Физические упражнения при бронхиальной астме у детей

Алёнушка — будущий врач
Бронхиальная астма – это болезнь, при которой увеличивается реактивность трахеи и бронхов к разным раздражителям (запах, пух, шерсть животных и прочее.) Проявляется в виде затруднённого дыхания из-за сужения дыхательных путей. В мире болеют около 300 миллионов людей.
Бронхиальной астмой страдают не только взрослые, но и дети, особенно в возрасте от 7 до 14 лет. Нередко признаки заболевания возникают и в первые три года жизни. Такое раннее проявление болезни объясняется тем, что в этом возрасте головной мозг быстро развивается, что и обусловливает особую чувствительность организма к раздражителям как внешней, так и внутренней среды.
Течение астмы у детей врачи определяют как астматический бронхит (обычно в возрасте до 5-7 лет), когда в бронхолегочной системе особых изменений не наблюдается, или как бронхиальную астму с осложнениями пневмонией, с хроническим бронхитом.
Родители всегда, а при лечении бронхиальной астмы особенно, должны обращать внимание на то, чтобы ребенок дышал через нос.
Доказано, что если дети дышат через рот, то это отражается на регуляции дыхания. Дыхание учащается, возникает одышка (при этом нарушается кровообращение и возникает расстройство равновесия процессов возбуждения и торможения).
Установлено, что тонус бронхиальных мышц регулируется особым центром, взаимосвязанным с рецепторами носовой полости, воспринимающими ток воздуха. Это рефлекторно ведет к расширению бронхиол.
Также установлено, что у детей, больных астмой, подвижность диафрагмы (самой сильной мышцы, обеспечивающей вдох) уменьшена, а легочная вентиляция снижена. При этом возникает беспорядочное движение ребер и диафрагмы, поверхностный вдох и слабый выдох не только во время приступа, но и в другое время.
Вот почему родители просто обязаны от двух до трёх раз в день регулярно заниматься дыхательными и физическими упражнениями с детьми, страдающими бронхиальной астмой. Этим они закрепят и обеспечат более эффективное и быстрое комплексное лечение, назначенное врачом.
При бронхиальной астме ухудшается общее состояние ребенка. Поэтому в тот период, когда нет приступов, больной должен как можно больше времени находиться на свежем воздухе, играть и развлекаться. Необходимо, однако, избегать утомления и перевозбуждения.
Основы правильных навыков дыхания и движения, обеспечивающих здоровье ребенка, закладываются на ежедневных занятиях физкультурой дома, под руководством родителей. Многочисленные наблюдения показывают, что чем младше ребенок, тем более устойчивы результаты лечения.
Под влиянием дыхательной гимнастики и физических упражнений довольно скоро (после 10-17 занятий) наступает значительное улучшение. Однако курс лечения нужно продолжать не менее 2-3 месяцев.
Затем, для закрепления достигнутых результатов, необходимо по 2 раза в неделю повторять рекомендуемый нами комплекс упражнений.
Курс дыхательных упражнений
Тренировка носового — диафрагмального дыхания.
1. Вдохнуть, приподняв пальцем кончик носа и немного выпятив живот (диафрагмальное дыхание), выдыхать ровной струей, как будто задувая свечку.
2. Вдох такой же, как при упр. № 1, после короткой задержки дыхания; при выдохе тихо пройтись «кошачьим» шагом от стула до стула (чтобы шагов не было слышно).
3. Вдох такой же, как при упр. № 1, но живот не выпячивать; при выдохе произносить «хрым-храм», на каждом слоге поочередно втягивать и выпячивать живот.
4.Как можно медленнее вдохнуть через одну ноздрю (другую зажать пальцем), наполняя воздухом живот, и выдохнуть через нос со звуком «м-м».
5.Вдох как при упр. № 1; выдохнуть через нос себе на ладонь сильной, но ровной струей.
6.Вдох как при упр. № 1; выдыхая, сдуть с ладони спичечную коробку.
Все эти упражнения надо повторять по нескольку раз, как бы соревнуясь с ребенком, то есть подавая упражнения в виде игровых заданий. Главное — избегать утомления.
Упражнение с использованием звуковой вибрации и электровибратора
1.Вдохнуть животом (диафрагмальное дыхание); при выдохе петь «хрым» или «сын», втягивая постепенно живот так, чтобы дребезжание ощущалось на макушке. 4 — 6 раз.
2.Вдох такой же, петь «храм», выпячивая живот так, чтобы дребезжание ощущалось на груди. Петь на низком тоне. 6-8 раз.
3.Головку электровибратора поставить в ямочку под ключицей без нажима, поочередно на левой и правой стороне груди. Продолжительность вибрации для детей от 3 до 7 лет 10-20 секунд, старше — 20 60 секунд. Во время вибрации ребенок жужжит, произнося «ж». Это упражнение надо выполнять через день в течение двух недель.
4.Вдох животом, при выдохе петь «жжж» ровной струей, при этом живот надо ритмично втягивать и выпячивать.
5.Вдох такой же; при выдохе, выпячивая живот, произносить «жду», а втягивая живот — «жу-жу». Вибрация передается на голосовые связки, что вызывает рефлекторное расширение бронхиол.
Комплекс упражнений, способствующих усвоению гармонично-полного дыхания
1.Выдохнуть ровной струей через рот на перышко, подвешенное на ниточке. Немного задержать дыхание (на счет 1, 2, 3). Вдохнуть потягиваясь и зевая. Надо следить, чтобы ребенок при вдохе не втягивал живот. 4-6 раз.
2. Сдувать ровной струей с ладони вверх легкое перышко. Немного задержать дыхание. Затем бесшумно вдохнуть через нос, не втягивая живот. Взрослый во время вдоха говорит: «Ах, как пахнет цветок». 3-4 раза.
3. Выдувать воздух через трубочку ровной струей в стакан с водой. Вдох сделать как бы спиною, почти одновременно наполняя живот и грудь. 4-6 рал.
4.Выдохнуть на ладонь узкой, сильной, холодной струей. Медленно вдохнуть ртом через трубочку (всасывать воздух). 3 раза.
5. Выдохнуть спокойно, шагая со свистом или со звуком «ссс». Сделать гармонично-полный вдох, стоя на месте. 4 раза.
Примечание. Усвоив курс обязательных дыхательных упражнений, необходимо в дальнейшем выполнять их между физическими упражнениями.
Дети 7-15 лет после окончания обязательного курса дыхательных упражнений приступают к следующим заданиям, предназначенным для регуляции ритма дыхания во время ходьбы и бега.
Специальные задания
1.Гармонично-полное дыхание при ходьбе. Дышите, чтобы было удобно, считая, на сколько шагов делается вдох и выдох.
2.Шагая, укорачивайте вдох на один шаг, а выдох удлиняйте на один шаг.
3.Вдох укорачивайте на 2 шага, а выдох удлиняйте на 2 шага.
4.Сделайте гармонично-полный вдох, стоя на месте. Шагая, выдохните со звуком «с» (через рот), со звуком «м» (через нос) и со звуком «ж» (через рот).
5. Шагая, сделайте гармонично-полный вдох на 2 шага. Задержите дыхание на 1 шаг. На 3-4 шага — выдохните; в конце выдоха подтяните живот.
6.Сделайте гармонично-полный вдох стоя; на выдохе попробуйте пробежаться. Затем отдохните 2 дыхательных цикла (вдох-выдох, вдох-выдох). После вдоха пробегитесь, при выдохе — попрыгайте на месте. Отдохните 3 дыхательных цикла. Каждое упражнение повторяйте по нескольку раз.
Одновременно с дыхательными упражнениями во время ходьбы дети 12-15 лет должны регулярно заниматься физическими упражнениями из обязательного курса дыхательных упражнений (по выбору).
Держите осанку или профилактика сколиозов
Источник
Автор: Казаринова Виктория Владимировна
Статью подготовила
Казаринова Виктория Владимировна
Специалист МАУ «ЦППМиСП»
Инструктор ФК
«Лечебная физкультура при бронхиальной астме»
Основными симптомами бронхиальной астмы являются эпизоды одышки, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке. Существенное значение имеет появление симптомов после контакта с аллергеном, сезонная вариабельность симптомов и наличие родственников с бронхиальной астмой или другими атопическими заболеваниями. При сочетании с ринитом симптомы астмы могут либо появляться только в определённое время года, либо присутствовать постоянно с сезонными ухудшениями. У некоторых пациентов сезонное увеличение уровня в воздухе определённых аэроаллергенов (например, пыльца Alternaria, берёзы, травы и амброзии) вызывает развитие обострений.
Задачи ЛФК при бронхиальной астме
Основными задачами лечебной физической культуры являются:
· восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;
· уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;
· активизация трофических процессов в тканях;
· обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;
· обучение удлиненному выдоху.
Противопоказания
Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме:
1. Противопоказаны любые перегрузки.
2. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.
3. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание.
4. В помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.
5. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.
Особенности методики ЛФК
Ошибкой является общепринятое мнение, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).
Однако, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.
Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.
В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.
Методика массажа при бронхиальной астме
Массаж, как правило, проводится в пораженной области и симметрично очагу поражения, в случае отека и при резких болях – выше пораженного участка.
Курс массажа можно условно разделить на три части: 1) вводный – 1–3 процедуры, которые проводят для выяснения реакции организма на массаж; 2) основной – около 20 процедур, которые проводятся с учетом физиологического состояния массируемого и особенностей его заболевания; 3) заключительный – 1–2 процедуры.
Как правило, курс массажа включает от 5 до 25 процедур в зависимости от тяжести заболевания и состояния массируемого.
Между курсами можно делать перерывы от 10 дней до 2–3 месяцев. Число процедур и длительность перерыва между ними подбираются индивидуально и могут быть как уменьшены, так и увеличены.
Процедуры массажа и самомассажа также состоят из трех этапов: 1) вводный – 1–3 мин., во время которого щадящими приемами подготавливают массируемого к основной части; 2) основной – от 5 до 20 мин.; 3) заключительный – 1–3 мин., во время которого снижают интенсивность воздействия, нормализуя функции организма, и проводят дыхательные упражнения.
Продолжительность сеанса может быть от 3 мин. до часа в зависимости от показаний. Массаж делают ежедневно или через день, иногда его проводят 2–3 раза в неделю, сочетая с другими видами комплексного лечения.
Примерный комплекс упражнений
Физические упражнения используются в период между приступами астмы с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции легких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания, что позволяет легче переносить астматические приступы.
Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.
Перед началом упражнений и после их выполнения 5 минут походите в быстром темпе. Гимнастику лучше делать утром, через час после еды. Общее время ходьбы и упражнений — 15–20 минут. В конце — поднимание и расслабленное опускание рук в темпе спокойного дыхания.
Рекомендованный комплекс гимнастических упражнений при бронхиальной астме:
1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — выдох (4-6 раз).
2. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав вдох, подтянуть руками колено к груди – выдох (поочередно, 3- 6 раз).
3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон влево, левой рукой постараться коснуться пола, правую к плечу — выдох; вернуться в исходное положение — вдох. То же с наклоном в другую стороны.
4. Сидя на стуле. Руки в стороны — вдох; руки скрестить на ребрах, вставая и наклоняясь вперед, — выдох (4-8 раз).
5. Сидя на стуле, руки на коленях. Отводя голову назад, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — удлиненный выдох через рот, произнести звук «ж-ж-ж» (4-6 раз).
6. Ходьба обычная — 1-2 мин. Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе — 1-2 мин. Ходьба с замедлением темпа и удлинением выдоха (30-60 с).
7. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Прогнуться, соединив за спиной прямые руки, — вдох; наклонить голову вперед, прямые руки соединить внизу перед собой — удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у» (3-5 раз).
8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Отводя левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на нее) — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).
9. Ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).
Гимнастика активизирует выделение гормона надпочечников — адреналина, что в свою очередь обусловливает расширение бронхов. Регулярно выполняемые упражнения комплекса увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.
Не менее существенно и то, что грудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным — брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.
Учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2—3 секунды.
Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100—110 ударов, а дыхания — 20—24 в минуту.
В течение 5 минут после выполнения упражнений частоты пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.
Дыхательные упражнения
Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ. Для того чтобы во время приступа суметь успокоить их, нужно научиться делать умеренный выдох. После этого задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий затем вдох тоже должен быть поверхностным. Необходимо стремиться к устранению форсированных выдыханий, чтобы выдох совершался только под влиянием эластической тяги легких. В то же время нужно следить за удлинением дыхания.
Простейшим методом выработки более глубокого дыхания является надувание воздушных шариков, для получения максимального эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму.
С целью укрепления диафрагмы можно выполнять и другие дыхательные упражнения: положите руки на живот под самые ребра и сделайте медленный, глубокий вдох. Во время вдоха надо выпятить живот; от этого руки немного разойдутся в стороны, так как диафрагма выдвинется вперед. При выдохе втяните живот — диафрагма уйдет обратно и руки снова соединятся. Повторите не более 3-4 раз, а затем дышите как обычно.
С целью нормализации тонуса мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. Сделать умеренный вдох и, сдавив ладонями грудную клетку в средних и нижних отделах, на медленном выдохе произносить такие звуки: «пф», «ррр», «брррох», «бррх», «дррох», «дррах», «бррух». За продолжительностью выдоха следите по секундомеру. На первых занятиях она не должна превышать 4-5 секунд, но постепенно ее нужно увеличивать до 12-25 секунд. Особенно долгим может быть звук «ррр»: в первые дни занятий — 5 секунд, дальше — до 30. Эти же упражнения можно выполнять, обхватив грудную клетку полотенцем: на медленном выдохе стянуть концы полотенца, произнося те же звуки по 6-10 раз.
comments powered by HyperComments
Источник
В борьбе с бронхиальной астмой многие отдают предпочтение медикаментозному лечению. Однако мало кто знает о том, что это не единственный метод устранения заболевания. Правильное занятие физическими упражнениями позволит в короткие сроки побороть тяжёлую патологию дыхательной системы.
Спорт – надёжный путь к здоровью! Но многие скептически относятся к данной методике лечения, а иногда даже с опаской за ухудшение своего самочувствия. Пришло время разобраться, можно ли заниматься детям и взрослым физической культурой при бронхиальной астме.
Можно ли заниматься спортом
Те, кто вынужден делить свою жизнь с бронхиальной астмой, не понаслышке знают, что активные физические нагрузки вызывают бронхоспазм и приступ удушающего кашля. Именно по этой причине возникает серьёзное опасение к занятиям спорта в качестве лечебной методики. Но учёным удалось доказать, что регулярные тренировки, основанные на правильном выполнении ряда упражнений, помогают не только укрепить ослабленный организм, но и полностью устранить заболевание.
Бронхиальной астме подвержены не только взрослые, но и дети. Маленьким пациентам также разрешены занятия физической культурой, но по особой технологии.
Роль ЛФК
Роль физической культуры в борьбе с бронхиальной астмой неоценима! Грамотно выполняемые упражнения позволяют укрепить мышцы, значительно снизить спазмы в период обострения заболевания и адаптировать больного к гипоксии.
Регулярные занятия позволяют не только стабилизировать состояние здоровья больного, но и значительно уменьшить количество медикаментозных препаратов, применяемых для поддержания оптимального состояния здоровья астматика. Также грамотно проводимые занятия позволяют значительно увеличить промежуток времени между приступами и способствуют защите организма от появления тяжёлых осложнений.
Лечебная физическая культура для взрослых
Внедрение в работу организма должно сопровождаться соблюдением определённых правил:
- Лечебные занятия должны назначаться после консультации со специалистом, это позволит избежать негативных последствий и ухудшения самочувствия. Кроме того, наиболее эффективной станет комплексная терапия – сочетание приёма лекарственных препаратов и выполнения упражнений.
- Стремление выздороветь как можно быстрее не должно затмевать здравый рассудок! Важно помнить, что чрезмерно активная нагрузка на организм, пораженный бронхиальной астмой, категорически недопустима! Интенсивность тренировок нужно увеличивать постепенно, медленно и плавно.
Важно! Если в случае увеличения нагрузки больной отмечает дискомфорт, одышку и появление кашля, необходимо приостановить занятия, после чего вернуться к первоначальному этапу тренировок.
- Во время занятий крайне важно следить за дыханием. Оно должно быть ритмичным, ровным. Также необходимо позаботиться о том, чтобы рядом был лечебный ингалятор.
- При занятиях нужно позаботиться о том, чтобы в помещении была хорошая вентиляция и увлажнённость. При недостаточной влажности воздуха возможны резкие приступы спазмов бронхов.
Ознакомившись с основными правилами, можно приступать к выбору вида сорта для занятий. Преимущество лечебной физической культуры – в широком выборе разрешённых видов спорта. Можно отдать предпочтение плаванию или аквааэробике, футболу или теннису, восточным единоборствам или танцам. По мнению врачей, идеальным вариантом занятий при бронхиальной астме является дыхательная гимнастика.
Лечебная физическая культура для детей
Бронхиальная астма у детей протекает несколько по иному, чем у взрослых. Например, приступы удушающего кашля у маленьких пациентов отмечаются намного реже.
Для малышей, больных бронхиальной астмой, оптимальной является дыхательная гимнастика. Наиболее эффективной признана методика Стрельниковой, к тому же выполнять упражнения довольно просто. Возможны лечебные упражнения, которые не только стимулируют малыша к выздоровлению и активному образу жизни, но и в целом значительно улучшают его самочувствие.
Важно! Помнить, что лечебные упражнения и дыхательная гимнастика разрешены в качестве комплексного лечения только детям с трёхлетнего возраста!
Ребёнку, который болеет бронхиальной астмой, будут полезны такие спортивные нагрузки, как долгие прогулки на свежем воздухе (туристические походы не только улучшат дыхательную систему малыша, но и вызовут у него неподдельный интерес), футбол, катание на коньках и роликах.
Комплекс упражнений ЛФК
В таблице представлены эффективные упражнения, предназначенные для больных бронхиальной астмой (взрослой возрастной группы).
Исходная позиция | Методика выполнения упражнений | Количество повторений |
Сидя на ровной поверхности (на кровати или на табуретке). | Руки развести в стороны, ритмично сгибать и разгибать их в локтях. | Упражнение повторить не менее восьми раз. |
Стоя, спина ровная, руки поднять и убрать за голову. | Наклонять корпус поочерёдно влево, вправо, назад и вперёд. | Сделать не менее шести подходов. |
В позиции стоя, руками необходимо опереться на стол. | Выполнять дыхательное упражнение – делать глубокий вдох, на выдохе произносить протяжную букву «ж». | Повторить не менее шести раз. |
В позиции стоя, руки опущены. | На глубоком вдохе – руки в стороны, после чего на выдохе вернуть руки в исходную позицию. | Выполнить упражнение пяти-шесть раз. |
Стоя. Руки опущены вниз, в руках держать небольшой мяч. | При вдохе возвести руки на головой, на выдохе опустить их в начальное положение. | Упражнение с мячом повторить восемь раз. |
Стоя, руки свободны. | При вдохе плавно развести руки в разные стороны строго под углом 45 градусов, при выдохе руки опустить. | Повторить шесть-семь раз. |
Стоя, спина ровная, руки расслаблены. | В течение минуты выполнять ходьбу на месте. | Повторить восемь раз, то есть данное упражнение должно занять не более восьми минут. |
Комплекс лечебных упражнений и медикаментозной терапии дадут высокоэффективный результат.
Важно! Помнить, что представленная методика является лишь ознакомительной. Выполнять её можно только после консультации с лечащим врачом!
ЛФК при бронхиальной астме у детей
В первую очередь стоит обратить внимание на дыхательную гимнастику. Выполняется она довольно просто и не вызовет у ребёнка никаких трудностей в исполнении.
- Гласные буквы, произнесённые на выдохе, улучшают работу дыхательной системы. Необходимо на выдохе протяжно произносить буквы «и», «а», «о», «у».
- Согласные буквы, произнесённые на выдохе, действуют более агрессивно, и благодаря вибрации, оказываемой на верхние дыхательные пути, провоцируют более активное выведение мокроты. На выдохе необходимо произносить такие буквы, как «р», «з», «г», «д».
Что касается лечебных физических упражнений, но их выполнение также не вызовет трудностей с выполнением у детей. Стоит отметить, что длительность занятия не должна превышать 15 минут!
К основным лечебным упражнениям относятся:
- Ребёнок садится на стул, руки свободно опущены вниз. На вдохе руки поднимаются над головой, затем на выдохе нужно вернуться в исходную позицию. Повторить пять раз.
- Ребёнок сидит на стуле, кисти рук кладёт на плечи. На вдохе необходимо наклониться вперёд, на выдохе вернуться в начальную позицию. Повторить пять раз.
- Ребёнок сидит на стуле, ножки расставлены максимально широко друг от друга. Руки расставлены в разные стороны (на уровне груди). На вдохе нужно повернуть корпус направо, на выдохе вернуться в исходное положение. Затем на вдохе повернуть корпус налево, на выдохе вернуться в начальную позицию. Повторить упражнение в каждую сторону по пять раз.
- Ребёнок находится в положении стоя, ножки вместе, руки свободно опущены вниз. На вдохе руки поднимаются в стороны, на выдохе опускаются вниз. Повторить пять раз.
- В позиции стоя, руки расставить в стороны. На вдохе необходимо приподнять правую ногу и согнуть в колене, на выдохе опустить ногу (выполнить 5 раз). Повторить упражнение с левой ногой.
Весьма несложная лечебная гимнастика, которая поможет ребёнку почувствовать себя значительно лучше.
Задачи ЛФК при бронхиальной астме
Основные задачи лечебной физической культуры в борьбе с бронхиальной астмой выглядят следующим образом:
- прежде всего задача состоит в том, чтобы обучить больного бронхиальной астмой правильному дыханию во время бронхоспазма и приступов удушья;
- благодаря регулярной тренировке значительно уменьшаются спазмы дыхательных мышц;
- немаловажным является улучшение общего самочувствия больного, повышение энергетического тонуса организма;
- лечебная гимнастика помогает активному выведению мокроты;
- лечебная физическая культура благотворно влияет на нормализацию психоэмоционального состояния больного и устранение нервного возбуждения, а следовательно – помогает снизить дыхательный процесс.
Регулярные тренировки помогают повысить подвижность грудной клетки и улучшают работу мышц, а также отлично стимулируют аэробную функцию.
Противопоказания лечебной физической культурой при бронхиальной астме
И все же, несмотря на неоценимую помощь физической культуры, есть ряд ограничений, при которых стоит воздержаться от данной лечебной методики воздействия на организм астматика. К абсолютным противопоказаниям относятся:
- лихорадочное состояние, высокая температура;
- нарушение работы сердечно-сосудистой системы;
- наличие онкологических патологий злокачественной формы (локализующихся преимущественно в бронхо-легочной системе);
- внутреннее кровотечение и опасность его возникновения;
- ухудшение самочувствия, сильный дискомфорт и возникновение болевого синдрома при любых (даже минимальных) нагрузках.
Кроме того, лечебную гимнастику запрещено выполнять при общем тяжёлом состоянии больного.
Важно! Во избежание ухудшения самочувствия, перед началом тренировок необходимо проконсультироваться с лечащим врачом!
Итак, лечебный комплекс упражнений при бронхиальной астме выполнять не только можно, но и нужно. Главное – выполнять их правильно и прислушиваться к своему самочувствию. При возникновении любых недомоганий необходимо временно прекратить выполнение упражнений и сообщить лечащему врачу о возникших ухудшениях в состоянии здоровья. Также важно помнить, что максимально эффективного результата можно достичь только в комплексном лечении. Поэтому о приёме лекарственных препаратов забывать не стоит.
Главное правило – любое внедрение в работу организма должно сопровождаться рекомендацией врача. Только опытный специалист сможет грамотно составить курс лечения, исходя из индивидуальных особенностей организма астматика.
Источник