Как проводить астма школу

Как проводить астма школу thumbnail

Школа бронхиальной астмы

Обучение проводится амбулаторно во врачебных или комбинированных астма-школах. Цель обучения родителей в школе бронхиальной астмы — дать необходимую информацию о данном заболевании, чтобы помочь ребенку жить со своей болезнью и управлять ею. Оптимальным является размер группы в 10 человек. Меньшее количество может быть недостаточным для проведения дискуссии по основным вопросам. Большее число обучающихся затрудняет управление группой. Желательно одновременное привлечение обоих родителей.

В структуре цикла обучения могут быть рекомендованы 6 занятий, продолжительностью по 2 ч каждое.

Ниже приведен перечень занятий, их цели, содержание, рекомендуемое оснащение.

Занятие 1. Что такое астма

Цель: изложить основные сведения о строении и функции органов дыхания в норме и при бронхиальной астме, а также сформировать понимание причин астмы, отработать навыки правильной оценки симптомов болезни.

Содержание и структура занятия

1. Строение и функции органов дыхания

Человек для жизни нуждается в кислороде. Дышит человек легкими. В них происходит газообмен: кровь насыщается кислородом и отдает продукт жизнедеятельности организма — углекислый газ. Кислород с вдыхаемым воздухом поступает в легкие через воздухоносные пути. Рассказ о воздухоносных путях: по­лость носа, гортань, трахея, бронхи, а также об альвеолах и кровеносных сосудах, окружающих альвеолы. Сведения о дыхатель­ной мускулатуре: межреберных мышцах, диафрагме.

Газообмен в легких

  • Сокращение дыхательной мускулатуры, вдох, поток воздуха из атмосферы поступает в альвеолы и приносит с собой кислород.
  • Кислород из альвеол поступает в кровь сосудов, окружающих альвеолы. Кровь насыщается кислородом.
  • Углекислый газ из крови сосудов, окружающих альвеолы, поступает в альвеолы. Кровь очищается от углекислого газа.
  • Расслабление дыхательной мускулатуры, выдох, воздух из альвеол, богатый углекислым газом, через воздухоносные пути выходит наружу.

Строение стенки бронха:

  • Слизистый слой (выстилает бронхи изнутри, содержит клетки и железы, вырабатывающие слизь).
  • Мышечный слой (у здорового человека мышцы бронхов находятся в расслабленном состоянии).

Иллюстрации: макет органов дыхания, таблица со строением органов дыхания, рисунки (мелом, фломастером).

2. Изменения в бронхах при астме

При бронхиальной астме в бронхах развивается особое неинфекционное хроническое (продолжающееся длительное время) воспаление. При таком воспалении стенки бронхов наполняются различными клетками, которые попадают туда из крови. Одна из таких клеток — эозинофил. Эти клетки вырабатывают раз­личные вещества. Активные вещества клеток воспаления вызывают следующие изменения в бронхах: отек слизистой оболочки, выделение железами густой вязкой слизи, сокращение мышц бронхов. В результате этих изменений уменьшается просвет бронхов, а следовательно, их проходимость. Нарушается нормальный газообмен.

Иллюстрации: макет или рисунок среза бронха в норме и при бронхиальной астме.

3. Причины бронхиальной астмы

В основе бронхиальной астмы лежит аллергия. Аллергия — это повышенная чувствительность к тому или иному веществу — аллергену. В настоящее время определены гены (частички наследственной информации), которые ответственны за развитие аллергии.

Такие гены имеют люди с бронхиальной астмой. Эти гены кодируют выработку белков особого типа — иммуноглобулинов класса Е. Иммуноглобулины Е находятся в крови и слизистой оболочке бронхов. Образование иммуноглобулинов вызывают аллергены — различные вещества белковой природы.

 При бронхиальной астме аллергенами являются:

  • микроклещи домашней пыли,
  • домашние животные (шерсть и перхоть кошки, собаки, овцы, лошади, морских свинок, кролика и др.),
  • перо птиц,
  • библиотечная пыль,
  • аллергены тараканов.

Реже в качестве аллергенов выступает пыльца деревьев: березы, осины, дуба, ольхи и др.; дикорастущих и культурных злаков: тимофеевки, райграса, ржи и др.; сорняков: лебеды, полыни; рас­тений семейства сложноцветных: одуванчика, подсолнечника.

Аллергенами могут быть пищевые продукты (рыба, цитрусовые и др.), споры микроскопических плесневых грибов, обитающих в сырых помещениях, ванных комнатах и кухнях, где имеется течь систем водоснабжения и канализации.

У каждого больного свой спектр аллергенов. Аллергены вдыхаются. В слизистой оболочке бронхов они взаимодействуют с иммуноглобулинами Е. Это приводит к активации клеток воспаления, выделению ими активных веществ. Последние вызывают отек слизистой оболочки бронхов, сокращение мышц, повышение выделения слизи, приводящие к снижению просвета бронхов и приступу астмы.

Кроме аллергенов, приступ астмы могут вызвать другие раздражители:

  • табачный дым,
  • физическая нагрузка,
  • резкие запахи (парфюмерная, бытовая химия, лакокрасочные изделия),
  • дым костра,
  • эмоции (плач, смех),
  • острые респираторные инфекции.

4. Признаки астмы 

Астма — хроническое аллергическое заболевание, протекающее с периодами обострения и ремиссии. Обострение — наличие приступов и симптомов болезни. Ремиссия — отсутствие : симптомов заболевания, хорошее самочувствие.

Признаки астмы:

  • приступы свистящего дыхания с хрипами, слышными на расстоянии,
  • затрудненный выдох;
  • приступы кашля;
  • чувство сдавления в груди.

Симптомы астмы часто возникают ночью. Обострение болезни развивается при воздействии аллергенов и неспецифических раздражителей. Выраженность симптомов зависит от тяжести болезни. Выделяют легкое, среднетяжелое и тяжелое течение болезни. Есть признаки, свидетельствующие о скором развитии приступа астмы. Их называют предвестниками приступа: нарастающие чиханье и/или насморк, покашливание, беспокойство и др.

Иллюстрации: плакат с перечнем признаков астмы.

Контроль знаний

Выберите правильный ответ:

1. Астма — заболевание: а) инфекционное, б) неинфекционное, в) аллергическое, г) острое, д) хроническое.

2. При астме в бронхах происходят следующие изменения: а) развивается инфекционное воспаление; б) развивается аллергическое воспаление; в) улучшается проходимость бронхов для воздуха; г) ухудшается проходимость бронхов для воздуха.

3. Обострения астмы вызывают: а) микробы; б) аллергены; в) различные неспецифические раздражители.

Иллюстрации: лист для тест-контроля.

Задание на дом

  1. Составьте список симптомов болезни у вашего ребенка. По каким признакам вы можете предугадать приближающийся приступ астмы у ребенка?
  2. Составьте список возможных источников аллергенов в вашей квартире, возможных неспецифических раздражителей в окружении ребенка.

Также Вам помогут следующие статьи по данной теме:

  • Школа бронхиальной астмы: быт, диета и закаливание детей с астмой ( 2 занятие)
  • Школа бронхиальной астмы: лечение бронхиальной астмы ( 3 занятие)
  • школа бронхиальной астмы: контроль и самоконтроль течения астмы (4 занятие)
  • Школа бронхиальной астмы: дыхание и физическая культура при астме (5 занятие)
  • Школа бронхиальной астмы: психологические проблемы при астме ( 6 занятие)

Источник

ВСЕ УКАЗАННЫЕ ПРЕПАРАТЫ, ЛИШЬ СОВЕТ !!!!!!! ВСЕ ПРЕПАРАТЫ ПРИМЕНЯЮТСЯ ТОЛЬКО ПО НАЗНАЧЕНИЮ ВРАЧА !!!

ЗДЕСЬ МЫ БУДЕМ ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ СПРАВИТЬСЯ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ, БРОНХИТАМИ , СТЕНОЗАМИ И МНОГИМ ДРУГИМ.
ВАШИ СОВЕТЫ ПОМОГУТ НАЙТИ :САНАТОРИЙ, ВРАЧА, ПОДЕЛИТЬСЯ МЕДИКАМЕНТАМИ И МНОГОЕ ДРУГОЕ!!!!!

Соляная пещера в Мурманске

Порой каждому из нас так хочется забыть о трудностях рабочего дня, отключиться от окружающего мира с его проблемами и суетой, не вспоминать о том, что нужно куда-то бежать и что-то делать… Как здорово, что в нашем городе появилось то, о чем мы так мечтали! Соляная Пещера – это уголок комфорта и уюта, в который никогда не проникнут проблемы и трудности. Вы просто оставите их на входе, и, закрыв за собой дверь, попадете в мир расслабления, отдыха и наслаждения покоем.

https://www.avrora51.ru/images/pesh44.jpg

Помимо снятия эмоционального напряжения, Соляная Пещера оказывает общее оздоравливание организма. Все дело в создании микроклимата, сходного с микроклиматом подземных лечебниц в солекопях и специальном психотерапевтическом воздействии за счет световых эффектов и звуков природы. В результате получается комплекс, который снимает усталость,эмоциональный стресснапряжение и улучшает функциональные, адаптационные и защитные возможности организма

Забудьте на время о Ваших проблемах – побывайте в райском уголке нашего города.
Побывайте в Соляной Пещере.
https://www.avrora51.ru/images/pesh11.jpg

Убедительная просьба не пользоваться парфюмом за 2-3 часа до посещения соляной пещеры.
Противопоказания для посещения Соляной Пещеры:

1. Все заболевания в острой стадии, острые инфекционные заболевания до окончания срока изоляции, хронические заболевания в стадии обострения и осложнения острогнойными процессами.

2. Психические заболевания. Все формы наркомании и токсикомании.

3. Все болезни крови в острой стадии и фазе обострения.

4. Кахексия любого происхождения.

5. Злокачественные новообразования.

6. Часто повторяющиеся или обильные кровотечения различного происхождения.

7. Все формы туберкулеза в активной стадии. 

альбомы

БУДЬТЕ ВСЕГДА ЗДОРОВЫ !!!

В короткие сроки вы сможете излечить очень серьезные заболевания!

Это НЕ БАДы , таблетки, инъекции и тому подобное — это новейшие технологии!!! Изучите и разберитесь!!!

Заболевания такие как: РАКовые опухоли, гипертония, ишимия, КАМНИ В ПОЧКАХ( до 3см — стачиваются,без мочегонного действия!), желчекаменная болезнь, постоянно болеют дети и сами, артрит, артроз, бронхиальная астма, ДЕТИ ДЦП (!!!), тромбы в сердце, АЛЛЕРГИКИ , проблемы с глазами — катаракты, глаукомы, бельмо, плохое зрение, варикоз, гемоглобин , камни в почках, цирроз печени, ИЗЛИШНИЙ ВЕС , нету иммунитета, ГАСТРИТ, недоношенные дети, ЯЗВЕННЫЕ болезни, мочекаменные , БЕСПЛОДИЕ , миома , кисты (неважно где), мастопатия, САХАРНЫЙ ДИАБЕТ, трофическая язва, ПРОСТАТИТ ,ПОТЕНЦИЯ, аденома , псориаз, экземы, проблемы с кожей , морщины, пигментные пятна , болезни Альцгеймера, плохая память, ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАПОРЫ и многое другое …

Вы сможете все это ВЫЛЕЧИТЬ ! Если нет у вас лично перечисленных выше( и многих — неизлечимых) заболеваний , подумайте о своих близких — возможно вы им поможете данной информацией или спасете ЖИЗНЬ !!! приобрести эти замечательные СПРЕИ ALIVEMAX

вы можете у нас моб.тел. 8 953 305 47 02 или пишите в ЛС, а также заказать самостоятельно по предрегистрации по ссылке:https://nadyalider.AliveMaxru.com

РЕЗУЛЬТАТЫ СМОТРИТЕ в НАШЕЙ ГРУППЕ: https://vk.com/club29226295

БУДЬТЕ ВСЕГДА ЗДОРОВЫ !!!

В короткие сроки вы сможете излечить очень серьезные заболевания!

Это НЕ БАДы , таблетки, инъекции и тому подобное — это новейшие технологии!!! Изучите и разберитесь!!!

Заболевания такие как: РАКовые опухоли, гипертония, ишимия, КАМНИ В ПОЧКАХ( до 3см — стачиваются,без мочегонного действия!), желчекаменная болезнь, постоянно болеют дети и сами, артрит, артроз, бронхиальная астма, ДЕТИ ДЦП (!!!), тромбы в сердце, АЛЛЕРГИКИ , проблемы с глазами — катаракты, глаукомы, бельмо, плохое зрение, варикоз, гемоглобин , камни в почках, цирроз печени, ИЗЛИШНИЙ ВЕС , нету иммунитета, ГАСТРИТ, недоношенные дети, ЯЗВЕННЫЕ болезни, мочекаменные , БЕСПЛОДИЕ , миома , кисты (неважно где), мастопатия, САХАРНЫЙ ДИАБЕТ, трофическая язва, ПРОСТАТИТ ,ПОТЕНЦИЯ, аденома , псориаз, экземы, проблемы с кожей , морщины, пигментные пятна , болезни Альцгеймера, плохая память, ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАПОРЫ и многое другое …

Вы сможете все это ВЫЛЕЧИТЬ ! Если нет у вас лично перечисленных выше( и многих — неизлечимых) заболеваний , подумайте о своих близких — возможно вы им поможете данной информацией или спасете ЖИЗНЬ !!! приобрести эти замечательные СПРЕИ ALIVEMAX

вы можете у нас моб.тел. 8 953 305 47 02 или пишите в ЛС, а также заказать самостоятельно по предрегистрации по ссылке:https://nadyalider.AliveMaxru.com

РЕЗУЛЬТАТЫ СМОТРИТЕ в НАШЕЙ ГРУППЕ: https://vk.com/club29226295

фотографияфотография

Источник

Я — врач-педиатр, и мне всегда важно знать, во что же верят мои маленькие пациенты, страдающие астмой, и что думают о болезни их родители. Этот вопрос стал уже традиционным на самом первом занятии в нашей астма-школе. «Чего вы хотите в результате наших совместных усилий?» — спрашиваю я их. И каждый раз получаю очень разные ответы.

«Хочу, чтобы мой ребенок полностью вылечился от астмы», — так отвечают, как правило, родители детей, у которых проблема возникла совсем недавно. Не понимая и не зная, что это заболевание хроническое, требующее постоянного контроля и лечения, они надеются, что придет день, и их малыш проснется абсолютно здоровым. Обычным при этом становится поиск панацеи: «полностью вылечиваем от бронхиальной астмы», «избавим от болезни навсегда» — это самые привлекательные для них объявления. Самостоятельное исчезновение симптомов — не исключение в педиатрической практике, но оно бывает далеко не всегда; к тому же почти обязательно симптомы вернутся во взрослом возрасте. Совершенно понятно сопротивление таких родителей моим словам о том, что от астмы вылечиться нельзя, что это — хроническое заболевание, а не грипп или простуда.

Но те, кто уже попробовал «панацеи» и понял, как небрежное отношение к болезни может влиять на жизнь маленького человека, задают совершенно другие, конкретные, имеющие непосредственное отношение к лечению вопросы, суть которых такова: как контролировать болезнь, как жить так, чтобы симптомы не мешали ходить в детский сад, школу, играть со сверстниками…

Тогда я объясняю, что хорошо контролируемая астма — это состояние, при котором:

  1. проявления болезни в дневное время отсутствуют полностью или очень редки и не отражаются на повседневной активности;
  2. ночные проявления болезни (тем более пробуждения, связанные с болезнью) отсутствуют полностью;
  3. обострений не бывает;
  4. нет необходимости (или она очень редка) в дополнительном применении бронхорасширяющих лекарств;
  5. нет обращений за неотложной помощью;
  6. дети постоянно контролируют свое состояние, измеряя пиковую скорость выдоха при помощи пикфлоуметра, — личные лучшие показатели не должны быть менее 80% нормы, а их колебания в течение суток — не более 20%;
  7. лекарства не должны вызывать побочных эффектов.

Интересно, сколько же их — счастливчиков, которые научились контролировать свою болезнь?

На этот вопрос нам поможет ответить исследование, проведенное в США в 1998 году. По телефону было опрошено более 42 тысяч человек, из которых у двух с половиной тысяч была бронхиальная астма. Более 40% всех пациентов периодически обращались за неотложной помощью, а 10% нуждались в госпитализации. Хотя бы раз в месяц из-за проявлений астмы просыпались по ночам 40% опрошенных. Астма ограничивала физическую активность почти 70% пациентов, а у трети в той или иной мере мешала повседневной жизни.

Казалось бы, у подавляющего большинства больных и речи не идет о контроле заболевания! Но 9 из 10 пациентов отвечали, что полностью удовлетворены тем, как проводится лечение их болезни! Почему же ожидания от лечения так невелики? Давайте попытаемся разобраться вместе.

Современные подходы к лечению астмы, которые уже не раз обсуждались на страницах нашего сайта, схематично можно представить в виде ступенек. Мы можем подниматься вверх — сначала интал, тайлед, затем ингаляционные гормоны (постепенно увеличивая дозу, если нет нужного результата), потом их комбинация с длительно действующими бронхорасширяющими препаратами, такими как серетид. Такой подход принято называть «ступенька вверх». При подъеме вверх есть надежда, что на какой-то из этих ступенек, возможно, удастся взять заболевание под контроль. Если этого не случается, то мы вновь поднимаемся вверх. Каждая ступенька — это время ожидания, причем порой немалое.

обучение в астма школе

Один очень известный доктор по этому поводу сказал, что «число принимаемых препаратов постепенно увеличивается до тех пор, пока сумка, которую приходится носить пациенту, не окажется переполненной ингаляторами». Сказано точно! А главное, слишком долго можно ждать наилучшего эффекта. Отсюда и ответ на вопрос — почему так много опрошенных американцев довольствуются состоянием, которое никак нельзя назвать хорошо контролируемой астмой? Они идут вверх, ожидая эффект там, в будущем, и полагая, что так и должно быть.

Именно в силу этих причин другой подход — «ступенька вниз» — более эффективен. Он заключается в том, что врач назначает сразу мощное лечение и, добившись через 2-3 недели очень хорошего результата, затем постепенно уменьшает терапию, так сказать, спускаясь с «верхней площадки» вниз по лестнице лечения.

Лучше назначить мощное лечение сразу, чем долго ждать эффекта, постепенно усиливая терапию!

У меня лечится Катя. Сейчас она учится в 10 классе, но я хорошо ее помню маленькой девочкой с очень тяжелыми проявлениями атопического дерматита. Хрупкий ребенок с большими, не по-детски грустными серыми глазами, привыкшими к боли. При первом разговоре с нею выяснилось, что она печалится не из-за болезни как таковой, а потому что вынуждена прекратить свои любимые занятия бальными танцами, поскольку не может носить полагающиеся открытые платья. Уже тогда у Катюши были первые легкие эпизоды бронхиальной астмы. Все стало серьезнее к третьему классу. Дерматит постепенно стал отступать (надо сказать, что она всегда очень строго соблюдала все предписания, включая диету), а астма, несмотря на прием интала и тайледа, становилась все тяжелее и тяжелее. За три года болезни Катя 10 раз поступала в больницу и дважды была в реанимации. После одного такого печального эпизода мы встретились повторно. На тот момент она использовала сальбутамол по 6-10 ингаляций в сутки и всегда боялась, что его не хватит.

Первое, с чего мы начали, были занятия в астма-школе, где Катя и ее мама прошли полный курс обучения. Лечилась фликсотидом и серевентом, постоянно вела дома график пикфлоуметрии, но по-прежнему в любой ее сумке был сальбутамол. Самочувствие стало намного лучше уже через три месяца, но на протяжении первого года лечения 4 раза возникала необходимость в приеме короткого курса преднизолона на фоне вирусных инфекций. При каждом посещении на мой вопрос «Как дела?» Катя и ее мама отвечали, что все просто превосходно. При этом она по-прежнему не посещала физкультуру в школе, просыпалась по ночам от астмы, хотя и крайне редко (1-2 раза в месяц), показатели ее пикфлоуметрии составляли 70% нормы и суточные колебания — 28%. Поскольку все познается в сравнении, то эффект от лечения устраивал и меня, и Катю, и ее маму. В конце прошлого года у Кати была снята инвалидность. А три месяца назад, обсудив все детали, мы приняли решение начать лечение серетидом, то есть комбинацией фликсотида и серевента.

программа астма школы

Я объяснила Кате и ее маме, что это не простая комбинация двух хорошо известных им препаратов, а качественно новое лекарство. Надо сказать, что пользоваться мультидиском Катя научилась сразу же и отметила, что внешне он похож, скорее, на коробочку от косметики, а это значит, что она сможет использовать его не стесняясь даже на дискотеке.

Встретились мы через два месяца. На мой традиционный вопрос о самочувствии Катя ответила не сразу, и это меня озадачило. Первой заговорила Катина мама. Она сказала, что только теперь понимает, что такое победить болезнь. В течение двух месяцев лечения и посещения занятий в астма-школе, полностью исчезли ставшие уже привычными ограничения. Катя так же активна, как ее здоровые сверстники, она записалась на шейпинг, и занятия приносят ей большую радость. Не было ни одного пробуждения ночью. Во время восторженного монолога мамы Катя только радостно кивала головой. Слова словами, но меня поразил график пикфлоуметрии. Лучший показатель — 480 литров в минуту! Это лучше возрастной нормы!

Что же дальше? Если все будет хорошо, постепенно пойдем вниз по ступенькам лечения и остановимся на той самой низкой, которая будет надежно контролировать болезнь.

© Наталья Машукова

Источник