Ингалятор от астмы когда появился
Впервые термин «ингалятор» (англ.
inhaler от лат. inhalo — вдыхаю) употребил английский терапевт Джон Мадж (John
Mudge) в 1778 году в своей книге «Радикальный и быстрый способ лечения
простудного кашля». Ингалятором он назвал собственное изобретение —
переделанную особым образом оловянную кружку с отверстием для вдыхания опиума.
Именно от «кружки Маджа» ведется отсчет истории ингаляторов как приборов для
вдыхания лечебных препаратов.
Однако ингаляция как метод лечения
различных заболеваний была известна древним врачам еще два тысячелетия назад. В
древнеегипетском Папирусе Эберса, который датируется 1554 годом до н.э.,
описывается вдыхание паров черной белены для лечения дыхательных путей.
«Терапия вдыхания» практиковалась и в других древних цивилизациях: в Древнем
Китае вдыханием опиума лечили астму, в Древней Греции Гиппократ назначал своим
пациентам вдыхание паров трав и смол, кипящих в уксусе и масле.
Первое устройство для распыления
лекарственного вещества в форме аэрозоля изобрел француз Дж. Сэль-Жирон.
Изобретение было представлено в Медицинской Академии в Париже в 1858 году и
названо ингалятором под давлением (pressurerized inhaler), поскольку именно
давление воздуха позволяло распылять жидкий лекарственный препарат. Для
создания давления в приборе использовался насос по типу велосипедного. При
вытягивании насоса вверх жидкость засасывалась из емкости, а при опускании вниз
— проходила через форсунку и распылялась у рта пациента.
В 1864 году немецкий врач Зигель
изобрел паровой ингалятор, названный «паровым распылителем Зигеля». Он работал
от спиртовой горелки, которая нагревала воду в емкости до состояния кипения. От
емкости шла тонкая трубка, подсоединенная ко второй емкости с лекарством. Поток
пара переводил лекарство в состояние дисперсии. Полученную лекарственную взвесь
пациент вдыхал через стеклянный мундштук, прикрепленный к ингалятору. По сути,
современные паровые ингалторы работают по такому же принципу, только спиртовую
горелку заменило электричество.
Первый электрический небулайзер
был изобретен в начале 1930-х и получил название «Пневмостат». Жидкий
лекарственный препарат переводился в состояние аэрозоля с помощью
электрического компрессора. В то время уже была доказана эффективность
адреналина как средства облегчения приступов астмы, так что с «Пневмостатом»
чаще всего использовался хлорид адреналина. В 1950 году В. Ридер и К. Макай
впервые вылечили пневмонию с помощью вдыхаемого адренокортикостероида, чем
спровоцировали волну клинических исследований в области применения различных
противовоспалительных препаратов в форме ингаляции.
Важной вехой в истории развития
ингаляторов является изобретение карманного дозирующего аэрозольного ингалятора
для экстренной помощи при приступе бронхиальной астмы. Разработка нового
устройства велась в Riker Laboratories в начале 1950-х. В июне 1955 прошло
успешное испытание дозирующего ингалятора (pMDI) в госпитале
Администрации по делам ветеранов в Калифорнии. В марте 1956 г. на рынке
появилось два аппарата: Medihaler-iso c изопреналином и Medihaler-epi с
адреналином.
Сейчас миллионы астматиков по
всему миру не представляют жизни без дозирующего аэрозольного ингалятора.
Лекарственный препарат в нем находится в холодном состоянии и под воздействием
струи фреона, находящегося под давлением, проходит через дозирующие клапаны и
доставляется в легкие в точно отмеренном количестве.
1964 год ознаменовал собой
появление электрических ультразвуковых небулайзеров. Основным элементом
ультразвукового небулайзера является пьезоэлектрический кристалл, который
вибрирует с высокой частотой (1-3 МГц) и преобразует воду с растворенными в ней
лекарственными препаратами в медленно движущийся аэрозоль, состоящий из микрокапель.
Благодаря ультразвуку ингалятор перестал зависеть от сжатого воздуха и пара,
стал более компактным, портативным и
бесшумным.
В начале 2000-х на базе
ультразвуковых ингаляторов была разработана новейшая и самая эффективная
технология распыления лекарственных средств — Vibrating Mesh Technology
(«Технология Вибрирующей Решетки»). В ингаляторах с технологией VMT над
резервуаром с жидким лекарством установлена вибрирующая решетка с 1000-7000
микроотверстий, проходя через которые жидкость превращается в аэрозоль с очень
малым размером частиц. Новая технология характеризуется максимально эффективным
расходом лекарственных препаратов — в дыхательные пути доставляется 98%
лекарства. При этом сокращается время ингаляции и уменьшается размер самого
ингалятора.
Тематический словарь.
Источник
Ингаляционный путь доставки лекарственного вещества при лечении больных с Бронхиальной Астмой является основным. Впервые ингаляционные методы терапии были описаны более 4000 лет назад в Аюверде. Листья белладонны, содержащие атропин, рекомендовались больным бронхо-легочными заболеваниями для курения. В последующем для курения рекомендовалось большое число других лекарственных растений [1].
В 1664 г. Беннет предложил использовать ингаляционную терапию для лечения туберкулеза. В 1810 г. Линнек применил специальные смеси из растительного сырья, серы и бальзамы для лечения заболеваний органов грудной клетки. В 1802 г. в Великобритании был апробирован индийский дурман. Для курения в качестве средства купирования бронхиальной астмы он использовался самостоятельно или в смеси с табаком. Наибольшую популярность получили сигареты, содержащие листья Datura stramonium. Проведенные рандомизированные исследования установили их клиническую эффективность [2].
До начала XIX в. ингаляционная терапия ограничивалась лечением паром и газом. Только в 1820 г. для ингаляций были использованы жидкости, распыляемые с помощью специального устройства, которое можно рассматривать как прототип современного небулайзера. Первый аппарат для распыления жидкостей и применения их для ингаляций был предложен в 1828 г. Шнейдером и Вальцем. В 1860 г. Салес-Гирон предложил портативное устройство для этих целей. Однако практически до конца XIX в. подобные устройства назывались «пульверизаторами для жидкостей» , и лишь в 1872 г. в Оксфордском словаре появилось слово «небулайзер» .
С тех пор было предложено множество вариантов небулайзеров. Большинство из них имели специальный контейнер для лекарственного вещества. Разрабатывались системы одновременной подачи с лекарственным веществом кислорода и других газов, дозирования лекарственных веществ, создания определенного давления, регуляции направления и толщины струи. Столь же широким было и применение этих небулайзеров. Их рекомендовали при ларингите, бронхите, бронхиальной астме, туберкулезе, катаракте, болевом синдроме, бессоннице и т. д. В качестве активных компонентов использовали минеральную воду, серу, йод, хлориды, седативные препараты, антисептические средства, белладонну, креозот, эвкалипт, спирт, хлороформ и многое другое. В 1870 г. был предложен первый способ стерилизации ингалятора.
В 1900 г. для ингаляционного лечения бронхиальной астмы было рекомендовано использовать экстракт надпочечников. В 1911 г. был разработан аналог этого экстракта, включавший глицерин. В 1929 г. впервые ингаляционно был применен адреналин.
В 1930 г. была предложена принципиально новая конструкция небулайзера, сделавшая его, по-настоящему, компактным. В 1946 г. появился электрический небулайзер, в 1960 г. — ультразвуковой. В 1945 г. впервые ингаляционно был использован пенициллин (30% раствор в глицерине) .
С 1951 г. концепция лечения бронхиальной астмы подразумевает необходимость применения ингаляционной терапии. Бурное развитие данного направления наметилось с 1956 г. , когда были разработаны надежные способы дозировки лекарственных средств при ингаляционном использовании. В 1954 г. Мешбург запатентовал устройство для дозировки лекарственных веществ при ингаляции объемом 50 мкл. С 1960 г. в Великобритании официально признано, что применение небулайзеров позволяет снизить смертность среди больных бронхиальной астмой.
Источник
Врач-пульмонолог, профессор РАН Кирилл Зыков объяснил, почему во время эпидемии у пациентов с бронхиальной астмой не повышается риск обострений
Действительно ли SARS-CoV-2 оказался «гуманным» по отношению к астматикам?Фото: Иван МАКЕЕВ
Изменить размер текста:
В начале эпидемии многие медицинские эксперты предупреждали: люди с бронхиальной астмой и хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ), скорее всего, входят в группу повышенного риска. Для них угроза заражения коронавирусом и развития тяжелых форм болезни может быть особенно высока. Однако сейчас о подтверждении таких опасений не слышно. Действительно ли SARS-CoV-2 оказался «гуманным» по отношению к астматикам? Почему так происходит? И чего можно ожидать людям с аллергическими реакциями, ведь приближается пик цветения растений-аллергенов, а коронавирус пока, судя по всему, уходить не собирается.
Обо всем этом мы поговорили с врачом-пульмонологом, доктором медицинских наук, профессором РАН, заведующим кафедрой факультетской терапии и профболезней Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова Кириллом Зыковым.
ОЧЕРЕДНАЯ ЗАГАДКА SARS-CoV-2
— Кирилл Алексеевич, давайте расставим точки над i: люди с бронхиальной астмой и ХОБЛ все-таки входят в группу повышенного риска во время эпидемии COVID или нет?
— Существуют данные, что наличие астмы увеличивает риск тяжелого течения COVID-19, но убедительных научных доказательств этому нет. На практике сейчас мы видим весьма немного тяжелых обострений астмы или ХОБЛ при коронавирусной инфекции. Это неожиданная особенность действия коронавируса. В большинстве случаев, пациентам с такими заболеваниями достаточно своих привычных карманных ингаляторов и дополнительные препараты не требуются.
— Известно ли, почему коронавирус оказался таким гуманным к больным астмой?
— Есть несколько гипотез. Дело в том, что одна из особенностей коронавирусной инфекции заключается в том, что у многих пациентов в крови снижается количество клеток эозинофилов (это разновидность иммунных клеток лейкоцитов. — Ред.). В то же время у людей с астмой и ХОБЛ один из драйверов обострений как раз повышение эозинофилов. А при коронавирусной инфекции снижение количества эозинофилов связано с тяжелым течением инфекции. Но при этом коронавирус, в каком-то смысле, может снижать риск обострений таких заболеваний, как астма.
При многих других ОРВИ мы видим тяжелые обострения у пациентов с астмой и ХОБЛ. Поэтому мы опасались, что при COVID будет та же картина. Но этого не произошло.
Врач-пульмонолог, профессор РАН Кирилл ЗыковФото: Личный архив
НАСКОЛЬКО ОПАСЕН КОВИД ДЛЯ АЛЛЕРГИКОВ
— Уже началось активное цветение растений, грядет обострение аллергических заболеваний. Что может ждать аллергиков во время коронавирусной эпидемии? Может быть, как и для пациентов астмой, вирус даже сыграет положительную роль?
— Пока мы этого не знаем, но теоретически и такое не исключено. Вирус таит еще немало загадок для ученых и врачей.
С другой стороны, есть и вероятность обострения аллергических патологий. Сейчас мы действительно входим в пик цветения и посмотрим, как будут развиваться события.
Хорошая новость в том, что сегодня нет никаких сложностей в диагностике — врачи отлично различают аллергические состояния и коронавирусную инфекцию. Клиническая картина этих двух патологий различается в достаточной степени. Главный момент, на который хотелось бы обратить внимание: пациентам, которые получают поддерживающую терапию по поводу аллергопатологии, астмы, ХОБЛ, ни в коем случае нельзя прерывать прием своих препаратов, опасаясь коронавируса. В первую очередь я говорю об ингаляционных глюкокортикостероидах. Любые изменения терапии необходимо согласовывать с лечащим врачом. В целом, на данный момент говорить о повышенных рисках для аллергиков не приходится.
ВАЖНО
Не заражайте близких
— На практике мы сейчас стали сталкиваться с тем, что люди с бронхиальной астмой, ХОБЛ (хронической обструктивной болезнью легких) начинают самостоятельно переходить на небулайзеры. Потому что думают, что так они улучшат эффективность лечения своей основной болезни и защиту от коронавируса, — рассказывает профессор Зыков. — На самом деле поступать так крайне нежелательно.
Дело в том, что если человек инфицирован коронавирусом, при ингаляции в воздухе будет образовываться аэрозоль, высоко насыщенный вирусными частицами. Когда пациент пользуется небулайзером, не будучи в изолированном боксе, вирусные элементы распространяются на значительную дистанцию в большом объеме. Те, кто находится вокруг, в том же помещении, подвергаются очень высокому риску заражения!
Поэтому во избежание причинения вреда своим домочадцам, членам семьи, постарайтесь не переходить на небулайзеры без крайней нужды. Продолжайте пользоваться карманными ингаляторами, призывают врачи-пульмонологи.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Как отразятся на организме ингаляции с антисептиками и походы в сауну при коронавирусе
На вопросы kp.ru ответил один из ведущих экспертов по COVID-19, врач-пульмонолог, доктор медицинских наук, профессор РАН Кирилл Зыков (подробности)
ИСТОЧНИК KP.RU
Источник
 ýïîõó äîñòóïíîñòè èíôîðìàöèè, ìû ìîæåì óçíàòü âñ¸ ïðî ëþáóþ áîëåçíü ñ íàó÷íîé òî÷êè çðåíèÿ, íî ãîðàçäî èíòåðåñíåå ïîñëóøàòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé ñòîëêíóëñÿ ñ áîëåçíüþ è, òåì áîëåå, èìååò îïûò ïî áîðüáå ñ íåé.
Ìîÿ òåòÿ óæå 37 ëåò áîëååò áðîíõèàëüíîé àñòìîé è çà âñ¸ ýòî âðåìÿ îíà íàêîïèëà ñîîòâåòñòâóþùèå çíàíèÿ, ñ êîòîðûìè îíà ïîäåëèëàñü ñî ìíîé, à ÿ õî÷ó ïîäåëèòüñÿ ñ Âàìè.
 ýòîì ïîñòó âû íå óâèäèòå íàó÷íûå è ìåäèöèíñêèå òðàêòàòû. ß íàïèøó ïðîñòûìè ñëîâàìè î òîì, ê ÷åìó ïðèøëà ìîÿ òåòóøêà.
Íà÷íó ñ ñàìîãî íà÷àëà — êàê è ïî÷åìó îíà çàáîëåëà?.
1)  30 ëåò ìîÿ òåòóøêà èìåëà ñëîæíóþ æèçíåííóþ ñèòóàöèþ: ìóæ ïîäíèìàë ðóêó íà íå¸, íà ðàáîòå òðàâëÿ, íà ðóêàõ äâîå ìàëåíüêèõ äåòåé, à áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ, êòî ìîã áû å¸ ïîääåðæàòü, ðÿäîì íå áûëî.  îáùåì, ó ò¸òóøêè íà äóøå áûëà áîëüøàÿ îáèäà è ÷óâñòâî áåçûñõîäíîñòè.
Êàê âñïîìèíàåò ñàìà òåòóøêà, â îäèí èç òàêèõ äíåé ìóæ ñíîâà íà÷àë ïîäíèìàòü ðóêó íà íå¸ è îíà, ÷òîáû îáåçîïàñèòü ñåáÿ, âûáåæàëà íà óëèöó. Íî êóäà èäòè? Èäòè íå êóäà, à äîìà å¸ æäàë íàñèëüíèê. È âîò îíà èä¸ò ïî óëèöå, íå çíàÿ êóäà, â ãîëîâå îáèäà, à íà ëèöå ñë¸çû…äåëàåò î÷åðåäíîé âäîõ…. à äûøàòü íå ìîæåò. Îíà îáðàòèëàñü ê âðà÷ó è åé ïîñòàâèëè äèàãíîç — áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.
Òàêèì îáðàçîì, ê ïîÿâëåíèþ áîëåçíè ïîñëóæèë ñòðåññ, ïðè÷åì äëèòåëüíûé.
2) Ïîçæå âûÿñíèëîñü, ÷òî àñòìîé áîëåëà å¸ áàáóøêà. Çíà÷èò, íàñëåäñòâåííîñòü òàêæå èìååò ìåñòî áûòü.
3) Íà òîò ñàìûé ïåðèîä å¸ æèçíè îíà êóðèëà. Íî ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè ñêàæó, ÷òî ñòàæ áûë ìàëåíüêèé — 3 ãîäà.
Íåèçâåñòíî — ÷òî èìåííî ñïðîâîöèðîâàëî íà áîëåçíü. Âîçìîæíî, ÷òî- òî îäíî, à ìîæåò, è âñ¸ ñðàçó.
Íî ôàêò â òîì, ÷òî íà ìîìåíò ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêà:
Áûëà â äëèòåëüíîé ñòðåññîâîé ñèòóàöèè.
Èìåëà íàñëåäñòâåííîñòü.
Êóðèëà.
Ïîñëå ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêó íàïðàâèëè ê ïóëüìîíîëîãó. Òîò ïîêàçàë êàê ïîëüçîâàòüñÿ èíãàëÿòîðîì (ýòî òàêîé ïðèáîð, êîòîðûì ïîëüçóþòñÿ àñòìàòèêè, êîãäà çàäûõàþòñÿ) è âåëåë ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàòüñÿ ó âðà÷à.
Ñëåäóþùèå 15 ëåò òåòóøêà òàê è äåëàëà. È å¸ æèçíü áûëà âïîëíå íîðìàëüíîé è ïîëíîöåííîé. Êîãäà çàäûõàëàñü, òî áðàëà èíãàëÿòîð, ïøèê…è ïðèñòóïû óõîäèëè. Ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàëàñü ó ïóëüìîíîëîãà.
Êñòàòè, îòìå÷ó îäèí íåìàëîâàæíûé ìîìåíò. ß íå ìåäèê, íî êàê ÿ ïîíÿëà ñî ñëîâ ò¸òè:
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà- ýòî çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà ðàçäðàæèòåëè, ÷òî òî âðîäå àëëåðãèè. Ðàçäðàæèòåëåì ìîæåò áûòü ïûëüöà, öâåòåíèÿ, øåðñòü êîòîâ, ïûëü.
Íî, îêàçûâàåòñÿ, åñòü åù¸ îäèí ðàçäðàæèòåëü, î êîòîðîì ìîÿ òåòÿ äîëãèå ãîäà íå çíàëà. Ïðî íåãî ÿ ðàññêàæó ïîçæå.
Èòàê, ò¸òÿ óáðàëà âñå öâåòû, êîòîâ íå çàâîäèëà, ïîëêè ïðîòèðàëà îò ïûëè, íî ïðèñòóïû âñ¸ ðàâíî áûëè. Ïðè÷èíà áûëà íåèçâåñòíà, íî îíà íå ïðèäàâàëà ýòîìó áîëüøîãî çíà÷åíèÿ, òàê êàê ïîä ðóêîé âñåãäà áûë èíãàëÿòîð.
Òàê îíà æèëà ìíîãî ëåò. Íî îäíàæäû, êîãäà åé ñòóêíóëî îêîëî 50 ëåò, åé ïåðåñòàë ïîìîãàòü èíãàëÿòîð. Î÷åðåäíîé ïðèñòóï, íî «âîëøåáíàÿ øòó÷êà» íå ïîìîãàåò. Îíà âûçâàëà ñêîðóþ ïîìîùü. Òå, ïðèåõàâ, âêîëîëè åé â âåíó êàêîå- òî ëåêàðñòâî (ïðåäíèçîëîí, íî ìîãó îøèáàòüñÿ) è äûøàòü ñòàëî ñâîáîäíåå.
Âñ¸, îòíûíå è ñ òåõ ïîð ïðè êàæäîì î÷åðåäíîì ïðèñòóïå áûëà íåîáõîäèìîñòü â ñêîðîé ïîìîùè. Ïðèñòóïû ïîðîé ìîãëè áûòü ïî äâà ðàçà â íåäåëþ. Ýòî ìîæåò ïðîçâó÷èò æóòêî, íî òåòèíû ðóêè áûëè âñå îáêîëîòû.
È òàê îíà æèëà. Âðà÷è ñêîðîé ïîìîùè å¸ óæå çíàëè, çíàëè íàèçóñòü àäðåñ äîìà.
Òàêæå äîáàâëþ, ÷òî ò¸òÿ ñàìà ïî õàðàêòåðó ÷óâñòâèòåëüíàÿ, ìíîãî ïåðåæèâàåò, ñî÷óâñòâóåò. Íî íèêòî ýòîìó íå ïðåäàâàë çíà÷åíèÿ, òàê êàê îíà âñåãäà òàêîé áûëà.
×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ, îäèí âðà÷ åé âñ¸ òàêè ïîñîâåòîâàë íå õîäèòü ê ïóëüìîíîëîãó, à ñõîäèòü ê ïñèõîòåðàïåâòó. È ýòî áûëî òî÷íîå ïîïàäàíèå â ÿáëî÷êî. È âîò ïî÷åìó…
Âûñëóøàâ ò¸òóøêó, ïñèõîòåðàïåâò íàçíà÷èë óñïîêîèòåëüíîå è àíòèäåïðåññàíòû.
Ò¸òÿ íà÷àëà ïðèíèìàòü ýòè ïèëþëè….è ÷òî âû äóìàåòå? Ïðèñòóïû áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðîøëè!
Âûÿñíèëîñü, ÷òî ðàçäðàæèòåëåì îêàçàëèñü….íåðâû! Äà- äà…íè öâåòû, íè ïûëü, íè êîòû, à èìåííî íåðâû.
Òåòóøêà ðèñêíóëà, çàâåëà êîøêó, óåõàëà íà äà÷ó, ãäå óõàæèâàëà çà êëóìáîé, ïðèíèìàëà àíòèäåïðåññàíòû è ïðèñòóïîâ íå áûëî.
Òàê îíà è æèëà. Âñ¸ áûëî çàìå÷àòåëüíî, ò¸òÿ áûëà âñåãäà â ïðèïîäíÿòîì íàñòðîåíèè è ñîâñåì íå íåðâíè÷àëà. Íî òóò îíà çàìåòèëà, ÷òî íà÷èíàåò ïî- òèõîíüêó òóïåòü: ÷òî — òî çàáûâàåò, ãëóáîêî ìûñëèòü óæå òÿæåëî.
Òîãäà îíà ðåøèëà áðîñèòü ïèòü àíòèäåïðåññàíòû. Óæ î÷åíü íå õîòåëà áûòü òóïîé. Íî òóò áûëà îäíà ïðîáëåìà. Ðåøèâ áðîñèòü ïèòü òàáëåòêè, îíà íå ïîñîâåòîâàëàñü ñ âðà÷îì. Äåëî â òîì, ÷òî àíòèäåïðåññàíòû íåëüçÿ áðîñàòü ñðàçó, íóæíî óõîäèòü ïîñòåïåííî, èíà÷å áóäåò ñèëüíàÿ äåïðåññèÿ. À ò¸òÿ, åñòåñòâåííî, áðîñèëà ïèòü ñðàçó.
È òóò íà÷àëàñü æóòü….íàì ïîçâîíèëè ñîñåäè (èç äà÷è, ãäå áûëà ò¸òÿ) è ñêàçàëè, ÷òîáû ìû ñðî÷íî ïðèåõàëè è çàáðàëè ò¸òóøêó äîìîé, òàê êàê òà ñîáèðàåòñÿ âåøàòüñÿ.
Ìû ïðèåõàëè, ñòàëè ðàçãîâàðèâàòü, ñïðàøèâàòü — â ÷åì äåëî?
È ò¸òÿ íà÷àëà: «ß íèêîìó íå íóæíà, çà÷åì æèòü, ÿ õîòåëà ïîâåñèòüñÿ, íî ïîêà íå ïðèäóìàëà êàê ýòî ñäåëàòü, ÷òîáû âû íå óâèäåëè ìî¸ òåëî ïîòîì, òàê êàê íå õî÷ó âàñ òðàâìèðîâàòü«.
 îáùåì, ìû å¸ çàáðàëè äîìîé, ïî î÷åðåäè ñèäåëè ñ íåé, íå îñòàâëÿëè îäíîé. Äà, áûëî òÿæåëî, ïîòîìó÷òî ïîñòîÿííî ïðèõîäèëîñü ñëóøàòü äåïðåññèâíûå ðàçãîâîðû. Òàê ïðîäîëæàëîñü íåêîòîðîå âðåìÿ è, âñêîðå, âñ¸ ïðîøëî. Òåòóøêà ïåðåäóìàëà âåøàòüñÿ è ñòàëà áîëåå æèçíåðàäîñòíîé, ñòàëà òàêîé æå, êàê è áûëà äî ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ.
Íî òóò ïîÿâèëàñü ñòàðàÿ ïðîáëåìà. Òàê êàê îíà îòêàçàëàñü îò àíòèäåïðåññàíòîâ, êîòîðûå íå äàâàëè ïðîÿâëÿòüñÿ ðàçäðàæèòåëþ — íà÷àëèñü ïðèñòóïû àñòìû.
Ò¸òÿ íà÷àëà îïÿòü ïåðåæèâàòü çà êàêóþ-òî ôèãíþ. Ñíîâà ñêîðàÿ ïîìîùü, ñíîâà ëåêàðñòâî â âåíó (âðîäå, ïðåäíèçîëîí) è òàê ïî êðóãó.
Íî îäíàæäû íàì ïîçâîíèëà ñîñåäêà ïî ïîäúåçäó è ñêàçàëà, ÷òî íàøó ò¸òþ âûíåñëè ñîòðóäíèêè ñêîðîé ïîìîùè èç êâàðòèðû è óâåçëè.
×åñòíî ñêàæó, â òîò ìîìåíò ïî òåëó ïðîáåæàë õîëîäîê. ×òîáû ò¸òþ óâîçèëè — íèêîãäà òàêîãî íå áûëî ïðåæäå.
Ìû ïðèøëè â áîëüíèöó è óâèäåëè êàðòèíó: ò¸òÿ ëåæèò, íà âåíàõ ðóê êàòåòîðû, âî ðòó è â íîñó òîæå êàêîé-òî àïïàðàò.
Ê ñ÷àñòüþ, ò¸òÿ áûëà â ñîçíàíèè è ðàññêàçàëà:
«ß ñìîòðåëà òåëåâèçîð. Øëà äîêóìåíòàëüíàÿ ïåðåäà÷à ïðî ôèíñêèå êîíöëàãåðÿ âî âðåìÿ ÂÎÂ, ðàññêàçûâàëè êàê óáèâàëè äåòåé. ß íà÷àëà ïåðåæèâàòü, ñî÷óâñòâîâàòü. È ó ìåíÿ íàñòóïèë ïðèñòóï. Òàêîé ñèëüíûé, ÷òî ÿ íå áûëà íå â ñîñòîÿíèè äàæå âûçâàòü ñêîðóþ. Òîãäà ÿ ïîäîøëà ê îêíó, îòêðûëà åãî è íà÷àëà êðè÷àòü íà óëèöó ïðîõîæèì: «Ïîìîãèòå, âûçîâèòå ñêîðóþ». È òóò ñðàçó íà÷àëà ÷óâñòâîâàòü ñëàáîñòü, â ãëàçàõ ïîìóòíåíèå… â ýòîò æå ìèã ïîíèìàþ, ÷òî ÿ ïàäàþ íàçàä íà ïîë. À ÷òî äàëüøå áûëî — íå çíàþ.
Ïîòîì, ãäå-òî äàëåêî â ïîäñîçíàíèè, åëå óëîâèìî, ñëûøó ãîëîñà âðà÷åé, îíè ÷òî- òî ãîâîðÿò, íî ðàçîáðàòü íå ìîãó. È ñíîâà òèøèíà, ãîëîñà ïðåêðàòèëèñü. Ïðîñûïàþñü, îòêðûâàþ ãëàçà, à ÿ ãîëàÿ ëåæó â ðåàíèìàöèè. ×òî ñî ìíîé áûëî- íå çíàþ».
Ñîáñòâåííî, âðà÷è òîæå íè÷åãî íå ñêàçàëè — ïðèñòóï àñòìû è âñ¸. Ïî÷åìó áûëî ïîìóòíåíèå è ñëàáîñòü, ïî÷åìó óïàëà è âûðóáèëîñü? Íå ÿñíî. Íî ôàêò â òîì, ÷òî òàêîãî ðàíüøå ñ òåòåé íèêîãäà íå áûëî.
Ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ íàñ æäàëà ïëîõàÿ íîâîñòü îò âðà÷åé. Äåëî â òîì, ÷òî òî ëåêàðñòâî, êîòîðîå åé ìíîãî ëåò êîëîëà ñêîðàÿ — áîëüøå ò¸òè íå ïîìîãàåò. À ýòî çíà÷èò, ÷òî êàæäûé ïîñëåäóþùèé ïðèñòóï áóäåò çàêàí÷èâàòüñÿ ðåàíèìàöèåé.
Îêàçûâàåòñÿ, âûÿñíèëîñü, ÷òî âñå òå ëåêàðñòâà, ÷òî ðàíüøå ïðèíèìàëà ò¸òÿ — ãîðìîíàëüíûå. À ãîðìîíàëüíûå ñðåäñòâà îïàñíû òåì, ÷òî îðãàíèçì ê íèì ïðèâûêàåò è âñêîðå îíè ïåðåñòàþò äåéñòâîâàòü. ×òî è ïðîèçîøëî ó òåòè. Åé áîëüøå íè÷åãî íå ïîìîãàåò è íå ïîìîæåò. Òîëüêî ðåàíèìàöèÿ.
Íî íå ñïåøèòå îãîð÷àòüñÿ, ïîòîìó÷òî ôèíàë ìîåãî ðàññêàçà áóäåò äðóãèì.
Ìîÿ ò¸òÿ äîñòàòî÷íî ñìåëûé ÷åëîâåê (âû ýòî óæå ïîíÿëè, êîãäà ÿ ðàññêàçàëà êàê ò¸òÿ ðåøèëà áðîñèòü àíòèäåïðåññàíòû, íå ïîñîâåòîâàøèñü ñ âðà÷îì).
Îíà ðåøèëà áîðîòüñÿ ñ áîëåçíüþ ñâîèìè ñèëàìè.
Ê ýòîìó âðåìåíè îíà óæå çíàëà, ÷òî å¸ ðàçäðàæèòåëü- ýòî ñòðåññ, íåãàòèâíûå ìûñëè è ïåðåæèâàíèÿ. À òàêæå, çíàëà, ÷òî å¸ ëåêàðñòâà ãîðìîíàëüíûå, êîòîðûå åé ïèòü íåëüçÿ.
È ÷òî îíà òîãäà ñäåëàëà?
Îíà îãðàíè÷èëà ñâîé êðóã îáùåíèÿ ñ ëþäüìè, îòêëþ÷èëà òåëåâèçîð è îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ. Âåðíåå, îòêàçàëàñü îò âñåõ, êðîìå óñïîêîèòåëüíûõ. Âåñü å¸ äåíü- ýòî ðàçãàäûâàíèå êðîññâîðäîâ è ðàçãîâîðû ñ êîøêîé. Èíîãäà îíà îòêðûâàåò èíòåðíåò, ÷òîáû ïîñëóøàòü ñîâåòñêèå ïåñíè ñâîåé ìîëîäîñòè. È âñ¸.
Õîòèòå âåðüòå, õîòèòå íåò, íî ïðèñòóïû áîëüøå íå ñëó÷àþòñÿ (òüôó-òüôó-òüôó).
Åù¸ ðàç ïîâòîðþñü, îíà îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ, îãðàíè÷èëà êðóã îáùåíèÿ è ïåðåñòàëà ñìîòðåòü òåëåâèçîð. Åñëè ÷óâñòâóåò, ÷òî íà÷èíàåò íåðâíè÷àòü — ïüåò óñïîêîèòåëüíîå. È âñ¸.
Îäíàæäû ò¸òÿ ñî ìíîé ïîäåëèëàñü äâóìÿ ìûñëÿìè:
1) «ß æàëåþ òîëüêî î òîì, ÷òî êîãäà èìåëà ñòðåññîâûå ñèòóàöèè â 30 ëåò ïåðåä òåì, êàê ìíå ïîñòàâèëè äèàãíîç, ÿ íå ïðèíèìàëà óñïîêîèòåëüíîå. ß áîëüøå ÷åì óâåðåííà, ÷òî åñëè áû ÿ ïèëà óñïîêîèòåëüíîå, òî ñîêðàòèëà áû ñåáå ñòðåññîâîå ïðåáûâàíèå è òîãäà, âîçìîæíî, è àñòìû áû íå áûëî.»
2) «Êîãäà ìû çàäûõàåìñÿ, ìû õîòèì áîëüøå âçÿòü âîçäóõà è, ïîýòîìó, äåëàåì ãëóáîêèé âäîõ — ýòî íå ïðàâèëüíî. Äåëî â òîì, ÷òî íàøè ë¸ãêèå ïîäîáíû ãóáêå. ×åì ñèëüíåå íà ãóáêó íàæì¸øü, òåì áîëüøå îíà âîçüì¸ò â ñåáÿ. Ñîîòâåòñòâåííî, åñëè õî÷åøü âçÿòü áîëüøå âîçäóõà, íóæíî âûäîõíóòü íàñòîëüêî ñèëüíî, íàñêîëüêî âîçìîæíî.»
Òàêèì îáðàçîì, èìåÿ îïûò ìîåé ò¸òè, ÿ äåëàþ âûâîä:
1) Áûòü îñòîðîæíûì ñ ãîðìîíàëüíûìè.
2) Åñëè âû ðàâíîäóøíû ê ïûëüöå, ïûëè è êîòàì (äëÿ àñòìàòèêîâ) ïîïðîáóéòå ïîäëå÷èòü íåðâû.
3) Ñàìîå ãëàâíîå…áåðåãèòå íåðâû è ëèøíèé ðàç íå ïåðåæèâàéòå. Èçáåãàéòå íåãàòèâ.
È åù¸ íåñêîëüêî ñîâåòîâ îò ò¸òóøêè, ïðî êîòîðûå âûøå ÿ íè÷åãî íå ïèñàëà, íî îíè èìåþò ìåñòî áûòü.
4) Íèêîãäà íåëüçÿ ïðîãëàòûâàòü ìîêðîòó. Îòõàðüêèâàéòåñü.
5) Áóäüòå îñòîðîæíû, êîãäà áîëååòå ãðèïïîì. Ïðîëå÷èâàéòåñü äî êîíöà. Ñóùåñòâóåò òàêàÿ âåðñèÿ, ÷òî àñòìà — ýòî íåäîáèòûé ìèêðîá ïîñëå áîëåçíè, êîòîðûé îñòà¸òñÿ â ë¸ãêèõ íàâñåãäà.
Ýòî íå íàó÷íûé ïîñò è, âîçìîæíî, ìåäèêè áóäóò âîçðàæàòü ïî êàêèì òî ïóíêòàì. Íî ÿ ðàññêàçàëà ôàêòû…ñî ñëîâ àñòìàòèêà. Ýòî îïûò.
Áóäüòå çäîðîâû.
Источник