Диагноз астма для ребенка в школе

Бронхиальная астма (БА) – опасное заболевание дыхательных путей, имеющее аллергическую природу. В основе ее развития лежит хронический воспалительный процесс в дыхательных путях, а также повышенная активность бронхов в ответ на разные раздражители.
Болезнь характеризуется появлением частых и продолжительных периодов закупорки легких (они могут быть полностью или частично обратимыми).
В процессе таких приступов может наблюдаться кашель приступообразного характера, свист в легких, а также ощущение стеснения в груди.
Факторы развития бронхиальной астмы у детей
Бронхиальная астма у детей может развиваться в любом возрасте: и у грудного ребенка, и у подростка. Первые симптомы у детей могут появляться в 2 года.
В 7 лет (то есть уже к школьному периоду) вероятность наступления такого заболевания еще больше возрастает. В разных странах распространенность такого заболевания сильно варьируется, от 1,5 до 10 процентов.
Астма у ребенка может развиваться под воздействием таких факторов:
- вредное воздействие загрязнителей воздуха (сюда входит не только сигаретный дым, а также диоксид азота и другие газоподобные загрязнители);
- появление в доме клещей, тараканов, грибков и проч.);
-
частая заболеваемость острыми респираторными заболеваниями (особенно это относится к детскому возрасту);
- синдром дыхательного расстройства в анамнезе, а также другие неуточненные расстройства);
- курение (особенно, если пагубную привычку имела беременная или кормящая мать);
- частые эмоциональные стрессы;
- пребывание в холодной среде, частые переохлаждения;
- недостаточное и некачественное питание;
- неблагоприятные воздействия метеорологических факторов.
Чаще всего сенсибилизацию вызывают так называемые ингаляционные аллергены. Их условно делят на:
- бытовые;
- грибковые;
- эпидермальные;
- пыльцевые.
Важно! Особая роль в развитии бронхиальной астмы у детей принадлежит домашним животным. В частности, опасность имеют слюна, шерсть, чешуйки и другие остатки жизнедеятельности.
Бывает, что у детей аллергия вызывается лекарствами.
Особенно опасны в плане развития бронхиальной астмы у ребенка
- сульфаниламидные препараты;
- пенициллины;
- некоторые витамины (А, Е, С);
- Аспирин.
Сильное и частое пребывание ребенка на улице не только полезно, но может быть и вредно. Это приводит к тому, что ребенок-астматик может плохо реагировать на пыльцу растений, пыль, выхлопные газы и др.
Наконец, астма у ребенка может быть проявлением атопического процесса. Это означает, что организм бывает предрасположенным к чрезмерной выработке иммуноглобулина Е. А ведь известно, что хронический астматический процесс может возникать под воздействием медиаторов. Если они появляются в крови у детей под воздействием IgE, то рано или поздно у таких детей может развиваться бронхоспазм.
Осложнения при бронхиальной астме у детей могут быть связанными с появлением ателектазов ткани легкого. Они развиваются от того, что слизистая оболочка отекает, и просвет в бронхах закрывается густой слизью. Если не лечить такое заболевание, то может развиваться пневмосклероз.
В отдельных случаях у ребенка может развиваться эмфизема. Она возникает из-за повреждения альвеол, попадания воздуха в грудную клетку. Возможно также развитие хронической эмфиземы с нарушением работы легкого, сердца и сосудов.
к оглавлению ↑
Что происходит в организме ребенка?
Итак, разные вещества, находящиеся в воздухе, так или иначе провоцируют астматический приступ. У каждого человека могут быть свои активные возбудители приступа болезни. Часто вызвать его может даже холодный воздух.
Если здоровый человек вдыхает воздух, он попадает в трахею или дыхательное горло. Далее из трахеи воздух попадает в бронхи, в свою очередь, состоящие из бронхиол.
Соответственно, из бронхиол воздух попадает в альвеолы легкого, где и происходит газообмен. Здоровые бронхи не имеют преград, и воздух проходит по ним свободно.
А вот при бронхиальной астме поражаются больше всего именно бронхиолы. При контакте бронхиол с веществами-аллергенами в них происходит активный воспалительный процесс с выделением большого количества мокроты.
Одновременно все мышечные ткани, окружающие бронхи и бронхиолы, начинают постепенно сжиматься. Тем самым просвет дыхательных путей уменьшается. Так происходит до тех пор, пока дыхание становится невозможным. У пациента развиваются признаки асфиксии.
к оглавлению ↑
Особенности астмы у новорожденных
Астма у новорожденных, к сожалению, может появляться довольно часто. Часто родители могут не обращать внимания на характерные симптомы болезни и списывать все на простуду. Итак, проявления болезни у новорожденных такие:
- Очень сильный кашель, при котором практически не выделяется мокрота. Характерно, что кашель развивается приступоподобно, после сна (а иногда и в вечернее время).
-
Если ребенка поместить вертикально, то интенсивность кашлевого приступа немного уменьшается. Если же после этого опять положить ребенка, то приступ усилится.
- Незадолго до появления приступа малыш может капризничать.
- Характерно развитие одышки.
- Прерывистость дыхания. Причем и вдыхаемый, и выдыхаемый воздух выходит из организма с шумом, иногда и со свистом.
Такие признаки могут быть и у детей до 2 лет.
к оглавлению ↑
Астма у детей дошкольного возраста
У детей после достижения 2-летнего возраста основные признаки болезни те же, что и у новорожденных, однако их легче выявить.
Дети от 4 до 7 лет могут иметь такие симптомы:
- В груди ощущается очень сильное давление. Оно не дает возможности ребенку сделать нормальный вдох.
- Если же малыш 4-7 лет пытается сделать вдох ртом, то появляется очень сильный кашель, который затрудняет процесс дыхания.
-
Могут быть атипичные симптомы астматического процесса – такие, как высыпание на коже и зуд. Иногда ребенка может беспокоить сильное выделение мокроты.
- В 4-7 лет часто может появляться сильный кашель. Он буквально терзает ребенка, так как проявляется длительное время. Астматический процесс может напоминать бронхит. Очень важно, что мокрота при таком кашле не выделяется.
- Характерно, что признаки навязчивого кашля могут возникать в одних и тех же условиях. Родителям надо следить за тем, в каких именно ситуациях появляется кашель и обратиться к врачу при наличии подозрительных признаков.
к оглавлению ↑
Особенности астмы у детей подросткового возраста
К сожалению, подростки не всегда серьезно относятся к этому заболеванию и даже считают его безобидным. Такое поведение может спровоцировать обострение бронхиальной астмы у детей.
Подростки также забывают о том, что им надо вводить специальные препараты (некоторые врачи специально подбирают средства, которые можно было бы вводить в организм один, максимум – 2 раза в день).
Признаки такого заболевания в основном не отличаются от тех, что бывают у взрослых. И первая помощь в таких случаях не отличается ничем от «взрослой». Подростковый максимализм, игнорирование лечения, а также вредные привычки могут спровоцировать развитие осложнений.
к оглавлению ↑
Принципы лечения и профилактика болезни
После проведения всех необходимых лечебных процедур назначается лечение. Детская педиатрия часто имеет дело с бронхиальной астмой, и для каждого ребенка составляется индивидуальный план терапии. Как правило, астматический процесс у ребенка лечится в два этапа.
На первом этапе проводится определение возбудителя-аллергена, а на втором – проводится прием необходимых лекарств.
В зависимости от каждого конкретного случая препараты против астмы вводятся только во время приступа, или же может требоваться постоянное их введение. Лекарства могут иметь жидкую форму или же вводиться в ингаляционной форме.
Около половины маленьких детей в возрасте 4-7 лет постепенно избавляются от астмы до окончания школы. Однако у 4-7-летних детей лечение этого заболевания занимает больше времени, чем у взрослых. Правда, с началом пубертатного периода проявления бронхиальной астмы проходят.
Если врач назначил ребенку лекарства против астмы, их надо принимать очень тщательно и продолжительное время. Только так можно предупредить возможное обострение астмы.
Глюкокортикостеродиные препараты не назначаются, особенно, если ребенок еще не достиг четырех лет. Это связано с нежелательными эффектами:
- риск появления лишнего веса;
- понижение активности иммунной системы;
- заболевания желудочно-кишечного тракта.
Диагноз бронхиальная астма у детей — серьезное ипытание, но болезнь можно предупредить. Для этого следует обратить внимание на выполнение таких полезных рекомендаций:
Грудное вскармливание ребенка должно быть как минимум до достижения им одного года. С грудным молоком в организм ребенка поступают все необходимые антитела, обеспечивающие иммунную защиту.
Некоторые матери практикуют грудное вскармливание до 2 лет. Это очень хорошо.
- Прикорм вводится только после разрешения врача. Несоблюдение этого правила может вызвать аллергию.
- Нужно избавиться от материалов, впитывающих в себя пыль.
- Чтобы исключить аллергию, нужно отказаться от домашних животных. Под запрет попадают даже рыбки.
- Закаливание – очень хороший и доступный способ повысить работу иммунной системы.
Итак, астма – это не совсем «обычное» детское заболевание, которое нужно лечить только в моменты обострений.
В случае с астмой, обязательны регулярные диагностика и терапия. Если не уделить лечению болезни должного внимания, то оно может вызвать опасные осложнения, иногда очень тяжелые.
Бондаренко Татьяна
Эксперт проекта OPnevmonii.ru
Статья помогла вам?
Дайте нам об этом знать — поставьте оценку
Загрузка…
Источник
Если Вашему ребенку поставили диагноз астма, то Вы знаете о сложностях, с которыми Вам придется столкнуться, когда Вы будете пытаться справиться с симптомами астмы. У большинства детей, страдающих астмой, симптомы проявляются в школе. Именно поэтому важно, чтоб школа была задействована в лечении астмы, чтоб ответственный взрослый в школе знал, когда и каким образом следить за ингаляторами астмы и другими лекарственными препаратами для лечения астмы. Даже если у ребенка астма протекает в легкой форме, очень важно чтоб школьный учитель или воспитатели на продленке знали как правильно вести себя во время приступов у ребенка и как справляться с симптомами в легкой форме, пока они не ухудшились.
В США все чаще встречаются случаи заболевания астмой среди детей, во многих школах есть ученики, страдающие астмой. Большинство учителей – и конечно же школьная медсестра – знают, как помочь ребенку, страдающему астмой. И все же необходимо предпринимать меры, чтоб быть уверенным, что Ваш ребенок в школе получает достаточно внимания и что ключевые люди знают, что делать для того чтоб справиться с астмой ребенка и предотвратить проявление симптомом астмы в школе.
Как я могу предотвратить проблемы с астмой в школе?
Самым важным, что Вы можете сделать, чтоб предотвратить проблемы с астмой в школе, это поговорить со своим ребенком и в зависимости от его возраста, объяснить ему об астме ровно столько, сколько он может понять. В идеале ребенок должен следить за тем, когда необходимо принимать лекарство, как правильно пользоваться ингалятором, как правильно пользоваться пневмотахометром и что означают показания пневмотахометра, и что необходимо делать, если показания очень низкие.
Также необходимо убедиться, что работники школы осведомлены о том, как работать с астматиками. Они также должны знать, насколько серьезна степень астмы, что вызывает приступы астмы, как медицинские препараты против астмы используются и как правильно давать их, как использовать пневмотахометр и что делать в случае приступа астмы.
Специфические действия, которые необходимо предпринять, чтоб справиться с астмой в школе, должны быть записаны у ребенка в плане действий в случае приступа астмы. Этот план должен быть у каждого представителя школы, который задействован в уходе за ребенком. Очень важно быть уверенными в учителях ребенка и объяснить, что в план действий в случае приступа астмы включены раздражители, вызывающие астму, степень заболевания, общие симптомы и методы эффективного лечения.
Более того, Вы должны осмотреть классную комнату ребенка, а также другие места, которые он будет посещать в школе, чтоб знать, есть ли там какие-либо известные аллергены или раздражители, которые могут вызвать приступ астмы. Если Вы замечаете какие-либо раздражители в классных комнатах (обычно это пыль), то необходимо пообщаться с учителем, чтоб снизить влияние этих раздражителей на ребенка.
Также очень важно предоставить школьной медсестре все лекарства, необходимые ребенку, а также предоставить все необходимые инструкции, включая план действий в случае приступа астмы. Помните, что у некоторых лекарств от астмы очень трудно определить осталось ли еще лекарство или нет, например, в ингаляторах. Вам необходимо будет следить за датой, когда Вы отнесли лекарство в школу и регулярно заменять лекарственные препараты.
И наконец то – очень важно часто общаться с учителями и другим персоналом в школе, чтоб убедиться, что с астмой ребенка в школе все в порядке. В этом случае общение имеет очень важное значение – необходимо убедиться, что все должным образом проинформированы и все Вам помогают.
Кто в школе должен работать с астмой моего ребенка?
Чем больше учителей и других взрослых в школе знает про то, что ребенок болен астмой, тем лучше. Приступ астмы может произойти у ребенка, когда он находится на уроке рисования, на уроке музыки или в классе – в этот момент учитель может не находится в классе. Именно поэтому нижеперечисленные люди должны знать, что у ребенка астма:
Учитель в классе. Именно этот человек вероятнее всего будет рядом с ребенком, когда у него произойдет приступ астмы в школе. Чем больше осведомлен классный учитель и чем больше он уделяет внимания ребенку, тем больше, что ребенок получит требуемую помощь. Иногда дети, у которых проблемы со здоровьем, не очень хорошо учатся в школе, даже если у них нет приступов астмы. В любом случае, учитель должен знать о таком поведении.
Школьная медсестра. Вы должны поговорить со школьной медсестрой и получить представление о том, какая в школе политика. Если в школе медсестра, которая одновременно работает в нескольких школах, то Вам необходимо встретиться с ней, когда она в школе и узнать, кто вместо нее отвечает за медпункт, если медсестры нет в школе.
Другие учителя. Поговорите с учителем рисования, учителем музыки или с другими учителями, которые регулярно проводят время с Вашим ребенком.
Учителя физкультуры. Учитель физкультуры несет особенную ответственность. Кроме того, что учитель проводит время с ребенком как и все другие учителя, он еще и следит за ребенком, больным астмой, когда тот делает физические упражнения, т.к. они могут вызвать астму. Вы должны убедиться, что ребенка не оставят в стороне из-за того, что он болеет астмой. Учитель физкультуры должен поощрять ребенка к участию в различных видах физических упражнений до тех пор, пока астма контролируется.
Школьный персонал и директор школы.
Консультант (психолог). Очень важно поговорить с этим человеком, особенно если у него другие проблемы, например, проблемы с обучением или проблемы в общении с другими детьми.
Нештатный преподаватель. Вы сами должны пообщаться с нештатными преподавателями и убедиться, что учитель ребенка проинформировал их про заболевание Вашего ребенка. Это именно тот вариант, когда инструкция о том, как действовать в случае приступа астмы – перечисленные действия – чрезвычайно важна.
Водитель автобуса.Поговорите с водителем школьного автобуса и расскажите ему об астме ребенка. Убедитесь, что у водителя автобуса есть копия инструкции о том, как действовать во время приступа астмы.
Какие инструкции по оказанию первой медицинской помощи важны, когда речь идет о контроле астмы в школе?
Вы должны дать представителям школы план действий в случае приступа астмы. Если есть такая возможность, Вы также можете дать преподавателю пневмотахометр. В плане действий должно быть четко прописано, что делать, если показания на пневмотахометре очень низкие, или у ребенка симптомы астмы, которые нельзя остановить с помощью ингаляторов от астмы. Представители школы должны иметь четкое представление о том, когда звонить доктору, а когда вызывать скорую помощь. Вы должны убедиться, что в плане действий, который Вы педали представителям школы, есть телефон доктора, телефон больницы, а также Ваш контактный номер, номера телефонов воспитателей и телефон Вашего хорошего друга.
Когда необходимо посылать медикаменты против астмы в школу к ребенку?
Физиотерапевты и другие авторизированные медики уполномочены прописывать медикаменты, консультируясь с родителями и школьными медсестрами, должны учитывать ряд факторов для того, чтоб определить, когда стоит доверить ученику/студенту, страдающему от астмы и/или анафилаксией, самостоятельно контролировать прием прописанных медицинских препаратов в школе.
Большинство детей могут лучше справиться с симптомами астмы, если в школе самостоятельно контролируют прием ингаляторов против астмы и других спасательных медикаментов. У каждого ученика должен быть персональный план действий и план самостоятельного оказания помощи и приема медицинских препаратов. Если в школе ребенок обычно не принимает лекарства, то план действий должен включать в себя развитие необходимых навыков и моделей поведения, благодаря которым они смогут избежать приема медикаментов. Все школы должны считаться с законами, разрешающими детям приносить в школу и использовать ингаляторы астмы и автоинжекторы эпинефрина.
Доктор, лечащий астму, должен оценить ребенка и школу, в которую он ходит, чтоб определить должен ли ребенок носить в школу медикаменты и самостоятельно контролировать их прием. Доктора должны донести свои рекомендации до родителей и до воспитателей и учителей в школе, поддерживать общение со школой, особенно со школьной медсестрой.
Может ли мой ребенок самостоятельно контролировать прием медицинских препаратов в школе?
Вас может интересовать вопрос, достаточно ли ребенок взрослый, чтоб самостоятельно носить и контролировать прием ингаляторов от астмы и другие жизненно необходимые препараты в школе. Подумайте над следующими вопросами:
Хочет ли ребенок носить с собой и самостоятельно контролировать прием медицинских препаратов против астмы?
Считает ли доктор, что ребенок уже на должном уровне развития, в должном возрасте и на должном уровне психологического развития?
Может ли ребенок выявлять признаки и симптомы астмы и/или анафилаксации?
Знает ли ребенок как правильно использовать необходимые медицинские препараты в ответ на симптомы?
Может ли ребенок правильно использовать медицинские препараты?
Знает ли ребенок о побочных эффектах медицинских препаратов и о том, как о них говорить?
Хочет ли ребенок соблюдать правила приема лекарств, установленные в школе?
Можно ли ребенку доверить постоянно носить при себе ингалятор против астмы и/или автоинжекторы эпинефрина?
Ребенок скажет взрослым (например, учителю, медсестре, тренеру, ассистенту на игровой площадке) в течение дня, когда необходимо использовать ингалятор-бронходилататор и когда необходимо немедленно воспользоваться автоинжекторами эпинефрина?
Пообещает ли ребенок не давать медицинские препараты другим детям и не оставлять медицинские препараты без присмотра?
Не будет ли ребенок использовать ингалятор-бронходилататор против астмы или автоинжекторы эпинефрина в других целях кроме прописанных случаев?
Проявлял ли ребенок ответственность, когда в предыдущей школе или в ходе подготовке к школе носил с собой и самостоятельно контролировал прием медицинских препаратов против астмы?
И хотя предыдущая история приступов астмы не может быть точным предвестником будущих приступов астмы, таким детям будет лучше всего, если они сами будут носить с собой в школу медикаменты и контролировать их прием. Может быть полезно учесть следующие рекомендации:
Частоту и место неожиданных приступов астмы в прошлом
Наличие раздражителей, вызывающих астму, в школе
Частоту госпитализаций или частоту вызовов скорой помощи в прошлом из-за приступов астмы у ребенка
Поговорите с представителями школы и поинтересуйтесь политикой школ в Вашем районе. Цель – выяснить, можно ли детям носить и самостоятельно принимать медицинские препараты в школу. Пообщайтесь с ребенком, с его доктором, учителем и другими представителями школы – вместе Вы можете выработать решение для присмотра за ребенком, болеющим астмой.
Источник