Корь у детей в стоматологии

Корь у детей в стоматологии thumbnail

Возбудитель заболевания — фильтрующийся вирус. Заражение происходит воздушно-капельным путем через окружающий воздух на большом расстоянии. Инкубационный период 7—14 дней, у привитых — до 21—28 дней. Корью чаще болеют дети от 6 месяцев до 4 лет, но нередко и в более старшем возрасте.

Клинические признаки в полости рта появляются в продромальном периоде, когда отсутствуют другие симптомы, и стоматолог-педиатр может первым диагностировать болезнь. За 1—2 дня до появления кожной сыпи, на слизистой оболочке мягкого и частично твердого неба возникают красные, неправильной формы пятна величиной от булавочной головки до чечевицы — коревая анантема, которая в тяжелых случаях принимает геморрагический характер.

Через 1—2 дня эти пятна сливаются с общим фоном гиперемированной слизистой оболочки. Одновременно с энантемой, а иногда и раньше на слизистой оболочке щек в области нижних моляров появляются пятна Филатова.

Они очень типичны и представляют собой возвышающиеся над поверхностью слизистой оболочки образования беловато-голубоватого цвета, более плотные, чем слизистая оболочка, неправильной формы, размером от долей миллиметра до 1—2 мм в диаметре, окруженные узким ярко-красным ободком.

Количество их различно: от нескольких штук до десятков и сотен. Располагаются они группами, не снимаются тампоном, никогда не сливаются. Пятна Филатова держатся 2—3 дня и с появлением сыпи на коже постепенно исчезают.

Слизистая оболочка щек остается гиперемированной еще несколько дней. Если детям, контактирующим с больными, вводят гамма-глобулин или противокоревую сыворотку, картина заболевания может быть нечеткой. При ухудшении общего состояния и нарастании интоксикации возможно развитие язвенного стоматита, остеомиелита челюстных костей.

Осложнения чаще возникают у детей с несанированной полостью рта. Дефференцировать поражения слизистой оболочки полости рта при кори надо с молочницей, острым афтозным стоматитом, скарлатиной.

«Стоматология детского возраста», А.А.Колесов

Эндокринные заболевания у детей приводят к нарушению многих жизненных функций, и на этом фоне выявляются некоторые изменения на слизистой оболочке полости рта. При сахарном диабете, помимо характерных пародонтопатий, отмечаются сухость, чувство жжения и яркая гиперемия слизистой оболочки губ, щек и особенно языка. При микседеме слизистая оболочка бледна, значительный отек обусловливает появление глубоких отпечатков зубов на…

При сердечнососудистых заболеваниях состояние полости рта во многом зависит от компенсации имеющихся нарушений кровообращения. При выраженной гипоксии слизистая оболочка и губы синюшны, при застойных явлениях в большом круге кровообращения выражен отек слизистой оболочки полости рта. Особенно тяжелые поражения бывают при недостаточности кровообращения II—III степени. Резкое нарушение трофики тканей у таких детей приводит к развитию тяжелых…

При нарушении эритропоэза и развитии анемий разного типа слизистая оболочка полости рта, особенно языка и десен, очень бледная. Каких-либо других характерных изменений у детей не наблюдается, но все заболевания слизистой оболочки, вызванные другой причиной, имеют вялое длительное течение. При нарушении лейкопоэза, острых и хронических лейкозах у большинства детей в разные периоды развития болезни, особенно при…

Врожденный буллезный эпидермолиз (врожденная пузырчатка) Этиология заболевания неизвестна, имеются случаи наследственной передачи. Некоторые авторы врожденный эпидермолиз относят к эктодермальным дисплазиям. Заболевание выражается в появлении на коже и слизистых оболочках пузырей с серозным или геморрагическим содержимым без воспалительных явлений по периферии. Пузыри быстро лопаются, оставляя после себя малоболезненные эрозированные поверхности. На коже пузыри возникают от трения…

Слизистая оболочка языка поражается наряду с другими отделами полости рта при многих стоматитах, однако есть заболевания, которые наблюдаются только на языке. Ромбовидный глоссит встречается у детей редко, главным образом в период полового развития, и может быть результатом тканевой дисплазии на фоне юношеских эндокринных дисфункций. Иногда удается выявить и нарушения центральной нервной системы. По средней линии…

Источник

Детские специфические инфекции, такие как корь, краснуха, скарлатина протекают у детишек в различных формах (легкая, средняя и тяжелая) в зависимости от того, был ли привит ребенок и от состояния его иммунитета. Особенно трудно поддаются своевременной диагностике, так называемые, стертые формы протекания инфекции.

Нередко, именно детский стоматолог приходит на помощь педиатру при постановке правильного диагноза. Действительно, именно патологические изменения на слизистой оболочке полости рта позволяют правильно поставить диагноз и назначить адекватную терапию.

Кроме того, нередко именно к детскому стоматологу сначала обращаются родители с заболевающим малышом. Часто это бывают детишки, имеющие в анамнезе частые стоматиты или имеющие много разрушенных зубов. Жалобы ребенка на боли во рту заставляют родителей поспешить на прием именно к стоматологу. В кресле у дантиста и выясняется вся правда: неприятные ощущения во рту являются сопутствующими симптомами острой инфекционной болезни!

Нижеизложенная в краткой форме информация может быть полезна каждому родителю. Итак.

Специфические проявления кори в ротовой полости.

Острое начало болезни, сопровождающееся резким подъемом температуры до 38-39С, появление на слизистой полости рта в области смыкания жевательных зубов белесых пятен, патогномоничных для данного инфекционного заболевания, которые называются пятнами Бельского-Филатова-Коплика. Именно эти пятна позволяют дифференцировать корь с другими инфекционными болезнями у детей.

Специфические проявления скарлатины в ротовой полости.

В первые дни заболевания отмечается гиперемия слизистой неба и миндалин, язык покрывается слоем белого плотного налета, который на четвертые сутки начинает исчезать от периферии к центру. Язык приобретает характерный малиновый цвет. Именно малиновый язык, являясь специфическим симптомом для данного инфекционного заболевания, помогает правильно поставить диагноз. Так как прием пищи в этот период болезненный, без рекомендаций со стороны опытного детского стоматолога не обойтись.

Специфические проявления краснухи в ротовой полости.

Одновременно с повышением температуры тела, в острый период заболевания, появляется гиперемия (покраснение) слизистой оболочки мягкого неба, зева, горла.

Специфические проявления ветряной оспы в ротовой полости.

Характерным для ветряной оспы является одномоментное появление сыпи на коже тела и на слизистой полости рта.

Пузырьковые высыпания локализуются на небе, языке, слизистой оболочке зева, после того, как пузырьки лопаются, образуются эрозии, которые делают прием пищи болезненным и требуют симптоматической терапии.

Специфические проявления дифтерии в ротовой полости.

В зависимости от тяжести течения заболевания слизистая ротовой полости затрагивается полностью или частично. Мы рассматриваем только проявления дифтерии в полости рта у привитых детей, при так называемой, стертой форме течения заболевания. У не привитых детей течение дифтерии очень тяжелое, с образованием плотных фибринозных пленок, которые скапливаясь, затрудняют дыхание. У привитых детей течение дифтерии схоже по течению с банальной ангиной.

Роль врача стоматолога детского в комплексном лечении острых специфических инфекционных заболеваний в детском возрасте.

Естественно, что осуществляет наблюдение и назначает основное лечение педиатр. Однако детский стоматолог борется с проявлениями заболевания в ротовой полости. Из-за болевых ощущений во рту малыш отказывается от приема пищи, и тем самым его организм еще больше ослабевает и не может активно бороться с инфекцией. В связи с чем падает и местный иммунитет полости рта. Следовательно, детский стоматолог должен назначить терапию, обеспечивающую адекватное обезболивание и препятствующую присоединению вторичной инфекции.

Рекомендации родителям по уходу за ротовой полостью ребенка в период болезни.

  1. Ежедневная тщательная чистка зубов утром и вечером
  2. Орошение слизистой полости рта антисептическими растворами (прекрасно подойдут гексорал, мирамистин или тантум-верде.
  3. Холисал гель, благодаря своему выраженному противовоспалительному и обезболивающему эффекту, при применении непосредственно перед приемом пищи поможет существенно снизить неприятные ощущения.
  4. Применение солкосерил дентальной адгезивной пасты показано в период стихания высыпаний, в период заживления эрозий для ускорения эпителизации (заживления) слизистой.

Уважаемые родители!

Еще раз напоминаем Вам, что антисептики группы анилиновых красителей (например, бриллиантовый зеленый («зеленка»)) на слизистых нельзя использовать, так как они вызывают ожог!

9 Ноября 2015

Источник

Этиология:
вирус
кори.

Клинические
особенности:

острое начало, с повышением температуры
тела и явлениями общей интоксикации.
Характерны катар верхних дыхательных
путей, поражения слизистой оболочки
глаз и пятнисто-папулезная кожная сыпь.

Локализация в
полости рта:

слизистая оболочка щек у корневых зубов,
иногда губы и десна.

Элемент
поражения:

за 1–2 дня до появления кожной сыпи
возникает энантема на слизистой оболочке
твердого и мягкого неба в виде пятен
пурпурно-красного цвета размером от 1
до нескольких мм, неправильной формы,
сливающихся между собой. Одновременно
на слизистой оболочке щек в области
моляров появляются серовато-белые
точки, окруженные венчиком гиперемии,
они слегка возвышаются над поверхностью
эпителия, не склонны к слиянию, не
удаляются с поверхности слизистой
(пятна Бельского–Филатова–Коплика).

Дифференциальная
диагностика:

  • герпетическая
    ангина;

  • лишай плоский
    красный;

  • герпетический
    гингивостоматит;

  • краснуха; проявления
    в полости рта.

Таблица
4

Дифдиагностика «белых» поражений сопр

Признак

Плоский

лишай

Лейкоплакия
идиопатическая

Кандидозный
стоматит (хронический)

Эритроплакия

Сифилис

вторичный

Пол

Чаще женщины

Чаще

мужчины

Одинаково часто

Чаще

мужчины

Одинаково часто

Поражения кожи

Есть

Нет

Может быть (углы
рта: ногти)

Нет

Есть

Локализация в полости
рта

Слизистая оболочка
щек, ретромолярная область, дистальные
отделы полости рта

Щека (линия смыкания
зубов), нижняя губа, язык

Язык, нёбо, слизистая
оболочка губ и щек

Дно полости рта,
ретромолярная область

Любой участок СОПР

Элементы поражения

Папулы, образуется
сетчатый, кружевной рисунок

Пятно,

бляшки

Бляшки,

эрозии

Ярко-красные узелки
с бархатистой поверхностью

Папулы, розеолы
(уплотненные в основании)

Границы очага
поражения

Четкие, зазубренные

Ровные

Неровные, «булыжная
мостовая», ровные

Ровные

Ровные, четкие

Люминесцентная
диагностика

Беловато-желтое

Белое

Белое

5.7. Краснуха. Проявления в полости рта (в 06.8)

Этиология:
вирус
краснухи.

Клинические
особенности:

острое начало, с явлениями интоксикации.
Типичным ранним признаком является
увеличение лимфоузлов затылочной,
околоушной и задней шейной области.
Также характерна кожная сыпь. Болеют
дети.

Локализация в
полости рта:

мягкое нёбо, миндалины, слизистая
оболочка щек.

Элемент поражения
в полости рта:

слизистая оболочка незначительно
гиперемирована, отечна, на фоне которой
появляются мелкие до 1–2 мм бледно-розовые
пятнышки, не склонные к слиянию,
безболезненны.

Дифференциальная
диагностика:

  • герпетическая
    ангина;

  • корь; проявления
    в полости рта;

  • герпетический
    гингивостоматит.

6. «Красно-голубые» поражения сопр

  • скарлатина;
    проявления в полости рта (А 3.8);

  • саркома Капоши
    мягких тканей рта (С 46.1);

  • железодефицитная
    анемия; проявления в полости рта (Д
    50.1);

  • ромбовидный
    глоссит (К 14.2);

  • географический
    язык (К 14.1);

  • гиповитаминоз
    группы В (Е 50-Е 56);

  • гипертрофия
    сосочков языка (К 14.38).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Острое вирусное заболевание, характеризующееся интоксикацией, катаральными явлениями, энантемой и папулёзно-пятнистой сыпью.

Этиология. Возбудитель кори — РНК-овый вирус, относящийся к семейству парамиксовирусов. Быстро инактивируется при нагревании, УФ-облучении, под влиянием дезинфицирующих средств.

Отличительной особенностью вируса кори является его способность к пожизненной персистенции в организме человека, перенёсшего заболевание, и способность вызывать особую форму инфекционного процесса — медленную инфекцию (подострый склерозирующий панэнцефалит).

Эпидемиология. Источник инфекции — больной человек, наиболее заразный при максимальном выделении вируса в катаральном периоде и гораздо менее заразный в периоде высыпаний.

Путь передачи инфекции — воздушно-капельный. Восприимчивость к кори высока, после контакта с больным корью заболевают все, кто не имеет приобретённого иммунитета.

После перенесённого заболевания формируется пожизненный иммунитет.

Патогенез. Вирус проникает в организм человека через слизистую оболочку верхних дыхательных путей, размножается в эпителии респираторного тракта и в регионарных лимфатических узлах. Наблюдается кратковременная вирусемия (на 3—5-й день инкубационного периода). Вирус гематогенно разносится по всему организму, фиксируется и накапливается в ретикулоэндотслиальной системе. Воздействие иммунной системы организма на вируссодержащие клетки приводит к их цитолизу, высвобождению вирусов и развитию второй волны вирусемии. В силу тропности к эпителиоцитам вирус внедряется в слизистые оболочки респираторного тракта, полости рта, конъюнктиву. Аллергические реакции с участием компонентов вируса обусловливают повреждение стенок сосудов, отёк тканей и некротические изменения в клетках и тканях. Элемент коревой сыпи — это очаг воспаления вокруг сосуда, в формировании которого немаловажную роль играет повреждение эндотелия сосуда.

Обладая тропностью к клеткам центральной нервной системы, вирус кори может обусловить развитие коревого энцефалита.

Клиника. Инкубационный период длится от 9 до 11 дней (при серопрофилактике может удлиняться до 21 дня).

Начало заболевания острое, с быстрым развитием интоксикации и катаральных явлений. Температура тепа повышается до 38-39 С, появляется резь в глазах. Отмечаются адинамия, вялость, снижение аппетита, нарушение сна, головная боль. Затем появляются сухой «лающий» кашель, признаки ринита, конъюнктивита. В этом периоде характерен вид больного: лицо одутловатое, припухшие глаза и губы.

Пятна Филатова-Коплика-Бельского на внутренней поверхности щек больного корью

К концу 1-2-х суток на слизистой оболочке щёк, реже губ, дёсен появляются мелкие белесоватые папулы, не сливающиеся между собой — пятна Филатова-Коплика-Бельского . Наличие этих пятен, которые позволяют поставить диагноз кори в ранние сроки заболевания, создаёт впечатление, что слизистая оболочка щеки посыпана манной крупой. Пятна обычно располагаются напротив малых коренных зубов.

Коревая сыпь на туловище, 2ой день болезни

На 3-5-й день болезни с характерной этапностью появляется сыпь. В 1-е сутки сыпь возникает за ушами, на липе, шее, в верхней части груди, на 2-й день — на всём туловище, на 3-й лень — на конечностях. Сыпь носит пятнисто-папулёзный характер, склонна к слиянию, возникает на фоне неизменённой кожи. Исчезновение сыпи происходит в порядке её появления; после сыпи остаётся пигментация, иногда с отрубевидным шелушением.

Коревая сыпь на верхних конечностях, 3ий день болезни

В периоде рсконвалесценции наблюдаются явления астении, снижение сопротивляемости организма. У инфицированных лиц, которым в течение инкубационного периода профилактически вводили иммуноглобулин, корь протекает с меньшей выраженностью всех симптомов (митигированная корь). У непривитых взрослых наблюдают более тяжёлое и осложнённое течение. Период высыпаний характеризуется большим количеством элементов с большей склонностью к слиянию.

Возможные осложнения: пневмония, коревой энцефалит, менингоэнцефалит.

Диагностика. При наличии характерных клинических и эпидемиологических данных диагностика не представляет трудностей. Для верификации диагноза исследуют смывы из носоглотки или кровь с целью выделения вируса в культуре клеток. В РСК или РТГА исследуют парные сыворотки с целью обнаружения антител к вирусу кори; диагностическим критерием является нарастание их титров. Возможно выявление антигена вируса кори в мазках-отпечатках со слизистой оболочки носа иммунофлюоресцентным методом. Дифференцируют корь с ОРВИ, краснухой.

Коревая сыпь на туловище взрослого пациента

Лечение. Госпитализируют только больных с тяжёлыми и осложнёнными формами. Проводится симптоматическая терапия.

Профилактика. Разработана и успешно применяется живая коревая вакцина. Всем детям в возрасте 3-12 мес, бывшим в контакте с больным корью и не болевшим корью, в первые 5 дней после контакта вводят внутримышечно 3 мл нормального человеческого иммуноглобулина. Дети старше 12 мес при этих же условиях подлежат вакцинации. Плановую профилактику кори проводят живой аттенуированной коревой вакциной всем детям, не болевшим корью.

Литература: 

1.Инфекционные болезни у детей — Учайкин В.Ф., Нисевич Н.И., Шамшева О.В. — 2011 год — 688 с.

2.Инфекционные болезни / М. Х. Турьянов, А. Д. Царегородцев, Ю. В. Лобзин. – М. : ГЭОТАР Медицина, 1998. – 319 с. 

Источник

Èçìåíåíèÿ íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ïðè ðàçëè÷íûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ èíòîêñèêàöèåé è ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû òåëà. Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä è êëèíèêà ñêàðëàòèíû. Âîçáóäèòåëü êîðè. Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà â ïðîäðîìàëüíîì ïåðèîäå.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Êàôåäðà õèðóðãè÷åñêîé ñòîìàòîëîãèè

ÑÐÑ

Íà òåìó: Èçìåíåíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà ïðè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ Ñêàðëàòèíà, Êîðü, Äèôòåðèÿ, áîëåçíü Ôèëàòîâà-Ïôåéôôåðà

Àëìàòû 2016ã.

Íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå âûÿâëÿþòñÿ òå èëè èíûå èçìåíåíèÿ ïðè ðàçëè÷íûõ îñòðûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ èíòîêñèêàöèåé è ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû òåëà. Áîëüíûå äåòè îòêàçûâàþòñÿ îò åäû, íàðóøàåòñÿ ñàìîî÷èùåíèå ïîëîñòè ðòà, ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ñòàíîâèòñÿ ñóõîé, ïîÿâëÿþòñÿ íàëåòû, îñîáåííî íà ÿçûêå, çà ñ÷åò ñêîïëåíèÿ ñëóùåííîãî ýïèòåëèÿ, ëåéêîöèòîâ, ñëèçè, îñòàòêîâ ïèùè è áîëüøîãî êîëè÷åñòâà áàêòåðèé. Ïîíèæåíèå ñîïðîòèâëÿåìîñòè îðãàíèçìà ñïîñîáñòâóåò ïîâûøåíèþ âèðóëåíòíîñòè ìèêðîôëîðû ïîëîñòè ðòà, ðÿä ñàïðîôèòîâ ïðèîáðåòàåò ñâîéñòâà ïàòîãåííûõ ìèêðîáîâ. Ïîýòîìó ñîñòîÿíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðòà ìîæåò áûòü ñõîäíûì ïðè ðàçíûõ çàáîëåâàíèÿõ: ãðèïïå, àíãèíå, äèçåíòåðèè, ìàëÿðèè, òèôå è äð., à òàêæå è ïðè øèðîêî ðàñïðîñòðàíåííûõ â äåòñêîì âîçðàñòå òàê íàçûâàåìûõ îñòðûõ ðåñïèðàòîðíûõ èíôåêöèÿõ. ×àùå íàáëþäàåòñÿ êàòàðàëüíîå âîñïàëåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðòà, ïðè êîòîðîì èìåþòñÿ ðàçëèòàÿ ãèïåðåìèÿ è îòå÷íîñòü ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, äåñíåâîé êðàé âàëèêîîáðàçíî ïðèïîäíÿò, çàêðûâàåò ÷àñòü êîðîíîê çóáîâ. Íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ùåê è ïî êðàÿì èìåþòñÿ îòïå÷àòêè çóáîâ. Èíîãäà â îáëàñòè ïåðåõîäíûõ ñêëàäîê âèäåí áåëîâàòî-ñåðûé ëåãêî ñíèìàþùèéñÿ íàëåò, ýïèòåëèé ïîä íèì íå ïîâðåæäåí. Êàòàðàëüíîå âîñïàëåíèå ïðè óñïåøíîì ëå÷åíèè îñíîâíîãî çàáîëåâàíèÿ è ïðàâèëüíîì óõîäå çà ïîëîñòüþ ðòà áûñòðî çàêàí÷èâàåòñÿ ïîëíûì âûçäîðîâëåíèåì. Çíà÷èòåëüíî ðåæå ïðè îñòðûõ èíôåêöèÿõ íàáëþäàþòñÿ ýðîçèè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðòà è ÿçâåííî-íåêðîòè÷åñêèå ïîðàæåíèÿ. Ïðè íåêîòîðûõ îñòðûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ âîçíèêàþò èçìåíåíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðòà, õàðàêòåðíûå â îñíîâíîì äëÿ äàííîãî çàáîëåâàíèÿ, êîòîðûå ìîãóò ñëóæèòü âàæíûì äèàãíîñòè÷åñêèì ïðèçíàêîì, òàê êàê ïîÿâëÿþòñÿ ðàíüøå, ÷åì âûñûïàíèÿ íà êîæå.

Ñêàðëàòèíà — îñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùèåñÿ ñèìïòîìàìè îáùåé èíòîêñèêàöèè, àíãèíîé è âûñûïàíèÿìè íà êîæå. Âîçáóäèòåëåì ñêàðëàòèíû ÿâëÿåòñÿ â- ãåìîëèòè÷åñêèé ñòðåïòîêîêê ãðóïïû À ñ áîëüøèì ÷èñëîì 17 ñåðîëîãè÷åñêèõ òèïîâ. Áîëåþò ïðåèìóùåñòâåííî äåòè äîøêîëüíîãî è ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Îñíîâíûì èñòî÷íèêîì èíôåêöèè ÿâëÿåòñÿ áîëüíîé ñêàðëàòèíîé, êîòîðûé çàðàçåí ñ ìîìåíòà çàáîëåâàíèÿ. Èíôåêöèÿ ïåðåäàåòñÿ âîçäóøíî-êàïåëüíûì ïóòåì, âîçìîæíà ïåðåäà÷à èíôåêöèè ÷åðåç ïðåäìåòû îáèõîäà, èãðóøêè, îäåæäó áîëüíîãî.

Ïîñëå ïåðåíåñåííîãî çàáîëåâàíèÿ âûðàáàòûâàåòñÿ ñòîéêèé àíòèòîêñè÷åñêèé èììóíèòåò.

Êëèíèêà èíêóáàöèîííûé ïåðèîä ÷àùå äëèòüñÿ 2-7 äíåé. Çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ îñòðî. Âíåçàïíî ïîâûøàåòñÿ òåìïåðàòóðà òåëà, ïîÿâëÿþòñÿ ðâîòà è áîëü â ãîðëå. ×åðåç íåñêîëüêî ÷àñîâ ïîÿâëÿåòñÿ ñûïü, ðàñïðîñòðàíÿþùàÿñÿ íà ëèöî, òåëî, òóëîâèùå, êîíå÷íîñòè. Äëÿ ñêàðëàòèíû õàðàêòåðíà òî÷å÷íàÿ ñûïü íà ãèïåðåìèðîâàííîì ôîíå êîæè. Íà ëèöå ñûïü îñîáåííî ãóñòî ðàñïîëàãàåòñÿ íà ùåêàõ, êîòîðûå ñòàíîâÿòñÿ ÿðêî-êðàñíûìè, îñîáåííî îòòåíÿÿ áëåäíûé, íå ïîêðûòûé ñûïüþ, íîñîãóáíîé òðåóãîëüíèê. Ñûïü îáû÷íî äåðæèòñÿ 3-7 äíåé, èñ÷åçàÿ, îíà íå îñòàâëÿåò ïèãìåíòàöèè.

 ïîëîñòè ðòà: ïîñòîÿííûì ñèìïòîìîì ñêàðëàòèíû ÿâëÿåòñÿ àíãèíà, äëÿ íåå òèïè÷íà ÿðêàÿ ãèïåðåìèÿ ðîòîãëîòêè (ìèíäàëèí, ÿçû÷êà, äóæåê) — «ïûëàþùèé çåâ» ñ ìåëêîòî÷å÷íîé ñûïüþ â öåíòðå ìÿãêîãî íåáà, ïðè÷åì ãèïåðåìèÿ ÷åòêî îãðàíè÷åíà è íå ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó òâåðäîãî íåáà. Äëÿ ñêàðëàòèíû õàðàêòåðíà ñóõîñòü ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà, åå ãèïåðåìèÿ. Ñîîòâåòñòâåííî ñòåïåíè ïîðàæåíèÿ çåâà âîâëåêàþòñÿ â ïðîöåññ è ðåãèîíàðíûå ëèìôàòè÷åñêèå óçëû.  îáëàñòè ìÿãêîãî íåáà ïîÿâëÿþòñÿ ÿðêî-êðàñíûå ïåòåõèè äèàìåòðîì 1-2ìì. Õàðàêòåðíû èçìåíåíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ÿçûêà.  íà÷àëå áîëåçíè ÿçûê îáëîæåí ñåðî-æåëòûì íàëåòîì. Íà 3-é äåíü íà÷èíàåò î÷èùàòüñÿ ñ êðàåâ è êîí÷èêà, ÷òî ñîïðîâîæäàåòñÿ ñèëüíîé äåñêâàìàöèåé ýïèòåëèÿ. ßçûê ñòàíîâèòñÿ ÿðêî-êðàñíûì, ñóõèì è áëåñòÿùèì. Íàðÿäó ñ èñ÷åçíîâåíèåì íèòåâèäíûõ ñîñî÷êîâ îòìå÷àåòñÿ ãèïåðïëàçèÿ ãðèáîâèäíûõ ñîñî÷êîâ, êîòîðûå íàïîìèíàþò çåðíà ìàëèíû. «Ìàëèíîâûé ÿçûê» öåííûé äèàãíîñòè÷åñêèé ïðèçíàê ñêàðëàòèíû. Äåñêâàìàòèâíûé ãëîññèò äåðæèòñÿ íà ïðîòÿæåíèè 2 íåäåëü. Íåñïåöèôè÷åñêèì ñèìïòîìîì ÿâëÿåòñÿ êàòàðàëüíûé ãèíãèâèò. Îí óñèëèâàåòñÿ â ïåðèîä âûðàæåííîé äåñêâàìàöèè ýïèòåëèÿ ÿçûêà è «øåëóøåíèÿ» ýïèäåðìèñà êîæè.

Îòìå÷àþòñÿ õàðàêòåðíûå èçìåíåíèÿ ãóá: îíè óïëîòíÿþòñÿ, ïðèíèìàþò ÿðêóþ ïóíöîâóþ, ìàëèíîâóþ èëè âèøíåâóþ îêðàñêó.

ÊîðüÎñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû òåëà, íàëè÷èåì èíòîêñèêàöèè, êàòàðà âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê ãëàç, à òàêæå âûñûïàíèé ïÿòíèñòî-ïàïóëåçíîé ñûïè.

Âîçáóäèòåëü êîðè — ÐÍÊ-ñîäåðæàùèé âèðóñ, îòíîñÿùèéñÿ ê ñåìåéñòâó ïàðàìèêñîâèðóñîâ. Èñòî÷íèêîì èíôåêöèè ÿâëÿåòñÿ òîëüêî áîëüíîé ÷åëîâåê. Áîëåþò ïðåèìóùåñòâåííî äåòè äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïîñëå ïåðåíåñåííîãî çàáîëåâàíèÿ ôîðìèðóåòñÿ ñòîéêèé èììóíèòåò. Íàèáîëåå çàðàçåí áîëüíîé â êàòàðàëüíûé ïåðèîä è â ïåðâûé äåíü ïîÿâëåíèÿ ñûïè. Ïåðåäà÷à èíôåêöèè ïðîèñõîäèò âîçäóøíî-êàïåëüíûì ïóòåì ïðè êàøëå è ÷èõàíèè, ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà çíà÷èòåëüíûå ðàññòîÿíèÿ.

Ïàòîãåíåç. Âõîäíûìè âîðîòàìè äëÿ âèðóñà êîðè ÿâëÿþòñÿ ñëèçèñòûå îáîëî÷êè âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé è êîíúþêòèâû. Ïåðâè÷íàÿ ðåïðîäóêöèÿ ïðîèñõîäèò â ïîäñëèçèñòîì ñëîå è ðåãèîíàðíûõ ëèìôàòè÷åñêèõ óçëàõ, à ïî äîñòèæåíèè âèðóñîì ïîðîãîâîãî óðîâíÿ ðàçâèâàåòñÿ âèðóñåìèÿ ñ ìàêñèìàëüíîé êîíöåíòðàöèåé ê ïåðâîìó äíþ âûñûïàíèé. Âèðóñ êîðè îáëàäàåò òðîïèçìîì ê öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìå, äûõàòåëüíîé ñèñòåìå è ïèùåâàðèòåëüíîìó òðàêòó. Íàáëþäàåòñÿ âûðàæåííîå ñíèæåíèå îáùåãî è ìåñòíîãî èììóíèòåòà.

Êëèíèêà. Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä ñîñòàâëÿåò 8-12 äíåé.  òå÷åíèè áîëåçíè ðàçëè÷àþò ïåðèîäû: êàòàðàëüíûé, âûñûïàíèé è ïèãìåíòàöèè. Çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ ñ ïîäúåìà òåìïåðàòóðû òåëà äî 38,50 — 390 Ñ, ñóõîãî, ëàþùåãî êàøëÿ, ðèíèòà, êîíúþíêòèâèòà. Îòìå÷àåòñÿ ñâåòîáîÿçíü, ãèïåðåìèÿ è îòå÷íîñòü âåê, ñêëåðèò. Îáùåå ñîñòîÿíèå çíà÷èòåëüíî íàðóøàåòñÿ. Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ïîëîñòè ðòà ãèïåðåìèðîâàíà, òóñêëàÿ, ðûõëàÿ, øåðîõîâàòàÿ. Çà 1-3 äíÿ äî êîæíûõ âûñûïàíèé ïîÿâëÿåòñÿ ïàòîãîìîíè÷íûé ïðèçíàê: êîðåâàÿ ýíàíòåìà — ìåëêèå ðîçîâàòî-êðàñíûå ïÿòíà íà ìÿãêîì è òâåðäîì íåáå. Çàòåì íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ùåê ó æåâàòåëüíûõ çóáîâ ïîÿâëÿþòñÿ âîçâûøàþùèåñÿ íàä ïîâåðõíîñòüþ ýïèòåëèÿ ñåðîâàòî- áåëîâàòûå òî÷êè («áðûçãè èçâåñòè») íå áîëåå áóëàâî÷íîé ãîëîâêè, òàê íàçûâàåìûå ïÿòíà Áåëüñêîãî-Ôèëàòîâà-Êîïëèêà. Ýòè ýëåìåíòû íå ñíèìàþòñÿ è íå ñëèâàþòñÿ, äåðæàòñÿ 2-3 äíÿ è ñ ïîÿâëåíèåì ñûïè íà êîæå èñ÷åçàþò. Íà 4-5 äåíü áîëåçíè ïîÿâëÿåòñÿ ðîçîâàòàÿ ïÿòíèñòî- ïàïóëåçíàÿ ñûïü íà ëèöå, çà óøàìè è íà øåå, íà 6 äåíü îíà ïîëíîñòüþ ïîêðûâàåò âåðõíþþ ÷àñòü òåëà è çàòåì ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà ðóêè è íîãè. Êîðåâàÿ ýêçàíòåìà èìååò òåíäåíöèþ ê ñëèÿíèþ, ðàâíîìåðíî ïîêðûâàåò ñãèáàòåëüíûå è ðàçãèáàòåëüíûå ïîâåðõíîñòè êîíå÷íîñòåé, 8 ðàñïîëàãàåòñÿ íà íåèçìåíåííîì ôîíå êîæè, èíîãäà ïðèíèìàåò ãåìîððàãè÷åñêèé õàðàêòåð. Ïèãìåíòàöèÿ ñûïè íà÷èíàåòñÿ ñ 7-8 äíÿ çàáîëåâàíèÿ, ïèãìåíòèðîâàííûå ïÿòíà äåðæàòñÿ 1 — 1,5 íåäåëè; â ýòîò ïåðèîä ìîæåò íàáëþäàòüñÿ ìåëêîå îòðóáåâèäíîå øåëóøåíèå êîæè.

Ïðè êîðè ðåçêî ñíèæàåòñÿ ñîïðîòèâëÿåìîñòü ê äðóãèì èíôåêöèÿì. Âîçìîæíî ðàçâèòèå îñëîæíåíèé â ëþáîì ïåðèîäå çàáîëåâàíèÿ, êîòîðûå ñâÿçàíû ñ ïðèñîåäèíåíèåì âòîðè÷íîé èíôåêöèè. Íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ îòèòû, ñòîìàòèòû (ÎÃÑ, ÕÐÃÑ, îïîÿñûâàþùèé ãåðïåñ ó äåòåé ñòàðøå 7 — 10 ëåò), ëàðèíãèòû, òðàõåîáðîíõèòû, ïíåâìîíèè, ðåæå — êîëèòû è ýíòåðîêîëèòû. èíôåêöèîííûé ñêàðëàòèíà êîðü

Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà â ïðîäðîìàëüíîì ïåðèîäå ïðîâîäèòñÿ ñ ÎÐÂÈ, ãðèïïîì, èíôåêöèîííûì ìîíîíóêëåîçîì, â ïåðèîä âûñûïàíèé — ñ êðàñíóõîé, îñòðûì ãåðïåòè÷åñêèì ñòîìàòèòîì, ñêàðëàòèíîé, êàíäèäîçîì, àëëåðãè÷åñêîé ñûïüþ, ñèíäðîìàìè Ëàéåëëà è Ñòèâåíñà-Äæîíñîíà.

Ëå÷åíèå. Îñíîâíîå âíèìàíèå â êîìïëåêñå ëå÷åáíûõ ìåðîïðèÿòèé äîëæíî áûòü íàïðàâëåíî íà ñîáëþäåíèå ñàíýïèäðåæèìà. Áîëüíîãî ðåáåíêà íåîáõîäèìî ñâîåâðåìåííî èçîëèðîâàòü ñ öåëüþ îãðàíè÷åíèÿ ðàñïðîñòðàíåíèÿ èíôåêöèè. Íåîáõîäèì ïîñòåëüíûé ðåæèì â çàòåìíåííîé êîìíàòå â òå÷åíèå 8-10 äíåé îò íà÷àëà áîëåçíè. Íàçíà÷àåòñÿ ìîëî÷íî- ðàñòèòåëüíàÿ ùàäÿùàÿ äèåòà, îáèëüíîå ïèòüå. Îáùåå ñèìïòîìàòè÷åñêîå ëå÷åíèå ïðîâîäèò èíôåêöèîíèñò.

Ðîëü âðà÷à-ñòîìàòîëîãà çàêëþ÷àåòñÿ â äèàãíîñòèêå çàáîëåâàíèÿ â ïðîäðîìàëüíûé ïåðèîä ïî ïàòîãíîìîíè÷íûì ïðèçíàêàì. Ïðè ìåñòíîì ëå÷åíèè ñëåäóåò îñîáîå âíèìàíèå îáðàòèòü íà òùàòåëüíóþ ãèãèåíó ïîëîñòè ðòà, ïðîâåäåíèå ïîëîñêàíèé ïîëîñòè ðòà àíòèñåïòèêàìè. Ïðè âîçíèêíîâåíèè îñòðûõ ñòîìàòèòîâ (âèðóñíûõ, êàíäèäîçíûõ) ïðîâîäèòñÿ ýòèîëîãè÷åñêàÿ è ïàòîãåíåòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ (ïðèìåíåíèå îáåçáîëèâàþùèõ ñðåäñòâ, àïïëèêàöèÿ íà ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ïîëîñòè ðòà ïðîòèâîâèðóñíûõ èëè àíòèìèêîòè÷åñêèõ ìàçåé, à çàòåì ñðåäñòâ, ñïîñîáñòâóþùèõ ýïèòåëèçàöèè).

Äèôòåðèÿ — ÿâëÿåòñÿ îñòðûì èíôåêöèîííûì çàáîëåâàíèåì, êîòîðîå âûçûâàåòñÿ 18 ñïåöèôè÷åñêèì âîçáóäèòåëåì — ïàëî÷êîé Ëåôôëåðà. Çàáîëåâàíèå ñîïðîâîæäàåòñÿ âûñîêîé ëèõîðàäêîé è òîêñåìèåé âñëåäñòâèå âñàñûâàíèÿ òîêñèíà, îáðàçóåìîãî âîçáóäèòåëåì.

Îñíîâíîé ïóòü ïåðåäà÷è èíôåêöèè âîçäóøíî-êàïåëüíûé. ×àùå áîëåþò äåòè îò 1ãîäà äî 5 ëåò.

Ïàòîãåíåç Äèôòåðèÿ — êëàññè÷åñêàÿ òîêñèêî-èíôåêöèÿ. Âûäåëÿþò ëîêàëèçîâàííóþ è ðàñïðîñòðàíåííóþ (òîêñè÷åñêóþ) ôîðìû äèôòåðèè. Ïåðâè÷íî ïîðàæàþòñÿ íåáíûå ìèíäàëèíû, ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà çåâà è âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Ïðè ëîêàëèçîâàííîé ôîðìå (íàèáîëåå ÷àñòîé) ñèìïòîìû èíòîêñèêàöèè âûðàæåíû íåçíà÷èòåëüíî, òåìïåðàòóðà òåëà ïîâûøàåòñÿ äî 37,5-38ºÑ. Ôèáðèíîçíûå ïëåíêè íà ìèíäàëèíàõ ìîãóò áûòü â âèäå òî÷åê, îñòðîâêîâ èëè ñïëîøíûõ ïëåíîê. Îòìå÷àåòñÿ óìåðåííàÿ ïðèïóõëîñòü è íåçíà÷èòåëüíàÿ áîëåçíåííîñòü ðåãèîíàðíûõ ëèìôîóçëîâ. Ïðè òîêñè÷åñêîé ôîðìå äèôòåðèè (òåìïåðàòóðà äî 39-40ºÑ, âûðàæåííàÿ èíòîêñèêàöèÿ) ïðîöåññ ìîæåò ðàñïðîñòðàíÿòüñÿ è íà ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ïîëîñòè ðòà. Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà çåâà ðåçêî íàáóõàåò, ïðèîáðåòàåò ÿðêî-êðàñíûé öâåò. Íà ýòîì ôîíå âñëåäñòâèå íåêðîçà ýïèòåëèÿ îáðàçóþòñÿ ïëåíêè áåëîâàòî-ñåðîãî öâåòà, êîòîðûå ñî âðåìåíåì òåìíåþò. Ïîñëå îòòîðæåíèÿ ïëåíîê îñòàþòñÿ êðîâîòî÷àùèå ðåçêî- áîëåçíåííûå ÿçâû. Ïðè ëîêàëèçàöèè çàáîëåâàíèÿ íà äåñíàõ ïðîöåññ íà÷èíàåòñÿ ñ ìåæçóáíûõ ñîñî÷êîâ, à çàòåì ïåðåõîäèò íà âñþ äåñíó. Íåêðîç, êàê ïðàâèëî, íå ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà çíà÷èòåëüíóþ ãëóáèíó òêàíåé, íî øèðîêî ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ ïî ïîâåðõíîñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. Ó äåòåé íàáëþäàåòñÿ îáèëüíîå ñëþíîîòäåëåíèå, íåïðèÿòíî-ïðèòîðíûé ñëàäêîâàòûé çàïàõ èçî ðòà, âûðàæåííûé ëèìôàäåíèò ïîä÷åëþñòíûõ è øåéíûõ ëèìôîóçëîâ. Îòåê êëåò÷àòêè — âàæíåéøèé ïðèçíàê òîêñè÷åñêîé ôîðìû. Õàðàêòåðåí âíåøíèé âèä áîëüíîãî: ðåçêàÿ áëåäíîñòü, îäóòëîâàòîå ëèöî, ïîëóîòêðûòûé ðîò, ãóáû ñóõèå ñ òðåùèíàìè, ãîëîñ íåâíÿòíûé, äûõàíèå õðèïÿùåå. Äèàãíîç ñòàâèòñÿ íà îñíîâàíèè êëèíè÷åñêèõ è ëàáîðàòîðíûõ äàííûõ.

Èíôåêöèîííûé ìîíîíóêëåîç (áîëåçíü Ôèëàòîâà-Ïôåéôôåðà) — Îñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ ãåíåðàëèçîâàííûì èíôåêöèîííûì ïðîöåññîì ñ ïîðàæåíèåì îðãàíîâ ðåòèêóëîýíäîòåëèàëüíîé ñèñòåìû, êëèíè÷åñêè ïðîòåêàþùåå ñ àíãèíîé, ïîëèëèìôàäåíèòîì, ãåïàòîëèåíàëüíûì ñèíäðîìîì è íàëè÷èåì àòèïè÷íûõ ìîíîíóêëåàðîâ â êðîâè íà ôîíå îáùåé èíòîêñèêàöèè îðãàíèçìà.

Âîçáóäèòåëü çàáîëåâàíèÿ — ÄÍÊ-ñîäåðæàùèé âèðóñ Ýïøòåéí-Áàððà ( ñèíîíèì: âèðóñ ãåðïåñà ÷åëîâåêà 4-ãî òèïà, ÍÍV-4, Epstein-Barr virus, EBV), îòíîñèòñÿ ê ñåìåéñòâó ãåðïåòèôîðìíûõ âèðóñîâ. Îòëè÷àåòñÿ òåì, ÷òî âûçûâàåò íå öèòîëèç, à ðàçìíîæåíèå 10 ïîðàæåííûõ êëåòîê — Â-ëèìôîöèòîâ. Âèðóñ ñïîñîáåí ê äëèòåëüíîé ïåðñèñòåíöèè â íèõ, óñòîé÷èâ âî âíåøíåé ñðåäå.

Èñòî÷íèêîì èíôåêöèè ÿâëÿåòñÿ êàê áîëüíîé ÷åëîâåê, òàê è âèðóñîíîñèòåëü. Ìåõàíèçì ïåðåäà÷è — âîçäóøíî-êàïåëüíûé è êîíòàêòíûé. Èíôåêöèîííûì ìîíîíóêëåîçîì áîëåþò ëþäè ëþáîãî âîçðàñòà, íî ïðåèìóùåñòâåííî äåòè, ïîäðîñòêè è ìîëîäûå ëþäè äî 30 ëåò. Çàáîëåâàíèå ðåãèñòðèðóåòñÿ êðóãëûé ãîä, îäíàêî íàèáîëüøåå ÷èñëî ñëó÷àåâ áîëåçíè ïðèõîäèòñÿ íà âåñåííèå è îñåííèå ìåñÿöû. Ïîñëå ïåðåíåñåííîé èíôåêöèè âûðàáàòûâàåòñÿ ñòîéêèé èììóíèòåò.

Ïàòîãåíåç. Âõîäíûìè âîðîòàìè ÿâëÿåòñÿ ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ðîòîãëîòêè è âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Âèðóñ âûçûâàåò ïîðàæåíèå íåáíûõ è íîñîãëîòî÷íûõ ìèíäàëèí, â êîòîðûõ ïðîèñõîäèò ìàññèâíàÿ ðåïëèêàöèÿ âîçáóäèòåëÿ. Çàòåì ëèìôîãåííûì è ãåìàòîãåííûì ïóòåì âèðóñ ïðîíèêàåò â ëèìôàòè÷åñêèå óçëû, ïå÷åíü è ñåëåçåíêó, âûçûâàÿ ãèïåðïëàñòè÷åñêèå ïðîöåññû â ýòèõ îðãàíàõ. Âèðóñíûå ÷àñòèöû ñîäåðæàòñÿ è ïðîäóöèðóþòñÿ â Â-ëèìôîöèòàõ. Èíôåêöèîííî-àëëåðãè÷åñêèé êîìïîíåíò ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ðåçêî âûðàæåííîãî îòåêà íîñîãëîòêè, ïîÿâëåíèþ ðàçëè÷íûõ âûñûïàíèé, âîëíîîáðàçíîìó òå÷åíèþ ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà. Ïîÿâëåíèþ àíãèíû ñîäåéñòâóåò áàêòåðèàëüíàÿ ôëîðà, àêòèâèçèðóþùàÿñÿ â ðåçóëüòàòå ïîâðåæäàþùåãî äåéñòâèÿ âèðóñà íà òêàíè.

Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà. Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä ñîñòàâëÿåò 11-24 äíÿ. Çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ îñòðî ñ ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòóðû òåëà äî 39-400Ñ, èíòîêñèêàöèè, ïîÿâëåíèÿ íàëåòà íà ìèíäàëèíàõ, çàòðóäíåíèÿ íîñîâîãî äûõàíèÿ, óâåëè÷åíèÿ øåéíûõ ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ. Ê êîíöó ïåðâîé íåäåëè ïàëüïèðóþòñÿ óâåëè÷åííûå ïå÷åíü è ñåëåçåíêà. Èíîãäà ïîÿâëÿåòñÿ æåëòóøíîñòü ñêëåð è êîæè, à òàêæå âûñûïàíèÿ íà êîæå ðàçëè÷íîãî õàðàêòåðà.  ðÿäå ñëó÷àåâ çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ ïîñòåïåííî.  òå÷åíèå 2-5 äíåé ðåáåíêà áåñïîêîèò ñóáôåáðèëüíàÿ òåìïåðàòóðà, íåáîëüøèå êàòàðàëüíûå ÿâëåíèÿ. Õàðàêòåðåí âíåøíèé âèä áîëüíîãî: ëèöî ïàñòîçíîå, èç-çà çàëîæåííîñòè íîñà â ñâÿçè ñ ãèïåðòðîôèåé íîñîãëîòî÷íîé ìèíäàëèíû äûõàíèå çàòðóäíåíî è ðåáåíîê äûøèò îòêðûòûì ðòîì, îòäåëÿåìîå èç íîñà îòñóòñòâóåò. Øåéíûå è îñîáåííî çàäíåøåéíûå ëèìôàòè÷åñêèå óçëû çàìåòíî óâåëè÷åíû è ìîãóò ñîçäàâàòü âïå÷àòëåíèå îòåêà øåè; îíè ïëîòíûå íàîùóïü, íå ñïàÿíû ìåæäó ñîáîé, ìàëîáîëåçíåííû. Êîæà íàä ëèìôàòè÷åñêèìè óçëàìè íå èçìåíåíà. Ïîëèàäåíèÿ — âàæíûé ñèìïòîì èíôåêöèîííîãî ìîíîíóêëåîçà.

Ïðè îñìîòðå çåâà ìèíäàëèíû ãèïåðòðîôèðîâàíû, îòå÷íû, ñîïðèêàñàþòñÿ ìåæäó ñîáîé. ×àñòî íà íåáíûõ è íîñîãëîòî÷íûõ ìèíäàëèíàõ ïîÿâëÿåòñÿ êðîøêîâàòûé æåëòî-ñåðûé íàëåò, èíîãäà â âèäå ñïëîøíîé ïëåíêè, íå âûõîäÿùåé çà èõ ïðåäåëû, êîòîðûé ëåãêî ñíèìàåòñÿ, ïîñëå ñíÿòèÿ êðîâîòî÷èâîñòè íå îòìå÷àåòñÿ. Íàëåò íà ìèíäàëèíàõ ìîæåò ïîÿâëÿòüñÿ â ïåðâûå äíè áîëåçíè èëè ñïóñòÿ 3-4 äíÿ. Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ïîëîñòè ðòà ãèïåðåìèðîâàíà, îòå÷íà, íà ïîâåðõíîñòè ÑÎÏÐ èìåþòñÿ ýðîçèè, àôòû, ãåìîððàãèè. ßçûê îáëîæåí.

 êðîâè íàáëþäàåòñÿ ëåéêî-, ëèìôî- è ìîíîöèòîç, ïîâûøåíèå ÑÎÝ. Ñàìûì õàðàêòåðíûì ïðèçíàêîì èíôåêöèîííîãî ìîíîíóêëåîçà ñî ñòîðîíû êðîâè ÿâëÿåòñÿ íàëè÷èå àòèïè÷íûõ ìîíîíóêëåàðîâ.

Äèôôåðåíöèàëüíóþ äèàãíîñòèêó ñëåäóåò ïðîâîäèòü ñ ÎÐÂÈ, àíãèíîé, äèôòåðèåé çåâà, êîðüþ, êðàñíóõîé, ýïèäåìè÷åñêèì ïàðîòèòîì, ëèìôàäåíèòîì, ëèìôîãðàíóëåìàòîçîì, ÂÈ×-èíôåêöèåé, ëåéêîçîì.

Ëå÷åíèå. Îáùåå ëå÷åíèå ïðîâîäèò èíôåêöèîíèñò. Áîëüíîãî ðåáåíêà íåîáõîäèìî èçîëèðîâàòü ñ öåëüþ îãðàíè÷åíèÿ ðàñïðîñòðàíåíèÿ èíôåêöèè. Ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â íàçíà÷åíèè æàðîïîíèæàþùèõ ñðåäñòâ. Ðîëü âðà÷à-ñòîìàòîëîãà â ëå÷åíèè èíôåêöèîííîãî ìîíîíóêëåîçà çàêëþ÷àåòñÿ â äèàãíîñòèêå çàáîëåâàíèÿ íà ðàííèõ ñòàäèÿõ ïîëèàäåíèè. Ìåñòíàÿ òåðàïèÿ äîëæíà âêëþ÷àòü òùàòåëüíóþ ãèãèåíó ïîëîñòè ðòà, ïðèìåíåíèå îáåçáîëèâàþùèõ, àíòèñåïòè÷åñêèõ, ïðîòèâîâèðóñíûõ ñðåäñòâ è ñðåäñòâ, ñïîñîáñòâóþùèõ ýïèòåëèçàöèè.

Ëèòåðàòóðà

1. Âèíîãðàäîâà Ò.Ô., Ìàêñèìîâà Î.Ï., Ìåëüíè÷åíêî Ý.Ì. Çàáîëåâàíèÿ ïåðèîäîíòà è ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà ó äåòåé. Ì.: Ìåäèöèíà, 1983.

2. Âèíîãðàäîâà Ò.Ô. Ïåäèàòðó î ñòîìàòîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ ó äåòåé. Ì.: Ìåäèöèíà, 1982.

3. Ãåðìàíåíêî È.Ã., Êóäèí À.Ï. Âèðóñ ïðîñòîãî ãåðïåñà è íîâûå ãåðïåñ-âèðóñû â ïàòîëîãèè ÷åëîâåêà. — Ìí., 2001. — 36 ñ.

4. Ìåëüíè÷åíêî Ý.Ì. è ñîàâò. Ãðèáêîâûå çàáîëåâàíèÿ îðãàíîâ ïîëîñòè ðòà è ÷åëþñòíî- ëèöåâîé îáëàñòè. Ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíä?