Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме отзывы
Дыхательная гимнастика по Бутейко.
Я нашла эту статью на сайте,сама я занималась этой гимнастикой,
Результаты правда поражают,это действует-нужно только терпение.
Попробуйте,попытка не пытка!
Объект, позволяющий человеку дышать неглубоко — диафрагма. К.П.Бутейко сформулировал суть своего метода как уменьшение глубины дыхания расслаблением диафрагмы.
Правильное дыхание по Бутейко не видно и не слышно, только через нос. Вдох такой маленький, что ни грудь, ни живот не колышутся. Дыхание очень поверхностное, воздух опускается примерно до ключиц, а ниже «стоит» углекислота. Вы как будто нюхаете неизвестный вам, возможно, ядовитое вещество. При этом вдох длится 2-3 секунды, выдох 3-4 секунды, а затем пауза 3-4 секунды, объем вдыхаемого воздуха, чем меньше, тем лучше.
И так приступим к началу занятий упражнениями. Сядьте на стул, расслабьтесь, взгляд чуть выше линии глаз. Расслабьте диафрагму (дыхание должно быть мелким) в груди появилось ощущение нехватки воздуха. Оставайтесь в таком состоянии 10-15 минут. Если желание вздохнуть усилилось, усильте чуть глубину дыхания. При этом дышите как бы самыми верхушками легких. При правильной тренировки обязательно появится сначала тепло потом станет жарко, минут через 5-7 может появиться испарина с любым желанием вздохнуть – боритесь только расслаблением диафрагмы.
После тренировки, выходите из этого состояния, не углубляя дыхания.
После тренировки МП должна быть на 1-2 секунды больше.
Расчет уровня СО2 в организме: при паузе 15 секунд углекислота составляет 4-4,5%, при норме 6,5% ваша пауза должна составлять 60 секунд. Из этого следует, что 60:15= 4 , то есть вы дышите глубже нормы в 4 раза.
Все упражнения выполняются обязательно с дыханием через нос и без шума. Перед выполнением комплекса и после него выполняются контрольные измерения: МП — максимальная пауза, пульс. В норме, для взрослых людей, МП на удовлетворительно — 30 сек., на хорошо — 60 сек., на отлично — 90 сек. Пульс на удовлетворительно — 70 уд/мин., на хорошо — 60 уд/мин. на отлично — 50 уд/мин. Для детей среднего и старшего школьного возрастов МП в норме на 1/3 меньше, пульс на 10 уд/мин. больше. Для детей дошкольного и младшего школьного возрастов МП на 2/3 меньше, пульс на 20 уд/мин. больше.
Рекомендуемый комплекс упражнений
Комплекс дыхательных упражнений К.П. Бутейко, направленный на развитие нужного дыхания, а также на развитие способности человека задерживать дыхание, как на вдохе, так и на выдохе, как в состоянии покоя, так и при физической нагрузке.
1. Работают верхние отделы легких:
5 секунд вдох, 5 секунд выдох, расслабляя мышцы грудной клетки; 5 секунд пауза, не дышите, находитесь в максимальном расслаблении. 10 раз. ( 2,5 минуты)
2. Полное дыхание. Диафрагмальное и грудное дыхание вместе.
7,5 секунды – вдох, начиная с диафрагмального дыхания и заканчивая грудным дыханием; 7,5 секунды – выдох, начиная с верхних отделов легких и заканчивая нижними отделами легких, т.е. диафрагмой; 5 секунд – пауза. 10 раз. ( 3,5 минуты)
3. Точечный массаж точек носа на максимальной паузе. 1 раз .
4. Полное дыхание через правую, затем левую половины носа. По 10 раз.
5. Втягивание живота.
В течение 7,5 секунды – полный вдох, 7,5 секунды – максимальный выдох, 5 секунд – пауза, удерживая втянутыми мышцы живота . 10 раз. ( 3,5 минуты)
6. Максимальная вентиляция легких (МВЛ).
Выполняем 12 быстрых максимальных вдохов и выдохов, т.е. 2,5 секунды – вдох, 2,5 секунды – выдох, в течение 1 минуты. После МВЛ сразу выполняем максимальную паузу (МП) на выдохе, до предела. Выполняется МВЛ 1 раз.
7. Редкое дыхание. ( По уровням)
Первый уровень:
1-5 секунд – вдох, 5 секунд – выдох, 5 секунд – пауза. Получается 4 дыхания в минуту. Выполняйте 1 минуту, затем, не прекращая дыхания, выполняются следующие уровни.
Второй уровень:
2-5 секунд – вдох, 5 секунд – задержка дыхания после вдоха, 5 секунд – выдох, 5 секунд – пауза. Получается 3 дыхания в минуту. Выполняется 2 минуты
Третий уровень:
3-7,5 секунды – вдох, 7,5 се
Источник
Так как я с ребенком занимаюсь гимнастикой не так давно и вышла на неё почти случайно(благодаря хорошим словам, сказанным о ней одной знакомой лет 10 назад) мне хотелось бы услышать мнения уже опытных людей.Думаю для полного представления о предмете всегда необходимо знать о «подводных камнях».
С точки зрения своего опыта, могу отметить несколько моментов.
1.Трудоемкость гимнастики.
Т.е. полчаса с утра и полчаса вечером-это, конечно, хорошо.Но когда речь идет о тренированном взрослом человеке.Мне же, например, на первых порах было трудно выдохнуть через нос в нужном ритме подряд даже 8 раз.Соответственно чтобы сделать нужное количество(даже не 1200 раз, а гораздо меньше) требовалось очень много времени.При этом надо учесть, что делать гимнастику надо за 20 мин до еды или через час после.С ребенком же на гимнастику, вообще, уходит минимум по часу (это при том что он делает только 9 упражнений основного курса.
2.Одно и тоже в течение длительного времени.
Здесь только о детях.Ну скучно ребенку 2 раза в день по часу делать одно и тоже.Причем, к слову сказать, я довольно таки изобретательно подхожу к процессу 😉
3.Ухудшение самочувствия на каком то этапе.
Есть ли при этой гимнастике подобный эффект? Сама я на первых порах ощущала повышение давления (при шмыгании сильно отдавало в затылок)
4.Есть ли эффект привыкания
Можно ли резко бросать?
Для пояснения, чтобы это ни в коем случае не было воспринято как критика гимнастики(я «за» нее обеими руками!):всё вышеперечисленное это скорее вопросы которые у меня возникли и я буду очень признательна за ответы опытных людей и их идеи, каким образом они преодолевали эти трудности.
Отвечаю на вопросы)))):
1)Что касается трудоемкости, то это сложно и трудно сначала потом же человек втягивается а ребенок может привыкнуть к ней как к игре, с мамой допустим)))
2)Это дело привычки что у взрослого что и у ребенка
3)Ухудшение самочувствия ОБЯЗАТЕЛЬНО будет(и у меня было, когда я лечила бронхиальную астму была отдышка)))при шагах особенно))а когда лечила(и лечу))))заикание было ухудшение))))
4)А что касается эффекта привыкания то разьве это плохо?)))
Я преподаватель и практикую гимнастику в детском хоре вот уже 5 год,на весь комплекс упражнений времени нет,могу выделить только минут 5,поэтому делаю с детьми только начальные упражнения-и не смотря на это сначала поражалась результатам-дети меньше подвержены простудам!
Ух, спасибо за скорые ответы!
В ответ на чудесное замечание Анастасии «а ребенок может привыкнуть к ней как к игре, с мамой » предлагаю открыть тему(только размещу её в детях)-Как превратить занятия с ребенком в игру(кстати, очень надеюсь на ответы Лидии:-))
Что касается ухудшения-в какой момент оно проявляется? В начале, непосредственно перед выздоровлением?И если в случае с гайморитом или астмой я могу найти этому оправдание, с чем связано ухудшение при лечении заикания?
Говоря об эффекте привыкания я имела ввиду «страшилки» типа»начнешь-не слезешь».От самых страшных, как, в своё время, меня, пугали рассказами о спортсменах, которые резко бросали тренировки, а потом получали инфаркты.До более безобидных-пока делаешь всё отлично,бросаешь-возврат к болезни.
И вообще, можно ли оносится к гимнастике как к временному мероприятию до выздоровления?
Конечно, нам лучше таблеточку, съел и готово и привыкания не будет, совсем, совсем )))))
Ну, а если серьезно, у меня к вам вопрос, вы делаете ее самостоятельно по диску или ходили на занятие ?
Все, что вы написали у меня складывается впечатление, что вы ее не совсем правильно делаете… и у вас вызывает она чувство дискомфорта… Которого быть не должно.
Если вы делаете все правильно, то неодмогание может быть только в начале, а потом только удовольствие.
С ребенком я делаю быстро и интересно, я его «заражаю» своими действиями, и если ему даже не хочется делать, он все равно ее делает с удовольствием.
Наталья,думаю, к таблеткам у меня такое же отношение как и у вас 😉
Я сходила на 1 занятие, поняла, что не тяну физически, и решила сначала делать дома, чтобы сначала достичь нужной формы — не давать резкой нагрузки организму и не тратить немалые деньги впустую 😉
Давайте попробуем разобраться правильно или нет.Да, я сначала сильно снижала ритм, потому, что повторяю, даже 8 легких, практически бесшумных выдохов через нос мне было сделать тяжело.У меня, кстати, ещё и уши закладывало.М.Н. сказал, что это пройдет, но ушло это не сразу.Даже сейчас, спустя 2 месяца, самым комфортным остается ритм раз в секунду, не как у М.Н.Но я потом в книге выитала, что каждый должен найти свой ритм.Или я ошибаюсь?
Удовольствие есть, но немного угнетает, что реально не хватает времени и нелегко убедить ребенка.
И вот какой вопрос-сколько лет вашему ребенку?
Да и ещё, было бы интересно услышать вашу историю, как я понимаю, опыта у вас немало 🙂
Гимнастика замечательная!
Единственный минус — действительно много времени уходит на нее.
Делаем вместе с ребенком, наверное, месяца два. Поначалу — час с лишним уходило на зарядку. Сейчас к 40 минутам приближаемся. 🙂
Елена, значит вы начали примерно в одно время с нами 🙂 Расскажите пожалуйста как успехи!Как часто делаете, видно ли улучшение, было ли ухудшение?
Значит так. :))) Начали делать не от хорошей жизни. Ну, как и все, наверное. У ребенка очень плохой иммунитет и проблемный нос. Постоянный насморк, хронический уже. Аденоиды удалены весной прошлого года. Ситуация не изменилась. Сейчас аденоиды опять уже лезут. 🙁 Вести общественную жизнь — ходить в садик, в гости, на кружки — не можем почти. Отовсюду тащим заразу. С больничного не слезаем.
И так уже года 4 живем из наших 6 лет.
Испробавали ВСЕ что можно — обычную медицинцу, иммуномодуляторы, гомеопатию, физиотерапию, травы, возили на море, делали обычную зарядку каждый день. В общем — никакого эффекта. Только что к бабке не ходили… 🙁
О гимнастике Стрельниковой узнала случайно. Просто в руки попалась книжка. Буквально на голову упала из книжного шкафа. 🙂 Начали, в общем-то, совсем неправильно. 🙁 Потому что я не очень верила в эффенкт.Ну, уж как вышло. С одного упражнения. И делали его по 2-3 раза в день раз по 16. СТАЛО ЛУЧШЕ!!! По крайней мере, ребенок сам начал отсмаркиваться. Перестало закладывать нос! А потом он заболел в очередной раз. 🙁 Причем серьезно. Пневмонией. Тут уж я изучила весь комплекс. И мы его начали делать целиком. Сначала по 32 раза каждого упражнения, потом по 64 раза. От пневмонии ТТТ избавились быстро! 🙂 Аж врачи удивлялись, как это нам так удается.
Сейчас делаем гимнастику 2 раза в день. По 64 раза каждое упражнение. В принципе, он может и по 96, но уж больно много времени уходит на это. Ребенок не выдерживает. 🙁 Капризничает.
Сейчас нос практически чистый, ТТТ. Хотя ночью еще подсапывает. И общий тонус повысился, стал более веселым, смешливым.
Я сама тоже делаю вместе с ним. У меня стало лучше с давлением, тк было пониженное, перестало «зажимать» сердце. А главное — я перестала психовать по поводу и без. И уже недели 3 не пью успокоительных. 🙂
Да, ухудшений что-то я не замечала, если не считать пневмонию, но я думаю, она все-таки была сама по себе.
Елена, спасибо огромное!Это, то что надо!Как же приятно было читать о положительных результатах!Очень воодушевляет!
Мне тоже кажется, что пневмония была сама по себе.А что касается носа, вам какой-то диагноз конкретный ставили?Просто хронический насморк?Или синусит?Или аллергический?
Что касается нас,мы всё-таки умудрились за последнюю неделю выйти на полный комплекс(12 упражнений).Делаем по схеме 3 круга с утра(итого почти 1200 вдохов), 1 круг после дневной прогулки, и 3 круга вечером.Круг после прогулки ввели чтобы прочищать нос, вместо обычного промывания солёной водой.От соли сейчас отказались, потому что, несмотря на её замечательные свойства, мне кажется, гимнастика более естественным способом-не вымывается полезная микрофлора.
Сократить время на гимнастику всё-таки удалось — благодаря тому, что стали делать все вместе под DVD(с пенсионерами ;-)-на мой взгляд самый удачный ритм).Но, конечно, на этот ритм надо было сначала выйти…
О, какие вы молодцы! 🙂 Ну и сила воли! Снимаю шляпу! :)))
Так держать!
Я тоже пришла к выводу, что гимнаситка эффективнее промывания носа соленой водой! Ведь от постоянного промывания носа страдает слизистая. Поэтому мы промываем нос сейчас только один раз в день — после возвращения из садика, чтобы смыть чужие микробы. 🙂
Я сама сейчас тоже перешла на полный комплекс с 1000 вдохов. Так как мне 64-х уже маловато. Но делаю его без ребенка, пока он еще спит. 🙂 А потом поднимаю его и мы делаем вместе его укороченный. Полный все-таки никак не тянет еще.
Вообще, надо будет ему диск показать, а то он его еще не смотрел :)))
Диагнозы у нас сейчас такие — хронический синусит и хронический аденоидит. И аденоиды — 1-2 степени. Это при том, что аденоиды уже один раз вырезали…
А вы от чего хотите избавиться?
Это скорее мне надо шляпу снимать, раз вам с садиком гимнастику совмещать удается 😉 Нам проще-мы никуда не ходим, а, значит, времени на занятия больше.
У нас не садовский вариант,не транспортный, не театральный и, до недавнего времени, даже не гостевой 🙁 Благодаря гимнастике за последние 2 месяца были раз 10 в гостях, 1 раз в театре и 1 в дельфинарии :-))))))
Что касается точного диагноза, я не особо знаю, чтобы его определить, надо рентген черепа делать, а для меня это кажется довольно большой платой за пару слов.
Из истории могу сказать, что склонность к насморкам с рождения, а как попробовали в 2 года ходить на занятия-попали в больницу с температурой выше 40, диагнозом этмоидит (разновидность синусита, «ловится» только хорошим специалистом на рентгене) и аллергией на антибиотики.После выхода из больницы, несколько месяцев каждые 2 недели поднималась температура под 40, а лечить то нечем было, потом увезли на дачу, потом год каждые 2 недели были уже низкотемпературные гнойные насморки, потом опять увезли на дачу-и вот, наконец, вышли на гимнастику(ребенок подрос-стало возможным её выполнять).
Из лечения пробовали гомеопатию, а в основном солёная вода и гоняла по квартире до пота, чтоб отток пошёл, питание; при температурах ещё клизмы водные, высаживание в ванную, обильное питьё.В общем, лечение не для слабонервных 🙁
На настоящее время, периодически жалобы на заложенный нос(в постели), иногда, и, в том числе, при физической нагрузке скашливания «хр-хр», видимо идет отток по задней стенке, географический язык.
Очень надеюсь на положительный эффект гимнастики :-))))
Да уж… :((( Впечатляет, конечно!
Сил Вам и терпения! 🙂
Мы в сад-то ходим, но условно, я бы сказала. Неделю ходим — 3-4 недели дома болеем. А на носу — школа. Там так не хотелось бы.
Я тоже очень надеюсь на гимнастику. Буквально как на последнее средство.
Спасибо огромное, Елена, и вам тоже сил и терпения:-))))
От садика всё же большая польза-общение.:-)Говорят несадовских детей в школе сразу видно…А давно ходить начали?
Ещё, что могу сказать-попробовать в себе разобраться, нет ли скандалов в семье или обид на кого-то, попробовать посмотреть какую выгоду подсознание извлекает из болезни ребенка 🙂
С этой стороны к проблеме тоже подъезжали 🙂 и психолога даже привлекали 🙂
А вообще, гимнастика очень даже неплохо заменяет посещение психолога :)))))) Шутка. 🙂 Нет, просто очень хорошо успокаивает нервную систему и у задерганой мамашки, и у возбудимого киндера. Чесс слово. Ребенок всегда очень перевозбуждался в садике, (Это не смотря на то, что мы в сад ходим, т.е. пытаемся ходить, с 3 лет) спал плохо после его посещения. Ночью метался, зубами скрипел, вскрикивал. А теперь — ТТТ — спит как сурок :)))
Вот, возвращаясь к ложке дегтя — таки не все ребенок делает правильно в зарядке, ну, то что я вижу, да еще, наверное, много того, что не вижу и сама не правильно еще делаю… Очень сложно донести мысль об одновременности вдоха и движения… Зачастую все в разнобойку идет… 🙁 Очень ли это плохо?
А вы на занятие к М.Н. не попадали?
Я была сама один раз и хочу с малым сходить в январе(когда предновогодние страсти улягутся :-)))).М.Н. говорил, что он детей ставит в круг вместе со взрослыми-надеюсь малой будет копировать и азарт М.Н. переймет 😉 Ему сейчас очень нравится как М.Н. на DVD командует(это его слово), он за М.Н. отрывками слово в слово повторяет:-)
Это было бы идеально, конечно. Но дело в том, что мы мз Санкт-Петербурга. :))))
Разве что на летних каникулах сможем приехать. 🙂
Было бы здорово, если бы М.Н. в Питер как-нибудь приехал.
Тогда конечно лучший способ делать под DVD.Эффект присутствия в группе.Когда я была на занятии, М.Н. никого индивидуально не прослушивал-был разговор до занятия(у кого какие жалобы, кто с чем пришел), а потом все 10 человек встали в круг(и новенькие и старенькие) и начали делать гимнастику), а М.Н. считал и по ходу кого-нибудь мог исправить.Тяжело больных среди нас не было,было ещё несколько мам, которые пришли научиться, чтоб потом обучить детей,поэтому мы дружно дышали часа полтора все вместе 🙂 М.Н. дал нам объем сразу 2-х занятий-от ладошек до малого маятника.
Я поняла, что попасть на занятие было обязательно, и совершенно верно М.Н. советует сначала прийти одному взрослому.Меня поразил ритм.(По книге мы делали всё гораздо медленнее.Хотя честно говоря, я не вижу в этом ничего плохого, потому что и для меня и для ребенка обучиться правильному вдоху оказалось гораздо проще в медленном темпе, а потом темп увеличить…)Ещё я поняла, что не справляюсь.;-) М.Н. разрешает выдыхать через рот, чем я и пользовалась, но говорит, что уже к 3-му занятию у него все выдыхают через нос.
В общем, надышавшаяся, румяная и гораздо лучше видящая, я вернулась домой с намерением сначала научиться, а потом уже идти на второе занятие ;-)(По идее курс состоит всего из 12-ти занятий по 1-2 раза в неделю).Училась выдыхать через нос я долго, сначала 4-ками, и ребенка решила сначала вывести на уровень занятий в группе, а потом уже идти вместе(хотя М.Н. принимает детей, которые знакомы всего с 3 упражнениями).
Возможно мы пошли сложным путем, возможно гораздо проще было бы не готовиться дома, а начать подряд ходить на все занятия.Но учитывая всё-таки небольшой возраст моего ребенка(т.е. плач, капризы и отказ выполнять вполне возможны) и то, что нам добираться на другой конец Москвы, а по метро заразу собирать совсем не хочется, мы пошли таким путём.Не обошлось и без финансового вопроса-не за самые маленькие деньги хочется провести время с толком, а если ребенок и я будем неготовы к занятию, велика вероятность потерять время впустую…
Источник
Дыхательная гимнастика при заболеваниях легких
Хронический обструктивный бронхит и бронхиальная астма — самые частые хронические заболевания легких. И с такой же частотой возникают вопросы о нелекарственных методах их лечения. Как помочь себе самостоятельно? Всегда ли нужны лекарства, или можно обойтись без них?
Прежде всего, не хотелось бы противопоставлять эти составляющие правильного лечения — прием лекарств и нелекарственные методы. Решение о назначении лекарств принимает только врач. Именно врач назначит необходимую терапию и разработает план длительного наблюдения, который направлен на предупреждение обострений и поддержание нормального самочувствия с помощью минимально возможного объема препаратов (их числа и доз). Но для того чтобы хорошо себя чувствовать, пациент должен помочь себе сам, и один из наиболее действенных способов для этого — специальные дыхательные упражнения.
Дыхательная гимнастика — один из способов лечения бронхиальной астмы и хронического бронхита. Она направлена на повышение функциональных возможностей дыхательного аппарата путем восстановления свободного и экономичного дыхания.
При длительном течении легочных заболеваний повышается напряжение всех дыхательных мышц, что может приводить к их утомлению. Основной объем работы дыхания (60—90% в состоянии покоя) выполняет диафрагма — тонкая мышечная перегородка, разделяющая грудную и брюшную полости. Задачей дыхательной гимнастики является лечение утомления и напряжения дыхательных мышц, в том числе и диафрагмы. Разработан комплекс специальных упражнений, с помощью которых обеспечивается нормальный режим их работы.
При хроническом обструктив-ном бронхите и астме напряженный и укороченный вдох сменяется удлиненным и ослабленным выдохом. Различные варианты дыхательной гимнастики обеспечивают должную координацию работы соответствующих мышц во время всех фаз дыхания.
Диафрагмальное дыхание
Вязкая, с трудом отходящая мокрота — характерный признак астмы и хронического бронхита. В свою очередь, непродуктивный кашель (без мокроты) может вызывать рефлекторное усиление удушья. Для улучшения откашливания мокроты используют динамические упражнения с форсированным удлиненным выдохом и так называемое диафрагмальное дыхание («дыхание животом»). Приведем несколько упражнений.
Выдох с сопротивлением
Наиболее простое, но очень важное упражнение, улучшающее механические свойства легких и нормализующее газообмен, — выдох с сопротивлением. Его можно делать в любом периоде болезни — и при обострении, и в ремиссию. Выполняется упражнение очень просто, для него нужны только сосуд, наполненный водой, и трубочка или небольшой шланг (подойдет и соломинка для коктейля). После достаточно глубокого вдоха следует как можно медленнее выдыхать через трубочку в воду. Упражнение желательно повторять 4—5 раз в день по 10—15 минут.
Упражнение на диафрагмальное дыхание.
Исходное положение — лежа на спине. На счет 1—2—3 сделать мощный, длительный, глубокий выдох с вовлечением мышц брюшного пресса (при этом живот нужно сильно втянуть), на счет 4 — сделать диа-фрагмальный вдох, предельно выпячивая живот. Затем, быстро сократив мышцы живота, глухо покашлять. Упражнение на диафрагмальное дыхание можно делать лежа, сидя, стоя и даже во время занятий бегом или ходьбой.
Выжимание лежа.
Исходное положение — лежа на спине. Максимально близко подтянув колени к груди, обхватить голени руками. Сделать полный выдох с усилием и, сделав диафрагмальный вдох, вернуться в исходное положение.
Окончить упражнение кашлем, сократив мышцы брюшного пресса. Упражнение на выжимание можно также проводить сидя на стуле или стоя.
По материалам журнала «Астма и аллергия»: https://www.atmosphere-ph.ru/modules/Magazines/article..
Источник