Какие биологические дефекты лежат в основе бронхиальной астмы
Причины и механизмы развития бронхиальной астмы
Фактором развития бронхиальной астмы является врожденная или приобретенная чувствительность бронхов к различным аллергенам. Раздражители, поступающие из окружающей среды, носят название экзоаллергенов, а вещества, образующиеся в самом организме и вызывающие приступы удушья, называются эндоаллергенами.
Экзоаллергены при бронхиальной астме делятся на несколько видов.
I. Ингаляционные (воздушные) аллергены.
Эти аллергены попадают в бронхи в процессе дыхания.
Бытовые аллергены – домашняя пыль, пылевые частицы одежды, постельного белья, мебели, бумаги, книг, строительных материалов, домашних насекомых и различных бактерий. В сырых помещениях это грибы плесени, различного рода клещи, особенно рода Dermatophagoides, живущие в перьевых подушках, матрацах, коврах, мягкой мебели, а также споры бактерий, грибов и дрожжей.
Развитие приступов бронхиальной астмы в ночное время часто происходит из-за клещей рода Dermatophagoides. Их размер составляет около 0,3 мм в длину, они почти не видны невооруженным глазом. Каждый клещ оставляет в сутки около 20 частиц фекалий – активных аллергенов, имеющих размеры порядка 5 мкм.
Такие частицы легко попадают в дыхательные пути человека, особенно при перетряхивании постели. Аллергия на клещей характеризуется ночными приступами бронхиальной астмы в сочетании с аллергическим ринитом, круглогодичным течением процесса и улучшением состояния при смене места жительства.
К бытовым аллергенам относится и корм аквариумных рыбок, в состав которого входит порошок из дафний и гамаруса.
Пыльцевые аллергены – цветочная пыльца, пыльца злаковых растений (ржи, овсяницы, тимофеевки, мятлика и др.) и некоторых деревьев.
Для склонного к аллергии человека раздражителем может стать пыльца любого растения. Реакция на различные растительные аллергены нередко сочетается с непереносимостью ряда продуктов растительного происхождения. Так, например, аллергия на пыльцу полыни сочетается с непереносимостью цитрусовых, меда, подсолнечника. Аллергия на березовую пыльцу часто сопровождается непереносимостью яблок, груш, слив, абрикосов, картофеля, перца, баклажанов, моркови.
Эпидермальные аллергены – это перхоть и шерсть животных, перья птиц, чешуя рыб и др. Аллергены также могут находиться в слюне, фекалиях, моче животных.
II. Инсектные аллергены.
К ним относятся аллергены, входящие в состав слюны кусающих и жалящих насекомых, а также различные частички их покровов, тканей и выделений. У людей, чувствительных к одному насекомому, часто развиваются аллергические реакции на других, хотя бы в пределах одного классификационного семейства. Это связано с наличием у них общих аллергенов. Чаще всего аллергия, а с нею и приступ бронхиальной астмы развиваются после укусов пчелы, шмеля, осы, шершня. В последние годы доказана возможность развития аллергии на тараканов. Аллергены содержатся в слюне, фекалиях и тканях этого насекомого.
III. Пищевые аллергены.
Аллергия на пищевые продукты как причина бронхиальной астмы встречается в 2–6% случаев, особенно в детском возрасте. Аллергенами могут быть различные продукты, но среди них наиболее активны коровье молоко, рыба (особенно мясо красных рыб, трески), мед, яичный белок, пшеница и изделия из нее, бобы, томаты, клубника, шоколад, кофе и т. д.
Различные пищевые добавки – красители, ароматизаторы – также могут быть аллергенами, вызывающими приступы удушья.
Некоторые больные бронхиальной астмой могут быть чувствительны к сульфитам и метабисульфитам, применяемым для предупреждения брожения пищевых продуктов и в качестве антимикробных и антигрибковых добавок. Они содержатся в сухих фруктах и соках, рассолах, консервированных яблоках, грибах, сосисках.
Целый ряд продуктов способен спровоцировать обострение бронхиальной астмы не потому, что они содержат аллергены, а из-за присутствия в них некоторых химических веществ (серотонин, гистамин), которые сами по себе могут вызывать ухудшение бронхиальной проходимости, так как они способствуют выделению из тучных клеток биологически активных веществ, в частности гистамина. Это так называемые либераторы гистамина. Они содержатся в цитрусовых, землянике, клубнике, бананах, ананасах, колбасе, сыре, сливах.
IV. Лекарственные аллергены.
Любой лекарственный препарат или продукт его химического превращения в организме может вызвать аллергическую реакцию. Лекарства и их производные чаще являются гаптенами, причем в молекуле вещества присутствует так называемая антигенная детерминанта, вызывающая образование антител. Такие участки молекул могут оказаться одинаковыми у разных лекарств, поэтому их называют реагирующими детерминантами. Развитие аллергической реакции на какой-либо препарат может вызвать перекрестную аллергическую реакцию на другое средство, имеющее сходную детерминанту. Среди лекарств похожими антигенными детерминантами обладают новокаин, сульфаниламиды, ПАСК, некоторые сахаропонижающие препараты (бутамид, букарбан), мочегонные (гипотиазид, фуросемид, диакарб), препараты, используемые в психиатрии (нейролептики, антидепрессанты), антигистаминные (димедрол, супрастин), этмозин.
Некоторые препараты (аспирин, анальгин, амидопирин, индометацин), вызывая приступы удушья, изменяют обмен арахидоновой кислоты, которая служит источником образования химических соединений, влияющих на проходимость бронхов. Эти соединения называются простогландинами. Аспирин вмешивается в обмен простогландинов, при этом образуется меньше тех веществ, которые отвечают за расширение бронхов, а больше тех, что приводят к их сужению. Сходную реакцию вызывают также желтый пищевой краситель тартразин и соли бензойной кислоты.
V. Инфекционные аллергены.
К аллергенам, способным вызывать развитие бронхиальной астмы, относятся различные возбудители инфекционных болезней (бактерии, грибы, вирусы). Некоторые формы заболевания являются инфекционно-зависимыми и возникают в результате инфекций дыхательных путей (полости носа и носовых придаточных пазух, среднего уха, гортани, трахеи и бронхов). Очаги хронической инфекции опосредованно могут играть определенную роль в формировании повышенной чувствительности и нарушениях иммунитета с избыточным синтезом иммуноглобулинов.
Вызывают аллергические воспаления многие вирусы. Но чаще в развитии бронхиальной астмы задействован респираторно-синцитиальный вирус, который ответствен за развитие хронического бронхита и бронхиолита. Вирусы способны повреждать эпителий бронхов, который начинает выделять биологически активные вещества, вызывающие нарушение проходимости бронхов, а также облегчающие проникновение различных аллергенов через поврежденный эпителиальный барьер к клеткам иммунной системы.
Микробная инфекция, в частности пневмококк, стрептококк, гемофильная палочка, хламидии, чаще всего высевается у больных бронхиальной астмой. Непосредственно аллергическую реакцию они не вызывают, но так же, как и вирусы, могут повреждать слизистую оболочку бронхов, стимулируя выделение биологически активных веществ, многие из которых способны привлекать клетки воспаления, а также способствовать сужению бронхов. Инфекционные антигены также активизируют иммунную систему с выработкой иммуноглобулина Е, принимающего участие в аллергических реакциях.
Вызывать аллергические процессы могут и грибы. При этом в зависимости от того, к каким грибам имеется повышенная чувствительность, наблюдается сезонная регистрация обострений бронхиальной астмы. Так, аллергия на грибы рода Candida чаще развивается летом или в начале осени. Аллергия на грибы рода Penicillinum и Aspergillus зависит не от времени года, а от концентрации в воздухе спор.
Бронхиальную астму могут вызывать и эндоаллергены, которыми являются продукты деструкции тканей, образующиеся при инфекционных заболеваниях, особенно в бронхах и легких, реже в других органах.
Существует множество факторов, предрасполагающих к развитию данного заболевания. Внутренние, или микроэкологические, факторы:
• желудочно-пищеводный рефлюкс (особенно заметна его роль в развитии ночных приступов удушья);
• хронические очаги инфекции в носоглотке;
• хронические заболевания желудка и билиарной системы;
• нарушения гомеостаза микрофлоры кишечника (дисбактериозы);
• паразитарная и глистная инвазия.
Внешние, или макроэкологические, факторы также способствуют развитию и прогрессированию бронхиальной астмы. Это все нарастающее загрязнение окружающей среды (прежде всего воздуха), метеорологические факторы (солнечная, ветреная и влажная погода), космофизические факторы (изменения солнечной активности и формирование магнитных бурь).
Провоцирующую роль в возникновении удушья могут играть физическая нагрузка и психоэмоциональный стресс.
Все перечисленные факторы воздействуют на любого человека, но заболевает бронхиальной астмой не каждый. В основе такой избирательности лежат биологические дефекты. Они могут быть самыми различными. В первую очередь это наследственный фактор, то есть предрасположенность к аллергическим болезням вообще и к бронхиальной астме в частности. Заболевание имеет полигенный тип наследования. Это означает, что его развитие связано с изменениями нескольких генов и их комплексов, причем при разных формах бронхиальной астмы комбинация таких измененных генов может быть различной. Конечно, биологические дефекты отмечаются у тех людей, чьи кровные родственники страдали от аллергических болезней.
Аллергические реакции, лежащие в основе развития бронхиальной астмы, могут быть различными. При IgE-зависимом механизме реагинового типа белки пыльцы растений проникают через эпителий и с помощью специализированных антигенпреципитирующих клеток (макрофагов и В-лимфоцитов) активизируют Т-лимфоциты. Последние включают в реакцию реагинового типа В-лимфоциты и способствуют экспрессии специфического IgE.
IgE сенсибилизирует тучные клетки, активируя их при присоединении аллергена через Fab-фрагмент. При этом развивается патохимическая ранняя фаза аллергической реакции, что в итоге приводит к выбросу из клетки гистамина. Вслед за ранней фазой формируется поздняя фаза аллергии. Она обусловлена активацией альвеолярных макрофагов, базофилов, эозинофилов, лимфоцитов, тромбоцитов, на мембране которых имеются рецепторы к Fc-фрагменту. Затем происходит ряд биохимических реакций, которые активизируют метаболизм арахидоновой кислоты с образованием многочисленных противовоспалительных веществ; повышается сосудистая проницаемость, выбрасываются лейкотриены, выходят из кровотока IgG, лейкоциты. Последние оседают на эпителиальных клетках и эндотелии сосудов за счет взаимодействия с молекулами адгезии. Это ведет к необратимой перестройке бронхиальной стенки, утолщению и деструкции базальной мембраны бронхов, слущиванию и десквамации мерцательного эпителия.
В патогенезе гиперреактивности дыхательных путей имеют значение продукты повреждения эпителия и других клеточных структур эозинофилами, Т-хелперами, макрофагами, выделение фактора активации тромбоцитов.
Нарушение целостности эпителия дыхательных путей за счет разрушающего действия воспалительного процесса приводит к обнажению нервных окончаний гладкой мускулатуры бронхов, афферентных холинергических нервов, вызывает освобождение ацетилхолина и развитие рефлекторного бронхоспазма.
Источник
Бронхиальная астма. Доступно о здоровьеПавел Александрович Фадеев
Биологические дефекты у здоровых людей
Под биологическими дефектами понимают такие нарушения в различных органах и системах организма (эндокринной, нервной и иммунной), которые выявляются только при помощи специальных лабораторных исследований.
При этом организм находится в состоянии полной компенсации и болезнь отсутствует. Под воздействием различных причинных факторов[66] (внутренних и внешних) происходит декомпенсация и развивается состояние предастмы или бронхиальной астмы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
О псевдогаллюцинациях вообще. Условия их возникновения (у здоровых людей), их отличие как от галлюцинаций, так от простых образов
Возвращаюсь к описанию псевдогаллюцинаторных явлений в смысле определения, данного мною выше.Псевдогаллюцинации бывают не только у
Псевдогаллюцинации зрения у людей здоровых и душевнобольных
Псевдогаллюцинации зрения. – Это псевдогаллюцинации у людей, душевным расстройством не страдающих, бывают большей частью в качестве эпизодических явлений. Но у отдельных субъектов, отличающихся нервным
Псевдогаллюцинации слуха у людей здоровых и душевнобольных
Переходим теперь к специальному рассмотрению псевдогаллюцинаций слуха.Весьма часто душевнобольные имеют определенные слуховые восприятия, слышат шумы (например, шум шагов), тоны, отрывки музыкальных пьес,
Глава 4. Применение аутогенной тренировки у здоровых людей
Положительное влияние аутогенной тренировки на процессы восстановления психической и физической работоспособности, возможность с ее помощью регулировать эмоциональное состояние и повышать эффективность
Суставная гимнастика для пожилых людей и людей с тяжелыми заболеваниями
Гимнастика для пожилых людей
Если вам 55–60 лет — не читайте эту главу, она не для вас. Я считаю, что пожилыми могут себя считать люди от 70 и выше. Да и то далеко не все.1. Сядьте на стул. Ноги чуть
10. Почему развиваются запоры у практически здоровых людей и что делать в этом случае?
Отдельной группой среди страдающих хроническим запором, выделяются практически здоровые люди, у которых запор является следствием низкой физической активности (малоподвижный образ
Рекомендации по составлению ежедневного меню для больных и здоровых людей
ЗавтракКак мы уже знаем, лучше всего на завтрак есть щелочеобразующие продукты: фрукты, овощи (свежие салаты из них), пить свежевыжатые соки.Если вы чем-то болеете, то наилучшей рекомендацией для
Рекомендации по составлению ежедневного меню для больных и здоровых людей
ЗавтракКак мы уже знаем, лучше всего на завтрак есть щелочеобразующие продукты: фрукты, овощи (свежие салаты из них), пить свежевыжатые соки.Если вы чем-то болеете, то наилучшей рекомендацией для
СОЛЬ НЕ ВХОДИЛА В РАЦИОН ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ
Я уверен, что одной из основных причин, по которой эти чудесные люди, жившие на Балканском полуострове, не страдали от болезней сердца и инфарктов, было отсутствие в их рационе соли. Дети и подростки этого народа не страдали от
Ночной отдых практически здоровых людей
Люди, которых можно назвать «практически здоровыми» (и к которым я отношу себя), имеют свои особенности ночного отдыха:? рыдающее дыхание им использовать не нужно (да и не получится, если у организма не возникает в нем потребности).?
Комплекс упражнений для практически здоровых людей (профилактика бронхита)
УПРАЖНЕНИЕ 1Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.На счет 1–2 разведите руки в стороны, повернув ладони вверх (рис. 196), потянитесь и сделайте глубокий вдох, на счет 3–4
Дефекты ног
Причины деформации ног столь же многообразны, как и вышеперечисленные. Их можно разделить на две группы:1. Врождённые. Встречаются не так часто, но бывают очень неприятными. Для лечения может потребоваться хирургическое вмешательство.2. Приобретённые. В
Пример физических нагрузок для условно здоровых людей, имеющих избыточный вес
Для снижения веса важны аэробные нагрузки, так как гидролиз (расщепление) жиров в митохондриях происходит в присутствие кислорода.Аэробная нагрузка увеличивает потребление кислорода,
Пример физических нагрузок для условно здоровых людей, имеющих избыточный вес
Для снижения веса важны аэробные нагрузки, так как гидролиз (расщепление) жиров в митохондриях происходит в присутствие кислорода.Аэробная нагрузка увеличивает потребление кислорода,
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ
НИЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ НЕ СОВЕРШЕННО
Чаще всего аутогенной тренировкой занимаются люди, которые не считают себя ни здоровыми, ни больными. Если руководитель курсов задаст им вопрос, кто из них чувствует себя здоровым, а кто больным, то
Источник
Îñîáåííîñòü õðîíè÷åñêîãî âîñïàëèòåëüíîãî çàáîëåâàíèÿ äûõàòåëüíûõ ïóòåé ÷åëîâåêà. Êëàññèôèêàöèÿ òÿæåñòè îáîñòðåíèÿ àñòìû. Ïðîÿâëåíèå íàñëåäñòâåííîñòè, àòîïèè è ãèïåððåàêòèâíîñòè áðîíõîâ. Õàðàêòåðèñòèêà àëëåðãåíîâ è ýíäîãåííûõ ýòèîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÎÁËÀÑÒÍÎÅ ÁÞÄÆÅÒÍÎÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÎÅ Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ
ÑÐÅÄÍÅÃÎ ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÎÃÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß
«ØÓÉÑÊÈÉ ÌÅÄÈÖÈÍÑÊÈÉ ÊÎËËÅÄÆ»
ÊÎÍÒÐÎËÜÍÀß ÐÀÁÎÒÀ
ÒÅÌÀ: «Äèàãíîñòèêà ýòèîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ, èõ ðîëü â ðàçâèòèè áðîíõèàëüíîé àñòìû»
Ðàáîòó âûïîëíèëà:
Áîðèñîâà Òàòüÿíà Âëàäèìèðîâíà
Ðóêîâîäèòåëü:
Åðìàêîâà Ëþáîâü Âàñèëüåâíà
Ðàáîòà ïðåäñòàâëåíà ê çàùèòå:
Øóÿ — 2015
Ñîäåðæàíèå
Ââåäåíèå
1. Ýòèîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû ðàçâèòèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû
2. Âíóòðåííèå ôàêòîðû
3. Âíåøíèå ôàêòîðû
4. Ýòèîëîãè÷åñêàÿ êëàññèôèêàöèÿ
Çàêëþ÷åíèå
Ââåäåíèå
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà— «õðîíè÷åñêîå âîñïàëèòåëüíîå çàáîëåâàíèå äûõàòåëüíûõ ïóòåé, â êîòîðîì ïðèíèìàþò ó÷àñòèå ìíîãèå êëåòêè è êëåòî÷íûå ýëåìåíòû. Õðîíè÷åñêîå âîñïàëåíèå îáóñëîâëèâàåò ðàçâèòèå áðîíõèàëüíîé ãèïåððåàêòèâíîñòè, êîòîðàÿ ïðèâîäèò ê ïîâòîðÿþùèìñÿ ýïèçîäàì ñâèñòÿùèõ õðèïîâ, îäûøêè, ÷óâñòâà çàëîæåííîñòè â ãðóäè è êàøëÿ, îñîáåííî ïî íî÷àì è ðàííèì óòðîì. Ýòè ýïèçîäû îáû÷íî ñâÿçàíû ñ ðàñïðîñòðàí¸ííîé, íî èçìåíÿþùåéñÿ ïî ñâîåé âûðàæåííîñòè îáñòðóêöèè äûõàòåëüíûõ ïóòåé â ë¸ãêèõ, êîòîðàÿ ÷àñòî áûâàåò îáðàòèìà ëèáî ñïîíòàííî, ëèáî ïîä äåéñòâèåì ëå÷åíèÿ»
Âíóòðåííèå ôàêòîðû:
1. íàñëåäñòâåííîñòü
2. àòîïèÿ
3. ãèïåððåàêòèâíîñòü äûõàòåëüíûõ ïóòåé
Âíåøíèå ôàêòîðû:
1. àëëåðãåíû
2. Ýíäîãåííûå ýòèîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû
3. Ðåñïèðàòîðíûå èíôåêöèè
4. Âîçäóøíûå ïîëëþòàíòû
5. êóðåíèå (ïàññèâíîå è àêòèâíîå)
Öåëü èññëåäîâàíèÿ:
Òåîðåòè÷åñêè ïîêàçàòü ðîëü äèàãíîñòèêè ýòèîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ â ðàçâèòèè áðîíõèàëüíîé àñòìû
Çàäà÷è èññëåäîâàíèÿ:
1) Îïðåäåëèòü íàèáîëåå âàæíóþ (ïîïóëÿðíóþ) ïðè÷èíó
2) Îáîñíîâàòü ñåðüåçíîñòü çàáîëåâàíèÿ
3) Îáîñíîâàòü êàæäóþ ïðè÷èíó
4) Âûÿñíèòü ïóòè áîðüáû ñ ôàêòîðàìè ðàçâèòèÿ àñòìû
5) Ñîñòàâèòü ïëàí ïðåäîòâðàùåíèÿ ðàçâèòèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû
6) Óçíàòü ïîñëåäñòâèÿ ïîçäíåãî âûÿâëåíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû
1. Ýòèîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû ðàçâèòèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû
Àñòìà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé çàáîëåâàíèå äûõàòåëüíûõ ïóòåé, ïðè êîòîðîì ïîâûøàåòñÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü òðàõåîáðîíõèàëüíûõ ïóòåé ê ìíîãî÷èñëåííûì ðàçäðàæèòåëÿì. Ôèçèîëîãè÷åñêè îíà ïðîÿâëÿåòñÿ ðàñïðîñòðàíåííûì ñóæåíèåì âîçäóõîíîñíûõ ïóòåé, êîòîðîå ìîæåò ïðîèçîéòè ñïîíòàííî èëè ïîñëå ëå÷åíèÿ, êëèíè÷åñêè ïðîÿâëÿåòñÿ íàðóøåíèÿìè äûõàíèÿ, êàøëåì è õðèïàìè. Ïðîòåêàåò ïðèñòóïîîáðàçíî, ïåðèîäû îáîñòðåíèÿ ÷åðåäóþòñÿ ñ áåññèìïòîìíûìè ïåðèîäàìè. Äëÿ íåå õàðàêòåðíû ïðèñòóïû, äëÿùèåñÿ îò íåñêîëüêèõ ìèíóò äî íåñêîëüêèõ ÷àñîâ, ïîñëå ÷åãî áîëüíîé êàæåòñÿ êëèíè÷åñêè çäîðîâûì. Òåì íå ìåíåå, âîçìîæíî ñîñòîÿíèå, ïðè êîòîðîì áîëüíîé ïîñòîÿííî èñïûòûâàåò çàòðóäíåíèå äûõàíèÿ. Áîëåçíü â ýòîé ôàçå ìîæåò ïðîòåêàòü ëåãêî, ñ îáîñòðåíèÿìè èëè áåç íèõ èëè ñ òÿæåëîé îáñòðóêöèåé äûõàòåëüíûõ ïóòåé â òå÷åíèå äíåé èëè íåäåëü. Ýòî ñîñòîÿíèå íàçûâàþò àñòìàòè÷åñêèì ñòàòóñîì.
Ðàñïðîñòðàíåííîñòü è ýòèîëîãèÿ. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ìîæåò ðàçâèâàòüñÿ â ëþáîì âîçðàñòå, îäíàêî ÷àùå âñåãî îíà íà÷èíàåòñÿ â ðàííèå ãîäû æèçíè.
Êëàññèôèêàöèÿ òÿæåñòè îáîñòðåíèÿ àñòìû
Îáîñòðåíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû — ýòî ýïèçîäû ïðîãðåññèâíîãî íàðàñòàíèÿ îäûøêè, êàøëÿ, ñâèñòÿùèõ õðèïîâ, ÷óâñòâà ñäàâëåíèÿ ãðóäíîé êëåòêè.  ýòî âðåìÿ ïðîñâåò áðîíõîâ ñóæàåòñÿ, ÷òî ñîïðîâîæäàåòñÿ ñíèæåíèåì ïèêîâîé ñêîðîñòè âûäîõà (ÏÑÂ), îáú¸ìà ôîðñèðîâàííîãî âûäîõà çà 1 ñåêóíäó (ÎÔÂ1), ôîðñèðîâàííîé æèçíåííîé ¸ìêîñòè ë¸ãêèõ (ÔÆÅË). Äëÿ îöåíêè òÿæåñòè îáîñòðåíèÿ ïðîâîäÿò ôèçèêàëüíîå îáñëåäîâàíèå, èññëåäîâàíèå ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ, èññëåäîâàíèå ãàçîâ àðòåðèàëüíîé êðîâè, ÝÊÃ, ðåíòãåíîãðàôèþ îðãàíîâ ãðóäíîé êëåòêè[2].
2. Âíóòðåííèå ôàêòîðû
Íàñëåäñòâåííàÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê áðîíõèàëüíîé àñòìå âûÿâëÿåòñÿ ó 46.3% áîëüíûõ, åñëè îäèí ðîäèòåëü áîëåí áðîíõèàëüíîé àñòìîé, âåðîÿòíîñòü ðàçâèòèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû ó ðåáåíêà ñîñòàâëÿåò 20-30%, à åñëè áîëüíû îáà ðîäèòåëÿ — îíà äîñòèãàåò 75%.  öåëîì ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ðèñê âîçíèêíîâåíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû ó ðåáåíêà, ðîäèòåëè êîòîðîãî èìåþò ïðèçíàêè àòîïèè, â 2-3 ðàçà âûøå, ÷åì ó ðåáåíêà îò ðîäèòåëåé, êîòîðûå åå íå èìåþò.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ ïðåäïîëàãàåòñÿ ïîëèãåííûé òèï íàñëåäîâàíèÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòè ê áðîíõèàëüíîé àñòìå.
Ãåíåòè÷åñêèìè ìàðêåðàìè ïðåäðàñïîëîæåííîñòè ê áðîíõèàëüíîé àñòìå ñ÷èòàþòñÿ îïðåäåëåííûå HLA-àíòèãåíû (ãëàâíîãî êîìïëåêñà ãèñòîñîâìåñòèìîñòè, ðàñïîëîæåííîãî íà êîðîòêîì ïëå÷å 6 õðîìîñîìû; çäåñü æå ðàñïîëàãàþòñÿ ãåíû, êîíòðîëèðóþùèå 2 è 4 êîìïîíåíòû êîìïëåìåíòà, Â-ôàêòîðà ïðîïåðäèíà, à òàêæå ãåíû, êîíòðîëèðóþùèå èììóííûé îòâåò — Ir-ãåíû).
Êàê óñòàíîâëåíî Å. Í. Áàðàáàíîâîé (1993) è Ì.À.Ïåòðîâîé (1995), ó áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé ïî ñðàâíåíèþ ñî çäîðîâûìè ëþäüìè ãîðàçäî ÷àùå âñòðå÷àþòñÿ àíòèãåíû Â13, Â21, Â35 è DR5. Èìåþòñÿ ñîîáùåíèÿ î ÷àñòîé âñòðå÷àåìîñòè ó áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé òàêæå àíòèãåíîâ À2, Â7, Â8, Â12, Â27, DR2. Íàëè÷èå ýòèõ àíòèãåíîâ çíà÷èòåëüíî ïîâûøàåò ðèñê ðàçâèòèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû. Íàïðîòèâ, àíòèãåíû À28, Â14, BW41, DR1 ÿâëÿþòñÿ «çàùèòíûìè» â îòíîøåíèè ðàçâèòèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ îáíàðóæåíû äâà àñòìàòè÷åñêèõ ãåíà ó ìûøåé, îáóñëîâëèâàþùèõ ãèïåð÷óâñòâèòåëüíîñòü áðîíõîâ (ãèïåððåàêòèâíîñòü).
Ó ÷åëîâåêà îñíîâíûå ãåíû ïðåäðàñïîëîæåííîñòè ê áðîíõèàëüíîé àñòìå ñîäåðæàòñÿ â õðîìîñîìàõ 5 è 11, ïðè÷åì îñîáóþ ðîëü èãðàåò êëàñòåð ãåíîâ IL4. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ãåíåòè÷åñêàÿ îñíîâà áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðåäñòàâëåíà êîìáèíàöèåé ãåíåòè÷åñêîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòè ê ðàçâèòèþ àòîïèè è ãèïåððåàêãèâíîñòè áðîíõîâ. Êàæäûé èç ýòèõ ãåíåòè÷åñêèõ ôàêòîðîâ ïðåäðàñïîëîæåííîñòè çíà÷èòåëüíî ïîâûøàåò âåðîÿòíîñòü çàáîëåâàíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìîé.
· Àòîïèÿ
Àòîïèÿ — ýòî ñïîñîáíîñòü îðãàíèçìà ê âûðàáîòêå ïîâûøåííîãî êîëè÷åñòâà IgE (ðåàãèíîâ) â îòâåò íà âîçäåéñòâèå àëëåðãåíîâ îêðóæàþùåé ñðåäû. Ïðè ýòîì â êðîâè áîëüíûõ ïîâûøåí óðîâåíü IgE, îòìå÷àþòñÿ ïîëîæèòåëüíûå êîæíûå ïðîáû ñ àëëåðãåíàìè, â àíàìíåçå èìåþòñÿ óêàçàíèÿ íà ðàçëè÷íûå ïðîÿâëåíèÿ àëëåðãèè.
Àòîïèÿ ÷ðåçâû÷àéíî ÷àñòî èìååòñÿ ó áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé è èõ áëèæàéøèõ ðîäñòâåííèêîâ. Ñïîñîáíîñòü ê ñèíòåçó IgE íàõîäèòñÿ ïîä ãåíåòè÷åñêèì êîíòðîëåì è ïåðåäàåòñÿ ïî íàñëåäñòâó.
· Ãèïåððåàêòèâíîñòü áðîíõîâ
Ãèïåððåàêòèâíîñòü áðîíõîâ — ýòî ïîâûøåííàÿ ðåàêöèÿ áðîíõîâ íà ðàçäðàæàþùåå âîçäåéñòâèå, ïðè ýòîì âîçìîæíî ðàçâèòèå áðîíõîñïàçìà. Ýòî æå âîçäåéñòâèå ó áîëüøèíñòâà çäîðîâûõ ëèö íå âûçûâàåò áðîíõîñïàñòè÷åñêîé ðåàêöèè. Óñòàíîâëåíî, ÷òî ñïîñîáíîñòü ê ãèïåððåàêòèâíîñòè áðîíõîâ òàêæå ïåðåäàåòñÿ ïî íàñëåäñòâó.
 1996 ã. Ô. Êóììåð ñîîáùèë, ÷òî ó ëèö, ïðåäðàñïîëîæåííûõ ê ðàçâèòèþ áðîíõèàëüíîé àñòìû, âûÿâëåíû èçìåíåíèÿ íà 4, 5, 6, 11 õðîìîñîìàõ, îòâå÷àþùèõ çà áðîíõèàëüíóþ ãèïåððåàêòèâíîñòü ïðè êîíòàêòå ñ ýêçîàëëåðãåíîì (ïðåèìóùåñòâåííî áåëêîâîé ïðèðîäû).
Áèîëîãè÷åñêèå äåôåêòû ó ïðàêòè÷åñêè çäîðîâûõ ëèö
Ýòîò ïðåäðàñïîëàãàþùèé ôàêòîð òàêæå èìååò áîëüøîå çíà÷åíèå, òàê êàê ïîä âëèÿíèåì ðàçëè÷íûõ ïðè÷èí (îáîñòðåíèå õðîíè÷åñêèõ ðåñïèðàòîðíûõ çàáîëåâàíèé, êîíòàêò ñ àëëåðãåíàìè, íåðâíî-ïñèõè÷åñêèé ñòðåññ, õèìè÷åñêèå èððèòàíòû, íåáëàãîïðèÿòíûå ìåòåîóñëîâèÿ è äð.) ïðîèñõîäèò êëèíè÷åñêàÿ ìàíèôåñòàöèÿ ýòèõ äåôåêòîâ è ðàçâèâàåòñÿ áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.
Ñîãëàñíî Ã. Á. Ôåäîñååâó, áèîëîãè÷åñêèå äåôåêòû ìîãóò áûòü ñëåäóþùèå:
äåôåêòû íà óðîâíå öåëîñòíîãî îðãàíèçìà (äåôåêòû ôóíêöèîíèðîâàíèÿ èììóííîé, íåðâíîé, ýíäîêðèííîé ñèñòåì);
äåôåêòû íà îðãàííîì óðîâíå (ãèïåððåàêòèâíîñòü áðîíõîâ ê áèîëîãè÷åñêè àêòèâíûì âåùåñòâàì, ïîëëþòàíòàì, àëëåðãåíàì; íàðóøåíèå ñèñòåìû ìåñòíîé áðîíõîïóëüìîíàëüíîé çàùèòû);
äåôåêòû íà êëåòî÷íîì óðîâíå (íåñòàáèëüíîñòü òó÷íûõ êëåòîê, ÷ðåçìåðíî âûñîêèé âûáðîñ áèîëîãè÷åñêè àêòèâíûõ âåùåñòâ ïðè èõ äåãðàíóëÿöèè, íàðóøåíèå ôóíêöèè ýîçèíîôèëîâ, ìàêðîôàãîâ è äð. êëåòîê);
äåôåêòû íà ñóáêëåòî÷íîì óðîâíå (äåôåêòû ìåìáðàííî-ðåöåïòîðíûõ êîìïëåêñîâ, â ÷àñòíîñòè, ñíèæåííàÿ àêòèâíîñòü áåòà2-àäðåíîðåöåïòîðîâ, íàðóøåíèÿ îêñèäàíòíî-àíòèîêñèäàíòíîé ñèñòåìû è äð.).
3. Âíåøíèå ôàêòîðû
· Àëëåðãåíû — ÿâëÿþòñÿ îñíîâíûì ýòèîëîãè÷åñêèì ôàêòîðîì áðîíõèàëüíîé àñòìû.
Áûòîâûå àëëåðãåíû
Îñíîâíûì ïðåäñòàâèòåëåì áûòîâûõ àëëåðãåíîâ ÿâëÿåòñÿ äîìàøíÿÿ ïûëü. Îíà ñîäåðæèò â ñâîåì ñîñòàâå ðàçëè÷íûå âåùåñòâà: îñòàòêè ðàçëè÷íûõ òêàíåé, ÷àñòèöû ýïèäåðìèñà ÷åëîâåêà è æèâîòíûõ, àëëåðãåíû íàñåêîìûõ, ïûëüöû ðàñòåíèé, ãðèáîâ (÷àùå âñåãî ýòî àíòèãåíû ïëåñíåâûõ ãðèáîâ — ðèçîïóñ, ìóêîð, àëüòåðíàðèÿ, ïåíèöèëëèóì è äð.), áàêòåðèè, áèáëèîòå÷íàÿ ïûëü è äð. êîìïîíåíòû. âîñïàëèòåëüíûé àñòìà íàñëåäñòâåííîñòü àëëåðãåí
Ýïèäåðìàëüíûå àëëåðãåíû
Ê ýïèäåðìàëüíûì àëëåðãåíàì îòíîñÿòñÿ ÷àñòèöû ýïèäåðìèñà, ïåðõîòè, øåðñòè æèâîòíûõ (ñîáàê, êîøåê, êîðîâ, ëîøàäåé, ñâèíåé, êðîëèêîâ, ëàáîðàòîðíûõ æèâîòíûõ), ïòèö, à òàêæå àëëåðãåíû ýïèäåðìèñà è âîëîñ ÷åëîâåêà. Êðîìå òîãî, àëëåðãåíû ñîäåðæàòñÿ òàêæå â ñëþíå, ìî÷å, ôåêàëèÿõ æèâîòíûõ è ïòèö.
Èíñåêòíûå àëëåðãåíû
Èíñåêòíûìè àëëåðãåíàìè ÿâëÿþòñÿ àëëåðãåíû íàñåêîìûõ (ï÷åë, øìåëåé, îñ, êîìàðîâ, ìîøåê, òàðàêàíîâ è äð.). Àëëåðãåíû íàñåêîìûõ ïîïàäàþò â êðîâü ÷åëîâåêà ÷åðåç êðîâü (ïðè óêóñàõ), èíãàëÿöèîííûì èëè êîíòàêòíûì ïóòåì. Îñîáåííî âåëèêà ðîëü òàðàêàíîâ, àëëåðãåíû ñîäåðæàòñÿ â èõ ñëþíå, ôåêàëèÿõ, òêàíÿõ. ßä íàñåêîìûõ ñîäåðæèò áèîãåííûå àìèíû (ãèñòàìèí, ñåðîòîíèí, àöåòèëõîëèí è äð.), áåëêè (àïàìèí, ìåëèòãàí), ôåðìåíòû (ôîñôîëèïàçà À2, ãèàëóðîíèäàçà, ïðîòåàçû è äð.). Àëëåðãåíàìè ÿâëÿþòñÿ áåëêè è ôåðìåíòû. Îñòàëüíûå âåùåñòâà ñïîñîáñòâóþò ðàçâèòèþ òîêñè÷åñêîãî, âîñïàëèòåëüíîãî è áðîíõîñóæèâàþùåãî ýôôåêòà. Ìåëèòòèí íàðÿäó ñ àëëåðãèçèðóþùèì ýôôåêòîì ñïîñîáåí òàêæå âûçûâàòü äåãðàíóëÿöèþ òó÷íûõ êëåòîê è ëèáåðàöèþ ãèñòàìèíà.
Ïûëüöåâûå àëëåðãåíû
Ïûëüöà ìíîãèõ ðàñòåíèé îáëàäàåò àëëåðãèçèðóþùèìè ñâîéñòâàìè è âûçûâàåò àëëåðãîçû — ïîëëèíîçû (àëëåðãè÷åñêèé ðèíèò, êîíúþíêòèâèò, áðîíõèàëüíàÿ àñòìà). Àíòèãåííûå ñâîéñòâà îáóñëîâëåíû ñîäåðæàùèìèñÿ â íåé áåëêàìè. Ïîëëèíîçû ìîãóò âûçûâàòüñÿ 200 âèäàìè ðàñòåíèé, ïûëüöà èìååò ðàçìåðû äî 30 ìêì è ãëóáîêî ïðîíèêàåò â äûõàòåëüíûå ïóòè, âûçûâàÿ áðîíõèàëüíóþ àñòìó. Ïûëüöà äåðåâüåâ ñîäåðæèò 6 àíòèãåíîâ, òðàâ — äî 10 àíòèãåíîâ.
Ãðèáêîâûå àëëåðãåíû
Àëëåðãèÿ ê ãðèáàì âûÿâëÿåòñÿ ó 70-75% áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé. Íàèáîëåå àëëåðãåííûìè ÿâëÿþòñÿ ãðèáû ðîäîâ Penicillium, Aspergillus, Mucor.Alternaria, Candida. Ãðèáû è èõ ñïîðû âõîäÿò â ñîñòàâ äîìàøíåé ïûëè, ïðèñóòñòâóþò â âîçäóõå, íà ïî÷âå, íà êîæå, â êèøå÷íèêå. Ñïîðû ïëåñíåâûõ ãðèáîâ èíãàëÿöèîííûì ñïîñîáîì ïîïàäàþò â âåðõíèå è íèæíèå äûõàòåëüíûå ïóòè. Ñðåäè àíòèãåíîâ ãðèáîâ íàèáîëåå àëëåðãåííûìè ÿâëÿþòñÿ ëèïîïðîòåèíû êëåòî÷íîé ñòåíêè êàê ñïîð, òàê è ìèöåëèÿ.
Ïèùåâûå àëëåðãåíû
Ïèùåâàÿ àëëåðãèÿ ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé áðîíõèàëüíîé àñòìû ó 1-4% âçðîñëûõ ëþäåé. Íàèáîëåå àëëåðãåííûìè ïðîäóêòàìè ÿâëÿþòñÿ: ìîëîêî (îñíîâíûå åãî àíòèãåíû — êàçåèí / áåòà-ëàêòîãëîáóëèí, àëüôà-ëàêòîãëîáóëèí), êóðèíûå ÿéöà (îñíîâíûå àíòèãåíû — îâàëüáóìèí, îâîìóêîèä, îâî-òðàíñôåððèí), ïøåíè÷íàÿ ìóêà (ñîäåðæèò 40 àíòèãåíîâ), ðæàíàÿ ìóêà (â íåé 20 àíòèãåíîâ), ðûáà, ìÿñî.
Ëåêàðñòâåííûå àëëåðãåíû
Ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà ìîãóò áûòü ïðè÷èíîé îáîñòðåíèÿ è óõóäøåíèÿ òå÷åíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû ó 10% áîëüíûõ (Hunt, 1992). Ëåêàðñòâà ìîãóò áûòü òàêæå è íåïîñðåäñòâåííîé ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ìåõàíèçìû ðàçâèòèÿ ëåêàðñòâåííîé áðîíõèàëüíîé àñòìû ðàçëè÷íû, ÷òî îáóñëîâëåíî îñîáåííîñòÿìè äåéñòâèÿ ñàìèõ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ. Èçâåñòíû ñëåäóþùèå ìåõàíèçìû ðàçâèòèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû ïîä âëèÿíèåì ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ.
Ïðîôåññèîíàëüíûå àëëåðãåíû
Ïî äàííûì Bardana (1992), Brooks (1993) ó 2-15% áîëüíûõ ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû ÿâëÿþòñÿ ïðîèçâîäñòâåííûå ôàêòîðû.  íàñòîÿùåå âðåìÿ èçâåñòíî îêîëî 200 âåùåñòâ, âûçûâàþùèõ ðàçâèòèå ïðîôåññèîíàëüíîé (ïðîèçâîäñòâåííîé) áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ïðîôåññèîíàëüíàÿ áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ìîæåò áûòü àëëåðãè÷åñêîé, íåàëëåðãè÷åñêîé è ñìåøàííîé.
· Ýíäîãåííûå ýòèîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû
Ýíäîãåííûå ôàêòîðû íå ÿâëÿþòñÿ àëëåðãåíàìè è âûçûâàþò ðàçâèòèå íåàëëåðãè÷åñêîé áðîíõèàëüíîé àñòìû.
Ê ýíäîãåííûì ôàêòîðàì ìîæíî îòíåñòè ñëåäóþùèå:
íàðóøåíèå ìåòàáîëèçìà àðàõèäîíîâîé êèñëîòû ïîä âëèÿíèåì àñïèðèíà (àöåòèëñàëèöèëîâîé êèñëîòû). Ó ëèö, ñòðàäàþùèõ òàêèì ìåòàáîëè÷åñêèì äåôåêòîì, ïîä âëèÿíèåì àñïèðèíà èç àðàõèäîíîâîé êèñëîòû óñèëèâàåòñÿ ñèíòåç ëåéêîòðèåíîâ, ÷òî ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ áðîíõîñïàçìà;
ãèïåððåàêòèâíîñòü áðîíõîâ ïî îòíîøåíèþ ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå (ðàçâèâàåòñÿ àñòìà ôèçè÷åñêîãî óñèëèÿ); íåðâíî-ïñèõè÷åñêèå ôàêòîðû — ìîãóò áûòü ïðè÷èíîé äîñòàòî÷íî ðåäêîãî íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî âàðèàíòàáðîíõèàëüíîé àñòìû. Ñëåäóåò òàêæå ó÷åñòü, ÷òî ïñèõî-ýìîöèîíàëüíûå ñòðåññîâûå ñèòóàöèè î÷åíü ÷àñòî ìîãóò áûòü ïðè÷èíîé îáîñòðåíèÿ ëþáîãî âàðèàíòà áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ñòðåññîâûå ñèòóàöèè âûçûâàþò ðàçâèòèå íåðâíî-ðåôëåêòîðíûõ ðåàêöèé, ïðèâîäÿùèõ ê áðîíõîñïàçìó è ïðèñòóïó óäóøüÿ;
äèñãîðìîíàëüíûå íàðóøåíèÿ — èãðàþò âåäóùóþ ðîëü â ðàçâèòèè îñîáûõ âàðèàíòîâ áðîíõèàëüíîé àñòìû, ñâÿçàííûõ ñ äèñôóíêöèåé ÿè÷íèêîâ è íåäîñòàòî÷íîñòüþ ãëþêîêîðòèêîèäíîé ôóíêöèè íàäïî÷å÷íèêîâ.
· Ðåñïèðàòîðíûå èíôåêöèè
Ðåñïèðàòîðíûå èíôåêöèè ÿâëÿþòñÿ îäíèì èç âàæíåéøèõ ôàêòîðîâ, ñïîñîáñòâóþùèõ ðàçâèòèþ áðîíõèàëüíîé àñòìû ó âçðîñëûõ è äåòåé. Ã. Á. Ôåäîñååâ (1992) âûäåëÿåò èíôåêöèîííî-çàâèñèìóþ ôîðìó áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ïîä èíôåêöèîííîé çàâèñèìîñòüþ ïîíèìàåòñÿ òàêîå ñîñòîÿíèå, ïðè êîòîðîì âîçíèêíîâåíèå è/èëè òå÷åíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû çàâèñèò îò âîçäåéñòâèÿ ðàçëè÷íûõ èíôåêöèîííûõ àíòèãåíîâ (âèðóñîâ, áàêòåðèé, ãðèáîâ). Îñîáåííî âàæíà ðîëü îñòðûõ âèðóñíûõ ðåñïèðàòîðíûõ èíôåêöèé. Íàèáîëåå ÷àñòî âîçíèêíîâåíèå è ïðîãðåññèðîâàíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû ñâÿçàíî ñ âèðóñàìè ãðèïïà, ðåñïèðàòîðíî-ñèíöèòèàëüíûì âèðóñîì, ðèíîâèðóñîì, âèðóñîì ïàðàãðèïïà. Ðåñïèðàòîðíûå âèðóñû ïîâðåæäàþò ìåðöàòåëüíûé ýïèòåëèé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè áðîíõîâ, óâåëè÷èâàþò åå ïðîíèöàåìîñòü äëÿ ðàçëè÷íîãî âèäà àëëåðãåíîâ, òîêñè÷åñêèõ âåùåñòâ. Íàðÿäó ñ ýòèì ïîä âëèÿíèåì ðåñïèðàòîðíîé âèðóñíîé èíôåêöèè ðåçêî ïîâûøàåòñÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü èððèòàíòíûõ ðåöåïòîðîâ ïîäñëèçèñòîãî ñëîÿ áðîíõîâ. Òàêèì îáðàçîì, ïîä âëèÿíèåì âèðóñíîé èíôåêöèè ðåçêî âîçðàñòàåò ãèïåððåàêòèâíîñòü áðîíõîâ. Êðîìå òîãî, âèðóñíàÿ èíôåêöèÿ ó÷àñòâóåò â ôîðìèðîâàíèè àëëåðãè÷åñêîãî âîñïàëåíèÿ áðîíõîâ, óñòàíîâëåíà âîçìîæíîñòü èíäóêöèè ñèíòåçà âèðóñîñïåöèôè÷åñêèõ IgE. Îïðåäåëåííóþ ðîëü â ðàçâèòèè áðîíõèàëüíîé àñòìû èãðàþò òàêæå áàêòåðèàëüíàÿ èíôåêöèÿ è ãðèáû.
· Âîçäóøíûå ïîëëþòàíòû
«Ïîëëþòàíòû — ýòî ðàçëè÷íûå õèìè÷åñêèå âåùåñòâà, êîòîðûå ïðè íàêîïëåíèè â àòìîñôåðå â âûñîêèõ êîíöåíòðàöèÿõ ìîãóò âûçûâàòü óõóäøåíèå çäîðîâüÿ ÷åëîâåêà» (À. Â. Åìåëüÿíîâ, 1996). Óñòàíîâëåíî, ÷òî ïîëëþòàíòû íåñîìíåííî ñïîñîáñòâóþò âîçíèêíîâåíèþ áðîíõèàëüíîé àñòìû, ðåàëèçóþò ôåíîòèïè÷åñêóþ íàñëåäñòâåííóþ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê íåé. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà — ýêîëîãè÷åñêè çàâèñèìîå çàáîëåâàíèå, îñîáåííî ýòî àêòóàëüíî â äåòñêîì âîçðàñòå. Êàê óêàçàíî â íàöèîíàëüíîé ðîññèéñêîé ïðîãðàììå «Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ó äåòåé, ñòðàòåãèÿ, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà» (1997), áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ó äåòåé ÿâëÿåòñÿ ÷óâñòâèòåëüíûì ìàðêåðîì çàãðÿçíåíèÿ àòìîñôåðíîãî âîçäóõà. Íàèáîëåå øèðîêî ðàñïðîñòðàíåííûìè ïîëëþòàíòàìè ÿâëÿþòñÿ îêèñü óãëåðîäà, äèîêñèäû ñåðû è àçîòà, ìåòàëëû, îçîí, ïûëü, ïðîäóêòû íåïîëíîãî ñãîðàíèÿ áåíçèíà (íåôòåóãëåâîäîðîäû, ôîðìàëüäåãèä è äð.).
· Òàáàêîêóðåíèå è ïàññèâíîå êóðåíèå
Ñîãëàñíî ñîâðåìåííûì ïðåäñòàâëåíèÿì êóðåíèå ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç îñíîâíûõ ôàêòîðîâ, âëèÿþùèõ íà âîçíèêíîâåíèå è òå÷åíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû. Òàáà÷íûé äûì ñîäåðæèò áîëüøîå êîëè÷åñòâî âåùåñòâ, îêàçûâàþùèõ òîêñè÷åñêîå, ðàçäðàæàþùåå âëèÿíèå (â òîì ÷èñëå è íà èððèòàòèâíûå ðåöåïòîðû), êàíöåðîãåííîå âîçäåéñòâèå. Êðîìå òîãî, òàáà÷íûé äûì ðåçêî ñíèæàåò ôóíêöèþ ìåñòíîé áðîíõîïóëüìîíàëüíîé çàùèòíîé ñèñòåìû, â ïåðâóþ î÷åðåäü ìåðöàòåëüíîãî ýïèòåëèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè áðîíõîâ (ïîäðîáíî î âëèÿíèè òàáà÷íîãî äûìà íà äûõàòåëüíûå ïóòè).  êîíå÷íîì èòîãå ïîä âëèÿíèåì êîìïîíåíòîâ òàáà÷íîãî äûìà ðàçâèâàþòñÿ âîñïàëåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, ñåíñèáèëèçàöèÿ è ãèïåððåàêòèâíîñòü áðîíõîâ, ÷òî ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ áðîíõèàëüíîé àñòìû. Òàêîå æå îòðèöàòåëüíîå âîçäåéñòâèå îêàçûâàåò è ïàññèâíîå êóðåíèå — ïðåáûâàíèå â íàêóðåííîì ïîìåùåíèè è âäûõàíèå òàáà÷íîãî äûìà. «Ïàññèâíûå êóðèëüùèêè» ïîãëîùàþò èç ïðîêóðåííîãî âîçäóõà ïîìåùåíèé ñòîëüêî æå íèêîòèíà è äðóãèõ òîêñè÷åñêèõ âåùåñòâ òàáà÷íîãî äûìà, ñêîëüêî è àêòèâíî êóðÿùèé÷åëîâåê. Ó ïàññèâíûõ êóðèëüùèêîâ çíà÷èòåëüíî ÷àùå âñòðå÷àþòñÿ òàêæå ïèùåâàÿ è ïûëüöåâàÿ ñåíñèáèëèçàöèÿ ïî ñðàâíåíèþ ñ ëþäüìè, æèâóùèìè â ïîìåùåíèÿõ, ãäå íèêòî íå êóðèò.
4. Ýòèîëîãè÷åñêàÿ êëàññèôèêàöèÿ
 çàâèñèìîñòè îò ïðè÷èí, âûçûâàþùèõ ïðèñòóïû, âûäåëÿþò:
· ýêçîãåííóþ áðîíõèàëüíóþ àñòìó — ïðèñòóïû âûçûâàþòñÿ ïðè âîçäåéñòâèè íà äûõàòåëüíûå ïóòè àëëåðãåíà, ïîñòóïàþùåãî èç âíåøíåé ñðåäû (ïûëüöà ðàñòåíèé, ïëåñíåâûå ãðèáêè, øåðñòü æèâîòíûõ, ìåëü÷àéøèå êëåùè, íàõîäÿùèåñÿ â äîìàøíåé ïûëè). Îñîáûì âàðèàíòîì ÿâëÿåòñÿ àòîïè÷åñêàÿ áðîíõèàëüíàÿ àñòìà, âûçâàííàÿ íàñëåäñòâåííî-îáóñëîâëåííîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòüþ ê àëëåðãè÷åñêèì ðåàêöèÿì
· ýíäîãåííóþ áðîíõèàëüíóþ àñòìó — ïðèñòóï âûçûâàþò òàêèå ôàêòîðû, êàê èíôåêöèÿ, ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà, õîëîäíûé âîçäóõ, ïñèõî-ýìîöèîíàëüíûå ðàçäðàæèòåëè
· áðîíõèàëüíóþ àñòìó ñìåøàííîãî ãåíåçà — ïðèñòóïû ìîãóò âîçíèêàòü êàê ïðè âîçäåéñòâèè íà äûõàòåëüíûå ïóòè àëëåðãåíà, òàê è ïðè âîçäåéñòâèè ïåðå÷èñëåííûõ âûøå ôàêòîðîâ
Çàêëþ÷åíèå
Öåëü èññëåäîâàíèÿ äîñòèãíóòà
ß òåîðåòè÷åñêè ïîêàçàëà ðîëü äèàãíîñòèêè ýòèîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ â ðàçâèòèè áðîíõèàëüíîé àñòìû.
È Îáîñíîâàëà êàæäóþ èç ïåðå÷èñëåííûõ ïðè÷èí.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…