Игры для бронхиальной астмы

Игры для бронхиальной астмы thumbnail

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, БОЛЕЮЩИХ
БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Иванова Н.Л., Захарова Л.С.,
кафедра ЛФК, массажа и реабилитации

ВВЕДЕНИЕ. В
последние 10-15 лет существенно изменилось
представление о бронхиальной астме, этиологии,
патогенезе, клинике, лечении и профилактике
этого заболевания. Появилась необходимость в
разработке новых методик для реабилитации,
учитывающих эти новые взгляды и современные
особенности течения бронхиальной астмы.

Следует
отметить, что в программе лечения все чаще
используются средства и формы физической
реабилитации. В результате их применения
наступление ремиссии происходит благодаря
восстановлению собственных компенсаторных
возможностей организма больного, средства
физической реабилитации наиболее экологически
чисты и при правильном их применении не бывает
осложнений.

В процессе
восстановления, применяя многие средства и формы
реабилитации, не всегда учитываются особенности
интересов ребенка. Известно, что в занятия
лечебной гимнастикой уже достаточно давно
включаются подвижные игры, но они чаще всего
носят общеразвивающий характер, воздействуя на
весь организм в целом.

В одной из
последних классификаций подвижных игр для
больных и ослабленных детей предлагается делить
игры на 4 группы с учетом применения
психофизической нагрузки в них: Эта
классификация учитывает многие критерии
назначения подвижных игр. Но в ней не содержится
описания разработанных методик по применению
подвижных игр, учитывающих специфику конкретных
заболеваний. Поэтому возникает необходимость в
разработке методик подвижных игр,
целенаправленно влияющих на определенный орган
или систему, вовлеченные в патологический
процесс.

Исходя из
этого, была поставлена следующая цель
исследования: разработать методику подвижных
игр специальной направленности для реабилитации
детей младшего школьного возраста, болеющих
бронхиальной астмой.

Научная
новизна: впервые была разработана методика
подвижных игр специальной направленности для
реабилитации детей младшего школьного возраста,
болеющих бронхиальной астмой.

Чтобы лучше
понять механизмы воздействия разработанной
методики, следует остановиться на описании этого
заболевания. Бронхиальная астма- хроническое
воспалительное заболевание дыхательных путей.
При наличии предрасположенности это воспаление
вызывает повторяющиеся приступы кашля, хрипов,
возникает чувство сдавленности в груди,
затруднение дыхания. Воспаление делает
респираторный тракт чувствительным к различным
внешним раздражителям. При их воздействии
происходит обструкция дыхательных путей, она
может происходить в результате: спазма гладкой
мускулатуры бронхов, отека слизистого и
подслизистого слоя, гиперсекреции слизи. Принято
считать, что в процессе заболевания в головном
мозге формируется застойный доминантный очаг
патологического возбуждения, происходит
нарушение равновесия тормозного и
возбудительных процессов. При разработке
методики мы попытались учесть основные аспекты
заболевания.

МЕТОДИКА.
Под нашим наблюдением находилось 15 детей в
возрасте 7-11 лет (младший школьный возраст).
Диагноз: бронхиальная астма, смешанной формы,
средняя степень заболевания. Именно для этого
контингента нами разрабатывалась методика
подвижных игр специальной направленности.

Подвижные игры
специальной направленности для реабилитации
детей младшего школьного возраста, болеющих
бронхиальной астмой мы делим на 5 групп:

С элементами
коррекции дыхания (с произношением звуков, с
удлиненным выдохом, с диафрагмальным дыханием). 2.
С элементами дренирования бронхов. 3. С
использованием элементов спорта. 4. С элементами
коррекции осанки (в положении разгрузки
позвоночника, без разгрузки позвоночника). 5. С
элементами расслабления (для всего организма).

При назначении
подвижных игр специальной направленности для
реабилитации бронхиальной астмы мы учитывали:
возраст, индивидуальные особенности личности
ребенка, психическое развитие, степень
физической подготовленности и, обязательно,
специфику заболевания (степень тяжести, характер
реакции на нагрузку, фазу состояния больного-
устойчивая, неустойчивая ремиссия и др.).

Подвижные игры
мы включали в занятие лечебной гимнастикой,
которое является основной формой физической
реабилитации. Игры использовались во всех частях
занятия.

Подвижные игры
специальной направленности выполнялись
больными в виде имитационных (подражательных)
движений, основной задачей которых являлось
воспитание правильного дыхания и тренировка
выдоха.

При выполнении
игр первой группы вибрация голосовых связок от
произнесения звуков передается на легкие,
трахею, бронхи и от них на грудную клетку,
способствуя расслаблению спазмированных
бронхов и бронхиол. Особо рекомендуем
«жужжащие, рычащие, шипящие» звуки, так как в
основе их действия лежит принцип вибромассажа,
действующего расслабляющим образом на гладкую
мускулатуру бронхов.

Как известно,
при бронхиальной астме наблюдается
экспираторная одышка- затруднение фазы выдоха
дыхательного цикла. Поэтому особо важно,
применяя подвижные игры специальной
направленности, тренировать именно удлиненный
нефорсированный выдох.

Во время
приступа бронхиальной астмы увеличенное
сопротивление воздушному потоку, особенно на
выдохе, вызывает задержку воздуха в легких и рост
функциональной остаточной емкости-
перерастяжение или вздутие легких. Происходит
уплощение диафрагмы, которое сопровождается
увеличением работы дыхания, так как мышечные
волокна уплощенной диафрагмы функционируют не в
оптимальном режиме. Теперь кроме преодоления
возросшего сопротивления воздухоносных путей,
больной бронхиальной астмой вынужден
«использовать» менее эффективные
дыхательные мышцы для расправления неэластичных
легких. Все это способствует увеличению
потребления кислорода и продукции углекислого
газа диафрагмой.

Поэтому
включение подвижных игр, стимулирующих брюшное
(диафрагмальное) дыхание улучшает подвижность
диафрагмы, главной дыхательной мышцы, что
увеличивает жизненный объем легких.
Диафрагмальное дыхание тренирует диафрагму,
оказывает помощь сердцу, обеспечивает приток
венозной крови, снижает артериальное давление,
стимулирует пищеварение, регулирует
деятельность органов брюшной полости и малого
таза.

При
бронхиальной астме эффект кашля как важного
фактора дренажной функции бронхов определяется
рядом условий, главными из которых являются:
сохранение рефлекторного механизма кашля (у
больных бронхиальной астмой он снижен),
сокращение дыхательных мышц, достаточная
эластичность грудной клетки и ткани легкого и др.
Почти на все указанные компоненты кашлевого акта
можно воздействовать специальными дыхательными
упражнениями. При выполнении игр второй группы,
благодаря дренажным упражнениям обеспечивается
полноценный дренаж бронхов, очищение слизистой
дыхательных путей и глоточного лимфоидного
кольца от патологического экссудата, укрепление
дыхательной мускулатуры, и прежде всего мышц,
производящих выдох. Достигая бифуркации трахеи,
где чувствительность кашлевого рефлекса
выражена наиболее сильно, мокрота рефлекторно
вызывает непроизвольный кашель,
сопровождающийся ее откашливанием.

Читайте также:  Что такое начальная стадия астмы отзывы

Игры третьей
группы включают в себя элементы спорта
(баскетбола, волейбола, лыж, плавания).
Способствуют улучшению работы всех органов и
систем организма, а также тренируют удлиненный
выдох. При этом всю нагрузочную часть любого
упражнения: наклоны туловища, бросок мяча и др.
осуществлять на выдохе, после нескольких
повторений обязательно расслабиться. Применение
таких игр необходимо еще и как подготовка к
отдельным видам спорта.

У детей,
болеющих бронхиальной астмой, довольно часто
встречается нарушение осанки. Особенно
распространенными дефектами осанки являются
нарушения осанки в сагиттальной плоскости (чаще
всего кифотическая деформация позвоночника).
Поэтому необходимо применение игр четвертой
группы, которые носят корригирующий характер,
способствуют укреплению определенных мышечных
групп. Игры делятся на: игры в положении
разгрузки позвоночника и игры без разгрузки
позвоночника.

Для
клинической картины детей с бронхиальной астмой
часто характерны зажатость, скованность грудной
клетки и во всем организме в целом. На облегчение
дыхания и расслабление организма как раз и
направлены игры, относящиеся к пятой группе.
Особое внимание следует обратить на
расслабление мышц пояса верхних конечностей. Для
гармонизации состояния больного ребенка хорошо
проводить эти игры с музыкальным сопровождением,
например, под «звуки природы» (шум моря,
водопада, леса и др.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В настоящее время по разработанной системе
подвижных игр специальной направленности для
реабилитации детей, болеющих бронхиальной
астмой, проводятся экспериментальные
исследования. Для опредления срочного эффекта
воздействия подвижных игр проводились
исследования функции легких (пикфлоуметрия)-
больным предлагалось измерить пиковую скорость
выдоха (ПСВ) до и после занятия лечебной
гимнастикой с помощью прибора пикфлоуметра.
Предварительные результаты показали что,
разработанная методика подвижных игр
специальной направленности обеспечила
улучшение ПСВ в среднем на 15 %.

Источник

Гимнастика при астме и ХОБЛ имеет очень большое значение, упражнения направленные на тренировку дыхательной мускулатуры, являются частью комплексной терапии заболеваний органов дыхания. Они не служат альтернативой медикаментозному лечению и не должны быть причиной отказа от него. Этот комплекс упражнений подходит для пациентов с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ), а также с другими заболеваниями легких, в том числе с тяжелой бронхиальной астмой. Обязательное условие при назначении данного комплекса — отсутствие обострения тяжелых сопутствующих заболеваний (прежде всего сердечно-сосудистых).

Приводимые упражнения направлены на то, чтобы научить пациента бороться с одышкой во время обычной повседневной деятельности: правильно дышать при ходьбе, поддерживать определенный ритм движения. Питание должно обеспечивать достаточное поступление белков, при этом быть дробным и осуществляться небольшими порциями. Во время занятий пациенты должны иметь при себе ингалятор с бронхорасширяющим препаратом с быстрым началом действия (сальбутамол, беротек, беродуал). При продуктивном кашле пациенту нужно предложить эвакуировать мокроту перед началом занятия.

Нагрузка должна быть тренирующей, но не чрезмерной, поэтому необходим контроль пульса и артериального давления. При появлении выраженной усталости, болей в области сердца, головокружения, повышении артериального давления или учащении пульса более допустимого (220 минус возраст пациента) необходимо остановиться. При восстановлении самочувствия и нормализации показателей тренировку можно продолжить с меньшей интенсивностью.

Занятия проводятся ежедневно или через день. Их продолжительность зависит от состояния пациента: длительность первого занятия обычно составляет не более 15 минут, затем время тренировок увеличивается до 30 минут.

Дыхательная гимнастика

Тренировка начинается с дыхательной гимнастики, улучшающей работу дыхательной мускулатуры. Основная цель дыхательной гимнастики при астме и ХОБЛ — уменьшить одышку при физических нагрузках, научиться регулировать дыхание. Ритм упражнений подбирается индивидуально. Главное условие: выдох должен быть продолжительнее, чем вдох, и проводиться через неплотно сомкнутые губы, а вдох следует осуществлять через нос.

1. Исходное положение: руки согнуты в локтях, ладони перед грудью, обращены друг к другу, направлены пальцами вверх. Сделать глубокий вдох, при выдохе соединить ладони на уровне груди и изо всех сил надавить одной ладонью на другую. Выдох делать как можно дольше. При вдохе развести руки на уровне плеч и максимально свести лопатки.

2. Исходное положение такое же. На глубоком вдохе поднять руки над головой, затем на медленном выдохе завести поднятые руки за голову и развести в стороны (словно упираясь в стенки) .

3. Диафрагмальное дыхание. Обучение методике диафрагмального дыхания позволяет менять привычный для больного ХОБЛ паттерн дыхания, при котором активно используются вспомогательные дыхательные мышцы, на такой, при котором используется в основном сила сокращения диафрагмы и мышц брюшной стенки, что приводит к улучшению вентиляционно-перфузионных отношений, повышению оксигенации крови, уменьшению одышки.

Самое простое и действенное упражнение на диафрагмальное дыхание: исходное положение сидя на стуле, спина прямая. При вдохе выпятить живот (как будто он наполняется воздухом), при выдохе втянуть. Выдох производится через неплотно сомкнутые губы.

Физические упражнения

1. Упражнения с палкой

Для физических упражнений при астме и ХОБЛ используется гимнастическая палка размером 140 см, весом около 1 кг. Упражнения с палкой не только позволяют улучшить работу дыхательной мускулатуры, но и оказывают положительный эффект на позвоночник и работу суставов.

1. Исходное положение стоя, палка в опущенных руках. Поднять палку над головой на медленном вдохе, завести палку за голову на медленном выдохе. Затем вновь поднять палку вверх — медленный вдох, опустить палку — медленный выдох.

2. Исходное положение стоя, палка в руках на уровне груди. На вдохе поворот туловища в сторону, вернуться в исходное положение — медленный выдох. Повторить с поворотом в другую сторону.

Читайте также:  Астматический статус при бронхиальной астме у детей

3. Исходное положение стоя, палка в вытянутой руке хватом за середину. Поворачивать палку вокруг оси за счет движения кисти руки, попеременно меняя руки.

2. Упражнения с гантелями

Упражнения с гантелями и утяжелителями для рук проводятся для тренировки верхней группы мышц и выполняются совместно с дыхательными упражнениями. Гантели должны быть весом 1 кг (вначале), 1,5 и 2 кг.

1. Исходное положение стоя, гантели в опущенных руках. Поднять гантели к плечам — вдох, опустить вниз — выдох. Все действия выполняются медленно.

2. Исходное положение такое же. Круговые движения в плечах, 8 раз вперед и 8 раз назад. Дыхание произвольное.

3. Исходное положение стоя у стены, лопатки соединены, гантели в опущенных руках. Поднять гантели к плечам — вдох, опустить — выдох.

4. Исходное положение стоя, гантели в опущенных руках. На вдохе поднять гантели, скользя ими по бокам, до подмышечной области, на выдохе — таким же образом опустить.

5. Исходное положение стоя, правая нога отставлена назад, гантели в опущенных руках. Мах правой рукой назад — вдох, на выдохе рука идет вперед и прижимается к правому плечу. Вначале упражнение повторяется 4 раза, постепенно число повторов увеличивается до 8 раз. Затем то же самое выполняется для левых руки и ноги.

6. Исходное положение стоя, гантели на уровне груди. Развести руки в стороны — вдох, вернуться в исходное положение — выдох. Если пациенту трудно выполнять упражнения стоя, их можно проводить сидя на стуле.

3. Упражнения для нижней группы мышц

У пациентов с дыхательной недостаточностью ходьба приводит к усилению одышки, в силу чего они стараются меньше двигаться. В результате при ходьбе их могут беспокоить боли в икроножных мышцах, связанные с детренированностью. Поэтому необходимо проводить тренировку мышц, участвующих в ходьбе, и выработать ритм ходьбы с минимальной одышкой для данного пациента.

Занятия ходьбой могут проходить на тредмиле (беговой дорожке), в спортивном зале или на улице. При ходьбе надо следить за дыханием: на два шага вдох, на три-четыре шага выдох. Возможен другой ритм, но главное, чтобы выдох был длиннее вдоха.

Для тренировки групп мышц, задействованных при преодолении лестничных пролетов, используются спортивные ступени или их аналог. Упражнение выполняется следующим образом: на вдохе — шаг на ступень, на выдохе — медленный спуск со ступени. Выдох должен быть длиннее вдоха и проводиться через неплотно сомкнутые губы. Количество повторов зависит от возможностей пациента и постепенно увеличивается. Такую тренировку можно проводить и при помощи тренажера «степпер».

Для восстановления объема движений в коленных и голеностопных суставах проводятся следующие упражнения: в положении сидя на стуле с прямой спиной пациент катает ногой мяч размером с футбольный, при этом стопа перемещается с мыска на пятку.

Дыхательные тренажеры для больных астмой и ХОБЛ

Усилить работу дыхательной мускулатуры можно при помощи дыхательных тренажеров, направленных на тренировку мышц вдоха (инспираторная мускулатура) и выдоха (экспираторная мускулатура). Учитывая, что главными и активными являются мышцы вдоха, необходимо использовать в первую очередь тренажеры для тренировки именно этих мышц. Мышцы выдоха являются пассивными, они начинают страдать только при выраженной дыхательной недостаточности.

Тренажеры для тренировки дыхательной мускулатуры должны обладать возможностью создавать дозированную нагрузку (которую пациент будет преодолевать постепенно, ступенчато). Тренировки начинают с низкого сопротивления, которое каждые 2 недели повышают на одну градацию. Рекомендуемое время тренировок при помощи дыхательного тренажера от 5 — 10 минут 3 раза в сутки, причем очередность применения тренажеров не имеет значения. Наибольшее улучшение у пациентов наблюдается к 3-му месяцу тренировок.

P.S. Оригинал статьи, вы можете найти, на моем блоге allast.ru Буду рад, вашим комментариям и вопросам.

Источник

akenkaАлёнушка — будущий врач

Бронхиальная астма – это болезнь, при которой увеличивается реактивность трахеи и бронхов к разным раздражителям (запах, пух, шерсть животных и прочее.) Проявляется в виде затруднённого дыхания из-за сужения дыхательных путей. В мире болеют  около 300 миллионов людей.

Бронхиальной астмой  страдают не только взрослые, но  и дети, особенно в возрасте от 7 до 14 лет. Нередко признаки заболевания возникают и в первые три года жизни. Такое раннее проявление болезни объясняется тем, что в этом возрасте головной мозг быстро развивается, что и обусловливает особую чувствительность организма к раздражителям как внешней, так и внутренней среды.

Течение астмы у детей врачи определяют как астматический бронхит (обычно в возрасте до 5-7 лет), когда в бронхолегочной системе особых изменений не наблюдается, или как бронхиальную астму с осложнениями пневмонией, с хроническим бронхитом.

Родители всегда, а  при лечении бронхиальной астмы особенно, должны обращать внимание на то, чтобы ребенок дышал через нос.

Доказано, что если дети дышат через рот, то это отражается на регуляции дыхания. Дыхание учащается,  возникает одышка (при этом нарушается кровообращение и возникает расстройство равновесия процессов возбуждения и торможения).

Установлено, что тонус бронхиальных мышц регулируется особым центром, взаимосвязанным с рецепторами носовой полости, воспринимающими ток воздуха. Это рефлекторно ведет к расширению бронхиол.

Читайте также:  Астма этиология клиника лечение

Также установлено, что у детей, больных астмой, подвижность диафрагмы (самой сильной мышцы, обеспечивающей вдох) уменьшена, а легочная вентиляция снижена. При этом возникает беспорядочное движение ребер и диафрагмы, поверхностный вдох и слабый выдох не только во время приступа, но и в другое время.

 Вот почему родители просто обязаны от двух до  трёх раз  в день регулярно заниматься дыхательными и физическими упражнениями с детьми, страдающими бронхиальной астмой. Этим они закрепят и обеспечат более эффективное и быстрое комплексное лечение, назначенное врачом.

 При бронхиальной астме ухудшается  общее состояние ребенка. Поэтому в тот период, когда нет приступов, больной должен как можно больше времени находиться на свежем воздухе, играть и развлекаться. Необходимо, однако, избегать утомления и перевозбуждения.

 Основы правильных навыков дыхания и движения, обеспечивающих здоровье ребенка, закладываются на ежедневных занятиях физкультурой дома, под руководством родителей. Многочисленные наблюдения показывают, что чем младше ребенок, тем более устойчивы  результаты лечения.

Под влиянием дыхательной гимнастики и физических упражнений  довольно скоро (после 10-17 занятий) наступает значительное улучшение. Однако курс лечения нужно продолжать не менее 2-3 месяцев.

Затем, для закрепления достигнутых результатов, необходимо по 2 раза в неделю повторять рекомендуемый нами комплекс упражнений.

 Курс дыхательных упражнений

 Тренировка носового — диафрагмального дыхания.

1. Вдохнуть, приподняв пальцем кончик носа и немного выпятив живот (диафрагмальное дыхание), выдыхать ровной струей, как будто задувая свечку.

2. Вдох такой же, как при упр. № 1, после короткой задержки дыхания; при выдохе тихо пройтись «кошачьим» шагом от стула до стула (чтобы шагов не было слышно).

3. Вдох такой же, как при упр. № 1, но живот не выпячивать; при выдохе произносить «хрым-храм», на каждом слоге поочередно втягивать и выпячивать живот.

4.Как можно медленнее вдохнуть через одну ноздрю (другую зажать пальцем), наполняя воздухом живот, и выдохнуть через нос со звуком «м-м».

5.Вдох как при упр. № 1; выдохнуть через нос себе на ладонь сильной, но ровной струей.

6.Вдох как при упр. № 1; выдыхая, сдуть с ладони спичечную коробку.

Все эти упражнения надо повторять по нескольку раз, как бы соревнуясь с ребенком, то есть подавая упражнения в виде игровых заданий. Главное — избегать утомления.

Упражнение с использованием звуковой вибрации и электровибратора 

1.Вдохнуть животом (диафрагмальное дыхание); при выдохе петь «хрым» или «сын», втягивая постепенно живот так, чтобы дребезжание ощущалось на макушке. 4 — 6 раз.

2.Вдох такой же, петь «храм», выпячивая живот так, чтобы дребезжание ощущалось на груди. Петь на низком тоне. 6-8 раз.

3.Головку электровибратора поставить в ямочку под ключицей без нажима, поочередно на левой и правой стороне груди. Продолжительность вибрации для детей от 3 до 7 лет 10-20 секунд, старше — 20 60 секунд. Во время вибрации ребенок жужжит, произнося «ж». Это упражнение надо выполнять через день в течение двух недель.

4.Вдох животом, при выдохе петь «жжж» ровной струей, при этом живот надо ритмично втягивать и выпячивать.

5.Вдох такой же; при выдохе, выпячивая живот, произносить «жду», а втягивая живот — «жу-жу». Вибрация передается на голосовые связки, что вызывает рефлекторное расширение бронхиол.

 Комплекс упражнений, способствующих усвоению гармонично-полного дыхания

1.Выдохнуть ровной струей через рот на перышко, подвешенное на ниточке. Немного задержать дыхание (на счет 1, 2, 3). Вдохнуть потягиваясь и зевая. Надо следить, чтобы ребенок при вдохе не втягивал живот. 4-6 раз.

2. Сдувать ровной струей с ладони вверх легкое перышко. Немного задержать дыхание. Затем бесшумно вдохнуть через нос, не втягивая живот. Взрослый во время вдоха говорит: «Ах, как пахнет цветок». 3-4 раза.

3. Выдувать воздух через трубочку ровной струей в стакан с водой. Вдох сделать как бы спиною, почти одновременно наполняя живот и грудь. 4-6 рал.

4.Выдохнуть на ладонь узкой, сильной, холодной струей. Медленно вдохнуть ртом через трубочку (всасывать воздух). 3 раза.

5. Выдохнуть спокойно, шагая со свистом или со звуком «ссс». Сделать гармонично-полный вдох, стоя на месте. 4 раза.

Примечание. Усвоив курс обязательных дыхательных упражнений, необходимо в дальнейшем выполнять их между физическими упражнениями.

Дети 7-15 лет после окончания обязательного курса дыхательных упражнений приступают к следующим заданиям, предназначенным для регуляции ритма дыхания во время ходьбы и бега.

Специальные задания

1.Гармонично-полное дыхание при ходьбе. Дышите, чтобы было удобно, считая, на сколько шагов делается вдох и выдох.

2.Шагая, укорачивайте вдох на один шаг, а выдох удлиняйте на один шаг.

3.Вдох укорачивайте на 2 шага, а выдох удлиняйте на 2 шага.

4.Сделайте гармонично-полный вдох, стоя на месте. Шагая, выдохните со звуком «с» (через рот), со звуком «м» (через нос) и со звуком «ж» (через рот).

5. Шагая, сделайте гармонично-полный вдох на 2 шага. Задержите дыхание на 1 шаг. На 3-4 шага — выдохните; в конце выдоха подтяните живот.

6.Сделайте гармонично-полный вдох стоя; на выдохе попробуйте пробежаться. Затем отдохните 2 дыхательных цикла (вдох-выдох, вдох-выдох). После вдоха пробегитесь, при выдохе — попрыгайте на месте. Отдохните 3 дыхательных цикла. Каждое упражнение повторяйте по нескольку раз.

Одновременно с дыхательными упражнениями во время ходьбы дети 12-15 лет должны регулярно заниматься физическими упражнениями из обязательного курса дыхательных упражнений (по выбору).

Держите осанку или профилактика сколиозов

Источник