица 5

Сравнительные эквипотентные суточные дозы (мкг) ИГКС

для базисной терапии детей до 5 лет (по GINA 2010)

Препараты,
форма выпуска
Низкие /средние дозы Высокие
дозы
Суспензия будесонида для небулайзерной ингаляции 250-500 >500
 
Флутиказон ДАИ 100-200 >200
 
Беклометазон ДАИ 100-200 >200
 

Примечание: ДАИ – дозированный аэрозольный ингалятор

Таблица 6

Сравнительные эквипотентные суточные дозы (мкг) ИГКС

для базисной терапии у детей старше 5 лет (по CINA 2006, 2010)

Препарат Низкие дозы Средние дозы Высокие дозы
  до 12 лет старше 12 лет до 12 лет старше 12 лет до 12 лет старше 12 лет
Бекламетазон ДАИ 100-200 >200-400
 
>200-400
 
>400-600
 
>400
 
>600
 
Будесонид ДПИ 100-200 >200-400
 
>200-400
 
>400-800
 
>400
 
>800
 
Суспензия будесонида для небулайзерной ингаляции 250-500 >500-1000
 
>500-1000
 
>1000-1500
 
>1000 >1500
Флутиказон ДАИ 100-200 100-250 >200-500
 
>250-500
 
>500
 
>500
 
Мометазона фуроат ДПИ >200
 
>200-400
 
>400
 
>400
 
Циклесонид ДАИ 80-160 80-160 >160-320
 
>160-320
 
>320
 
>320
 

Примечания: ДПИ – дозированный порошковый ингалятор, ДАИ – дозированный аэрозольный ингалятор

Терапия неотложной помощи при обострении БА включает бронхолитики короткого действия (табл.7): быстродействующие β2-агонисты (короткодействующие – сальбутамол, фенотерол, длительнодействующие – формотерол, сальметерол, кленбутерол), метилксантины (теофиллин), холинолитики (ипратропия бромид), комбинированные препараты (фенотерол+ипратропия бромид, сальбутамол+ипратропия бромид).

Таблица 7

Симпатомиметики (β2-агонисты) короткого действия

Препараты Форма выпуска, дозы
Сальбутамол – Вентолин, Саламол и др.
 
 
Вентолин небулы
 
Сальгим для инъекций
Табл. 2 и 4 мг, сироп 2 мг в 5 мл (3-8 мг/сутки)
ДАИ: 0,1 мг/доза – 1-2 дозы до 4 раз в день
Р/н 2,5 мг/2,5 мл – по 1,25-5 мл (без разведения)
Раствор 0,1% — в/в 15 мкг/кг, затем 0,2 мкг/кг в минуту
Фенотерол – Беротек Н
 
 
Беротек для ингаляций через небулайзер
ДАИ 100 мкг/доза – детям 4-6 лет – 100 мкг, >6 лет – 200 мкг, повторно только 1 доза через 5 мин
1мг/мл: детям <6 лет 50 мкг/кг (10 капель=0,5мл), детям 6-14 лет – 1,0 мл (20 капель=1,0 мл), 3-4 раза в день
Беродуал
 
 
Беродуал – для ингаляций через небулайзер
ДАИ: 1 доза – фенотерола 50 мкг + ипратропия бромида 20 мкг 1-2 дозы до 4 раз в день
В 1 мл фенотерола 0,5 мг+ипра-тропия бромида 0,25 мг – детям <6лет 50 мкг/кг (до 10 кап.=0,5 мл), детям 6-12 лет – 10-40 кап. на ингаляцию до 4 раз в день
Читайте также:  Лечение бронхиальной астмы минеральной водой

Каждые 3 месяца врач-аллерголог должен проводить ревизию и коррекцию базисной терапии (если контроль БА достигнут), а также постоянный мониторинг симптомов и пиковой скорости выдоха (пикфлоуметрия), контролировать ведение дневника самоконтроля. В задачи врачей специалистов входит организация обучения пациентов и членов их семей.

На всех ступенях фармакотерапии БА проводятся занятия в астма-школах, дети обучаются дыхательным упражнениям, включаются в занятия спортом, прививаются навыки закаливания, используются методы климатотерапии, санаторное лечение, физические методы воздействия.

С целью профилактики ОРИ детям с БА рекомендуются курсы иммуностимуляторов микробного происхождения (ИРС-19, рибомунил, бронхомунал, бронховаксом детский).

6. Трудовой режим. При лёгкой и среднетяжёлой формах БА дети посещают ДДУ и школу. Организуются иные уроки труда, не связанные с бытовой, древесной, металлической пылью. Дети могут быть освобождены от летней трудовой практики, общественно-полезного труда. При тяжёлой форме болезни домашний режим, обучение на дому или выделяется дополнительный выходной день. При частых приступах ребёнок освобождается от переводных экзаменов. Выпускные экзамены – по щадящему режиму.

7. Прививочный режим. Иммунизация детей страдающих БА проводится только в периоды ремиссии (в том числе и медикаментозной) длительностью не менее 4-8 недель всегда на фоне базисной терапии заболевания. Вакцинация исключается в периоде обострения БА независимо от её тяжести. В случае частых ОРВИ, индивидуально решается вопрос о вакцинации против пневмококка и гемофильной палочки («ПКИ7», «Пневмо 23», «Хиберикс», «АктХиб» и др.) при достижении контроля БА. Дети, получающие АСИТ, могут быть вакцинированы только по строгим эпидемиологическим показаниям бесклеточной коклюшной вакциной или АДС, АДС-М, противополиомиелитной инактивированной вакциной через 2-4 недели после введения очередной дозы аллергена с последующим продолжением АСИТ через 4-5 недель после вакцинации. Рекомендуется также ежегодная вакцинация против гриппа.

8. Двигательный режим. При тяжёлой форме БА ребёнок освобождается от физкультуры. Занятия в группах ЛФК, курсы дыхательной гимнастики. При лёгкой и среднетяжёлой формах БА освобождение детей от физкультуры рекомендуется на 1 – 1,5 месяца после приступа, далее занятия в специальной или подготовительной группах.

9. Критерии снятия с диспансерного учёта. Дети, страдающие БА с диспансерного учёта не снимаются до перевода в поликлинику общелечебной сети в возрасте 18 лет.

Критерии эффективности диспансеризации (контроля над БА):

ü частота обострений БА и их суммарная продолжительность;

ü длительность и полнота ремиссии (полный контроль астмы);

ü дни нетрудоспособности матери в связи с уходом за ребенком, дни пропущенных занятий в школе;

ü количество дней, проведенных больным в стационаре за год;

ü динамика показателей ФВД в период ремиссии.

Эффективность диспансеризации:

ü Эффективность диспансеризации А (группа здоровья III) – при длительности ремиссии БА 2 и более лет;

ü Эффективность диспансеризации Б (группа здоровья III) –длительность ремиссии БА менее 2-х лет.

ü Эффективность диспансеризации В (группа здоровья IV) – отсутствие положительной динамики в клинике заболевания, неконтролируемая БА.

ü Эффективность диспансеризации Г (группа здоровья V) – в динамике ухудшение состояния здоровья. Определяется инвалидность.

Инвалидность при тяжёлой БА устанавливается сроком на 2 года, при гормонозависимой БА – до 18 летнего возраста. Бесплатный отпуск лекарств и другие социальные льготы. Домашнее обучение.

10. Профессиональная ориентация. Учитывать вероятность возникновения профессиональной сенсибилизации. Противопоказаны профессии с высоким физическим и нервно-эмоциональным перенапряжением, с воздействием неблагоприятных метеорологических факторов, контактных и ингаляционных аллергенов (мех, шерсть, медикаментозные средства, химические вещества, пыль, цемент, лаки, краска, растворители), ионизирующих и электромагнитных излучений.

Рекомендуемые страницы:

Источник

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора -Ясенецкого Министерства здравоохранения

Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. -Ясенецкого Минздрава России

Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ №5

к внеаудиторной (самостоятельной) работе

по дисциплине «Поликлиническая педиатрия»

для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения)

Тема: «Организация лечебно — профилактической помощи при патологии органов дыхания у детей и подростков»

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____от «____» __________20____г.

Заведующий кафедрой

д. м.н., доцент ______________

Составитель:

д. м.н., доцент ______________

Красноярск

2012

1. Тема занятия: «Организация лечебно — профилактической помощи при патологии органов дыхания у детей и подростков»

2. Формы работы:

подготовка к практическому занятию;

— подготовка материалов по НИРС

Читайте также:  Астма у детей статья

— выполнение домашнего задания: составить таблицу для дифференциальной диагностики бронхита и пневмонии.

выписать рецптыаугментин, флемоксин солютаб, ровамицин, азитромицин, цефуроксим, бронхолитин, амбробене, аскорил, тусупрекс.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия

1) Анатомо-физиологичeские особенности системы дыхания у детей.

2) Патофизиологические реакции, возникающие при различных патологических состояниях в системе дыхания

З) Клиническую симптоматику основных заболеваний система; дыхания с дифференциальной направленностью

4) Дифференциально-диагностические критерии острых, затяжных, рецидивирующих бронхитов и острых пневмонии у детей

5) Основные виды терапии и профилактики болезней органов дыхания у детей

4. Перечень практических умений по изучаемой теме

—  организовать прием ребенка с патологией органов дыхания в условиях поликлиники, а так же стационар на дому;

—  провести объективный осмотр ребенка с данной патологией, грамотно собрать анамнез;

—  поставить предварительный диагноз, составить план обследования и назначить лечение;

—  дать рекомендации по профилактике, диспансеризации и реабилитации;

уметь работать с медицинской документацией (ф. 112, лист нетрудоспособности).

5. Рекомендации по учебно-исследовательской работе (НИРС)

Учебно-исследовательская работа осуществляется по выбору студента, исходя из предпочтений по разделам изучаемой дисциплины с учетом списка тем по НИРС и списка рекомендованной литературы в методической разработке для внеаудиторной работы студента.

При проведении НИРС студент пользуется услугами библиотеки, internet-поиском, совершенствуя навыки тематического поиска и работы с компьютером, проработка не менее 3 библиографических (или электронных) источников.

Тематический план НИРС:

1) Антибиотикотерапия при острых заболеваниях органов дыхания у детей.

2) Кашель у детей, лечение.

3) Фитотерапия при острых заболеваниях органов дыхания у детей.

Подготовить реферат на тему: «Пневмонии у детей».

6. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы

6.1. Исходный контроль знаний (тесты)

Инструкция к тестовым заданиям: Выбрать один правильный ответ

01. После перенесенного гриппа школьник может приступить к занятиям по физкультуре:

а) через 2-4 недели после выздоровления

б) через 10-12 дней

в) через 6-8 дней

02. После перенесенной ангины школьник может приступить к занятиям по физкультуре:

а) через 6-7 дней после выздоровления

б) через 10-12 дней

в) через 2-4 недели

03. Продолжительность наблюдения за детьми, перенесшими острую пневмонию в возрасте старше 3-х лет, составляет:

а) 1 мес,

б) 2 мес,

в) 3 мес,

г) 1 год,

д) полгода,

е) не наблюдаются при отсутствии осложнений

04. Созревание бронхолегочной ткани заканчивается к:

а) к 2 годам

б) к 5 годам

в) к 7 годам

г) к 12 годам

д) к 15 годам

05. Дыхательная недостаточность 1 степени характеризуется:

а) умеренной одышкой при легкой физической нагрузке

б) резким периоральным цианозом

в) резкой тахикардией

г) резкой одышкой

д) нормальным насыщением крови кислородом

06. Аденоидные вегетации с возрастом:

а) не меняются,

б) сокращаются,

в) увеличиваются,

г) исчезают.

07. Когда может приступить к занятиям по физкультуре школьник, перенесший пневмонию:

а) через 2-4 нед после выздоровления

б) через 1-2 мес

в) через 3-4 мес

08. Показаниями для госпитализации детей с острой пневмонией являются все, кроме:

а) острая сердечно-сосудистая недостаточность,

б) нейротоксический синдром,

в) острая дыхательная недостаточность,

г) частый кашель,

д) необходимость частого введения антибиотиков

09. Симптомами крупа являются все, кроме:

а) грубый лающий кашель,

б) осиплый голос,

в) экспираторная одышка,

г) инспираторная одышка,

д) шумное дыхание,

е) коробочный оттенок перкуторного звука

10. Кашель при пневмонии новорожденных:

а) характерен,

б) не характерен

11. Реабилитация детей, больных бронхиальной астмой, в периоде стойкой ремиссии заболевания включает все, кроме:

а) исключение с причинно значимыми аллергенами,

б) прием глюкокортикостероидов,

в) прием мембраностабилизируюших препаратов,

г) санаторно-курортное лечение,

д) аэрозольтерапию с бронхоспазмолитиками

12. Частота осмотров в поликлинике в течение года ЛОР-врачом и стоматологом детей, больных бронхиальной астмой, составляет:

а) 1 раз в год,

б) 1 раз в полгода,

в) 3 раза в год,

г) 4 раза в год

д) 6раз в год,

е) при обострении очага хронической носоглоточной инфекции.

13. При пневмотораксе плевральную полость пунктируют в

а) II межреберье

б) III-IV межреберье по передней подмышечной линии

в) VI-VII межреберье по задней подмышечной линии

14. Синдром крупа бывает при:

а) кори,

б) ветряной оспе,

в) паротитной инфекции,

г) ОРВИ

15. При пневмонии новорожденных при перкуссии притупление легочного звука можно определить:

а) во всех случаях,

б) не во всех случаях

16. Инородное тело из носа удаляется:

а) с помощью пинцета,

б) путем промывания из шприца,

в) крючком,

г) путем высмаркивания

17. Основным клиническим признаком приступа бронхиальной астмы у детей является:

а) потеря сознания,

б) инспираторная одышка,

в) экспираторная одышка,

г) обильная саливация

18. Показаниями для госпитализации детей с острой пневмонией являются все, кроме:

а) острая сердечно-сосудистая недостаточность,

б) нейротоксический синдром,

в) острая дыхательная недостаточность,

г) необходимость терапии кислородом,

д) новорожденные дети

19. Детям с бронхиальной астмой показана следующая физкультурная группа:

а) основная,

б) подготовительная,

в) специальная,

г) ЛФК

20. Первичный туберкулезный комплекс — это:

а) поражение внутригрудных лимфатических узлов и очаги в легочной ткани,

б) очаг в легком, лимфангит, идущий к корню, и поражение регионарных лимфоузлов,

в) поражение лимфоузлов, стенки прилежащего бронха и очаги в легочной ткани

Читайте также:  Тяжелые приступы бронхиальной астмы

г) поражение лимфоузлов, стенки прилежащего бронха, пневмонический фокус в легочной ткани

21. Симптомами острой пневмонии являются

а) отдышка,

б) ринит,

в) першение в горле

22. Острая не осложненная пневмония — это воспалительное, заболевание легких, продолжающееся:

а) 4 недели,

б) 5 недель,

в) 6 недель

23. Бронхиолит встречается чаще у детей:

а) первого года жизни,

б) после 3-х лет,

в) подросткового периода

24. Первая помощь при инородном теле бронхов является:

а) обезболивающие препараты,

б) противоотечные средства,

в) ларингоскопия,

г) бронхоскопия,

д) коникотомия

25. Плевриты, возникающие в процессе течения пневмонии, называются:

а) синпневмоническими,

б) метапневмоническими,

в) аллергическими,

г) серозными

26. Бронхиолит встречается чаще у детей:

а) первого года жизни,

б) после 3-х лет,

в) подросткового периода

Эталоны ответов на тестовые задания

1-б

2-в

3-д

4-г

5-а

6-б

7-а

8-г

9-в

10-б

11-б

12-б

13-б

14-г

15-б

16-в

17-б

18-г

19-в

20-б

21-а

22-а

23-а

24-г

25-а

26-а

7. Самоконтроль по ситуационным задачам

Задача №1

Мать девочки 4 лет вызвала участкового педиатра на дом. Девочка заболела остро 2 недели назад, когда вечером поднялась температура до 39°С, насморк. Была вызвана «неотложная помощь». Врач диагностиро­вал ОРВИ, назначил симптоматическое лечение. Состояние ребенка через 3 дня улучшилось, и мать больше за помощью не обращалась. Накануне самочувствие резко ухудшилось (отсутствие аппетита, головная боль, мышечные боли), повторный подъем температуры до 39°С, появился су­хой, навязчивый кашель.

Из анамнеза видно, что ребенок от I нормально протекавшей бере­менности. Роды в срок, физиологичные. В раннем детстве ребенок рос и развивался соответственно возрасту, острые заболевания редко. С 3,5 лет посещает детский сад; часто болела ОРВИ, дважды, осложненные бронхи­том. В лечении часто применялись антибиотики.

При осмотре: состояние ребенка средней тяжести. Кожные покровы чистые, бледные с сероватым оттенком, умеренным периоральным циа­нозом. Зев рыхлый, чистый, небные миндалины гипертрофированны до II степени. Справа, книзу от угла лопатки, дыхание резко ослабленное, оп­ределяется укорочение перкуторного звука, на высоте вдоха крепитирующие хрипы в нижних отделах правого легкого. ЧД — 32 в минуту. Тоны сердца слегка приглушены, ритмичные, ЧСС — 120 ударов в мин. Живот мягкий, безболезненный. Печень — у края реберной дуги. Селезенка не пальпируется. Стула не было. Диурез не снижен.

Вопросы:

Диагноз. Какие факторы оказали влияние на течение заболевания? Какие дополнительные исследования необходимы, чтобы подтвердить Ваш диагноз? Какие изменения в развернутом анализе крови следует ожидать в данном случае? Какие группы отхаркивающих препаратов Вы знаете? Механизм их
действия? Укажите выбор антибиотиков и обоснуйте путь введения антибактериального препарата. В каком случае показана госпитализация? Возможные осложнения данного заболевания.

Ответы:

1.  Внебольничная острая правосторонняя нижнедолевая пневмония, средней степени тяжести.

2.  Снижение резистентности организма к вирусным и бактериальным инфекциям после частых ОРВИ, бронхитов, а так же после периода неудовлетворительной адаптации к ДОУ; посещение детского коллектива.

3.  Рентгенография грудной клетки в 2-х проекциях, развёрнутый анализ крови.

4.  Лейкоцитоз, нейтрофиллёз, сдвиг лейкоцитарной формулы влево, повышение СОЭ.

5.  Средства созданные на основе растительного сырья (Бронхикум эликсир, Грудной сбор №1, №2, №3, грудной эликсир, Пектуссин, Солодка, Термопсис) и с синтетическими составляющими (Солутан, Стоптуссин, Пертуссин, Колдрекс, Бронхолитин).

6.  Т. к. недавно применялся для лечения а/б, обосновано применение «защищённых» аминопенициллинов (Аугментин, Клавунат, Флемоклав солютаб), макролидов (азитромицин, сумамед, макропен), цефалоспоринов II коления (Цефуроксим, Цефаклор).

7.  Выраженные симптомы интоксикации, нарастающая дыхательная недостаточность, неэффективность лечения в амбулаторно-поликлинических условиях.

8.  Лёгочные: плеврит (метапневмонический, синпневмонический), лёгочная деструкция, пневмоторакс, пиопневмоторакс; внелёгочные: инфекционно-токсический шок, респираторный дистресс синдром, ДВС — синдром, токсикоз.

8. Список литературы (основная, дополнительная, учебно-методические пособия):

Обязательная:

1.  Поликлиническая педиатрия: учебник / под ред. .- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.

Дополнительная:

1.  Амбулаторно-поликлиническая педиатрия: учебное пособие / под ред. .- М.: МИА, 2008.

2.  Баранов, состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях : рук. для врачей / , , .- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

3.  Галактионова, ведения медицинской документации в детской поликлинике: (для студ. 6 курса по спец. 060103- педиатрия) / , .- Красноярск: тип. КрасГМУ, 2010.

4.  Галактионова, диспансерного наблюдения за детьми первого года жизни: учебное пособие / , , .- Красноярск: тип. КрасГМУ, 2012.

5.  Галактионова, (диагностика, лечение, профилактика): учебное пособие для студентов 6 курса, обучающихся по спец. 060103- Педиатрия / , , .- Красноярск: тип. КрасГМУ, 2008.

6.  Галактионова, иммунопрофилактика инфекционных заболеваний у детей и подростков: учебное пособие для самостоят. работы студ. 6 курса, обучающихся по спец. 060103 – Педиатрия / .- Красноярск: тип. КрасГМУ, 2009.

7.  Новорожденный ребенок. Основы оценки состояния здоровья и рекомендации по профилактике и коррекции его нарушения: руководство для врачей / под ред. , .- СПб.: СпецЛит, 2009.

8.  Организация диспансерного наблюдения детей и подростков на педиатрическом участке: учебное пособие для студ. 6 курса, обучающихся по спец. 060103 – педиатрия / под ред. .- Красноярск: тип. КрасГМУ, 2010.

9.  Педиатрия: учебник / под ред. .- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

10.  Практическое руководство по неонатологии / под ред. М.: МИА, 2008.

Электронные ресурсы:

1.  ЭБС КрасГМУ

2.  БД МедАрт

3.  БД Медицина

4.  БД Ebsco

Источник