Диагноз астма для ребенка в школе

Диагноз астма для ребенка в школе thumbnail

Бронхиальная астма (БА) – опасное заболевание дыхательных путей, имеющее аллергическую природу. В основе ее развития лежит хронический воспалительный процесс в дыхательных путях, а также повышенная активность бронхов в ответ на разные раздражители.

Болезнь характеризуется появлением частых и продолжительных периодов закупорки легких (они могут быть полностью или частично обратимыми).

В процессе таких приступов может наблюдаться кашель приступообразного характера, свист в легких, а также ощущение стеснения в груди.

Факторы развития бронхиальной астмы у детей

Бронхиальная астма у детей может развиваться в любом возрасте: и у грудного ребенка, и у подростка. Первые симптомы у детей могут появляться в 2 года.

В 7 лет (то есть уже к школьному периоду) вероятность наступления такого заболевания еще больше возрастает. В разных странах распространенность такого заболевания сильно варьируется, от 1,5 до 10 процентов.

Астма у ребенка может развиваться под воздействием таких факторов:

  • вредное воздействие загрязнителей воздуха (сюда входит не только сигаретный дым, а также диоксид азота и другие газоподобные загрязнители);
  • появление в доме клещей, тараканов, грибков и проч.);
  • Приступ кашлячастая заболеваемость острыми респираторными заболеваниями (особенно это относится к детскому возрасту);
  • синдром дыхательного расстройства в анамнезе, а также другие неуточненные расстройства);
  • курение (особенно, если пагубную привычку имела беременная или кормящая мать);
  • частые эмоциональные стрессы;
  • пребывание в холодной среде, частые переохлаждения;
  • недостаточное и некачественное питание;
  • неблагоприятные воздействия метеорологических факторов.

Чаще всего сенсибилизацию вызывают так называемые ингаляционные аллергены. Их условно делят на:

  • бытовые;
  • грибковые;
  • эпидермальные;
  • пыльцевые.

Важно! Особая роль в развитии бронхиальной астмы у детей принадлежит домашним животным. В частности, опасность имеют слюна, шерсть, чешуйки и другие остатки жизнедеятельности.

Бывает, что у детей аллергия вызывается лекарствами.

Знак восклицанияОсобенно опасны в плане развития бронхиальной астмы у ребенка

  • сульфаниламидные препараты;
  • пенициллины;
  • некоторые витамины (А, Е, С);
  • Аспирин.

Сильное и частое пребывание ребенка на улице не только полезно, но может быть и вредно. Это приводит к тому, что ребенок-астматик может плохо реагировать на пыльцу растений, пыль, выхлопные газы и др.

Наконец, астма у ребенка может быть проявлением атопического процесса. Это означает, что организм бывает предрасположенным к чрезмерной выработке иммуноглобулина Е. А ведь известно, что хронический астматический процесс может возникать под воздействием медиаторов. Если они появляются в крови у детей под воздействием IgE, то рано или поздно у таких детей может развиваться бронхоспазм.

Больной ребенокОсложнения при бронхиальной астме у детей могут быть связанными с появлением ателектазов ткани легкого. Они развиваются от того, что слизистая оболочка отекает, и просвет в бронхах закрывается густой слизью. Если не лечить такое заболевание, то может развиваться пневмосклероз.

В отдельных случаях у ребенка может развиваться эмфизема. Она возникает из-за повреждения альвеол, попадания воздуха в грудную клетку. Возможно также развитие хронической эмфиземы с нарушением работы легкого, сердца и сосудов.

к оглавлению ↑

Что происходит в организме ребенка?

Итак, разные вещества, находящиеся в воздухе, так или иначе провоцируют астматический приступ. У каждого человека могут быть свои активные возбудители приступа болезни. Часто вызвать его может даже холодный воздух.

Если здоровый человек вдыхает воздух, он попадает в трахею или дыхательное горло. Далее из трахеи воздух попадает в бронхи, в свою очередь, состоящие из бронхиол.

Соответственно, из бронхиол воздух попадает в альвеолы легкого, где и происходит газообмен. Здоровые бронхи не имеют преград, и воздух проходит по ним свободно.

Больной органА вот при бронхиальной астме поражаются больше всего именно бронхиолы. При контакте бронхиол с веществами-аллергенами в них происходит активный воспалительный процесс с выделением большого количества мокроты.

Одновременно все мышечные ткани, окружающие бронхи и бронхиолы, начинают постепенно сжиматься. Тем самым просвет дыхательных путей уменьшается. Так происходит до тех пор, пока дыхание становится невозможным. У пациента развиваются признаки асфиксии.

к оглавлению ↑

Особенности астмы у новорожденных

Астма у новорожденных, к сожалению, может появляться довольно часто. Часто родители могут не обращать внимания на характерные симптомы болезни и списывать все на простуду. Итак, проявления болезни у новорожденных такие:

  1. Очень сильный кашель, при котором практически не выделяется мокрота. Характерно, что кашель развивается приступоподобно, после сна (а иногда и в вечернее время).
  2. Больной ребенокЕсли ребенка поместить вертикально, то интенсивность кашлевого приступа немного уменьшается. Если же после этого опять положить ребенка, то приступ усилится.
  3. Незадолго до появления приступа малыш может капризничать.
  4. Характерно развитие одышки.
  5. Прерывистость дыхания. Причем и вдыхаемый, и выдыхаемый воздух выходит из организма с шумом, иногда и со свистом.

Такие признаки могут быть и у детей до 2 лет.

к оглавлению ↑

Астма у детей дошкольного возраста

У детей после достижения 2-летнего возраста основные признаки болезни те же, что и у новорожденных, однако их легче выявить.

Дети от 4 до 7 лет могут иметь такие симптомы:

  1. В груди ощущается очень сильное давление. Оно не дает возможности ребенку сделать нормальный вдох.
  2. Если же малыш 4-7 лет пытается сделать вдох ртом, то появляется очень сильный кашель, который затрудняет процесс дыхания.
  3. ЧиханиеМогут быть атипичные симптомы астматического процесса – такие, как высыпание на коже и зуд. Иногда ребенка может беспокоить сильное выделение мокроты.
  4. В 4-7 лет часто может появляться сильный кашель. Он буквально терзает ребенка, так как проявляется длительное время. Астматический процесс может напоминать бронхит. Очень важно, что мокрота при таком кашле не выделяется.
  5. Характерно, что признаки навязчивого кашля могут возникать в одних и тех же условиях. Родителям надо следить за тем, в каких именно ситуациях появляется кашель и обратиться к врачу при наличии подозрительных признаков.

к оглавлению ↑

Особенности астмы у детей подросткового возраста

К сожалению, подростки не всегда серьезно относятся к этому заболеванию и даже считают его безобидным. Такое поведение может спровоцировать обострение бронхиальной астмы у детей.

Применение ингалятораПодростки также забывают о том, что им надо вводить специальные препараты (некоторые врачи специально подбирают средства, которые можно было бы вводить в организм один, максимум – 2 раза в день).

Признаки такого заболевания в основном не отличаются от тех, что бывают у взрослых. И первая помощь в таких случаях не отличается ничем от «взрослой». Подростковый максимализм, игнорирование лечения, а также вредные привычки могут спровоцировать развитие осложнений.

к оглавлению ↑

Принципы лечения и профилактика болезни

После проведения всех необходимых лечебных процедур назначается лечение. Детская педиатрия часто имеет дело с бронхиальной астмой, и для каждого ребенка составляется индивидуальный план терапии. Как правило, астматический процесс у ребенка лечится в два этапа.

На первом этапе проводится определение возбудителя-аллергена, а на втором – проводится прием необходимых лекарств.

В зависимости от каждого конкретного случая препараты против астмы вводятся только во время приступа, или же может требоваться постоянное их введение. Лекарства могут иметь жидкую форму или же вводиться в ингаляционной форме.

Ребенок с котенкомОколо половины маленьких детей  в возрасте 4-7 лет постепенно избавляются от астмы до окончания школы. Однако у 4-7-летних детей лечение этого заболевания занимает больше времени, чем у взрослых. Правда, с началом пубертатного периода проявления бронхиальной астмы проходят.

Если врач назначил ребенку лекарства против астмы, их надо принимать очень тщательно и продолжительное время. Только так можно предупредить возможное обострение астмы.

Глюкокортикостеродиные препараты не назначаются, особенно, если ребенок еще не достиг четырех лет. Это связано с нежелательными эффектами:

  • риск появления лишнего веса;
  • понижение активности иммунной системы;
  • заболевания желудочно-кишечного тракта.

Диагноз бронхиальная астма у детей — серьезное ипытание, но болезнь можно предупредить. Для этого следует обратить внимание на выполнение таких полезных рекомендаций:

  1. Грудное вскармливание ребенка должно быть как минимум до достижения им одного года. С грудным молоком в организм ребенка поступают все необходимые антитела, обеспечивающие иммунную защиту.

    Кормление ребенкаНекоторые матери практикуют грудное вскармливание до 2 лет. Это очень хорошо.

  2. Прикорм вводится только после разрешения врача. Несоблюдение этого правила может вызвать аллергию.
  3. Нужно избавиться от материалов, впитывающих в себя пыль.
  4. Чтобы исключить аллергию, нужно отказаться от домашних животных. Под запрет попадают даже рыбки.
  5. Закаливание – очень хороший и доступный способ повысить работу иммунной системы.

Итак, астма – это не совсем «обычное» детское заболевание, которое нужно лечить только в моменты обострений.

В случае с астмой, обязательны регулярные диагностика и терапия. Если не уделить лечению болезни должного внимания, то оно может вызвать опасные осложнения, иногда очень тяжелые.

Бондаренко Татьяна

Бондаренко Татьяна

Эксперт проекта OPnevmonii.ru

Статья помогла вам?

Дайте нам об этом знать — поставьте оценку

Загрузка…

Источник

Если Вашему ребенку поставили диагноз астма, то Вы знаете о сложностях, с которыми Вам придется столкнуться, когда Вы будете пытаться справиться с симптомами астмы. У большинства детей, страдающих астмой, симптомы проявляются в школе. Именно поэтому важно, чтоб школа была задействована в лечении астмы, чтоб ответственный взрослый в школе знал, когда и каким образом следить за ингаляторами астмы и другими лекарственными препаратами для лечения астмы. Даже если у ребенка астма протекает в легкой форме, очень важно чтоб школьный учитель или воспитатели на продленке знали как правильно вести себя во время приступов у ребенка и как справляться с симптомами в легкой форме, пока они не ухудшились.

В США все чаще встречаются случаи заболевания астмой среди детей, во многих школах есть ученики, страдающие астмой. Большинство учителей – и конечно же школьная медсестра – знают, как помочь ребенку, страдающему астмой. И все же необходимо предпринимать меры, чтоб быть уверенным, что Ваш ребенок в школе получает достаточно внимания и что ключевые люди знают, что делать для того чтоб справиться с астмой ребенка и предотвратить проявление симптомом астмы в школе.

Как я могу предотвратить проблемы с астмой в школе?

Самым важным, что Вы можете сделать, чтоб предотвратить проблемы с астмой в школе, это поговорить со своим ребенком и в зависимости от его возраста, объяснить ему об астме ровно столько, сколько он может понять. В идеале ребенок должен следить за тем, когда необходимо принимать лекарство, как правильно пользоваться ингалятором, как правильно пользоваться пневмотахометром и что означают показания пневмотахометра, и что необходимо делать, если показания очень низкие.

Также необходимо убедиться, что работники школы осведомлены о том, как работать с астматиками. Они также должны знать, насколько серьезна степень астмы, что вызывает приступы астмы, как медицинские препараты против астмы используются и как правильно давать их, как использовать пневмотахометр и что делать в случае приступа астмы.

Специфические действия, которые необходимо предпринять, чтоб справиться с астмой в школе, должны быть записаны у ребенка в плане действий в случае приступа астмы. Этот план должен быть у каждого представителя школы, который задействован в уходе за ребенком. Очень важно быть уверенными в учителях ребенка и объяснить, что в план действий в случае приступа астмы включены раздражители, вызывающие астму, степень заболевания, общие симптомы и методы эффективного лечения.

Более того, Вы должны осмотреть классную комнату ребенка, а также другие места, которые он будет посещать в школе, чтоб знать, есть ли там какие-либо известные аллергены или раздражители, которые могут вызвать приступ астмы. Если Вы замечаете какие-либо раздражители в классных комнатах (обычно это пыль), то необходимо пообщаться с учителем, чтоб снизить влияние этих раздражителей на ребенка.

Также очень важно предоставить школьной медсестре все лекарства, необходимые ребенку, а также предоставить все необходимые инструкции, включая план действий в случае приступа астмы. Помните, что у некоторых лекарств от астмы очень трудно определить осталось ли еще лекарство или нет, например, в ингаляторах. Вам необходимо будет следить за датой, когда Вы отнесли лекарство в школу и регулярно заменять лекарственные препараты.

И наконец то – очень важно часто общаться с учителями и другим персоналом в школе, чтоб убедиться, что с астмой ребенка в школе все в порядке. В этом случае общение имеет очень важное значение – необходимо убедиться, что все должным образом проинформированы и все Вам помогают.

Кто в школе должен работать с астмой моего ребенка?

Чем больше учителей и других взрослых в школе знает про то, что ребенок болен астмой, тем лучше. Приступ астмы может произойти у ребенка, когда он находится на уроке рисования, на уроке музыки или в классе – в этот момент учитель может не находится в классе. Именно поэтому нижеперечисленные люди должны знать, что у ребенка астма:

  • Учитель в классе. Именно этот человек вероятнее всего будет рядом с ребенком, когда у него произойдет приступ астмы в школе. Чем больше осведомлен классный учитель и чем больше он уделяет внимания ребенку, тем больше, что ребенок получит требуемую помощь. Иногда дети, у которых проблемы со здоровьем, не очень хорошо учатся в школе, даже если у них нет приступов астмы. В любом случае, учитель должен знать о таком поведении.

  • Школьная медсестра. Вы должны поговорить со школьной медсестрой и получить представление о том, какая в школе политика. Если в школе медсестра, которая одновременно работает в нескольких школах, то Вам необходимо встретиться с ней, когда она в школе и узнать, кто вместо нее отвечает за медпункт, если медсестры нет в школе.

  • Другие учителя. Поговорите с учителем рисования, учителем музыки или с другими учителями, которые регулярно проводят время с Вашим ребенком.

  • Учителя физкультуры. Учитель физкультуры несет особенную ответственность. Кроме того, что учитель проводит время с ребенком как и все другие учителя, он еще и следит за ребенком, больным астмой, когда тот делает физические упражнения, т.к. они могут вызвать астму. Вы должны убедиться, что ребенка не оставят в стороне из-за того, что он болеет астмой. Учитель физкультуры должен поощрять ребенка к участию в различных видах физических упражнений до тех пор, пока астма контролируется.

  • Школьный персонал и директор школы.

  • Консультант (психолог). Очень важно поговорить с этим человеком, особенно если у него другие проблемы, например, проблемы с обучением или проблемы в общении с другими детьми.

  • Нештатный преподаватель. Вы сами должны пообщаться с нештатными преподавателями и убедиться, что учитель ребенка проинформировал их про заболевание Вашего ребенка. Это именно тот вариант, когда инструкция о том, как действовать в случае приступа астмы – перечисленные действия – чрезвычайно важна.

  • Водитель автобуса.Поговорите с водителем школьного автобуса и расскажите ему об астме ребенка. Убедитесь, что у водителя автобуса есть копия инструкции о том, как действовать во время приступа астмы.

Какие инструкции по оказанию первой медицинской помощи важны, когда речь идет о контроле астмы в школе?

Вы должны дать представителям школы план действий в случае приступа астмы. Если есть такая возможность, Вы также можете дать преподавателю пневмотахометр. В плане действий должно быть четко прописано, что делать, если показания на пневмотахометре очень низкие, или у ребенка симптомы астмы, которые нельзя остановить с помощью ингаляторов от астмы. Представители школы должны иметь четкое представление о том, когда звонить доктору, а когда вызывать скорую помощь. Вы должны убедиться, что в плане действий, который Вы педали представителям школы, есть телефон доктора, телефон больницы, а также Ваш контактный номер, номера телефонов воспитателей и телефон Вашего хорошего друга.

Когда необходимо посылать медикаменты против астмы в школу к ребенку?

Физиотерапевты и другие авторизированные медики уполномочены прописывать медикаменты, консультируясь с родителями и школьными медсестрами, должны учитывать ряд факторов для того, чтоб определить, когда стоит доверить ученику/студенту, страдающему от астмы и/или анафилаксией, самостоятельно контролировать прием прописанных медицинских препаратов в школе.

Большинство детей могут лучше справиться с симптомами астмы, если в школе самостоятельно контролируют прием ингаляторов против астмы и других спасательных медикаментов. У каждого ученика должен быть персональный план действий и план самостоятельного оказания помощи и приема медицинских препаратов. Если в школе ребенок обычно не принимает лекарства, то план действий должен включать в себя развитие необходимых навыков и моделей поведения, благодаря которым они смогут избежать приема медикаментов. Все школы должны считаться с законами, разрешающими детям приносить в школу и использовать ингаляторы астмы и автоинжекторы эпинефрина.

Доктор, лечащий астму, должен оценить ребенка и школу, в которую он ходит, чтоб определить должен ли ребенок носить в школу медикаменты и самостоятельно контролировать их прием. Доктора должны донести свои рекомендации до родителей и до воспитателей и учителей в школе, поддерживать общение со школой, особенно со школьной медсестрой.

Может ли мой ребенок самостоятельно контролировать прием медицинских препаратов в школе?

Вас может интересовать вопрос, достаточно ли ребенок взрослый, чтоб самостоятельно носить и контролировать прием ингаляторов от астмы и другие жизненно необходимые препараты в школе. Подумайте над следующими вопросами:

  • Хочет ли ребенок носить с собой и самостоятельно контролировать прием медицинских препаратов против астмы?

  • Считает ли доктор, что ребенок уже на должном уровне развития, в должном возрасте и на должном уровне психологического развития?

  • Может ли ребенок выявлять признаки и симптомы астмы и/или анафилаксации?

  • Знает ли ребенок как правильно использовать необходимые медицинские препараты в ответ на симптомы?

  • Может ли ребенок правильно использовать медицинские препараты?

  • Знает ли ребенок о побочных эффектах медицинских препаратов и о том, как о них говорить?

  • Хочет ли ребенок соблюдать правила приема лекарств, установленные в школе?

  • Можно ли ребенку доверить постоянно носить при себе ингалятор против астмы и/или автоинжекторы эпинефрина?

  • Ребенок скажет взрослым (например, учителю, медсестре, тренеру, ассистенту на игровой площадке) в течение дня, когда необходимо использовать ингалятор-бронходилататор и когда необходимо немедленно воспользоваться автоинжекторами эпинефрина?

  • Пообещает ли ребенок не давать медицинские препараты другим детям и не оставлять медицинские препараты без присмотра?

  • Не будет ли ребенок использовать ингалятор-бронходилататор против астмы или автоинжекторы эпинефрина в других целях кроме прописанных случаев?

  • Проявлял ли ребенок ответственность, когда в предыдущей школе или в ходе подготовке к школе носил с собой и самостоятельно контролировал прием медицинских препаратов против астмы?

И хотя предыдущая история приступов астмы не может быть точным предвестником будущих приступов астмы, таким детям будет лучше всего, если они сами будут носить с собой в школу медикаменты и контролировать их прием. Может быть полезно учесть следующие рекомендации:

  • Частоту и место неожиданных приступов астмы в прошлом

  • Наличие раздражителей, вызывающих астму, в школе

  • Частоту госпитализаций или частоту вызовов скорой помощи в прошлом из-за приступов астмы у ребенка

Поговорите с представителями школы и поинтересуйтесь политикой школ в Вашем районе. Цель – выяснить, можно ли детям носить и самостоятельно принимать медицинские препараты в школу. Пообщайтесь с ребенком, с его доктором, учителем и другими представителями школы – вместе Вы можете выработать решение для присмотра за ребенком, болеющим астмой.

Источник