Дыхательная гимнастика для ребенка 4 года при астме
Алёнушка — будущий врач
Бронхиальная астма – это болезнь, при которой увеличивается реактивность трахеи и бронхов к разным раздражителям (запах, пух, шерсть животных и прочее.) Проявляется в виде затруднённого дыхания из-за сужения дыхательных путей. В мире болеют около 300 миллионов людей.
Бронхиальной астмой страдают не только взрослые, но и дети, особенно в возрасте от 7 до 14 лет. Нередко признаки заболевания возникают и в первые три года жизни. Такое раннее проявление болезни объясняется тем, что в этом возрасте головной мозг быстро развивается, что и обусловливает особую чувствительность организма к раздражителям как внешней, так и внутренней среды.
Течение астмы у детей врачи определяют как астматический бронхит (обычно в возрасте до 5-7 лет), когда в бронхолегочной системе особых изменений не наблюдается, или как бронхиальную астму с осложнениями пневмонией, с хроническим бронхитом.
Родители всегда, а при лечении бронхиальной астмы особенно, должны обращать внимание на то, чтобы ребенок дышал через нос.
Доказано, что если дети дышат через рот, то это отражается на регуляции дыхания. Дыхание учащается, возникает одышка (при этом нарушается кровообращение и возникает расстройство равновесия процессов возбуждения и торможения).
Установлено, что тонус бронхиальных мышц регулируется особым центром, взаимосвязанным с рецепторами носовой полости, воспринимающими ток воздуха. Это рефлекторно ведет к расширению бронхиол.
Также установлено, что у детей, больных астмой, подвижность диафрагмы (самой сильной мышцы, обеспечивающей вдох) уменьшена, а легочная вентиляция снижена. При этом возникает беспорядочное движение ребер и диафрагмы, поверхностный вдох и слабый выдох не только во время приступа, но и в другое время.
Вот почему родители просто обязаны от двух до трёх раз в день регулярно заниматься дыхательными и физическими упражнениями с детьми, страдающими бронхиальной астмой. Этим они закрепят и обеспечат более эффективное и быстрое комплексное лечение, назначенное врачом.
При бронхиальной астме ухудшается общее состояние ребенка. Поэтому в тот период, когда нет приступов, больной должен как можно больше времени находиться на свежем воздухе, играть и развлекаться. Необходимо, однако, избегать утомления и перевозбуждения.
Основы правильных навыков дыхания и движения, обеспечивающих здоровье ребенка, закладываются на ежедневных занятиях физкультурой дома, под руководством родителей. Многочисленные наблюдения показывают, что чем младше ребенок, тем более устойчивы результаты лечения.
Под влиянием дыхательной гимнастики и физических упражнений довольно скоро (после 10-17 занятий) наступает значительное улучшение. Однако курс лечения нужно продолжать не менее 2-3 месяцев.
Затем, для закрепления достигнутых результатов, необходимо по 2 раза в неделю повторять рекомендуемый нами комплекс упражнений.
Курс дыхательных упражнений
Тренировка носового — диафрагмального дыхания.
1. Вдохнуть, приподняв пальцем кончик носа и немного выпятив живот (диафрагмальное дыхание), выдыхать ровной струей, как будто задувая свечку.
2. Вдох такой же, как при упр. № 1, после короткой задержки дыхания; при выдохе тихо пройтись «кошачьим» шагом от стула до стула (чтобы шагов не было слышно).
3. Вдох такой же, как при упр. № 1, но живот не выпячивать; при выдохе произносить «хрым-храм», на каждом слоге поочередно втягивать и выпячивать живот.
4.Как можно медленнее вдохнуть через одну ноздрю (другую зажать пальцем), наполняя воздухом живот, и выдохнуть через нос со звуком «м-м».
5.Вдох как при упр. № 1; выдохнуть через нос себе на ладонь сильной, но ровной струей.
6.Вдох как при упр. № 1; выдыхая, сдуть с ладони спичечную коробку.
Все эти упражнения надо повторять по нескольку раз, как бы соревнуясь с ребенком, то есть подавая упражнения в виде игровых заданий. Главное — избегать утомления.
Упражнение с использованием звуковой вибрации и электровибратора
1.Вдохнуть животом (диафрагмальное дыхание); при выдохе петь «хрым» или «сын», втягивая постепенно живот так, чтобы дребезжание ощущалось на макушке. 4 — 6 раз.
2.Вдох такой же, петь «храм», выпячивая живот так, чтобы дребезжание ощущалось на груди. Петь на низком тоне. 6-8 раз.
3.Головку электровибратора поставить в ямочку под ключицей без нажима, поочередно на левой и правой стороне груди. Продолжительность вибрации для детей от 3 до 7 лет 10-20 секунд, старше — 20 60 секунд. Во время вибрации ребенок жужжит, произнося «ж». Это упражнение надо выполнять через день в течение двух недель.
4.Вдох животом, при выдохе петь «жжж» ровной струей, при этом живот надо ритмично втягивать и выпячивать.
5.Вдох такой же; при выдохе, выпячивая живот, произносить «жду», а втягивая живот — «жу-жу». Вибрация передается на голосовые связки, что вызывает рефлекторное расширение бронхиол.
Комплекс упражнений, способствующих усвоению гармонично-полного дыхания
1.Выдохнуть ровной струей через рот на перышко, подвешенное на ниточке. Немного задержать дыхание (на счет 1, 2, 3). Вдохнуть потягиваясь и зевая. Надо следить, чтобы ребенок при вдохе не втягивал живот. 4-6 раз.
2. Сдувать ровной струей с ладони вверх легкое перышко. Немного задержать дыхание. Затем бесшумно вдохнуть через нос, не втягивая живот. Взрослый во время вдоха говорит: «Ах, как пахнет цветок». 3-4 раза.
3. Выдувать воздух через трубочку ровной струей в стакан с водой. Вдох сделать как бы спиною, почти одновременно наполняя живот и грудь. 4-6 рал.
4.Выдохнуть на ладонь узкой, сильной, холодной струей. Медленно вдохнуть ртом через трубочку (всасывать воздух). 3 раза.
5. Выдохнуть спокойно, шагая со свистом или со звуком «ссс». Сделать гармонично-полный вдох, стоя на месте. 4 раза.
Примечание. Усвоив курс обязательных дыхательных упражнений, необходимо в дальнейшем выполнять их между физическими упражнениями.
Дети 7-15 лет после окончания обязательного курса дыхательных упражнений приступают к следующим заданиям, предназначенным для регуляции ритма дыхания во время ходьбы и бега.
Специальные задания
1.Гармонично-полное дыхание при ходьбе. Дышите, чтобы было удобно, считая, на сколько шагов делается вдох и выдох.
2.Шагая, укорачивайте вдох на один шаг, а выдох удлиняйте на один шаг.
3.Вдох укорачивайте на 2 шага, а выдох удлиняйте на 2 шага.
4.Сделайте гармонично-полный вдох, стоя на месте. Шагая, выдохните со звуком «с» (через рот), со звуком «м» (через нос) и со звуком «ж» (через рот).
5. Шагая, сделайте гармонично-полный вдох на 2 шага. Задержите дыхание на 1 шаг. На 3-4 шага — выдохните; в конце выдоха подтяните живот.
6.Сделайте гармонично-полный вдох стоя; на выдохе попробуйте пробежаться. Затем отдохните 2 дыхательных цикла (вдох-выдох, вдох-выдох). После вдоха пробегитесь, при выдохе — попрыгайте на месте. Отдохните 3 дыхательных цикла. Каждое упражнение повторяйте по нескольку раз.
Одновременно с дыхательными упражнениями во время ходьбы дети 12-15 лет должны регулярно заниматься физическими упражнениями из обязательного курса дыхательных упражнений (по выбору).
Держите осанку или профилактика сколиозов
Источник
Астма – серьезное заболевание, лечить которое можно при использовании медикаментов, а также комплекса дыхательной гимнастики. Правильная техника выполнения способствует улучшению работы дыхательных органов.
Дыхательная гимнастика при астме увеличивает эластичность стенок бронхов, по кровеносным сосудам в большем объеме поступает кровь, перенося достаточное количество кислорода. Кроме того, она является эффективным способом предупреждения инсульта.
Польза дыхательной гимнастики при астме
Если правильно выполнять лечебную гимнастику, то она не только помогает организму бороться с заболеванием, но и оказывает положительное воздействие на организм в целом:
- обмен веществ приходит в норму;
- снижается содержание холестерина;
- иммунитет укрепляется;
- сердце работает правильно, без нарушений;
- нервная система пациента становится выносливее, снимается стресс.
Если говорить о гимнастике для дыхания в целом, то стоит сказать, что она повышает качество жизни пациента.
С точки зрения воздействия на заболевание можно отметить следующее положительное влияние упражнений:
- газообмен в органах дыхательной системы нормализуется, и клетки получают необходимое количество кислорода;
- при правильном дыхании лучше отходит слизь из бронхов;
- мышцы грудной клетки становятся крепче и эластичнее;
- предотвращается застой крови в легких;
- предупреждается появление спаек.
Какие результаты достигаются
Дыхание при бронхиальной астме – важный момент, которому стоит уделять большое внимание. Если правильно и регулярно выполнять дыхательную гимнастику, можно добиться желаемых результатов.
Бронхи освобождаются от слизи, улучшается вентиляция и дыхательная функция легких. Дышать правильно при астме – это значит снизить до минимума частоту приступов удушья.
Правильное выполнение упражнений позволяет добиться следующих результатов:
- уменьшается выраженность симптомов;
- дыхательный аппарат восстанавливается и приходит в норму;
- улучшается эмоциональное состояние;
- снижается воздействие стрессов, которые усугубляют заболевание;
- нормализуется сон.
Для того чтобы добиться максимального результата, специалисты советуют делать гимнастику в полной тишине. Не стоит включать музыку, лучше сосредоточиться на вдохах и выдохах. Главными принципами занятий должны стать регулярность, правильность выполнения упражнений и серьезный подход.
Основные правила выполнения гимнастики
Дыхательные упражнения при астме, а также при бронхите должны проводиться в полном покое, без спешки и регулярно.
Есть ряд правил проведения тренировки при бронхиальной астме, следуя которым можно избежать большой нагрузки на организм и добиться лучшего результата:
- во время гимнастики необходимо дышать ртом. Если не следовать данному правилу при выполнении упражнений для лечения бронхиальной астмы, то содержимое из носоглотки может попасть в легкие, и занятия не только не дадут нужного эффекта, но еще и навредят организму;
- при обострении заболевания упражнения нужно выполнять в перерывах между приступами. Если не следовать этому правилу, то возможно появление сильнейшего кашля и бронхоспазмов;
- дыхание должно быть поверхностным, чтобы не спровоцировать усиление симптомов заболевания. Эмоции необходимо контролировать;
- регулярность – главное требование к выполнению упражнений.
Упражнения назначаются в соответствии с индивидуальными особенностями больного. Необходимо следовать всем рекомендациям, которые дает лечащий врач.
Методики дыхательной гимнастики
Методик проведения гимнастики при астме большое количество. Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика по Бутейко и Стрельниковой.
Выполнение этих двух видов гимнастики при астме доступно не только взрослым, но и детям.
Обратите внимание: независимо от того, какая методика была назначена пациенту, в случае если при выполнении упражнений появляется неприятное ощущение или кашель, обязательно стоит об этом сказать врачу для дальнейшей коррекции занятий. Любая из методик не должна вызывать дискомфорта!
Общий комплекс упражнений
Дыхательные упражнения при бронхиальной астме выполняются комплексно. Тренировки начинаются с минимальной нагрузки, которая постепенно увеличивается.
Основным преимуществом является то, что для гимнастики не требуется специальных приспособлений. Достаточно находиться в тишине и четко следовать правилам проведения упражнений.
Основной комплекс упражнений включает движения, которые используются в любой методике и помогают нормализовать дыхание:
- как правило, при астме мокрота и слизь накапливается внутри бронхов в ночное время. Чтобы прочистить их, необходимо, не вставая с постели, подтянуть ноги, согнутые в коленях, к груди, при этом, как только ноги приблизились к грудной клетке, нужно сделать выдох ртом. На начальном этапе, примерно первые 10-15 дней, упражнение повторяется не менее 10 раз, а затем количество постепенно увеличивается;
- после выполнения первого упражнения нужно встать на ноги, руки — на талии. Следует вдохнуть максимальное количество воздуха носом, при этом живот должен максимально округлиться. Далее делается резкий выдох, и живот должен максимально втянуться. В случае если упражнение делает астматик, то не рекомендовано его выполнять более 10 раз за один подход. Если при выполнении появляется головокружение, занятия прекращаются;
- «поочередное дыхание» — вдыхать по очереди то правой, то левой ноздрей. Постоянно меняя одну сторону на другую, повторить не менее 10 раз;
- для того чтобы борьба с астмой была более эффективной, необходимо проводить глубокую вентиляцию легких. Для этого пациент усаживается на стул, руки на колени. Вдох – руки развести, выдох — руки соединить на левом колене и потянуть его к груди. То же самое повторяется и с правым коленом. При осложнениях бронхиальной астмы упражнение делается не более 10 раз;
- астмой болеют не только взрослые, но и дети. Усадить ребенка и заставить его делать упражнения достаточно сложно. Поэтому можно с ним поиграть. Для этого ребенок вдыхает большое количество воздуха ртом, а выдох должен быть медленным. Можно использовать трубочку, опущенную в воду, через которую ребенок будет выдыхать. При данном упражнении нужно наблюдать, чтобы время выдоха постепенно увеличивалось.
Правильное выполнение упражнений – залог того, что приступы астмы станут повторяться все реже и реже.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой
Дыхательная гимнастика Стрельниковой пользуется большой популярностью не только среди больных астмой, но и среди докторов, которые рекомендуют ее выполнять.
Дыхательные упражнения при бронхиальной астме были разработаны Стрельниковой несколько десятков лет назад. Основная цель методики заключается не только в помощи больному с астматическими приступами, но и в улучшении состояния здоровья в целом.
В 1980 году информация о методике появилась в популярном в то время журнале «Физкультура и спорт», после чего методика не только получила широкое распространение, но и за время своего существования помогла справиться с приступами большому количеству людей.
Согласно наблюдениям врачей, помощь от методики будет только в том случае, если пациент выполняет упражнения два раза в день. Кроме астмы, занятия способствуют улучшению процессов метаболизма, кровообращения, восстановлению нервной системы.
Методика помогает при пневмонии и застойных процессах в легких. В гимнастике задействованы все части тела: руки, голова, ноги, пресс, даже таз. Для того чтобы правильно выполнять все упражнения, необходимо воспользоваться рекомендациями и изучить методику более подробно.
Как правильно делать упражнения по Стрельниковой:
- воздух нужно вдыхать только носом. Вдох должен быть резким. Не стоит концентрировать внимание на выдохе, так как это отвлекает;
- выдох проводится через нос, при этом сопровождается определенными телодвижениями;
- вдыхать воздух нужно в ритме строевого шага;
- все упражнения делаются на счет 8. Считать нужно мысленно;
- можно делать гимнастику стоя, лежа или сидя. Выбор положения зависит от пациента.
Примеры практических упражнений
Рассмотрим несколько упражнений, которыми должен овладеть каждый пациент на начальном этапе:
- «ладошки» — стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. Быстро проводится 4 резких вдоха. При этом ладони с каждым вдохом сжимаются в кулак. При выдохе ладони произвольно разжимаются. Упражнение повторяется не менее 96 раз. Обратите внимание – при выполнении данного упражнения тело остается неподвижным, работают только ладони и дыхательная система;
- «погончики» — упражнение выполняется стоя, ноги на ширине плеч. Руки прижаты к телу на уровне пояса и сжаты в кулаки. При каждом вдохе руки как будто отталкивают что-то вниз. При вдохе руки возвращаются в исходное положение. Упражнение делается блоками: 4 подхода по 12 раз.
Это два упражнения, с которых стоит начинать лечебную гимнастику. Далее постепенно прибавляются дополнительные упражнения. Новые упражнения нужно делать не все сразу, а вводить постепенно.
Полный комплекс упражнений можно посмотреть на официальном сайте Стрельниковой.
Обратите внимание: предложенная гимнастика признана достаточно эффективной, и очень важно, если на момент приступа больной ей владеет. При сильном приступе можно сесть, руки упереть в колени, слегка наклоняясь, вдохнуть и отклониться назад, позволяя воздуху выйти. Повторить 2-4 раза и сделать перерыв на 10 секунд.
При появлении заболевания у ребенка многие врачи рекомендуют посещение ЛФК, но, в соответствии с теорией Стрельниковой, она запрещена, так как вызвать приступ и усугубить заболевание может именно физическая нагрузка. Поэтому оптимальным вариантом в борьбе с болезнью станет дыхательная гимнастика. Упражнения с ребенком лучше выполнять вместе, превращая их в игру.
Несмотря на все положительные моменты дыхательной гимнастики, пациент в период занятий должен наблюдаться у врача. Он будет контролировать состояние больного и при необходимости назначит лекарственные препараты.
Дыхательная гимнастика по Бутейко
Бронхиальную астму можно лечить при помощи дыхательной гимнастики по методу Бутейко. Метод был предложен еще в 1952 году, но до сих пор широко используется при лечении заболевания.
Основной причиной появления бронхиальной астмы автор считает отсутствие в организме необходимого количества углекислого газа. Глубокий вдох позволяет поступать кислороду внутрь организма, уменьшая количество углекислого газа.
Из-за недостатка углекислого газа развивается бронхоспазм, уменьшается поступление воздуха, что может привести к кислородному голоданию.
Поэтому, по мнению Бутейко, вдох при астме должен быть неглубоким. Задержать дыхание может каждый, но вот научиться дышать поверхностно — нет.
Результат можно увидеть только при регулярных тренировках. Основные упражнения методики основаны на уменьшении поступления кислорода в организм и накоплении углекислого газа:
- полный вдох грудью, задержка дыхания на 7,5 секунды. После пауза 5 секунд, и повторяется все с самого начала не менее 10 раз;
- вдох ноздрями поочередно: 10 раз одной ноздрей, 10 — другой;
- для того чтобы легкие работали правильно, необходимо проводить глубокую вентиляцию легких. Необходимо сделать 12 предельно глубоких вдохов в течение 60 секунд. На каждый вдох отводится не более 5 секунд;
- дышать можно по уровням, на каждом уровне на вдох отводится свое количество времени. Это так называемое редкое дыхание.
Все упражнения по Бутейко выполняются в положении стоя или сидя. После занятий нужно принять комфортную позу и расслабиться. В таком положении следует находиться до тех пор, пока дыхание не восстановится и не станет ровным.
Звуковая гимнастика
Звуковая гимнастика незаменима для восстановления дыхательных органов при астме. Упражнения включают в себя не только занятия физической культурой, но еще и обучение правильному дыханию с использованием различных звуков.
Звуки, которые пациент произносит при дыхательных упражнениях, оказывают благотворное воздействие на организм и помогают избежать приступов астмы.
Звук создает вибрацию, которая, опускаясь в грудную клетку, способствует расслаблению мышц, благодаря этому пациент лучше дышит, и астматические приступы происходят реже. Для того чтобы гимнастика принесла пользу, а не вред, необходимо соблюдать основные правила ее выполнения:
- каждое звуковое упражнение начинается и заканчивается звуками «ппф». Они произносятся при сложении губ трубочкой;
- обязательным условием является произношение закрытого звука «ммм». Это упражнение проводится в положении сидя, руки нужно сложить на коленях;
- звук должен издаваться пациентом на выдохе;
- длительность звучания постепенно увеличивается с 5 до 30 секунд.
Нельзя начинать гимнастику со сложных упражнений. Есть несколько этапов, которые необходимо выполнять поочередно. На подготовительном этапе пациент учится произносить звуки «о», «у», «е». При переходе к первому этапу произносятся звуки «д», «с», «з».
Звуковую гимнастику, как и все другие упражнения, можно делать только в период, когда отсутствуют приступы. Комплексное лечение должно включать упражнения, связанные с физической нагрузкой, дыхательные тренировки и звуковую гимнастику.
Дыхательная гимнастика йогов
Дыхательные упражнения для лечения астмы занимают особое место среди лечебной медицины стран Востока. Йога позволяет делать дыхательную гимнастику при астме в полном объеме.
При этом задействованы не только легкие, но и вся мускулатура органов дыхания, и вспомогательные мышцы. Все упражнения йогов выполняются в положении сидя, ноги скрещены «по-турецки».
Йоги рекомендуют: постарайтесь почувствовать, как движется воздух внутри вашего организма. Он должен заполнить живот, грудь, а только потом появится ощущение того, что воздух подходит к ключицам.
Дыхательная гимнастика при астме у детей
Дыхательная гимнастика для лечения бронхиальной астмы у детей несколько отличается от занятий для взрослых. Упражнения для восстановления дыхания при астме можно выполнять ребенку с 3 лет.
Независимо от того, какая методика была выбрана в качестве лечения заболевания, нельзя малыша заставлять заниматься насильно. Все проводится исключительно в форме игры.
Основная задача родителя в данном процессе — научить ребенка дышать через нос. Упражнения при астме для детей те же самые, что и для взрослых. Желательно, чтобы на первых занятиях с ребенком занимался инструктор, который объяснит, как правильно делать гимнастику.
Противопоказания к проведению гимнастики
Дыхательная гимнастика при астме – это дополнение к основному лечению, но несмотря на то что в большинстве случаев она влияет положительно на организм, бывают и такие ситуации, когда занятия приносят вред.
Поэтому дыхательную гимнастику для астматиков стоит прекратить в случае:
- появления приступов удушья в процессе выполнения упражнений;
- сильного кашля (сухого или влажного);
- развития воспалительного процесса;
- тромбофлебита;
- плохой вентиляции в помещении. Обязательным условием выполнения занятий должен стать свежий воздух;
- при онкологических заболеваниях гимнастику делать нельзя.
Следуя основным правилам, можно в кратчайшие сроки пусть не избавиться от заболевания, но снизить частоту приступов.
В заключение
Проведение гимнастики при бронхиальной астме — важный момент в борьбе с заболеваниями дыхательных путей.
Правильная организация занятий, их регулярность – залог того, что в кратчайшие сроки больной научится правильно дышать и контролировать свой страх, что позволит сократить продолжительность приступа.
Лечебная физическая культура назначается врачом, который наблюдает пациента длительное время.
Источник