Как вылечить астму физического напряжения
Астма, вызванная физической активностью, — это приступ в дыхательных путях, который происходит при занятиях спортом или активных действиях по дому/на прогулке и т.д. Симптомы могут включать кашель, одышку, стеснение в груди и усталость.
Большинство людей с хронической астмой переживают симптомы приступа, когда они тренируются. Однако есть множество людей без хронической астмы, у которых симптомы развиваются только при физической нагрузке.
Что происходит в дыхательных путях
Во время нормального дыхания воздух, которым мы дышим, сначала нагревается и увлажняется в носовых ходах. Одной из причин возникновения астмы физического усилия является то, что во время тренировок люди, как правило, дышат через рот, что означает, что они вдыхают более холодный и более сухой воздух. При такой астме, мышечные полосы вокруг дыхательных путей чувствительны к этим изменениям во вдыхаемом воздухе. Мышцы реагируют сокращением (или спазмом), что сужает дыхательные пути. Это приводит к симптомам астмы.
Симптомы астмы физического усилия
Симптомы астмы, вызванные физической нагрузкой, включают:
- Кашель
- Чувство сдавленности в груди
- Свистящие хрипы
- Необычная усталость при занятиях спортом
- Ощущение одышки во время тренировки
Другими факторами, которые могут влиять на степень выраженности симптомов при физической нагрузке, являются наличие пыльцы и загрязняющих веществ в воздухе или инфекции верхних дыхательных путей.
Симптомы астмы, вызванной физическими упражнениями, обычно начинаются через 5-20 минут после начала физической активности или через 5-10 минут после того, как прекратился комплекс коротких упражнений на разогрев.
Если вы испытываете какие-либо из этих симптомов при физической нагрузке, сообщите об этом своему врачу.
При каких видах спорта симптомы возникают чаще?
Это вопрос очень индивидуальный. Для некоторых людей активность с короткими периодическими нагрузками, как при волейболе, гимнастике, ходьбе и борьбе, может привести к появлению симптомов. В других случаях недопустимы занятия, связанные с длительными нагрузками или спортивные состязания в холодную погоду — хоккей, бег на лыжах, катание на коньках. К активностям с длительными нагрузками можно отнести футбол, бег на длинные дистанции, баскетбол или хоккей на траве.
Плавание, хоть и является видом спорта, требующего и силы и выносливости, как правило, хорошо переносится. Этому помогает теплая и влажная воздушная среда помещения с бассейном. Однако есть люди, которые и в таких условиях могут испытывать симптомы астмы физического усилия.
Как контролировать приступы и оставаться активным?
Несмотря на ограничения, люди с астмой, могут в полной мере оставаться активными и даже участвовать в спортивных мероприятиях. Для этого важно оценить состояние и правильно подобрать меры предосторожности. Для этого необходима консультация врача. Он может назначить применение ингаляционных препаратов.
Ингаляционные препараты, принимаемые перед тренировкой, могут контролировать и предотвращать симптомы астмы, вызванные физической нагрузкой. Предпочтительными лекарственными средствами являются ингаляторы бета2-агониста короткого действия, которые предназначены для борьбы с приступом. Эти препараты, принимаемые за 15-20 минут до тренировки, могут препятствовать сокращению дыхательных путей и могут контролировать астму, вызванную физической нагрузкой, в течение 4-6 часов. Обратите внимание, что бронхорасширители короткого действия не рекомендуется использовать больше 4 раз в день. Обязательно обсудите со своим врачом правила использования назначенного ингалятора.
Если у вас сохраняются симптомы, расскажите об этом лечащему врачу. Возможно, понадобится ингалятор более длительного действия.
В дополнение к лекарствам, фаза разминки перед физической нагрузкой и период охлаждения после нее могут помочь предотвратить астму, вызванную физической нагрузкой. Упражнения на улице должны быть ограничены в дни высокой концентрации аллергенов или при очень низких температурах и высоких уровнях загрязнения воздуха. Наличие вирусных инфекций верхних дыхательных путей также может усиливать симптомы, поэтому вам следует ограничить физические упражнения, во время болезни.
Прогнозы при астме физической нагрузки
Целью лечения астмы, вызванной физическими упражнениями, является обеспечение полного участия в занятиях спортом и активной повседневной жизни. Важно общаться с врачом, если план лечения не позволяет эффективно контролировать астму, вызванную физическими упражнениями.
Правильное лечение позволит вам в полной мере заниматься любимыми активностями. Постарайтесь адаптировать среду, где вы занимаетесь спортом,а также придерживайтесь здорового образа жизни.
На фоне астмы физической нагрузки, необходимо выявить какие триггеры могут усугублять симптомы. Например, пройти диагностику на аллергены, чтобы знать чего стоит избегать. Это также позволит уменьшить проявление астмы.
Источник
В некоторых случаях развитие астматического приступа связано исключительно с физической нагрузкой. У таких больных даже непродолжительное физическое напряжение приводит к появлению характерных симптомов астмы, что не только лишает их возможности вести активный образ жизни, но и значительно затрудняет повседневное бытие.
По понятным причинам астма физического напряжения значительно ухудшает качество жизни больных детей и приводит к появлению у них проблем психологического характера. Для взрослых особую опасность представляет утрата работоспособности и последующая инвалидизация. Однако современная медицина способна обеспечить многим больным этой формой астмы возможность вернуться к нормальной жизни – все зависит от тяжести болезни и от наличия у больного силы воли.
Особенности бронхиальной астмы физического напряжения
При этой разновидности астмы причиной развития бронхоспазма является в первую очередь воздействие холодного и сухого воздуха, поскольку из-за физической нагрузки носовое дыхание уже не способно обеспечить поступление в легкие необходимого количества кислорода и больному приходится дышать через рот, причем дыхание становится учащенным.
В ответ на раздражающее действие низкой температуры уже через несколько минут могут появиться одышка, доходящая в наиболее тяжелых случаях до приступа удушья, кашель и боли в области грудной клетки.
У больного возникают серьезные затруднения с выдохом воздуха из-за уменьшения просвета бронхов, которое вызвано рефлекторным спазмом мышц, контролирующих их расширение и сужение.
Для астмы физического усилия или физического напряжения характерно как очень быстрое развитие приступа в виде бронхоспазма, так и его быстрое обратное развитие.
Строго говоря, с медицинской точки зрения астма физического напряжения – результат повышенной чувствительности дыхательных путей, а не некая самостоятельная форма бронхиальной астмы.
Повысить риск развития приступа бронхиальной астмы под воздействием физического напряжения могут и сопутствующие факторы: вирусные инфекции, «классические» аллергены в виде, например, пыльцы растений, а также табачный дым.
Точный диагноз поставит врач, который назначает больному специальные диагностические процедуры с использованием тренажера «бегущая дорожка», велотренажера или велоэргометра.
В большинстве случаев достаточно всего нескольких минут тестирования, чтобы под воздействием возросшей физической нагрузки у больного появились симптомы бронхоспазма, которые постепенно проходят после прекращения усилий.
В период нагрузки специальные приборы регистрируют изменения в скорости дыхания и его глубине, что обеспечивает специалисту объективные данные для точной постановки диагноза.
Методы лечения астмы физического напряжения
Для лечения астмы физического напряжения применяется комплексный метод, который предполагает использование, как ингаляционных препаратов, так и пероральных.
Для предотвращения развития бронхоспазма под влиянием физической нагрузки больным назначают р2-адреномиметики в виде ингаляций за несколько минут до ее начала.
Если врач назначил лечение стабилизаторами тучных клеток, то в этом случае ингаляции таких препаратов можно проводить, как в профилактических целях за полчаса до предполагаемой физической нагрузки, так и в лечебных в виде курсового лечения. Продолжительность такого лечения до 3-х месяцев.
В целях профилактики нередко применяют и антагонисты кальция в виде таблеток, которые следует медленно разжевать и проглотить минут за 40-45 перед физической нагрузкой.
Однако подобные методы профилактики могут вызывать отрицательный психологический эффект, так как в присутствии посторонних человек, вынужденный прибегать к использованию лекарственных препаратов, будет испытывать значительный дискомфорт.
Особый интерес представляют немедикаментозные методы лечения астмы физического усилия, к которым относится дыхание в режиме управляемой гипервентиляции, а также так называемая эрготерапия.
Последний метод очень полезен тем, что благодаря режиму дозированных, постепенно возрастающих физических нагрузок с помощью доступных велотренажеров или тренажеров «бегущая дорожка» можно не только избавиться от бронхоспазма, но укрепить сердечно-сосудистую систему.
Профилактика астмы физического напряжения, возможность занятий физкультурой
Современная медицина способна обеспечить очень многим больным, страдающим астмой физического напряжения, возможность вести практически нормальный образ жизни и не отказывать себе в радости движения и занятий физической культурой. Астма не повод для «бегства в болезнь» и замкнутого образа жизни, ограниченно стенами дома или квартиры.
Разумеется, в каждом конкретном случае решение об объеме разрешенной физической нагрузки и ее продолжительности может принимать только лечащий врач.
Однако есть некоторые «секреты» общего характера, являющиеся своеобразными профилактическими мерами, которые позволят больному вести достаточно активный образ жизни без повышения риска развития астматического приступа.
Например, не следует заниматься физкультурой на улице при появлении даже незначительных симптомов простуды, в период цветения растений, а также при пониженной температуре воздуха.
Плавание предпочтительнее бега, тем более кроссов по пересеченной местности, поскольку воздух в бассейне влажный и теплый, что снижает риск развития бронхоспазма.
Людям, у которых выявлена астма физического напряжения, следует избегать занятий такими видами спорта как футбол, баскетбол, хоккей, а также бегом на длинные дистанции.
Не лучшим выбором для таких больных будет и увлечение подводным плаванием с аквалангом.
С этой точки зрения гораздо меньший риск представляют виды спорта, требующие коротких по времени всплесков энергии – например, волейбол или бейсбол.
Полезны будут также и велосипедные прогулки (но не занятия велоспортом, предполагающие заезды на длинные дистанции с высокой скоростью), поскольку они позволяют контролировать степень физической нагрузки в зависимости от выбранной скорости езды.
Если врач назначил прием препаратов, которые следует принимать до или во время физической нагрузки, следует строго соблюдать его рекомендации – это позволит избежать приступа астмы и обеспечит максимум пользы для организма от физических упражнений.
Источник
В результате поражения вирусами или бактериями очень часто встречается ухудшение состояния органов дыхания, но нередко сам человек наносит себе ущерб, даже не подозревая об этом, яркий пример такого случая – астма физического усилия. Она проявляется при физических нагрузках, которые приводят к бронхиальному спазму. Хрипы и трудности дыхания начинаются после начала тренировки и в течение первых пятнадцати минут, бывают разной тяжести.
Если заметили похожие явления у себя, обратитесь к врачу, так как могут развиваться тяжелые заболевания.
Природа заболевания и его причины
Выявить данную патологию в состоянии здоровья пациентов удалось путем наблюдений за их самочувствием во время различных действий. Так, астма с тяжелыми и легкими приступами начиналась именно после нагрузки, но через определенное время, когда повышалось давление.
Бронхиальная астма физического усилия имеет свои индивидуальные особенности:
- большинство пациентов (около 75%) страдают от спазмов только во время быстрых пробежек;
- меньшее число пациентов испытывают дискомфорт даже на обычных прогулках пешком или на велосипеде;
- уникальность такого типа астмы в том, что, несмотря на физические усилия, она не возникает во время плавания.
Приступы прекращаются, когда организм снова возвращается в состояние покоя. Тяжелые проявления в редких случаях могут сохраняться на протяжении часа. Повторные физические усилия можно выполнять не ранее, чем через два часа после приступа, и, как показывает статистика, после новых нагрузок спазмы не такие острые, и перенести их легче.
Астма физического напряжения формируется, главным образом, по причине слишком больших физических усилий для организма. Ухудшение состояния происходит из-за резкого и очень быстрого попадания холодного воздуха в дыхательные пути и так же вызванной этим же гипервентиляцией легких. Именно поэтому приступы удушья наступают гораздо реже на прогулках без резких быстрых рывков.
У взрослых подверженность заболеванию выше, особенно у женской половины, из-за особенностей в строении органов дыхания.
До сегодняшнего дня ещё ведутся клинические наблюдения за астмой данного проявления, но до сих пор её нельзя назвать изученной.
Признаки и подходы к лечению заболевания
Главными симптомами бронхиальной астмы физического усилия по мере их развития являются следующие:
- Начало приступов через пятнадцать минут от начала физических нагрузок.
- Ощущается стеснение в области груди.
- Учащенное сердцебиение.
- Кашель.
- Удушье.
- Хрипы разной силы.
После прекращения физических занятий признаки болезни исчезают в течение одного часа или получаса. В единичных случаях проявления астмы начинаются в конце нагрузок, а не вначале. Во время физических усилий нужно внимательно следить за своим состоянием, потому что достаточно частыми являются случаи, когда человек, испытывая описанные выше симптомы, начинает думать, что это из-за плохой физической формы, и делает нагрузки ещё более интенсивными, а это категорически запрещено.
Врачи сходятся во взгляде, что любому человеку следует начинать занятие постепенно с простого до быстрого и тяжелого.
Касательно лечения, то оно сначала должно быть направлено на общую профилактику предотвращения возможных приступов и уже случившихся. Врач и тренер должны рассчитать степень допустимых нагрузок и их длительность. Между подходами необходимо давать себе время восстанавливаться и только после этого начинать физическую нагрузку.
В случае, когда подобранная программа занятия не помогает избежать приступов, лечение предусматривает применение перед физическими усилиями бронходилататоров. Это аэрозоли бета2-адреностимуляторов. Применять их нужно перед нагрузкой за пятнадцать минут. Такое лечение является самым эффективным и максимально снижает проявления бронхиальной патологии.
Для профессиональных спортсменов лечение и предотвращение приступов должно проводиться лекарственными средствами, не содержащими катехоламин, так как этот компонент запрещен. Допустимо лечение Тербуталином и Сальбутамолом. Эти лекарственные средства успешно борются с хрипами и улучшают дыхательные процессы.
Дополнительным средством в борьбе с астмой считается лечение препаратами, такими как Кромолин-натрий. Эти препараты также имеют форму выпуска в виде аэрозоля и применяются за полчаса до нагрузок. Из такого же средства можно делать ингаляции, тогда нужен Кромолин в виде порошка. Следует помнить, что пульмонологи рекомендуют в первый раз делать именно ингаляцию.
Менее эффективным является Ипратропия бромид. Использовать данное средство нужно за двадцать минут до нагрузки в виде двух вдохов аэрозоля.
Профилактика и возможные последствия заболевания
Для того чтобы результат лечения закрепился, нужно продолжать регулярные физические нагрузки, но в медленном темпе. Самыми подходящими для этого являются бег и ходьба или другие комбинации движений.
Нагрузка должна увеличиваться постепенно с соблюдением некоторых правил:
- Вначале занятия нужно просто ходить, потом ввести между ходьбой пробежки не дальше, чем на сто двадцать метров. В завершении забега пульс должен быть не выше ста шестидесяти ударов в минуту. На восстановление нужно дать не больше четырех минут.
- Со временем протяженность забегов должна увеличиваться и перерасти в размеренный бег трусцой. Если это не будет вызывать приступы, можно считать, что астма вылечена.
Вторым обязательным пунктом в профилактике считаются дыхательные упражнения. Их существует несколько видов. Все их можно найти в лечебной литературе и в интернете как «дыхательные упражнения при астме».
Противопоказанием для девушек и женщин является посещение спортивных центров за неделю до начала месячного цикла, так как в этот период существует наибольшая вероятность возникновения астматического приступа во время нагрузки.
К общим противопоказаниям относится запрет нагрузок ранним утром и поздним вечером, так как примерно с 19:00 до 07:00 в бронхиальной зоне выделяется слизь и увеличивается риск астматического спазма.
Осложнениями при астме физического усилия являются:
- удушье, которое может перейти в хроническую патологию;
- прогрессирующие приступы;
- угроза нормальной жизнедеятельности.
Помните, астма не приговор и не предлог для отказа от активности.
Она, наоборот, поможет выработать подходящий именно для вас режим тренировок, не наносящих ущерб здоровью, а только укрепляющих его.
Относительно подбора упражнений рекомендовано посоветоваться с доктором, он подскажет, что именно вам нужно.
Источник
 ýïîõó äîñòóïíîñòè èíôîðìàöèè, ìû ìîæåì óçíàòü âñ¸ ïðî ëþáóþ áîëåçíü ñ íàó÷íîé òî÷êè çðåíèÿ, íî ãîðàçäî èíòåðåñíåå ïîñëóøàòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé ñòîëêíóëñÿ ñ áîëåçíüþ è, òåì áîëåå, èìååò îïûò ïî áîðüáå ñ íåé.
Ìîÿ òåòÿ óæå 37 ëåò áîëååò áðîíõèàëüíîé àñòìîé è çà âñ¸ ýòî âðåìÿ îíà íàêîïèëà ñîîòâåòñòâóþùèå çíàíèÿ, ñ êîòîðûìè îíà ïîäåëèëàñü ñî ìíîé, à ÿ õî÷ó ïîäåëèòüñÿ ñ Âàìè.
 ýòîì ïîñòó âû íå óâèäèòå íàó÷íûå è ìåäèöèíñêèå òðàêòàòû. ß íàïèøó ïðîñòûìè ñëîâàìè î òîì, ê ÷åìó ïðèøëà ìîÿ òåòóøêà.
Íà÷íó ñ ñàìîãî íà÷àëà — êàê è ïî÷åìó îíà çàáîëåëà?.
1)  30 ëåò ìîÿ òåòóøêà èìåëà ñëîæíóþ æèçíåííóþ ñèòóàöèþ: ìóæ ïîäíèìàë ðóêó íà íå¸, íà ðàáîòå òðàâëÿ, íà ðóêàõ äâîå ìàëåíüêèõ äåòåé, à áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ, êòî ìîã áû å¸ ïîääåðæàòü, ðÿäîì íå áûëî.  îáùåì, ó ò¸òóøêè íà äóøå áûëà áîëüøàÿ îáèäà è ÷óâñòâî áåçûñõîäíîñòè.
Êàê âñïîìèíàåò ñàìà òåòóøêà, â îäèí èç òàêèõ äíåé ìóæ ñíîâà íà÷àë ïîäíèìàòü ðóêó íà íå¸ è îíà, ÷òîáû îáåçîïàñèòü ñåáÿ, âûáåæàëà íà óëèöó. Íî êóäà èäòè? Èäòè íå êóäà, à äîìà å¸ æäàë íàñèëüíèê. È âîò îíà èä¸ò ïî óëèöå, íå çíàÿ êóäà, â ãîëîâå îáèäà, à íà ëèöå ñë¸çû…äåëàåò î÷åðåäíîé âäîõ…. à äûøàòü íå ìîæåò. Îíà îáðàòèëàñü ê âðà÷ó è åé ïîñòàâèëè äèàãíîç — áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.
Òàêèì îáðàçîì, ê ïîÿâëåíèþ áîëåçíè ïîñëóæèë ñòðåññ, ïðè÷åì äëèòåëüíûé.
2) Ïîçæå âûÿñíèëîñü, ÷òî àñòìîé áîëåëà å¸ áàáóøêà. Çíà÷èò, íàñëåäñòâåííîñòü òàêæå èìååò ìåñòî áûòü.
3) Íà òîò ñàìûé ïåðèîä å¸ æèçíè îíà êóðèëà. Íî ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè ñêàæó, ÷òî ñòàæ áûë ìàëåíüêèé — 3 ãîäà.
Íåèçâåñòíî — ÷òî èìåííî ñïðîâîöèðîâàëî íà áîëåçíü. Âîçìîæíî, ÷òî- òî îäíî, à ìîæåò, è âñ¸ ñðàçó.
Íî ôàêò â òîì, ÷òî íà ìîìåíò ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêà:
Áûëà â äëèòåëüíîé ñòðåññîâîé ñèòóàöèè.
Èìåëà íàñëåäñòâåííîñòü.
Êóðèëà.
Ïîñëå ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêó íàïðàâèëè ê ïóëüìîíîëîãó. Òîò ïîêàçàë êàê ïîëüçîâàòüñÿ èíãàëÿòîðîì (ýòî òàêîé ïðèáîð, êîòîðûì ïîëüçóþòñÿ àñòìàòèêè, êîãäà çàäûõàþòñÿ) è âåëåë ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàòüñÿ ó âðà÷à.
Ñëåäóþùèå 15 ëåò òåòóøêà òàê è äåëàëà. È å¸ æèçíü áûëà âïîëíå íîðìàëüíîé è ïîëíîöåííîé. Êîãäà çàäûõàëàñü, òî áðàëà èíãàëÿòîð, ïøèê…è ïðèñòóïû óõîäèëè. Ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàëàñü ó ïóëüìîíîëîãà.
Êñòàòè, îòìå÷ó îäèí íåìàëîâàæíûé ìîìåíò. ß íå ìåäèê, íî êàê ÿ ïîíÿëà ñî ñëîâ ò¸òè:
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà- ýòî çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà ðàçäðàæèòåëè, ÷òî òî âðîäå àëëåðãèè. Ðàçäðàæèòåëåì ìîæåò áûòü ïûëüöà, öâåòåíèÿ, øåðñòü êîòîâ, ïûëü.
Íî, îêàçûâàåòñÿ, åñòü åù¸ îäèí ðàçäðàæèòåëü, î êîòîðîì ìîÿ òåòÿ äîëãèå ãîäà íå çíàëà. Ïðî íåãî ÿ ðàññêàæó ïîçæå.
Èòàê, ò¸òÿ óáðàëà âñå öâåòû, êîòîâ íå çàâîäèëà, ïîëêè ïðîòèðàëà îò ïûëè, íî ïðèñòóïû âñ¸ ðàâíî áûëè. Ïðè÷èíà áûëà íåèçâåñòíà, íî îíà íå ïðèäàâàëà ýòîìó áîëüøîãî çíà÷åíèÿ, òàê êàê ïîä ðóêîé âñåãäà áûë èíãàëÿòîð.
Òàê îíà æèëà ìíîãî ëåò. Íî îäíàæäû, êîãäà åé ñòóêíóëî îêîëî 50 ëåò, åé ïåðåñòàë ïîìîãàòü èíãàëÿòîð. Î÷åðåäíîé ïðèñòóï, íî «âîëøåáíàÿ øòó÷êà» íå ïîìîãàåò. Îíà âûçâàëà ñêîðóþ ïîìîùü. Òå, ïðèåõàâ, âêîëîëè åé â âåíó êàêîå- òî ëåêàðñòâî (ïðåäíèçîëîí, íî ìîãó îøèáàòüñÿ) è äûøàòü ñòàëî ñâîáîäíåå.
Âñ¸, îòíûíå è ñ òåõ ïîð ïðè êàæäîì î÷åðåäíîì ïðèñòóïå áûëà íåîáõîäèìîñòü â ñêîðîé ïîìîùè. Ïðèñòóïû ïîðîé ìîãëè áûòü ïî äâà ðàçà â íåäåëþ. Ýòî ìîæåò ïðîçâó÷èò æóòêî, íî òåòèíû ðóêè áûëè âñå îáêîëîòû.
È òàê îíà æèëà. Âðà÷è ñêîðîé ïîìîùè å¸ óæå çíàëè, çíàëè íàèçóñòü àäðåñ äîìà.
Òàêæå äîáàâëþ, ÷òî ò¸òÿ ñàìà ïî õàðàêòåðó ÷óâñòâèòåëüíàÿ, ìíîãî ïåðåæèâàåò, ñî÷óâñòâóåò. Íî íèêòî ýòîìó íå ïðåäàâàë çíà÷åíèÿ, òàê êàê îíà âñåãäà òàêîé áûëà.
×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ, îäèí âðà÷ åé âñ¸ òàêè ïîñîâåòîâàë íå õîäèòü ê ïóëüìîíîëîãó, à ñõîäèòü ê ïñèõîòåðàïåâòó. È ýòî áûëî òî÷íîå ïîïàäàíèå â ÿáëî÷êî. È âîò ïî÷åìó…
Âûñëóøàâ ò¸òóøêó, ïñèõîòåðàïåâò íàçíà÷èë óñïîêîèòåëüíîå è àíòèäåïðåññàíòû.
Ò¸òÿ íà÷àëà ïðèíèìàòü ýòè ïèëþëè….è ÷òî âû äóìàåòå? Ïðèñòóïû áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðîøëè!
Âûÿñíèëîñü, ÷òî ðàçäðàæèòåëåì îêàçàëèñü….íåðâû! Äà- äà…íè öâåòû, íè ïûëü, íè êîòû, à èìåííî íåðâû.
Òåòóøêà ðèñêíóëà, çàâåëà êîøêó, óåõàëà íà äà÷ó, ãäå óõàæèâàëà çà êëóìáîé, ïðèíèìàëà àíòèäåïðåññàíòû è ïðèñòóïîâ íå áûëî.
Òàê îíà è æèëà. Âñ¸ áûëî çàìå÷àòåëüíî, ò¸òÿ áûëà âñåãäà â ïðèïîäíÿòîì íàñòðîåíèè è ñîâñåì íå íåðâíè÷àëà. Íî òóò îíà çàìåòèëà, ÷òî íà÷èíàåò ïî- òèõîíüêó òóïåòü: ÷òî — òî çàáûâàåò, ãëóáîêî ìûñëèòü óæå òÿæåëî.
Òîãäà îíà ðåøèëà áðîñèòü ïèòü àíòèäåïðåññàíòû. Óæ î÷åíü íå õîòåëà áûòü òóïîé. Íî òóò áûëà îäíà ïðîáëåìà. Ðåøèâ áðîñèòü ïèòü òàáëåòêè, îíà íå ïîñîâåòîâàëàñü ñ âðà÷îì. Äåëî â òîì, ÷òî àíòèäåïðåññàíòû íåëüçÿ áðîñàòü ñðàçó, íóæíî óõîäèòü ïîñòåïåííî, èíà÷å áóäåò ñèëüíàÿ äåïðåññèÿ. À ò¸òÿ, åñòåñòâåííî, áðîñèëà ïèòü ñðàçó.
È òóò íà÷àëàñü æóòü….íàì ïîçâîíèëè ñîñåäè (èç äà÷è, ãäå áûëà ò¸òÿ) è ñêàçàëè, ÷òîáû ìû ñðî÷íî ïðèåõàëè è çàáðàëè ò¸òóøêó äîìîé, òàê êàê òà ñîáèðàåòñÿ âåøàòüñÿ.
Ìû ïðèåõàëè, ñòàëè ðàçãîâàðèâàòü, ñïðàøèâàòü — â ÷åì äåëî?
È ò¸òÿ íà÷àëà: «ß íèêîìó íå íóæíà, çà÷åì æèòü, ÿ õîòåëà ïîâåñèòüñÿ, íî ïîêà íå ïðèäóìàëà êàê ýòî ñäåëàòü, ÷òîáû âû íå óâèäåëè ìî¸ òåëî ïîòîì, òàê êàê íå õî÷ó âàñ òðàâìèðîâàòü«.
 îáùåì, ìû å¸ çàáðàëè äîìîé, ïî î÷åðåäè ñèäåëè ñ íåé, íå îñòàâëÿëè îäíîé. Äà, áûëî òÿæåëî, ïîòîìó÷òî ïîñòîÿííî ïðèõîäèëîñü ñëóøàòü äåïðåññèâíûå ðàçãîâîðû. Òàê ïðîäîëæàëîñü íåêîòîðîå âðåìÿ è, âñêîðå, âñ¸ ïðîøëî. Òåòóøêà ïåðåäóìàëà âåøàòüñÿ è ñòàëà áîëåå æèçíåðàäîñòíîé, ñòàëà òàêîé æå, êàê è áûëà äî ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ.
Íî òóò ïîÿâèëàñü ñòàðàÿ ïðîáëåìà. Òàê êàê îíà îòêàçàëàñü îò àíòèäåïðåññàíòîâ, êîòîðûå íå äàâàëè ïðîÿâëÿòüñÿ ðàçäðàæèòåëþ — íà÷àëèñü ïðèñòóïû àñòìû.
Ò¸òÿ íà÷àëà îïÿòü ïåðåæèâàòü çà êàêóþ-òî ôèãíþ. Ñíîâà ñêîðàÿ ïîìîùü, ñíîâà ëåêàðñòâî â âåíó (âðîäå, ïðåäíèçîëîí) è òàê ïî êðóãó.
Íî îäíàæäû íàì ïîçâîíèëà ñîñåäêà ïî ïîäúåçäó è ñêàçàëà, ÷òî íàøó ò¸òþ âûíåñëè ñîòðóäíèêè ñêîðîé ïîìîùè èç êâàðòèðû è óâåçëè.
×åñòíî ñêàæó, â òîò ìîìåíò ïî òåëó ïðîáåæàë õîëîäîê. ×òîáû ò¸òþ óâîçèëè — íèêîãäà òàêîãî íå áûëî ïðåæäå.
Ìû ïðèøëè â áîëüíèöó è óâèäåëè êàðòèíó: ò¸òÿ ëåæèò, íà âåíàõ ðóê êàòåòîðû, âî ðòó è â íîñó òîæå êàêîé-òî àïïàðàò.
Ê ñ÷àñòüþ, ò¸òÿ áûëà â ñîçíàíèè è ðàññêàçàëà:
«ß ñìîòðåëà òåëåâèçîð. Øëà äîêóìåíòàëüíàÿ ïåðåäà÷à ïðî ôèíñêèå êîíöëàãåðÿ âî âðåìÿ ÂÎÂ, ðàññêàçûâàëè êàê óáèâàëè äåòåé. ß íà÷àëà ïåðåæèâàòü, ñî÷óâñòâîâàòü. È ó ìåíÿ íàñòóïèë ïðèñòóï. Òàêîé ñèëüíûé, ÷òî ÿ íå áûëà íå â ñîñòîÿíèè äàæå âûçâàòü ñêîðóþ. Òîãäà ÿ ïîäîøëà ê îêíó, îòêðûëà åãî è íà÷àëà êðè÷àòü íà óëèöó ïðîõîæèì: «Ïîìîãèòå, âûçîâèòå ñêîðóþ». È òóò ñðàçó íà÷àëà ÷óâñòâîâàòü ñëàáîñòü, â ãëàçàõ ïîìóòíåíèå… â ýòîò æå ìèã ïîíèìàþ, ÷òî ÿ ïàäàþ íàçàä íà ïîë. À ÷òî äàëüøå áûëî — íå çíàþ.
Ïîòîì, ãäå-òî äàëåêî â ïîäñîçíàíèè, åëå óëîâèìî, ñëûøó ãîëîñà âðà÷åé, îíè ÷òî- òî ãîâîðÿò, íî ðàçîáðàòü íå ìîãó. È ñíîâà òèøèíà, ãîëîñà ïðåêðàòèëèñü. Ïðîñûïàþñü, îòêðûâàþ ãëàçà, à ÿ ãîëàÿ ëåæó â ðåàíèìàöèè. ×òî ñî ìíîé áûëî- íå çíàþ».
Ñîáñòâåííî, âðà÷è òîæå íè÷åãî íå ñêàçàëè — ïðèñòóï àñòìû è âñ¸. Ïî÷åìó áûëî ïîìóòíåíèå è ñëàáîñòü, ïî÷åìó óïàëà è âûðóáèëîñü? Íå ÿñíî. Íî ôàêò â òîì, ÷òî òàêîãî ðàíüøå ñ òåòåé íèêîãäà íå áûëî.
Ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ íàñ æäàëà ïëîõàÿ íîâîñòü îò âðà÷åé. Äåëî â òîì, ÷òî òî ëåêàðñòâî, êîòîðîå åé ìíîãî ëåò êîëîëà ñêîðàÿ — áîëüøå ò¸òè íå ïîìîãàåò. À ýòî çíà÷èò, ÷òî êàæäûé ïîñëåäóþùèé ïðèñòóï áóäåò çàêàí÷èâàòüñÿ ðåàíèìàöèåé.
Îêàçûâàåòñÿ, âûÿñíèëîñü, ÷òî âñå òå ëåêàðñòâà, ÷òî ðàíüøå ïðèíèìàëà ò¸òÿ — ãîðìîíàëüíûå. À ãîðìîíàëüíûå ñðåäñòâà îïàñíû òåì, ÷òî îðãàíèçì ê íèì ïðèâûêàåò è âñêîðå îíè ïåðåñòàþò äåéñòâîâàòü. ×òî è ïðîèçîøëî ó òåòè. Åé áîëüøå íè÷åãî íå ïîìîãàåò è íå ïîìîæåò. Òîëüêî ðåàíèìàöèÿ.
Íî íå ñïåøèòå îãîð÷àòüñÿ, ïîòîìó÷òî ôèíàë ìîåãî ðàññêàçà áóäåò äðóãèì.
Ìîÿ ò¸òÿ äîñòàòî÷íî ñìåëûé ÷åëîâåê (âû ýòî óæå ïîíÿëè, êîãäà ÿ ðàññêàçàëà êàê ò¸òÿ ðåøèëà áðîñèòü àíòèäåïðåññàíòû, íå ïîñîâåòîâàøèñü ñ âðà÷îì).
Îíà ðåøèëà áîðîòüñÿ ñ áîëåçíüþ ñâîèìè ñèëàìè.
Ê ýòîìó âðåìåíè îíà óæå çíàëà, ÷òî å¸ ðàçäðàæèòåëü- ýòî ñòðåññ, íåãàòèâíûå ìûñëè è ïåðåæèâàíèÿ. À òàêæå, çíàëà, ÷òî å¸ ëåêàðñòâà ãîðìîíàëüíûå, êîòîðûå åé ïèòü íåëüçÿ.
È ÷òî îíà òîãäà ñäåëàëà?
Îíà îãðàíè÷èëà ñâîé êðóã îáùåíèÿ ñ ëþäüìè, îòêëþ÷èëà òåëåâèçîð è îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ. Âåðíåå, îòêàçàëàñü îò âñåõ, êðîìå óñïîêîèòåëüíûõ. Âåñü å¸ äåíü- ýòî ðàçãàäûâàíèå êðîññâîðäîâ è ðàçãîâîðû ñ êîøêîé. Èíîãäà îíà îòêðûâàåò èíòåðíåò, ÷òîáû ïîñëóøàòü ñîâåòñêèå ïåñíè ñâîåé ìîëîäîñòè. È âñ¸.
Õîòèòå âåðüòå, õîòèòå íåò, íî ïðèñòóïû áîëüøå íå ñëó÷àþòñÿ (òüôó-òüôó-òüôó).
Åù¸ ðàç ïîâòîðþñü, îíà îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ, îãðàíè÷èëà êðóã îáùåíèÿ è ïåðåñòàëà ñìîòðåòü òåëåâèçîð. Åñëè ÷óâñòâóåò, ÷òî íà÷èíàåò íåðâíè÷àòü — ïüåò óñïîêîèòåëüíîå. È âñ¸.
Îäíàæäû ò¸òÿ ñî ìíîé ïîäåëèëàñü äâóìÿ ìûñëÿìè:
1) «ß æàëåþ òîëüêî î òîì, ÷òî êîãäà èìåëà ñòðåññîâûå ñèòóàöèè â 30 ëåò ïåðåä òåì, êàê ìíå ïîñòàâèëè äèàãíîç, ÿ íå ïðèíèìàëà óñïîêîèòåëüíîå. ß áîëüøå ÷åì óâåðåííà, ÷òî åñëè áû ÿ ïèëà óñïîêîèòåëüíîå, òî ñîêðàòèëà áû ñåáå ñòðåññîâîå ïðåáûâàíèå è òîãäà, âîçìîæíî, è àñòìû áû íå áûëî.»
2) «Êîãäà ìû çàäûõàåìñÿ, ìû õîòèì áîëüøå âçÿòü âîçäóõà è, ïîýòîìó, äåëàåì ãëóáîêèé âäîõ — ýòî íå ïðàâèëüíî. Äåëî â òîì, ÷òî íàøè ë¸ãêèå ïîäîáíû ãóáêå. ×åì ñèëüíåå íà ãóáêó íàæì¸øü, òåì áîëüøå îíà âîçüì¸ò â ñåáÿ. Ñîîòâåòñòâåííî, åñëè õî÷åøü âçÿòü áîëüøå âîçäóõà, íóæíî âûäîõíóòü íàñòîëüêî ñèëüíî, íàñêîëüêî âîçìîæíî.»
Òàêèì îáðàçîì, èìåÿ îïûò ìîåé ò¸òè, ÿ äåëàþ âûâîä:
1) Áûòü îñòîðîæíûì ñ ãîðìîíàëüíûìè.
2) Åñëè âû ðàâíîäóøíû ê ïûëüöå, ïûëè è êîòàì (äëÿ àñòìàòèêîâ) ïîïðîáóéòå ïîäëå÷èòü íåðâû.
3) Ñàìîå ãëàâíîå…áåðåãèòå íåðâû è ëèøíèé ðàç íå ïåðåæèâàéòå. Èçáåãàéòå íåãàòèâ.
È åù¸ íåñêîëüêî ñîâåòîâ îò ò¸òóøêè, ïðî êîòîðûå âûøå ÿ íè÷åãî íå ïèñàëà, íî îíè èìåþò ìåñòî áûòü.
4) Íèêîãäà íåëüçÿ ïðîãëàòûâàòü ìîêðîòó. Îòõàðüêèâàéòåñü.
5) Áóäüòå îñòîðîæíû, êîãäà áîëååòå ãðèïïîì. Ïðîëå÷èâàéòåñü äî êîíöà. Ñóùåñòâóåò òàêàÿ âåðñèÿ, ÷òî àñòìà — ýòî íåäîáèòûé ìèêðîá ïîñëå áîëåçíè, êîòîðûé îñòà¸òñÿ â ë¸ãêèõ íàâñåãäà.
Ýòî íå íàó÷íûé ïîñò è, âîçìîæíî, ìåäèêè áóäóò âîçðàæàòü ïî êàêèì òî ïóíêòàì. Íî ÿ ðàññêàçàëà ôàêòû…ñî ñëîâ àñòìàòèêà. Ýòî îïûò.
Áóäüòå çäîðîâû.
Источник