Как закалять ребенка при бронхиальной астме

Как закалять ребенка при бронхиальной астме thumbnail

Никогда не думала, что буду закаливать своих детей холодной водой. Считала, что закаливают детей очень заботливые и бесстрашные родители, но мне до этого далеко. И продолжала бы так думать, если бы у моей дочери не начались приступы бронхиальной астмы. Это тот самый жареный петух… другими словами, пришло время пробовать.

Думаю, ту же грань с отчаянием, что ощущала я, чувствуют и другие родители, дети которых часто болеют или (и) страдают проявлениями аллергии: диатез, аллергический ринит, бронхиальная астма и пр. Стоя у этой черты легко погрузиться в апатию, в другом случае — лихорадочно искать варианты решения. Мирская печаль, конечно, в таких ситуациях стороной не обходит.

Моей естественной реакцией была молитва. Но потребовалось время на то, чтобы понять: не следует перекладывать на Всевышнего то, что можешь и должна делать сама. Оздоровление, закаливание ребёнка — это благодатный труд, это своего рода совершенствование себя и своей любви к ближнему.

В скором времени в нашей астматической реальности оказались советы знакомых и даже священников закаливать, обливать ребёнка холодной водой. Одна из рекомендуемых методик закаливания детей была описана в книге Б.С. Толкачёва «Физкультурный заслон ОРЗ«. Надо сказать, что эту книгу уже не издают, приходится скачивать электронный текст.

Толкачёв делает упор на комплексное воздействие физкультурных и гигиенических упражнений.  В своей книге он рассказывает об удивительных результатах закаливания детей с помощью обливаний холодной водой. Да не просто холодной, а ледяной!  Часто болеющие дети, астматики, аллергики получали шанс жить нормальной жизнью — ходить в детский сад и школу, развиваться, как сверстники, а в физкультурном отношении даже достигать бо́льших успехов. Согласитесь, заманчивая перспектива.

Эта методика предполагает: обливания холодной водой, массаж, промывания носоглотки, дыхательную гимнастику, бег и прочие физкультурные упражнения. Информации о воздействии низких температур автор отдаёт внушительную часть книги. По методике Толкачёва родители часто болеющих детей должны изменить свою жизнь полностью, посвятить основную часть своего времени закаливанию и физкультурному оздоровлению детей. Чаще всего это невыполнимо в том объёме, в котором предлагает автор, поэтому приходится использовать варианты этого метода, приспособленные к жизни конкретной семьи.

Я хотела бы поделиться тем, как процесс приучения детей к низким температурам проходил в нашем случае, а также результатами этой работы. Возможно, для кого-то эта статья покажется интересной и быть может, принесёт хоть капельку пользы.

Подготовка к закаливанию

Итак, моему ребёнку было 3,5 года, когда мы начали обливания холодной водой. Дочке диагностировали бронхиальную астму, и два раза в день мы проводили ингаляции гормональными препаратами. Кроме того, каждый раз, когда девочка немного переохлаждалась, случался цистит, сопровождающийся недержанием мочи и подъёмом температуры. Последний раз это произошло, когда дочка немного потопала ножками в прохладной реке летом.

Методика Толкачёва вопреки общепринятым рекомендациям предлагает начинать обливания достаточно резко. Для тех деток, которые часто болеют, общепринятые темпы закаливания не приносят никакой пользы, поскольку они рассчитаны на здоровеньких детей. Постоянные обострения хронических воспалений и присоединяющаяся инфекция сводят на нет все предыдущие труды по закаливанию. Поэтому есть реальный смысл относительно резкого перехода к холодным обливаниям (хотя система Толкачёва вполне предусматривает гибкость). Особенно это важно для больных бронхиальной астмой, поскольку именно при резком воздействии низкой температуры в кровь выбрасывается гормон адреналин, который расширяет бронхи. Такое обливание может даже прекратить приступ удушья.

Для перехода к решительным действиям необходимо было изучить методику, распланировать действия после обливаний: бег, массаж, одевание. Эта последовательность важна, потому что не даёт ребёнку переохладиться и захворать от неумелого закаливания. Кроме того, вопреки мнению, что после обливания нужно растирать тело полотенцем, Толкачёв твёрдо заявляет, что это снижает закаливающий эффект. Бег, массаж и одеваться — этого достаточно после холоднющей воды.

Прежде чем начинать закаливать детей холодной водой, я должна была испробовать это на себе. Во-первых, только испытав эти незабываемые ощущения обливаний на своей шкуре, я могла дать дочери дельный совет, как справиться со страхом. Во-вторых, это была возможность послужить моим детям примером.

Я попробовала обливания из душа, из таза и даже холодные ванны (лично мне последнее было особенно страшно). Малышка наблюдала за мной с восхищением и волнением. Не могу не написать, какие чувства вызывает закаливание обливанием. Это невероятный заряд бодрости, преодоление собственного страха — в определённой мере подвиг. Когда это получается, ты чувствуешь, что не совсем ещё безвольная материя, а очень даже ничего и многое можешь. Излишне говорить об удовлетворении, которое приносит это осознание. В некоторой степени обливание может послужить психотерапией депрессии от знания болезни своего ребёнка.

Пример родителя — это хорошо, но не достаточно. Дочка всё равно продолжала бояться, когда я напоминала, что и она скоро будет пробовать закаливание. На помощь пришли видео из Сети, где детки обливались холодной водой даже стоя босиком на снегу. Эти ролики сработали просто отличной мотивацией для моего ребёнка.

Обыватели дают совет в начале практики закаливания холодной водой продумать, на чём будешь стоять во время этой водной процедуры. Бытует мнение, что если стоять босиком в холодной ванне или на земле, то можешь переохладиться и заболеть. Не могу сказать о «научности» этого мнения. Но я решила перестраховаться. Склонность моего ребёнка к циститам ещё больше меня к этому подтолкнула. Для обливаний я подготовила туристическую пенку, на которую и ставила потом малышку. Так действительно было спокойнее.

Немалое успокоение на начальном этапе обливаний мне дал гомеопатический препарат афлубин, который мы принимали в профилактических целях (не является рекламой*).

Пришло время обливаться холодной водой

От теории к практике. Настало время «Х». Я обливала и старшую дочь, и младшего сына, но эти процедуры были более регулярны у старшего ребёнка. С сыном пришлось немного подождать ввиду объективных причин. Поэтому буду повествовать, как это было и продолжается у дочки.

Я начала закаливать дочь достаточно резко, весной. Хотя мы сохранили постепенность в виде снижения температуры, но сразу начали обливаться целиком, минуя разве что волосистую часть головы. Сына я закаливала более постепенно, начиная с ножек. Общепринятые рекомендации здесь в помощь.

Мы заучили стишок, взятый из ролика какой-то семьи «моржей», и закаливались со словами:

Мы любой не боимся погоды.

И в зимнюю стужу, и в летний зной

Мы здоровье берём от природы,

А болячки смываем холодной водой. 

Вот такой стих прекрасно психологически настраивал на обливание моего ребёнка.

Далее мы называли холодную воду «волшебной» и придумывали разнообразные сказки с её участием.

За пару недель девочка опробовала и обливание из душа, и из таза и даже ледяные ванны. В приоритете однако у неё остался душ (хотя мне самой больше нравился вариант обливания из таза/ведра). Из тазика малышка обливалась на природе в деревне, это было гораздо веселее, чем в ванной. А вот прабабушке было не до веселья: когда правнучку безжалостно «мучили» обливаниями, бабуля почему-то бледнела.

Подстилку из-под ног мы убрали спустя месяц-полтора.

Вирусная инфекция и температура не остановили наших закаливающих процедур. Обливание холодной водой по методике Толкачёва заменил прохладный душ каждые 1,5-2 часа. Примечательно, что в этом случае даже жаропонижающие не понадобились.

После обливаний мы с дочкой бегали по квартире около 6 минут, затем следовал массаж грудной клетки, он же «волшебный массаж».

Мы обливались каждый день примерно в одно и то же время. Один раз в день. Боялись пропусков, чтобы предыдущая работа по закаливанию маленького подвижника не оказалась тщетной.

Что нам дало закаливание

Сейчас дочке 5 лет. Больше её не беспокоят циститы. Я могу без опаски отпустить её бегать босиком по «ледяному» полу.

Нам стали не страшны сквозняки.

Бороться с приступами астмы стало легче. Препараты, которые уже не помогали, вновь стали эффективными. Чем дальше мы практикуем обливания, тем больше проявляется бронхорасширяющий эффект, который помогает быстрее купировать приступ.

С началом практики закаливания холодной водой ребёнок стал легче переносить вирусные инфекции. Жаропонижающие просто оказались не нужны. Антибиотиков от бактериальных осложнений не пили ни разу с этих пор. Да и осложнений, слава Богу, не было.

Самооценка ребёнка повышается. Каждый день она рушит барьер собственного страха. Это не может не оказать положительного психологического влияния.

Возможно, если бы мы применяли методику закаливания Толкачёва в полном объёме, результаты были бы более яркими. Но даже то, что мы имеем сейчас, это просто поразительно. Это окрыляет и вдохновляет на дальнейшие труды в направлении комплексного оздоровления. Без массажа грудной клетки я уже не представляю, как можно помогать детям откашливаться. А «волшебная» холодная вода — наш верный помощник в укреплении защитных сил организма и свободном дыхании.

Екатерина Соловьева

Источник

Создание гипоаллергенного быта

Цель: научить родителей правилам создания гипоаллергенного быта, питания, закаливания детей.

В начале занятия обсуждаются вопросы домашнего задания. Называются симптомы болезни, предвестники приступов астмы.

Иллюстрации: плакаты, слайды с различными аллергенами, неспецифическими триггерами астмы.

 Как очистить дом или квартиру от аллергенов

Повторяется, что астма — хроническое аллергическое заболевание. Хроническое аллергическое воспаление в бронхах постоянно поддерживается действием аллергенов из окружения больного ребенка (дом, школа ). Устранение аллергенов улучшает течение болезни. Важен гипоаллергенный быт.

Излагается понятие низкоаллергенного (гипоаллергенного) быта. Гипоаллергенный быт — создание таких условий жизни для больного, которые уменьшают или исключают воздействие аллергенов и неспецифических раздражителей. Отдельно необходимо остановиться на отрицательной роли курения.

Табачный дым — один из основных неспецифических раздражителей, способных спровоцировать приступ болезни. Различают активное и пассивное курение. Активным считается курение, когда человек курит сам. Пассивным считается курение, когда человек вдыхает табачный дым, исходящий от курильщика. Вызывать приступ астмы может не только вдыхание табачного дыма, но и запах, исходящий от курильщика. Дым адсорбируется на волосах, одежде курильщика.

Представляется подробный перечень мероприятий по созданию гипоаллергенных условий быта, рекомендации по уменьшению количества микроклещей домашней пыли.

Иллюстрации: памятки с рекомендациями по созданию гипоаллергенного быта, описанием способов уменьшения численности микроклещей домашней пыли.

 Закаливание детей, больных астмой

Острые респираторные инфекции — частая неспецифическая причина при бронхиальной астме. Обострения заболевания могут совпадать с началом острой респираторной инфекции или развиваться на 7—8-й день заболевания. Вирусная инфекция повышает образование в организме больного астмой иммуноглобулина Е. Важно повышение устойчивости организма ребенка к острым респираторным инфекциям. Важное значение для этого имеют закаливающие процедуры.

Действие закаливания на организм человека разнообразно.В первую очередь повышается неспецифическая защита слизистых оболочек дыхательных путей к респираторным инфекциям.

У больных бронхиальной астмой можно применять различные способы закаливания: солнцем, воздухом, водой.

Главные принципы закаливания:

1. Принцип предварительности. Он учитывает начальное состояние организма ребенка при выборе вида закаливания, интенсивности закаливающего фактора. Принимается во внимание характер сопутствующей патологии.

2. Принцип постепенности. Для того, чтобы закаливание было эффективным, важно постепенно наращивать интенсивность закаливающего фактора.

3. Принцип систематичности. Закаливание эффективно, если оно проводится непрерывно. При перерыве в процедуре закаливания более 10-15 дней закаливающий эффект исчезает.

4. Принцип положительного эмоционального воздействия. Процедуры закаливания успешны только тогда, когда они не вызывают у ребенка негативных эмоций. При проведении закаливающих процедур важны занятия в игровой форме и личный пример родителей.

Для примера рассмотреть этапы закаливания водой: обливание ног, общие обтирания, общие обливания, купание.

Иллюстрации: брошюры по закаливанию.

Питание детей, больных астмой

При отсутствии пищевой аллергии в питание больных астмой ограничения не вводятся. Если приступы провоцируются определенным пищевым продуктом (рыба, цитрусовые и др.), продукт исключается из рациона питания. При сопутствующем атопическом дерматите питание ребенка строится на основе неспецифической гипоаллергенной диеты, из которой дополнительно исключаются индивидуальные аллергены. Состав неспецифической малоаллергенной диеты.

Иллюстрации: гипоаллергенная диета.

Контроль знаний

В качестве контроля для обсуждения можно предложить обсуждение жизненной ситуации .

Ситуация. Мальчик в возрасте 5 лет страдает атопической бронхиальной астмой. Часто болеет простудными заболеваниями, на фоне которых развиваются приступы астмы. Отец ребенка курит. В доме живет собака. Ребенок спит на перьевой подушке. Приступы астмы могут провоцироваться запахом рыбы. Задание: разработать план мероприятий по уменьшению воздействия аллергенов и неспецифических раздражителей для этого ребенка.

Задание на дом

Составить план по уменьшению воздействия аллергенов и неспецифических раздражителей на вашего ребенка.

Также Вам помогут следующие статьи по данной теме:

  • Школа бронхиальной астмы: что такое астма( 1 занятие)
  • Школа бронхиальной астмы: лечение бронхиальной астмы ( 3 занятие)
  • школа бронхиальной астмы: контроль и самоконтроль течения астмы (4 занятие)
  • Школа бронхиальной астмы: дыхание и физическая культура при астме (5 занятие)
  • Школа бронхиальной астмы: психологические проблемы при астме ( 6 занятие)

Источник

Важное место в системе реабилитации детей, больных бронхиальной астмой, принадлежит закаливанию. Для этих детей весьма нередкой является повышенная чувствительность к воздействию неспецифических физических факторов окружающей среды (низким температурам воздуха, воды, повышенной влажности и др.).

В силу несовершенства адаптационно-приспособительных механизмов, снижения функциональной активности клеточного иммунитета воздействие указанных факторов может способствовать возникновению приступов бронхиальной астмы через наслоение частых острых респираторных заболеваний и связанное с этим снижение барьерной функции слизистой бронхиального дерева в отношении экзогенных аллергенов. Закаливание позволяет повысить устойчивость организма ребенка к отрицательному воздействию ряда физических факторов окружающей среды.

Через совершенствование механизмов терморегуляции и связанное с ним улучшение функционирования внутренних органов и в том числе дыхательного аппарата закаливание вызывает повышение неспецифических факторов защиты, улучшает функционирование иммунокомпетентных органов.

В связи с выраженной чувствительностью к воздействию неспецифических факторов детей, больных бронхиальной астмой, к закаливанию их нужно подходить осторожно, придерживаясь принципа постепенного увеличения силы раздражителя, систематичности проведения закаливания, индивидуального подхода к нему в каждом конкретном случае с учетом особенностей течения болезни. Для закаливания могут быть использованы солнечные и воздушные ванны, водные процедуры.

Наибольший положительный эффект закаливания наблюдается при сочетанном проведении элементов закаливания и занятиями физическими упражнениями, которые сами по себе обладают закаливающим действием.

«Бронхиальная астма у детей», И.И. Балаболкин

Течение бронхиальной астмы у детей сопровождается значительными нарушениями метаболических процессов, которые могут сохраняться и в межприступном периоде заболевания. Патологические сдвиги в обмене веществ могут явиться причиной возникновения нарушения метаболизма витаминов в организме и развития витаминной недостаточности. Если учесть, что при этом заболевании нередок дисбактериоз кишечника, способствующий возникновению дефицита витаминов группы В, то становится очевидной важность…

Понижение толерантности к физическим нагрузкам у детей, больных бронхиальной астмой, проявляется в более выраженном увеличении частоты сокращений сердца, учащении дыхания, увеличении систолического и диастолического давления, потребления кислорода, снижении минутного объема крови, систолического выброса, нарушении сердечного ритма во время или после физической нагрузки по сравнению со здоровыми, возникновении посленагрузочного бронхоспазма [Савельев Б. П. и др., 1977]….

Лечебная физкультура при бронхиальной астме у детей включает использование общеукрепляющих физических методов воздействия (гимнастика, ходьба, бег, игры, плавание, лыжи), специально подобранных упражнений, направленных на восстановление нарушенных в ходе заболевания функций дыхательного аппарата и других органов. Важное значение имеют дыхательные упражнения, направленные на устранение патологических изменений со стороны бронхолегочного аппарата. Регулярные занятия дыхательными упражнениями способствуют развитию…

Согласно наблюдениям С. М. Иванова (1965), могут быть применены следующие виды закаливания детей, больных бронхиальной астмой: тщательное проветривание помещения, в котором находится ребенок; прогулки на свежем воздухе в облегченной одежде (в зависимости от погоды); предупреждение перегревания (борьба с излишним укутыванием); сон на открытом воздухе (летом) и при открытой форточке (зимой); обтирание тела водой температуры 35…

Активация биосинтеза глюкокортикоидных гормонов и связанное с этим улучшение бронхиальной проходимости отмечаются и при воздействии на надпочечники электромагнитного поля сверхвысокой частоты (СВЧ) сантиметрового диапазона [Громова В. Н., 1979]. В специализированных санаториях для лечения бронхиальной астмы используется бальнеотерапия (грязевые аппликации, нарзанные ванны). Одним из факторов терапевтического воздействия при лечении детей с бронхиальной астмой на курортах является…

Источник