Ингаляторы от астмы без гормонов

Ингаляторы от астмы без гормонов thumbnail

гормональное лечение астмы

Чем раньше начать гормональное лечение астмы, тем выше его результат. Ингаляторы с гормонами нужны не для снятия приступа, а для профилактики его появления. При тяжелой астме назначают уколы кортикостероидов или курсы приема таблеток.

Запрещено самостоятельно менять дозы, препараты или резко их отменять, так как это приводит к обострению астмы. Терапия ингаляторами менее опасна, ее результативность зависит от правильности вдыхания аэрозоля. При бесконтрольном лечении таблетками существует риск осложнений (остеопороз, язвы желудка, гипертония).

Что такое гормональные препараты

При астме используют гормональные препараты, которые содержат гормоны, похожие по действию на естественный кортикостероид – кортизол надпочечников. Основные цели их применения:

  • уменьшение воспаления;
  • предупреждение аллергических реакций, обострений, приступов;
  • улучшение течения астмы;
  • повышение активности пациентов;
  • улучшение качества жизни.

Очень важное свойство гормонов – способность снизить зависимость больного от бронхорасширяющих средств (например, Сальбутамола). Если этого не сделать как можно раньше, то астма приобретает тяжелое течение.

Вред препаратов и зависимость от их применения для гормонов не больше, чем для других медикаментов, используемых при лечении бронхиальной астмы. А их эффективность значительно выше. Поэтому был сделан вывод – кортикостероиды являются основным средством при заболевании.

Механизм действия основан на снижении образования веществ, вызывающих воспаление и спазм бронхов. Но при этом у гормонов есть и уникальное свойство – они действуют на ядро клетки, стимулируя образование особого белка липокортина. Он имеет ведущее значение в остановке воспалительных реакций.

Рекомендуем прочитать статью о гормональных травах для женщин. Из нее вы узнаете об основных гормональных травах для женщин, растениях для нормализации фона при гормональном сбое и травах для восстановления при климаксе, а также о побочных эффектах растительных средств и кому нельзя заменять гормоны на травы.

А здесь подробнее о том, как стимулировать вилочковую железу.

Стоит ли отказаться от гормонов

Отказ от применения гормональных препаратов приведет к таким последствиям:

  • чаще и сильнее возникают приступы;
  • требуется более длительный курс и большие дозы;
  • недостаточный эффект гормонов в ингаляциях;
  • при запущенной астме нужно будет применять таблетки и инъекции, вред которых выше.

Несмотря на то, что по мере создания новых препаратов удалось повысить их эффективность, полностью избежать последствий терапии пока сложно. Тем не менее доказано, что все риски применения связаны с:

  • хаотическим использованием ингаляторов – самостоятельное назначение и отмена;
  • несоблюдением дозы и техники введения;
  • отсутствием контроля за результатами лечения (редкие посещения врача и обследования на протяжении курса).

Что будет результатом терапии

Правильное применение гормональных средств помогает пациентам:

  • уменьшить выраженность приступов астмы и частоту их появления, включая и ночные приступы удушья;
  • исключить риск состояний, требующих неотложной помощи;
  • сократить дозы бронхорасширяющих средств, отрицательно влияющих на сердце и кровообращение;
  • повысить дыхательный объем легких (больше воздуха, а значит, и кислорода, поступит в организм);
  • снизить степень бронхоспазма и необратимых изменений структуры стенки бронхов на его фоне (утолщений, снижения проходимости);
  • улучшить переносимость физической активности, что приведет к более высокому качеству жизни.

Терапия помогает снизить степень бронхоспазма

Гормональные препараты для лечения бронхиальной астмы

Современное лечение гормональными препаратами бронхиальной астмы включает медикаменты для ингаляций и системные (таблетки и уколы).

Ингаляционные

Именно они являются основой лечения астмы. Современные средства обладают такими характеристиками:

  • проникают внутрь клеток, так как растворимы в жирах;
  • избирательно действуют на бронхи;
  • имеют хорошую способность соединяться с рецепторами, то есть обладают большой активностью;
  • оказывают слабое системное (общее) действие.

Этим требованиям отвечают:

  • беклометазон – Беклазон Эко, Насобек;
  • будесонид – Пульмикорт, Будостер;
  • флутиказон – Фликсотид.

Облегчение симптомов наступает уже на 2-3 день, но курс лечения зависит от тяжести состояния пациента. При легком течении астмы их применяют в минимальной дозе около 3 месяцев, при средней степени до устойчивого улучшения понадобится не менее девяти. При тяжелой форме болезни необходимы дополнительно таблетки и уколы. Отмена и пересмотр дозы проходит строго по рекомендации врача. 

Системные кортикостероиды

Нужны при обострении (снимают приступ) или для длительного применения, если ингаляций с гормонами недостаточно. Показаны для таких случаев:

  • приступ удушья возник у пациента, который пользовался гормональным ингалятором;
  • после вдыхания аэрозоли не становится лучше;
  • пациент все время повышает количество доз;
  • ухудшились объективные показатели (измерения пикфлоуметром показывают значения пиковой скорости выдоха ниже 60%).

Для снятия приступа обычно применяют инъекции, а затем больных переводят на таблетки Преднизолона, Дексаметазона.

Чаще всего их используют курсами. При улучшении самочувствия и объективных показателей дыхания дозу постепенно снижают вплоть до полной отмены.

По окончании системной терапии пациентам необходимо:

  • поддержать работу надпочечников (витамины С, В5, Этимизол, Глицирам), полноценное питание;
  • использовать ингаляторы с гормонами, бронхорасширяющими средствами, Эуфиллин;
  • начать профилактику обострений с применением препаратов на основе кромогликата (например, Интал).

Обычно этих мероприятий достаточно, чтобы не перевести бронхиальную астму в гормонозависимую форму.

Особенности терапии

Для того чтобы достичь нужного эффекта при бронхиальной астме, важно придерживаться основных рекомендаций:

  • использовать назначенную дозу;
  • соблюдать кратность ингаляций или приема таблеток, не допускать пропусков;
  • все изменения в лечении согласовывать с врачом;
  • не менять самостоятельно медикаменты даже с одним действующим веществом;
  • изучить технику использования аэрозольных препаратов;
  • максимально удалить из окружения аллергены (например, домашняя пыль, шерсть животных, пыльца растений).

Не реже, чем один раз в три месяца, назначается плановое обследование. По его результатам обязательно проводится коррекция доз и схем лечения, а также врач оценивает наличие побочных реакций гормонотерапии. Категорически запрещается внезапно отменять ингаляции, это приводит к тяжелым обострениям астмы.

Аэрозоли с гормонами улучшают течение болезни, но не применяются для непосредственного снятия приступа. Если пациенту приходится все время увеличивать дозу бронхорасширяющего средства, или ухудшились показатели самоконтроля (пикфлоуметрия), то это является поводом для срочного посещения врача.

Как использовать ингалятор при бронхиальной астме

Около 80% пациентов неправильно используют ингалятор. В результате препарат проглатывается или выдыхается в окружающий воздух.

Для того чтобы затраченные усилия и средства не пропали впустую, необходимо:

  1. перед использованием встряхнуть аэрозоль;
  2. ингаляция проводится стоя, подбородок направлен вверх, голова запрокинута;
  3. спокойно выдохнуть;
  4. на вдохе обхватить плотно загубник губами и нажать на дно баллончика (оно всегда направлено вверх);
  5. задержать дыхание, сосчитав про себя до 7-10;
  6. сделать обычный выдох.

Нужно каждый раз стараться вдыхать как можно глубже, так как местом, куда должен попасть препарат, являются мельчайшие ветвления бронхов. Иногда врач рекомендует до ингаляции гормона использовать медикаменты, которые расширяют дыхательные пути. Нужно также правильно хранить препарат – колпачок всегда плотно закрывают, а аэрозоль защищают от тепла и солнца.

Смотрите на видео о правилах применения ингалятора при бронхиальной астме:

Наибольшие трудности испытывают при применении ингаляторов дети и пожилые пациенты. Поэтому для них важно использовать специальное устройство – спейсер. Оно представляет собой насадку, которая не требует четкого поступления препарата на вдохе, а также сокращается время пребывания гормона в гортани. Это помогает избежать основных побочных действий гормональных ингаляторов.

Вне зависимости от способа введения аэрозоли существует простой вариант уменьшить их местное раздражающее действие – полоскание чистой теплой водой полости рта и горла.

Побочные действия ингаляций

При соприкосновении гормонального препарата со слизистыми оболочками возможны:

  • молочница глотки, полости рта – белесоватый налет, покраснение, небольшие трещинки, эрозии (участки без эпителия), жжение, болезненность при глотании;
  • раздражение голосовых связок компонентами аэрозоли – осиплость голоса, хрипота;
  • першение горла, покашливание;
  • сухость во рту;
  • надсадный кашель без выделения мокроты.

Задержка роста у детей относится к системному эффекту ингаляторов. Ее наблюдают нечасто, менее всего опасен беклометазон.

К редким осложнениям относятся:

  • высыпания и зуд кожи;
  • снижение остроты зрения;
  • нервозность, раздражительность, нарушение засыпания;
  • спазм бронхов при вдыхании препарата.

Осложнения после лечения гормональными препаратами для бронхиальной астмы

Длительное лечение гормональными препаратами бронхиальной астмы вызывает такие последствия:

  • остеопороз – снижение минеральной плотности костей, есть риск переломов при небольшой травме, особенно у пожилых пациентов;
  • подавление работы надпочечников – снижение давления, мышечная слабость, головокружение, снижение аппетита, потеря веса, потемнение кожи;
  • помутнение хрусталика;
  • ожирение;
  • растяжки на коже;
  • угревая сыпь;
  • язвы на слизистой желудка, двенадцатиперстной кишки;
  • перепады настроения, склонность к депрессии;
  • постоянная раздражительность, нервозность, беспричинная тревога;
  • повышение артериального давления;
  • ухудшение работы поджелудочной железы – вторичный диабет, панкреатит, ферментативная недостаточность;
  • глаукома, катаракта;
  • повышенное оволосение конечностей и лица у женщин, выпадение волос на голове;
  • тяжелое течение инфекций, частые обострения хронических болезней;
  • нарушение менструаций у женщин, полового влечения и потенции у мужчин.

Нужно отметить, что при правильном проведении гормональной терапии таких последствий обычно не бывает. Они не характерны для ингаляционных средств или коротких курсов таблеток. Осложнения проявляются при длительном приеме гормонов, если пациент не обращается своевременно к врачу и продолжает пить таблетированные препараты в большой дозе.

Есть ли альтернатива гормонам при астме

Со времени введения в практику препаратов на основе монтелукаста (Сингуляр, Монтелив) у гормональной терапии появился достойный конкурент. Эти медикаменты блокируют действие веществ, вызывающих воспаление, а при курсовом лечении еще и расширяют бронхи, снижают показатели аллергических реакций (эозинофилы в крови и мокроте).

По эффективности они лишь немного (на 5-8%) уступают ингаляторам с гормонами, но позволяют:

  • улучшить дневные и ночные симптомы – меньше становится кашель, хрипы, одышка, реже возникают приступы;
  • повысить физическую активность;
  • снизить дозу бронхорасширяющих средств;
  • увеличить показатели пиковой скорости выдоха.

Неоспоримое достоинство – форма выпуска в виде жевательной или обычной таблетки, которую принимают всего один раз в день. Их назначение наиболее оправдано при легкой и средней степени тяжести бронхиальной астмы, особенно в детском возрасте (с 2 лет). К побочным действиям относится жажда, сухость во рту, боль в животе.

При доказанной аллергической природе бронхиальной астмы и тяжелом ее течении рекомендуется омализумаб (Ксолар). Он является антителом, полученным из ДНК методом генной инженерии. Связывается с иммуноглобулином, который запускает цепь реакций при аллергии.

Рекомендуется пациентам, которые нуждаются в применении высоких доз кортикостероидных препаратов. Используется как эффективное дополнение к терапии. Выпускается в виде раствора для подкожных инъекций. Побочные действия – боль в месте введения, головная, в верхних отделах живота.

Гормональная терапия бронхиальной астмы рекомендуется на ранних стадиях болезни, в том числе и при легком течении. Назначают ингаляционные препараты для предупреждения приступов. При тяжелых формах астмы гормоны вводят вначале внутривенно при неотложных состояниях, затем переводят пациентов на таблетки. При улучшении самочувствия постепенно отменяют таблетки и продолжают лечения аэрозолями.

Рекомендуем прочитать статью о препаратах гормонов гипофиза. Из нее вы узнаете о гормонах, которые может вырабатывать гипофиз человека, гормональных препаратах, а также о стимуляции гипофиза гормонами и препаратах для лечения железы.

А здесь подробнее о витаминах для надпочечников.

Для эффективной терапии нужна правильная техника ингаляций. Своевременное назначение гормонов позволяет обойтись только менее опасными ингаляционными средствами, а при системной терапии бывают осложнения. Существует и альтернатива гормонам – новые препараты, блокирующие воспаление и аллергические реакции.

Источник

 ýïîõó äîñòóïíîñòè èíôîðìàöèè, ìû ìîæåì óçíàòü âñ¸ ïðî ëþáóþ áîëåçíü ñ íàó÷íîé òî÷êè çðåíèÿ, íî ãîðàçäî èíòåðåñíåå ïîñëóøàòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé ñòîëêíóëñÿ ñ áîëåçíüþ è, òåì áîëåå, èìååò îïûò ïî áîðüáå ñ íåé.
Ìîÿ òåòÿ óæå 37 ëåò áîëååò áðîíõèàëüíîé àñòìîé è çà âñ¸ ýòî âðåìÿ îíà íàêîïèëà ñîîòâåòñòâóþùèå çíàíèÿ, ñ êîòîðûìè îíà ïîäåëèëàñü ñî ìíîé, à ÿ õî÷ó ïîäåëèòüñÿ ñ Âàìè.
 ýòîì ïîñòó âû íå óâèäèòå íàó÷íûå è ìåäèöèíñêèå òðàêòàòû. ß íàïèøó ïðîñòûìè ñëîâàìè î òîì, ê ÷åìó ïðèøëà ìîÿ òåòóøêà.

Íà÷íó ñ ñàìîãî íà÷àëà — êàê è ïî÷åìó îíà çàáîëåëà?.
1)  30 ëåò ìîÿ òåòóøêà èìåëà ñëîæíóþ æèçíåííóþ ñèòóàöèþ: ìóæ ïîäíèìàë ðóêó íà íå¸, íà ðàáîòå òðàâëÿ, íà ðóêàõ äâîå ìàëåíüêèõ äåòåé, à áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ, êòî ìîã áû å¸ ïîääåðæàòü, ðÿäîì íå áûëî.  îáùåì, ó ò¸òóøêè íà äóøå áûëà áîëüøàÿ îáèäà è ÷óâñòâî áåçûñõîäíîñòè.
Êàê âñïîìèíàåò ñàìà òåòóøêà, â îäèí èç òàêèõ äíåé ìóæ ñíîâà íà÷àë ïîäíèìàòü ðóêó íà íå¸ è îíà, ÷òîáû îáåçîïàñèòü ñåáÿ, âûáåæàëà íà óëèöó. Íî êóäà èäòè? Èäòè íå êóäà, à äîìà å¸ æäàë íàñèëüíèê. È âîò îíà èä¸ò ïî óëèöå, íå çíàÿ êóäà, â ãîëîâå îáèäà, à íà ëèöå ñë¸çû…äåëàåò î÷åðåäíîé âäîõ…. à äûøàòü íå ìîæåò. Îíà îáðàòèëàñü ê âðà÷ó è åé ïîñòàâèëè äèàãíîç — áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.

Òàêèì îáðàçîì, ê ïîÿâëåíèþ áîëåçíè ïîñëóæèë ñòðåññ, ïðè÷åì äëèòåëüíûé.
2) Ïîçæå âûÿñíèëîñü, ÷òî àñòìîé áîëåëà å¸ áàáóøêà. Çíà÷èò, íàñëåäñòâåííîñòü òàêæå èìååò ìåñòî áûòü.
3) Íà òîò ñàìûé ïåðèîä å¸ æèçíè îíà êóðèëà. Íî ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè ñêàæó, ÷òî ñòàæ áûë ìàëåíüêèé — 3 ãîäà.
Íåèçâåñòíî — ÷òî èìåííî ñïðîâîöèðîâàëî íà áîëåçíü. Âîçìîæíî, ÷òî- òî îäíî, à ìîæåò, è âñ¸ ñðàçó.
Íî ôàêò â òîì, ÷òî íà ìîìåíò ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêà:
Áûëà â äëèòåëüíîé ñòðåññîâîé ñèòóàöèè.
Èìåëà íàñëåäñòâåííîñòü.
Êóðèëà.

Ïîñëå ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêó íàïðàâèëè ê ïóëüìîíîëîãó. Òîò ïîêàçàë êàê ïîëüçîâàòüñÿ èíãàëÿòîðîì (ýòî òàêîé ïðèáîð, êîòîðûì ïîëüçóþòñÿ àñòìàòèêè, êîãäà çàäûõàþòñÿ) è âåëåë ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàòüñÿ ó âðà÷à.
Ñëåäóþùèå 15 ëåò òåòóøêà òàê è äåëàëà. È å¸ æèçíü áûëà âïîëíå íîðìàëüíîé è ïîëíîöåííîé. Êîãäà çàäûõàëàñü, òî áðàëà èíãàëÿòîð, ïøèê…è ïðèñòóïû óõîäèëè. Ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàëàñü ó ïóëüìîíîëîãà.

Êñòàòè, îòìå÷ó îäèí íåìàëîâàæíûé ìîìåíò. ß íå ìåäèê, íî êàê ÿ ïîíÿëà ñî ñëîâ ò¸òè:
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà- ýòî çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà ðàçäðàæèòåëè, ÷òî òî âðîäå àëëåðãèè. Ðàçäðàæèòåëåì ìîæåò áûòü ïûëüöà, öâåòåíèÿ, øåðñòü êîòîâ, ïûëü.
Íî, îêàçûâàåòñÿ, åñòü åù¸ îäèí ðàçäðàæèòåëü, î êîòîðîì ìîÿ òåòÿ äîëãèå ãîäà íå çíàëà. Ïðî íåãî ÿ ðàññêàæó ïîçæå.

Èòàê, ò¸òÿ óáðàëà âñå öâåòû, êîòîâ íå çàâîäèëà, ïîëêè ïðîòèðàëà îò ïûëè, íî ïðèñòóïû âñ¸ ðàâíî áûëè. Ïðè÷èíà áûëà íåèçâåñòíà, íî îíà íå ïðèäàâàëà ýòîìó áîëüøîãî çíà÷åíèÿ, òàê êàê ïîä ðóêîé âñåãäà áûë èíãàëÿòîð.

Òàê îíà æèëà ìíîãî ëåò. Íî îäíàæäû, êîãäà åé ñòóêíóëî îêîëî 50 ëåò, åé ïåðåñòàë ïîìîãàòü èíãàëÿòîð. Î÷åðåäíîé ïðèñòóï, íî «âîëøåáíàÿ øòó÷êà» íå ïîìîãàåò. Îíà âûçâàëà ñêîðóþ ïîìîùü. Òå, ïðèåõàâ, âêîëîëè åé â âåíó êàêîå- òî ëåêàðñòâî (ïðåäíèçîëîí, íî ìîãó îøèáàòüñÿ) è äûøàòü ñòàëî ñâîáîäíåå.
Âñ¸, îòíûíå è ñ òåõ ïîð ïðè êàæäîì î÷åðåäíîì ïðèñòóïå áûëà íåîáõîäèìîñòü â ñêîðîé ïîìîùè. Ïðèñòóïû ïîðîé ìîãëè áûòü ïî äâà ðàçà â íåäåëþ. Ýòî ìîæåò ïðîçâó÷èò æóòêî, íî òåòèíû ðóêè áûëè âñå îáêîëîòû.
È òàê îíà æèëà. Âðà÷è ñêîðîé ïîìîùè å¸ óæå çíàëè, çíàëè íàèçóñòü àäðåñ äîìà.
Òàêæå äîáàâëþ, ÷òî ò¸òÿ ñàìà ïî õàðàêòåðó ÷óâñòâèòåëüíàÿ, ìíîãî ïåðåæèâàåò, ñî÷óâñòâóåò. Íî íèêòî ýòîìó íå ïðåäàâàë çíà÷åíèÿ, òàê êàê îíà âñåãäà òàêîé áûëà.

×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ, îäèí âðà÷ åé âñ¸ òàêè ïîñîâåòîâàë íå õîäèòü ê ïóëüìîíîëîãó, à ñõîäèòü ê ïñèõîòåðàïåâòó. È ýòî áûëî òî÷íîå ïîïàäàíèå â ÿáëî÷êî. È âîò ïî÷åìó…
Âûñëóøàâ ò¸òóøêó, ïñèõîòåðàïåâò íàçíà÷èë óñïîêîèòåëüíîå è àíòèäåïðåññàíòû.
Ò¸òÿ íà÷àëà ïðèíèìàòü ýòè ïèëþëè….è ÷òî âû äóìàåòå? Ïðèñòóïû áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðîøëè!

Âûÿñíèëîñü, ÷òî ðàçäðàæèòåëåì îêàçàëèñü….íåðâû! Äà- äà…íè öâåòû, íè ïûëü, íè êîòû, à èìåííî íåðâû.
Òåòóøêà ðèñêíóëà, çàâåëà êîøêó, óåõàëà íà äà÷ó, ãäå óõàæèâàëà çà êëóìáîé, ïðèíèìàëà àíòèäåïðåññàíòû è ïðèñòóïîâ íå áûëî.
Òàê îíà è æèëà. Âñ¸ áûëî çàìå÷àòåëüíî, ò¸òÿ áûëà âñåãäà â ïðèïîäíÿòîì íàñòðîåíèè è ñîâñåì íå íåðâíè÷àëà. Íî òóò îíà çàìåòèëà, ÷òî íà÷èíàåò ïî- òèõîíüêó òóïåòü: ÷òî — òî çàáûâàåò, ãëóáîêî ìûñëèòü óæå òÿæåëî.
Òîãäà îíà ðåøèëà áðîñèòü ïèòü àíòèäåïðåññàíòû. Óæ î÷åíü íå õîòåëà áûòü òóïîé. Íî òóò áûëà îäíà ïðîáëåìà. Ðåøèâ áðîñèòü ïèòü òàáëåòêè, îíà íå ïîñîâåòîâàëàñü ñ âðà÷îì. Äåëî â òîì, ÷òî àíòèäåïðåññàíòû íåëüçÿ áðîñàòü ñðàçó, íóæíî óõîäèòü ïîñòåïåííî, èíà÷å áóäåò ñèëüíàÿ äåïðåññèÿ. À ò¸òÿ, åñòåñòâåííî, áðîñèëà ïèòü ñðàçó.
È òóò íà÷àëàñü æóòü….íàì ïîçâîíèëè ñîñåäè (èç äà÷è, ãäå áûëà ò¸òÿ) è ñêàçàëè, ÷òîáû ìû ñðî÷íî ïðèåõàëè è çàáðàëè ò¸òóøêó äîìîé, òàê êàê òà ñîáèðàåòñÿ âåøàòüñÿ.
Ìû ïðèåõàëè, ñòàëè ðàçãîâàðèâàòü, ñïðàøèâàòü — â ÷åì äåëî?
È ò¸òÿ íà÷àëà: «ß íèêîìó íå íóæíà, çà÷åì æèòü, ÿ õîòåëà ïîâåñèòüñÿ, íî ïîêà íå ïðèäóìàëà êàê ýòî ñäåëàòü, ÷òîáû âû íå óâèäåëè ìî¸ òåëî ïîòîì, òàê êàê íå õî÷ó âàñ òðàâìèðîâàòü«.

 îáùåì, ìû å¸ çàáðàëè äîìîé, ïî î÷åðåäè ñèäåëè ñ íåé, íå îñòàâëÿëè îäíîé. Äà, áûëî òÿæåëî, ïîòîìó÷òî ïîñòîÿííî ïðèõîäèëîñü ñëóøàòü äåïðåññèâíûå ðàçãîâîðû. Òàê ïðîäîëæàëîñü íåêîòîðîå âðåìÿ è, âñêîðå, âñ¸ ïðîøëî. Òåòóøêà ïåðåäóìàëà âåøàòüñÿ è ñòàëà áîëåå æèçíåðàäîñòíîé, ñòàëà òàêîé æå, êàê è áûëà äî ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ.

Íî òóò ïîÿâèëàñü ñòàðàÿ ïðîáëåìà. Òàê êàê îíà îòêàçàëàñü îò àíòèäåïðåññàíòîâ, êîòîðûå íå äàâàëè ïðîÿâëÿòüñÿ ðàçäðàæèòåëþ — íà÷àëèñü ïðèñòóïû àñòìû.
Ò¸òÿ íà÷àëà îïÿòü ïåðåæèâàòü çà êàêóþ-òî ôèãíþ. Ñíîâà ñêîðàÿ ïîìîùü, ñíîâà ëåêàðñòâî â âåíó (âðîäå, ïðåäíèçîëîí) è òàê ïî êðóãó.

Íî îäíàæäû íàì ïîçâîíèëà ñîñåäêà ïî ïîäúåçäó è ñêàçàëà, ÷òî íàøó ò¸òþ âûíåñëè ñîòðóäíèêè ñêîðîé ïîìîùè èç êâàðòèðû è óâåçëè.

×åñòíî ñêàæó, â òîò ìîìåíò ïî òåëó ïðîáåæàë õîëîäîê. ×òîáû ò¸òþ óâîçèëè — íèêîãäà òàêîãî íå áûëî ïðåæäå.
Ìû ïðèøëè â áîëüíèöó è óâèäåëè êàðòèíó: ò¸òÿ ëåæèò, íà âåíàõ ðóê êàòåòîðû, âî ðòó è â íîñó òîæå êàêîé-òî àïïàðàò.
Ê ñ÷àñòüþ, ò¸òÿ áûëà â ñîçíàíèè è ðàññêàçàëà:
«ß ñìîòðåëà òåëåâèçîð. Øëà äîêóìåíòàëüíàÿ ïåðåäà÷à ïðî ôèíñêèå êîíöëàãåðÿ âî âðåìÿ ÂÎÂ, ðàññêàçûâàëè êàê óáèâàëè äåòåé. ß íà÷àëà ïåðåæèâàòü, ñî÷óâñòâîâàòü. È ó ìåíÿ íàñòóïèë ïðèñòóï. Òàêîé ñèëüíûé, ÷òî ÿ íå áûëà íå â ñîñòîÿíèè äàæå âûçâàòü ñêîðóþ. Òîãäà ÿ ïîäîøëà ê îêíó, îòêðûëà åãî è íà÷àëà êðè÷àòü íà óëèöó ïðîõîæèì: «Ïîìîãèòå, âûçîâèòå ñêîðóþ». È òóò ñðàçó íà÷àëà ÷óâñòâîâàòü ñëàáîñòü, â ãëàçàõ ïîìóòíåíèå… â ýòîò æå ìèã ïîíèìàþ, ÷òî ÿ ïàäàþ íàçàä íà ïîë. À ÷òî äàëüøå áûëî — íå çíàþ.
Ïîòîì, ãäå-òî äàëåêî â ïîäñîçíàíèè, åëå óëîâèìî, ñëûøó ãîëîñà âðà÷åé, îíè ÷òî- òî ãîâîðÿò, íî ðàçîáðàòü íå ìîãó. È ñíîâà òèøèíà, ãîëîñà ïðåêðàòèëèñü. Ïðîñûïàþñü, îòêðûâàþ ãëàçà, à ÿ ãîëàÿ ëåæó â ðåàíèìàöèè
. ×òî ñî ìíîé áûëî- íå çíàþ».

Ñîáñòâåííî, âðà÷è òîæå íè÷åãî íå ñêàçàëè — ïðèñòóï àñòìû è âñ¸. Ïî÷åìó áûëî ïîìóòíåíèå è ñëàáîñòü, ïî÷åìó óïàëà è âûðóáèëîñü? Íå ÿñíî. Íî ôàêò â òîì, ÷òî òàêîãî ðàíüøå ñ òåòåé íèêîãäà íå áûëî.

Ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ íàñ æäàëà ïëîõàÿ íîâîñòü îò âðà÷åé. Äåëî â òîì, ÷òî òî ëåêàðñòâî, êîòîðîå åé ìíîãî ëåò êîëîëà ñêîðàÿ — áîëüøå ò¸òè íå ïîìîãàåò. À ýòî çíà÷èò, ÷òî êàæäûé ïîñëåäóþùèé ïðèñòóï áóäåò çàêàí÷èâàòüñÿ ðåàíèìàöèåé.

Îêàçûâàåòñÿ, âûÿñíèëîñü, ÷òî âñå òå ëåêàðñòâà, ÷òî ðàíüøå ïðèíèìàëà ò¸òÿ — ãîðìîíàëüíûå. À ãîðìîíàëüíûå ñðåäñòâà îïàñíû òåì, ÷òî îðãàíèçì ê íèì ïðèâûêàåò è âñêîðå îíè ïåðåñòàþò äåéñòâîâàòü. ×òî è ïðîèçîøëî ó òåòè. Åé áîëüøå íè÷åãî íå ïîìîãàåò è íå ïîìîæåò. Òîëüêî ðåàíèìàöèÿ.

Íî íå ñïåøèòå îãîð÷àòüñÿ, ïîòîìó÷òî ôèíàë ìîåãî ðàññêàçà áóäåò äðóãèì.
Ìîÿ ò¸òÿ äîñòàòî÷íî ñìåëûé ÷åëîâåê (âû ýòî óæå ïîíÿëè, êîãäà ÿ ðàññêàçàëà êàê ò¸òÿ ðåøèëà áðîñèòü àíòèäåïðåññàíòû, íå ïîñîâåòîâàøèñü ñ âðà÷îì).
Îíà ðåøèëà áîðîòüñÿ ñ áîëåçíüþ ñâîèìè ñèëàìè.
Ê ýòîìó âðåìåíè îíà óæå çíàëà, ÷òî å¸ ðàçäðàæèòåëü- ýòî ñòðåññ, íåãàòèâíûå ìûñëè è ïåðåæèâàíèÿ. À òàêæå, çíàëà, ÷òî å¸ ëåêàðñòâà ãîðìîíàëüíûå, êîòîðûå åé ïèòü íåëüçÿ.

È ÷òî îíà òîãäà ñäåëàëà?
Îíà îãðàíè÷èëà ñâîé êðóã îáùåíèÿ ñ ëþäüìè, îòêëþ÷èëà òåëåâèçîð è îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ. Âåðíåå, îòêàçàëàñü îò âñåõ, êðîìå óñïîêîèòåëüíûõ. Âåñü å¸ äåíü- ýòî ðàçãàäûâàíèå êðîññâîðäîâ è ðàçãîâîðû ñ êîøêîé. Èíîãäà îíà îòêðûâàåò èíòåðíåò, ÷òîáû ïîñëóøàòü ñîâåòñêèå ïåñíè ñâîåé ìîëîäîñòè. È âñ¸.

Õîòèòå âåðüòå, õîòèòå íåò, íî ïðèñòóïû áîëüøå íå ñëó÷àþòñÿ (òüôó-òüôó-òüôó).
Åù¸ ðàç ïîâòîðþñü, îíà îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ, îãðàíè÷èëà êðóã îáùåíèÿ è ïåðåñòàëà ñìîòðåòü òåëåâèçîð. Åñëè ÷óâñòâóåò, ÷òî íà÷èíàåò íåðâíè÷àòü — ïüåò óñïîêîèòåëüíîå. È âñ¸.

Îäíàæäû ò¸òÿ ñî ìíîé ïîäåëèëàñü äâóìÿ ìûñëÿìè:
1) «ß æàëåþ òîëüêî î òîì, ÷òî êîãäà èìåëà ñòðåññîâûå ñèòóàöèè â 30 ëåò ïåðåä òåì, êàê ìíå ïîñòàâèëè äèàãíîç, ÿ íå ïðèíèìàëà óñïîêîèòåëüíîå. ß áîëüøå ÷åì óâåðåííà, ÷òî åñëè áû ÿ ïèëà óñïîêîèòåëüíîå, òî ñîêðàòèëà áû ñåáå ñòðåññîâîå ïðåáûâàíèå è òîãäà, âîçìîæíî, è àñòìû áû íå áûëî.»
2) «Êîãäà ìû çàäûõàåìñÿ, ìû õîòèì áîëüøå âçÿòü âîçäóõà è, ïîýòîìó, äåëàåì ãëóáîêèé âäîõ — ýòî íå ïðàâèëüíî. Äåëî â òîì, ÷òî íàøè ë¸ãêèå ïîäîáíû ãóáêå. ×åì ñèëüíåå íà ãóáêó íàæì¸øü, òåì áîëüøå îíà âîçüì¸ò â ñåáÿ. Ñîîòâåòñòâåííî, åñëè õî÷åøü âçÿòü áîëüøå âîçäóõà, íóæíî âûäîõíóòü íàñòîëüêî ñèëüíî, íàñêîëüêî âîçìîæíî.»

Òàêèì îáðàçîì, èìåÿ îïûò ìîåé ò¸òè, ÿ äåëàþ âûâîä:
1) Áûòü îñòîðîæíûì ñ ãîðìîíàëüíûìè.
2) Åñëè âû ðàâíîäóøíû ê ïûëüöå, ïûëè è êîòàì (äëÿ àñòìàòèêîâ) ïîïðîáóéòå ïîäëå÷èòü íåðâû.
3) Ñàìîå ãëàâíîå…áåðåãèòå íåðâû è ëèøíèé ðàç íå ïåðåæèâàéòå. Èçáåãàéòå íåãàòèâ.

È åù¸ íåñêîëüêî ñîâåòîâ îò ò¸òóøêè, ïðî êîòîðûå âûøå ÿ íè÷åãî íå ïèñàëà, íî îíè èìåþò ìåñòî áûòü.
4) Íèêîãäà íåëüçÿ ïðîãëàòûâàòü ìîêðîòó. Îòõàðüêèâàéòåñü.
5) Áóäüòå îñòîðîæíû, êîãäà áîëååòå ãðèïïîì. Ïðîëå÷èâàéòåñü äî êîíöà. Ñóùåñòâóåò òàêàÿ âåðñèÿ, ÷òî àñòìà — ýòî íåäîáèòûé ìèêðîá ïîñëå áîëåçíè, êîòîðûé îñòà¸òñÿ â ë¸ãêèõ íàâñåãäà.

Ýòî íå íàó÷íûé ïîñò è, âîçìîæíî, ìåäèêè áóäóò âîçðàæàòü ïî êàêèì òî ïóíêòàì. Íî ÿ ðàññêàçàëà ôàêòû…ñî ñëîâ àñòìàòèêà. Ýòî îïûò.
Áóäüòå çäîðîâû.

Источник