Диплом на тему сестринский процесс при бронхиальной астме

Основные факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы. Особенность принципов формирования приступа удушья. Анализ течения обострения заболевания. Принципы оказания первичной медицинской помощи. Комплекс лечения и профилактики болезни.
Подобные документы
Характеристика бронхиальной астмы: ее этиология, факторы, предрасполагающие к развитию заболевания, патогенез, клиническая картина, возможные осложнения и способы лечения. Принципы оказания первичной медицинской помощи при приступе бронхиальной астмы.
курсовая работа, добавлен 11.03.2015
Этиология и предрасполагающие факторы бронхиальной астмы. Клиническая картина и особенности диагностики заболевания, возможные осложнения. Принципы оказания первичной доврачебной помощи при бронхиальной астме. Принципы лечения и профилактики заболевания.
курсовая работа, добавлен 12.03.2015
Эпидемиология, этиология и патогенез бронхиальной астмы. Особенности клинического течения бронхиальной астмы. Методы лечения и профилактики данного заболевания. Анализ историй болезни пациентов с этим диагнозом. Сестринский процесс при бронхиальной астме.
реферат, добавлен 01.06.2019
Этиология, эпидемиология и этапы развития бронхиальной астмы, основные предрасполагающие факторы. Клиническая картина заболевания, принципы лечения и профилактики. Сестринский процесс при бронхиальной астме. Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой.
реферат, добавлен 14.12.2017
Исследование клинической картины и особенностей диагностики бронхиальной астмы. Основные принципы оказания первичной медицинской помощи при данной болезни. Характеристика лечения и профилактики хронического воспалительного заболевания дыхательных путей.
курсовая работа, добавлен 10.03.2018
Этиология и предрасполагающие факторы бронхиальной астмы. Клиническая картина и особенности диагностики. Оказание первичной медицинской помощи. Лечение и профилактика данного заболевания. Клинический пример. Основные положения сестринского процесса.
курсовая работа, добавлен 24.12.2017
Исследование этиологии и предрасполагающих факторов бронхиальной астмы. Изучение принципов оказания первичной медицинской помощи при данном заболевании. Определение способов лечения (манипуляций, выполняемых медицинской сестрой) и профилактики болезни.
курсовая работа, добавлен 08.06.2015
Этиология, патогенез и классификация бронхиальной астмы. Клиническая картина астматического приступа. Принципы диагностики бронхиальной астмы. План сестринского ухода за астматическим больным. Роль медицинской сестры в профилактике обострений у детей.
курсовая работа, добавлен 11.06.2016
Формы аллергической бронхиальной астмы (БА). Этапы развития БА и факторы риска возникновения заболевания. Терапия бронхиальной астмы. Сестринский процесс при бронхиальной астме. Оказание помощи при приступе. Диспансерное наблюдение и профилактика БА.
реферат, добавлен 20.04.2011
Проведение аллергологического анамнеза пациента. Исследование системы органов дыхания, кровообращения и пищеварения. Характеристика приступа удушья при бронхиальной астме. Ухудшение состояния в виде затрудненного дыхания. Диагностика и лечение болезни.
история болезни, добавлен 30.04.2016
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
города Москвы
«Медицинский колледж № 4 Департамента здравоохранения
города Москвы»
Курсовая работа
по учебной дисциплине
«Медицинская сестра стационара»
Тема: «Сестринский процесс при бронхиальной астме»
Выполнил студент:
Курс 4
Группа 402
Специальность Сестринское дело
Руководитель
Дата защиты курсовой работы:
_________________20____ г.
Оценка:_________________
Москва
2013
СОДЕРЖАНИЕ | |
Стр. | |
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ | 3 |
ВВЕДЕНИЕ | 4 |
1. БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА | 6 |
1.1. Этиология | 6 |
1.2. Классификация | 7 |
1.3. Клиническая картина | 8 |
1.4. Диагностика | 9 |
1.5. Осложнения | 10 |
1.6. Помощь при неотложных состояниях | 11 |
1.7.Особенности лечения | 12 |
1.8.Профилактика, реабилитация, прогноз | 13 |
2. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ | 16 |
2.1. Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой | 19 |
2.1.1. Правила пользования ДАИ | 19 |
2.1.2. Проведение пикфлоуметрии | 20 |
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | 23 |
3.1. Наблюдение из практики 1 | 23 |
3.2. Наблюдение из практики 2 | 26 |
3.3. Выводы | 2 28 |
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 29 |
5. ЛИТЕРАТУРА | 31 |
6. ПРИЛОЖЕНИЯ | 32 |
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
БА – бронхиальная астма
ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция
НПВП — нестероидные противовоспалительные препараты
СОЭ – скорость оседания эритроцитов
АД – артериальное давление
ДАИ – дозированный аэрозольный ингалятор
ЧДД – частота дыхательных движений
ЧСС – частота сердечных сердцебиений
ГКС — глюкокортикостероиды
ПСВ — пиковая скорость выдоха
ПФМ – пикфлоуметр
ВБИ – внутрибольничная инфекция
ДН – дыхательная недостаточность
ЛС – лекарственные средства
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Бронхиальная астма — одно из самых распространенных заболеваний человечества, которому подвержены люди всех возрастов. В настоящее время число больных БА во всем мире достигло 300 миллионов человек. В большинстве регионов продолжается рост заболеваемости и к 2025 году увеличится на 100-150 млн. В каждой из 250 смертей в мире повинна БА, причем, большую часть из которых можно было бы предотвратить. Анализ причин смерти от БА свидетельствует о недостаточной базисной противовоспалительной терапии у большинства больных и несвоевременно оказанной неотложной помощи при обострении. Но все же достигнуты определенные успехи в лечении БА: начали применяться новые методы иммунотерапии аллергической БА, переоценены существующие методы фармакотерапии, внедряются новые методы лечения тяжелой БА.
Таким образом, главным показателем эффективности терапии БА является достижение и поддержание контроля над заболеванием.
Высокая распространенность и социально-экономическое влияние БА на жизнь общества и каждого пациента обуславливают необходимость предупреждения и своевременного выявления факторов риска, адекватность проводимой терапии, профилактики обострений заболевания. И в этом большая роль отводится медицинской сестре. Поэтому изучение сестринского процесса при БА является актуальным.
Цель исследования:
изучение сестринского процесса при бронхиальной астме.
Задачи исследования:
изучить:
· этиологию;
· классификацию;
· клиническую картину;
· диагностику;
· осложнения;
· особенности лечения;
· профилактику;
· реабилитацию, прогноз;
проанализировать:
· два случая, иллюстрирующие тактику медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса при бронхиальной астме;
· основные результаты обследования и лечения описываемых больных в стационаре необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств;
сделать выводы по осуществлению сестринского процесса у данных пациентов.
Объект исследования: пациенты с бронхиальной астмой.
Предмет исследования: сестринский процесс при бронхиальной астме.
Методы исследования:
· научно-теоретический;
· аналитический;
· наблюдение;
· сравнение.
1. БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА
Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в котором принимают участие многие клетки и клеточные элементы. Хроническое воспаление обусловливает развитие бронхиальной гиперреактивности, которая приводит к повторяющимся эпизодам свистящих хрипов, одышки, чувства заложенности в груди и кашля, особенно по ночам или ранним утром. Эти эпизоды обычно связаны с распространенной, но изменяющейся по своей выраженности обструкцией дыхательных путей в легких, которая часто бывает обратимой либо спонтанно, либо под действием лечения.
1.1. Этиология
Причины точно не известны.
ü Предрасполагающие факторы (генетически обусловленные): атопия и наследственность — определяют склонность организма к болезни.
Клинические проявления атопии: вазомоторный ринит, конъюнктивит, аллергический дерматит.
ü Причинные факторы (индукторы) — сенсибилизируют дыхательные пути и вызывают начало заболевания: пыль, шерсть и перхоть домашних животных, грибковый, тараканий аллерген, пыльца растений, аспирин, химические вещества на рабочем месте (хлорсодержащие, формальдегид, канифоль и др.)
ü Усугубляющие факторы – увеличивают вероятность развития астмы при воздействии индукторов: ОРВИ, курение, загрязнение воздуха, паразитарные инфекции, низкий вес при рождении.
Триггерные факторы – провоцируют обострения БА:
ü аллергены (клещ домашней пыли, пыльца растений, перхоть животных, плесень, тараканы)
ü раздражающие вещества (табачный дым, вещества, загрязняющие воздух, резкие запахи, пары, копоть)
ü физические факторы (физическая нагрузка, холодный воздух, гипервентиляция, смех, крик, плач)
ü ОРВИ
ü эмоциональные перегрузки (стресс)
ü лекарственные препараты (β-блокаторы, НПВП, пищевые добавки — тартразин)
ü изменение погоды
ü эндокринные факторы (менструальный цикл, беременность, заболевания щитовидной железы)
ü время суток (ночь или раннее утро)
1.2. Классификация
Классификация (Адо, Булатова, Федосеева)
1. Этапы развития БА:
ü биологические дефекты у практически здоровых людей
ü состояние предастмы
ü клинически выраженная бронхиальная астма
2. Клинико-патогенетические варианты БА:
ü атопический
ü инфекционно-зависимый
ü аутоиммунный
ü дисгормональный (гормонозависимый)
ü нервно-психический
ü аспириновый
ü первично измененная реактивность бронхов и др.
Классификация БА по степени тяжести:
Интермиттирующая:
симптомы реже 1 раза в неделю; обострения короткие; ночные симптомы не чаще 2 раз в месяц.
Легкая персистирующая:
симптомы чаще 1 раза в неделю, но реже 1 раза в день; обострения могут влиять на физическую активность и сон: ночные симптомы чаще 2 раза в месяц.
Персистируюшая средней тяжести:
ежедневные симптомы; обострения могут влиять на физическую активность и сон; ночные симптомы чаще 1 раза в неделю; ежедневный прием ингаляционных бета-2-агогнистов короткого действия.
Тяжелая персистирующая:
ежедневные симптомы; частые обострения; частые ночные симптомы; ограничение физической активности.
Классификация БА по уровню контроля:
Контролируемая БА:
полное отсутствие всех проявлений БА и нормальным уровнем спирометрии
Частично контролируемая БА:
наличие ограниченного числа симптомов.
Неконтролируемая БА:
обострение БА в течение 1 недели.
1.3. Клиническая картина
Клиническая картина БА характеризуется появлением приступов удушья легкой, средней тяжести или тяжелых.
В развитии приступа удушья условно выделяют следующие периоды:
Период предвестников:
вазомоторные реакции со стороны слизистой носа, чихание, сухость в носовой полости, зуд глаз, приступообразный кашель, затруднение отхождения мокроты, одышка, общее возбуждение, бледность, холодный пот, учащенное мочеиспускание.
Период разгара:
удушье экспираторного характера, с чувством сжатия за грудиной. Положение вынужденное, сидя с упором на руки; вдох короткий, выдох медленный, судорожный (в 2-4 раза длиннее вдоха), громкие свистящие хрипы, слышные на расстоянии («дистанционные» хрипы); участие вспомогательной мускулатуры в дыхании, кашель сухой, мокрота не отходит. Лицо бледное, при тяжелом приступе – одутловатое с синюшным оттенком, покрыто холодным потом; страх, беспокойство. Пациент с трудом отвечает на вопросы. Пульс слабого наполнения, тахикардия. При осложненном течении может переходить в астматический статус.
Период обратного развития приступа:
Имеет разную продолжительность. Мокрота разжижается, лучше откашливается, уменьшается количество сухих хрипов, появляются влажные. Удушье постепенно проходит.
Течение болезни циклическое: фаза обострения с характерными симптомами и данными лабораторно-инструментальных исследований сменяется фазой ремиссии.
1.4. Диагностика:
ü Клинический анализ крови: эозинофилия, может быть лейкоцитоз, увеличение СОЭ.
ü Анализ мокроты общий: мокроты стекловидная, при микроскопии — эозинофилы, спирали Куршмана, кристаллы Шарко-Лейдена.
ü Аллергологическое обследование:
— кожные пробы (скарификационные, аппликационные, внутрикожные)
— в некоторых случаях — провокационных тесты (конъюнктивальный, назальный, ингаляционный).
ü Исследования иммуноглобулинов Е и G.
ü Рентгенография органов грудной клетки: при длительном течении усиление легочного рисунка, признаки эмфиземы легких.
1.5. Осложнения:
ü астматический статус;
ü спонтанный пневмоторакс;
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
Источник
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1. Основные характеристики бронхиальной астмы 5
1.2. Принципы диагностики и методы лечения бронхиальной астмы 8
1.3. Сестринский процесс по модели Хендерсона при бронхиальной астме 9
1.4. Особенности работы медицинской сестры при уходе за пациентом с бронхиальной астмой 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22
2.1. Исследование сестринской деятельности при бронхиальной астме 22
2.2. Рекомендации медицинской сестры пациентам с бронхиальной астмой 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
Выступление
Раздаточный материал
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что с каждым днем все больше людей сталкиваются с диагнозом «бронхиальная астма». Бронхиальная астма – достаточно опасное заболевание, которое может развиться в любом возрасте, даже младенческом. На сегодняшний день бронхиальная астма относится к группе неизлечимых заболеваний. Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, сопровождаемое приступами затрудненного дыхания, удушья, одышкой, кашлем. Приступ бронхиальной астмы часто развивается после предвестников и характеризуется коротким резким вдохом и шумным длительным выдохом. Обычно он сопровождается кашлем с вязкой мокротой и громкими свистящими хрипами.
Бронхиальная астма может привести к развитию эмфиземы легких и легочного сердца, возникновению астматического статуса. Бронхиальная астма не только снижает качество жизни человека, но, в зависимости от тяжести протекания болезни, может вызвать осложнения, опасные для жизни [8].
За последние два десятилетия заболеваемость по бронхиальной астме выросла, и на сегодняшний день в мире, по оценкам ВОЗ, 235 миллионов человек страдают от астмы. Это одно из самых распространенных хронических заболеваний, смертность среди больных бронхиальной астмой достаточно высока. Тот факт, что в последние двадцать лет заболеваемость бронхиальной астмой у детей постоянно растет, делает бронхиальную астму не просто болезнью, а социальной проблемой, на борьбу с которой направляется максимум сил [19].
Несмотря на сложность, бронхиальная астма хорошо поддается лечению, благодаря которому можно добиться стойкой и длительной ремиссии. Постоянный контроль над своим состоянием позволяет пациентам полностью предотвратить наступление приступов удушья, снизить или исключить прием препаратов для купирования приступов, а также вести активный образ жизни.
Трудно переоценить вклад медицинских сестер в лечение и реабилитацию людей, которым поставлен диагноз бронхиальная астма. Медсестра должна проявлять коммуникабельность и профессионализм, уметь выявить потребности и проблемы пациента. Ее работа также заключается в обучении самостоятельной помощи при приступах, так как от этого зависит не только самочувствие, но и жизнь пациента.
Сестринский процесс при бронхиальной астме направлен на улучшение общего состояния пациентов, наступление ремиссии, а также недопущение развития осложнений. Качественный уход может способствовать значительному улучшению качества жизни и ее продлению.
Следовательно, изучение сестринского процесса при уходе за пациентом с бронхиальной астмой актуально, а роль медицинских сестер значима.
Объект исследования: сестринский процесс при бронхиальной астме.
Предмет исследования: деятельность медицинской сестры при уходе за пациентом с бронхиальной астмой.
Цель исследования: выявление особенностей профессиональной деятельности медицинской сестры при оказании помощи пациентам с бронхиальной астмой.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности сестринского процесса при бронхиальной астме.
3. Провести анализ сестринской деятельности при уходе за пациентом с бронхиальной астмой.
4. Разработать практические рекомендации медицинской сестры пациентам с бронхиальной астмой.
Методы исследования. При написании работы применялся обзорно-аналитический метод – анализ и обобщение научной литературы по обозначенным вопросам; использовались научные исследования специалистов, периодические издания, учебные пособия. В исследовании также были использованы методы анкетирования и математической обработки данных.
Заключение
Итак, в ходе выполнения работы были рассмотрены теоретические аспекты бронхиальной астмы, а также исследована деятельность медицинской сестры при уходе за пациентом с бронхиальной астмой.
Подводя итоги изучения темы, обобщим результаты исследования:
1. Бронхиальная астма – неизлечимое заболевание хронического характера. Основной симптом бронхиальной астмы – это кашель, одышка и приступ удушья. Таким больным необходимо обследоваться дважды в год, если состояние ухудшается, рекомендуется госпитализация и лечение в стационаре. Медикаментозное лечение направлено на купирование приступов, контроль над заболеванием и улучшение самочувствия больного. Многие пациенты знают, как вести себя во время приступа. Сестринский уход при бронхиальной астме необходим больному в периоды обострения и осуществляется в соответствии с определенным планом.
2. Важное место при уходе за пациентом с бронхиальной астмой занимает сестринский персонал, в обязанности которого входит своевременное выполнение врачебных указаний, уход за пациентами и многое другое. Внедрение сестринского процесса по модели Хендерсона определяет план действий медсестры, стратегию, направленную на удовлетворение нужд пациента с учетом особенностей его заболевания. Основными задачами медицинской сестры являются обеспечение ухода за больным и предупреждение возникновения осложнений.
3. Основными преимуществами сестринского процесса при астме являются круглосуточный контроль за состоянием больного в период обострения болезни и обеспечение безопасных и максимально комфортных условий в этот период. Оказание помощи происходит при учете личностных качеств и физиологических особенностей больного. Проблемы пациента выступают в качестве основной задачи, которая стоит перед медсестрой на данный момент.
4. Помимо экстренной помощи, больным и родственникам оказывается психологическая поддержка на протяжении всего лечения. Медперсонал основательно подготавливает пациента к прохождению дальнейшей терапии в моральном и физическом плане. Стоит отметить, что психофизическое состояние человека, страдающего астмой, имеет немаловажное значение. От данного фактора зависит количество обострений и ремиссий, а также характер протекания болезни. Перед выпиской больной получает от медицинской сестры полный набор рекомендаций, как выходить из положения при возникновении одышки, какие препараты иметь под рукой, как организовать лечебное питание и какой режим дня соблюдать.
Итак, в настоящее время общепринято, что медицинская сестра работает под руководством врача, и такой подход может обеспечить практически все потребности пациентов. Однако на сегодняшний день происходит смещение роли медицинской сестры от технического исполнителя назначений врача в сторону высококвалифицированного помощника врача по уходу и обеспечению высокого уровня оказания медицинской помощи. Продлить жизнь человеку и улучшить ее качество способны не только радикальные хирургические вмешательства и применение лекарственных препаратов, но и профессиональный уход, создание комфортной психологической обстановки, ежедневная кропотливая работа с пациентом.
Важно отметить, что качественное выполнение назначений возможно только в случае четкой скоординированной работы медицинского персонала отделения. Все необходимые данные о течении болезни, изменения в состоянии, выполнение назначений врача сообщает медицинская сестра, ее работа должна быть хорошо продуманной, четко отрегулированной и согласованной с действиями других сотрудников. Грамотный подход и владение полной информацией о заболевании может позволить медицинской сестре выполнить несколько важнейших задач, не последнее место среди которых занимает психологический настрой пациентов.
В заключении отметим, что своевременный и правильно оказанный сестринский уход при ведении пациентов с бронхиальной астмой способствует улучшению их состояния. Таким образом можно резюмировать, что поставленные цель и задачи выполнены в полном объеме.
Список литературы
1. Боговин, Л.В. Нефармакологические способы достижения контроля бронхиальной астмы: монография / Л.В. Боговин, В.П. Колосов, Ю.М. Перельман. – Владивосток: Дальнаука, 2016. – 250 с.
2. Боговин, Л.В. Психологические особенности больных бронхиальной астмой: монография / Л.В. Боговин, Ю.М. Перельман, В.П. Колосов. – Владивосток: Дальнаука, 2013. – 246 с.
3. Болевич, С.Б. Бронхиальная астма: учебное пособие / С.Б. Болевич, С.К. Соодаева. – Москва: [б. и.], 2015. – 149 с.
4. Бронхиальная астма: информация для пациентов / сост.: А.Б. Бакиров [и др.]. – Уфа: Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека, 2016. – 21 с.
5. Бронхиальная астма: клиника, диагностика и лечение: учебное пособие / Ф.Н. Палеев [и др.]. – М.: МОНИКИ, 2013. – 27 с.
6. Бронхиальная астма: руководство для врачей / Л.С. Намазова-Баранова; под ред. Л.С. Намазовой-Барановой. – М.: ПедиатрЪ, 2014. – 62 с.
7. Бронхиальная астма: учебно-методическое пособие / А.А. Пунин [и др.]. – Смоленск: СГМА, 2013. – 39 с.
8. Бронхиальная астма: учебное пособие / К.А. Рамазанова [и др.]. – СПб.: ВМедА, 2014. – 93 с.
9. Бронхиальная астма, приступ бронхиальной астмы (первая помощь) / Г.Р. Гулиева [и др.] // Вестник научных конференций. – 2016. – № 11-6 (15). – С. 54-56.
10. Зайцев, А.А. Бронхиальная астма у взрослых: ключевые вопросы диагностики и фармакотерапии / А.А. Зайцев // РМЖ. – 2015. – Т. 23. № 18. – С. 1096-1100.
11. Емельянов, А.В. Тяжелая бронхиальная астма / А.В. Емельянов // Астма и аллергия. – 2013. – № 3. – С. 16-18.
12. Карманный справочник медицинской сестры / Т.П. Обуховец, О.В. Чернова, Н.В. Барыкина, Н.Г. Соколова. – 10-е изд., стер. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 669 с.
13. Касимовская, Н.А. Организация сестринской службы: учебник / Н.А. Касимовская, В.Е. Ефремова. – М.: Медицинское информационное агентство, 2015. – 436 с.
14. Княжеская, Н.П. Бронхиальная астма: принципы диагностики, классификации и лечения / Н.П. Княжеская // Справочник поликлинического врача. – 2014. – № 11. – С. 32-39.
15. Кулешова, Л.И. Основы сестринского дела: учебник / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова; под общ. ред. В.В. Морозова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 733 с.
16. Лещенко, И.В. Бронхиальная астма: современные вопросы базисной терапии (в помощь практическому врачу) / И.В. Лещенко, Н.А. Эсаулова // РМЖ. – 2015. – Т. 23. № 18. – С. 1074-1079.
17. Мокина, Н.А. Современная фармакотерапия бронхиальной астмы: учебно-методическое пособие / Н.А. Мокина, Н.В. Вакурова. – Самара: Офорт, 2015. – 36 с.
18. Мухина, С.А. Теоретические основы сестринского дела: учебник / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 366 с.
19. Ненашева, Н.М. Бронхиальная астма: современный взгляд на проблему / Н.М. Ненашева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 303 с.
20. Ненашева, Н.М. Курение и бронхиальная астма / Н.М. Ненашева // Астма и аллергия. – 2013. – № 1. – С. 28-36.
21. Обуховец, Т.П. Сестринское дело и сестринский уход: учебное пособие / Т.П. Обуховец. – М.: КНОРУС, 2017. – 680 с.
22. Организация сестринской деятельности / С.И. Двойников [и др.]; под ред. проф. С.И. Двойникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 524 с.
23. Организация специализированного сестринского ухода: учебное пособие / Н.Ю. Корягина [и др.]; Под ред. З.Е. Сопиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 426 с.
24. Орлова, Н.В. Современные подходы к лечению бронхиальной астмы / Н.В. Орлова // Справочник поликлинического врача. – 2014. – № 7. – С. 34-38.
25. Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций: учебное пособие / Н.В. Широкова [и др.]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 155 с.
26. Островская, И.В. Основы сестринского дела: учебник / И.В. Островская, Н.В. Широкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 319 с.
27. Русанова, Е.И. Школа здоровья для больных бронхиальной астмой: учебно-методическое пособие / Е.И. Русанова, Г.И. Алексеев. – М.: Изд-во РУДН, 2013. – 39 с.
28. Сестринское дело: справочник / сост. Т.С. Щербакова. – Изд. 10-е, стер. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 603 с.
29. Системный подход к управлению бронхиальной астмой: монография / А.В. Будневский [и др.]. – Воронеж: Научная книга, 2014. – 216 с.
30. Социальные, экологические, и наследственные факторы в формировании бронхиальной астмы: монография / А.Б. Бакиров [и др.]. – Уфа: Диалог, 2017. – 118 с.
31. Теория сестринского дела: учебник / Н.Н. Камынина [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 212 с.
32. Фадеев, П.А. Бронхиальная астма / П.А. Фадеев. – М.: Мир и образование, 2013 (Нижний Новгород: Нижполиграф). – 155 с.
33. Цыпленкова, С.Э. Новое в подходах к диагностике и лечению бронхиальной астмы (по материалам GINA-2014) / С.Э. Цыпленкова // Практика педиатра. – 2015. – № 2. – С. 42-49.
34. Черкашин, Д.В. Пикфлоуметрия при бронхиальной астме: учебное пособие / Д.В. Черкашин, Н.В. Шарова, И.М. Захарова. – СПб.: Политехника, 2015. – 71 с.
35. Шумилкин, В.Р. Алгоритмы для медсестер: учебное пособие / В.Р. Шумилкин, Н.И. Нузданова. – СПб.: Фолиант, 2016. – 110 с.
Источник