Кори 7 навыков высокоэффективных людей

Кори 7 навыков высокоэффективных людей thumbnail

Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности (англ. The 7 Habits of Highly Effective People: Restoring the Character Ethic) — популярная книга американского бизнес-консультанта Стивена Кови о развитии личности, основанная преимущественно на принципах гуманистической психологии.

В 2004 году, спустя 15 лет с выпуска первого издания (1989), книга была переведена более чем на 38 языков, а продано было более 15 миллионов экземпляров. В августе 2011 журнал «Time» назвал книгу «Семь навыков высокоэффективных людей» одной из 25 наиболее влиятельных бизнес-книг[1].

Семь навыков[править | править код]

Основу изложенной в книге концепции составляет последовательность из семи навыков.

Первые три привычки предполагают достижение независимости (умение владеть собой). Следующие три привычки — взаимозависимости (взаимодействие с окружающими).

  1. Будьте проактивны.
  2. Начиная, представляйте конечную цель.
  3. Сначала делайте то, что нужно делать сначала. Порядок приоритетности:
    1. Важное и срочное
    2. Важное и несрочное
    3. Неважное и срочное
    4. Неважное и несрочное
  4. Думайте в духе «выиграл-выиграл».
  5. Сначала старайтесь услышать, а потом быть услышанным.
  6. Достигайте синергии (стремитесь к творческому взаимовыгодному взаимодействию).
  7. Затачивайте пилу (постоянно совершенствуйтесь).

Аннотация[править | править код]

Это книга о качествах, которые должны быть у людей, стремящихся к успеху, книга о гармоничном развитии человека, о поиске смысла жизни и реакции на обстоятельства. Стивен Кови изучил огромное количество литературы по лидерству, успеху, проанализировал жизнь многих великих людей и пришел к выводу, что основой долгосрочного успеха и подлинной самореализации любого человека является верность некоторым основополагающим принципам, вечным истинам, которые верны в любой ситуации и при любых обстоятельствах. По сути, Кови пытается современным языком и на близких всем нам примерах рассказать о тех моральных и этических ценностях, которые проповедуют все мировые религии (и в этом смысле книга выглядит как попытка создать современные «10 заповедей» — пускай и без понятия Бога). Самое интересное, что Кови при этом практически не ссылается на Библию, хотя и говорит почти то же самое. Большое влияние на Стивена Кови оказал Виктор Франкл, автор книги «Сказать жизни „Да“: Психолог в концлагере». Основа философии Кови заключается в том, что человек всегда волен выбирать, как реагировать на ту или иную ситуацию. Даже в самом безвыходном положении, в ситуации крайней несвободы (как например в тюрьме) у человека всегда остается свобода действовать так или иначе, тем самым показывая, что человек — не робот, не марионетка ситуации, а активный творец своей судьбы. В жизни часто возникают ситуации, когда человеку кажется, что у него нет выхода, что он в ловушке, в цейтноте, в долгах. В таких ситуациях позитивный подход Кови может оказаться весьма кстати.

Признание[править | править код]

«Семь навыков высокоэффективных людей» более семи лет возглавляла список бестселлеров и по результатам опроса читателей «Журнала для руководителей» была названа «самой влиятельной книгой по бизнесу XX века».

Журнал «Тайм» назвал доктора Кови одним из двадцати пяти самых влиятельных американцев.

Отзывы о книге[править | править код]

Книга Стивена Кови, впитавшая мировой опыт достижения успеха, может послужить хорошей основой возрождения культуры человеческих отношений. Сила семи навыков и заложенных в них принципов несомненна. Я от души приветствую появление этой книги.

Я. Н. Дубенецкий,
Председатель Правления
Промстройбанка России

Недавно я подарил своему старшему сыну книгу Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей». Мне кажется, что идеи, изложенные в этой книге, помогут сыну построить свою жизнь на принципах эффективности, жить в ладу с самим собой и лучше понимать других людей. В каком-то смысле «Семь навыков» можно назвать учебником жизни. Но эта книга нужна не только отдельным людям. В не меньшей степени она может помочь целым коллективам обрести общую цель, улучшить взаимодействие между отделами, построить стабильные отношения с партнерами и клиентами. Мне лично она помогла посмотреть на многое другими глазами, и жаль, что в пору моей молодости мне не удалось прочитать подобной книги.

Юрий Кириллов,
Президент АО
«Красный пролетарий»

Переводы на русский язык[править | править код]

  • Кови, С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности = The 7 Habits of Highly Effective People: Restoring the Character Ethic / Стивен Р. Кови. — М. : Альпина Паблишер, 2012. — 374 с. — ISBN 978-5-9614-1828-6.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Визуальное саммари на книгу Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей» (англ.) (рус.)

Источник

Книга «7 навыков высокоэффективных людей» представляет собой превосходную работу, посвящённую саморазвитию и личностному росту. Но в ней вы найдёте не только, как и следует из названия, описание семи навыков высокоэффективных людей, но также и информацию на тему вечных принципов, составляющих нашу систему ценностей, и объяснение того, как нужно и важно заниматься развитием своего характера. Аналогично тому, как устойчивость здания зависит от целостности и прочности его фундамента, характер человека служит основой, на которой зиждется полноценная и качественная жизнь.

О Стивене Кови

Стивен Кови – американский преподаватель и консультант по вопросам организационного управления, руководства и управления жизнью, лектор и автор нескольких книг на тему личной эффективности, доктор философии. Имеет степень бакалавра в сфере делового управления и степень МВА. В своё время был мормонским миссионером в Англии, президентом ирландской миссии мормонов, заместителем председателя совета директоров компании «Franklin Covey».

Получил премию за отцовство (у Кови 9 детей и 52 внука), медаль за заслуги перед человечеством, премию Сикха за вклад в дело мира, международную премию «Предприниматель года» и национальную премию «Предприниматель года», удостоен звания «Оратор года» и включён в список 25 самых влиятельных американцев по версии журнала «Time».

В 2011 году журнал «Time» назвал книгу «7 навыков высокоэффективных людей» одной из самых влиятельных книг по бизнесу.

Итак, Стивен Кови предлагает внедрить в жизнь эффективного человека следующие 7 навыков:

  • Быть проактивным.
  • Начиная дело представлять конечную цель.
  • Сначала делать то, что нужно делать сначала.
  • Думать и действовать в духе выиграл — выиграл (win-win).
  • Сначала стараться услышать, а потом быть услышанным.
  • Достигать синергии.
  • Затачивать пилу (постоянно совершенствоваться и развиваться).

Навык 1. Быть проактивным.

Этот навык преследует цель сделать человека самостоятельным, деятельным и инициативным.

Проактивность опирается на активность и ответственность.

Навык проактивности учит решать проблемы находящиеся в круге своего влияния и приспосабливаться к условиям, на которые невозможно повлиять (не тратить на них время и силы) — т.е. тем которые вне своего круга влияния.

Проактивный человек, это такой человек, который осознал свои глубинные ценности, свои цели, сформулировал свои принципы и далее действует согласно этим принципам независимо от обстоятельств.

Проактивные личности умеют выбирать свою реакцию на различные виды внешних факторов раздражителей (физические, социальные, психологические и др.). Иными словами умеют реагировать не первой пришедшей в голову реакцией, а выбрать вариант соответствующий, опять же, своим принципам.

Навык 2. Начиная дело представлять конечную цель.

Этот навык рассматривается как система двойного творения. Сначала мы создаем что-то в своем воображении (а также в планах, целях, чертежах и т.д.) — это первое творение. Затем мы реализовываем задуманное в нашей реальности. Это второе творение.

В первое творение мы вкладываем не только опыт, но и свою совесть, свое сознание, свои принципы.

А свои принципы нужно найти, записать и оформить в личную миссию или личную конституцию. Такой документ создается достаточно долго, в нем выверяется каждое слово. Но потом этот документ становится именно тем базисом и фундаментом, через который человек смотрит на жизнь и принимает решения.

Личная миссия состоит из разделов:

  • Каким вы хотите быть (характер).
  • Что вы хотите делать (вклады и достижения).
  • Ваши ценности и принципы (основа для ваших поступков).

Очень важно уделить достаточное время первому творению. Как в русской пословице: «7 раз отмерь, один отрежь».

Навык 3. Сначала делать то, что нужно делать сначала.

Этот принцип учит соблюдать принцип Парето, который гласит: «20% дел приносят 80% результата».

Очень важно научиться выделять важные дела и отдавать им больший приоритет, чем срочным.

Это означает постараться находиться в квадрате 2. Как правило, наиболее важные дела, они не срочные. Поэтому их люди постоянно откладывают. Но это именно те самые важные дела, которые могут кардинально изменить нашу жизнь.

Планирование лучше и комфортнее делать не ежедневное, а еженедельное. Т.е. вы планируете те дела, которые сделаете в течение недели, скажем в воскресение.

Чтобы делать больше дел из квадрата 2 — очень важно научиться искусству делегирования. И делегирование исполнения и, что важнее, — делегирование руководства.

Навык 4. Думать и действовать в духе выиграл — выиграл (win-win).

Этот навык учит добиваться своих целей таким образом, чтобы все стороны в результате достижения этих целей выигрывали. Чтобы в сделке или в результате договора были довольны все стороны.

Навык 4 основан на сотрудничестве и доверии. Результат выше, чем компромисс.

4 шага к win-win:

1. Представьте проблему с точки зрения другого человека.

2. Определите ключевые вопросы, заботы и опасения, связанные с проблемой.

3. Определите результаты, которые обеспечат полностью приемлемое решение.

4. Выявите новые возможности и варианты достижения этих результатов в координатах взаимного сотрудничества.

Кстати, «win-win» – любимый принцип известного предпринимателя Олега Тинькова 🙂

Навык 5. Сначала стараться услышать, а потом быть услышанным.

Этот навык учит эффективным коммуникациям с другими людьми. Важно научиться не просто слушать собеседника, но и обучиться навыку эмпатического слушания. Научиться сначала понять, а потом быть понятым.

На практике эмпатическое слушание подразумевает следующую цепочку.

1.Вы внимательно слушаете собеседника и стараетесь уловить и как можно глубже понять все его страхи, опасения, устремления и выгоды.

2.После прослушивания вы пересказываете своими словами проблематики и устремления собеседника. Например: «Правильно ли я понял, ваша задача состоит в том то и том то, при этом вырисовываются следующие проблемы и опасения и т.п.»

3.Обычно собеседник далее очень живо вступает в дискуссию, дополняет и т.д. Ему нравится, что его действительно пытаются понять, а не делают вид. Это создает психологическую связь и комфорт в общении.

4.В конечной фазе вы предлагаете свое решение или делаете предложение, желательно в концепции win-win. Как правило, оно будет принято.

Эмпатическое слушание незаменимо на всех видах переговоров, особенно деловых.

Навык 6. Достигать синергии.

Синергия — это объединение различных энергий для создания больших энергий. Создание целого из частей, причем это целое, всегда больше суммы этих частей. С точки зрения синергии 1+1 равно не 2, а 3 и более.

Нужно стремиться к сотрудничеству и партнерству, даже с конкурентами. Это всегда дает синергетический эффект.

Чтобы возникла синергия, должны выполняться следующие условия и требования:

Навык 7. Затачивать пилу

Навык 7 говорит нам о том, что саморазвитие — это путь длиною во всю жизнь. Необходимо постоянно обучаться, развиваться и совершенствоваться. Только в этом случае можно достичь подлинного успеха.

Для гармоничного развития, совершенствоваться нужно сразу в нескольких областях и измерениях: физическом, эмоциональном, интеллектуальном, духовном, социальном.

Вот такое понимание изложенных в книге «7 навыков высокоэффективных людей» мыслей сложилось у меня.

Источник

7 навыков высокоэффективных людей

Стивен Р. Кови

ЧАСТЬ 1. ПАРАДИГМЫ И ПРИНЦИПЫ

Изнутри — наружу

Все, что есть в этом мире выдающегося, непременно

проистекает от правильного образа жизни.

Дэвид Старр Джордан

За более чем двадцатипятилетний период работы с представителями бизнеса и научного мира, а также с теми, кто интересуется проблемами семьи и брака, я встретился с большим количеством людей, которые, по внешним признакам, достигли огромного успеха, но в то же время постоянно испытывали сильную потребность в обретении внутреннего равновесия, в повышении персональной эффективности и развитии здоровых отношений с другими людьми.

Подозреваю, что многие из проблем, которыми они со мной поделились, знакомы и вам.

Я достиг всех целей, которые перед собой поставил, и добился огромного профессионального успеха. Однако за это я поплатился своей личной и семейной жизнью. Теперь я уже не знаю своей жены и своих детей. Я уже не уверен, понимаю ли я самого себя и знаю ли, что для меня важно. Теперь я спрашиваю себя – а стоила ли игра свеч?

Я принялась за новую диету – вот уже в пятый раз за этот год. Я знаю, что излишне полна, и очень хочу изменить свой облик. Я читаю все новые публикации. Я ставлю перед собой цель. Я даю себе позитивную установку. Говорю себе, что могу сделать это… И ничего не получается. Больше, чем на пару недель, меня не хватает. Похоже, что я не могу сдержать обещания, данного самой себе.

Я прошел столько курсов обучения эффективному руководству кадрами. Я хочу, чтобы мои подчиненные работали с высокой отдачей, и изо всех сил стараюсь вести себя по отношению к ним дружелюбно и обращаться с ними правильно. Однако с их стороны я не чувствую никакой лояльности. По-моему, стоит мне заболеть и остаться на день дома, они попросту будут бить баклуши. Почему мне не удается научить их быть самостоятельными и ответственными? Или, может, стоит подыскать других, которые обладают такими качествами?

Мой сын-подросток стал неуправляем, употребляет наркотики. Что ни пытаюсь предпринять, он даже слушать меня не желает. Что делать?

Так много нужно сделать дел, а времени вечно в обрез. Я спешу и ощущаю прессинг времени весь день. Каждый день. Семь дней в неделю. Я посещал семинары по управлению временем и перепробовал с полдюжины всяких систем планирования. Кое в чем они мне помогли, но, все же, я не могу сказать, что живу счастливой, плодотворной и спокойной жизнью, как мне бы того хотелось.

Я хочу научить своих детей ценить труд. Но чтобы заставить их хоть что-нибудь сделать, приходится все время их понукать… и то и дело на каждом шагу слышать жалобы. Легче сделать самой. Отчего дети не выполняют свои обязанности легко и без напоминания?

Я – человек очень занятой. Но порой я спрашиваю себя, так ли уж важно в конечном счете все то, чем я занимаюсь, По-честному, мне бы хотелось думать, что мое существование не бессмысленно, что и я внес какую-то лепту в эту жизнь.

Когда я вижу, что мои друзья или близкие достигли какого-то успеха или добились определенного признания окружающих, я улыбаюсь и горячо поздравляю их. Но в глубине души меня что-то грызет. Почему так происходит?

Я – сильная личность. Я уверен, что, общаясь почти с кем-угодно, могу повести беседу в нужном мне направлении. Зачастую мне даже удается побуждать других приходить к решению, которое угодно мне. Продумывая каждую ситуацию, я убеждаюсь, что предлагаемые мной идеи являются для всех наиболее предпочтительными. Но все же полного удовлетворения нет. Мне всегда хочется знать, что на самом деле думают обо мне и моих взглядах другие.

Наш брак стал не в радость. Не могу сказать, чтобы мы скандалили; просто мы больше не любим друг друга. Мы обращались к консультанту, перепробовали разные рецепты, но, наверное, просто уже не способны оживить прежние чувства.

Все эта проблемы глубоки и болезненны. С наскока их не решить.

Пару лет назад мы с моей женой Сандрой столкнулись с подобной проблемой. У одного из наших сыновей никак не ладилось со школой. Он был хроническим отстающим; не понимал даже условий задачи, не говоря уже о решении. В социальном плане он был незрелым, вечно стеснялся разговаривать даже с близкими. Он был физически слабым, низкорослым, щуплым, с плохо скоординированными движениями, например, он взмахивал бейсбольной битой еще до того, как мяч оказывался в воздухе. Вызывал насмешки окружающих.

Мы с Сандрой были преисполнены желанием помочь мальчику. Мы чувствовали, что достижение успеха, важное в любой сфере жизни, приобретает особое значение при вы­полнении нами нашей родительской роли. Поэтому мы принялись работать над своими установками и поведением в отношении его, одновременно пытаясь повлиять и на его поведение. Мы стремились подзарядить его психологически, используя технику позитивного мышления:

– Давай-давай, сынок! Ты можешь сделать это! Мы знаем, что ты можешь! Возьмись за биту чуть-чуть повыше и смотри на мяч. Не замахивайся, пока он не подлетит поближе.

И если у сына получалось чуточку лучше, мы что есть силы подбадривали его:

– Вот молодец, сынок, так и продолжай!

Если кто-то смеялся над ним, мы набрасывались на насмешника:

– Оставьте его в покое! Не мешайте! Он ведь только учится!

При этом наш сын заливался слезами и кричал, что у него никогда ничего не получится и что он терпеть не может этот бейсбол.

Как мы ни старались, наши усилия ни к чему не приводили. И мы видели, насколько болезненно это сказывается на самолюбии ребенка. Мы пытались подбадривать его, помогать ему, вселять в него уверенность, однако после многократных фиаско мы решили взглянуть на всю ситуацию под другим углом.

В ту пору я проводил большую работу по «развитию руководства» с различными клиентами по всей стране. В частности, мне приходилось каждые два месяца готовить презентации на тему о коммуникации и восприятии для участников программы развития административного персонала IВМ.

Проводя необходимые исследования и готовя соответствующие материалы, я чрезвычайно заинтересовался тем, как формируется восприятие, как оно воздействует на наши взгляды и как наши взгляды воздействуют на наше поведение. Это привело меня к изучению теории вероятности и самореализующихся предсказаний, или «эффекта Пигмалиона», а также к осознанию того, насколько глубоко коренится в нас наше восприятие. Я понял, что мы должны внимательно смотреть не только на мир вокруг нас, но еще и на «призму», сквозь которую смотрим, и что сама эта «призма» определяет наше восприятие мира.

Беседуя с Сандрой о тех концепциях, которым я обучал сотрудников IВМ, мы постепенно осознали, что все, чем мы стремились помочь нашему сыну, не гармонировало с тем, как мы на самом деле воспринимали, видели его. Когда мы честно признались себе в наших глубоко скрытых чувствах, мы осознали, что на самом деле в глубине души мы воспринимали нашего сына как «отсталого» ребенка с неадекватным развитием. Поэтому, сколько бы мы ни трудились над своими установками и поведением, что бы ни делали и что бы мы ни говорили, наши действия оставались малоэффективными, так как он неизменно читал в них: «Ты не способен на это. Ты нуждаешься в помощи».

Источник