Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме звуковая

Звуковая гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на снятие спазма бронхов.
Собственно, сами упражнения – это гласные и согласные звуки, произносимые в различных сочетаниях и в определенной последовательности. При произношении звуков вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи и легкие и оказывает расслабляющее действие на гладкую мускулатуру дыхательных путей. Все упражнения выполняются медленно, без напряжения.
Звуковая гимнастика должна вызывать чувство облегчения, а не утомления. Звуки, в зависимости от цели, можно произносить громко, тихо, протяжно или коротко.
Не нужно заниматься на голодный или на полный желудок. Звуковую гимна-стику можно использовать при бронхиальной астме, при хроническом обструк-тивном бронхите, хронической обструктивной болезни легких и других заболеваниях, сопровождающихся затруднением выдоха, т. е. при экспираторной одышке. Только в этом случае все звуки произносятся очень тихо и мягко. Такая гимнастика практически не имеет противопоказаний, проста в исполнении. Но должна выполняться по строго определенным правилам, в зависимости от поставленной цели. При различных заболеваниях дыхательных путей и звуки нужно произносить по-разному. Например, при астматическом бронхите и бронхиальной астме – жужжащие, шипящие и рычащие звуки произносятся громко и энергично, а при хроническом обструктивном бронхите – все те же звуки, но их звучание должно стать мягким, тихим (можно произносить их даже шепотом), успокаивающим.
Звуковая гимнастика способствует формированию правильного чередования фаз вдоха, выдоха и дыхательной паузы. Путем вибрации расслабляет спазмированные бронхи, способствует лучшей эвакуации мокроты. При помощи соз-дания небольшого положительного давления на выдохе увеличивает равномерность альвеолярной вентиляции и препятствует раннему экспираторному закрытию дыхательных путей.
При ухудшении самочувствия, появлении одышки или кашля занятие нужно немедленно прекратить.
Обучениерациональномудыханию. Вдох должен быть поверхностным, так как глубокий вдох, раздражая бронхиальные рецепторы, может приводить к усугублению и распространению спазма. Вдох – через нос на счет 1–2, дальше – пауза на 1 счет и выдох через рот на 1–2–3 или 1–2–3–4. При выдохе губы нужно сложить «трубочкой». Так выдох будет дольше, чем вдох. После окончания – пауза на счет 1–2–3, чтобы уменьшить поток патологической импульсации в дыхательный центр. Вдох после задержки дыхания должен быть опять поверхностным и т. д.
Для улучшения вентиляции применяют специальные приспособления для создания сопротивления на выдохе: выдох в сосуд, наполненный водой, через тонкую трубочку или надувание резиновых шариков.
Гласныезвуки. Гласные звуки можно произносить по отдельности или в сочетании с согласными, но в строго определенной последовательности: У, О, А, Е, И. Например: БУХ, БРУХ, ГРУХ, ЗРУХ, ЖРУХ. Это будет одно упражнение. Потом другое: БОХ, БРОХ, ГРОХ, ЗРОХ, ЖРОХ. И так по всем гласным звукам.
Глухиесогласныезвуки. Звуки Т и П произносят коротко, отрывисто, по от-дельности или в сочетании с другими глухими согласными. Например: ПТ, КТ, СТ и т. д. Такое произношение успокаивает кашель.
Звонкиесогласныезвуки. Это звуки Б, Д, В, З. При произнесении звука З возникает самая глубокая вибрация.
Другиезвуки. Звуки Ш, Ж считаются в звуковой гимнастике «шипящими», а звук Р – «рычащим». Он произносится громко, энергично, р-р-р-раскатисто, 3–4 раза. Если имеются какие-либо заболевания сердца, то Р нужно произносить мягко и тихо. Если человек не выговаривает звук Р, то его обязательно нужно заменить на Ж, З или Ш.
Главные звуки
1. М – произносится на долгом выдохе, как стон. Она дает максимально полный, глубокий выдох.
2. ПФФ – произносим так, как будто сдуваем перышко с ладони. Улучшает отхождение мокроты.
3. Короткий, отрывистый Т – успокаивает кашель.
Сила вибрации зависит от силы воздушной струи, возникающей при произнесе-нии тех или иных звуков. Этот факт и используется в звуковой гимнастике для тренировки дыхательных мышц и диафрагмы. Наибольшая сила требуется при произнесении глухих согласных – П, Т, К, Ф, С. Произнося их, мышцы грудной клетки и диафрагмы напрягаются больше всего. Среднее по силе напряжение развивается при произнесении звонких согласных – Б, Д, Г, В, З. Легче всего, почти не прилагая к этому никаких усилий, проговаривать звуки: М, Л, Р, Н.
Комплекс звуковой гимнастики
Занятия должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении, а еще лучше – на свежем воздухе. Примите исходное положение – сидя, положите руки ладонями вниз на колени, немного наклонитесь вперед, дышать при этом нужно по принципу рационального дыхания (см. выше). До и после каждого звукового упражнения производят «очистительный выдох» – «ППФ» (через губы, сложенные трубочкой), и с него же начинаются занятия. После «очистительного выдоха» следует второе обязательное упражнение – «закрытый стон» – «МММ», который выполняется сидя, немного наклонившись вперед и положив кисти на колени ладонями вниз.
В период ремиссии, помимо описанных выше упражнений, включают дозированную ходьбу. Тренировку в ходьбе начинают с выработки у больного навыка управления дыханием. На первых занятиях больной должен отработать сле-дующий ритм движения: на 1–2 шага – вдох, на 3–4 – выдох, постепенно увеличивая число шагов на выдохе. По мере адаптации организма к движению расстояние увеличивают с постепенным повышением темпа движения и уменьшением числа остановок.
1-е занятие:
Упр. 1.Очистительныйвыдох. ПФФ – 5–7 раз.
2-е занятие:
Упр. 1. ПФФ – 3 раза.
Упр. 2.Закрытыйстон. МММ – 3 раза. ПФФ – 1 раз.
Упр. 3. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
3-е занятие:
Упр. 1, Упр. 2, Упр. 3.
Упр. 4. ГРРУФ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
4-е занятие:
Упр. 1, Упр. 2, Упр. 3, Упр. 4 – повторить.
Упр. 5. ДРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
5-е занятие:
Упр. 6. РРР – 3 разаиПФФ – 1 раз.
Упр. 7. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
6-е занятие:
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр. 8. ПРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
Упр. 9. ЖРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
7-е занятие:
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр. 10. КРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
Упр. 11. ТРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
8-е занятие:
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр. 12. ФРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
Упр. 13. ЧРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
9-е занятие:
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр. 14. ЦРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
Упр. 15. ШРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
Упр. 16. ХРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
10-е занятие:
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр. 17. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
Упр. 18. ГРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
Татьяна ПРИСТРОМ, кандидат медицинских наук;
Андрей ПРИСТРОМ, доктор медицинских наук, доцент Белорусская медицинская академия последипломного образования
Источник
Загрузка…
Диагноз «бронхиальная астма» многими воспринимается как приговор и как крест на полноценной жизни. Но все ли так уж плохо, и неужели гормонотерапия является основным способом лечения заболевания? Но многие специалисты настаивают на том, что могут быть эффективны и другие, немедикаментозные способы лечения, такие как лечебная физкультура и дыхательная гимнастика при бронхиальной астме.
Нужна ли лечебная гимнастика при астме
Гимнастика при бронхиальной астме
Гимнастика при бронхиальной астме является обязательной мерой терапии. Она помогает облегчить течение болезни, уменьшить эпизоды обострений и приступов. Преимущество методики в том, что она не требует применения специального оборудования. Обычно упражнения назначаются всем больным на период ремиссии заболевания при отсутствии противопоказаний.
Противопоказаний достаточно мало:
- острые вирусные и инфекционные заболевания с температурой тела от 38 градусов;
- сопутствующая астме сердечно-легочная недостаточность (ЧСС более 120, частота дыхания больше 25 в минуту).
Регулярные же занятия помогут добиться следующих результатов:
- Восстановление физиологической частоты и глубины дыхания;
- Нормализация газового состава крови, а именно увеличение концентрации кислорода в тканях, улучшение их питания;
- Улучшение вентиляционной способности легких;
- Развитие адаптационных способностей организма;
- Снижение проявлений аллергических реакций, склонности к спазмам бронхов.
Все это в результате помогает снизить степень тяжести заболевания, уменьшить дыхательную недостаточность, сократить количество обострений и значительно улучшить качество жизни больного.
ЛФК при бронхиальной астме: комплекс упражнений
Выполняя упражнения при астме, обязательно придерживайтесь принципа постепенности. Выполнение сразу большого количества активных упражнений может спровоцировать удушье. Начинайте с минимальных нагрузок и повышайте их постепенно.
В течение пяти дней пациент должен выполнять начальный, подготовительный комплекс упражнений, постепенно приспосабливаясь и адаптируясь к физическим нагрузкам. После можно приступать к основному комплексу. Он более напряженный, и обычно больному нужно выполнять его в течение всей жизни.
Вводный подготовительный этап дыхательной гимнастики при астме будет следующим:
- Нужно сесть на стул, спину держите прямо. Сделайте глубокий вдох носом и выдохните через рот. Повторить 4-8 подходов.
- Сядьте на стул и медленно вдохните. Поднимите правую руку, сделайте паузу в дыхании на пару секунд, затем выдохните и опустите руку. Сделайте то же самое с левой рукой. Всего нужно сделать 4-8 подходов.
- Присядьте на краешек стула, руки поместите на колени. Сгибайте и разгибайте кисти и стопы. Выполните 9-12 подходов.
- Сядьте на стул и прижмитесь к его спинке. Максимально вдохните и выдохните, затем задержите дыхание на пару секунд и выдохните. Выполнить 4-8 подходов.
- Ладонями нужно нажать на грудь, покашлять. Сделать 5-6 подходов.
- Сядьте на стул и упритесь пальцами рук в колени. Выполните вдох через нос и выдохните ртом. Сделайте 4-8 подходов.
- Встаньте прямо, руки опустите «по швам», вдохните и поднимите плечевой пояс, на выдохе опустите его. Сделайте 4-8 подходов.
- Теперь просто сядьте на стул и расслабьтесь.
Основной комплекс этой гимнастики будет следующим:
- Встаньте прямо и наклонитесь вперед, руки расслабьте. Сделайте глубокий вдох носом и выдох ртом. Выполнить 3-6 повторений.
- Встаньте прямо и прижмите руки к туловищу. Вдохните носом, поместите кисти рук в подмышки. Выдыхая, поднимите вытянутые руки вверх. Теперь расслабьтесь и опустите руки. Повторите упражнение 4-6 раз.
- Исходное положение аналогичное. Необходимо диафрагмальное дыхание: вдохните, надувая живот и выпячивая его мышцы, выдохните, сдувая живот и втягивая мышцы. Выполнять упражнение в течение минуты.
- Встаньте прямо, прижмите руки к туловищу. Сделайте глубокий вдох, на выдохе согните правую ногу, и колено ее подтяните к грудной клетке. Сделайте упражнение для левой ноги. Всего необходимо выполнить 4-6 раз.
- Нужно сесть на стул, прижаться спиной к его спинке, руки поместить вдоль туловища. Выполните вдох, затем выдох, наклонитесь в бок, рукой скользя по туловищу. Повторите упражнение во вторую сторону. Всего нужно сделать 4-6 раз.
Сориентироваться вам поможет комплекс упражнений при бронхиальной астме с картинками.
Дыхательные упражнения при бронхиальной астме
Один из древнейших и эффективнейших способов лечения бронхиальной астмы и предупреждения ее осложнений – это дыхательные упражнения при астме. Полноценное дыхание помогает укрепить не только легкие и бронхи, но и организм в целом. Оно способствует насыщению тканей и клеток кислородом, ввиду чего их работа нормализуется, и ускоряются процессы восстановления. При грамотно подобранных дыхательных упражнениях бронхи и бронхиолы очищаются от вредоносных вирусов и бактерий, скопившихся в них слизи. Улучшается также мышечный тонус стенок бронхов, нормализуется кровообращение последних.
Выполнять дыхательные упражнения нужно регулярно. Лучше делать это на свежем воздухе или хотя бы в помещении, которое хорошо проветривается.
У дыхательной гимнастики есть ряд противопоказаний:
- Астма в период обострения;
- Острые инфекционно-воспалительные заболевания;
- Обострение болезней других органов и систем.
Основные виды упражнений следующие:
- Упражнение «Доброе утро». Делается упражнение утром, еще в постели. Подтяните колени к груди, одновременно медленно вдыхая ртом. Выпрямите ноги и расслабьтесь. Сделайте 4-6 повторений.
- Упражнение «Воздушный шар». Нужно встать прямо, вдохнуть носом, сильно выпячивая живот. Теперь резко выдохните и втяните живот. Сделайте 6-8 повторений.
- Упражнение «Объятия». Нужно встать на носки, вытянуть руки по сторонам параллельно полу, сделать наклон вперед. Сделайте глубокий выдох, одновременно резко скрещивая руки на грудной клетке, будто вы себя обнимаете. Ударьте себя кистями по лопаткам, после снова разведите руки и повторите упражнение, продолжив выдыхать. Вдохните и вернитесь в исходную позицию.
- Упражнение с трубочкой. Нужно поставить перед собой банку с водой, взять трубочку. Через трубочку сделайте глубокий вдох, а затем – постепенный выдох в воду. Выполнять упражнение нужно в течение пяти минут 8-10 раз.
- Упражнение с воздушным шаром. Суть его в том, что вам нужно надувать воздушный шар, пока он не лопнет. При этом важно не перестараться. Если вы ощутите легкое головокружение, прекратите заниматься, сядьте и спокойно подышите. Вдыхайте носом и выдыхайте ртом.
Также полезны упражнения, предполагающие произнесение на выдохе разных гласных и согласных звуков. Сначала это должны быть гласные (о, и, у), а потом и согласные (ж, з, ш). Делайте глубокий вдох носом, плавно выдохните, в этот момент произнося конкретный звук. На выдох может приходиться 5-30 секунд.
Основные упражнения такого рода следующие:
- Нужно встать прямо, руки согнуть в локтях, плавно выдохнуть носом, разводя локти по сторонам. Теперь выдохните, сведите локти. Втягивайте живот, произнося при этом звук «ш».
- Встаньте прямо, вдыхая, приподнимите плечи, на выдохе опустите их, произнося при этом звук «кха».
- Встаньте прямо и ладонями сожмите грудную клетку, вдохните через нос. Выдыхая, произносите такие сочетания согласных, как «бр», «пф», «бррх», «дррх». Начинайте с выдоха в течение пяти секунд, постепенно увеличивая его до 30 секунд.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой при астме
Хорошо зарекомендовала себя дыхательная гимнастика по Анне Стрельниковой при бронхиальной астме. Она способствует тому, что с легкие поступает большое количество кислорода, улучшается кровообращение и вентиляция дыхательной системы, органы дыхания очищаются, улучшается общий тонус организма, что благотворно сказывается на состоянии больного.
Для предотвращения приступа одышки при бронхиальной астме помогает упражнение под названием «Насос». Вам нужно встать прямо, ноги поставить на ширину плеч, в руки взять палку, свернутую газету или другой предмет, имитирующий ручку насоса. Вам нужно представить, что вы накачиваете шину насосом. Осуществляется наклон, при котором нужно сделать быстрый вдох носом. Затем распрямитесь и свободно выдохните ртом. Дышать нужно в ритме строевого шага, голова при этом должна быть наклонена немного вперед, а спина – быть чуть скругленной.
Ежедневный комплекс гимнастики для больных астмой по Стрельниковой предполагает такие упражнения:
- «Кулачки». Наиболее простое упражнение. В положении стоя нужно делать короткие вдохи носом, а также свободные выдохи ртом, одновременно ритмично сжимая и разжимая кулачки.
- «Сбросьте груз». Примите положение стоя, с ногами на ширине плеч и руками на поясе, кисти которых сжаты в кулак. Сделайте короткий выдох через нос и расслабьте руки, будто сбросили с плеч груз. Одновременно сильно напрягите мышцы плечевого пояса. Выполните свободный выдох и снова сожмите руки в кулаки, поместив их на пояс.
- Уже описанное упражнение «Насос»
- «Кошачий танец». Примите положение стоя, ноги расставьте чуть уже плеч. Руки согните в локтях и сожмите в кулаки, одновременно присядьте и повернитесь вправо, сделав носом шумный вдох. После выполните пассивный выдох и вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение для другой стороны.
- «Крепкие объятия». Примите положение стоя, руки согните в локтях и выставьте их вперед, раскройте ладони и направьте их вниз. Обнимите себя, одновременно выдохнув носом резко. Заведите одну руку подмышку, другую же поместите на плечо. Сделайте свободный выдох и вернитесь в исходное положение.
- Наклоны вперед и назад. Примите положение стоя, поставьте ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед, поместите руки на колени, одновременно резко вдохнув носом. Выпрямитесь и выполните вдох. Потом заведите руки за спину и прогнитесь назад, снова вдохнув. Разогнитесь и выдохните.
- Выполняйте наклоны головы, вначале вправо и влево, а после вперед и назад.
- «Веселый танец». Примите положение стоя с ногами на ширине плеч. Сделайте шаг правой ногой и перенесите на нее вес тела, ноги присогните, выставите руки вперед и сильно вдохните носом. Вернитесь в исходное положение и выдохните.
- «Шаг вперед». Примите исходное положение стоя, ноги поставьте на ширину плеч. Правую ногу поднимите, согните ее в колене и приведите к груди. Присядьте на левой ноге, одновременно с этим выполняя резкий вдох через нос. Выдохните и вернитесь в исходное положение. Проделайте то же самое для второй ноги.
- «Шаг назад». Поднимите правую ногу, согните ее в колене и заведите назад. Немного присядьте на левой ноге и выполните сильный вдох через нос. Выдохните и вернитесь в исходное положение. То же самое сделать для второй ноги.
Каждое упражнение нужно вначале выполнять по 8 вдохов и выдохов, а затем увеличивать количество до 16.
Специальная гимнастика поможет значительно улучшить состояние больного бронхиальной астмой. Но помните, что ее должен разрешить врач. Кроме того, нужно учесть противопоказания. Предлагаем посмотреть несколько видео с выполнением упражнений.
ЛФК при бронхиальной астме на видео
Источник
Звуковой гимнастикой называют произнесение различных звуков, строго определенным способом.
При произношении этих самых специальных звуков, голосовые связки начинают вибрировать и эта вибрация сначала передается на дыхательные пути и легкие, а от них уже на грудную клетку. С помощью такой вибрации происходит расслабление спазмированных бронхов и бронхиолы, особенно полезна звуковая гимнастика при заболеваниях дыхательных путей, которые сопровождаются спазмами, это такие недуги, как бронхиальная астма и астматический бронхит.
Чем сильнее сила воздушной струи, которая возникает, при произношении различных звуков, тем сильнее сила вибрации.Наибольшие усилия прилагаются, когда используются глухие согласные (п, т, к, ф, с), так как в эти моменты грудная клетка и диафрагма находятся в наибольшем напряжении.
Если произносить звонкие согласные (б, д, г, в, з), то развивается среднее по силе напряжение, а легче всего, почти не прилагая к этому никаких усилий, проговаривать звуки: м, л, р, н.
Звуковая гимнастика должна делаться по строго определенным правилам, в зависимости от цели, поставленной перед ней.
При различных заболеваниях дыхательных путей и звуки нужно произносить по–разному, например, при астматическом бронхите и бронхиальной астме – жужжащие, шипящие и рычащие звуки произносятся громко и энергично, а при хроническом бронхите – все те же звуки, но их звучание должно стать мягким, тихим (можно произносить их даже шепотом), успокаивающим.
Каждое занятие начинают со звуков – пффф, которые делают через губы, сложенные трубочкой, так же произношение этих звуков является очистительным выдохом, который следует делать обязательно до и после каждого упражнения.
Есть еще одно обязательное упражнение, которое напоминает закрытый стон: мммм.
Примите исходное положение — сидя, положите руки ладонями вниз на колени, немного наклонитесь вперед, дышать при этом нужно так:
вдох через нос одну–две секунды, пауза в одну секунду,
выдох через рот две – четыре секунды, затем опять пауза, но уже продолжительнее, она уже будет составлять четыре–шесть секунд.
Как долго продолжать такие занятия, вы должны решить сами, опираясь на свое самочувствие.
Чаще всего лечебный эффект достигается быстрее, когда приходиться рычать и мычать по два–три раза в день по пятнадцать-двадцать минут.
Регулярные занятия звуковой гимнастикой дают в лечении очень хороший эффект, а в некоторых случаях, даже способствует снятию приступа бронхиальной астмы.
Предлагаем вам полный список лечебных звуков, которые вы должны произносить каждый день:
пффф – три раза; ммм – три раза и пфффф – один раз; бррух – три раза и пффф – один раз;
вррух – три раза и пффф – один раз; шррух – три раза и пффф – один раз; зррух – три раза
и … — пффф – один раз; вррот – три раза и пффф – один раз.
Дыхательная гимнастика по классической системе
Дыхательные упражнения по классической системе обычно выполняются в сочетании со звуковой гимнастикой.
Количество упражнений будет зависеть от самочувствия больного и в среднем должно составлять 6–12 упражнений с учетом звуковой гимнастики и специальных дыхательных упражнений.
Звуковые упражнения следует выполнять на произнесение различных гласных и согласных звуков.
На начальном этапе тренировок можно произносить гласные у, и, е, о. В дальнейшем следует постепенно использовать такие согласные, как ж, з, р, с, уже натренированным пациентам можно использовать в гимнастике ш и щ.
В принципе, выбор звуков в большинстве случаев остается за самим человеком, и это скорее дело вкуса, чем обязательная норма. На вдохе можно произносить м-м-м, на выдохе – пфф.
Произнесение этих звуков вызывает вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку. Это хорошо помогает для расслабления спазмированных бронхов и бронхиол.
При звуках п, т, к, ф развивается наибольшая сила воздушной струи; при звуках б, г, д, в, з – средняя;
при звуках м, к, л, р – наименьшая. На выдохе рекомендуют произносить рычащий звук р, продолжительностью от 5–7 секунд в начале и до 25—30 секунд после длительной тренировки.
Затем на выдохе можно использовать и такие звуки: бух, бат, бак, бех, бах, бррох, бррух, бррфх, дррох, дррфх и пр. Между дыхательными упражнениями с проговариванием звука нужно обязательно делать небольшую паузу – в 20—30 секунд.
Очень важно научиться выполнять дыхательные и звуковые упражнения автоматически, чтобы в случае развития приступа, можно было по инерции их повторить, что поможет расслабиться и возможно избежать приступа.
При выполнении лечебных упражнений нужно обязательно делать паузы для отдыха по 20—60 секунд в зависимости от самочувствия. Очень полезно также делать вдох через нос, а после небольшой паузы выдохнуть воздух через открытый рот и вновь сделать более удлиненную паузу перед новым вздохом.
При хорошей подготовленности во время проведения дыхательных упражнений целесообразно использовать также и ходьбу, задействуя тем самым нижние конечности. Упражнения для верхних конечностей обязательно надо координировать с дыханием, стараясь особое внимание уделять упражнению на полный выдох.
Дыхательная и звуковая гимнастики для детей
Цель «Дыхательной и звуковой гимнастики» — научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
Дыхательная гимнастика способствует укреплению здоровья и взрослых, и детей. Она особенно полезна после физических упражнений, утренней зарядки, игр.
Дыхательная и звуковая гимнастики – это профилактика простудных заболеваний.
Виды дыхательных упражнений:
1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице — вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.
2. Сделать 8—10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м — м — м — м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.
4. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г — м — м — м», на выдохе то же самоё, закрыть левую ноздрю.
5. Энергично произносить «п. — б». Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.
6. Энергично произносить «т — д». Упражнение служит для укрепления мышц языка.
7. Высунуть язык, энергично произносить «к — г», «н — г». Укрепляются мышцы полости глотки.
8. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но, и деятельность головного мозга, а так же снимает стрессовое состояние.
9. «Покорители космоса». Дети сидят «по-турецки», расслабляются готовятся к полету:
10. «Полет на Луну» — на выдохе дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно ее опускают.
11. «Полет на Солнце» — также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.
12. «Полет к инопланетянам» — на выдохе дети произносят звук «а», который нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела словно выплеск. Появляется ощущение радости и легкости. На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс «грязной» энергии.
13. «Гудок парохода». Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1—2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3—6. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.
14. «Полет самолета». Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет — звук направляется к голове, при посадке — звук направляется к туловищу Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в за данном темпе по представлению.
15. «Упрямый ослик». Педагог выбирает из детей «осликов» и «погонщиков». «Ослики» весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти. «Погонщики» уговаривают «осликов», но те начинают кричать «И-а».
Что же ты хочешь, мой милый «И-а»? Сена, лепешек иль молока?
«Ослик» прекращает кричать, получив желаемое.
Дети меняются местами. Звуки «и-а» укрепляют связки; люди, страдающие храпом излечиваются.
16. «Плакса». Ребенок плачет со звуком «ы».
Что ты плачешь «ы» да «ы»? Будем мы с тобой играть, слезы поскорей утри. Песни петь и танцевать.
«Плакса» перестает плакать, все дети пляшут. Звук «ы» снимает усталость головного мозга.
17. «Кто знает больше добрых слов».
Выбирается ребенок, и о нем высказываются все положительные качества: милый, добрый, хороший, родной, ласковый, нежный, чудесный, прекрасный, очаровательный, замечательный, ненаглядный и т., Цель упражнения — обогатить словарный запас детей, уметь видеть в окружающих доброе и самое лучшее.
Наиболее пригодным для больных бронхиальной астмой является произнесение при выдохе согласных звуков — р, ж, ш, щ ,з, с и гласных звуков — у, о, а, е, и. Для облегчения воспроизведения целесообразно соединять выговаривание указанных гласных звуков с согласными: бр, ж, к, х, причем последние произносятся быстро, а затем следует длительное звучание выбранной гласной.
Например: бр — у-у-у-у…; бр-о-о-о-о-о…; бр-и-и-и-и-и…; ж-у-у-у-у-у…..; ж-о-о-о-о-о…; ж-и-и-и-и-и. При воспроизведении упражнений с согласными звуками р, ж выдох в самом конце целесообразно заканчивать произношением слога «ох». Например: ж-ж-ж-ох, р-р-р-р-ох.
В начале тренировки можно произносить звуки в течение очень непродолжительного времени — 5-7 секунд, но в дальнейшем время выговаривания постепенно увеличивается и доводится до 30-40 секунд, поскольку в процессе тренировки постепенно возрастает жизненная емкость легких и улучшается функционирование диафрагмы.
В занятия дыхательной гимнастикой необходимо также включать самые простые, легко выполняемые гимнастические упражнения в виде сгибаний, разгибаний, отведений, приведений, вращений конечностями, упражнения на разгибание туловища, наклоны вперед, в стороны. Упражнения же со значительной нагрузкой, вызывающие учащение дыхания, а также связанные с усилием и задержкой дыхания, непригодны.
https://gen.su/node/8462
https://medicinkoff.ru/lechenie-prostaty/1305-dyhat…_po_klassicheskoi_sisteme.html
https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/libra…lnaya-i-zvukovaya-gimnastika-0
Серия сообщений «лёгкие»:
Часть 1 — Хвойные ванны облегчат дыхание
Часть 2 — БУДЬ ЗДОРОВ, НЕ КАШЛЯЙ!
…
Часть 14 — Как очистить легкие от мокроты и слизи
Часть 15 — Как очистить легкие
Часть 16 — Звуковая гимнастика поможет при заболеваниях дыхательных путей
Источник