Как не получить астму

Как не получить астму thumbnail

Как не получить астмуНаш эксперт — врач-пульмонолог, доктор медицинских наук Георгий Юренев.

Опасный лидер

Бронхиальная астма — одно из самых распространённых хронических заболеваний дыхательных путей. По статистике ВОЗ, каждые 10 лет число больных ею возрастает в полтора раза!

Поводов для этого хватает: мы живём в окружении синтетических материалов, покупаем продукты с красителями, консервантами и прочими вредными добавками, дышим загрязнённым воздухом… В итоге — мощный всплеск аллергических заболеваний, в том числе и бронхиальной астмы.

Но пусковым механизмом болезни могут стать и другие факторы: приём нестероидных противовоспалительных препаратов, инфекция, приводящая к хроническому воспалению бронхов, курение.

Фактор риска для женщин (они, кстати, страдают астмой чаще мужчин) — изменения гормонального фона, вызванные беременностью, абортами, менопаузой, некоторыми эндокринными и гинекологическими заболеваниями.

Будьте к себе внимательны!

К сожалению, этот диагноз нередко ставят с опозданием, когда астма уже успела набрать обороты. Ведь болезнь далеко не всегда начинается с приступа удушья, как считают многие. Первые её симптомы — кашель, одышка, свистящее дыхание, чувство заложенности или стеснения в груди. Существует даже так называемая кашлевая астма: в течение нескольких месяцев она проявляется только кашлем, иных симптомов нет. Но время идёт, и однажды человека накрывает приступ удушья.

Обследование от А до Я

Найти точный ответ на вопрос «Что со мной происходит?» важно не откладывая. Обследование, подтверждающее или исключающее бронхиальную астму, может в себя включать:

  • Спирографию, во время которой пациент «дышит» в специальный прибор. Это исследование назначают при затяжном кашле, после острого бронхита, при жалобах на одышку, ощущении заложенности в груди, затруднённом дыхании. При подозрении на бронхиальную астму спирографию проводят с использованием бронхолитиков (препараты, расширяющие бронхи), чтобы выяснить, не связано ли нарушение дыхания с бронхоспазмом. По полученным показателям врач оценивает ёмкость лёгких пациента, проходимость его дыхательных путей, степень выраженности патологических изменений.
  • Лабораторные исследования (общий анализ крови и мокроты). При аллергической астме делают ещё специальный анализ крови, который позволяет выявить чувствительность организма к попавшим под подозрение аллергенам.

Иногда, чтобы исключить другие диагнозы, симптомом которых также является кашель, врач назначает рентгенографию, бронхоскопию и другие обследования.

Как не получить астму

Контроль и ещё раз контроль

Для лечения астмы используют бронхолитики и противовоспалительные препараты именно в сочетании, иначе неизбежно быстрое прогрессирование болезни.

Из противовоспалительных лекарств самыми эффективными считаются ингаляционные глюкокортикостероиды. При вдыхании они попадают непосредственно в бронхи и работают именно в зоне поражения. За счёт этого дозы, которые получает больной, в десятки раз ниже, чем, например, при лечении системными гормонами. Однако при их применении возможны молочница во рту и осиплость голоса. Это связано с оседанием препарата во рту и гортани. Чтобы избежать таких неприятностей, нужно использовать специальную насадку — спейсер, а после ингаляции полоскать рот и горло водой.

Вторая группа препаратов предназначена для купирования обострений — их действие направлено на расширение спазмированных бронхов, что облегчает дыхание пациента.

Хороший эффект помимо медикаментозного лечения дают и психотерапевтические методы (семейная и индивидуальная психотерапия, гипноз, аутотренинг).

Кстати

Дважды в день больной астмой должен измерять пиковую скорость выдоха, используя простой прибор для домашнего мониторинга – пикфлоуметр. Он необходим астматику, как тонометр гипертонику. Показатели пикфлоуметрии позволяют контролировать состояние в динамике и дают возможность выявить нарушение дыхания до появления одышки или кашля, принять препарат для облегчения симптомов и пред­отвратить наступление обострения.

Для проявления астмы характерны:

  • Кашель, одышка, которые появляются после какого-то раздражающего воздействия или контакта с аллергеном. Спровоцировать эти симптомы может резкий запах краски, вдыхание пыльцы, холодного воздуха в морозный день, контакт с собакой или кошкой, иногда физическое перенапряжение или стресс. 
  • Ночные проявления упомянутых симптомов: больной может просыпаться из-за кашля или затруднённого дыхания. 

Если вы заметили у себя что-то подобное, не надо ждать – обращайтесь к врачу!

Смотрите также:

  • Экзема: причины возникновения, виды заболевания и методы лечения →
  • Зимняя бронхиальная астма: что провоцирует приступ? →
  • Как вычислить астму →

Источник

Астма неизлечима, появляется в любом возрасте, может начаться из-за плесени в доме и полностью меняет жизнь.

Что такое астма?

Астма — это болезнь, при которой затрудняется дыхание из-за воспаления в бронхах. Бронхи — это трубки, по которым воздух поступает в лёгкие. Когда бронхи и более мелкие бронхиолы отекают и сужаются, воздуховодные пути не работают и человек начинает задыхаться.

Каждые 10 секунд в мире у кого-то случается приступ астмы . Каждый такой приступ может стать смертельным.

Всемирная организация здравоохранения считает, что 235 миллионов человек (или даже больше) страдают астмой. А среди детей это вообще самое распространённое хроническое заболевание . Настолько распространённое, что появилась даже проблема гипердиагностики: в астматики записывают даже тех детей, которые не нуждаются в лечении, а это точно не способствует здоровью ребёнка .

Откуда берётся астма?

Астма — гетерогенная болезнь. Это значит, что причин у неё много, но выделить какую-то главную не получается. Проще говоря, точно никто не знает, откуда берётся заболевание.

Список демонов, вызывающих астму, начинается с наследственности. Дальше следуют аллергия (она генетически может быть связана с астмой , курение, вредные условия труда или жизни (при загрязнённом воздухе), некоторые виды спорта или инфекции (например, грипп).

Некоторые обвиняют даже современные нормы чистоты , но такие заявления пока не доказаны .

Какие симптомы у астмы?

Астма обычно распознаётся по приступам, которые преследуют человека в течение какого-либо времени. Симптомы астмы такие:

  1. Человеку трудно выдохнуть, поэтому появляется свист при дыхании.
  2. Дыхание учащается.
  3. Становится трудно говорить.
  4. В грудной клетке появляется давящее ощущение, как будто она сжимается.
  5. Появляется кашель. Иногда при кашле отходит прозрачная мокрота.
  6. Иногда человек принимает характерную позу, опираясь на руки, когда старается откашляться. Появляется даже боль в груди.

Давление и боль в груди, свист при кашле и дыхании и словно стеклянная мокрота и помогают отличить астму от других заболеваний.

Но дело в том, что существует ещё обструктивный бронхит — заболевание, которое похоже на астму, но при этом совсем другое и часто встречается у детей. Кроме того, не все симптомы могут проявляться одновременно, астму легко спутать с другими заболеваниями дыхательной системы.

Поэтому при симптомах, напоминающих астму, обязательно надо проконсультироваться с врачом и не ставить диагноз самостоятельно. Врач проведёт ряд тестов и использует спирометр — специальный прибор, который определит дыхательную способность.

Правда, что это психосоматика и всё от нервов?

Не совсем. Астму могут провоцировать стрессы, переживания, депрессии, сильные эмоции. В этом смысле астму можно с натяжкой назвать психосоматическим заболеванием. Но триггеры у астмы не только ментальные. И чтобы реже провоцировать приступы, надо реже встречаться с этими триггерами:

  1. Аллергены. В том числе животные и даже тараканы .
  2. Инфекции и частые ОРВИ.
  3. Стрессы.
  4. Курение, в том числе пассивное (когда курят рядом, а вы только дышите дымом).
  5. Загрязнение воздуха (на работе или в городе).
  6. Плесень, влажность.
  7. Некоторые медикаменты, например обезболивающие.
  8. Занятия спортом.
  9. Некоторые запахи, даже безвредные .

Кажется, у меня приступ астмы. Что делать?

Попробуйте принять удобную позу стоя (опираясь на руки) или сидя. Попробуйте делать равномерные вдохи и выдохи. Главное — не паниковать.

Если такое случилось впервые и у вас нет никаких лекарств, а приступ не проходит через пару минут, вызывайте скорую.

Если у вас уже были приступы и есть лекарство, то примите его так, как вас научил врач. Если после лекарств не становится лучше, вызывайте скорую помощь.

Как вылечить астму?

Устранить саму причину астмы не удастся, потому что никто не знает, что это за причина. Всё, что доступно, — это вовремя предупреждать приступы или сразу их прекращать. У каждого астматика с собой должен быть инхалер , небулайзер, спейсер или ингалятор.

Все эти приборы содержат в себе лекарства, которые подбирает врач: ингаляционные β2-агонисты короткого действия или другие бронхолитики и противовоспалительные препараты.

Вместе с ними используют гормональные препараты — глюкокортикостероиды , быстро действующие на слизистые бронхов. Если глубоко вдохнуть лекарство, просвет бронхов станет больше, а значит, и дыхание восстановится.

Какое именно лекарство покупать конкретному астматику, решает только доктор, поэтому мы сознательно не называем наименования и действующие вещества.

Проблема в том, что каждым видом инхалера, спейсера или ингалятора надо пользоваться правильно, только в этом случае лекарство достигает бронхов и поможет. Поэтому надо внимательно слушать врача и тренироваться в использовании лекарств быстрого действия.

Если приступы астмы случаются два раза в неделю или чаще, больным назначают кортикостероиды в других формах , а также препараты из других групп .

Вредны ли гормоны для лечения астмы?

Астму нельзя вылечить . Бывает, что у детей-астматиков приступы со временем случаются всё реже. Как говорят, дети «перерастают » болезнь. Бывает, что изменения в жизни снижают риск приступа и астма практические никогда больше не напоминает о себе. Но про неё нельзя забывать.

Что касается гормонов — то это терапия по жизненным показаниям. Проще говоря, они спасают больных от смерти.

Конечно, у любого лекарства есть побочный эффект, поэтому и подбором препарата всегда занимается доктор, учитывая множество факторов. Самые распространённые побочки при использовании гормонов для лечения астмы — это раздражения слизистой и молочница в ротовой полости (поэтому после использования лекарств надо полоскать рот).

Применение ингаляционных гормонов может снизить темпы роста детей, но незначительно : на 0,5 см в год по сравнению со сверстниками. Это побочный эффект, но астма гораздо хуже.

Почему не надо бояться лекарств от астмы?

На этот вопрос мы попросили ответить эксперта-пульмонолога.

Как не получить астму

Противоастматические лекарства являются одними из наиболее безопасных препаратов. Соотношение пользы и вреда для них одно из лучших среди всех препаратов, что создало человечество.

Существует достаточно большая вероятность умереть от астматического статуса, но совершенно невозможно представить себе смерть от вдыхания противовоспалительных гормонов.

Василий Штабницкий, пульмонолог клиники «Чайка» и доцент РНИМУ имени Н.И. Пирогова

Однако, по словам доктора, некоторая опасность всё же есть. Если для лечения астмы использовать только сальбутамол или любой другой бронхорасширяющий препарат длинного или короткого действия, то через некоторое время он перестанет действовать. И тогда случится тяжёлый приступ астмы, который будет сложно купировать, так как чувствительность к препарату будет уже совсем другой. То есть риски терапии связаны не с препаратами, а, скорее, с их неправильным использованием.

Какие народные методы лечат астму?

Никакие. Пока у нас боятся использовать гормоны и ингаляторы, поэтому выдумывают разные средства вроде «поставить банки». Василий Штабницкий даёт три совета, как делать не надо:

  1. Не используйте для ингаляций минеральные воды. В них много солей, который полезны, если их пить, но могут вызывать бронхоспазм.
  2. Не используйте мирамистин и хлоргексидин. Эти средства совсем для другого. Какие могут быть реакции на ингаляцию — неизвестно.
  3. Не используйте эфирные масла. Если масло попадёт в лёгкие при глубокой ингаляции, а не при ароматерапии, это может вызвать даже пневмонию.

В общем, приступы не проходят, человек чувствует постоянную усталость, находится в депрессии, вынужден пропускать работу или учёбу из-за частых визитов к доктору (или целителю), простуды заканчиваются пневмониями, значит, астму лечат плохо . Надо менять врача и методы.

Несерьёзное отношение к астме только повышает смертность .

Вы говорите, спорт вызывает астму. Мне нельзя заниматься спортом вообще?

Не всегда спорт является триггером приступа. Чаще всего астму провоцируют занятия на холодном и влажном воздухе, или в плохо вентилируемых помещениях, или там, где используют много хлора — в том же бассейне, например.

Просто подберите спорт и место, которые не мешают вам заниматься. Если правильно использовать инхалеры (например, перед тренировкой ), то риск получить приступ снижается.

Что ещё надо знать больным астмой?

Что для успешного лечения астму надо контролировать.

Будет полезно проводить измерение пиковой скорости выдоха — одного из показателей функции внешнего дыхания. Для измерения необходимо приобрести домашний пикфлоуметр. Снижение пиковой скорости выдоха может указывать на предстоящее обострение или потерю контроля над астмой.

Василий Штабницкий

Стоит завести дневник. В него надо записывать, когда и как случился приступ: утром или вечером, после какого-то события или встречи с триггером. По этому дневнику врач и больной ориентируются в течении болезни, понимают, прогрессирует заболевание или, наоборот, пора переходить на более лёгкое лечение .

Источник

 ýïîõó äîñòóïíîñòè èíôîðìàöèè, ìû ìîæåì óçíàòü âñ¸ ïðî ëþáóþ áîëåçíü ñ íàó÷íîé òî÷êè çðåíèÿ, íî ãîðàçäî èíòåðåñíåå ïîñëóøàòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé ñòîëêíóëñÿ ñ áîëåçíüþ è, òåì áîëåå, èìååò îïûò ïî áîðüáå ñ íåé.
Ìîÿ òåòÿ óæå 37 ëåò áîëååò áðîíõèàëüíîé àñòìîé è çà âñ¸ ýòî âðåìÿ îíà íàêîïèëà ñîîòâåòñòâóþùèå çíàíèÿ, ñ êîòîðûìè îíà ïîäåëèëàñü ñî ìíîé, à ÿ õî÷ó ïîäåëèòüñÿ ñ Âàìè.
 ýòîì ïîñòó âû íå óâèäèòå íàó÷íûå è ìåäèöèíñêèå òðàêòàòû. ß íàïèøó ïðîñòûìè ñëîâàìè î òîì, ê ÷åìó ïðèøëà ìîÿ òåòóøêà.

Íà÷íó ñ ñàìîãî íà÷àëà — êàê è ïî÷åìó îíà çàáîëåëà?.
1)  30 ëåò ìîÿ òåòóøêà èìåëà ñëîæíóþ æèçíåííóþ ñèòóàöèþ: ìóæ ïîäíèìàë ðóêó íà íå¸, íà ðàáîòå òðàâëÿ, íà ðóêàõ äâîå ìàëåíüêèõ äåòåé, à áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ, êòî ìîã áû å¸ ïîääåðæàòü, ðÿäîì íå áûëî.  îáùåì, ó ò¸òóøêè íà äóøå áûëà áîëüøàÿ îáèäà è ÷óâñòâî áåçûñõîäíîñòè.
Êàê âñïîìèíàåò ñàìà òåòóøêà, â îäèí èç òàêèõ äíåé ìóæ ñíîâà íà÷àë ïîäíèìàòü ðóêó íà íå¸ è îíà, ÷òîáû îáåçîïàñèòü ñåáÿ, âûáåæàëà íà óëèöó. Íî êóäà èäòè? Èäòè íå êóäà, à äîìà å¸ æäàë íàñèëüíèê. È âîò îíà èä¸ò ïî óëèöå, íå çíàÿ êóäà, â ãîëîâå îáèäà, à íà ëèöå ñë¸çû…äåëàåò î÷åðåäíîé âäîõ…. à äûøàòü íå ìîæåò. Îíà îáðàòèëàñü ê âðà÷ó è åé ïîñòàâèëè äèàãíîç — áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.

Òàêèì îáðàçîì, ê ïîÿâëåíèþ áîëåçíè ïîñëóæèë ñòðåññ, ïðè÷åì äëèòåëüíûé.
2) Ïîçæå âûÿñíèëîñü, ÷òî àñòìîé áîëåëà å¸ áàáóøêà. Çíà÷èò, íàñëåäñòâåííîñòü òàêæå èìååò ìåñòî áûòü.
3) Íà òîò ñàìûé ïåðèîä å¸ æèçíè îíà êóðèëà. Íî ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè ñêàæó, ÷òî ñòàæ áûë ìàëåíüêèé — 3 ãîäà.
Íåèçâåñòíî — ÷òî èìåííî ñïðîâîöèðîâàëî íà áîëåçíü. Âîçìîæíî, ÷òî- òî îäíî, à ìîæåò, è âñ¸ ñðàçó.
Íî ôàêò â òîì, ÷òî íà ìîìåíò ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêà:
Áûëà â äëèòåëüíîé ñòðåññîâîé ñèòóàöèè.
Èìåëà íàñëåäñòâåííîñòü.
Êóðèëà.

Ïîñëå ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêó íàïðàâèëè ê ïóëüìîíîëîãó. Òîò ïîêàçàë êàê ïîëüçîâàòüñÿ èíãàëÿòîðîì (ýòî òàêîé ïðèáîð, êîòîðûì ïîëüçóþòñÿ àñòìàòèêè, êîãäà çàäûõàþòñÿ) è âåëåë ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàòüñÿ ó âðà÷à.
Ñëåäóþùèå 15 ëåò òåòóøêà òàê è äåëàëà. È å¸ æèçíü áûëà âïîëíå íîðìàëüíîé è ïîëíîöåííîé. Êîãäà çàäûõàëàñü, òî áðàëà èíãàëÿòîð, ïøèê…è ïðèñòóïû óõîäèëè. Ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàëàñü ó ïóëüìîíîëîãà.

Êñòàòè, îòìå÷ó îäèí íåìàëîâàæíûé ìîìåíò. ß íå ìåäèê, íî êàê ÿ ïîíÿëà ñî ñëîâ ò¸òè:
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà- ýòî çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà ðàçäðàæèòåëè, ÷òî òî âðîäå àëëåðãèè. Ðàçäðàæèòåëåì ìîæåò áûòü ïûëüöà, öâåòåíèÿ, øåðñòü êîòîâ, ïûëü.
Íî, îêàçûâàåòñÿ, åñòü åù¸ îäèí ðàçäðàæèòåëü, î êîòîðîì ìîÿ òåòÿ äîëãèå ãîäà íå çíàëà. Ïðî íåãî ÿ ðàññêàæó ïîçæå.

Èòàê, ò¸òÿ óáðàëà âñå öâåòû, êîòîâ íå çàâîäèëà, ïîëêè ïðîòèðàëà îò ïûëè, íî ïðèñòóïû âñ¸ ðàâíî áûëè. Ïðè÷èíà áûëà íåèçâåñòíà, íî îíà íå ïðèäàâàëà ýòîìó áîëüøîãî çíà÷åíèÿ, òàê êàê ïîä ðóêîé âñåãäà áûë èíãàëÿòîð.

Òàê îíà æèëà ìíîãî ëåò. Íî îäíàæäû, êîãäà åé ñòóêíóëî îêîëî 50 ëåò, åé ïåðåñòàë ïîìîãàòü èíãàëÿòîð. Î÷åðåäíîé ïðèñòóï, íî «âîëøåáíàÿ øòó÷êà» íå ïîìîãàåò. Îíà âûçâàëà ñêîðóþ ïîìîùü. Òå, ïðèåõàâ, âêîëîëè åé â âåíó êàêîå- òî ëåêàðñòâî (ïðåäíèçîëîí, íî ìîãó îøèáàòüñÿ) è äûøàòü ñòàëî ñâîáîäíåå.
Âñ¸, îòíûíå è ñ òåõ ïîð ïðè êàæäîì î÷åðåäíîì ïðèñòóïå áûëà íåîáõîäèìîñòü â ñêîðîé ïîìîùè. Ïðèñòóïû ïîðîé ìîãëè áûòü ïî äâà ðàçà â íåäåëþ. Ýòî ìîæåò ïðîçâó÷èò æóòêî, íî òåòèíû ðóêè áûëè âñå îáêîëîòû.
È òàê îíà æèëà. Âðà÷è ñêîðîé ïîìîùè å¸ óæå çíàëè, çíàëè íàèçóñòü àäðåñ äîìà.
Òàêæå äîáàâëþ, ÷òî ò¸òÿ ñàìà ïî õàðàêòåðó ÷óâñòâèòåëüíàÿ, ìíîãî ïåðåæèâàåò, ñî÷óâñòâóåò. Íî íèêòî ýòîìó íå ïðåäàâàë çíà÷åíèÿ, òàê êàê îíà âñåãäà òàêîé áûëà.

×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ, îäèí âðà÷ åé âñ¸ òàêè ïîñîâåòîâàë íå õîäèòü ê ïóëüìîíîëîãó, à ñõîäèòü ê ïñèõîòåðàïåâòó. È ýòî áûëî òî÷íîå ïîïàäàíèå â ÿáëî÷êî. È âîò ïî÷åìó…
Âûñëóøàâ ò¸òóøêó, ïñèõîòåðàïåâò íàçíà÷èë óñïîêîèòåëüíîå è àíòèäåïðåññàíòû.
Ò¸òÿ íà÷àëà ïðèíèìàòü ýòè ïèëþëè….è ÷òî âû äóìàåòå? Ïðèñòóïû áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðîøëè!

Âûÿñíèëîñü, ÷òî ðàçäðàæèòåëåì îêàçàëèñü….íåðâû! Äà- äà…íè öâåòû, íè ïûëü, íè êîòû, à èìåííî íåðâû.
Òåòóøêà ðèñêíóëà, çàâåëà êîøêó, óåõàëà íà äà÷ó, ãäå óõàæèâàëà çà êëóìáîé, ïðèíèìàëà àíòèäåïðåññàíòû è ïðèñòóïîâ íå áûëî.
Òàê îíà è æèëà. Âñ¸ áûëî çàìå÷àòåëüíî, ò¸òÿ áûëà âñåãäà â ïðèïîäíÿòîì íàñòðîåíèè è ñîâñåì íå íåðâíè÷àëà. Íî òóò îíà çàìåòèëà, ÷òî íà÷èíàåò ïî- òèõîíüêó òóïåòü: ÷òî — òî çàáûâàåò, ãëóáîêî ìûñëèòü óæå òÿæåëî.
Òîãäà îíà ðåøèëà áðîñèòü ïèòü àíòèäåïðåññàíòû. Óæ î÷åíü íå õîòåëà áûòü òóïîé. Íî òóò áûëà îäíà ïðîáëåìà. Ðåøèâ áðîñèòü ïèòü òàáëåòêè, îíà íå ïîñîâåòîâàëàñü ñ âðà÷îì. Äåëî â òîì, ÷òî àíòèäåïðåññàíòû íåëüçÿ áðîñàòü ñðàçó, íóæíî óõîäèòü ïîñòåïåííî, èíà÷å áóäåò ñèëüíàÿ äåïðåññèÿ. À ò¸òÿ, åñòåñòâåííî, áðîñèëà ïèòü ñðàçó.
È òóò íà÷àëàñü æóòü….íàì ïîçâîíèëè ñîñåäè (èç äà÷è, ãäå áûëà ò¸òÿ) è ñêàçàëè, ÷òîáû ìû ñðî÷íî ïðèåõàëè è çàáðàëè ò¸òóøêó äîìîé, òàê êàê òà ñîáèðàåòñÿ âåøàòüñÿ.
Ìû ïðèåõàëè, ñòàëè ðàçãîâàðèâàòü, ñïðàøèâàòü — â ÷åì äåëî?
È ò¸òÿ íà÷àëà: «ß íèêîìó íå íóæíà, çà÷åì æèòü, ÿ õîòåëà ïîâåñèòüñÿ, íî ïîêà íå ïðèäóìàëà êàê ýòî ñäåëàòü, ÷òîáû âû íå óâèäåëè ìî¸ òåëî ïîòîì, òàê êàê íå õî÷ó âàñ òðàâìèðîâàòü«.

 îáùåì, ìû å¸ çàáðàëè äîìîé, ïî î÷åðåäè ñèäåëè ñ íåé, íå îñòàâëÿëè îäíîé. Äà, áûëî òÿæåëî, ïîòîìó÷òî ïîñòîÿííî ïðèõîäèëîñü ñëóøàòü äåïðåññèâíûå ðàçãîâîðû. Òàê ïðîäîëæàëîñü íåêîòîðîå âðåìÿ è, âñêîðå, âñ¸ ïðîøëî. Òåòóøêà ïåðåäóìàëà âåøàòüñÿ è ñòàëà áîëåå æèçíåðàäîñòíîé, ñòàëà òàêîé æå, êàê è áûëà äî ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ.

Íî òóò ïîÿâèëàñü ñòàðàÿ ïðîáëåìà. Òàê êàê îíà îòêàçàëàñü îò àíòèäåïðåññàíòîâ, êîòîðûå íå äàâàëè ïðîÿâëÿòüñÿ ðàçäðàæèòåëþ — íà÷àëèñü ïðèñòóïû àñòìû.
Ò¸òÿ íà÷àëà îïÿòü ïåðåæèâàòü çà êàêóþ-òî ôèãíþ. Ñíîâà ñêîðàÿ ïîìîùü, ñíîâà ëåêàðñòâî â âåíó (âðîäå, ïðåäíèçîëîí) è òàê ïî êðóãó.

Íî îäíàæäû íàì ïîçâîíèëà ñîñåäêà ïî ïîäúåçäó è ñêàçàëà, ÷òî íàøó ò¸òþ âûíåñëè ñîòðóäíèêè ñêîðîé ïîìîùè èç êâàðòèðû è óâåçëè.

×åñòíî ñêàæó, â òîò ìîìåíò ïî òåëó ïðîáåæàë õîëîäîê. ×òîáû ò¸òþ óâîçèëè — íèêîãäà òàêîãî íå áûëî ïðåæäå.
Ìû ïðèøëè â áîëüíèöó è óâèäåëè êàðòèíó: ò¸òÿ ëåæèò, íà âåíàõ ðóê êàòåòîðû, âî ðòó è â íîñó òîæå êàêîé-òî àïïàðàò.
Ê ñ÷àñòüþ, ò¸òÿ áûëà â ñîçíàíèè è ðàññêàçàëà:
«ß ñìîòðåëà òåëåâèçîð. Øëà äîêóìåíòàëüíàÿ ïåðåäà÷à ïðî ôèíñêèå êîíöëàãåðÿ âî âðåìÿ ÂÎÂ, ðàññêàçûâàëè êàê óáèâàëè äåòåé. ß íà÷àëà ïåðåæèâàòü, ñî÷óâñòâîâàòü. È ó ìåíÿ íàñòóïèë ïðèñòóï. Òàêîé ñèëüíûé, ÷òî ÿ íå áûëà íå â ñîñòîÿíèè äàæå âûçâàòü ñêîðóþ. Òîãäà ÿ ïîäîøëà ê îêíó, îòêðûëà åãî è íà÷àëà êðè÷àòü íà óëèöó ïðîõîæèì: «Ïîìîãèòå, âûçîâèòå ñêîðóþ». È òóò ñðàçó íà÷àëà ÷óâñòâîâàòü ñëàáîñòü, â ãëàçàõ ïîìóòíåíèå… â ýòîò æå ìèã ïîíèìàþ, ÷òî ÿ ïàäàþ íàçàä íà ïîë. À ÷òî äàëüøå áûëî — íå çíàþ.
Ïîòîì, ãäå-òî äàëåêî â ïîäñîçíàíèè, åëå óëîâèìî, ñëûøó ãîëîñà âðà÷åé, îíè ÷òî- òî ãîâîðÿò, íî ðàçîáðàòü íå ìîãó. È ñíîâà òèøèíà, ãîëîñà ïðåêðàòèëèñü. Ïðîñûïàþñü, îòêðûâàþ ãëàçà, à ÿ ãîëàÿ ëåæó â ðåàíèìàöèè
. ×òî ñî ìíîé áûëî- íå çíàþ».

Ñîáñòâåííî, âðà÷è òîæå íè÷åãî íå ñêàçàëè — ïðèñòóï àñòìû è âñ¸. Ïî÷åìó áûëî ïîìóòíåíèå è ñëàáîñòü, ïî÷åìó óïàëà è âûðóáèëîñü? Íå ÿñíî. Íî ôàêò â òîì, ÷òî òàêîãî ðàíüøå ñ òåòåé íèêîãäà íå áûëî.

Ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ íàñ æäàëà ïëîõàÿ íîâîñòü îò âðà÷åé. Äåëî â òîì, ÷òî òî ëåêàðñòâî, êîòîðîå åé ìíîãî ëåò êîëîëà ñêîðàÿ — áîëüøå ò¸òè íå ïîìîãàåò. À ýòî çíà÷èò, ÷òî êàæäûé ïîñëåäóþùèé ïðèñòóï áóäåò çàêàí÷èâàòüñÿ ðåàíèìàöèåé.

Îêàçûâàåòñÿ, âûÿñíèëîñü, ÷òî âñå òå ëåêàðñòâà, ÷òî ðàíüøå ïðèíèìàëà ò¸òÿ — ãîðìîíàëüíûå. À ãîðìîíàëüíûå ñðåäñòâà îïàñíû òåì, ÷òî îðãàíèçì ê íèì ïðèâûêàåò è âñêîðå îíè ïåðåñòàþò äåéñòâîâàòü. ×òî è ïðîèçîøëî ó òåòè. Åé áîëüøå íè÷åãî íå ïîìîãàåò è íå ïîìîæåò. Òîëüêî ðåàíèìàöèÿ.

Íî íå ñïåøèòå îãîð÷àòüñÿ, ïîòîìó÷òî ôèíàë ìîåãî ðàññêàçà áóäåò äðóãèì.
Ìîÿ ò¸òÿ äîñòàòî÷íî ñìåëûé ÷åëîâåê (âû ýòî óæå ïîíÿëè, êîãäà ÿ ðàññêàçàëà êàê ò¸òÿ ðåøèëà áðîñèòü àíòèäåïðåññàíòû, íå ïîñîâåòîâàøèñü ñ âðà÷îì).
Îíà ðåøèëà áîðîòüñÿ ñ áîëåçíüþ ñâîèìè ñèëàìè.
Ê ýòîìó âðåìåíè îíà óæå çíàëà, ÷òî å¸ ðàçäðàæèòåëü- ýòî ñòðåññ, íåãàòèâíûå ìûñëè è ïåðåæèâàíèÿ. À òàêæå, çíàëà, ÷òî å¸ ëåêàðñòâà ãîðìîíàëüíûå, êîòîðûå åé ïèòü íåëüçÿ.

È ÷òî îíà òîãäà ñäåëàëà?
Îíà îãðàíè÷èëà ñâîé êðóã îáùåíèÿ ñ ëþäüìè, îòêëþ÷èëà òåëåâèçîð è îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ. Âåðíåå, îòêàçàëàñü îò âñåõ, êðîìå óñïîêîèòåëüíûõ. Âåñü å¸ äåíü- ýòî ðàçãàäûâàíèå êðîññâîðäîâ è ðàçãîâîðû ñ êîøêîé. Èíîãäà îíà îòêðûâàåò èíòåðíåò, ÷òîáû ïîñëóøàòü ñîâåòñêèå ïåñíè ñâîåé ìîëîäîñòè. È âñ¸.

Õîòèòå âåðüòå, õîòèòå íåò, íî ïðèñòóïû áîëüøå íå ñëó÷àþòñÿ (òüôó-òüôó-òüôó).
Åù¸ ðàç ïîâòîðþñü, îíà îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ, îãðàíè÷èëà êðóã îáùåíèÿ è ïåðåñòàëà ñìîòðåòü òåëåâèçîð. Åñëè ÷óâñòâóåò, ÷òî íà÷èíàåò íåðâíè÷àòü — ïüåò óñïîêîèòåëüíîå. È âñ¸.

Îäíàæäû ò¸òÿ ñî ìíîé ïîäåëèëàñü äâóìÿ ìûñëÿìè:
1) «ß æàëåþ òîëüêî î òîì, ÷òî êîãäà èìåëà ñòðåññîâûå ñèòóàöèè â 30 ëåò ïåðåä òåì, êàê ìíå ïîñòàâèëè äèàãíîç, ÿ íå ïðèíèìàëà óñïîêîèòåëüíîå. ß áîëüøå ÷åì óâåðåííà, ÷òî åñëè áû ÿ ïèëà óñïîêîèòåëüíîå, òî ñîêðàòèëà áû ñåáå ñòðåññîâîå ïðåáûâàíèå è òîãäà, âîçìîæíî, è àñòìû áû íå áûëî.»
2) «Êîãäà ìû çàäûõàåìñÿ, ìû õîòèì áîëüøå âçÿòü âîçäóõà è, ïîýòîìó, äåëàåì ãëóáîêèé âäîõ — ýòî íå ïðàâèëüíî. Äåëî â òîì, ÷òî íàøè ë¸ãêèå ïîäîáíû ãóáêå. ×åì ñèëüíåå íà ãóáêó íàæì¸øü, òåì áîëüøå îíà âîçüì¸ò â ñåáÿ. Ñîîòâåòñòâåííî, åñëè õî÷åøü âçÿòü áîëüøå âîçäóõà, íóæíî âûäîõíóòü íàñòîëüêî ñèëüíî, íàñêîëüêî âîçìîæíî.»

Òàêèì îáðàçîì, èìåÿ îïûò ìîåé ò¸òè, ÿ äåëàþ âûâîä:
1) Áûòü îñòîðîæíûì ñ ãîðìîíàëüíûìè.
2) Åñëè âû ðàâíîäóøíû ê ïûëüöå, ïûëè è êîòàì (äëÿ àñòìàòèêîâ) ïîïðîáóéòå ïîäëå÷èòü íåðâû.
3) Ñàìîå ãëàâíîå…áåðåãèòå íåðâû è ëèøíèé ðàç íå ïåðåæèâàéòå. Èçáåãàéòå íåãàòèâ.

È åù¸ íåñêîëüêî ñîâåòîâ îò ò¸òóøêè, ïðî êîòîðûå âûøå ÿ íè÷åãî íå ïèñàëà, íî îíè èìåþò ìåñòî áûòü.
4) Íèêîãäà íåëüçÿ ïðîãëàòûâàòü ìîêðîòó. Îòõàðüêèâàéòåñü.
5) Áóäüòå îñòîðîæíû, êîãäà áîëååòå ãðèïïîì. Ïðîëå÷èâàéòåñü äî êîíöà. Ñóùåñòâóåò òàêàÿ âåðñèÿ, ÷òî àñòìà — ýòî íåäîáèòûé ìèêðîá ïîñëå áîëåçíè, êîòîðûé îñòà¸òñÿ â ë¸ãêèõ íàâñåãäà.

Ýòî íå íàó÷íûé ïîñò è, âîçìîæíî, ìåäèêè áóäóò âîçðàæàòü ïî êàêèì òî ïóíêòàì. Íî ÿ ðàññêàçàëà ôàêòû…ñî ñëîâ àñòìàòèêà. Ýòî îïûò.
Áóäüòå çäîðîâû.

Источник