Факторы влияющие на астму

Факторы влияющие на астму thumbnail

Факторы, влияющие на риск развития бронхиальной астмы, можно разделить на факторы, обусловливающие развитие астмы, и факторы, провоцирующие появление симптомов астмы. Некоторые факторы относятся к обеим группам.

В первую группу входят внутренние факторы (в первую очередь, генетические), ко второй обычно относятся внешние факторы. Однако механизмы влияния этих факторов на развитие и проявления бронхиальной астмы являются сложными и взаимозависимыми. Например, предрасположенность к бронхиальной астме, вероятно, определяется как взаимодействием генов между собой, так и их взаимодействием с внешними факторами. Кроме того, появляются данные о том, что особенности развития – например, созревание системы иммунного ответа и сроки контакта с возбудителями инфекций в первые годы жизни ребенка – также являются важными факторами, влияющими на риск развития бронхиальной астмы у генетически предрасположенных лиц.

Кроме того, некоторые характеристики, хотя и не являются причинными факторами бронгхиальной астмы, связаны с повышенным риском астмы. Выраженные расовые и этнические различия в распространенности бронхиальной астмы отражают существующие генетические различия в сочетании с существенным влиянием социально-экономических факторов и окружающей среды. В свою очередь, наличие взаимосвязи между бронхиальной астмой и социально-экономическим статусом (в частности, бронхиальная астма больше распространена в развитых странах, чем в развивающихся; среди мало-обеспеченных слоев населения в развитых странах, чем среди обеспеченных;  слоев населения в развивающихся странах), вероятно, отражает различия в образе жизни, например в уровне контакта с аллергенами, а также в доступности медицинской помощи и т.п.

Значительная часть информации о факторах риска бронхиальной астмы была получена в исследованиях, включавших маленьких детей. Факторы риска развития бронхиальной астмы у взрослых, особенно развития у пациентов, которые не страдали бронхиальной астмой в детстве, изучены хуже.

Отсутствие четкого определения бронхиальной астмы создает значительные трудности при изучении роли различных факторов риска в развитии этого многокомпонентного заболевания, потому что в определении бронхиальной астмы используются такие понятия,  которые сами являются результатом сложных взаимодействий генетических и внешних факторов и, следовательно, представляют собой как характеристики бронхиальной астмы, так и факторы риска развития этого заболевания.

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

Генетические факторы. Наследственный компонент участвует в патогенезе бронхиальной астмы, но весьма сложным образом. В настоящее время показано, что в патогенезе бронхиальной астмы участвуют многочисленные гены, причем в различных этнических группах эти гены могут быть разными. Поиск генов, связанных с развитием бронхиальной астмы, сосредоточился на четырех крупных областях: выработка аллерген — специфических антител класса IgE (атопия); проявление бронхиальной гиперреактивности; образование медиаторов воспаления, например цитокинов, хемокинов и факторов роста; определение соотношения между Th1- и Th2-опосредованными типами иммунного ответа (согласно гигиенической гипотезе развития бронхиальной астмы).

Исследования семей и анализ взаимосвязей в исследованиях «случай–контроль» позволили выявить многочисленные зоны хромосом, связанные с предрасположенностью к развитию бронхиальной астмы. Однако поиск специфического гена (или генов), участвующего в формировании предрасположенности к атопии или бронхиальной астме, продолжается, так как имеющиеся результаты противоречивы. Помимо генов, определяющих предрасположенность к бронхиальной астме, существуют гены, связанные с ответом на лечение противоастматическими препаратами. Эти генетические маркеры, вероятно, будут представлять большую важность не только как факторы риска в патогенезе бронхиальной астмы, но и как факторы, определяющие ответ на терапию астмы.

Ожирение. Показано, что ожирение также является фактором риска бронхиальной астмы. Определенные медиаторы, в частности лептин, могут влиять на функцию дыхательных путей и увеличивать вероятность развития бронхиальной астмы.

Пол. Мужской пол является фактором риска БА у детей. У детей в возрасте младше 14 лет распространенность БА почти в два раза выше у мальчиков, чем у девочек. По мере взросления половые различия сглаживаются, и у взрослых распространенность бронхиальной астмы у женщин превосходит распространенность у мужчин. Причины таких половых различий не установлены. Однако размеры легких при рождении у мальчиков меньше, чем у девочек, у взрослых наблюдается обратное соотношение.

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ

Внешние факторы, влияющие на риск развития бронхиальной астмы, нередко являются также стимулами, провоцирующими появление симптомов заболевания, – так, профессиональные сенсибилизаторы относятся к обеим категориям. Однако существуют некоторые важные факторы, провоцирующие появление симптомов бронхиальной астмы (например, загрязнение воздуха и некоторые аллергены), которые напрямую не связаны с развитием бронхиальной астмы.

Аллергены. Хотя хорошо известно, что аллергены помещений и внешние аллергены могут вызывать обострения бронхиальной астмы, их специфическая роль в развитии бронхиальной астмы не вполне ясна. Когортные исследования детей с момента рождения показали, что сенсибилизация к аллергенам клеща домашней пыли, перхоти кошек и собак и грибку рода Aspergillus является независимым фактором риска симптомов, напоминающих астматические, у детей в возрасте до 3 лет. Однако взаимосвязь между контактом с аллергеном и сенсибилизацией у детей носит непрямой характер. Она зависит от вида аллергена, дозы, длительности контакта, возраста ребенка и, вероятно, генетической предрасположенности.

Показано, что для некоторых аллергенов, например, аллергенов клещей домашней пыли и тараканов, частота сенсибилизации прямо коррелирует с длительностью контакта. Хотя, по некоторым данным, аллергены клеща домашней пыли могут обусловливать развитие бронхиальной астмы. Показано, что присутствие в доме тараканов является важным фактором аллергической сенсибилизации, особенно в городских домах. Что касается собак и кошек, то в некоторых эпидемиологических исследованиях отмечено, что ранний контакт с этими животными может защищать ребенка от аллергической сенсибилизации или развития бронхиальной астмы, но в других исследованиях высказывается предположение, что такие контакты могут увеличить риск аллергической сенсибилизации. Этот вопрос остается нерешенным.

У детей, выросших в сельской местности, отмечается сниженная частота развития бронхиальной астмы, что может быть связано с наличием в окружающей среде эндотоксина.

Инфекции. C формированием астматического фенотипа связывают различные вирусные инфекции в младенческом возрасте. Респираторно-синцитиальный вирус (РСВ) и вирус парагриппа формируют симптоматическую картину (включая бронхиолит), во многом напоминающую проявления бронхиальной астмы у детей. Данные ряда длительных проспективных исследований, включавших детей, госпитализированных с подтвержденной РСВ-инфекцией, показали, что примерно у 40% из них сохраняются свистящие хрипы или развивается бронхиальная астма в старшем возрасте. С другой стороны, имеются сведения о том, что определенные респираторные инфекции, перенесенные в раннем детском возрасте, в том числе корь и иногда даже РСВ-инфекция, могут защищать от развития бронхиальной астмы. Существующая информация не позволяет сделать определенные выводы.

Читайте также:  Как отличить астму от бронхита у взрослого

В соответствии с «гигиенической гипотезой» развития бронхиальной астмы считается, что контакт с инфекциями в раннем детстве способствует развитию иммунной системы ребенка по «неаллергическому» пути, следствием чего является снижение риска бронхиальной астмы и других аллергических заболеваний. Несмотря на то, что изучение гигиенической гипотезы должно быть продолжено, этот механизм может объяснять выявленную взаимосвязь между размером семьи, порядком рождений, посещением детского сада и риском развития бронхиальной астмы. Так, например, у маленьких детей, имеющих братьев и сестер или посещающих детский сад, отмечается повышенный риск инфекций, однако в течение дальнейшей жизни они защищены от развития аллергических заболеваний, в том числе бронхиальной астмы.

Профессиональные сенсибилизаторы. Известно свыше 300 веществ, взаимосвязанных с развитием профессиональной бронхиальной астмы, которую определяют как бронхиальную астму, обусловленную контактом с аллергеном на рабочем месте. К профессиональным сенсибилизаторам относятся вещества с низким молекулярным весом и высокой активностью, например изоцианаты – ирританты, способные вызывать бронхиальную гиперреактивность; соли платины, известные своей аллергенностью, а также сложные биологические вещества растительного и животного происхождения, стимулирующие выработку IgE.

Профессиональной бронхиальной астмой, главным образом, заболевают взрослые: по оценкам, профессиональные сенсибилизаторы служат причиной примерно каждого десятого случая бронхиальной астмы у взрослых трудоспособного возраста. Бронхиальная астма является самым частым профессиональным заболеванием органов дыхания в индустриальных странах. Области деятельности, для которых характерен высокий риск развития профессиональной бронхиальной астмы, включают

сельское хозяйство

,

малярное дело

,

уборку/чистку

и

производство пластмасс

.

В большинстве случаев профессиональная бронхиальная астма развивается при участии иммунологических механизмов после латентного периода продолжительностью от нескольких месяцев до нескольких лет после начала контакта с аллергеном. В ее основе лежат IgE-опосредованные и клеточные аллергические реакции.

Предполагается, что для многих профессиональных сенсибилизаторов существуют концентрации, превышение которых резко повышает риск сенсибилизации. Однако пока не известны факторы, которые бы объясняли, почему в ответ на контакт с одним и тем же аллергеном у одних людей развивается профессиональная бронхиальная астма, а у других нет.

Контакт с ингаляционными ирритантами в очень высокой концентрации может привести к развитию «бронхиальной астмы, индуцированной ирритантами»  даже у лиц без атопии. Наличие атопии и курение табака может увеличивать риск профессиональной сенсибилизации, однако проведение массовых обследований с целью выявления атопии не имеет существенного значения для профилактики профессиональной бронхиальной астмы. Самым важным методом предотвращения развития профессиональной бронхиальной астмы является устранение или уменьшение контакта с профессиональными сенсибилизаторами.

!!! Курение табака.

У пациентов с бронхиальной астмой курение табака сопровождается ускоренным ухудшением функции легких, увеличением степени тяжести бронхиальной астмы, может приводить к снижению ответа на лечение ингаляционными и системными глоюкокортикостероидами, а также уменьшает вероятность достижения контроля над бронхиальной астмой.

Воздействие табачного дыма в пренатальном и постнатальном периоде сопровождается умеренно выраженными неблагоприятными эффектами, в том числе повышенным риском появления астмоподобных симптомов в раннем детстве. Однако данные о повышении риска аллергических заболеваний неоднозначны. Неблагоприятные эффекты курения матери до рождения ребенка сложно отделить от эффектов курения после рождения.

Загрязнение воздуха внутри и снаружи помещений. Данные о роли внешнего загрязнения воздуха вразвитии бронхиальной астмы остаются противоречивыми. У детей,выросших в условиях загрязнения воздуха, отмечается сниженная функция легких, однако взаимосвязь этого снижения с развитием бронхиальной астмы не установлена.Показана взаимосвязь между развитием обострений бронхиальной астмы и увеличением степени загрязненности воздуха; причем обострения могли развиваться в ответ как на общее повышение загрязненности воздуха, так и на увеличение концентрации специфических аллергенов, к которым сенсибилизированы пациенты.

Роль поллютантов в развитии бронхиальной астмы изучена недостаточно. Аналогичные взаимосвязи были выявлены между обострениями бронхиальной астмы и уровнями поллютантов помещений, например дыма и гари от газовых плит и органического топлива, используемого для обогрева помещений иприготовления еды; плесени и продуктов жизнедеятельности тараканов.

Питание. Значение питания, в особенности грудного вскармливания, для развития бронхиальной астмы изучалось в многочисленных исследованиях. В целом показано, что у детей, вскармливавшихся детским питанием на основе цельного коровьего молока или соевого белка, частота свистящих хрипов в раннем детстве была выше, чем у детей, получавших грудное молоко.

По некоторым данным, можно предположить, что определенные особенности питания в западных странах, например, повышенное потребление продуктов высокой степени обработки и сниженное – антиоксидантов (в виде фруктов и овощей), увеличенное поступление полиненасыщенной жирной кислоты (в составе маргарина и растительных масел) и сниженное – полиненасыщенной жирной кислоты (в составе жирных сортов рыбы), также играют роль в росте частоты бронхиальной астмы и атопических заболеваний в последние годы.

Оригинал взят здесь

Источник

Îñîáåííîñòü õðîíè÷åñêîãî âîñïàëèòåëüíîãî çàáîëåâàíèÿ äûõàòåëüíûõ ïóòåé ÷åëîâåêà. Êëàññèôèêàöèÿ òÿæåñòè îáîñòðåíèÿ àñòìû. Ïðîÿâëåíèå íàñëåäñòâåííîñòè, àòîïèè è ãèïåððåàêòèâíîñòè áðîíõîâ. Õàðàêòåðèñòèêà àëëåðãåíîâ è ýíäîãåííûõ ýòèîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÎÁËÀÑÒÍÎÅ ÁÞÄÆÅÒÍÎÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÎÅ Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ

ÑÐÅÄÍÅÃÎ ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÎÃÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß

«ØÓÉÑÊÈÉ ÌÅÄÈÖÈÍÑÊÈÉ ÊÎËËÅÄÆ»

ÊÎÍÒÐÎËÜÍÀß ÐÀÁÎÒÀ

ÒÅÌÀ: «Äèàãíîñòèêà ýòèîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ, èõ ðîëü â ðàçâèòèè áðîíõèàëüíîé àñòìû»

Ðàáîòó âûïîëíèëà:

Áîðèñîâà Òàòüÿíà Âëàäèìèðîâíà

Ðóêîâîäèòåëü:

Åðìàêîâà Ëþáîâü Âàñèëüåâíà

Ðàáîòà ïðåäñòàâëåíà ê çàùèòå:

Øóÿ — 2015

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

1. Ýòèîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû ðàçâèòèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû

2. Âíóòðåííèå ôàêòîðû

3. Âíåøíèå ôàêòîðû

4. Ýòèîëîãè÷åñêàÿ êëàññèôèêàöèÿ

Çàêëþ÷åíèå

Ââåäåíèå

Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà— «õðîíè÷åñêîå âîñïàëèòåëüíîå çàáîëåâàíèå äûõàòåëüíûõ ïóòåé, â êîòîðîì ïðèíèìàþò ó÷àñòèå ìíîãèå êëåòêè è êëåòî÷íûå ýëåìåíòû. Õðîíè÷åñêîå âîñïàëåíèå îáóñëîâëèâàåò ðàçâèòèå áðîíõèàëüíîé ãèïåððåàêòèâíîñòè, êîòîðàÿ ïðèâîäèò ê ïîâòîðÿþùèìñÿ ýïèçîäàì ñâèñòÿùèõ õðèïîâ, îäûøêè, ÷óâñòâà çàëîæåííîñòè â ãðóäè è êàøëÿ, îñîáåííî ïî íî÷àì è ðàííèì óòðîì. Ýòè ýïèçîäû îáû÷íî ñâÿçàíû ñ ðàñïðîñòðàí¸ííîé, íî èçìåíÿþùåéñÿ ïî ñâîåé âûðàæåííîñòè îáñòðóêöèè äûõàòåëüíûõ ïóòåé â ë¸ãêèõ, êîòîðàÿ ÷àñòî áûâàåò îáðàòèìà ëèáî ñïîíòàííî, ëèáî ïîä äåéñòâèåì ëå÷åíèÿ»

Âíóòðåííèå ôàêòîðû:

1. íàñëåäñòâåííîñòü

2. àòîïèÿ

3. ãèïåððåàêòèâíîñòü äûõàòåëüíûõ ïóòåé

Âíåøíèå ôàêòîðû:

1. àëëåðãåíû

2. Ýíäîãåííûå ýòèîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû

3. Ðåñïèðàòîðíûå èíôåêöèè

4. Âîçäóøíûå ïîëëþòàíòû

5. êóðåíèå (ïàññèâíîå è àêòèâíîå)

Öåëü èññëåäîâàíèÿ:

Òåîðåòè÷åñêè ïîêàçàòü ðîëü äèàãíîñòèêè ýòèîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ â ðàçâèòèè áðîíõèàëüíîé àñòìû

Çàäà÷è èññëåäîâàíèÿ:

Читайте также:  Методика упражнении при бронхиальной астме

1) Îïðåäåëèòü íàèáîëåå âàæíóþ (ïîïóëÿðíóþ) ïðè÷èíó

2) Îáîñíîâàòü ñåðüåçíîñòü çàáîëåâàíèÿ

3) Îáîñíîâàòü êàæäóþ ïðè÷èíó

4) Âûÿñíèòü ïóòè áîðüáû ñ ôàêòîðàìè ðàçâèòèÿ àñòìû

5) Ñîñòàâèòü ïëàí ïðåäîòâðàùåíèÿ ðàçâèòèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû

6) Óçíàòü ïîñëåäñòâèÿ ïîçäíåãî âûÿâëåíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû

1. Ýòèîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû ðàçâèòèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû

Àñòìà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé çàáîëåâàíèå äûõàòåëüíûõ ïóòåé, ïðè êîòîðîì ïîâûøàåòñÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü òðàõåîáðîíõèàëüíûõ ïóòåé ê ìíîãî÷èñëåííûì ðàçäðàæèòåëÿì. Ôèçèîëîãè÷åñêè îíà ïðîÿâëÿåòñÿ ðàñïðîñòðàíåííûì ñóæåíèåì âîçäóõîíîñíûõ ïóòåé, êîòîðîå ìîæåò ïðîèçîéòè ñïîíòàííî èëè ïîñëå ëå÷åíèÿ, êëèíè÷åñêè ïðîÿâëÿåòñÿ íàðóøåíèÿìè äûõàíèÿ, êàøëåì è õðèïàìè. Ïðîòåêàåò ïðèñòóïîîáðàçíî, ïåðèîäû îáîñòðåíèÿ ÷åðåäóþòñÿ ñ áåññèìïòîìíûìè ïåðèîäàìè. Äëÿ íåå õàðàêòåðíû ïðèñòóïû, äëÿùèåñÿ îò íåñêîëüêèõ ìèíóò äî íåñêîëüêèõ ÷àñîâ, ïîñëå ÷åãî áîëüíîé êàæåòñÿ êëèíè÷åñêè çäîðîâûì. Òåì íå ìåíåå, âîçìîæíî ñîñòîÿíèå, ïðè êîòîðîì áîëüíîé ïîñòîÿííî èñïûòûâàåò çàòðóäíåíèå äûõàíèÿ. Áîëåçíü â ýòîé ôàçå ìîæåò ïðîòåêàòü ëåãêî, ñ îáîñòðåíèÿìè èëè áåç íèõ èëè ñ òÿæåëîé îáñòðóêöèåé äûõàòåëüíûõ ïóòåé â òå÷åíèå äíåé èëè íåäåëü. Ýòî ñîñòîÿíèå íàçûâàþò àñòìàòè÷åñêèì ñòàòóñîì.

Ðàñïðîñòðàíåííîñòü è ýòèîëîãèÿ. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ìîæåò ðàçâèâàòüñÿ â ëþáîì âîçðàñòå, îäíàêî ÷àùå âñåãî îíà íà÷èíàåòñÿ â ðàííèå ãîäû æèçíè.

Êëàññèôèêàöèÿ òÿæåñòè îáîñòðåíèÿ àñòìû

Îáîñòðåíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû — ýòî ýïèçîäû ïðîãðåññèâíîãî íàðàñòàíèÿ îäûøêè, êàøëÿ, ñâèñòÿùèõ õðèïîâ, ÷óâñòâà ñäàâëåíèÿ ãðóäíîé êëåòêè.  ýòî âðåìÿ ïðîñâåò áðîíõîâ ñóæàåòñÿ, ÷òî ñîïðîâîæäàåòñÿ ñíèæåíèåì ïèêîâîé ñêîðîñòè âûäîõà (ÏÑÂ), îáú¸ìà ôîðñèðîâàííîãî âûäîõà çà 1 ñåêóíäó (ÎÔÂ1), ôîðñèðîâàííîé æèçíåííîé ¸ìêîñòè ë¸ãêèõ (ÔÆÅË). Äëÿ îöåíêè òÿæåñòè îáîñòðåíèÿ ïðîâîäÿò ôèçèêàëüíîå îáñëåäîâàíèå, èññëåäîâàíèå ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ, èññëåäîâàíèå ãàçîâ àðòåðèàëüíîé êðîâè, ÝÊÃ, ðåíòãåíîãðàôèþ îðãàíîâ ãðóäíîé êëåòêè[2].

2. Âíóòðåííèå ôàêòîðû

Íàñëåäñòâåííàÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê áðîíõèàëüíîé àñòìå âûÿâëÿåòñÿ ó 46.3% áîëüíûõ, åñëè îäèí ðîäèòåëü áîëåí áðîíõèàëüíîé àñòìîé, âåðîÿòíîñòü ðàçâèòèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû ó ðåáåíêà ñîñòàâëÿåò 20-30%, à åñëè áîëüíû îáà ðîäèòåëÿ — îíà äîñòèãàåò 75%.  öåëîì ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ðèñê âîçíèêíîâåíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû ó ðåáåíêà, ðîäèòåëè êîòîðîãî èìåþò ïðèçíàêè àòîïèè, â 2-3 ðàçà âûøå, ÷åì ó ðåáåíêà îò ðîäèòåëåé, êîòîðûå åå íå èìåþò.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ ïðåäïîëàãàåòñÿ ïîëèãåííûé òèï íàñëåäîâàíèÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòè ê áðîíõèàëüíîé àñòìå.

Ãåíåòè÷åñêèìè ìàðêåðàìè ïðåäðàñïîëîæåííîñòè ê áðîíõèàëüíîé àñòìå ñ÷èòàþòñÿ îïðåäåëåííûå HLA-àíòèãåíû (ãëàâíîãî êîìïëåêñà ãèñòîñîâìåñòèìîñòè, ðàñïîëîæåííîãî íà êîðîòêîì ïëå÷å 6 õðîìîñîìû; çäåñü æå ðàñïîëàãàþòñÿ ãåíû, êîíòðîëèðóþùèå 2 è 4 êîìïîíåíòû êîìïëåìåíòà, Â-ôàêòîðà ïðîïåðäèíà, à òàêæå ãåíû, êîíòðîëèðóþùèå èììóííûé îòâåò — Ir-ãåíû).

Êàê óñòàíîâëåíî Å. Í. Áàðàáàíîâîé (1993) è Ì.À.Ïåòðîâîé (1995), ó áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé ïî ñðàâíåíèþ ñî çäîðîâûìè ëþäüìè ãîðàçäî ÷àùå âñòðå÷àþòñÿ àíòèãåíû Â13, Â21, Â35 è DR5. Èìåþòñÿ ñîîáùåíèÿ î ÷àñòîé âñòðå÷àåìîñòè ó áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé òàêæå àíòèãåíîâ À2, Â7, Â8, Â12, Â27, DR2. Íàëè÷èå ýòèõ àíòèãåíîâ çíà÷èòåëüíî ïîâûøàåò ðèñê ðàçâèòèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû. Íàïðîòèâ, àíòèãåíû À28, Â14, BW41, DR1 ÿâëÿþòñÿ «çàùèòíûìè» â îòíîøåíèè ðàçâèòèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ îáíàðóæåíû äâà àñòìàòè÷åñêèõ ãåíà ó ìûøåé, îáóñëîâëèâàþùèõ ãèïåð÷óâñòâèòåëüíîñòü áðîíõîâ (ãèïåððåàêòèâíîñòü).

Ó ÷åëîâåêà îñíîâíûå ãåíû ïðåäðàñïîëîæåííîñòè ê áðîíõèàëüíîé àñòìå ñîäåðæàòñÿ â õðîìîñîìàõ 5 è 11, ïðè÷åì îñîáóþ ðîëü èãðàåò êëàñòåð ãåíîâ IL4. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ãåíåòè÷åñêàÿ îñíîâà áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðåäñòàâëåíà êîìáèíàöèåé ãåíåòè÷åñêîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòè ê ðàçâèòèþ àòîïèè è ãèïåððåàêãèâíîñòè áðîíõîâ. Êàæäûé èç ýòèõ ãåíåòè÷åñêèõ ôàêòîðîâ ïðåäðàñïîëîæåííîñòè çíà÷èòåëüíî ïîâûøàåò âåðîÿòíîñòü çàáîëåâàíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìîé.

· Àòîïèÿ

Àòîïèÿ — ýòî ñïîñîáíîñòü îðãàíèçìà ê âûðàáîòêå ïîâûøåííîãî êîëè÷åñòâà IgE (ðåàãèíîâ) â îòâåò íà âîçäåéñòâèå àëëåðãåíîâ îêðóæàþùåé ñðåäû. Ïðè ýòîì â êðîâè áîëüíûõ ïîâûøåí óðîâåíü IgE, îòìå÷àþòñÿ ïîëîæèòåëüíûå êîæíûå ïðîáû ñ àëëåðãåíàìè, â àíàìíåçå èìåþòñÿ óêàçàíèÿ íà ðàçëè÷íûå ïðîÿâëåíèÿ àëëåðãèè.

Àòîïèÿ ÷ðåçâû÷àéíî ÷àñòî èìååòñÿ ó áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé è èõ áëèæàéøèõ ðîäñòâåííèêîâ. Ñïîñîáíîñòü ê ñèíòåçó IgE íàõîäèòñÿ ïîä ãåíåòè÷åñêèì êîíòðîëåì è ïåðåäàåòñÿ ïî íàñëåäñòâó.

· Ãèïåððåàêòèâíîñòü áðîíõîâ

Ãèïåððåàêòèâíîñòü áðîíõîâ — ýòî ïîâûøåííàÿ ðåàêöèÿ áðîíõîâ íà ðàçäðàæàþùåå âîçäåéñòâèå, ïðè ýòîì âîçìîæíî ðàçâèòèå áðîíõîñïàçìà. Ýòî æå âîçäåéñòâèå ó áîëüøèíñòâà çäîðîâûõ ëèö íå âûçûâàåò áðîíõîñïàñòè÷åñêîé ðåàêöèè. Óñòàíîâëåíî, ÷òî ñïîñîáíîñòü ê ãèïåððåàêòèâíîñòè áðîíõîâ òàêæå ïåðåäàåòñÿ ïî íàñëåäñòâó.

 1996 ã. Ô. Êóììåð ñîîáùèë, ÷òî ó ëèö, ïðåäðàñïîëîæåííûõ ê ðàçâèòèþ áðîíõèàëüíîé àñòìû, âûÿâëåíû èçìåíåíèÿ íà 4, 5, 6, 11 õðîìîñîìàõ, îòâå÷àþùèõ çà áðîíõèàëüíóþ ãèïåððåàêòèâíîñòü ïðè êîíòàêòå ñ ýêçîàëëåðãåíîì (ïðåèìóùåñòâåííî áåëêîâîé ïðèðîäû).

Áèîëîãè÷åñêèå äåôåêòû ó ïðàêòè÷åñêè çäîðîâûõ ëèö

Ýòîò ïðåäðàñïîëàãàþùèé ôàêòîð òàêæå èìååò áîëüøîå çíà÷åíèå, òàê êàê ïîä âëèÿíèåì ðàçëè÷íûõ ïðè÷èí (îáîñòðåíèå õðîíè÷åñêèõ ðåñïèðàòîðíûõ çàáîëåâàíèé, êîíòàêò ñ àëëåðãåíàìè, íåðâíî-ïñèõè÷åñêèé ñòðåññ, õèìè÷åñêèå èððèòàíòû, íåáëàãîïðèÿòíûå ìåòåîóñëîâèÿ è äð.) ïðîèñõîäèò êëèíè÷åñêàÿ ìàíèôåñòàöèÿ ýòèõ äåôåêòîâ è ðàçâèâàåòñÿ áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.

Ñîãëàñíî Ã. Á. Ôåäîñååâó, áèîëîãè÷åñêèå äåôåêòû ìîãóò áûòü ñëåäóþùèå:

äåôåêòû íà óðîâíå öåëîñòíîãî îðãàíèçìà (äåôåêòû ôóíêöèîíèðîâàíèÿ èììóííîé, íåðâíîé, ýíäîêðèííîé ñèñòåì);

äåôåêòû íà îðãàííîì óðîâíå (ãèïåððåàêòèâíîñòü áðîíõîâ ê áèîëîãè÷åñêè àêòèâíûì âåùåñòâàì, ïîëëþòàíòàì, àëëåðãåíàì; íàðóøåíèå ñèñòåìû ìåñòíîé áðîíõîïóëüìîíàëüíîé çàùèòû);

äåôåêòû íà êëåòî÷íîì óðîâíå (íåñòàáèëüíîñòü òó÷íûõ êëåòîê, ÷ðåçìåðíî âûñîêèé âûáðîñ áèîëîãè÷åñêè àêòèâíûõ âåùåñòâ ïðè èõ äåãðàíóëÿöèè, íàðóøåíèå ôóíêöèè ýîçèíîôèëîâ, ìàêðîôàãîâ è äð. êëåòîê);

äåôåêòû íà ñóáêëåòî÷íîì óðîâíå (äåôåêòû ìåìáðàííî-ðåöåïòîðíûõ êîìïëåêñîâ, â ÷àñòíîñòè, ñíèæåííàÿ àêòèâíîñòü áåòà2-àäðåíîðåöåïòîðîâ, íàðóøåíèÿ îêñèäàíòíî-àíòèîêñèäàíòíîé ñèñòåìû è äð.).

3. Âíåøíèå ôàêòîðû

· Àëëåðãåíû — ÿâëÿþòñÿ îñíîâíûì ýòèîëîãè÷åñêèì ôàêòîðîì áðîíõèàëüíîé àñòìû.

Áûòîâûå àëëåðãåíû

Îñíîâíûì ïðåäñòàâèòåëåì áûòîâûõ àëëåðãåíîâ ÿâëÿåòñÿ äîìàøíÿÿ ïûëü. Îíà ñîäåðæèò â ñâîåì ñîñòàâå ðàçëè÷íûå âåùåñòâà: îñòàòêè ðàçëè÷íûõ òêàíåé, ÷àñòèöû ýïèäåðìèñà ÷åëîâåêà è æèâîòíûõ, àëëåðãåíû íàñåêîìûõ, ïûëüöû ðàñòåíèé, ãðèáîâ (÷àùå âñåãî ýòî àíòèãåíû ïëåñíåâûõ ãðèáîâ — ðèçîïóñ, ìóêîð, àëüòåðíàðèÿ, ïåíèöèëëèóì è äð.), áàêòåðèè, áèáëèîòå÷íàÿ ïûëü è äð. êîìïîíåíòû. âîñïàëèòåëüíûé àñòìà íàñëåäñòâåííîñòü àëëåðãåí

Ýïèäåðìàëüíûå àëëåðãåíû

Ê ýïèäåðìàëüíûì àëëåðãåíàì îòíîñÿòñÿ ÷àñòèöû ýïèäåðìèñà, ïåðõîòè, øåðñòè æèâîòíûõ (ñîáàê, êîøåê, êîðîâ, ëîøàäåé, ñâèíåé, êðîëèêîâ, ëàáîðàòîðíûõ æèâîòíûõ), ïòèö, à òàêæå àëëåðãåíû ýïèäåðìèñà è âîëîñ ÷åëîâåêà. Êðîìå òîãî, àëëåðãåíû ñîäåðæàòñÿ òàêæå â ñëþíå, ìî÷å, ôåêàëèÿõ æèâîòíûõ è ïòèö.

Èíñåêòíûå àëëåðãåíû

Èíñåêòíûìè àëëåðãåíàìè ÿâëÿþòñÿ àëëåðãåíû íàñåêîìûõ (ï÷åë, øìåëåé, îñ, êîìàðîâ, ìîøåê, òàðàêàíîâ è äð.). Àëëåðãåíû íàñåêîìûõ ïîïàäàþò â êðîâü ÷åëîâåêà ÷åðåç êðîâü (ïðè óêóñàõ), èíãàëÿöèîííûì èëè êîíòàêòíûì ïóòåì. Îñîáåííî âåëèêà ðîëü òàðàêàíîâ, àëëåðãåíû ñîäåðæàòñÿ â èõ ñëþíå, ôåêàëèÿõ, òêàíÿõ. ßä íàñåêîìûõ ñîäåðæèò áèîãåííûå àìèíû (ãèñòàìèí, ñåðîòîíèí, àöåòèëõîëèí è äð.), áåëêè (àïàìèí, ìåëèòãàí), ôåðìåíòû (ôîñôîëèïàçà À2, ãèàëóðîíèäàçà, ïðîòåàçû è äð.). Àëëåðãåíàìè ÿâëÿþòñÿ áåëêè è ôåðìåíòû. Îñòàëüíûå âåùåñòâà ñïîñîáñòâóþò ðàçâèòèþ òîêñè÷åñêîãî, âîñïàëèòåëüíîãî è áðîíõîñóæèâàþùåãî ýôôåêòà. Ìåëèòòèí íàðÿäó ñ àëëåðãèçèðóþùèì ýôôåêòîì ñïîñîáåí òàêæå âûçûâàòü äåãðàíóëÿöèþ òó÷íûõ êëåòîê è ëèáåðàöèþ ãèñòàìèíà.

Читайте также:  Бронхоэктатическая болезнь это астма

Ïûëüöåâûå àëëåðãåíû

Ïûëüöà ìíîãèõ ðàñòåíèé îáëàäàåò àëëåðãèçèðóþùèìè ñâîéñòâàìè è âûçûâàåò àëëåðãîçû — ïîëëèíîçû (àëëåðãè÷åñêèé ðèíèò, êîíúþíêòèâèò, áðîíõèàëüíàÿ àñòìà). Àíòèãåííûå ñâîéñòâà îáóñëîâëåíû ñîäåðæàùèìèñÿ â íåé áåëêàìè. Ïîëëèíîçû ìîãóò âûçûâàòüñÿ 200 âèäàìè ðàñòåíèé, ïûëüöà èìååò ðàçìåðû äî 30 ìêì è ãëóáîêî ïðîíèêàåò â äûõàòåëüíûå ïóòè, âûçûâàÿ áðîíõèàëüíóþ àñòìó. Ïûëüöà äåðåâüåâ ñîäåðæèò 6 àíòèãåíîâ, òðàâ — äî 10 àíòèãåíîâ.

Ãðèáêîâûå àëëåðãåíû

Àëëåðãèÿ ê ãðèáàì âûÿâëÿåòñÿ ó 70-75% áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé. Íàèáîëåå àëëåðãåííûìè ÿâëÿþòñÿ ãðèáû ðîäîâ Penicillium, Aspergillus, Mucor.Alternaria, Candida. Ãðèáû è èõ ñïîðû âõîäÿò â ñîñòàâ äîìàøíåé ïûëè, ïðèñóòñòâóþò â âîçäóõå, íà ïî÷âå, íà êîæå, â êèøå÷íèêå. Ñïîðû ïëåñíåâûõ ãðèáîâ èíãàëÿöèîííûì ñïîñîáîì ïîïàäàþò â âåðõíèå è íèæíèå äûõàòåëüíûå ïóòè. Ñðåäè àíòèãåíîâ ãðèáîâ íàèáîëåå àëëåðãåííûìè ÿâëÿþòñÿ ëèïîïðîòåèíû êëåòî÷íîé ñòåíêè êàê ñïîð, òàê è ìèöåëèÿ.

Ïèùåâûå àëëåðãåíû

Ïèùåâàÿ àëëåðãèÿ ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé áðîíõèàëüíîé àñòìû ó 1-4% âçðîñëûõ ëþäåé. Íàèáîëåå àëëåðãåííûìè ïðîäóêòàìè ÿâëÿþòñÿ: ìîëîêî (îñíîâíûå åãî àíòèãåíû — êàçåèí / áåòà-ëàêòîãëîáóëèí, àëüôà-ëàêòîãëîáóëèí), êóðèíûå ÿéöà (îñíîâíûå àíòèãåíû — îâàëüáóìèí, îâîìóêîèä, îâî-òðàíñôåððèí), ïøåíè÷íàÿ ìóêà (ñîäåðæèò 40 àíòèãåíîâ), ðæàíàÿ ìóêà (â íåé 20 àíòèãåíîâ), ðûáà, ìÿñî.

Ëåêàðñòâåííûå àëëåðãåíû

Ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà ìîãóò áûòü ïðè÷èíîé îáîñòðåíèÿ è óõóäøåíèÿ òå÷åíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû ó 10% áîëüíûõ (Hunt, 1992). Ëåêàðñòâà ìîãóò áûòü òàêæå è íåïîñðåäñòâåííîé ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ìåõàíèçìû ðàçâèòèÿ ëåêàðñòâåííîé áðîíõèàëüíîé àñòìû ðàçëè÷íû, ÷òî îáóñëîâëåíî îñîáåííîñòÿìè äåéñòâèÿ ñàìèõ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ. Èçâåñòíû ñëåäóþùèå ìåõàíèçìû ðàçâèòèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû ïîä âëèÿíèåì ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ.

Ïðîôåññèîíàëüíûå àëëåðãåíû

Ïî äàííûì Bardana (1992), Brooks (1993) ó 2-15% áîëüíûõ ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû ÿâëÿþòñÿ ïðîèçâîäñòâåííûå ôàêòîðû.  íàñòîÿùåå âðåìÿ èçâåñòíî îêîëî 200 âåùåñòâ, âûçûâàþùèõ ðàçâèòèå ïðîôåññèîíàëüíîé (ïðîèçâîäñòâåííîé) áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ïðîôåññèîíàëüíàÿ áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ìîæåò áûòü àëëåðãè÷åñêîé, íåàëëåðãè÷åñêîé è ñìåøàííîé.

· Ýíäîãåííûå ýòèîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû

Ýíäîãåííûå ôàêòîðû íå ÿâëÿþòñÿ àëëåðãåíàìè è âûçûâàþò ðàçâèòèå íåàëëåðãè÷åñêîé áðîíõèàëüíîé àñòìû.

Ê ýíäîãåííûì ôàêòîðàì ìîæíî îòíåñòè ñëåäóþùèå:

íàðóøåíèå ìåòàáîëèçìà àðàõèäîíîâîé êèñëîòû ïîä âëèÿíèåì àñïèðèíà (àöåòèëñàëèöèëîâîé êèñëîòû). Ó ëèö, ñòðàäàþùèõ òàêèì ìåòàáîëè÷åñêèì äåôåêòîì, ïîä âëèÿíèåì àñïèðèíà èç àðàõèäîíîâîé êèñëîòû óñèëèâàåòñÿ ñèíòåç ëåéêîòðèåíîâ, ÷òî ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ áðîíõîñïàçìà;

ãèïåððåàêòèâíîñòü áðîíõîâ ïî îòíîøåíèþ ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå (ðàçâèâàåòñÿ àñòìà ôèçè÷åñêîãî óñèëèÿ); íåðâíî-ïñèõè÷åñêèå ôàêòîðû — ìîãóò áûòü ïðè÷èíîé äîñòàòî÷íî ðåäêîãî íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî âàðèàíòàáðîíõèàëüíîé àñòìû. Ñëåäóåò òàêæå ó÷åñòü, ÷òî ïñèõî-ýìîöèîíàëüíûå ñòðåññîâûå ñèòóàöèè î÷åíü ÷àñòî ìîãóò áûòü ïðè÷èíîé îáîñòðåíèÿ ëþáîãî âàðèàíòà áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ñòðåññîâûå ñèòóàöèè âûçûâàþò ðàçâèòèå íåðâíî-ðåôëåêòîðíûõ ðåàêöèé, ïðèâîäÿùèõ ê áðîíõîñïàçìó è ïðèñòóïó óäóøüÿ;

äèñãîðìîíàëüíûå íàðóøåíèÿ — èãðàþò âåäóùóþ ðîëü â ðàçâèòèè îñîáûõ âàðèàíòîâ áðîíõèàëüíîé àñòìû, ñâÿçàííûõ ñ äèñôóíêöèåé ÿè÷íèêîâ è íåäîñòàòî÷íîñòüþ ãëþêîêîðòèêîèäíîé ôóíêöèè íàäïî÷å÷íèêîâ.

· Ðåñïèðàòîðíûå èíôåêöèè

Ðåñïèðàòîðíûå èíôåêöèè ÿâëÿþòñÿ îäíèì èç âàæíåéøèõ ôàêòîðîâ, ñïîñîáñòâóþùèõ ðàçâèòèþ áðîíõèàëüíîé àñòìû ó âçðîñëûõ è äåòåé. Ã. Á. Ôåäîñååâ (1992) âûäåëÿåò èíôåêöèîííî-çàâèñèìóþ ôîðìó áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ïîä èíôåêöèîííîé çàâèñèìîñòüþ ïîíèìàåòñÿ òàêîå ñîñòîÿíèå, ïðè êîòîðîì âîçíèêíîâåíèå è/èëè òå÷åíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû çàâèñèò îò âîçäåéñòâèÿ ðàçëè÷íûõ èíôåêöèîííûõ àíòèãåíîâ (âèðóñîâ, áàêòåðèé, ãðèáîâ). Îñîáåííî âàæíà ðîëü îñòðûõ âèðóñíûõ ðåñïèðàòîðíûõ èíôåêöèé. Íàèáîëåå ÷àñòî âîçíèêíîâåíèå è ïðîãðåññèðîâàíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû ñâÿçàíî ñ âèðóñàìè ãðèïïà, ðåñïèðàòîðíî-ñèíöèòèàëüíûì âèðóñîì, ðèíîâèðóñîì, âèðóñîì ïàðàãðèïïà. Ðåñïèðàòîðíûå âèðóñû ïîâðåæäàþò ìåðöàòåëüíûé ýïèòåëèé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè áðîíõîâ, óâåëè÷èâàþò åå ïðîíèöàåìîñòü äëÿ ðàçëè÷íîãî âèäà àëëåðãåíîâ, òîêñè÷åñêèõ âåùåñòâ. Íàðÿäó ñ ýòèì ïîä âëèÿíèåì ðåñïèðàòîðíîé âèðóñíîé èíôåêöèè ðåçêî ïîâûøàåòñÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü èððèòàíòíûõ ðåöåïòîðîâ ïîäñëèçèñòîãî ñëîÿ áðîíõîâ. Òàêèì îáðàçîì, ïîä âëèÿíèåì âèðóñíîé èíôåêöèè ðåçêî âîçðàñòàåò ãèïåððåàêòèâíîñòü áðîíõîâ. Êðîìå òîãî, âèðóñíàÿ èíôåêöèÿ ó÷àñòâóåò â ôîðìèðîâàíèè àëëåðãè÷åñêîãî âîñïàëåíèÿ áðîíõîâ, óñòàíîâëåíà âîçìîæíîñòü èíäóêöèè ñèíòåçà âèðóñîñïåöèôè÷åñêèõ IgE. Îïðåäåëåííóþ ðîëü â ðàçâèòèè áðîíõèàëüíîé àñòìû èãðàþò òàêæå áàêòåðèàëüíàÿ èíôåêöèÿ è ãðèáû.

· Âîçäóøíûå ïîëëþòàíòû

«Ïîëëþòàíòû — ýòî ðàçëè÷íûå õèìè÷åñêèå âåùåñòâà, êîòîðûå ïðè íàêîïëåíèè â àòìîñôåðå â âûñîêèõ êîíöåíòðàöèÿõ ìîãóò âûçûâàòü óõóäøåíèå çäîðîâüÿ ÷åëîâåêà» (À. Â. Åìåëüÿíîâ, 1996). Óñòàíîâëåíî, ÷òî ïîëëþòàíòû íåñîìíåííî ñïîñîáñòâóþò âîçíèêíîâåíèþ áðîíõèàëüíîé àñòìû, ðåàëèçóþò ôåíîòèïè÷åñêóþ íàñëåäñòâåííóþ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê íåé. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà — ýêîëîãè÷åñêè çàâèñèìîå çàáîëåâàíèå, îñîáåííî ýòî àêòóàëüíî â äåòñêîì âîçðàñòå. Êàê óêàçàíî â íàöèîíàëüíîé ðîññèéñêîé ïðîãðàììå «Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ó äåòåé, ñòðàòåãèÿ, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà» (1997), áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ó äåòåé ÿâëÿåòñÿ ÷óâñòâèòåëüíûì ìàðêåðîì çàãðÿçíåíèÿ àòìîñôåðíîãî âîçäóõà. Íàèáîëåå øèðîêî ðàñïðîñòðàíåííûìè ïîëëþòàíòàìè ÿâëÿþòñÿ îêèñü óãëåðîäà, äèîêñèäû ñåðû è àçîòà, ìåòàëëû, îçîí, ïûëü, ïðîäóêòû íåïîëíîãî ñãîðàíèÿ áåíçèíà (íåôòåóãëåâîäîðîäû, ôîðìàëüäåãèä è äð.).

· Òàáàêîêóðåíèå è ïàññèâíîå êóðåíèå

Ñîãëàñíî ñîâðåìåííûì ïðåäñòàâëåíèÿì êóðåíèå ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç îñíîâíûõ ôàêòîðîâ, âëèÿþùèõ íà âîçíèêíîâåíèå è òå÷åíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû. Òàáà÷íûé äûì ñîäåðæèò áîëüøîå êîëè÷åñòâî âåùåñòâ, îêàçûâàþùèõ òîêñè÷åñêîå, ðàçäðàæàþùåå âëèÿíèå (â òîì ÷èñëå è íà èððèòàòèâíûå ðåöåïòîðû), êàíöåðîãåííîå âîçäåéñòâèå. Êðîìå òîãî, òàáà÷íûé äûì ðåçêî ñíèæàåò ôóíêöèþ ìåñòíîé áðîíõîïóëüìîíàëüíîé çàùèòíîé ñèñòåìû, â ïåðâóþ î÷åðåäü ìåðöàòåëüíîãî ýïèòåëèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè áðîíõîâ (ïîäðîáíî î âëèÿíèè òàáà÷íîãî äûìà íà äûõàòåëüíûå ïóòè).  êîíå÷íîì èòîãå ïîä âëèÿíèåì êîìïîíåíòîâ òàáà÷íîãî äûìà ðàçâèâàþòñÿ âîñïàëåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, ñåíñèáèëèçàöèÿ è ãèïåððåàêòèâíîñòü áðîíõîâ, ÷òî ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ áðîíõèàëüíîé àñòìû. Òàêîå æå îòðèöàòåëüíîå âîçäåéñòâèå îêàçûâàåò è ïàññèâíîå êóðåíèå — ïðåáûâàíèå â íàêóðåííîì ïîìåùåíèè è âäûõàíèå òàáà÷íîãî äûìà. «Ïàññèâíûå êóðèëüùèêè» ïîãëîùàþò èç ïðîêóðåííîãî âîçäóõà ïîìåùåíèé ñòîëüêî æå íèêîòèíà è äðóãèõ òîêñè÷åñêèõ âåùåñòâ òàáà÷íîãî äûìà, ñêîëüêî è àêòèâíî êóðÿùèé÷åëîâåê. Ó ïàññèâíûõ êóðèëüùèêîâ çíà÷èòåëüíî ÷àùå âñòðå÷àþòñÿ òàêæå ïèùåâàÿ è ïûëüöåâàÿ ñåíñèáèëèçàöèÿ ïî ñðàâíåíèþ ñ ëþäüìè, æèâóùèìè â ïîìåùåíèÿõ, ãäå íèêòî íå êóðèò.

4. Ýòèîëîãè÷åñêàÿ êëàññèôèêàöèÿ

 çàâèñèìîñòè îò ïðè÷èí, âûçûâàþùèõ ïðèñòóïû, âûäåëÿþò:

· ýêçîãåííóþ áðîíõèàëüíóþ àñòìó — ïðèñòóïû âûçûâàþòñÿ ïðè âîçäåéñòâèè íà äûõàòåëüíûå ïóòè àëëåðãåíà, ïîñòóïàþùåãî èç âíåøíåé ñðåäû (ïûëüöà ðàñòåíèé, ïëåñíåâûå ãðèáêè, øåðñòü æèâîòíûõ, ìåëü÷àéøèå êëåùè, íàõîäÿùèåñÿ â äîìàøíåé ïûëè). Îñîáûì âàðèàíòîì ÿâëÿåòñÿ àòîïè÷åñêàÿ áðîíõèàëüíàÿ àñòìà, âûçâàííàÿ íàñëåäñòâåííî-îáóñëîâëåííîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòüþ ê àëëåðãè÷åñêèì ðåàêöèÿì

· ýíäîãåííóþ áðîíõèàëüíóþ àñòìó — ïðèñòóï âûçûâàþò òàêèå ôàêòîðû, êàê èíôåêöèÿ, ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà, õîëîäíûé âîçäóõ, ïñèõî-ýìîöèîíàëüíûå ðàçäðàæèòåëè

· áðîíõèàëüíóþ àñòìó ñìåøàííîãî ãåíåçà — ïðèñòóïû ìîãóò âîçíèêàòü êàê ïðè âîçäåéñòâèè íà äûõàòåëüíûå ïóòè àëëåðãåíà, òàê è ïðè âîçäåéñòâèè ïåðå÷èñëåííûõ âûøå ôàêòîðîâ

Çàêëþ÷åíèå

Öåëü èññëåäîâàíèÿ äîñòèãíóòà

ß òåîðåòè÷åñêè ïîêàçàëà ðîëü äèàãíîñòèêè ýòèîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ â ðàçâèòèè áðîíõèàëüíîé àñòìû.

È Îáîñíîâàëà êàæäóþ èç ïåðå÷èñëåííûõ ïðè÷èí.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник