Допуск к занятиям спортом при бронхиальной астме

Допуск к занятиям спортом при бронхиальной астме thumbnail

ЛФК при бронхиальной астме позволяет улучшить состояние человека на любой стадии болезни. Умеренные физические нагрузки помогают предупредить частые приступы и положительно сказываются на общем состоянии организма. Если регулярно использовать специальные комплексы упражнений, можно не допустить дальнейшее прогрессирование заболевания. Также спорт или лечебная физкультура показаны для людей, состояние которых характеризуется как предасматическое. При правильном подходе к занятиям можно сохранить хорошее самочувствие на долгие годы.

Какая польза от физической нагрузки при астме?

Спортсмен астматик

Астма – это заболевание хронического типа, которое поражает дыхательные пути. Часто ему передует хронический бронхит, проявляющийся почти теми же симптомами. Основной признак астмы – наличие приступов удушья. Во время периодов обострения человек наблюдает нарушение дыхательной функции, что сопровождается кашлем, свистящими хрипами. При наступлении астматического приступа применяют специальные препараты, которые расширяют просвет бронхов. Также в составе комплексной терапии входят противовоспалительные средства, направлены на устранение очагов заболевания.

Для предупреждения всех негативных процессов при развитии астмы, которые несут потенциальную опасность для жизни человека, просто необходима лечебная гимнастика. При ее использовании легко достигнуть следующего:

  • происходит восстановление нервной регуляции дыхательной функции, что ведет к снижению числа приступов;
  • наблюдается расслабление многих мышц на теле – на шее, грудной клетке, затылке. Они часто напряжены из-за нарушения дыхательной функции;
  • улучшается дренаж бронхов, что предупреждает скопление слизи в легких;
  • нормализуется дыхание из-за развития подвижности грудной клетки;
  • повышается выносливость, сила и общее развитие тела;
  • нормализуется кровообращение, укрепляется сердечная мышца. Это позволяет урегулировать доставку необходимого объема кислорода ко всем тканям и внутренним органам;
  • улучшается психоэмоциональное состояние человека.

Особенности ЛФК

Особенности  дыхания при  астме

Лечебная физкультура при бронхиальной астме показана в период ремиссии заболевания, когда отсутствуют частые приступы. Она включает в себя дыхательные упражнения, которые сочетаются с физической нагрузкой небольшой интенсивности. Их можно выполнять исключительно в тех случаях, когда у больного отсутствует недостаточность кровообращения. Также физиотерапия при бронхиальной астме противопоказана в таких случаях:

  • тяжелое состояние больного, особенно при наличии сопутствующих патологий;
  • при повышенном риске внутренних кровотечений;
  • при развитии злокачественных процессов в любом органе или системе;
  • повышенная температура тела;
  • дыхательная недостаточность 3 стадии;
  • если присутствует отдышка, при которой человек делает больше 25 вдохов за минуту;
  • при наличии астмы физического напряжения необходимо исключить выполнение гимнастических и других упражнений, которые сопровождаются влиянием холодного воздуха на дыхательные пути. Также такой тип физиотерапии нужно использовать с осторожностью и при других формах заболевания;
  • наличие острых болевых ощущений в любой части тела, которые не снижаются при уменьшении интенсивности нагрузки.

При подборе программы ЛФК необходимо учитывать возраст больного, его общее состояние и степень физического развития. Перед началом тренировок необходимо несколько дней уделить подготовительному этапу. В это время рекомендуется проверить физическое и эмоциональное состояние человека, что поможет подобрать оптимальные упражнения для достижения положительного результата.

Рекомендуемый комплекс упражнений

упражнение при дыхательной гипнастике

Для достижения стойкой ремиссии при бронхиальной астме рекомендуется использовать следующий комплекс упражнений:

  1. Дыхательная гимнастика. Выполняется стоя, руки свободно опущены вдоль туловища. На протяжении 30-40 сек. нужно глубоко дышать, постепенно сокращая промежуток между вдохом и выдохом. Также такая гимнастика производит еще лучший эффект, если во время выполнения упражнений произносить определенные звуки. Например, во время вдоха – «ж» или «ш», а выдоха – «о» или «а».
  2. Необходимо лечь на твердую поверхность, вытянуть конечности. На выдохе одну ногу нужно подтянуть к животу. При возврате в исходное положение совершается вдох.
  3. Исходное положение – сидя на стуле, руки свободно свисают вдоль туловища. На выдохе необходимо немного наклонить корпус в одну сторону. При этом рука должна скользить по ножке стула. При возврате в исходное положение выполняется вдох.
  4. Необходимо ровно стать, опираясь на спинку стула. На выдохе нужно медленно присесть, а на вдохе – вернуться в первоначальное положение.
  5. Человеку нужно прямо стать, руки опустить вдоль корпуса. На выдохе одну ногу приподнимают вверх. При помощи руки колено нужно подтянуть к животу. На вдохе нога опускается вниз.
  6. Нужно стать, расставить широко ноги, уложить руки на талию. На выдохе следует наклонить корпус вперед, а при вдохе вернуться в исходное положение.

Для улучшения состояния больного гимнастика должна проводиться на свежем воздухе или в комнате с открытой форточкой. Количество повторений зависит от физической выносливости человека (рекомендуется не меньше 5). Чтобы достигнуть положительного результата следует тренироваться ежедневно или делать перерыв в 1-2 суток. Лечебная гимнастика при бронхиальной астме не должна вызывать неприятных ощущений. При появлении кашля, першения в горле необходимо остановить занятие и продлить его после полной стабилизации состояния, но с меньшей нагрузкой.

Насколько полезен спорт для больных астмой?

спортсменка астматикКонькобежка Клаудиа Пехштайн делает ингаляцию прямо на стадионе

Можно ли заниматься спортом при наличии бронхиальной астмы? Мнения врачей на этот счет идентичны. Астма и спорт сочетаемы между собой, если правильно подойти к выбору типа физической нагрузки. Она должна приводить к улучшению дыхательной функции, укреплению всех мышц и нормализации общего обмена веществ в организме. Умеренные физические нагрузки способны подготовить тело человека к гипоксии, которая будет появляться во время приступов. Это позволит больному легче переносить все неприятные симптомы и быть менее подверженным влиянию негативных факторов внешней среды. Если регулярно заниматься спортом при астме, можно достигнуть стойкой ремиссии и забыть о частых приступах. Но начинать тренировки можно только при облегчении общего состояния, когда проявления заболевания минимальны.

При астме рекомендуется отдать предпочтение следующим видам спорта:

  • плавание или аквааэробика;
  • легкая атлетика или спортивная ходьба;
  • командные игры – волейбол, баскетбол;
  • танцы;
  • аэробика;
  • единоборства;
  • велоспорт;
  • теннис.

При выборе типа физической нагрузки при астме как для взрослого, так и для ребенка следует отдавать предпочтение той разновидности, которая развивает плечевой пояс, диафрагму, что облегчает дыхание. При тяжелом течении заболевания следует исключить чрезмерную активность и сосредоточиться на простых упражнениях. В этом случае подойдет пилатес, йога, боди-флекс и т. д. Перед занятиями в обязательном порядке следует проконсультироваться с врачом, что поможет исключить опасные для жизни и здоровья осложнения.

Please follow and like us:

Источник

Ïðè÷èíû áðîíõîñïàçìà, âîçíèêàþùåãî ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå ó ïàöèåíòîâ ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé. Âëèÿíèå àêòèâíîãî îáðàçà æèçíè íà óëó÷øåíèå òå÷åíèÿ áîëåçíè; ïðîòèâîïîêàçàíèÿ. Êîìïëåêñ óïðàæíåíèé, óëó÷øàþùèé äðåíàæ áðîíõîâ: òåõíèêà, äëèòåëüíîñòü, äûõàíèå.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðåêîìåíäàöèè ïî çàíÿòèÿì ôèçè÷åñêîé êóëüòóðîé ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå

Àñòìà — ñåðüåçíîå çàáîëåâàíèå, òðåáóþùåå ïîñòîÿííîãî ìåäèöèíñêîãî êîíòðîëÿ è ïîääåðæèâàþùåãî ëå÷åíèÿ. Àñòìà, êîòîðóþ ïðàâèëüíî ëå÷àò, õîðîøî êîíòðîëèðóåòñÿ è íå óãðîæàåò æèçíè. Âñòðåòèâ òàêîãî ÷åëîâåêà â ñïîðòçàëå èëè íà òåííèñíîì êîðòå, âû äàæå è íå çàïîäîçðèòå î åãî çàáîëåâàíèè. Àñòìà, êîòîðóþ íå ëå÷àò èëè ëå÷àò íåàäåêâàòíî, ïëîõî êîíòðîëèðóåòñÿ è ìîæåò çàêîí÷èòüñÿ òðàãåäèåé.  ýòîì ñëó÷àå åå ìîæíî óçíàòü âñåãäà: ïî ïëîõîé ïåðåíîñèìîñòè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè, îäûøêå âîçíèêàþùåé ó ñîâñåì ìîëîäûõ ëþäåé äàæå ïðè ïîäúåìå íà 2-3-é ýòàæ ïî ëåñòíèöå. À â ñàìûõ çàïóùåííûõ ñëó÷àÿõ áîëåçíü âèäíà ïî ïðåðûâèñòîìó äûõàíèþ, áëåäíîñòè ëèöà è ñèíåâå ãóá. Êîíå÷íî, òàêîìó ÷åëîâåêó íàäî ïîñîâåòîâàòü ñíà÷àëà ñõîäèòü ê âðà÷ó è ïîäîáðàòü àäåêâàòíîå ëå÷åíèå, ïðåæäå ÷åì íà÷àòü çàíÿòèÿ ñïîðòîì. Ó çäîðîâîãî ÷åëîâåêà ïîñëå íàãðóçêè áðîíõè ðàñøèðÿþòñÿ.

Ó ïàöèåíòîâ ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà — õàðàêòåðíûé ñòèìóë, âûçûâàþùèé ïðèñòóï óäóøüÿ.  îñíîâå áðîíõîñïàçìà, âîçíèêàþùåãî ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, ëåæèò ïîâûøåííàÿ ðåàêòèâíîñòü áðîíõîâ. ×àñòîå äûõàíèå ïðèâîäèò ê îõëàæäåíèþ è âûñóøèâàíèþ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Ìíîãèå èñïûòûâàþò çàòðóäíåíèå äûõàíèÿ âî âðåìÿ çàíÿòèé ñïîðòîì, àêòèâíûõ èãð. Äëÿ òîãî, ÷òîáû èçáåæàòü ïîäîáíîé ñèòóàöèè, íåîáõîäèìî îáðàòèòüñÿ ê ñïîðòèâíîìó âðà÷ó, êîòîðûé ïîìîæåò îïðåäåëèòü òîò óðîâåíü è âèä ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè, ïðè êîòîðîé áû íå âîçíèêàëî ïîäîáíûõ ïðîáëåì.

Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà íå ÿâëÿåòñÿ ïðîòèâîïîêàçàíèåì ê çàíÿòèÿì ñïîðòîì, íàîáîðîò, àêòèâíûé îáðàç æèçíè ñïîñîáñòâóåò óëó÷øåíèþ òå÷åíèÿ áîëåçíè.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ

Ìíîãèå áîëüíûå àñòìîé ÷àñòî çàäàþò âîïðîñ: «Ìîæíî ëè çàíèìàòüñÿ ôèçêóëüòóðîé èëè ëþáèòåëüñêèìè âèäàìè ñïîðòà?» Îäíîçíà÷íî íà ýòîò âîïðîñ îòâåòèòü íåëüçÿ. Íå ñëåäóåò, êîíå÷íî, èäòè íà òðåíèðîâêè, åñëè íà÷àëîñü îáîñòðåíèå çàáîëåâàíèÿ. Íåëüçÿ çàíèìàòüñÿ èíòåíñèâíûìè ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè, åñëè ó âàñ âûÿâëåíû îñëîæíåíèÿ çàáîëåâàíèÿ: ëåãî÷íîå ñåðäöå ñ ïðèçíàêàìè íåäîñòàòî÷íîñòè êðîâîîáðàùåíèÿ, âûðàæåííàÿ ýìôèçåìà, ïíåâìîñêëåðîç, äûõàòåëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü.

Íî â òî æå âðåìÿ àáñîëþòíî íåîáõîäèìî ñ ïîìîùüþ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé (êîíå÷íî, ïðàâèëüíî ïîäîáðàííûõ âðà÷îì ïî ËÔÊ), äàæå ñ ðàçâèâøèìèñÿ óæå îñëîæíåíèÿìè, ïîïûòàòüñÿ ìîáèëèçîâàòü è ðåàëèçîâàòü òå ðåçåðâû, êîòîðûå åùå åñòü â îðãàíèçìå. Íàêîïëåííûå íàóêîé íàáëþäåíèÿ ïîäòâåðæäàþò, ÷òî â íà÷àëüíîé ñòàäèè çàáîëåâàíèÿ ìîæíî çàíèìàòüñÿ ëþáûìè âèäàìè ñïîðòà, äàæå íà ïðîôåññèîíàëüíîì óðîâíå.

 ïîìåùåíèè, ãäå ïðîâîäèòñÿ òðåíèðîâêà, äîëæíû áûòü çàáëàãîâðåìåííî ïðîâåäåíû âëàæíàÿ óáîðêà è ïðîâåòðèâàíèå. Íåäîïóñòèìî íàëè÷èå àëëåðãåíîâ è ïûëè â ïîìåùåíèè, ãäå ïðîâîäèòüñÿ òðåíèðîâêà, îñîáåííî åñëè ÁÀ íîñèò àëëåðãè÷åñêèé õàðàêòåð. Ïðîòèâîïîêàçàíî çàíèìàòüñÿ íà óëèöå â íåáëàãîïðèÿòíûõ ïîãîäíûõ óñëîâèÿõ (ñëèøêîì õîëîäíàÿ ïîãîäà, äîæäü, âåòåð), òàê êàê ëþáîå ïåðåîõëàæäåíèå ìîæåò âûçâàòü ïðèñòóï óäóøüÿ. Ïðîòèâîïîêàçàíû ëþáûå ïåðåãðóçêè. Óïðàæíåíèÿ äîëæíû áûòü ïðåêðàùåíû, åñëè çàìå÷åíû ïåðâûå ïðèçíàêè ïðèñòóïà óäóøüÿ: íåðîâíîå äûõàíèå, ñïàçì, êàøåëü. Íå äîïóñòèìû èíòåíñèâíûé áåã, âûïîëíåíèå óïðàæíåíèé áåç ïåðåðûâà íà óñòàíîâëåíèå ñïîêîéíîãî äûõàíèÿ.

Ðåêîìåíäàöèè ïî òðåíèðîâêàì:

Òðåíèðóéòåñü, ïîñòåïåííî íàðàùèâàÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòü íàãðóçêè äî òåõ ïîð, ïîêà íå ñìîæåòå âûïîëíÿòü å¸ äîñòàòî÷íî äîëãî áåç îäûøêè. Åñëè ïîÿâèëàñü îäûøêà, ÷óâñòâî íåõâàòêè âîçäóõà — ýòî çíà÷èò, ÷òî äîñòèãíóò ïðåäåë íàãðóçêè èëè íóæíî ñìåíèòü âèä ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè. Åñëè ÷óâñòâóåòå, ÷òî íà÷èíàåòñÿ îäûøêà, ñäåëàéòå ïåðåðûâ â óïðàæíåíèÿõ. Ðåêîìåíäóåòñÿ óäîáíî ñåñòü, ïîëîæèòü ðóêè íà ñòîë, ìàêñèìàëüíî ðàññëàáèòü ìûøöû òóëîâèùà, íîã, äûøàòü ïîâåðõíîñòíî äëÿ òîãî, ÷òîáû ãëóáîêèé âäîõ íå ðàçäðàæàë íåðâíûå îêîí÷àíèÿ â áðîíõàõ è íå óñèëèâàë èõ ñïàçì. Íà 4-5 ñåê. âî âðåìÿ âûäîõà — çàäåðæàòü äûõàíèå. Ïðîäåëàéòå óïðàæíåíèÿ ïî äèàôðàãìàëüíîìó äûõàíèþ, ðåëàêñàöèè èëè äðóãèå äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ. Ïðè âûïîëíåíèè äûõàòåëüíûõ óïðàæíåíèé ñëåäóåò ðåãóëèðîâàòü ñîîòíîøåíèå ôàç äûõàíèÿ ñ ïîìîùüþ ñ÷åòà:

âäîõ — 1, 2;

âûäîõ — 3,4, 5, 6;

ïàóçà — 7, 8.

Ïðèìåðíûé êîìïëåêñ óïðàæíåíèé, óëó÷øàþùèé äðåíàæ áðîíõîâ äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîãî èñïîëüçîâàíèÿ:

Ïåðåä âûïîëíåíèåì óïðàæíåíèé íåîáõîäèìî â ïîëîæåíèè ñòîÿ ïîäñ÷èòàòü ÷àñòîòó ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé è ÷àñòîòó äûõàíèÿ: ïóëüñ çà 15 ñåêóíä (óìíîæèòü íà 4) è ÷àñòîòó äûõàíèÿ çà 30 ñåêóíä (óìíîæèòü íà 2). Ïîñëå âûïîëíåíèÿ äàííîãî êîìïëåêñà ïóëüñ è ÷àñòîòà äûõàíèÿ íå äîëæíû óâåëè÷èòüñÿ áîëåå ÷åì íà 10-15%.

Ñèäÿ, îïèðàÿñü íà ñïèíêó ñòóëà 1-2. Âäîõ îáû÷íîé ãëóáèíû 3-4. Ïîëíûé âûäîõ. Çàòåì çàæàòü íîñ è çàäåðæàòü äûõàíèå.

Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà. Ðóêè íà ãðóäíîé êëåòêå. Îòêàøëÿòüñÿ êîðîòêèìè òîë÷êàìè. Ìåæäó îòêàøëèâàíèÿìè äåëàòü ïàóçû 2-3 ðàçà. Êîíòðîëèðîâàòü íàëè÷èå ìîêðîòû. Ôèêñèðîâàòü ðóêàìè îòäåëû ãðóäíîé êëåòêè: âåðõíèé, ñðåäíèé, íèæíèé. áðîíõèàëüíûé àñòìà ôèçè÷åñêèé óïðàæíåíèå

Ñèäÿ, îïèðàÿñü íà ñïèíêó ñòóëà. Äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå 1-1,5 ìèí. Äëÿ êîíòðîëÿ îäíà ðóêà íà ãðóäè, äðóãàÿ íà æèâîòå.

Ñèäÿ, îïèðàÿñü íà ñïèíêó ñòóëà. Íà âûäîõå ïðîèçíîñèòü çâóêè «à», «î» èëè «è», «ó» ìàêñèìàëüíî äîëãî 2-3 ðàçà.

Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà 1-2. Ïîäíÿòü ïëå÷è (âäîõ) 3. È.ï.* (âûäîõ) 4-6. Ïàóçà, ðàññëàáëåíèå. 3-5 ðàç.

1. Ðóêè ââåðõ (âäîõ). 2-8. È.ï. ñ ïðîèçíåñåíèåì çâóêà «õà». 3-5 ðàç.

1. Ðóêè â ñòîðîíû (âäîõ).

2. Ñîãíóòü íîãó. 3-6. Ïîäòÿíóòü åå ê ãðóäíîé êëåòêå (âûäîõ) 7-10 È.ï., ïàóçà, îòêàøëÿòüñÿ. 2-4 ðàçà Åñëè ìîêðîòû íåò, ñäåëàòü óäëèíåííûé âûäîõ.

«Îáëåã÷åííîå ïîëîæåíèå». Äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå: 1-2. Âäîõ. 3-6. Âûäîõ. 7-8. Ïàóçà. 1-1,5 ìèí. Òåìï ìåäëåííûé.

Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà, êèñòè ê ïëå÷àì 1-2. Ïîâîðîò òóëîâèùà íàïðàâî 3-4. È.ï. Çàòåì íàëåâî ïî 5-6 ðàç Äûõàíèå ïðîèçâîëüíîå.

Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà 1-2. Ðóêè ê ïîäìûøå÷íûì âïàäèíàì (âäîõ) 3-4. Íàêëîí òóëîâèùà âïåðåä, ðóêè ê ñòîïàì (âûäîõ) 5-7. Ïàóçà è ðàññëàáëåíèå — 8. È.ï. 4-6 ðàç.

Ñèäÿ, îïèðàÿñü íà ñïèíêó ñòóëà, íîãè ïðÿìûå Äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå: 1-2. Âäîõ, 3-6. Âûäîõ, 7-8. Ïàóçà. 1-1,5 ìèí. Òåìï ìåäëåííûé.

Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà 1-2. Êèñòè ê ïëå÷àì, ïðîãíóòüñÿ (âäîõ) 3-4. Íàêëîí òóëîâèùà âïðàâî, ïðàâàÿ ðóêà ê ïîëó (âûäîõ) 5-6. È.ï. Çàòåì âëåâî. Ïî 3-5 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Ìåæäó ïîâòîðåíèÿìè ïàóçà, ðàññëàáëåíèå ìûøö.

Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà. Ðóêè ñîãíóòü, ïàëüöû ñæàòü â êóëàêè 1. Ïðîãíóòüñÿ (âäîõ) 2. Ðåçêî ðàçîãíóòü ïðàâóþ ðóêó ñ ïîâîðîòîì òóëîâèùà âëåâî (âûäîõ) 3-4. È.ï. Òî æå ëåâîé ðóêîé. Ïî 5-10 ðàç êàæäîé ðóêîé.

Ñèäÿ, îïèðàÿñü íà ñïèíêó ñòóëà. Ñïîêîéíîå ïëàâíîå äûõàíèå, áåç çàäåðæåê. 20-30 ñåê. Òåìï ìåäëåííûé. Îáùåóêðåïëÿþùèé êîìïëåêñ óïðàæíåíèé ïðè ÁÀ:

* Ñòîÿ,1- -ðóêè â ñòîðîíû — âäîõ, 2-3 — ðàññëàáèòü ïîÿñ âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé, îïóñòèòü ðóêè è ãîëîâó — âûäîõ. Ïîâòîðèòü 4-6 ðàç. Òåìï ìåäëåííûé.

* Ñòîÿ ó ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêè, ðóêè íà ðåéêå íà óðîâíå ãðóäè. Ðóêó â ñòîðîíó — íàçàä ñ ïîâîðîòîì òóëîâèùà — âäîõ, èñõîäíîå ïîëîæåíèå, âûäîõ. Ïîâòîðèòü 8-10 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï ñðåäíèé.

* Òî æå. Ïîëíîå äûõàíèå 4-5 ðàç.  àêòå äûõàíèÿ ïðèíèìàþò ó÷àñòèå äèàôðàãìà è ãðóäíàÿ êëåòêà.

* Ñòîÿ áîêîì ê ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå: 1-ðóêà äóãîé ÷åðåç ñòîðîíó ââåðõ — âäîõ, 2-3- íàêëîí â ñòîðîíó — âûäîõ. Ïîâòîðèòü 6-8 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó Òåìï ìåäëåííûé.

* Ñòîÿ ñïèíîé ê ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå, ðóêè íà ðåéêå íà óðîâíå ïîÿñà 1-2-ïðîãíóòüñÿ, ãîëîâó íàçàä — âäîõ, 3-4- âûäîõ. Ïîâòîðèòü 4-6 ðàç. Òåìï ñðåäíèé.

* Ñòîÿ, â ðóêàõ âîëåéáîëüíûé ìÿ÷. Áðîñêè ìÿ÷à îò ãðóäè 8-10 ðàç. Áðîñàòü ìÿ÷ íà âûäîõå.

* Òî æå. Áðîñêè ìÿ÷à îäíîé ðóêîé îò ïëå÷à 6-8 ðàç êàæäîé ðóêîé. Áðîñêè äåëàòü íà âûäîõå ïîî÷åðåäíî êàæäîé ðóêîé.

* Òî æå. Áðîñêè ìÿ÷à èç-çà ãîëîâû 8-10 ðàç. Áðîñêè äåëàòü íà âûäîõå. Îñíîâíàÿ ñòîéêà: ðóêè â ñòîðîíû — âíèç, ëîêòè íàçàä — âäîõ, îïóñòèòü ðóêè è ãîëîâó, ïîòðÿñòè ðóêàìè — âûäîõ 4-6 ðàç. Íà âûäîõå ðàññëàáëÿòü ïîÿñ âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé.

* Ñòîÿ, íîãè âðîçü, ðóêè ïåðåä ãðóäüþ 1-ðóêè â ñòîðîíû ñ ïîâîðîòîì òóëîâèùà — âäîõ, 2 -è.ï. — âûäîõ 6-8 ðàç Äâèæåíèÿ âûïîëíÿòü ïîî÷åðåäíî â êàæäóþ ñòîðîíó.

* Ñòîÿ, ðóêè ê ïëå÷àì. 1-2-ïðàâóþ ðóêó è ëåâóþ íîãó â ñòîðîíû — âäîõ, 3-4 — âûäîõ, ïî 6-8 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï ñðåäíèé.

* Ñòîÿ. Õîäüáà íà ìåäëåííîì òåìïå 1-2 ìèí. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

* Ñòîÿ, íîãè âðîçü, ðóêè íà ïîÿñå 1-2 — ëîêòè íàçàä, ïðîãíóòüñÿ — âäîõ, 3-4-5-6 — ëîêòè âïåðåä, ãîëîâó îïóñòèòü — âûäîõ. Ïîâòîðèòü 4-6 ðàç. Òåìï ìåäëåííûé. Íà âûäîõå ðàññëàáëÿòü ïîÿñ âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé.

* Ñòîÿ, ïðàâóþ ðóêó íà ãðóäü, ëåâóþ íà æèâîò. Ïîëíîå äûõàíèå 4-6 ðàç. Íà âûäîõå áðþøíóþ ñòåíêó âòÿãèâàòü.

Åñëè îäûøêà ïîÿâëÿåòñÿ òîëüêî ïðè áûñòðîì ïîäúåìå ïî ëåñòíèöå èëè ìåäëåííîì áåãå, áûñòðî èñ÷åçàåò ïîñëå ïðåêðàùåíèÿ íàãðóçêè, ëåãî÷íûé ïðîöåññ íàõîäèòñÿ â ôàçå ðåìèññèè, âåíòèëÿöèîííîé íåäîñòàòî÷íîñòè íåò èëè èìåþòñÿ íåçíà÷èòåëüíûå èçìåíåíèÿ îòäåëüíûõ ñïèðîãðàôè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé, òî ðåêîìåíäóþòñÿ âåëîòðåíèðîâêè, ëåãêèé áåã, ïëàâàíèå.

Õîäüáà

Îáùåäîñòóïíûì ñïîñîáîì òðåíèðîâêè ÿâëÿåòñÿ õîäüáà ïî ëåñòíèöå. Áîëüíûì ÁÀ ñ ÷åòâåðòîé ñòåïåíüþ äâèãàòåëüíûõ âîçìîæíîñòåé íàçíà÷àåòñÿ òåìï — íà ïîäúåìå 50—60 ñòóï/ìèí, à ïðè ñïóñêå — 110—120 ñòóï/ìèí. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü êàæäîé òðåíèðîâêè äî 30 ìèí.

Ïëàâàíèå

Ïëàâàíèå ïðîâîäèòñÿ ñòèëåì áðàññ. Êàæäàÿ òðåíèðîâêà ñîñòîèò èç 3—5-ìèíóòíîãî ïîäãîòîâèòåëüíîãî ïåðèîäà (âûïîëíÿþòñÿ â âîäå ãèìíàñòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ è «ïëàâàíèå» íà ìåñòå), îñíîâíîãî è çàêëþ÷èòåëüíîãî (ìåäëåííîå ïëàâàíèå â òå÷åíèå 3 ìèí) ïåðèîäîâ. Ïëàâàíèå ïðîâîäèòñÿ èíòåðâàëüíûì ìåòîäîì.

Áåã

 ïåðâîé ïîëîâèíå òðåíèðóþùåãî êóðñà ðåêîìåíäóåòñÿ áåã íà ìåñòå â òåìïå 150—160 øàãîâ/ìèí. Åñëè Ò×ÑÑ (òðåíèðîâî÷íàÿ ÷àñòîòà ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé) íå äîñòèãàåò çàäàííîé âåëè÷èíû (ðàññ÷èòàòü ñâîþ Ò×ÑÑ âû ìîæåòå â êàáèíåòå ñïîðòèâíîãî âðà÷à), òî òåìï óâåëè÷èâàþò äî 170—180 øàãîâ/ìèí.  ïîñëåäóþùåì èñïîëüçóåòñÿ áåã òðóñöîé ïî ðîâíîé ìåñòíîñòè ñî ñêîðîñòüþ íå áîëåå 7—8 êì/÷, íî íàèáîëåå îïòèìàëüíûì è äîñòîâåðíûì îðèåíòèðîì, âûïîëíÿåìîé íàãðóçêè áóäåò — îòñëåæèâàíèå ñâîåé Ò×ÑÑ âî âðåìÿ íàãðóçêè, ñ ïîìîùüþ ìîíèòîðà ×ÑÑ «Polar».

Áëî÷íûå òðåíàæåðû è óïðàæíåíèÿ ñ îòÿãîùåíèÿìè

Ïðè âûïîëíåíèè óïðàæíåíèé íåîáõîäèìî ñëåäèòü çà ïðàâèëüíûì äûõàíèåì. Íàèáîëåå áëàãîïðèÿòíîå âîçäåéñòâèå îêàçûâàþò óïðàæíåíèÿ íà ðàçâèòèå äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû: ïóëîâåð, ðàçâåäåíèå ãàíòåëåé ëåæà, òðåíàæåð «áàáî÷êà», êðîññîâåð, ïîäòÿãèâàíèÿ íà ïåðåêëàäèíå, òÿãà áëîêà çà ãîëîâó; óïðàæíåíèÿ íà ðàçâèòèå áðþøíîãî ïðåññà: ðàçëè÷íîãî ðîäà ñêðó÷èâàíèÿ. (Òåõíèêó âûïîëíåíèÿ óïðàæíåíèé, ïðàâèëüíîå äûõàíèå âî âðåìÿ âûïîëíåíèÿ óïðàæíåíèé âû ìîæåòå óçíàòü ó èíñòðóêòîðîâ òðåíàæåðíîãî çàëà èëè â êàáèíåòå ñïîðòèâíîãî âðà÷à).

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник

– общие
противопоказания для проведения ЛФК;

– дыхательная и
сердечная недостаточность с декомпенсацией
функций этих систем;

– астматический
статус.

Средства, формы, методы лфк при бронхиальной астме

Физические
упражнения

Исходные положения
– лежа на спине с приподнятым головным
концом кровати, сидя на стуле (подобрать
удобную для больного ребенка позу с
целью максимально возможного расслабления
мышц), что способствует лучшей экскурсии
грудной клетки, облегчает выдох.

В первые дни в
занятия вводят упражнения для мелких
и средних мышечных групп и суставов
дистальных отделов конечностей в
сочетании с дыхательными упражнениями.
По мере улучшения состояния в занятия
включают активные движения конечностями
(средние и крупные мышечные группы и
суставы), туловищем в сочетании с
дыхательными упражнениями и паузами
для пассивного отдыха и расслаблением
мышц. Занятия дополняют ходьбой в
пределах палаты, затем отделения. Во
время ходьбы ребенок выполняет упражнения
с предметами.

Любое упражнение
выполняют на выдохе (например, наклоны
туловища, сгибание и разгибание), после
нескольких повторений движения следует
сделать паузу для отдыха или предложить
упражнения, направленные на расслабление
мышечных групп.

Больным бронхиальной
астмой противопоказаны упражнения,
связанные с натуживанием и задержкой
дыхания более 5–7 с.

Соотношение
дыхательных и общеразвивающих упражнений
должно быть равным 1:1, дыхательные
упражнения не должны занимать более
40–50% общего времени занятия. В
подготовительном периоде обязательно
строгое распределение нагрузки по
частям процедуры лечебной гимнастики.

После восстановления
основных показателей функции внешнего
дыхания в занятия включают общеразвивающие
упражнения, способствующие тренировке
экстракардиальных факторов кровообращения,
повышению силы мышц спины, ног и рук.
После одного–двух общеразвивающих
упражнений должны следовать упражнения
на расслабление мышц.

В период ремиссии
включают также упражнения с небольшими
отягощениями, дозированным сопротивлением,
со снарядами и на снарядах в сочетании
с дыхательными упражнениями.

При наличии такой
клинико–этиологической формы бронхиальной
астмы, как астма физического усилия
(напряжения), противопоказаны все формы
физической культуры, сопряженные с
воздействием холодного воздуха на
воздухоносные пути.

Массаж

Как неспецифический
раздражитель массаж грудной клетки
может использоваться по методикам
местного и рефлекторного воздействия
и включать в себя различные приемы,
такие как перкуссия, вибрация, постуральный
дренаж.

Во время приступа
целесообразно провести массаж грудной
клетки, включая межреберные промежутки,
массаж мышц живота и воротниковой зоны.

На ранних этапах
развития бронхоспазма или как
вспомогательное средство купирования
приступа очень эффективны приемы
точечного массажа. В межприступном
периоде массаж биологически активных
точек проводят 1 раз в день с превентивной
целью.

Кроме того, в
межприступный период используют
сегментарный массаж и самомассаж.

Естественные
факторы природы

Галотерапия
(спелеотерапия) является одним из
наиболее популярных методов альтернативной
медицины при бронхиальной астме.
Галотерапия – метод лечения, основанный
на применении искусственного микроклимата,
близкого по параметрам к условиям
подземных пещер или соляных копей.
Основными действующими факторами
воздушной среды соляных копей, пещер
или галокамер являются высокодисперсный
аэрозоль хлорида натрия, а также
отрицательные аэроионы.

Очень важным
фактором является присутствие в соляных
пещерах больших концентраций углекислого
газа. В атмосфере содержатся очень
низкие концентрации углекислого газа
(0,03%), концентрация же его в соляной
пещере в 5 или 10 раз выше, однако не
является критической. В то же время
более высокое содержание углекислого
газа оказывает воздействие на вегетативную
нервную систему и стимулирует более
глубокое и интенсивное дыхание, что
дает эффект дыхательной тренировки.

Современная
галокамера представляет собой специально
оборудованное помещение, на стены
которого нанесено специальное солевое
покрытие. Оно является буферной емкостью
по отношению к атмосферной влаге,
способствует поддержанию асептических
и гипоаллергенных условий среды. В
лечебном помещении галокамеры создается
и поддерживается лечебная аэродисперсная
среда, насыщенная сухим аэрозолем
хлорида натрия с преобладающей
респирабельной фракцией частиц в
определенных диапазонах концентрации,
в результате чего реализуются такие
лечебные эффекты, как противоотечный,
бактерицидный, муколитический,
гипосенсибилизирующий, седативный.
Галоаэрозоль, состоящий из отрицательно
заряженных частиц сухого хлорида натрия,
проникает в глубокие периферические
отделы респираторного тракта и оказывает
мукорегулирующее действие. При проведении
повторных процедур галоаэрозоль
действует как физиологический стимулятор
защитных реакций дыхательных путей.
Положительное действие при бронхиальной
обструкции наблюдается независимо от
ее характера, но наиболее отчетливо
проявляется при высокой степени.
Эффективность действия галоаэрозольной
терапии на бронхиальную проходимость
обусловлена влиянием на воспалительный
компонент, изменением реологических
свойств мокроты, приводящим к повышению
скорости мукоцилиарного клиренса.
Улучшение дренажной функции и уменьшение
воспаления дыхательных путей могут
опосредованно способствовать снижению
гиперреактивности бронхов и оказывать
влияние на бронхообструктивный компонент.

Спелеотерапия –
метод, который позволяет создавать на
короткий промежуток времени «идеальные»
условия окружающей среды, что очень
важно для ребенка, страдающего бронхиальной
астмой.

Одним из
патогенетически обоснованных методов
физиотерапии, часто применяемых при
бронхиальной астме, являются аэрозольтерапия
и ее разновидность – небулайзерная
терапия. Для ингаляций применяют
лекарственные препараты.

Кроме того, в
лечебно-реабилитационный комплекс при
бронхиальной астме достаточно часто
включают аэроионотерапию, электрофорез,
импульсные токи, низкочастотную
магнитотерапию (в том числе на область
проекции надпочечников), лазерное
излучение, высокочастотную терапию на
область проекции корней легких,
теплолечение.

В общем комплексе
реабилитационных мероприятий рекомендовано
курортное лечение, климато-, бальнео-,
пелоидотерапия. При назначении курортного
лечения учитывается тяжесть клинического
течения заболевания, сезон года и
климатогеографические особенности
курорта. На горных климатических курортах
показано лечение больных бронхиальной
астмой независимо от клинико-этиологической
формы, с сопутствующими аллергическими
заболеваниями, с явлениями выраженной
реактивности бронхов, с нервно-психическими
и эндокринными патогенетическими
сдвигами. Надо учитывать, что высокогорная
гипоксия активирует функцию надпочечников
как у здоровых людей, так и у больных
бронхиальной астмой. На приморские
курорты целесообразно направление
больных с бронхиальной астмой, осложненной
эмфиземой легких, и при наличии нестойкой
ремиссии воспалительного процесса в
бронхолегочном аппарате. При этом не
рекомендуется вывозить детей на
Черноморское побережье Кавказа. Лучшим
выбором считается Кисловодск, далее –
южный берег Крыма. Лечение в местных
специализированных санаториях и
отделениях, где микроклиматические
условия мало отличаются от места
постоянного жительства больных,
проводится лицам с нестойкой ремиссией,
при выраженной легочной недостаточности
и реконвалесцентам. Кроме того, в местные
оздоровительные базы (санатории, дома
отдыха, профилактории), расположенные
в благоприятных микроклиматических
зонах (сухая местность со смешанным
лиственным лесом, подальше от сосновых
массивов, так как замечено, что в ряде
случаев резкий сосновый запах может
поддерживать астматическое состояние),
показано направление лиц, угрожаемых
по бронхиальной астме, или с явлениями
предболезни. В некоторых лечебных
учреждениях внедрены так называемые
безаллергенные палаты, в которых
формируется воздушная среда со сниженным
содержанием аллергенов с помощью
воздухоочищающих аппаратов, позволяющих
элиминировать пыль, пыльцу растений,
клещи, грибы, вирусы, бактерии, различные
газообразные вещества, такие, как окись
азота, окись серы, табачный дым.

Закаливание

Поскольку часто
бронхиальная астма носит
инфекционно-аллергический характер,
важно повышение общего иммунитета, что
достигается закаливанием. Для закаливания
детей, страдающих бронхиальной астмой,
рекомендует ежедневные ножные ванны
по следующей схеме: перед сном погружают
в таз с чуть теплой водой (37–38°С) только
ступни. Первый день вся процедура
занимает только 1 минуту. Ноги из воды
вынимают и насухо вытирают. На другой
день ножные ванны проводят уже две
минуты и так каждый день прибавляют по
одной минуте. Через 10 дней температуру
воды в тазу снижают до комнатной –
18-20°С. Еще через 10 дней в таз уже можно
наливать воду прямо из водопроводного
крана. В последующие дни ножную ванну
проделывают в течение 10 минут.

Источник