Кинезотерапия при бронхиальной астме

Кинезотерапия при бронхиальной астме thumbnail

Гимнастика при астме и ХОБЛ имеет очень большое значение, упражнения направленные на тренировку дыхательной мускулатуры, являются частью комплексной терапии заболеваний органов дыхания. Они не служат альтернативой медикаментозному лечению и не должны быть причиной отказа от него. Этот комплекс упражнений подходит для пациентов с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ), а также с другими заболеваниями легких, в том числе с тяжелой бронхиальной астмой. Обязательное условие при назначении данного комплекса — отсутствие обострения тяжелых сопутствующих заболеваний (прежде всего сердечно-сосудистых).

Приводимые упражнения направлены на то, чтобы научить пациента бороться с одышкой во время обычной повседневной деятельности: правильно дышать при ходьбе, поддерживать определенный ритм движения. Питание должно обеспечивать достаточное поступление белков, при этом быть дробным и осуществляться небольшими порциями. Во время занятий пациенты должны иметь при себе ингалятор с бронхорасширяющим препаратом с быстрым началом действия (сальбутамол, беротек, беродуал). При продуктивном кашле пациенту нужно предложить эвакуировать мокроту перед началом занятия.

Нагрузка должна быть тренирующей, но не чрезмерной, поэтому необходим контроль пульса и артериального давления. При появлении выраженной усталости, болей в области сердца, головокружения, повышении артериального давления или учащении пульса более допустимого (220 минус возраст пациента) необходимо остановиться. При восстановлении самочувствия и нормализации показателей тренировку можно продолжить с меньшей интенсивностью.

Занятия проводятся ежедневно или через день. Их продолжительность зависит от состояния пациента: длительность первого занятия обычно составляет не более 15 минут, затем время тренировок увеличивается до 30 минут.

Дыхательная гимнастика

Тренировка начинается с дыхательной гимнастики, улучшающей работу дыхательной мускулатуры. Основная цель дыхательной гимнастики при астме и ХОБЛ — уменьшить одышку при физических нагрузках, научиться регулировать дыхание. Ритм упражнений подбирается индивидуально. Главное условие: выдох должен быть продолжительнее, чем вдох, и проводиться через неплотно сомкнутые губы, а вдох следует осуществлять через нос.

1. Исходное положение: руки согнуты в локтях, ладони перед грудью, обращены друг к другу, направлены пальцами вверх. Сделать глубокий вдох, при выдохе соединить ладони на уровне груди и изо всех сил надавить одной ладонью на другую. Выдох делать как можно дольше. При вдохе развести руки на уровне плеч и максимально свести лопатки.

2. Исходное положение такое же. На глубоком вдохе поднять руки над головой, затем на медленном выдохе завести поднятые руки за голову и развести в стороны (словно упираясь в стенки) .

3. Диафрагмальное дыхание. Обучение методике диафрагмального дыхания позволяет менять привычный для больного ХОБЛ паттерн дыхания, при котором активно используются вспомогательные дыхательные мышцы, на такой, при котором используется в основном сила сокращения диафрагмы и мышц брюшной стенки, что приводит к улучшению вентиляционно-перфузионных отношений, повышению оксигенации крови, уменьшению одышки.

Самое простое и действенное упражнение на диафрагмальное дыхание: исходное положение сидя на стуле, спина прямая. При вдохе выпятить живот (как будто он наполняется воздухом), при выдохе втянуть. Выдох производится через неплотно сомкнутые губы.

Физические упражнения

1. Упражнения с палкой

Для физических упражнений при астме и ХОБЛ используется гимнастическая палка размером 140 см, весом около 1 кг. Упражнения с палкой не только позволяют улучшить работу дыхательной мускулатуры, но и оказывают положительный эффект на позвоночник и работу суставов.

1. Исходное положение стоя, палка в опущенных руках. Поднять палку над головой на медленном вдохе, завести палку за голову на медленном выдохе. Затем вновь поднять палку вверх — медленный вдох, опустить палку — медленный выдох.

2. Исходное положение стоя, палка в руках на уровне груди. На вдохе поворот туловища в сторону, вернуться в исходное положение — медленный выдох. Повторить с поворотом в другую сторону.

3. Исходное положение стоя, палка в вытянутой руке хватом за середину. Поворачивать палку вокруг оси за счет движения кисти руки, попеременно меняя руки.

2. Упражнения с гантелями

Упражнения с гантелями и утяжелителями для рук проводятся для тренировки верхней группы мышц и выполняются совместно с дыхательными упражнениями. Гантели должны быть весом 1 кг (вначале), 1,5 и 2 кг.

1. Исходное положение стоя, гантели в опущенных руках. Поднять гантели к плечам — вдох, опустить вниз — выдох. Все действия выполняются медленно.

2. Исходное положение такое же. Круговые движения в плечах, 8 раз вперед и 8 раз назад. Дыхание произвольное.

3. Исходное положение стоя у стены, лопатки соединены, гантели в опущенных руках. Поднять гантели к плечам — вдох, опустить — выдох.

4. Исходное положение стоя, гантели в опущенных руках. На вдохе поднять гантели, скользя ими по бокам, до подмышечной области, на выдохе — таким же образом опустить.

5. Исходное положение стоя, правая нога отставлена назад, гантели в опущенных руках. Мах правой рукой назад — вдох, на выдохе рука идет вперед и прижимается к правому плечу. Вначале упражнение повторяется 4 раза, постепенно число повторов увеличивается до 8 раз. Затем то же самое выполняется для левых руки и ноги.

6. Исходное положение стоя, гантели на уровне груди. Развести руки в стороны — вдох, вернуться в исходное положение — выдох. Если пациенту трудно выполнять упражнения стоя, их можно проводить сидя на стуле.

3. Упражнения для нижней группы мышц

У пациентов с дыхательной недостаточностью ходьба приводит к усилению одышки, в силу чего они стараются меньше двигаться. В результате при ходьбе их могут беспокоить боли в икроножных мышцах, связанные с детренированностью. Поэтому необходимо проводить тренировку мышц, участвующих в ходьбе, и выработать ритм ходьбы с минимальной одышкой для данного пациента.

Занятия ходьбой могут проходить на тредмиле (беговой дорожке), в спортивном зале или на улице. При ходьбе надо следить за дыханием: на два шага вдох, на три-четыре шага выдох. Возможен другой ритм, но главное, чтобы выдох был длиннее вдоха.

Для тренировки групп мышц, задействованных при преодолении лестничных пролетов, используются спортивные ступени или их аналог. Упражнение выполняется следующим образом: на вдохе — шаг на ступень, на выдохе — медленный спуск со ступени. Выдох должен быть длиннее вдоха и проводиться через неплотно сомкнутые губы. Количество повторов зависит от возможностей пациента и постепенно увеличивается. Такую тренировку можно проводить и при помощи тренажера «степпер».

Для восстановления объема движений в коленных и голеностопных суставах проводятся следующие упражнения: в положении сидя на стуле с прямой спиной пациент катает ногой мяч размером с футбольный, при этом стопа перемещается с мыска на пятку.

Дыхательные тренажеры для больных астмой и ХОБЛ

Усилить работу дыхательной мускулатуры можно при помощи дыхательных тренажеров, направленных на тренировку мышц вдоха (инспираторная мускулатура) и выдоха (экспираторная мускулатура). Учитывая, что главными и активными являются мышцы вдоха, необходимо использовать в первую очередь тренажеры для тренировки именно этих мышц. Мышцы выдоха являются пассивными, они начинают страдать только при выраженной дыхательной недостаточности.

Тренажеры для тренировки дыхательной мускулатуры должны обладать возможностью создавать дозированную нагрузку (которую пациент будет преодолевать постепенно, ступенчато). Тренировки начинают с низкого сопротивления, которое каждые 2 недели повышают на одну градацию. Рекомендуемое время тренировок при помощи дыхательного тренажера от 5 — 10 минут 3 раза в сутки, причем очередность применения тренажеров не имеет значения. Наибольшее улучшение у пациентов наблюдается к 3-му месяцу тренировок.

P.S. Оригинал статьи, вы можете найти, на моем блоге allast.ru Буду рад, вашим комментариям и вопросам.

Источник

Бронхиальная астма

Причины возникновения бронхиальной астмы

Для восстановления эффективности газообменной функции системы внешнего дыхания при возникновении бронхиальной астмы помимо общепринятых в пульмонологии паллиативных мер необходимо обратить внимание на усиление активности дыхательных мышц и подвижности грудной клетки. В то же время определенная физическая запущенность больных, имеющих патологию системы внешнего дыхания, порой не дает возможности восстановления биомеханики дыхания из-за отсутствия адекватной технологии. Например, альвеолярная гиповентиляция обструктивного типа возникает уже при острых и рецидивирующих бронхитах, хронических пневмониях, бронхиальной астме. Необходимо у таких больных включать дыхательные мышцы (основные и дополнительные) для регуляции системы внешнего дыхания, т.к. возбуждающая и тормозящая импульсация поступает в дыхательный центр из различных источников, в том числе и от рецепторов, находящихся в мышечном и сухожильном аппарате грудной клетки. Неумение включать диафрагму с помощью мышц брюшного пресса, межреберных мышц или их неиспользование приводит к различным нарушениям частоты и глубины дыхания, длительности фаз вдоха и выдоха, дискоординации экскурсии верхних и нижних отделов грудной клетки и к нарушению нормального осуществления дыхательного акта — первопричины бронхиальной астмы.

Развитие мышечной системы для предотвращения бронхиальной астмы

В то же время создание условий для восстановления функции «мышечного насоса», выполняемой скелетной мускулатурой, т.е. выполнение определенных упражнений на специальных реабилитационных тренажерах, может восстановить утраченные в связи с мышечной недостаточностью функции организма, в том числе и хронические нарушения системы внешнего дыхания. При первых признаках возникновения бронхиальной астмы на помощь дыхательной мускулатуре должна придти скелетная мускулатура при условиях адекватной дозировки физических усилий, что возможно на первом этапе реабилитации только на специальных тренажерах.

Применение кинезитерапии для лечения бронхиальной астмы

Проанализирована группа часто болеющих детей из 50 человек с явными признаками бронхиальной астмы. Кинезитерапия применялась с целью изменения соотношений усилий и продолжительности вдоха и выдоха в дыхательном цикле. Проводились упражнения с развитием нижнегрудного, диафрагмального типа дыхания и нормализацией соотношения вдоха и выдоха.

Вместе с развитием мышечной функции, увеличивалась глубина вдоха и выдоха, острые признаки бронхиальной астмы отступали от занятия к занятию. В результате курса кинезитерапии и дифференцированного массажа отмечались достоверное улучшение (р<0,05) параметров ЭМГ, исчезновение типических симптомов, трансформация патологических типов биоэлектрической кривой в интерференционный (62%). Комплексное воздействие кинезитерапии и массажа создавало «мягкую» нагрузку на организм, усиливая компенсаторные возможности, и имело интегративную направленность на несколько функциональных систем одновременно.

По выражению И.П.Павлова, человек – это система единственная по высочайшему саморегулированию, система, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая, но при создании для этого соответствующих условий. Лечение заболеваний органов дыхания без вспомогательной роли скелетной мускулатуры, выполняющей функцию периферического внутриорганного сердца, бесперспективно.

Источник

 ýïîõó äîñòóïíîñòè èíôîðìàöèè, ìû ìîæåì óçíàòü âñ¸ ïðî ëþáóþ áîëåçíü ñ íàó÷íîé òî÷êè çðåíèÿ, íî ãîðàçäî èíòåðåñíåå ïîñëóøàòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé ñòîëêíóëñÿ ñ áîëåçíüþ è, òåì áîëåå, èìååò îïûò ïî áîðüáå ñ íåé.
Ìîÿ òåòÿ óæå 37 ëåò áîëååò áðîíõèàëüíîé àñòìîé è çà âñ¸ ýòî âðåìÿ îíà íàêîïèëà ñîîòâåòñòâóþùèå çíàíèÿ, ñ êîòîðûìè îíà ïîäåëèëàñü ñî ìíîé, à ÿ õî÷ó ïîäåëèòüñÿ ñ Âàìè.
 ýòîì ïîñòó âû íå óâèäèòå íàó÷íûå è ìåäèöèíñêèå òðàêòàòû. ß íàïèøó ïðîñòûìè ñëîâàìè î òîì, ê ÷åìó ïðèøëà ìîÿ òåòóøêà.

Íà÷íó ñ ñàìîãî íà÷àëà — êàê è ïî÷åìó îíà çàáîëåëà?.
1)  30 ëåò ìîÿ òåòóøêà èìåëà ñëîæíóþ æèçíåííóþ ñèòóàöèþ: ìóæ ïîäíèìàë ðóêó íà íå¸, íà ðàáîòå òðàâëÿ, íà ðóêàõ äâîå ìàëåíüêèõ äåòåé, à áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ, êòî ìîã áû å¸ ïîääåðæàòü, ðÿäîì íå áûëî.  îáùåì, ó ò¸òóøêè íà äóøå áûëà áîëüøàÿ îáèäà è ÷óâñòâî áåçûñõîäíîñòè.
Êàê âñïîìèíàåò ñàìà òåòóøêà, â îäèí èç òàêèõ äíåé ìóæ ñíîâà íà÷àë ïîäíèìàòü ðóêó íà íå¸ è îíà, ÷òîáû îáåçîïàñèòü ñåáÿ, âûáåæàëà íà óëèöó. Íî êóäà èäòè? Èäòè íå êóäà, à äîìà å¸ æäàë íàñèëüíèê. È âîò îíà èä¸ò ïî óëèöå, íå çíàÿ êóäà, â ãîëîâå îáèäà, à íà ëèöå ñë¸çû…äåëàåò î÷åðåäíîé âäîõ…. à äûøàòü íå ìîæåò. Îíà îáðàòèëàñü ê âðà÷ó è åé ïîñòàâèëè äèàãíîç — áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.

Òàêèì îáðàçîì, ê ïîÿâëåíèþ áîëåçíè ïîñëóæèë ñòðåññ, ïðè÷åì äëèòåëüíûé.
2) Ïîçæå âûÿñíèëîñü, ÷òî àñòìîé áîëåëà å¸ áàáóøêà. Çíà÷èò, íàñëåäñòâåííîñòü òàêæå èìååò ìåñòî áûòü.
3) Íà òîò ñàìûé ïåðèîä å¸ æèçíè îíà êóðèëà. Íî ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè ñêàæó, ÷òî ñòàæ áûë ìàëåíüêèé — 3 ãîäà.
Íåèçâåñòíî — ÷òî èìåííî ñïðîâîöèðîâàëî íà áîëåçíü. Âîçìîæíî, ÷òî- òî îäíî, à ìîæåò, è âñ¸ ñðàçó.
Íî ôàêò â òîì, ÷òî íà ìîìåíò ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêà:
Áûëà â äëèòåëüíîé ñòðåññîâîé ñèòóàöèè.
Èìåëà íàñëåäñòâåííîñòü.
Êóðèëà.

Ïîñëå ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêó íàïðàâèëè ê ïóëüìîíîëîãó. Òîò ïîêàçàë êàê ïîëüçîâàòüñÿ èíãàëÿòîðîì (ýòî òàêîé ïðèáîð, êîòîðûì ïîëüçóþòñÿ àñòìàòèêè, êîãäà çàäûõàþòñÿ) è âåëåë ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàòüñÿ ó âðà÷à.
Ñëåäóþùèå 15 ëåò òåòóøêà òàê è äåëàëà. È å¸ æèçíü áûëà âïîëíå íîðìàëüíîé è ïîëíîöåííîé. Êîãäà çàäûõàëàñü, òî áðàëà èíãàëÿòîð, ïøèê…è ïðèñòóïû óõîäèëè. Ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàëàñü ó ïóëüìîíîëîãà.

Êñòàòè, îòìå÷ó îäèí íåìàëîâàæíûé ìîìåíò. ß íå ìåäèê, íî êàê ÿ ïîíÿëà ñî ñëîâ ò¸òè:
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà- ýòî çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà ðàçäðàæèòåëè, ÷òî òî âðîäå àëëåðãèè. Ðàçäðàæèòåëåì ìîæåò áûòü ïûëüöà, öâåòåíèÿ, øåðñòü êîòîâ, ïûëü.
Íî, îêàçûâàåòñÿ, åñòü åù¸ îäèí ðàçäðàæèòåëü, î êîòîðîì ìîÿ òåòÿ äîëãèå ãîäà íå çíàëà. Ïðî íåãî ÿ ðàññêàæó ïîçæå.

Èòàê, ò¸òÿ óáðàëà âñå öâåòû, êîòîâ íå çàâîäèëà, ïîëêè ïðîòèðàëà îò ïûëè, íî ïðèñòóïû âñ¸ ðàâíî áûëè. Ïðè÷èíà áûëà íåèçâåñòíà, íî îíà íå ïðèäàâàëà ýòîìó áîëüøîãî çíà÷åíèÿ, òàê êàê ïîä ðóêîé âñåãäà áûë èíãàëÿòîð.

Òàê îíà æèëà ìíîãî ëåò. Íî îäíàæäû, êîãäà åé ñòóêíóëî îêîëî 50 ëåò, åé ïåðåñòàë ïîìîãàòü èíãàëÿòîð. Î÷åðåäíîé ïðèñòóï, íî «âîëøåáíàÿ øòó÷êà» íå ïîìîãàåò. Îíà âûçâàëà ñêîðóþ ïîìîùü. Òå, ïðèåõàâ, âêîëîëè åé â âåíó êàêîå- òî ëåêàðñòâî (ïðåäíèçîëîí, íî ìîãó îøèáàòüñÿ) è äûøàòü ñòàëî ñâîáîäíåå.
Âñ¸, îòíûíå è ñ òåõ ïîð ïðè êàæäîì î÷åðåäíîì ïðèñòóïå áûëà íåîáõîäèìîñòü â ñêîðîé ïîìîùè. Ïðèñòóïû ïîðîé ìîãëè áûòü ïî äâà ðàçà â íåäåëþ. Ýòî ìîæåò ïðîçâó÷èò æóòêî, íî òåòèíû ðóêè áûëè âñå îáêîëîòû.
È òàê îíà æèëà. Âðà÷è ñêîðîé ïîìîùè å¸ óæå çíàëè, çíàëè íàèçóñòü àäðåñ äîìà.
Òàêæå äîáàâëþ, ÷òî ò¸òÿ ñàìà ïî õàðàêòåðó ÷óâñòâèòåëüíàÿ, ìíîãî ïåðåæèâàåò, ñî÷óâñòâóåò. Íî íèêòî ýòîìó íå ïðåäàâàë çíà÷åíèÿ, òàê êàê îíà âñåãäà òàêîé áûëà.

×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ, îäèí âðà÷ åé âñ¸ òàêè ïîñîâåòîâàë íå õîäèòü ê ïóëüìîíîëîãó, à ñõîäèòü ê ïñèõîòåðàïåâòó. È ýòî áûëî òî÷íîå ïîïàäàíèå â ÿáëî÷êî. È âîò ïî÷åìó…
Âûñëóøàâ ò¸òóøêó, ïñèõîòåðàïåâò íàçíà÷èë óñïîêîèòåëüíîå è àíòèäåïðåññàíòû.
Ò¸òÿ íà÷àëà ïðèíèìàòü ýòè ïèëþëè….è ÷òî âû äóìàåòå? Ïðèñòóïû áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðîøëè!

Âûÿñíèëîñü, ÷òî ðàçäðàæèòåëåì îêàçàëèñü….íåðâû! Äà- äà…íè öâåòû, íè ïûëü, íè êîòû, à èìåííî íåðâû.
Òåòóøêà ðèñêíóëà, çàâåëà êîøêó, óåõàëà íà äà÷ó, ãäå óõàæèâàëà çà êëóìáîé, ïðèíèìàëà àíòèäåïðåññàíòû è ïðèñòóïîâ íå áûëî.
Òàê îíà è æèëà. Âñ¸ áûëî çàìå÷àòåëüíî, ò¸òÿ áûëà âñåãäà â ïðèïîäíÿòîì íàñòðîåíèè è ñîâñåì íå íåðâíè÷àëà. Íî òóò îíà çàìåòèëà, ÷òî íà÷èíàåò ïî- òèõîíüêó òóïåòü: ÷òî — òî çàáûâàåò, ãëóáîêî ìûñëèòü óæå òÿæåëî.
Òîãäà îíà ðåøèëà áðîñèòü ïèòü àíòèäåïðåññàíòû. Óæ î÷åíü íå õîòåëà áûòü òóïîé. Íî òóò áûëà îäíà ïðîáëåìà. Ðåøèâ áðîñèòü ïèòü òàáëåòêè, îíà íå ïîñîâåòîâàëàñü ñ âðà÷îì. Äåëî â òîì, ÷òî àíòèäåïðåññàíòû íåëüçÿ áðîñàòü ñðàçó, íóæíî óõîäèòü ïîñòåïåííî, èíà÷å áóäåò ñèëüíàÿ äåïðåññèÿ. À ò¸òÿ, åñòåñòâåííî, áðîñèëà ïèòü ñðàçó.
È òóò íà÷àëàñü æóòü….íàì ïîçâîíèëè ñîñåäè (èç äà÷è, ãäå áûëà ò¸òÿ) è ñêàçàëè, ÷òîáû ìû ñðî÷íî ïðèåõàëè è çàáðàëè ò¸òóøêó äîìîé, òàê êàê òà ñîáèðàåòñÿ âåøàòüñÿ.
Ìû ïðèåõàëè, ñòàëè ðàçãîâàðèâàòü, ñïðàøèâàòü — â ÷åì äåëî?
È ò¸òÿ íà÷àëà: «ß íèêîìó íå íóæíà, çà÷åì æèòü, ÿ õîòåëà ïîâåñèòüñÿ, íî ïîêà íå ïðèäóìàëà êàê ýòî ñäåëàòü, ÷òîáû âû íå óâèäåëè ìî¸ òåëî ïîòîì, òàê êàê íå õî÷ó âàñ òðàâìèðîâàòü«.

 îáùåì, ìû å¸ çàáðàëè äîìîé, ïî î÷åðåäè ñèäåëè ñ íåé, íå îñòàâëÿëè îäíîé. Äà, áûëî òÿæåëî, ïîòîìó÷òî ïîñòîÿííî ïðèõîäèëîñü ñëóøàòü äåïðåññèâíûå ðàçãîâîðû. Òàê ïðîäîëæàëîñü íåêîòîðîå âðåìÿ è, âñêîðå, âñ¸ ïðîøëî. Òåòóøêà ïåðåäóìàëà âåøàòüñÿ è ñòàëà áîëåå æèçíåðàäîñòíîé, ñòàëà òàêîé æå, êàê è áûëà äî ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ.

Íî òóò ïîÿâèëàñü ñòàðàÿ ïðîáëåìà. Òàê êàê îíà îòêàçàëàñü îò àíòèäåïðåññàíòîâ, êîòîðûå íå äàâàëè ïðîÿâëÿòüñÿ ðàçäðàæèòåëþ — íà÷àëèñü ïðèñòóïû àñòìû.
Ò¸òÿ íà÷àëà îïÿòü ïåðåæèâàòü çà êàêóþ-òî ôèãíþ. Ñíîâà ñêîðàÿ ïîìîùü, ñíîâà ëåêàðñòâî â âåíó (âðîäå, ïðåäíèçîëîí) è òàê ïî êðóãó.

Íî îäíàæäû íàì ïîçâîíèëà ñîñåäêà ïî ïîäúåçäó è ñêàçàëà, ÷òî íàøó ò¸òþ âûíåñëè ñîòðóäíèêè ñêîðîé ïîìîùè èç êâàðòèðû è óâåçëè.

×åñòíî ñêàæó, â òîò ìîìåíò ïî òåëó ïðîáåæàë õîëîäîê. ×òîáû ò¸òþ óâîçèëè — íèêîãäà òàêîãî íå áûëî ïðåæäå.
Ìû ïðèøëè â áîëüíèöó è óâèäåëè êàðòèíó: ò¸òÿ ëåæèò, íà âåíàõ ðóê êàòåòîðû, âî ðòó è â íîñó òîæå êàêîé-òî àïïàðàò.
Ê ñ÷àñòüþ, ò¸òÿ áûëà â ñîçíàíèè è ðàññêàçàëà:
«ß ñìîòðåëà òåëåâèçîð. Øëà äîêóìåíòàëüíàÿ ïåðåäà÷à ïðî ôèíñêèå êîíöëàãåðÿ âî âðåìÿ ÂÎÂ, ðàññêàçûâàëè êàê óáèâàëè äåòåé. ß íà÷àëà ïåðåæèâàòü, ñî÷óâñòâîâàòü. È ó ìåíÿ íàñòóïèë ïðèñòóï. Òàêîé ñèëüíûé, ÷òî ÿ íå áûëà íå â ñîñòîÿíèè äàæå âûçâàòü ñêîðóþ. Òîãäà ÿ ïîäîøëà ê îêíó, îòêðûëà åãî è íà÷àëà êðè÷àòü íà óëèöó ïðîõîæèì: «Ïîìîãèòå, âûçîâèòå ñêîðóþ». È òóò ñðàçó íà÷àëà ÷óâñòâîâàòü ñëàáîñòü, â ãëàçàõ ïîìóòíåíèå… â ýòîò æå ìèã ïîíèìàþ, ÷òî ÿ ïàäàþ íàçàä íà ïîë. À ÷òî äàëüøå áûëî — íå çíàþ.
Ïîòîì, ãäå-òî äàëåêî â ïîäñîçíàíèè, åëå óëîâèìî, ñëûøó ãîëîñà âðà÷åé, îíè ÷òî- òî ãîâîðÿò, íî ðàçîáðàòü íå ìîãó. È ñíîâà òèøèíà, ãîëîñà ïðåêðàòèëèñü. Ïðîñûïàþñü, îòêðûâàþ ãëàçà, à ÿ ãîëàÿ ëåæó â ðåàíèìàöèè
. ×òî ñî ìíîé áûëî- íå çíàþ».

Ñîáñòâåííî, âðà÷è òîæå íè÷åãî íå ñêàçàëè — ïðèñòóï àñòìû è âñ¸. Ïî÷åìó áûëî ïîìóòíåíèå è ñëàáîñòü, ïî÷åìó óïàëà è âûðóáèëîñü? Íå ÿñíî. Íî ôàêò â òîì, ÷òî òàêîãî ðàíüøå ñ òåòåé íèêîãäà íå áûëî.

Ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ íàñ æäàëà ïëîõàÿ íîâîñòü îò âðà÷åé. Äåëî â òîì, ÷òî òî ëåêàðñòâî, êîòîðîå åé ìíîãî ëåò êîëîëà ñêîðàÿ — áîëüøå ò¸òè íå ïîìîãàåò. À ýòî çíà÷èò, ÷òî êàæäûé ïîñëåäóþùèé ïðèñòóï áóäåò çàêàí÷èâàòüñÿ ðåàíèìàöèåé.

Îêàçûâàåòñÿ, âûÿñíèëîñü, ÷òî âñå òå ëåêàðñòâà, ÷òî ðàíüøå ïðèíèìàëà ò¸òÿ — ãîðìîíàëüíûå. À ãîðìîíàëüíûå ñðåäñòâà îïàñíû òåì, ÷òî îðãàíèçì ê íèì ïðèâûêàåò è âñêîðå îíè ïåðåñòàþò äåéñòâîâàòü. ×òî è ïðîèçîøëî ó òåòè. Åé áîëüøå íè÷åãî íå ïîìîãàåò è íå ïîìîæåò. Òîëüêî ðåàíèìàöèÿ.

Íî íå ñïåøèòå îãîð÷àòüñÿ, ïîòîìó÷òî ôèíàë ìîåãî ðàññêàçà áóäåò äðóãèì.
Ìîÿ ò¸òÿ äîñòàòî÷íî ñìåëûé ÷åëîâåê (âû ýòî óæå ïîíÿëè, êîãäà ÿ ðàññêàçàëà êàê ò¸òÿ ðåøèëà áðîñèòü àíòèäåïðåññàíòû, íå ïîñîâåòîâàøèñü ñ âðà÷îì).
Îíà ðåøèëà áîðîòüñÿ ñ áîëåçíüþ ñâîèìè ñèëàìè.
Ê ýòîìó âðåìåíè îíà óæå çíàëà, ÷òî å¸ ðàçäðàæèòåëü- ýòî ñòðåññ, íåãàòèâíûå ìûñëè è ïåðåæèâàíèÿ. À òàêæå, çíàëà, ÷òî å¸ ëåêàðñòâà ãîðìîíàëüíûå, êîòîðûå åé ïèòü íåëüçÿ.

È ÷òî îíà òîãäà ñäåëàëà?
Îíà îãðàíè÷èëà ñâîé êðóã îáùåíèÿ ñ ëþäüìè, îòêëþ÷èëà òåëåâèçîð è îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ. Âåðíåå, îòêàçàëàñü îò âñåõ, êðîìå óñïîêîèòåëüíûõ. Âåñü å¸ äåíü- ýòî ðàçãàäûâàíèå êðîññâîðäîâ è ðàçãîâîðû ñ êîøêîé. Èíîãäà îíà îòêðûâàåò èíòåðíåò, ÷òîáû ïîñëóøàòü ñîâåòñêèå ïåñíè ñâîåé ìîëîäîñòè. È âñ¸.

Õîòèòå âåðüòå, õîòèòå íåò, íî ïðèñòóïû áîëüøå íå ñëó÷àþòñÿ (òüôó-òüôó-òüôó).
Åù¸ ðàç ïîâòîðþñü, îíà îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ, îãðàíè÷èëà êðóã îáùåíèÿ è ïåðåñòàëà ñìîòðåòü òåëåâèçîð. Åñëè ÷óâñòâóåò, ÷òî íà÷èíàåò íåðâíè÷àòü — ïüåò óñïîêîèòåëüíîå. È âñ¸.

Îäíàæäû ò¸òÿ ñî ìíîé ïîäåëèëàñü äâóìÿ ìûñëÿìè:
1) «ß æàëåþ òîëüêî î òîì, ÷òî êîãäà èìåëà ñòðåññîâûå ñèòóàöèè â 30 ëåò ïåðåä òåì, êàê ìíå ïîñòàâèëè äèàãíîç, ÿ íå ïðèíèìàëà óñïîêîèòåëüíîå. ß áîëüøå ÷åì óâåðåííà, ÷òî åñëè áû ÿ ïèëà óñïîêîèòåëüíîå, òî ñîêðàòèëà áû ñåáå ñòðåññîâîå ïðåáûâàíèå è òîãäà, âîçìîæíî, è àñòìû áû íå áûëî.»
2) «Êîãäà ìû çàäûõàåìñÿ, ìû õîòèì áîëüøå âçÿòü âîçäóõà è, ïîýòîìó, äåëàåì ãëóáîêèé âäîõ — ýòî íå ïðàâèëüíî. Äåëî â òîì, ÷òî íàøè ë¸ãêèå ïîäîáíû ãóáêå. ×åì ñèëüíåå íà ãóáêó íàæì¸øü, òåì áîëüøå îíà âîçüì¸ò â ñåáÿ. Ñîîòâåòñòâåííî, åñëè õî÷åøü âçÿòü áîëüøå âîçäóõà, íóæíî âûäîõíóòü íàñòîëüêî ñèëüíî, íàñêîëüêî âîçìîæíî.»

Òàêèì îáðàçîì, èìåÿ îïûò ìîåé ò¸òè, ÿ äåëàþ âûâîä:
1) Áûòü îñòîðîæíûì ñ ãîðìîíàëüíûìè.
2) Åñëè âû ðàâíîäóøíû ê ïûëüöå, ïûëè è êîòàì (äëÿ àñòìàòèêîâ) ïîïðîáóéòå ïîäëå÷èòü íåðâû.
3) Ñàìîå ãëàâíîå…áåðåãèòå íåðâû è ëèøíèé ðàç íå ïåðåæèâàéòå. Èçáåãàéòå íåãàòèâ.

È åù¸ íåñêîëüêî ñîâåòîâ îò ò¸òóøêè, ïðî êîòîðûå âûøå ÿ íè÷åãî íå ïèñàëà, íî îíè èìåþò ìåñòî áûòü.
4) Íèêîãäà íåëüçÿ ïðîãëàòûâàòü ìîêðîòó. Îòõàðüêèâàéòåñü.
5) Áóäüòå îñòîðîæíû, êîãäà áîëååòå ãðèïïîì. Ïðîëå÷èâàéòåñü äî êîíöà. Ñóùåñòâóåò òàêàÿ âåðñèÿ, ÷òî àñòìà — ýòî íåäîáèòûé ìèêðîá ïîñëå áîëåçíè, êîòîðûé îñòà¸òñÿ â ë¸ãêèõ íàâñåãäà.

Ýòî íå íàó÷íûé ïîñò è, âîçìîæíî, ìåäèêè áóäóò âîçðàæàòü ïî êàêèì òî ïóíêòàì. Íî ÿ ðàññêàçàëà ôàêòû…ñî ñëîâ àñòìàòèêà. Ýòî îïûò.
Áóäüòå çäîðîâû.

Источник