Изменение психики при астме
Неврозоподобные расстройства
Психические расстройства при бронхиальной астме наблюдаются часто и выступают в виде реактивных личностных образований в связи с переживанием болезни, неврозоподобных расстройств, обусловленных соматическими факторами, аномального (психопатического) развития личности. Неврозоподобные расстройства при бронхиальной астме проявляются в форме реакций пациента на приступ либо в особенностях субъективного переживания болезни. По своей структуре они близки ситуационным, адекватным реакциям личности на возникшее заболевание. Однако ни в одном случае они не служат основанием для постановки диагноза невроза. Эти реакции усложняют клиническую картину, привнося в нее черты ипохондричности, болезненной тревоги и опасений, вызывая негативистические установки по отношению к лечению и порождая недоверие к врачу.
Астенодепрессивные расстройства
Такие реакции на болезнь особенно частыми бывают в начальном периоде астмы. Астенодепрессивные расстройства (пониженное настроение с мыслями о безысходности существования, неизлечимости болезни) обнаруживаются у половины всех больных.
Пациенты при этом бывают молчаливыми, задумчивыми, жалуются на однообразные мысли об «утраченном здоровье», неопределенном, безрадостном будущем. Такие мысли особенно беспокоят их перед засыпанием. Больные продолжают выполнять повседневные обязанности, но без прежней активности. У некоторых больных отмечаются ипохондрические проявления, они полагают, что «легкие раздуты», «не дышат», беспокоятся, что на самом деле у них не астма, а рак легких или туберкулез; прислушиваясь к себе, находят все новые, меняющиеся ощущения, преувеличивают тяжесть болезни. При фобической структуре реакции больные испытывают неотвязный страх, тревогу, беспокойство. Такое состояние, как правило, в последующем полностью редуцировалось и сменялось ровным настроением с установкой на выздоровление. В случаях ухудшения оно могло смениться затяжным астенодепрессивным синдромом.
Лица без психопатических черт в преморбиде реже обнаруживают реакции на болезнь, для них более типичен астенодепрессивный вариант переживания болезни в начальном периоде астмы, отличающийся большой яркостью и динамичностью. По мере развития болезни эти явления протекали все более стерто, в виде астенодепрессивных, реже ипохондрических с депрессивной окраской расстройств настроения, иногда с истерическими симптомами.
Психические нарушения при разных степенях тяжести заболевания
При легкой форме астмы неврозоподобные расстройства являются обычно стертыми, выступают, как правило, в виде легкой физической астении.
При астме средней тяжести возникают реактивные состояния с неврозоподобными расстройствами, которые отличаются многообразием и глубиной. На высоте физической астении появляются одышка, гипервентиляция. При легкой нагрузке возникают ощущения слабости, разбитости, недомогания. При прогрессировании болезни возникает смешанное состояние (тревожное ожидание несчастья, беспокойство). Могут появляться циркулярные расстройства настроения, сверхценные ипохондрические опасения, невротическое ожидание повторных приступов.
При тяжелом течении астмы реактивные образования, как правило, являются вторичными, ведущими же оказываются неврозоподобные расстройства с массивными явлениями физической и психической астении, вегетативно-сосудистыми нарушениями. При улучшении соматического состояния вначале исчезают симптомы психической, затем физической астении. При хроническом течении бронхиальной астмы заметно меняется и личностная структура.
Источник
Обычно пациенты, страдающие аллергией, спешат либо к аллергологу, либо к специалисту по альтернативной медицине, но это не совсем правильно. Чтобы выбрать правильный метод лечения, который поможет не только снять симптомы, но и разобраться с причиной аллергической реакции, следует постараться получить консультации у самых разных специалистов.
Психолог:
— Не всегда можно сразу определить, что именно является причиной неадекватной реакции организма. У психологов есть своеобразные коды, которые помогают найти эту причину. Возьмем аллергический конъюнктивит. Его симптомы — раздражение глаз, зуд, слезотечение. С точки зрения психологии это означает, что человек не хочет или боится что-то увидеть. Слезы текут не просто так — возможно, это плачет душа, поскольку она видит то, чего ей видеть не хочется или чего она боится. Когда человеку больно, обидно или страшно, он плачет — и таким образом снимает напряжение.
Аллергическая реакция, проявляющаяся в виде отита, означает, что человек не хочет или боится что-то услышать. Спазмы в горле, першение, сухость говорят о том, что человек не может высказать то, что у него наболело. Аллергические отеки — это неосознанное обкладывание спасательным поясом души, нуждающейся в опеке, защите. Астма, то есть сбой ритма дыхания, может возникнуть, если человек с детства находится под сильным контролем и вынужден скрывать свои эмоции и страхи. Чтобы избавить человека от астмы, нам приходится лечить его съежившуюся от страха душу, которая не позволяет себе жить открыто, свободно. Когда-то желание этого человека быть свободным оказалось ограниченным, — это рана, что записалась на подсознательном уровне, и теперь эту информацию нужно менять. Потому что мысль материальна, и записанные на подсознательном уровне установки проецируются на весь организм.
Специалист по китайской традиционной медицине:
— Китайская медицина вообще не отделяет физиологическую норму — и, соответственно, патологию — от психологической. Китайский целитель, приступая к лечению тела, обращается к душе пациента и, помогая решить психологические проблемы, укрепляет защитные силы тела. Именно в Древнем Китае наиболее полно были изучены взаимодействия всех систем человеческого организма. Все в этом мире есть энергия. Наши переживания — это энергия эмоций. Наши мысли — это ментальная энергия. Своими реакциями человек каждую минуту производит то положительную энергию, то отрицательную. Негативные мысли и переживания нарушают энергетический баланс организма и влияют на физическое здоровье. Восстановление гармонии души снимает необходимость в лечении психосоматических заболеваний. Их симптомы уходят сами, благодаря законам природы, по которым живет организм. Есть древнейшие методы, позволяющие без синтетических лекарств «напомнить» организму об утраченной им способности жить в мире и помогающие справиться с внутренним душевным конфликтом.
— Однако бывает и так, что человек очень хочет избавиться от аллергии, соблюдает все рекомендации врача, даже принимает альтернативное лечение, но ничего не получается — болезнь не оставляет его.
Психолог:
— В психологии есть понятие «вторичная выгода болезни». Человек может, сам того не осознавая, «удерживать» хроническую болезнь как способ выживания, потому что система выживает не только тогда, когда себя защищает, но и тогда, когда подает во внешний мир явные сигналы о своем внутреннем неблагополучии. И если у человека нет других способов выживания, он начинает болеть: к примеру, если окружающие уделяют человеку недостаточно внимания, то, заболев, он может восполнить этот дефицит — больного будут навещать, освободят от определенных обязанностей, станут жалеть. Так что болезнь — это еще и возможность отдохнуть от нагрузки, физической или психологической. Если человек не способен или не понимает, что пора сделать передышку, организм «примет решение» за него — он заболеет и отдохнет. Бывает, что психосоматическое заболевание используется в качестве повода уклониться от решения какой-либо проблемы. Одним словом, многол
Источник
Сейчас в лечении астмы специалисты все чаще используют и психотерапию. Чем и как она может помочь?
Сам себе режиссер
Приступ удушья или сильного кашля при астме может вызвать не только встреча с аллергеном, но и испуг, конфликт, стресс, то есть чисто психологические факторы. Почему? Эмоции влияют на дыхание на уровне бессознательного – так уж природа устроила наш организм. Особенность психики больных астмой – неумение сознательно переживать собственные эмоции. Постоянная напряженность, эмоциональная неустойчивость приводят к тому, что любая нестандартная ситуация может стать спусковым крючком для обострения болезни.
Психотерапевт помогает то «плохое», что засело в бессознательном, переводить в сознательное, то есть учит человека психологической «переработке» своих эмоций, их конструктивному выражению. Шаг за шагом пациент осваивает режиссуру внутреннего «Я»: то есть способы управления своими реакциями на происходящее, меняется его взгляд на ту или иную ситуацию, модель поведения. Именно это и позволяет добиться облегчения болезни, а у некоторых даже встреча с аллергеном не вызывает, казалось бы, неизбежного приступа…
Взрослые игры
Ну а если конкретно, как проходит процесс психокоррекции? Многое, безусловно, зависит от тяжести болезни, возраста больного, особенностей его личности. Как врач-пульмонолог подбирает схему лечения, конкретные препараты, их дозы, анализируя результаты, вносит корректировки, так же индивидуально работает и психотерапевт.
Методики, приемы, техники могут быть самыми разными. Например, кто-то начинает с арт-терапии: используются специальные тесты (рисунок помогает человеку вынести «вовне» страхи, переживания, которые могут лежать глубоко в сознании или даже бессознательном). Другим помогает песочная терапия: пациенту предлагается на подносе с песком выстроить какой-то сюжет. При этом используются различные предметы (фигурки людей, растения, животные, игрушечные дома, машины). Создание композиции помогает подсознанию через подсказки-символы выразить внутренние переживания без слов, дает ощущение безопасности, самовыражение, чувство свободы. Психолог, наблюдая за ходом игры, «расшифровывает» конкретные проблемы пациента, анализирует ситуацию и, когда работа закончена, в ходе обсуждения помогает своему подопечному скорректировать его отношение к возникшим проблемам, искать способы их решения.
Хороший эффект дают и игры с моделированием различных ситуаций, когда психолог задает вопросы, предлагает варианты развития сюжета. Часть занятия может быть посвящена различным упражнениям, например, помогающим освоить навыки расслабления. В общем, любое занятие выстраивается по-своему. Даже если оно не индивидуальное, а групповое, – к каждому пациенту свой подход. Главное – помочь ему развить позитивный настрой, научить выражать свои чувства, управлять своим «Я». Сначала в игре, а потом и в реальной жизни.
Когда и кому
Начинать лечение астмы у психотерапевта стоит в самом начале болезни – это позволяет добиться лучшего эффекта. Противопоказаний к психотерапевтической коррекции болезни нет. Лечение проводят как со взрослыми, так и с детьми.
Есть особые периоды, когда оно просто необходимо. В первую очередь – это подростковый возраст. Нередко состояние тинейджеров ухудшается из-за бурной гормональной перестройки. К тому же это пора, когда у подростка возникает множество психологических проблем, что нередко приводит к обострению заболевания.
Занятия с психотерапевтом полезны и женщинам в период менопаузы, у которых гормональная перестройка снижает «иммунитет» против стрессов. Конечно, психокоррекция астмы не отменяет полностью лекарственного лечения, но дает возможность переходить на меньшие дозы, использовать менее «сильные» препараты и при этом держать болезнь в узде.
Смотрите также:
- Психология болезни: смирившись с недугом, быстрее выздоровеешь? →
- Болезни на нервной почве: как возникают инсульт и гастрит →
- Грустная пора. Как бороться с осенней депрессией →
Источник