Как влияет погода на бронхиальную астму

Как влияет погода на бронхиальную астму thumbnail

Один из героев книги Джерома К. Джерома «Трое в одной лодке, не считая собаки» рассуждал так: «Погода — это явление, находящееся за пределами моего понимания… Но кому нужны предсказания погоды? То, что она портится, уже само по себе достаточно скверно; зачем же еще отравлять себе жизнь, узнавая об этом заранее?» Между тем многие пациенты с бронхиальной астмой вынуждены прислушиваться к прогнозу погоды — и не только когда она портится.

Хотя влияние погодных условий на симптомы бронхиальной астмы не подвергалось глубокому изучению, однако отмечено, что многие пациенты реагируют на внезапное изменение погоды или ощущают ухудшение самочувствия в определенные периоды года. Это подтверждается многочисленными данными о частоте вызовов скорой помощи, которые зафиксированы в тот период времени когда погода была нестабильна.

Как погода влияет на бронхиальную астму?

Климат при бронхиальной астме играет важную роль в плане контроля над заболеванием, многие пациенты плохо себя чувствуют в затяжные дожди, когда активно размножаются плесневые грибы, являющиеся сильными аллергенами. Но не только сырая «английская» погода плоха для больных бронхиальной астмой: в сухие и солнечные дни (с весны и до осени) в воздухе повышается концентрация пыльцы растений. Еще выше она становится перед грозой и в ветреную погоду, когда с земли в воздух поднимаются частицы пыли и пыльцы. Сильный дождь очищает воздух от аллергенов, однако электрические разряды во время грозы могут усиливать аллергенные и токсические свойства различных веществ, содержащихся в атмосфере.
астма и климат
А что зимой, когда о теплых днях остались лишь воспоминания? Казалось бы, пора вздохнуть полной грудью (без аллергенов), погулять по снежку, покататься на лыжах или коньках. Однако у людей с бронхиальной астмой занятия зимними видами спорта, да и просто выход из дому на холод могут вызывать приступы кашля и затрудненного дыхания. Появление симптомов в подобных ситуациях характерно для бронхиальной астмы, но крайне редко наблюдается при других болезнях органов дыхания — бронхите или бронхоэктазах.

Всё дело в том, что при бронхиальной астме дыхательные пути сужаются слишком легко и/или очень сильно в ответ на воздействие различных факторов. Чрезмерные реакции дыхательных путей в виде сужения их просвета — наиболее характерное отклонение при бронхиальной астме.

Холодный воздух, туман, физическую и эмоциональную нагрузку называют факторами -«провокаторами». В отличие от аллергенов они не вызывают развития бронхиальной астмы, однако могут приводить к обострению уже имеющегося заболевания. Кроме того, эти «провокаторы» не повышают чувствительность бронхов к другим факторам и поэтому обладают только кратковременным негативным действием.

Бронхиальная астма физического усилия

Чаще других негативное влияние холодного воздуха ощущают на себе пациенты с бронхиальной астмой физического усилия (можно встретить также термин «постнагрузочный бронхоспазм»). Это состояние, при котором спазм бронхов возникает после физической нагрузки, а разрешается самостоятельно или под действием бронхорасширяющих ингаляторов.

Физическая нагрузка может вызвать приступ бронхиальной астмы в любых климатических условиях, но вероятность этого значительно выше при вдыхании сухого и холодного воздуха. Не успев нагреться и увлажниться в полости носа (нос — это «кондиционер» воздуха для легких), такой воздух попадает в бронхи, охлаждает и подсушивает их слизистую оболочку, что приводит к раздражению и спазму.

Бронхиальная астма физического усилия довольно часто встречается у профессиональных спортсменов, особенно у тех, кто занимается зимними видами спорта. По официальной статистике приблизительно 30-40% профессиональных спортсменов в той или иной степени страдают от бронхиальной астмы физического усилия.

Астма и климат — как найти взаимопонимание?

Что же делать, если климат у нас похуже «аглицкого» и каждый выход на улицу вызывает приступ удушья? Сидеть дома на печи, как Емеля, и ждать глобального потепления? Ни в коем случае.

Прежде всего, следует помнить: наличие любых симптомов бронхиальной астмы (в том числе «холодовых») служит показателем того, что заболевание плохо контролируется, а проводимой терапии недостаточно. Следовательно, необходимо обратиться за консультацией к лечащему врачу. Однако у некоторых пациентов чувствительность к факторам -«провокаторам» сохраняется, несмотря на адекватное лечение, а у кого-то реакция на холод и физическую нагрузку вообще служит единственным проявлением бронхиальной астмы (и тогда регулярная терапия не нужна).

Самый простой способ уберечься от приступов — при холодной погоде прикрыть нос и рот шарфом. Помогут и ингаляторы, расширяющие бронхи. Можно профилактически применять препараты короткого действия. Они способны обеспечить защиту от развития бронхоспазма или уменьшить его выраженность, хотя продолжительность их действия составляет не более 4-6 часов.

влияние погоды на астму

Такую же надежную, но более долговременную защиту обеспечивают препараты длительного действия, бронхорасширяющий эффект наступает быстро (в пределах 1-3 минут) и сохраняется в течение 12 часов после ингаляции. Обычно для профилактики бронхоспазма препарат ингалируют за 15 минут до выхода из теплого помещения на холод или до начала физической нагрузки. Для этого используется компактный ингалятор под названием Аэролайзер, обеспечивающий всесторонний контроль правильности ингаляции.

Бронхорасширяющие препараты служат замечательными помощниками и защитниками для пациентов с бронхиальной астмой. Однако следует предупредить, что их применение не может быть бесконтрольным. Потребность в частом использовании этих средств — сигнал об ухудшении течения заболевания. Не забудьте сообщить об этом своему врачу — возможно, вам потребуется изменить поддерживающую терапию. И тогда у природы действительно не будет плохой погоды.

© Ирина Баранова

Источник

Автор Руслан Хусаинов На чтение 4 мин. Опубликовано 01.07.2019 17:37

Многие люди, страдающие бронхиальной астмой, считают, что влажная погода ухудшает их симптомы. Можно предотвратить симптомы астмы, связанные с влажностью, используя ряд стратегий, в том числе принимать препараты, контролировать уровень влажности в помещении и избегать занятий спортом во влажных условиях.

Влажность и астма

Влажность означает, сколько влаги или водяного пара содержится в воздухе.  Пациенты могут заметить, что симптомы астмы ухудшаются во влажные дни. Высокий уровень влажности может играть роль в симптомах астмы различными способами. Повышенная влажность может непосредственно раздражать дыхательные пути, а также увеличивать уровни других веществ в воздухе, которые раздражают бронхи, такие как пыльца и загрязнение.

Высокая влажность может вызвать симптомы астмы, в том числе:

  • кашель;
  • хрипы;
  • стеснение в груди.

Почему влажность влияет на симптомы астмы?

Влажность может вызывать бронхоконстрикцию (сужение дыхательных путей). Бронхоконстрикция возникает вследствие того, что горячий влажный воздух активирует чувствительные нервные волокна в дыхательных путях. Стимуляция этих волокон может сужать дыхательные пути и стимулировать кашель, что затрудняет дыхание.

Высокая влажность создают идеальную питательную среду для плесени и пылевых клещей, которые зачастую вызывают астму. Высокие уровни влажности могут также увеличить загрязнение воздуха. Например, озон, который является загрязнителем воздуха, повышается при повышении уровня влажности. Повышенный уровень влажности зачастую бывает при высоких температурах воздуха. Самые высокие уровни влажности обычно наблюдаются в летние месяцы. Сочетание тепла и влажности может раздражать дыхательные пути, затрудняя дыхание.

Как управлять симптомами

Так как не возможно контролировать уровень влажности воздуха, люди могут управлять симптомами астмы. При повышенной влажности старайтесь как можно больше находиться в помещении.

Признаки вспышки астмы включают:

  • кашель;
  • хрипы;
  • одышку;
  • стеснение в груди.

Когда симптомы начинаются, люди должны следовать плану лечения астмы.

Быстродействующие бронходилататоры расслабляют мышцы дыхательных путей. Когда сужение уменьшается, дыхание становится легче. Общие быстродействующие ингаляторы для лечения астмы включают альбутерол и ксопенекс.

Профилактика

В некоторых случаях люди могут предотвратить симптомы астмы.

  1. Проверка качества воздуха. Индекс качества воздуха показывает уровень загрязняющих веществ, таких как смог. Чем больше загрязняющих веществ в воздухе, тем труднее человеку с астмой дышать. Качество воздуха, как правило, хуже в жаркие и влажные дни. Пребывание в помещение, когда качество воздуха плохое, может предотвратить развитие симптомов астмы.
  2. Контроль влажности в помещении. Повышенный уровень влажности может быть не только на улице, но и в помещении. Лучше всего поддерживать уровень влажности между 30-50%. Низкая влажность уменьшает рост плесени, пылевых клещей и тараканов, которые могут вызвать симптомы астмы. Проверьте уровень влажности в помещении с помощью увлажнителя.

Чтобы уменьшить влажность в помещении, необходимо:

  • открывать окна в ванной комнате во время принятия душа или купания;
  • использовать осушители;
  • включить кондиционер;
  • ремонтировать негерметичные трубы.

Избегайте занятий спортом на открытом воздухе при высоком уровне влажности. Упражнения на открытом воздухе в теплую и влажную погоду могут привести к раздражению дыхательных путей. 

Лучшая погода для пациентов с бронхиальной астмой

Нет оптимальных погодных условий для людей с астмой, но многие считают, что постоянная температура лучше для ее симптомов. Аллергены и загрязняющие вещества в воздухе являются наиболее значимыми факторами, которые влияют на симптомы астмы. Некоторые типы погоды могут увеличить как загрязнение воздуха, так и общие аллергены. Люди с астмой испытывают проблемы при низких и высоких температурах, которые могут увеличить раздражение дыхательных путей. Мягкие температуры и низкий уровень влажности могут снизить риск раздражения дыхательных путей.

Худшая погода для пациентов с астмой

Не только влажность является проблемой для людей с астмой, но и другие погодные условия могут привести к появлению симптомов. Погодные условия, которые вызывают симптомы астмы:

  1. Экстремальная жара: когда температура поднимается, уровень загрязнения может также повыситься, что может вызвать симптомы астмы.
  2. Холодный, сухой воздух: холодный, сухой воздух может раздражать дыхательные пути и привести к бронхоспазму. Это зачастую приводит к общим симптомам астмы, включая кашель, хрипы и проблемы с дыханием.
  3. Ветреные условия: уровень аллергенов увеличивается при ветре. Дождь может привести к росту плесени. Пыльца и плесень являются общими триггерами для людей с астмой.
  4. Частые перепады температуры: некоторые люди чувствительны к быстрой смене погодных условий, таких как жара и холод.

Научная статья по теме: Лучший друг вируса гриппа — низкая влажность.

Источник

 ýïîõó äîñòóïíîñòè èíôîðìàöèè, ìû ìîæåì óçíàòü âñ¸ ïðî ëþáóþ áîëåçíü ñ íàó÷íîé òî÷êè çðåíèÿ, íî ãîðàçäî èíòåðåñíåå ïîñëóøàòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé ñòîëêíóëñÿ ñ áîëåçíüþ è, òåì áîëåå, èìååò îïûò ïî áîðüáå ñ íåé.
Ìîÿ òåòÿ óæå 37 ëåò áîëååò áðîíõèàëüíîé àñòìîé è çà âñ¸ ýòî âðåìÿ îíà íàêîïèëà ñîîòâåòñòâóþùèå çíàíèÿ, ñ êîòîðûìè îíà ïîäåëèëàñü ñî ìíîé, à ÿ õî÷ó ïîäåëèòüñÿ ñ Âàìè.
 ýòîì ïîñòó âû íå óâèäèòå íàó÷íûå è ìåäèöèíñêèå òðàêòàòû. ß íàïèøó ïðîñòûìè ñëîâàìè î òîì, ê ÷åìó ïðèøëà ìîÿ òåòóøêà.

Íà÷íó ñ ñàìîãî íà÷àëà — êàê è ïî÷åìó îíà çàáîëåëà?.
1)  30 ëåò ìîÿ òåòóøêà èìåëà ñëîæíóþ æèçíåííóþ ñèòóàöèþ: ìóæ ïîäíèìàë ðóêó íà íå¸, íà ðàáîòå òðàâëÿ, íà ðóêàõ äâîå ìàëåíüêèõ äåòåé, à áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ, êòî ìîã áû å¸ ïîääåðæàòü, ðÿäîì íå áûëî.  îáùåì, ó ò¸òóøêè íà äóøå áûëà áîëüøàÿ îáèäà è ÷óâñòâî áåçûñõîäíîñòè.
Êàê âñïîìèíàåò ñàìà òåòóøêà, â îäèí èç òàêèõ äíåé ìóæ ñíîâà íà÷àë ïîäíèìàòü ðóêó íà íå¸ è îíà, ÷òîáû îáåçîïàñèòü ñåáÿ, âûáåæàëà íà óëèöó. Íî êóäà èäòè? Èäòè íå êóäà, à äîìà å¸ æäàë íàñèëüíèê. È âîò îíà èä¸ò ïî óëèöå, íå çíàÿ êóäà, â ãîëîâå îáèäà, à íà ëèöå ñë¸çû…äåëàåò î÷åðåäíîé âäîõ…. à äûøàòü íå ìîæåò. Îíà îáðàòèëàñü ê âðà÷ó è åé ïîñòàâèëè äèàãíîç — áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.

Òàêèì îáðàçîì, ê ïîÿâëåíèþ áîëåçíè ïîñëóæèë ñòðåññ, ïðè÷åì äëèòåëüíûé.
2) Ïîçæå âûÿñíèëîñü, ÷òî àñòìîé áîëåëà å¸ áàáóøêà. Çíà÷èò, íàñëåäñòâåííîñòü òàêæå èìååò ìåñòî áûòü.
3) Íà òîò ñàìûé ïåðèîä å¸ æèçíè îíà êóðèëà. Íî ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè ñêàæó, ÷òî ñòàæ áûë ìàëåíüêèé — 3 ãîäà.
Íåèçâåñòíî — ÷òî èìåííî ñïðîâîöèðîâàëî íà áîëåçíü. Âîçìîæíî, ÷òî- òî îäíî, à ìîæåò, è âñ¸ ñðàçó.
Íî ôàêò â òîì, ÷òî íà ìîìåíò ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêà:
Áûëà â äëèòåëüíîé ñòðåññîâîé ñèòóàöèè.
Èìåëà íàñëåäñòâåííîñòü.
Êóðèëà.

Ïîñëå ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêó íàïðàâèëè ê ïóëüìîíîëîãó. Òîò ïîêàçàë êàê ïîëüçîâàòüñÿ èíãàëÿòîðîì (ýòî òàêîé ïðèáîð, êîòîðûì ïîëüçóþòñÿ àñòìàòèêè, êîãäà çàäûõàþòñÿ) è âåëåë ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàòüñÿ ó âðà÷à.
Ñëåäóþùèå 15 ëåò òåòóøêà òàê è äåëàëà. È å¸ æèçíü áûëà âïîëíå íîðìàëüíîé è ïîëíîöåííîé. Êîãäà çàäûõàëàñü, òî áðàëà èíãàëÿòîð, ïøèê…è ïðèñòóïû óõîäèëè. Ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàëàñü ó ïóëüìîíîëîãà.

Êñòàòè, îòìå÷ó îäèí íåìàëîâàæíûé ìîìåíò. ß íå ìåäèê, íî êàê ÿ ïîíÿëà ñî ñëîâ ò¸òè:
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà- ýòî çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà ðàçäðàæèòåëè, ÷òî òî âðîäå àëëåðãèè. Ðàçäðàæèòåëåì ìîæåò áûòü ïûëüöà, öâåòåíèÿ, øåðñòü êîòîâ, ïûëü.
Íî, îêàçûâàåòñÿ, åñòü åù¸ îäèí ðàçäðàæèòåëü, î êîòîðîì ìîÿ òåòÿ äîëãèå ãîäà íå çíàëà. Ïðî íåãî ÿ ðàññêàæó ïîçæå.

Èòàê, ò¸òÿ óáðàëà âñå öâåòû, êîòîâ íå çàâîäèëà, ïîëêè ïðîòèðàëà îò ïûëè, íî ïðèñòóïû âñ¸ ðàâíî áûëè. Ïðè÷èíà áûëà íåèçâåñòíà, íî îíà íå ïðèäàâàëà ýòîìó áîëüøîãî çíà÷åíèÿ, òàê êàê ïîä ðóêîé âñåãäà áûë èíãàëÿòîð.

Òàê îíà æèëà ìíîãî ëåò. Íî îäíàæäû, êîãäà åé ñòóêíóëî îêîëî 50 ëåò, åé ïåðåñòàë ïîìîãàòü èíãàëÿòîð. Î÷åðåäíîé ïðèñòóï, íî «âîëøåáíàÿ øòó÷êà» íå ïîìîãàåò. Îíà âûçâàëà ñêîðóþ ïîìîùü. Òå, ïðèåõàâ, âêîëîëè åé â âåíó êàêîå- òî ëåêàðñòâî (ïðåäíèçîëîí, íî ìîãó îøèáàòüñÿ) è äûøàòü ñòàëî ñâîáîäíåå.
Âñ¸, îòíûíå è ñ òåõ ïîð ïðè êàæäîì î÷åðåäíîì ïðèñòóïå áûëà íåîáõîäèìîñòü â ñêîðîé ïîìîùè. Ïðèñòóïû ïîðîé ìîãëè áûòü ïî äâà ðàçà â íåäåëþ. Ýòî ìîæåò ïðîçâó÷èò æóòêî, íî òåòèíû ðóêè áûëè âñå îáêîëîòû.
È òàê îíà æèëà. Âðà÷è ñêîðîé ïîìîùè å¸ óæå çíàëè, çíàëè íàèçóñòü àäðåñ äîìà.
Òàêæå äîáàâëþ, ÷òî ò¸òÿ ñàìà ïî õàðàêòåðó ÷óâñòâèòåëüíàÿ, ìíîãî ïåðåæèâàåò, ñî÷óâñòâóåò. Íî íèêòî ýòîìó íå ïðåäàâàë çíà÷åíèÿ, òàê êàê îíà âñåãäà òàêîé áûëà.

×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ, îäèí âðà÷ åé âñ¸ òàêè ïîñîâåòîâàë íå õîäèòü ê ïóëüìîíîëîãó, à ñõîäèòü ê ïñèõîòåðàïåâòó. È ýòî áûëî òî÷íîå ïîïàäàíèå â ÿáëî÷êî. È âîò ïî÷åìó…
Âûñëóøàâ ò¸òóøêó, ïñèõîòåðàïåâò íàçíà÷èë óñïîêîèòåëüíîå è àíòèäåïðåññàíòû.
Ò¸òÿ íà÷àëà ïðèíèìàòü ýòè ïèëþëè….è ÷òî âû äóìàåòå? Ïðèñòóïû áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðîøëè!

Âûÿñíèëîñü, ÷òî ðàçäðàæèòåëåì îêàçàëèñü….íåðâû! Äà- äà…íè öâåòû, íè ïûëü, íè êîòû, à èìåííî íåðâû.
Òåòóøêà ðèñêíóëà, çàâåëà êîøêó, óåõàëà íà äà÷ó, ãäå óõàæèâàëà çà êëóìáîé, ïðèíèìàëà àíòèäåïðåññàíòû è ïðèñòóïîâ íå áûëî.
Òàê îíà è æèëà. Âñ¸ áûëî çàìå÷àòåëüíî, ò¸òÿ áûëà âñåãäà â ïðèïîäíÿòîì íàñòðîåíèè è ñîâñåì íå íåðâíè÷àëà. Íî òóò îíà çàìåòèëà, ÷òî íà÷èíàåò ïî- òèõîíüêó òóïåòü: ÷òî — òî çàáûâàåò, ãëóáîêî ìûñëèòü óæå òÿæåëî.
Òîãäà îíà ðåøèëà áðîñèòü ïèòü àíòèäåïðåññàíòû. Óæ î÷åíü íå õîòåëà áûòü òóïîé. Íî òóò áûëà îäíà ïðîáëåìà. Ðåøèâ áðîñèòü ïèòü òàáëåòêè, îíà íå ïîñîâåòîâàëàñü ñ âðà÷îì. Äåëî â òîì, ÷òî àíòèäåïðåññàíòû íåëüçÿ áðîñàòü ñðàçó, íóæíî óõîäèòü ïîñòåïåííî, èíà÷å áóäåò ñèëüíàÿ äåïðåññèÿ. À ò¸òÿ, åñòåñòâåííî, áðîñèëà ïèòü ñðàçó.
È òóò íà÷àëàñü æóòü….íàì ïîçâîíèëè ñîñåäè (èç äà÷è, ãäå áûëà ò¸òÿ) è ñêàçàëè, ÷òîáû ìû ñðî÷íî ïðèåõàëè è çàáðàëè ò¸òóøêó äîìîé, òàê êàê òà ñîáèðàåòñÿ âåøàòüñÿ.
Ìû ïðèåõàëè, ñòàëè ðàçãîâàðèâàòü, ñïðàøèâàòü — â ÷åì äåëî?
È ò¸òÿ íà÷àëà: «ß íèêîìó íå íóæíà, çà÷åì æèòü, ÿ õîòåëà ïîâåñèòüñÿ, íî ïîêà íå ïðèäóìàëà êàê ýòî ñäåëàòü, ÷òîáû âû íå óâèäåëè ìî¸ òåëî ïîòîì, òàê êàê íå õî÷ó âàñ òðàâìèðîâàòü«.

 îáùåì, ìû å¸ çàáðàëè äîìîé, ïî î÷åðåäè ñèäåëè ñ íåé, íå îñòàâëÿëè îäíîé. Äà, áûëî òÿæåëî, ïîòîìó÷òî ïîñòîÿííî ïðèõîäèëîñü ñëóøàòü äåïðåññèâíûå ðàçãîâîðû. Òàê ïðîäîëæàëîñü íåêîòîðîå âðåìÿ è, âñêîðå, âñ¸ ïðîøëî. Òåòóøêà ïåðåäóìàëà âåøàòüñÿ è ñòàëà áîëåå æèçíåðàäîñòíîé, ñòàëà òàêîé æå, êàê è áûëà äî ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ.

Íî òóò ïîÿâèëàñü ñòàðàÿ ïðîáëåìà. Òàê êàê îíà îòêàçàëàñü îò àíòèäåïðåññàíòîâ, êîòîðûå íå äàâàëè ïðîÿâëÿòüñÿ ðàçäðàæèòåëþ — íà÷àëèñü ïðèñòóïû àñòìû.
Ò¸òÿ íà÷àëà îïÿòü ïåðåæèâàòü çà êàêóþ-òî ôèãíþ. Ñíîâà ñêîðàÿ ïîìîùü, ñíîâà ëåêàðñòâî â âåíó (âðîäå, ïðåäíèçîëîí) è òàê ïî êðóãó.

Íî îäíàæäû íàì ïîçâîíèëà ñîñåäêà ïî ïîäúåçäó è ñêàçàëà, ÷òî íàøó ò¸òþ âûíåñëè ñîòðóäíèêè ñêîðîé ïîìîùè èç êâàðòèðû è óâåçëè.

×åñòíî ñêàæó, â òîò ìîìåíò ïî òåëó ïðîáåæàë õîëîäîê. ×òîáû ò¸òþ óâîçèëè — íèêîãäà òàêîãî íå áûëî ïðåæäå.
Ìû ïðèøëè â áîëüíèöó è óâèäåëè êàðòèíó: ò¸òÿ ëåæèò, íà âåíàõ ðóê êàòåòîðû, âî ðòó è â íîñó òîæå êàêîé-òî àïïàðàò.
Ê ñ÷àñòüþ, ò¸òÿ áûëà â ñîçíàíèè è ðàññêàçàëà:
«ß ñìîòðåëà òåëåâèçîð. Øëà äîêóìåíòàëüíàÿ ïåðåäà÷à ïðî ôèíñêèå êîíöëàãåðÿ âî âðåìÿ ÂÎÂ, ðàññêàçûâàëè êàê óáèâàëè äåòåé. ß íà÷àëà ïåðåæèâàòü, ñî÷óâñòâîâàòü. È ó ìåíÿ íàñòóïèë ïðèñòóï. Òàêîé ñèëüíûé, ÷òî ÿ íå áûëà íå â ñîñòîÿíèè äàæå âûçâàòü ñêîðóþ. Òîãäà ÿ ïîäîøëà ê îêíó, îòêðûëà åãî è íà÷àëà êðè÷àòü íà óëèöó ïðîõîæèì: «Ïîìîãèòå, âûçîâèòå ñêîðóþ». È òóò ñðàçó íà÷àëà ÷óâñòâîâàòü ñëàáîñòü, â ãëàçàõ ïîìóòíåíèå… â ýòîò æå ìèã ïîíèìàþ, ÷òî ÿ ïàäàþ íàçàä íà ïîë. À ÷òî äàëüøå áûëî — íå çíàþ.
Ïîòîì, ãäå-òî äàëåêî â ïîäñîçíàíèè, åëå óëîâèìî, ñëûøó ãîëîñà âðà÷åé, îíè ÷òî- òî ãîâîðÿò, íî ðàçîáðàòü íå ìîãó. È ñíîâà òèøèíà, ãîëîñà ïðåêðàòèëèñü. Ïðîñûïàþñü, îòêðûâàþ ãëàçà, à ÿ ãîëàÿ ëåæó â ðåàíèìàöèè
. ×òî ñî ìíîé áûëî- íå çíàþ».

Ñîáñòâåííî, âðà÷è òîæå íè÷åãî íå ñêàçàëè — ïðèñòóï àñòìû è âñ¸. Ïî÷åìó áûëî ïîìóòíåíèå è ñëàáîñòü, ïî÷åìó óïàëà è âûðóáèëîñü? Íå ÿñíî. Íî ôàêò â òîì, ÷òî òàêîãî ðàíüøå ñ òåòåé íèêîãäà íå áûëî.

Ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ íàñ æäàëà ïëîõàÿ íîâîñòü îò âðà÷åé. Äåëî â òîì, ÷òî òî ëåêàðñòâî, êîòîðîå åé ìíîãî ëåò êîëîëà ñêîðàÿ — áîëüøå ò¸òè íå ïîìîãàåò. À ýòî çíà÷èò, ÷òî êàæäûé ïîñëåäóþùèé ïðèñòóï áóäåò çàêàí÷èâàòüñÿ ðåàíèìàöèåé.

Îêàçûâàåòñÿ, âûÿñíèëîñü, ÷òî âñå òå ëåêàðñòâà, ÷òî ðàíüøå ïðèíèìàëà ò¸òÿ — ãîðìîíàëüíûå. À ãîðìîíàëüíûå ñðåäñòâà îïàñíû òåì, ÷òî îðãàíèçì ê íèì ïðèâûêàåò è âñêîðå îíè ïåðåñòàþò äåéñòâîâàòü. ×òî è ïðîèçîøëî ó òåòè. Åé áîëüøå íè÷åãî íå ïîìîãàåò è íå ïîìîæåò. Òîëüêî ðåàíèìàöèÿ.

Íî íå ñïåøèòå îãîð÷àòüñÿ, ïîòîìó÷òî ôèíàë ìîåãî ðàññêàçà áóäåò äðóãèì.
Ìîÿ ò¸òÿ äîñòàòî÷íî ñìåëûé ÷åëîâåê (âû ýòî óæå ïîíÿëè, êîãäà ÿ ðàññêàçàëà êàê ò¸òÿ ðåøèëà áðîñèòü àíòèäåïðåññàíòû, íå ïîñîâåòîâàøèñü ñ âðà÷îì).
Îíà ðåøèëà áîðîòüñÿ ñ áîëåçíüþ ñâîèìè ñèëàìè.
Ê ýòîìó âðåìåíè îíà óæå çíàëà, ÷òî å¸ ðàçäðàæèòåëü- ýòî ñòðåññ, íåãàòèâíûå ìûñëè è ïåðåæèâàíèÿ. À òàêæå, çíàëà, ÷òî å¸ ëåêàðñòâà ãîðìîíàëüíûå, êîòîðûå åé ïèòü íåëüçÿ.

È ÷òî îíà òîãäà ñäåëàëà?
Îíà îãðàíè÷èëà ñâîé êðóã îáùåíèÿ ñ ëþäüìè, îòêëþ÷èëà òåëåâèçîð è îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ. Âåðíåå, îòêàçàëàñü îò âñåõ, êðîìå óñïîêîèòåëüíûõ. Âåñü å¸ äåíü- ýòî ðàçãàäûâàíèå êðîññâîðäîâ è ðàçãîâîðû ñ êîøêîé. Èíîãäà îíà îòêðûâàåò èíòåðíåò, ÷òîáû ïîñëóøàòü ñîâåòñêèå ïåñíè ñâîåé ìîëîäîñòè. È âñ¸.

Õîòèòå âåðüòå, õîòèòå íåò, íî ïðèñòóïû áîëüøå íå ñëó÷àþòñÿ (òüôó-òüôó-òüôó).
Åù¸ ðàç ïîâòîðþñü, îíà îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ, îãðàíè÷èëà êðóã îáùåíèÿ è ïåðåñòàëà ñìîòðåòü òåëåâèçîð. Åñëè ÷óâñòâóåò, ÷òî íà÷èíàåò íåðâíè÷àòü — ïüåò óñïîêîèòåëüíîå. È âñ¸.

Îäíàæäû ò¸òÿ ñî ìíîé ïîäåëèëàñü äâóìÿ ìûñëÿìè:
1) «ß æàëåþ òîëüêî î òîì, ÷òî êîãäà èìåëà ñòðåññîâûå ñèòóàöèè â 30 ëåò ïåðåä òåì, êàê ìíå ïîñòàâèëè äèàãíîç, ÿ íå ïðèíèìàëà óñïîêîèòåëüíîå. ß áîëüøå ÷åì óâåðåííà, ÷òî åñëè áû ÿ ïèëà óñïîêîèòåëüíîå, òî ñîêðàòèëà áû ñåáå ñòðåññîâîå ïðåáûâàíèå è òîãäà, âîçìîæíî, è àñòìû áû íå áûëî.»
2) «Êîãäà ìû çàäûõàåìñÿ, ìû õîòèì áîëüøå âçÿòü âîçäóõà è, ïîýòîìó, äåëàåì ãëóáîêèé âäîõ — ýòî íå ïðàâèëüíî. Äåëî â òîì, ÷òî íàøè ë¸ãêèå ïîäîáíû ãóáêå. ×åì ñèëüíåå íà ãóáêó íàæì¸øü, òåì áîëüøå îíà âîçüì¸ò â ñåáÿ. Ñîîòâåòñòâåííî, åñëè õî÷åøü âçÿòü áîëüøå âîçäóõà, íóæíî âûäîõíóòü íàñòîëüêî ñèëüíî, íàñêîëüêî âîçìîæíî.»

Òàêèì îáðàçîì, èìåÿ îïûò ìîåé ò¸òè, ÿ äåëàþ âûâîä:
1) Áûòü îñòîðîæíûì ñ ãîðìîíàëüíûìè.
2) Åñëè âû ðàâíîäóøíû ê ïûëüöå, ïûëè è êîòàì (äëÿ àñòìàòèêîâ) ïîïðîáóéòå ïîäëå÷èòü íåðâû.
3) Ñàìîå ãëàâíîå…áåðåãèòå íåðâû è ëèøíèé ðàç íå ïåðåæèâàéòå. Èçáåãàéòå íåãàòèâ.

È åù¸ íåñêîëüêî ñîâåòîâ îò ò¸òóøêè, ïðî êîòîðûå âûøå ÿ íè÷åãî íå ïèñàëà, íî îíè èìåþò ìåñòî áûòü.
4) Íèêîãäà íåëüçÿ ïðîãëàòûâàòü ìîêðîòó. Îòõàðüêèâàéòåñü.
5) Áóäüòå îñòîðîæíû, êîãäà áîëååòå ãðèïïîì. Ïðîëå÷èâàéòåñü äî êîíöà. Ñóùåñòâóåò òàêàÿ âåðñèÿ, ÷òî àñòìà — ýòî íåäîáèòûé ìèêðîá ïîñëå áîëåçíè, êîòîðûé îñòà¸òñÿ â ë¸ãêèõ íàâñåãäà.

Ýòî íå íàó÷íûé ïîñò è, âîçìîæíî, ìåäèêè áóäóò âîçðàæàòü ïî êàêèì òî ïóíêòàì. Íî ÿ ðàññêàçàëà ôàêòû…ñî ñëîâ àñòìàòèêà. Ýòî îïûò.
Áóäüòå çäîðîâû.

Источник