Как долго лечится бронхиальная астма
Новое в рекомендациях по лечению бронхиальной астмы
Бронхиальная астма (БА) — это распространенное хроническое заболевание дыхательных путей, связанное с их обструкцией (затруднением прохождения воздуха), которое проявляется респираторными симптомами, такими как одышка, кашель, свистящие хрипы, заложенность в грудной клетке, симптомы сильно варьируют у разных пациентов по интенсивности и по времени их возникновения. Бронхиальная астма – довольно гетерогенное заболевание, причин ее возникновения много, нередко они могут сочетаться, имеют значение генетические факторы, пол, наличие ожирения, внешние факторы (аллергены, химические вещества, инфекционные агенты, диета и др.).
Для диагностики БА очень важен клинический осмотр пациента и история заболевания (частота и интенсивность приступов и т.д.). Зачастую этого достаточно, чтобы с большой долей вероятности заподозрить астму. Также используется спирография, рентгенография легких, КТ легких, определение некоторых показателей крови и др.
На данный момент во всем мире бронхиальной астмой болеет порядка 340 миллионов человек, и, к сожалению, многие пациенты не соблюдают рекомендуемые режимы лечения.
Основным международным документом по диагностике и леченю бронхиальной астмы является Global Initiative on Asthma (GINA), которое периодически обновляется и дополняется. Последнее обновление руководства было опубликовано осенью 2019 года, и в нем были представлены существенные изменения, которые в корне поменяли представление о лечении бронхиальной астмы.
Лечение БА предполагает ступенчатый подход: то есть, начинаем с одной схемы, если она не работает, добавляем одни препараты, меняем на другие и так далее, в зависимости от тяжести клинических проявлений болезни.
Для лечения БА используется несколько групп препаратов: короткодействующие бета-агонисты, длительнодействующие бета-агонисты, ингаляционные глюкокортикостероиды (ИГКС), антагонисты лейкотриеновых рецепторов, пероральные глюкокортикостероиды и другие.
На протяжени последних 50 лет начальная терапия при БА легкой степени тяжести представляла собой назначение по потребности (в том числе и для снятия приступов) короткодействующих бета-агонистов (КДБА), то есть это препараты, которые расширяют бронхи, снимая приступ удушья, но не лечат саму болезнь.
На основании данных нескольких клинических исследований с большим количеством пациентов, проведенных в последние годы, стало понятно, что это неправильная стратегия лечения бронхиальной астмы, так как при использовании монотерапии КДБА значимо повышается частота тяжелых обострений. А поскольку астма – это прежде всего восплительное заболевание дыхательных путей, то этими препаратами бронхи только расширяются, но воспаление не снимается, что маскирует для пациента ухудшение течения БА.
В новом руководстве GINA конца 2019 года по ведению бронхиальной астмы рекомендуется всем пациентам с данной патологией с возраста 12 лет использовать ингаляционные глюкокортикостероиды в качестве постоянной терапии, так как их регулярное использование значительно снижает риск серьезных обострений и улучшет контроль симптомов БА.
Некоторые медицинские специалисты даже предлагают запретить продажу отдельных монопрепаратов КДБА, а разрешить выпуск их только в сочетании с ИГКС, чтобы у пациенов не было искушения лечиться по старым схемам, но короткодействующие бронходилататоры используются, например, при хронической обструктивной болезни легких, так что скорее всего КДБА как монопрепараты будут продаваться.
Для лечения бронхиальной астмы даже легкой степени использование в качестве монотерапии КДБА однозначно недопустимо, и даже для снятия приступа астмы нужно применять КАЖДЫЙ РАЗ сочетание КДБА и ИГКС. При этом тактика использования ИГКС остается той же – на фоне стабилизации состояния пациента с БА рекомендуется достижение минимально возможных доз ИГКС, на фоне которых не происходит ухудшение течения БА.
Полный текст GINA 2019 тут: https://ginasthma.org/wp-content/uploads/2019/06/GINA-2019-main-report-June-2019-wms.pdf
Источник
Согласно определению, которое дают многие медицинские издания, бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей при котором они сужаются, отекают, а слизистое отделяемое затрудняет дыхание. На сегодняшний день врачи не могут вылечить астму, однако существуют способы контроля заболевания. Пациенты, которые соблюдают все рекомендации врача, могут вовремя снимать приступы и вести практически нормальный образ жизни. Но при этом продолжая надеяться на то, что лекарство от астмы будет найдено. Так есть ли сегодня перспективы полного излечения этой болезни?
Статистика
Статистика, что называется, неумолима. Астма на сегодняшний день распространена крайне широко: она поражает от 1 до 18% населения в различных странах мира. Больные астмой страдают от серьезного снижения качества жизни, лечение заболевания длительное и требует больших затрат, от него в мире умирает около 250 000 человек в год. В России зарегистрировано порядка 1,4 млн пациентов с бронхиальной астмой, а каждый год регистрируется до 120 000 новых случаев.
Симптомы
Симптомы бронхиальной астмы различаются у разных пациентов, но в целом заболевание имеет следующие проявления:
- одышка
- стеснение или боль в грудной клетке
- приступы кашля или хрипов, усугубляющиеся респираторным вирусом, таким как простуда или грипп
- хрипы (чаще всего это первый признак бронхиальной астмы у детей)
- нарушения сна, вызванные одышкой, кашлем или хрипами
В некоторых случаях, например, у детей, астма может проявляться только в виде приступов кашля.
Обострение симптомов астмы могут вызывать разные факторы. Например, у некоторых людей клинические проявления и признаки астмы обостряются при физическом напряжении, на холодном воздухе, профессиональная бронхиальная астма провоцируется раздражающими веществами на рабочем месте, такими как химические пары, газы или пыль. Аллергическая бронхиальная астма вызывается переносимыми по воздуху аллергенами.
Причины
В настоящее время так и не выяснено до конца, что же является причиной развития бронхиальной астмы. Но выделены основные факторы, способствующие возникновению астмы:
- Наследственность. Установлено, что если хотя бы один родитель страдает астмой, то вероятность проявления заболевания у ребенка составляет до 30%. Если больны оба родителя, то вероятность болезни у ребенка возрастает до 75%.
- Профессиональная вредность.
- Плохая экология – исследования показывают, что примерно 3-6% новых случаев астмы провоцируются загрязняющими атмосферу веществами.
- Микроорганизмы.
- Избыточный вес и другие.
Провоцировать развитие признаков и симптомов бронхиальной астмы могут различные инфекции дыхательных путей, лекарства (в том числе бета-блокаторы, аспирин, ибупрофен и другие), сильный стресс, сульфиты и консерванты, добавляемые в некоторые виды продуктов питания и напитков, а также прочие аллергены.
Как классифицируют бронхиальную астму
Бронхиальная астма подразделяется на четыре основные категории:
Классификация бронхиальной астмы | Клинические проявления и симптомы |
Легкая интермиттирующая | Легкое течение симптомов до двух дней в неделю и до двух ночей в месяц |
Легкая персистирующая | Симптомы больше двух раз в неделю, но не более одного раза в день |
Умеренная персистирующая | Симптомы один раз в день и более одной ночи в неделю |
Тяжелая персистирующая | Симптомы в течение дня большинство дней и часто по ночам |
Определение степени тяжести бронхиальной астмы помогает врачу выбрать наилучшее лечение. Тяжесть бронхиальной астмы с течением времени часто меняется, что требует корректировки терапии.
Существует и другая классификация – в зависимости от причины, вызывающей астму. Если приступы провоцируют аллергены, то астма относится к экзогенному типу. Если астматические приступы возникают как реакция на заболевания, то это эндогенная астма. И есть смешанный тип заболевания. Отдельно рассматриваются профессиональная астма, а также астма напряжения.
Диагностика
Для исключения других возможных заболеваний, таких как респираторная инфекция или хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), врач проводит осмотр пациента и задаст вопросы о клинических проявлениях и симптомах и о любых других болезнях.
Также проводятся дополнительные исследования, которые могут включать:
Спирометрию. Это исследование оценивает степень сужения бронхов. Врач проверяет, сколько воздуха и насколько быстро пациент может выдохнуть после глубокого вдоха.
Пикфлоуметрию. Исследование устанавливает силу дыхания.
Провокационную пробу с метахолином. Метахолин является триггерным фактором бронхиальной астмы, который при вдыхании вызывает легкое сужение дыхательных путей. Если пациент реагирует на метахолин, то у него, вероятно, бронхиальная астма.
Исследование с оксидом азота. Это исследование измеряет количество оксида азота, которое есть при дыхании. Когда дыхательные пути воспалены и уровень оксида азота повышен, то это признак бронхиальной астмы.
Визуализационные методы исследований. Рентгенография грудной клетки и компьютерная томография (КТ) легких и полостей носа (пазух) с высоким разрешением могут выявить любые структурные нарушения или заболевания (например, инфекцию), которые могут вызывать или усугублять проблемы с дыханием.
Аллергологическое исследование может быть проведено с помощью кожной пробы или анализа крови. Аллергологические исследования позволяют выявить реакцию на домашних животных, пыль, плесень и пыльцу.
Эозинофилы в мокроте. Это исследование определяет наличие определенных лейкоцитов (эозинофилов) в мокроте, которая выделяется во время кашля. Эозинофилы присутствуют, когда развиваются симптомы астмы.
Провокационные пробы на выявление бронхиальной астмы физического усилия и холодовой астмы. При проведении этих исследований врач измеряет степень нарушения проходимости дыхательных путей до и после того, как пациент выполнит интенсивную физическую нагрузку или сделает несколько вдохов холодного воздуха.
Лечение
Профилактика, своевременное обучение методам контроля и внимательное отношение к симптомам астмы являются ключевыми факторами прекращения приступов до их начала.
Чаще всего пациентам помогают контролировать течение астмы лекарственные препараты, которые удобнее и эффективнее всего вводить через ингалятор. Так удается получить необходимую концентрацию лекарства именно в дыхательных путях.
Для снятия приступов астмы в основном используются два вида препаратов:
- Препараты с быстрым началом действия для купирования симптомов астмы (так называемые препараты «скорой помощи»). Они способствуют расслаблению гладких мышц дыхательных путей, что облегчает дыхание. К таким препаратам относятся сальбутамол, фенотерол, теофиллин. В тяжелых случаях показано использование системных глюкокортикоидов.
- Препараты для контроля астмы. Наиболее действенными противовоспалительными препаратами для лечения астмы любой степени тяжести являются ингаляционные кортикостероиды.
Как вариант лечения пациентам с астмой проводится аллерген-специфическая иммунотерапия (АСИТ). Больным вводятся так называемые «лечебные аллергены» (аллерговакцины), чтобы снизить чувствительность организма к их действию. АСИТ противопоказана при обострении и при тяжелом течении астмы, а также если у пациенты выявлено более трех аллергенов, провоцирующих приступы.
На сегодняшний день способа излечения астмы не найдено. Но работы в этом направлении продолжаются. В частности, определенные перспективы связаны с экстракорпоральной очисткой крови (гемосорбция и плазмаферез). Облегчить течение астмы может и применение ботулотоксина у таких больных. Но варианта лечения, который мог бы полностью избавить пациента от приступов, пока не существует.
Источник
 ýïîõó äîñòóïíîñòè èíôîðìàöèè, ìû ìîæåì óçíàòü âñ¸ ïðî ëþáóþ áîëåçíü ñ íàó÷íîé òî÷êè çðåíèÿ, íî ãîðàçäî èíòåðåñíåå ïîñëóøàòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé ñòîëêíóëñÿ ñ áîëåçíüþ è, òåì áîëåå, èìååò îïûò ïî áîðüáå ñ íåé.
Ìîÿ òåòÿ óæå 37 ëåò áîëååò áðîíõèàëüíîé àñòìîé è çà âñ¸ ýòî âðåìÿ îíà íàêîïèëà ñîîòâåòñòâóþùèå çíàíèÿ, ñ êîòîðûìè îíà ïîäåëèëàñü ñî ìíîé, à ÿ õî÷ó ïîäåëèòüñÿ ñ Âàìè.
 ýòîì ïîñòó âû íå óâèäèòå íàó÷íûå è ìåäèöèíñêèå òðàêòàòû. ß íàïèøó ïðîñòûìè ñëîâàìè î òîì, ê ÷åìó ïðèøëà ìîÿ òåòóøêà.
Íà÷íó ñ ñàìîãî íà÷àëà — êàê è ïî÷åìó îíà çàáîëåëà?.
1)  30 ëåò ìîÿ òåòóøêà èìåëà ñëîæíóþ æèçíåííóþ ñèòóàöèþ: ìóæ ïîäíèìàë ðóêó íà íå¸, íà ðàáîòå òðàâëÿ, íà ðóêàõ äâîå ìàëåíüêèõ äåòåé, à áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ, êòî ìîã áû å¸ ïîääåðæàòü, ðÿäîì íå áûëî.  îáùåì, ó ò¸òóøêè íà äóøå áûëà áîëüøàÿ îáèäà è ÷óâñòâî áåçûñõîäíîñòè.
Êàê âñïîìèíàåò ñàìà òåòóøêà, â îäèí èç òàêèõ äíåé ìóæ ñíîâà íà÷àë ïîäíèìàòü ðóêó íà íå¸ è îíà, ÷òîáû îáåçîïàñèòü ñåáÿ, âûáåæàëà íà óëèöó. Íî êóäà èäòè? Èäòè íå êóäà, à äîìà å¸ æäàë íàñèëüíèê. È âîò îíà èä¸ò ïî óëèöå, íå çíàÿ êóäà, â ãîëîâå îáèäà, à íà ëèöå ñë¸çû…äåëàåò î÷åðåäíîé âäîõ…. à äûøàòü íå ìîæåò. Îíà îáðàòèëàñü ê âðà÷ó è åé ïîñòàâèëè äèàãíîç — áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.
Òàêèì îáðàçîì, ê ïîÿâëåíèþ áîëåçíè ïîñëóæèë ñòðåññ, ïðè÷åì äëèòåëüíûé.
2) Ïîçæå âûÿñíèëîñü, ÷òî àñòìîé áîëåëà å¸ áàáóøêà. Çíà÷èò, íàñëåäñòâåííîñòü òàêæå èìååò ìåñòî áûòü.
3) Íà òîò ñàìûé ïåðèîä å¸ æèçíè îíà êóðèëà. Íî ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè ñêàæó, ÷òî ñòàæ áûë ìàëåíüêèé — 3 ãîäà.
Íåèçâåñòíî — ÷òî èìåííî ñïðîâîöèðîâàëî íà áîëåçíü. Âîçìîæíî, ÷òî- òî îäíî, à ìîæåò, è âñ¸ ñðàçó.
Íî ôàêò â òîì, ÷òî íà ìîìåíò ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêà:
Áûëà â äëèòåëüíîé ñòðåññîâîé ñèòóàöèè.
Èìåëà íàñëåäñòâåííîñòü.
Êóðèëà.
Ïîñëå ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêó íàïðàâèëè ê ïóëüìîíîëîãó. Òîò ïîêàçàë êàê ïîëüçîâàòüñÿ èíãàëÿòîðîì (ýòî òàêîé ïðèáîð, êîòîðûì ïîëüçóþòñÿ àñòìàòèêè, êîãäà çàäûõàþòñÿ) è âåëåë ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàòüñÿ ó âðà÷à.
Ñëåäóþùèå 15 ëåò òåòóøêà òàê è äåëàëà. È å¸ æèçíü áûëà âïîëíå íîðìàëüíîé è ïîëíîöåííîé. Êîãäà çàäûõàëàñü, òî áðàëà èíãàëÿòîð, ïøèê…è ïðèñòóïû óõîäèëè. Ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàëàñü ó ïóëüìîíîëîãà.
Êñòàòè, îòìå÷ó îäèí íåìàëîâàæíûé ìîìåíò. ß íå ìåäèê, íî êàê ÿ ïîíÿëà ñî ñëîâ ò¸òè:
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà- ýòî çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà ðàçäðàæèòåëè, ÷òî òî âðîäå àëëåðãèè. Ðàçäðàæèòåëåì ìîæåò áûòü ïûëüöà, öâåòåíèÿ, øåðñòü êîòîâ, ïûëü.
Íî, îêàçûâàåòñÿ, åñòü åù¸ îäèí ðàçäðàæèòåëü, î êîòîðîì ìîÿ òåòÿ äîëãèå ãîäà íå çíàëà. Ïðî íåãî ÿ ðàññêàæó ïîçæå.
Èòàê, ò¸òÿ óáðàëà âñå öâåòû, êîòîâ íå çàâîäèëà, ïîëêè ïðîòèðàëà îò ïûëè, íî ïðèñòóïû âñ¸ ðàâíî áûëè. Ïðè÷èíà áûëà íåèçâåñòíà, íî îíà íå ïðèäàâàëà ýòîìó áîëüøîãî çíà÷åíèÿ, òàê êàê ïîä ðóêîé âñåãäà áûë èíãàëÿòîð.
Òàê îíà æèëà ìíîãî ëåò. Íî îäíàæäû, êîãäà åé ñòóêíóëî îêîëî 50 ëåò, åé ïåðåñòàë ïîìîãàòü èíãàëÿòîð. Î÷åðåäíîé ïðèñòóï, íî «âîëøåáíàÿ øòó÷êà» íå ïîìîãàåò. Îíà âûçâàëà ñêîðóþ ïîìîùü. Òå, ïðèåõàâ, âêîëîëè åé â âåíó êàêîå- òî ëåêàðñòâî (ïðåäíèçîëîí, íî ìîãó îøèáàòüñÿ) è äûøàòü ñòàëî ñâîáîäíåå.
Âñ¸, îòíûíå è ñ òåõ ïîð ïðè êàæäîì î÷åðåäíîì ïðèñòóïå áûëà íåîáõîäèìîñòü â ñêîðîé ïîìîùè. Ïðèñòóïû ïîðîé ìîãëè áûòü ïî äâà ðàçà â íåäåëþ. Ýòî ìîæåò ïðîçâó÷èò æóòêî, íî òåòèíû ðóêè áûëè âñå îáêîëîòû.
È òàê îíà æèëà. Âðà÷è ñêîðîé ïîìîùè å¸ óæå çíàëè, çíàëè íàèçóñòü àäðåñ äîìà.
Òàêæå äîáàâëþ, ÷òî ò¸òÿ ñàìà ïî õàðàêòåðó ÷óâñòâèòåëüíàÿ, ìíîãî ïåðåæèâàåò, ñî÷óâñòâóåò. Íî íèêòî ýòîìó íå ïðåäàâàë çíà÷åíèÿ, òàê êàê îíà âñåãäà òàêîé áûëà.
×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ, îäèí âðà÷ åé âñ¸ òàêè ïîñîâåòîâàë íå õîäèòü ê ïóëüìîíîëîãó, à ñõîäèòü ê ïñèõîòåðàïåâòó. È ýòî áûëî òî÷íîå ïîïàäàíèå â ÿáëî÷êî. È âîò ïî÷åìó…
Âûñëóøàâ ò¸òóøêó, ïñèõîòåðàïåâò íàçíà÷èë óñïîêîèòåëüíîå è àíòèäåïðåññàíòû.
Ò¸òÿ íà÷àëà ïðèíèìàòü ýòè ïèëþëè….è ÷òî âû äóìàåòå? Ïðèñòóïû áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðîøëè!
Âûÿñíèëîñü, ÷òî ðàçäðàæèòåëåì îêàçàëèñü….íåðâû! Äà- äà…íè öâåòû, íè ïûëü, íè êîòû, à èìåííî íåðâû.
Òåòóøêà ðèñêíóëà, çàâåëà êîøêó, óåõàëà íà äà÷ó, ãäå óõàæèâàëà çà êëóìáîé, ïðèíèìàëà àíòèäåïðåññàíòû è ïðèñòóïîâ íå áûëî.
Òàê îíà è æèëà. Âñ¸ áûëî çàìå÷àòåëüíî, ò¸òÿ áûëà âñåãäà â ïðèïîäíÿòîì íàñòðîåíèè è ñîâñåì íå íåðâíè÷àëà. Íî òóò îíà çàìåòèëà, ÷òî íà÷èíàåò ïî- òèõîíüêó òóïåòü: ÷òî — òî çàáûâàåò, ãëóáîêî ìûñëèòü óæå òÿæåëî.
Òîãäà îíà ðåøèëà áðîñèòü ïèòü àíòèäåïðåññàíòû. Óæ î÷åíü íå õîòåëà áûòü òóïîé. Íî òóò áûëà îäíà ïðîáëåìà. Ðåøèâ áðîñèòü ïèòü òàáëåòêè, îíà íå ïîñîâåòîâàëàñü ñ âðà÷îì. Äåëî â òîì, ÷òî àíòèäåïðåññàíòû íåëüçÿ áðîñàòü ñðàçó, íóæíî óõîäèòü ïîñòåïåííî, èíà÷å áóäåò ñèëüíàÿ äåïðåññèÿ. À ò¸òÿ, åñòåñòâåííî, áðîñèëà ïèòü ñðàçó.
È òóò íà÷àëàñü æóòü….íàì ïîçâîíèëè ñîñåäè (èç äà÷è, ãäå áûëà ò¸òÿ) è ñêàçàëè, ÷òîáû ìû ñðî÷íî ïðèåõàëè è çàáðàëè ò¸òóøêó äîìîé, òàê êàê òà ñîáèðàåòñÿ âåøàòüñÿ.
Ìû ïðèåõàëè, ñòàëè ðàçãîâàðèâàòü, ñïðàøèâàòü — â ÷åì äåëî?
È ò¸òÿ íà÷àëà: «ß íèêîìó íå íóæíà, çà÷åì æèòü, ÿ õîòåëà ïîâåñèòüñÿ, íî ïîêà íå ïðèäóìàëà êàê ýòî ñäåëàòü, ÷òîáû âû íå óâèäåëè ìî¸ òåëî ïîòîì, òàê êàê íå õî÷ó âàñ òðàâìèðîâàòü«.
 îáùåì, ìû å¸ çàáðàëè äîìîé, ïî î÷åðåäè ñèäåëè ñ íåé, íå îñòàâëÿëè îäíîé. Äà, áûëî òÿæåëî, ïîòîìó÷òî ïîñòîÿííî ïðèõîäèëîñü ñëóøàòü äåïðåññèâíûå ðàçãîâîðû. Òàê ïðîäîëæàëîñü íåêîòîðîå âðåìÿ è, âñêîðå, âñ¸ ïðîøëî. Òåòóøêà ïåðåäóìàëà âåøàòüñÿ è ñòàëà áîëåå æèçíåðàäîñòíîé, ñòàëà òàêîé æå, êàê è áûëà äî ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ.
Íî òóò ïîÿâèëàñü ñòàðàÿ ïðîáëåìà. Òàê êàê îíà îòêàçàëàñü îò àíòèäåïðåññàíòîâ, êîòîðûå íå äàâàëè ïðîÿâëÿòüñÿ ðàçäðàæèòåëþ — íà÷àëèñü ïðèñòóïû àñòìû.
Ò¸òÿ íà÷àëà îïÿòü ïåðåæèâàòü çà êàêóþ-òî ôèãíþ. Ñíîâà ñêîðàÿ ïîìîùü, ñíîâà ëåêàðñòâî â âåíó (âðîäå, ïðåäíèçîëîí) è òàê ïî êðóãó.
Íî îäíàæäû íàì ïîçâîíèëà ñîñåäêà ïî ïîäúåçäó è ñêàçàëà, ÷òî íàøó ò¸òþ âûíåñëè ñîòðóäíèêè ñêîðîé ïîìîùè èç êâàðòèðû è óâåçëè.
×åñòíî ñêàæó, â òîò ìîìåíò ïî òåëó ïðîáåæàë õîëîäîê. ×òîáû ò¸òþ óâîçèëè — íèêîãäà òàêîãî íå áûëî ïðåæäå.
Ìû ïðèøëè â áîëüíèöó è óâèäåëè êàðòèíó: ò¸òÿ ëåæèò, íà âåíàõ ðóê êàòåòîðû, âî ðòó è â íîñó òîæå êàêîé-òî àïïàðàò.
Ê ñ÷àñòüþ, ò¸òÿ áûëà â ñîçíàíèè è ðàññêàçàëà:
«ß ñìîòðåëà òåëåâèçîð. Øëà äîêóìåíòàëüíàÿ ïåðåäà÷à ïðî ôèíñêèå êîíöëàãåðÿ âî âðåìÿ ÂÎÂ, ðàññêàçûâàëè êàê óáèâàëè äåòåé. ß íà÷àëà ïåðåæèâàòü, ñî÷óâñòâîâàòü. È ó ìåíÿ íàñòóïèë ïðèñòóï. Òàêîé ñèëüíûé, ÷òî ÿ íå áûëà íå â ñîñòîÿíèè äàæå âûçâàòü ñêîðóþ. Òîãäà ÿ ïîäîøëà ê îêíó, îòêðûëà åãî è íà÷àëà êðè÷àòü íà óëèöó ïðîõîæèì: «Ïîìîãèòå, âûçîâèòå ñêîðóþ». È òóò ñðàçó íà÷àëà ÷óâñòâîâàòü ñëàáîñòü, â ãëàçàõ ïîìóòíåíèå… â ýòîò æå ìèã ïîíèìàþ, ÷òî ÿ ïàäàþ íàçàä íà ïîë. À ÷òî äàëüøå áûëî — íå çíàþ.
Ïîòîì, ãäå-òî äàëåêî â ïîäñîçíàíèè, åëå óëîâèìî, ñëûøó ãîëîñà âðà÷åé, îíè ÷òî- òî ãîâîðÿò, íî ðàçîáðàòü íå ìîãó. È ñíîâà òèøèíà, ãîëîñà ïðåêðàòèëèñü. Ïðîñûïàþñü, îòêðûâàþ ãëàçà, à ÿ ãîëàÿ ëåæó â ðåàíèìàöèè. ×òî ñî ìíîé áûëî- íå çíàþ».
Ñîáñòâåííî, âðà÷è òîæå íè÷åãî íå ñêàçàëè — ïðèñòóï àñòìû è âñ¸. Ïî÷åìó áûëî ïîìóòíåíèå è ñëàáîñòü, ïî÷åìó óïàëà è âûðóáèëîñü? Íå ÿñíî. Íî ôàêò â òîì, ÷òî òàêîãî ðàíüøå ñ òåòåé íèêîãäà íå áûëî.
Ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ íàñ æäàëà ïëîõàÿ íîâîñòü îò âðà÷åé. Äåëî â òîì, ÷òî òî ëåêàðñòâî, êîòîðîå åé ìíîãî ëåò êîëîëà ñêîðàÿ — áîëüøå ò¸òè íå ïîìîãàåò. À ýòî çíà÷èò, ÷òî êàæäûé ïîñëåäóþùèé ïðèñòóï áóäåò çàêàí÷èâàòüñÿ ðåàíèìàöèåé.
Îêàçûâàåòñÿ, âûÿñíèëîñü, ÷òî âñå òå ëåêàðñòâà, ÷òî ðàíüøå ïðèíèìàëà ò¸òÿ — ãîðìîíàëüíûå. À ãîðìîíàëüíûå ñðåäñòâà îïàñíû òåì, ÷òî îðãàíèçì ê íèì ïðèâûêàåò è âñêîðå îíè ïåðåñòàþò äåéñòâîâàòü. ×òî è ïðîèçîøëî ó òåòè. Åé áîëüøå íè÷åãî íå ïîìîãàåò è íå ïîìîæåò. Òîëüêî ðåàíèìàöèÿ.
Íî íå ñïåøèòå îãîð÷àòüñÿ, ïîòîìó÷òî ôèíàë ìîåãî ðàññêàçà áóäåò äðóãèì.
Ìîÿ ò¸òÿ äîñòàòî÷íî ñìåëûé ÷åëîâåê (âû ýòî óæå ïîíÿëè, êîãäà ÿ ðàññêàçàëà êàê ò¸òÿ ðåøèëà áðîñèòü àíòèäåïðåññàíòû, íå ïîñîâåòîâàøèñü ñ âðà÷îì).
Îíà ðåøèëà áîðîòüñÿ ñ áîëåçíüþ ñâîèìè ñèëàìè.
Ê ýòîìó âðåìåíè îíà óæå çíàëà, ÷òî å¸ ðàçäðàæèòåëü- ýòî ñòðåññ, íåãàòèâíûå ìûñëè è ïåðåæèâàíèÿ. À òàêæå, çíàëà, ÷òî å¸ ëåêàðñòâà ãîðìîíàëüíûå, êîòîðûå åé ïèòü íåëüçÿ.
È ÷òî îíà òîãäà ñäåëàëà?
Îíà îãðàíè÷èëà ñâîé êðóã îáùåíèÿ ñ ëþäüìè, îòêëþ÷èëà òåëåâèçîð è îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ. Âåðíåå, îòêàçàëàñü îò âñåõ, êðîìå óñïîêîèòåëüíûõ. Âåñü å¸ äåíü- ýòî ðàçãàäûâàíèå êðîññâîðäîâ è ðàçãîâîðû ñ êîøêîé. Èíîãäà îíà îòêðûâàåò èíòåðíåò, ÷òîáû ïîñëóøàòü ñîâåòñêèå ïåñíè ñâîåé ìîëîäîñòè. È âñ¸.
Õîòèòå âåðüòå, õîòèòå íåò, íî ïðèñòóïû áîëüøå íå ñëó÷àþòñÿ (òüôó-òüôó-òüôó).
Åù¸ ðàç ïîâòîðþñü, îíà îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ, îãðàíè÷èëà êðóã îáùåíèÿ è ïåðåñòàëà ñìîòðåòü òåëåâèçîð. Åñëè ÷óâñòâóåò, ÷òî íà÷èíàåò íåðâíè÷àòü — ïüåò óñïîêîèòåëüíîå. È âñ¸.
Îäíàæäû ò¸òÿ ñî ìíîé ïîäåëèëàñü äâóìÿ ìûñëÿìè:
1) «ß æàëåþ òîëüêî î òîì, ÷òî êîãäà èìåëà ñòðåññîâûå ñèòóàöèè â 30 ëåò ïåðåä òåì, êàê ìíå ïîñòàâèëè äèàãíîç, ÿ íå ïðèíèìàëà óñïîêîèòåëüíîå. ß áîëüøå ÷åì óâåðåííà, ÷òî åñëè áû ÿ ïèëà óñïîêîèòåëüíîå, òî ñîêðàòèëà áû ñåáå ñòðåññîâîå ïðåáûâàíèå è òîãäà, âîçìîæíî, è àñòìû áû íå áûëî.»
2) «Êîãäà ìû çàäûõàåìñÿ, ìû õîòèì áîëüøå âçÿòü âîçäóõà è, ïîýòîìó, äåëàåì ãëóáîêèé âäîõ — ýòî íå ïðàâèëüíî. Äåëî â òîì, ÷òî íàøè ë¸ãêèå ïîäîáíû ãóáêå. ×åì ñèëüíåå íà ãóáêó íàæì¸øü, òåì áîëüøå îíà âîçüì¸ò â ñåáÿ. Ñîîòâåòñòâåííî, åñëè õî÷åøü âçÿòü áîëüøå âîçäóõà, íóæíî âûäîõíóòü íàñòîëüêî ñèëüíî, íàñêîëüêî âîçìîæíî.»
Òàêèì îáðàçîì, èìåÿ îïûò ìîåé ò¸òè, ÿ äåëàþ âûâîä:
1) Áûòü îñòîðîæíûì ñ ãîðìîíàëüíûìè.
2) Åñëè âû ðàâíîäóøíû ê ïûëüöå, ïûëè è êîòàì (äëÿ àñòìàòèêîâ) ïîïðîáóéòå ïîäëå÷èòü íåðâû.
3) Ñàìîå ãëàâíîå…áåðåãèòå íåðâû è ëèøíèé ðàç íå ïåðåæèâàéòå. Èçáåãàéòå íåãàòèâ.
È åù¸ íåñêîëüêî ñîâåòîâ îò ò¸òóøêè, ïðî êîòîðûå âûøå ÿ íè÷åãî íå ïèñàëà, íî îíè èìåþò ìåñòî áûòü.
4) Íèêîãäà íåëüçÿ ïðîãëàòûâàòü ìîêðîòó. Îòõàðüêèâàéòåñü.
5) Áóäüòå îñòîðîæíû, êîãäà áîëååòå ãðèïïîì. Ïðîëå÷èâàéòåñü äî êîíöà. Ñóùåñòâóåò òàêàÿ âåðñèÿ, ÷òî àñòìà — ýòî íåäîáèòûé ìèêðîá ïîñëå áîëåçíè, êîòîðûé îñòà¸òñÿ â ë¸ãêèõ íàâñåãäà.
Ýòî íå íàó÷íûé ïîñò è, âîçìîæíî, ìåäèêè áóäóò âîçðàæàòü ïî êàêèì òî ïóíêòàì. Íî ÿ ðàññêàçàëà ôàêòû…ñî ñëîâ àñòìàòèêà. Ýòî îïûò.
Áóäüòå çäîðîâû.
Источник